Михаил Баранников: "Пионерская правда" интересна тем, что ее создает удивительнейший союз детей и взрослых

В этом году свой 90-летний юбилей отмечает легендарная газета для детей и подростков "Пионерская правда". Газета была создана в помощь всем пионерским организациям страны в деле коммунистического воспитания молодежи. Вместе с идеологией юным читателям прививались важнейшие гуманистические ценности: дружба, социальное равенство, товарищество, любовь к Родине.

После распада СССР и роспуска Комсомольской и Пионерской организаций, отказавшись от политики и изменив свой печатный формат, издание стало всероссийской газетой для детей и подростков. И сегодня "Пионерская правда" – это цветное иллюстрированное издание, которое продолжает свои традиции и помогает найти каждому ребенку все самое лучшее.

Михаил Баранников: Время такое – мы все уткнулись в телевизор, мы совершенно не общаемся друг с другом. И газета дает возможность именно реального и живого общения.

Михаил Баранников – главный редактор газеты "Пионерская правда". Свою карьеру начал как педагог-организатор международного детского центра "Артек". В 1995 году пришел работать корреспондентом в редакцию газеты "Пионерская правда", в которой трудится и по сей день. Михаил Баранников успевает заниматься и общественной деятельностью. Он является членом Координационного совета Общероссийского Союза общественных организаций, работающих в интересах детей – "Гражданское общество – детям России"; член исполкома Совета по детской книге России, член Союза журналистов города Москвы.

Михаил Баранников: Само появление газеты в 1925 году было событием очень интересным. Основателем газеты был Михаил Стремяков – человек, который создал первый пионерский отряд на Красной Пресне. Появляется первый пионерский журнал "Барабан". Но дело в том, что дети – народ неугомонный. И взбунтовались они: "Как так получается? У взрослых – коммунистов – есть своя "Правда". У молодежи – комсомольцев – есть своя "Комсомольская правда". Где наша "Пионерская правда"?"

И вот 6 марта 1925 года вышел самый первый номер газеты "Пионерская правда". Конечно же, он был тогда черно-белый, он вышел небольшим тиражом. Это была газета Московской пионерской организации. И потом, со временем, это стало органом печати Всесоюзной пионерской организации и ЦК ВЛКСМ.

Чем жила наша страна – тем же жили и дети, и об этом же рассказывала газета.

Если посмотреть историю газеты на протяжении всех этих 90 лет – вы знаете, да, действительно, это история всей нашей страны. Потому что то, чем жила наша страна – тем же жили и дети, и об этом же рассказывала газета.

1925 год. Только-только закончилась гражданская война, совсем немного времени после революции, страна в разрухе, большая половина взрослого населения неграмотная, грамотностью владеют только пионеры. Первые номера газеты были как раз посвящены тому, что пионеры – читатели газеты – боролись с безграмотностью. В стране была эпидемия тифа и цинги, поэтому газета рассказывала, как важно мыть руки перед едой, почему нужно делать зарядку, нужно заниматься спортом.

"Пионерская правда" начала выходить в 1925 году. В стране были разруха, эпидемия тифа и цинги… Газета рассказывала, как важно мыть руки перед едой, почему нужно делать зарядку, заниматься спортом.

Идем дальше – начинается Великая Отечественная война. По призыву "Пионерской правды" ребята собирают металлолом, и целые танковые колонны отправляются на фронт. Ребята собирают теплые вещи, подарки фронтовикам. В военные годы в "Пионерской правде" публикуется "Клятва Тимура" Аркадия Петровича Гайдара, и это дает старт очень большому движению, которое живо в стране и по сей день – тимуровскому движению, – когда ребята приходят на помощь ветеранам, старшим, помогают.

Заканчивается война, и пионеры вместе со своей газетой начинают страну восстанавливать. Очень интересный период в истории "Пионерской правды" – это 60-е годы, когда стартует очень большое количество спортивных клубов "Пионерской правды". Их 25, они все на слуху: "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Белая ладья", "Пионерская лыжня". Клубы живы по сей день, соревнования проводятся и сегодня.

Помимо спорта газета очень активно занималась и творчеством, и поддержкой детского чтения. Еще 20 лет назад, наверное, не было психологов как класса, как должности, как профессии. Сложные жизненные ситуации у детей, у подростков были всегда. Они писали письма в газету, и мы предлагали ответить на эти вопросы писателям. Вещь очень интересная, потому что писатель может так вывернуть этот сюжет, как ни один психолог не раскрутит эту ситуацию. Это ребята очень любили. И даже была такая рубрика "Спроси писателя", где писатели отвечали на какие-то самые наиболее актуальные и важные темы для ребят. А темы практически не меняются: это тема дружбы, взаимоотношений, помощи, предательства, каких-то добрых дел или, наоборот, тех, кто пытается делать что-то недоброе.

Сложные жизненные ситуации у детей, у подростков были всегда. В 60-х они писали письма в газету, и мы предлагали ответить на эти вопросы писателям. Писатель может так вывернуть сюжет, как ни один психолог не раскрутит ситуацию.

"Пионерская правда" начала печатать Кира Булычева. "Пионерская правда" печатала и печатает Владислава Петровича Крапивина. Дмитрий Емец, достаточно известный и любимый детский писатель, тоже начинал в "Пионерской правде". Сергей Владимирович Михалков многие стихи свои публиковал в газете. То есть литература всегда была на очень высоком уровне, и не только была, а остается сегодня. Почему? Потому что проблема чтения – она очень важна и актуальна. И если посмотреть на ребенка читающего и ребенка нечитающего, пообщавшись с тем и с другим – это действительно очень большая разница, это небо и земля.

