Петр Шелищ: Если власти не слышат голоса потребителя, то у экономики перспектив нет. Она окажется неконкурентоспособной

Защита прав потребителей. Эта проблема возникла вследствие свободной конкуренции в экономически развитых странах мира еще полвека назад. Самостоятельно справиться с обилием предлагаемых товаров, работ и услуг потребитель порой просто не в состоянии. И россияне здесь – не исключение. Чаще всего мы сталкиваемся с некачественными услугами в сферах торговли промышленных товаров и продуктов питания, а также в области жилищно-коммунального хозяйства. Ежедневно вступая в те или иные взаимоотношения с продавцами или исполнителями, нас обсчитывают, обвешивают, не принимают подклеенные скотчем деньги. Нам могут не выдать чек при покупке товара, забыть вручить гарантийный талон, могут содрать с нас деньги за добровольную страховку без нашего ведома, обмануть при составлении договора или контракта и многое другое.

Когда клиент или покупатель не знает своих потребительских прав, облапошить его не составляет никакого труда. Но только сам потребитель в силах изменить подобное отношение к себе.

Тот факт, что права потребителя находятся под надежной защитой, весь мир отмечает 15 марта с 1983 года. Эта дата была приурочена решением ООН к годовщине выступления президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1962 году. Тогда в обращении американского президента были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

Петр Шелищ: Это вопрос не только благополучия, хорошего настроения миллионов граждан. Это вопрос перспектив национальной экономики. Потому что если она не способна обеспечить безопасность, честную информацию о том, что она производит, не обеспечивает возможности выбирать, если власти не слышат голоса потребителя, то у экономики перспектив нет. Она окажется неконкурентоспособной.

Петр Шелищ, председатель общероссийской общественной организации Союз потребителей Российской Федерации, председатель совета директоров Союза участников потребительского рынка, кандидат философских наук, депутат Государственной Думы четырех созывов. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Петр Шелищ: В нашей стране отмечать этот день начали в 1992 году, когда был принят закон Российской Федерации о защите прав потребителей. И надо сказать, что этому предшествовало годом раньше принятие закона СССР с тем же названием. И этот закон СССР, который в значительной степени делали мы, те, кто начинал потребительское движение, общественное потребительское движение, был правительственный законопроект, мы сумели убедить правительство, что их законопроект во многом неправильный. Например, там норма такая устанавливалась, что в стране не могут выпускаться товары с качеством ниже, чем лучшие зарубежные образцы. Такая была благоглупость.

Не понимали, к сожалению, тогда, что в рыночной экономике есть спрос на товары любого качества. Лишь бы этому качеству соответствовала цена.

Например, часы. Есть прекрасные швейцарские бренды, которые обеспечивают точность хода и абсолютно надежную работу в течение многих лет. Но стоят они прилично – тысячи евро. А есть штамповка, которую можно купить за 3-5 долларов. И, может быть, она остановится через два дня, а, может быть, вы всю жизнь с ними проходите. Это как повезет.

И просто важно, чтобы штамповку не выдавали за брендовые часы, чтобы не обманывали потребителя. К сожалению, вот эта проблема сегодня стоит очень остро нашей стране. Не в отношении часов. Здесь уже все более-менее понятно. А в отношении продуктов питания в первую очередь, да и многих услуг. Когда выдают за то, что мы привыкли покупать, кушать нечто, совершенно не соответствующее по своим потребительским свойствам, привычным нам.

Кому могло прийти в голову, что мороженое может делаться из пальмового масла, как и любые другие молочные продукты? А сейчас это, к сожалению, носит массовый характер. И проблема здесь не столько даже во вредности этого пальмового масла. Медики говорят, что в небольших количествах вреда от него нет. Хотя надо сказать, что количество фантастическое сегодня мы потребляем.

