Ольга Костина: Ребенку необходимо расти в семье, где есть любовь, безопасность, а государство должно этому содействовать

Последние годы в России в целях укрепления семьи как основы государства приняты ряд нормативно-правовых актов, направленных на защиту материнства и детства, создание условий для роста рождаемости, охраны детства, укрепления института семьи. Это приоритетные социальные задачи в России, они имеют огромное значение для настоящего и будущего нашего государства и требуют согласованной работы органов власти всех уровней. На повестке дня для новообразованной комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, детей и материнства целый ряд общественных инициатив и законопроектов, требующих незамедлительного решения. Только с формированием общероссийской концепции семейной политики станет возможным начало пошаговой реализации долгосрочной программы поддержки семьи.

 

Ольга Костина: Ребенку необходимо расти в семье, где есть любовь, безопасность, а государство должно этому содействовать

Ольга Костина – окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. С 17 лет работала в журнале "Студенческий меридиан", была одним из лидеров студенческого движения в Москве, активно публиковалась в таких изданиях как "Правда", "Учительская газета, "Комсомольская правда". В 2005 году учредила и возглавила правозащитное общественное движение "Сопротивление". С 2010 года является членом Совета Общественной палаты Российской Федерации. В настоящее время Ольга Костина – председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, детей и материнства.

Ольга Костина: В составе обновленной Общественной палаты сформирована новая комиссия, которая посвящена заботе о материнстве, детстве и семье – это тематика, которая всегда вызывает очень много споров и дебатов, а зачастую и много столкновений в обществе. Это важная, безусловно, тематика. Она важна и для формирования личности и для формирования наших будущих поколений, поэтому в нынешнем составе Общественная палата решила выделить эту работу в отдельную комиссию. Мы для себя наметили несколько направлений, часть из которых мы хотим доделать, и часть из которых мы хотели бы сдвинуть с места. Из тех, что мы хотели бы доделать, и тут уже есть определенные сдвиги – это обеспечение детского досуга и отдыха. К сожалению, в результате пертурбаций в нашей стране и изменений социальных статусов, изменения политики государства, мы почти потеряли эту сферу для родителей и детей. На сегодняшний день внутренний туризм по стране и детский досуг стали неподъемно тяжелыми как для преподавателей, которые на грани выживания этой сферы, так и для родителей, которые кругом обложены необходимостью за все платить. На сегодняшний день вызывает колоссальное напряжение, в частности разговор о платной "продленке". Тем не менее, за последние 2 года удалось сдвинуть с места ситуацию, связанную с досуговыми центрами и непрерывным образованием. Сформирован совет по детскому туризму. На сегодняшний день есть шанс, что это будет восстановлено. Невозможно, говоря о патриотизме, а нам сейчас об этом говорят много, говоря о воспитании поколений в духе патриотизма и любви к своей стране, невозможно не учитывать такой колоссальный фактор, как познание своей Родины и исторических корней через путешествие по своей собственной стране, потому что это история, культура, если хотите, традиции воспитания, образования и даже кулинарные. Это такой колоссальный способ познать свою родину, не говоря уже о том, что это еще и способ познать друг друга, познать поддержку, узнать какие-то навыки выживания.

Невозможно, говоря о патриотизме, не учитывать такой колоссальный фактор, как познание своей Родины и исторических корней через путешествие по своей стране, потому что это история, культура, традиции воспитания и образования.

На повестке дня сейчас стоят вопросы дополнительного образования. Удалось добиться того, что в начале декабря в России пройдет первый за многие годы съезд преподавателей дополнительного образования.

