Михаил Мень: Сегодня людям нужны не просто квадратные метры, а качественное жилье и социальная инфраструктура в шаговой доступности

В начале 2015 года по поручению президента страны была сформирована программа субсидирования процентной ставки по ипотеке не выше 12%. Она заработала. И уже сегодня можно подводить предварительные итоги. На сегодняшний день каждая четвертая квартира, которая была куплена в кредит, относится именно к этой льготной программе, за счет чего удается удержать рынок ипотеки. В этом году сумма ипотечных кредитов, которые возьмут россияне, может достигнуть 1 трлн рублей. Это достаточно оптимистический прогноз.

Михаил Мень: Сегодня мы будем выходить на цифру 70-75 миллионов квадратных метров жилья. Это хороший показатель. Падение произошло всего на 35%. Имеется в виду всей ипотечной программы в целом по стране, всего ипотечного кредитования. А эксперты вообще-то предсказывали четырехкратное падение. Если бы не удалось это удержать, то, конечно, ни о каком вводе жилья в таком объеме говорить бы не пришлось.

Михаил Александрович Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. До этого назначения занимал пост губернатора Ивановской области. Имеет государственные награды и награды Русской православной церкви. Его деятельность отмечена благодарностями президента Российской Федерации. В 2011 году награжден орденом почета. Михаил Мень – автор ряда книг и научных публикаций, кандидат философских наук.

Михаил Мень: Ровно год назад, когда начались определенные объективные процессы, сложные процессы в экономике, я собрал здесь, в здании Минстроя, основных застройщиков, в том числе и региональных застройщиков, и застройщиков московского региона. Задал один простой вопрос: что нужно сделать государству, для того чтобы поддержать застройщиков, которые занимаются строительством жилья, для того чтобы нам удержать рынок жилья. Однозначно прозвучал ответ, что необходимо поддержать ипотеку. Все остальное застройщики сделают сами. Это действительно так, потому что у нас сегодня в отрасли, в первую очередь в отрасли строительства жилья, очень высокий уровень импортозамещения. И порядка 85, даже чуть больше, по разным экспертным оценкам, строительных материалов производится на территории Российской Федерации. Поэтому важно было удержать спрос.

После этого по поручению президента правительство начало работать над программой субсидирования процентной ставки не выше 12%. И программа эта заработала. И надо сказать, что она сыграла ключевую роль в том, что нам удалось удержать рынок от того падения, которое вообще-то предсказывали большинство экспертов, которые разбираются в стройкомплексе.

Рекордный показатель жилищного строительства в советское время составлял 73 миллиона квадратных метров. В истории современной России впервые превысить эту цифру удалось только в 2014 году. Тогда было построено более 83 миллионов квадратных метров.

Михаил Мень: Сегодня мы будем выходить на цифру 70-75 миллионов квадратных метров жилья. Это хороший показатель. Если в сегодняшних сложившихся условиях нам удастся выйти на эту цифру. И что хотелось бы еще отдельно отметить? То, что падение произошло всего на 35%, имеется в виду всей ипотечной программы в целом по стране, всего ипотечного кредитования. А эксперты вообще-то предсказывали четырехкратное падение. Если бы не удалось это удержать, то, конечно, ни о каком вводе жилья в таком объеме говорить бы не пришлось.

Год будет сложнее. И перед нами стоит целый ряд вызовов. Первый вызов – это то, что сегодня ни регионы, ни муниципалитеты, ни застройщики не имеют возможностей к тому, чтобы оснастить будущие микрорайоны комплексной застройки инфраструктурой. Притом, разные инфраструктуры. Речь идет и о внешних сетях, инженерии. Речь идет о социальной инфраструктуре. Потому что мы прекрасно с вами понимаем: то, что сегодня людям нужны не просто квадратные метры, люди хотят жить в качественном жилье, чтобы социальная инфраструктура была рядом. Вообще в идеальном варианте практически в шаговой доступности. Речь идет и об учреждениях здравоохранения, и о детских учреждениях, о детских садах, о школах, о спортивных учреждениях, о физкультурно-оздоровительном комплексе. Конечно же, инфраструктура, связанная с внутриквартальными дорогами - тоже очень важный момент, на который сегодня нет средств у муниципалитетов, регионов и у застройщика.

Вообще до кризиса решался вопрос так: если цена квадратного метра в регионе достаточно высокая, то тогда эта социальная, инфраструктурная нагрузка ложилась на плечи застройщика, а в тех регионах, где цена не велика, там это ложилось на плечи муниципалитетов и региональных властей.