Могу вам сказать, что обычное подсолнечного масла на среднего российского гражданина приходится у нас литр в месяц. И его мы видим в бутылке у себя на кухне. А пальмового масла к нам завозится по полкилограмма в месяц на человека, и его мы в магазинах не видим, его не продают. Но на самом деле продают как компонент молочных продуктов, кондитерских изделий. Это, конечно, полное безобразие. И то, что государство не может с этим справиться – это нас никак не может устроить.

Вот это одна из наших главных проблем. Причем, надо иметь в виду, что сейчас экономическая ситуация резко ухудшилась. И мы видим буквально то же самое, что видели в конце 2008 – 2009 году, когда был экономический кризис: резко обостряется конкуренция между изготовителями любой потребительской продукции, и между продавцами тоже. И они пытаются экономить на издержках.

Торговля отбирает тех поставщиков и ту продукцию, которая дешевле. Ее проще продать. И тем самым фактически стимулирует снижать издержки. А за счет чего их можно снизить? А очень просто: заменяя, скажем, муку высшего сорта на сорт пониже, сейчас уже идут разговоры о подготовке нового национального стандарта, который позволит фуражную муку, идущую на корм скоту, использовать в хлебопечении. О пальмовом масле мы уже говорили. И это все носит действительно весьма массовый характер. Масса способов жульничества и при реализации мясопродуктов.

И абсолютно убежден, что оправдывая это тем, что у людей стало меньше денег, что приходится жертвовать качеством, чтоб люди могли накрыть на стол, как привыкли, я считаю, что это абсолютно не оправдано. Спросите людей. Я думаю, что если им все разъяснят, как это влияет на их здоровье, на здоровье их детей, они предпочтут, может быть, меньше кушать, но качественные продукты.

Петр Шелищ: Другая проблема серьезнейшая: среди обращений потребителей, а только в Союз потребителей России их за год поступает порядка 400 000. Примерно столько же в Роспотребнадзор. В муниципальные органы. Так вот, среди всех этих обращений все больше становится доля претензий к самым разнообразным услугам – туристическим, финансовым, образовательным, медицинским. О жилищно-коммунальных я уже не говорю. Их вообще при опросах, которые мы ежегодно проводим, когда мы спрашиваем "на что вообще власти надо обратить в первую очередь внимание на потребительском рынке?", на первое место ставят жилищно-коммунальные условия.

И я не думаю, что это потому что качество их снижается. Но цены растут очень быстро. В наших доходах оплата ЖКХ составляет где-то 11-12%. Это тот уровень, который у среднего европейского жителя. Но у него доходы значительно выше. И, в общем, мы уже вправе спросить такое же качество, как там, в Европе. Конечно, этого качества нет.

А если говорить об образовательных, медицинских, финансовых, туристических услугах, то там огромное количество нарушений наших прав связано со злоупотреблением правом. Когда одна сторона договора извлекает необоснованное преимущество из-за того, что что-то в тех областях, где четко, жестко, конкретно, подробно не урегулировано законодательство.

Поэтому мы много лет добиваемся, чтобы в специальных отраслевых законах были четко и подробно прописаны все существенные условия договоров. Почему? Потому что если кто-то в своем договоре не предусмотрел существенные условия договора, что в договоре должно быть записано черным по белому то-то и то-то. Например, если вы приобретаете тур, то есть услугу по туристической поездке, то должно быть записано и на каком расстоянии от моря или реки находится здание или домик, в котором вы будете находиться. И куда выходят окна, и какое это расстояние от проезжей дороги, и что примерно будет за рацион у вас. Потому что огромная масса жалоб связаны именно с этим: "нам обещали одно", а когда начинаешь разбираться, в договоре ничего этого нет, и обещания к делу не подошьешь и не оспоришь.

И это же касается образовательных услуг. Сейчас же огромное количество молодежи учится за деньги. И по ходу обучению вузы нередко практикуют повышение платы. Ваш ребенок закончил два курса, а на третьем вам говорят: за третий надо платить больше. Не хотите – уходите. А куда вы пойдете с этой программой, которая у вас была. Не факт, что вы найдете место, где вас возьмут на третий курс после этого. Вот такие вещи тоже должны быть поставлены законом. Для этого надо четко прописать все это.