Если дальше говорить об истории "Пионерской правды", то достаточно сложный период времени – это начало и середина 90-х годов, когда разваливается Советский Союз, когда перестает существовать Всесоюзная пионерская организация – единственное детское общественное объединение в Советском Союзе. Появляется достаточно большое количество других детских организаций.

Слово "пионер" начинает очень многих пугать, его начинают бояться. И само название "Пионерская правда" тоже вызывает некую дрожь. В те годы, общаясь с заместителями директоров по воспитательной работе, часто слышал от них такой вопрос. Они подходили и так шепотом спрашивали: "Скажите, пожалуйста, а "Пионерская правда" – это не опасно?" – "Опасно чем?" – "Ну, у вас же политика". Я говорю: "Давайте откроем газету. Я буду очень признателен, если вы мне покажете, где в газете политика".

Да, действительно, был исторический период, когда в газете была политика, но это период 1937-39 годов – сложный период для страны и для газеты. А если говорить о каких-то других временах, в том числе и о моем детстве пионерском, которое пришлось на середину 80-х (я очень любил читать "Пионерскую правду" и с нетерпением ждал, когда придет свежий номер), я не могу сказать, что там была какая-то политика. Были вещи, которые нам газета предлагала: участие в различных творческих конкурсах, марши были пионерские. Опять же, был какой-то определенный стимул. Каждый советский ребенок, каждый советский пионер – и я в том числе – мечтал попасть, например, в "Артек".

Мы не публиковали никогда ни материалы пленумов, ни материалы съездов. Мы не публиковали стенограммы даже слетов пионеров, которые проходили и в Москве, и в "Артеке", и в Ленинграде. Мы рассказывали об этом, потому что ребятам было интересно, это их общественная жизнь.

Где-то начиная с 2000-х годов, я бы сказал, кардинально меняется отношение к самому названию. Народ, когда слышит "Пионерская правда", всегда говорит: "О, "Пионерская правда"! Любимая "Пионерочка". И дальше следует такой классический вопрос: "А что, она еще существует?"

Сейчас мы очень признательны тем людям, педагогам, учителям, которые учат в сегодняшнее непростое время ребенка, подростка работать не только с газетой, но и со средствами массовой информации в целом. Знаете, сейчас очень модно говорить о некоем таком медиаобразовании. На самом деле все проще – есть понятие "информационная грамотность".

Говорят: "Придет такое время, все эти ваши газеты скоро помрут, останется один Интернет". Не произойдет этого никогда, потому что Интернет – это не средство массовой информации. Интернет – это средство коммуникации. Говорить о том, что все газеты умрут и уйдут в Интернет – это значит, что мы просто рано или поздно вообще перестанем читать.

"Пионерская правда" часто проводит какие-то акции, фестивали, конкурсы. Когда мы раздаем газету, вы знаете, иногда сталкиваешься: бежит ребенок, берет газету в руки. Подходит мама, улыбается и говорит: "Спасибо большое, не надо. Мой ребенок ничего не читает, он у меня в компьютер играет". Понимаете, у ребенка есть стремление ко всему этому, а мама росла совершенно на других ценностях, и поэтому в большом понимании и поговорить не о чем.

Следующая проблема, которая очень актуальна и для газеты, и для страны нашей в целом – это преемственность поколений. Она у нас практически полностью разорвана. У нас нет диалога между поколениями, между детьми и родителями. Дети понимают, что пусть они наступают сами на свои грабли, но они никогда не используют опыт родителей. В классическом понимании семья как некая историческая общность разрушается, утрачиваются вот те самые исторические корни.

Мы 1,5 года назад проводили фотоконкурс, который назывался "Что? Где? Когда?". Мы дали десять исторических фотографий и попросили детей сказать, что на этих фотографиях изображено. Некоторые поступили очень умно – засунули это в какие-то поисковые системы и попытались найти эти фотографии. Но для того, чтобы понять, кто такая Саманта Смит, нужно обязательно спросить родителей. А кто такие полярники? Опять же, то же самое – нужно спросить родителей. Или узнать, например, по фотографии абсолютно немедийного человека Агнию Львовну Барто тоже невозможно. Тут нужно обращаться к мамам, к папам, к бабушкам, к дедушкам. Как раз этот диалог, когда старшие рассказывают, а младшим это интересно – это и есть те вещи, которые объединяют и укрепляют семью.

"Пионерская правда" интересна тем, что ее создает удивительнейший союз детей и взрослых. И если раньше в газету мешками приходили письма, то сейчас мегабайтами приходят письма по "электронке", в которых ребята сами предлагают темы, присылают материалы. География юных корреспондентов очень большая, это практически вся страна плюс там, где учат русский язык: это и Польша, например, и страны Балтии.

Газета продолжает являться тем трамплином, благодаря которому ребята могут стартовать дальше: и в спорте, и в творчестве, и в науке, и в учебе – во всех областях.

Очень интересно, что в 2014 году "Пионерская правда" создала Московский городской детско-юношеский пресс-центр. Те навыки, которые ребята приобретают в газете, бесспорно, всегда пригодятся в жизни. Для меня и для коллег очень важно, что и сегодня газета продолжает являться тем трамплином, благодаря которому ребята могут стартовать дальше: и в спорте, и в творчестве, и в науке, и в учебе – во всех областях.

Да, конечно, сейчас не 12 миллионов, а 15-20 тысяч тираж. Получается, что и трамплин вроде бы немножко поменьше, и организация не коммерческая, но я очень рад, что к мнению газеты прислушиваются. Газета продолжает жить и развиваться, оглядываясь и гордясь тем, что у "Пионерской правды" было, и смотря вперед с надеждой, ожидая того, что в будущем будет тоже очень хорошо.