Сегодня необходимо выработать ряд мер правительству, для того чтобы удержать ситуацию. Мы сегодня будем добиваться того, чтобы в антикризисном фонде была определенная сумма. Пока речь идет о 20 млрд рублей. Для того чтобы обеспечивать инфраструктурой будущие микрорайоны комплексной застройки. Это очень важно. Но все это будет реализовываться в рамках ранее утвержденной программы ЖРС, программы "Жилье для российской семьи". Основной критерий – это помощь в обмен на уровень цены квадратного метра до 35 тысяч рублей за один квадратный метр.

Программа версталась до кризиса. И сегодня ее необходимо менять. Мы этим сейчас активно занимаемся. Но она стартовала. И в 17 регионах страны в ближайшее время люди уже начнут получать квартиры в рамках этой программы.

Конечно, крупные регионы с высокой ценой квадратного метра – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, другие подобного уровня регионы – конечно, не интересовались этой программой. Но сейчас хороший тренд. Мы видим, что подмосковные власти уже присматриваются, во всяком случае в части тех муниципалитетов, которые расположены далеко от Москвы, возможно участие в этой программе.

Это очень важные процессы, на которые сегодня нам предстоит дальше влиять. Следующий элемент влияния – это ограничение административных барьеров. Говоря о том, что было 2-3 года назад и о том, что сегодня происходит, можно с уверенностью сказать, что сегодня уже административные барьеры не входят в топ перечня проблем, которые называют застройщики. Это хорошо. Во многом сыграло роль то, что нам удалось все-таки сделать исчерпывающий перечень необходимых согласований для получения разрешения на строительство в жилой сфере. И это, безусловно, дало свой результат. И сегодня мы рассматриваем возможные варианты создания подобного рода исчерпывающих перечней в других видах строительства.

Дальше хотел бы несколько слов сказать: то, что сегодня делается в техническом регулировании строительной деятельности и в ценообразовании. Это две очень важные составляющие. Впервые в истории современной России нам удалось добиться того, что в этих двух сферах появилось государственное задание. Ранее все решалось по другому принципу – по заявительному принципу. То есть сами участники рынка делали определенные своды правил, делали определенные нормативы цены на те или иные услуги и механизмы, или на те или иные ресурсы, строительные материалы. И уже дальше соответствующие подведомственные учреждения нашего министерства уже разбирались в экспертном плане, насколько соответствуют действующим нормам законодательства те или иные решения.

Конечно, были и не инициативные работы. И за эти два года мы достаточно большое количество сводов правил поменяли. Но темпы нас никак не устраивали. Потому что время бежит вперед, появляются новые технологии, появляются новые материалы. И все это необходимо вводить в действо в нашей строительной отрасли. И сегодня работа в этом смысле началась. И 2015 год стал первым годом в трехлетке этих серьезных изменений в техническом регулировании и в ценообразовании, и сметном нормировании.

Что мы получим в конечном итоге? В сметном нормировании мы получим практически исчерпывающую базу данных ресурсов. И уже отталкиваясь от этой базы данных различных ресурсов, что есть ресурсы в стройке? Это сами строительные материалы, это услуги машин и механизмов, и это затраты на заработную плату.

Когда мы будем видеть исчерпывающий перечень, для того чтобы любой сметчик мог зайти в эту государственную базу, получить там примерную стартовую, начальную стоимость для дальнейшего прохождения аукциона. Речь идет, конечно, в первую очередь о бюджетном строительстве из разных источников бюджета – из федерального, из регионального и муниципального. Но уверен, что здесь должны включаться и госкорпорации, крупные госкомпании. Да и частный бизнес с удовольствием будет отталкиваться от такой базы сметных нормативов. Мы живем в рыночных условиях, не в плановой экономике, где формировалась так называемая госцена. Это, конечно, речь ведется о другом – о стартовой цене, которая формируется, дальше она проходит оценку достоверности стоимости уже в Главгосэкспертизе. И после этого только выносится уже на конкурсные процедуры, где, как правило, происходит и соответствующее снижение, и приведение в соответствии с рыночными возможностями. Это серьезные изменения.

Если говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве, то здесь, конечно, очень важный переход на концессионные соглашения. Дело в том, что сегодня отремонтировать сети по стране с помощью бюджетных средств невозможно, да, и, мне кажется, не надо перед собой такую задачу ставить, потому что весь мир живет по другим принципам. Вообще жилищно-коммунальное хозяйство – это бизнес вполне окупаемый. Суть концессионного соглашения – это когда концессионер получает по сути во временное пользование тот или иной ресурс. Это не аренда и не приобретение в собственность, потому что, по нашему мнению, необходимо системообразующие компании оставлять в публичной собственности муниципалитета или региона. Закон о концессиях был принят достаточно давно.