Это те самые люди, фактически подвижники, которые находясь на грани выживания, занимаются с детьми в кружках, пытаются сохранить это дополнительное образование. Дополнительное образование на самом деле является не только вопросом развития ребенка, но и безопасности если хотите. Потому что если ребенок помещен не на улицу и не болтается в ожидании того, что он сам может совершить преступление или против него будет совершенно преступление, правонарушение. Если ребенок занят интересным делом, которое возможно перерастет впоследствии в профессию, конечно, это колоссальный шаг вперед и очень большая помощь для родителей. Мы очень часто слышим о том, что родителям предлагается материнский капитал, предлагается приемным родителям даже заключать трудовые договора, в общем, государство предлагает деньги для поддержки семьи, нисколько не умаляя этого шага, поскольку воспитание ребенка дорогостоящая затея. Давайте не забывать услуги, которые государство может и должно гарантировать семье, которые тоже в значительной степени снимают нагрузку в семье как финансовую, так и по времени. И досуговые центры непрерывного образования, и группа продленного дня – это мощнейший способ разгрузить родителей. Около 40% наших детей воспитываются одним родителем. Что такое для этого человека нагрузка, когда кругом все платное и когда ребенка невозможно ни с кем оставить мы себе можем представить.

Преподаватели дополнительного образования – это подвижники, которые находясь на грани выживания, занимаются с детьми в кружках. Благодаря им дети не болтаются на улице. Это очень мощная поддержка для родителей.

Еще очень большой блок, который мы намерены поднять – это восстановительное правосудие. Если в области защиты детей-жертв преступлений нам удалось добиться значительных изменений, на сегодняшний день создана целая система в Следственном комитете сопровождения ребенка-жертвы, созданы реабилитационные блоки, это слушалось, в том числе на правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. Изменено законодательство, которое позволяет пострадавшему ребенку пройти через систему правосудия без дополнительной травмы, быстро и в полностью закрытом информационном пространстве, потому что травмировать ребенка этими процедурами, выставлять на публичное обозрение его трагедию - это недопустимая ситуация во всем мире. Удалось добиться даже бесплатного адвоката для несовершеннолетнего, если у его законного представителя нет возможности или, если законный представитель - преступник по отношению к ребенку. В общем, в этом направлении удалось сделать многое, на это ушли годы, почти 8 лет борьбы за законопроект, который защищает жертв преступления в России, был принят в конце прошлого года и подписан Президентом перед новым годом. Но то, что касается детей-преступников, детей не достигших уголовного возраста, но совершивших правонарушения, здесь ситуация катастрофическая.

Мы держим первое место в Европе среди убийств в подростковой среде, и не имеем на сегодняшний день никаких механизмов социализации детей, совершивших преступление.

Потому что мы не только держим первое место в Европе среди убийств в подростковой среде, но и, к сожалению, не имеем на сегодняшний день никаких механизмов их социализации. Каждый раз, слушая коллегии силовиков, я сжимаюсь от ужаса и не понимаю, почему на это никто не реагирует. Рецидив среди подростков вырос на 20-30 %, в 2 раза последняя цифра. Наши дети убивают друг друга, убивают взрослых, убивают беспомощных пенсионеров, убивают бомжей и т.д. Жесткая среда, в которой мы живем все вместе, и в которой живут наши дети, не позволяет без помощи взрослых, без поддержки государства пережить тот социальный напор, который оказывается на ребенка. Та жестокость взрослых, в первую очередь, которую наблюдают дети, передается им и усиливается в разы, многократно в силу их еще неразвитости такой социальной и моральной. Не способствует этому, к сожалению, и информационный фон. Непрерывные тиражирования видеокадров, где дети издеваются друг над другом, более того после этого тиражирования дети становятся участниками ток-шоу. Это такая минута славы, что потом объяснить ребенку, почему это безобразно очень сложно, боле того появляются подражатели. Информационной политики в области воспитания детей на сегодняшний день нет и то, что мы пожинаем сейчас, это результат ее отсутствия.

Что делать? Существует опытный проект общественного сектора, существует программа медиации, к которой мы только сейчас подходим, это программа школьного примирения, программа примирения в детской среде. Не допустить перехода вот этой грани, не допустить перехода конфликта, потасовки в преступление, и конечно, не допустить рецидива.

Еще одни аспект, который тоже нам представляется необходимым к разработке – это вопросы, связанные с воспитанием и подготовкой к родительству. Мы готовы предложить как государство финансовую помощь, мы возможно предложим и какие-то инструменты, связанные с государственными услугами. Но как подготовить молодых людей ко всем тем трудностям, сложностям, стоящим, безусловно, того, которые у них начнутся в связи с рождением ребенка. На сегодняшний день, что дает государство, если женщина молодая пришла, например, в женскую консультацию и сказала о том, что она готова родить ребенка. Скорее всего, это медицинская помощь в большей степени. Образовываемся мы сами. Если у нас есть родители, близкие, которые могут передать свой опыт, рассказать о своем видении, преставлении, воспоминаниях, то это прекрасно. Если они могут помочь нам с воспитанием это еще более прекрасно, но это далеко не всегда.

У молодых родителей очень мало времени на воспитание детей, по некоторым аспектам до 14 минут в неделю называли респонденты различных опросов, потому что работать надо. На первом месте по опросу молодых родителей одеть, обуть, накормить, и это тоже понятно.

У молодых родителей очень мало времени на воспитание детей: по данным различных опросов – всего 14 минут в неделю!

В такие условия мы поставлены в результате бытовых проблем, вследствие социально-экономической ситуации в стране, их здесь осуждать за это нельзя, но думать о том, как помощь можно. На сегодняшний день нужно понимать, что именно в первые годы жизни ребенка, особенно первый год жизни, закладываются основы его личности, его характера. К сожалению, в эти же годы в случае неудачного подхода закладывается агрессия, девиантное поведение, развиваются всевозможные преступные наклонности. Знают ли об этом молодые люди, которые ждут ребенка? Вряд ли.

Четвертый блок, тоже довольно трагический, спорный, сложный, но без которого уже невозможно обойтись. Наша страна остается едва ли не единственным пространством в Европе, даже постсоветском пространстве, у которой нет никаких законов, предотвращающих домашнее насилие. Длительное время бытовали у нас мнения о том, что не надо вмешиваться в семью. Мы часто слышим, что вы лезете туда – они сами разберутся, не надо разрушать семью, ювенальный террор и т.д. и т.п. Все вот это лицемерие приводит к тому, что на сегодняшний день мы даже не знаем точного объема гибели в семье, мы не знаем точного объема насилия в семье. Почему это страшно? Потому что даже если папа бьет маму, или мама бьет папу, и такое бывает на почве алкоголизма особенно, даже если они не бьют ребенка, то ребенок это наблюдает. Степень деформации психики, нервной системы не поддается сейчас даже комментарию – ребенок может вырасти преступником, ребенок может покончить с собой. Наблюдение за тем, как самые близкие тебе люди уничтожают друг друга и физически, и морально это одна из самых страшных травм, которая может постигнуть человека, который начинает жить.

Наблюдать за тем, как самые близкие тебе люди физически  и морально уничтожают друг друга - одна из самых страшных травм для человека, который начинает жить.

В нашей практике был случай, когда мужчина истязал свою сожительницу 8 часов на глазах ее ребенка 3-летного – он не получил никакого наказания. Он получил предписание суда посетить психотерапевта и пить таблетки, т.е. даже не принудительное лечение. Безобразное отношение к тому, что терпят люди и за чем наблюдают дети, что самое потрясающее. Но сказав себе честно, что это самая важная проблема для государства, мы сможем выстроить и семейную политику и разобраться с действительно трагическими острыми ситуациями, связанными с числом абортов. Безусловно, справимся с тем, как подготовиться к родительству и, конечно, справиться с преступностью, которая разъедает именно детское сознание изнутри семьи, снаружи из общества и социума, из интернета, из телевизора и т.д. Вот такой большой блок, на который мы рассчитываем потратить наше все время и очень рассчитываем на поддержку со стороны граждан, на поддержку со стороны неправительственного сектора, который в свою очередь тоже будем стараться поддерживать.