Но чего не хватало для того, чтобы эти принципы заработали в жилищно-коммунальном хозяйстве? Долгосрочного тарифного регулирования, потому что без долгосрочного тарифного регулирования не будет понимания у инвестора, что будет с тарифным решением завтра или послезавтра. И инвестор, концессионер становится зависим от региональной исполнительной власти, муниципальной исполнительной власти. И это создает почву для нехороших манипуляций региональными властями. Поэтому это крайне важный момент. И с этого года концессионер с концедентом заключают соглашение о формуле на весь период концессионного соглашения. Допустим, на 10 лет, если инвестор взял в концессию управление водоканалом, например, того или иного муниципалитета, то, соответственно, на весь этот период расписывается тарифная формула, то есть инвестор понимает и знает, какова будет тарифная формула через 2 года, через 3 года и так далее. Он может планировать свои расходы.

Помимо этого, начинают работать энергосервисные контракты. Это очень интересная форма, когда частная компания приходит в частный многоквартирный дом. Работают над снижением уровня потерь по всем ресурсам. Прибыль получают они. Но договор конечный. И после того, как он заканчивается, прибыль от сокращения издержек остается уже у людей.

Принципы эти работали и раньше. Но не было главного: не было понятного принятия решений. То есть энергосервисная компания должна была договориться практически с каждой квартирой. Сегодня принцип демократического централизма, то есть когда на общедомовом собрании простое большинство людей может принять решение о заключении энергосервисного договора, потому что другого варианта для того, чтобы энергосервис приблизить к нашим многоквартирным домам, мы просто не видим. Все это вместе с введением лицензирования управляющих компаний, которые управляют многоквартирными домами, вместе со сдерживанием совокупного платежа и составляет нашу реформу, которую мы проводили в течение этих двух лет. Больше мы не планируем ничего менять в законодательстве. То, что необходимо сделать, мы сделали. Может быть, определенная шлифовка законодательства будет. Но это уже те правила игры, которые мы установили. И нужно всем игрокам рынка, всем региональным, муниципальным властям отталкиваться от этого и реализовывать эти задачи.

То, что касается капремонта – это очень непростая тема. Но это решение вынужденное, потому что у нас сегодня совершенно очевидно, что если не принять сейчас определенные решения, то через определенное количество времени, достаточно быстро, и через 5-7 лет уже будут совсем серьезные проблемы с нашим многоквартирными домами, начиная с пятиэтажек и дальше уже панелькам более современным и так далее. То есть решения необходимо принимать.

Люди у нас в большинстве своем являются собственниками квартир, собственниками своего жилья. Порядка 85% наших жителей. Но настоящими хозяевами еще люди до конца, к сожалению, не стали. Не чувствуется пока ответственность, все время хочется переложить ответственность на какого-то дядю, который придет и будет решать вопрос. И порой пассивность наших граждан при выборе той же управляющей компании и так далее – это тот бич, который преследовал на самом деле все эти годы жилищно-коммунальное хозяйство.

То, что касается капитального ремонта, ранее он делался за счет бюджетов различных уровней. И, конечно, если брать 2013 год, там чуть больше 6000 домов было отремонтировано, когда работала еще старая схема.

Сейчас чуть больше года заработал новый механизм, и мы уже приближаемся к 20000 домов. То есть это показатель того, что эта схема действительно работает. Мы понимаем, что это непопулярная мера. Но у людей есть развилка, люди могут принять решение либо сбрасываться, что называется, в общий котел по аналогии с советской кассой взаимопомощи. А регионы уже расписывают последовательность, по которой идет перечень ремонта домов в зависимости от степени их износа. И есть другой вариант – это открытие собственного счета дома, так называемого спецсчета дома. И уже люди сами управляют своими средствами, которые они вкладывают в будущий ремонт собственного дома. У нас пока таких домов не более 10%. Все-таки большинство предпочитает сбрасываться в общий котел, что называется. И меня часто мои знакомые спрашивают: как нам лучше поступить? Я советую такое: если дом более-менее новый, в хорошем состоянии, то, конечно, можно открыть спецсчет дома и спокойно самим и следить за этими средствами, и уже самим решать, что в первую очередь необходимо отремонтировать через год, через два, через пять – либо крышу, либо фасад, либо подъезд, либо коммуникации. А если все-таки дом в достаточно изношенном состоянии, то, конечно, лучше избрать вариант общего котла или регионального оператора капитального ремонта, потому что тогда больше шансов, что скорее до вас дойдет вот эта очередь.

Определенные льготы для определенных категорий по капремонту будут. Это я считаю правильным, справедливым решением. В первую очередь 50%-ое освобождение от льготы у инвалидов I и II группы и у семей, которые воспитывают детей-инвалидов. А также еще одна категория – это одиноко проживающие пенсионеры. Они также в возрасте от 70 до 80 лет освобождаются на 50%, а одинаково проживающие пенсионеры от 80 лет и старше – на все 100% от оплаты капитального ремонта.

У нас средняя цифра тарифа – это 6 рублей 26 копеек за один квадратный метр в месяц. Но мы принципиально не стали навязывать тарифную политику регионам. У нас разные регионы с разными условиями, с разной бюджетной обеспеченностью. У кого-то есть из регионального бюджета возможность приплачивать в этот фонд капитального ремонта, в региональный оператор. У кого-то такой возможности нет, у кого-то изношенность больше, у кого-то – меньше, уровень средней заработной платы разный в регионах. Поэтому это отдано на решение регионов. И здесь, конечно, тоже возникают разные дискуссии. Самая яркая дискуссия: если у Москвы 15 рублей тариф, у Санкт-Петербурга чуть больше 2 рублей за метр. Понятно, что у людей возникают определенные вопросы. Но если у Петербурга есть возможность дотировать из собственного городского бюджета, значит, может быть и так. Пришло время таких не очень популярных, но необходимых мер для нашей жилищной политики.

Если в многоквартирном доме есть 2-3 активиста или даже один активист, который берет на себя ответственность, который организует общедомовое собрание, который подталкивает своих соседей к принятию каких-то решений по управлению домом, то в этом доме все более-менее нормально управляется. Поверьте, я 8 лет проработал на земле, в регионе, и я прекрасно знаю, что происходит на земле. Бывает, рядом два одинаково стоящих дома, обычные панельные девятиэтажки. Приходишь в один дом – а там в подъезде чистота, коврики лежат, цветы стоят, картины или постеры на стенах висят. И соседний дом точно такой же, того же времени постройки – в ужасном состоянии: и подъезд, и коммуникации, и так далее. То есть очень много зависит от того, как организуются люди, какое они решение примут: будет у них управляющая компания, может быть, они создадут товарищество собственников жилья, что является, безусловно, более прогрессивной формой.

Здесь наша задача – максимально подталкивать людей к управлению собственным жильем. Потому что не то что мы из Москвы, из министерства, но даже и губернатор и мэр города не могут отследить, как ведется работа управляющей компании, как ведется работа Фонда регионального оператора, капитального ремонта непосредственно прямо из своих кабинетов. Здесь очень важно самоуправление именно многоквартирного дома. Поэтому мы стараемся максимально давать информацию в интернете, региональным жилинспекторам, чей статус сегодня достаточно серьезно повысился в связи с лицензированием управляющих компаний. Это норма, которую люди давно ждали, чтобы найти управу на управляющие компании. Извиняюсь за игру слов. Но это очень важный аспект. И в силу этого закона жилинспекции набрали административной силы. И сегодня они ведут по нашим методикам также обучающую работу. И выпускаем такие методические пособия, такую азбуку ЖКХ, для того чтобы люди просто с самого начала разобрались в том, что они платят, за что они платят, кому они платят, что они могут потребовать с этого, что такое открытость управляющей компании, открытость информации в отчете управляющей компании. И как можно сменить управляющую компанию по новому законодательству, если она недостойно управляет вашим многоквартирным домом. То есть вся эта информация необходима на самом деле каждому владельцу квартиры. И хочу сказать, что в каждой семье должен быть определен ответственный за управлением домом, за присутствие на собраниях. Молодежь, детей, которые любят интернет, попросить или заставить, чтобы они четко нашли свой дом в региональном операторе капитального ремонта. Там все написано, когда он подлежит ремонту, какой объем работ будет сделан. Нужно обязательно зайти на сайт своей жилинспекции, для того чтобы понять, какие у нее функции, рейтинг управляющих компаний посмотреть в случае выбора, например, новой управляющей компании и так далее. То есть сегодня в век интернета возможность получения информации есть абсолютно у всех. 

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень - об актуальных проблемах и вопросах жилищной политики в стране.