И множество других таких вещей, которые должны появиться, как мы считаем, сначала в виде дополнительных норм в специальные отраслевые законы, в виде типовых договоров, которые утверждаются правительством, в соответствии с законом о защите прав потребителей это вполне возможно. И даже в 2011 году на заседании государственного совета страны, который впервые в нашей истории рассматривал вопрос о защите прав потребителей, к сожалению, воз и ныне там.

Хотя по некоторым направлениям есть движение. Например, принят закон о потребительском кредите. Хорошо. Там много чего прописано. Там прописано, что не может превышать процент по потребительскому кредиту некоторой величины, потому что раньше он может еще и сегодня в сфере микрофинансовых организаций в десятки раз превышать тот процент, который брала старуха, убитая Раскольниковым. Он по нынешним временам был смешной. Она брала 10 копеек в месяц с рубля. Сейчас микрофинансовую организацию, которая бы имела такие скромные аппетиты, найти непросто.

В сфере страхования убеждены, что надо как-то устанавливать норму доли выплат по страховых случаям в общих суммах, которые собирают страховые компании. Сегодня эта доля не превышает половины. То есть не больше половины из того, что собирают страховые компании, они выплачивают пострадавшим при страховых случаях, а основное идет им и в первую очередь тратится на стимулирование агентов, которые всеми способами нас стараются застраховать. И много чего еще тут можно по этой части говорить. Но мы рассчитываем, что если такая работа у нас наконец в стране начнется, а это невозможно общественными силами. Тут нужны серьезные коллективы юристов. То завершиться она должна была бы созданием потребительского кодекса, который мог бы стать, как закон о защите прав потребителей, настольной книгой для каждого потребителя.

Кстати, если вы наберете в любом поисковике слово "закон", то первым выскочит закон о защите прав потребителей. Это значит, его чаще всего затребуют. И это естественно, потому что в отношения на потребительском рынке мы все вступаем ежедневно. И неприятностей там мы имеем больше, чем где бы то ни было. Судя по нашим опросам, доля людей, которые знали свои потребительские права и готовы были их защищать, у нас неуклонно росла в 1990-е годы и в начале 2000-х, а потом остановилась. И где-то процентов 40 сейчас не готовы ничего делать. Принимают как наказание судьбы, но права свои не защищают. Им надо в этом помогать.

Петр Шелищ: Во всех странах Европейского Союза создана такая система: государство заказывает союзу потребителей консультирование, информирование и первичную правовую помощь гражданам-потребителям. Нам, конечно, нужна систематически финансируемая бюджетами всех уровней система консультирования потребителей, помощи им в отстаивании своих прав. Только так мы будем подавать правильные сигналы участникам рыночного оборота – и торговцам, и производителям, и импортерам: что следует производить, закупать, ввозить, а чего не следует.

Нам нужна, конечно, информация, без которой рационально выбирать между прекрасными упаковками, которые рядом лежат на прилавке, товаров с одним и тем же названием, мы не можем. А европейцы могут. Потому что у них есть этот самый журнал "Test" и другие журналы (журнал "Witch" Британской ассоциации потребителей, журнал "Consume Reports" Союза потребителей США), в которых публикуются результаты сравнительных испытаний потребительских характеристик конкурирующих между собой товаров. А теперь уже и услуг, в первую очередь – финансовых, строительных, ремонтных. Куда обратиться, к какой фирме лучше? Вот та самая невидимая рука рынка, о которой давным-давно говорил Адам Смит, она таким образом должна работать и работает у них. А у нас пока, к сожалению, не очень.

И, разумеется, очень важно просвещать потребителей вообще с младых ногтей. В нашем законе записано, есть статья "Просвещение потребителей". Там написано, что оно гарантируется в том числе включением вопросов о правах потребителей и способах их защиты в образовательные программы среднего и специального образования. На бумаге написано, а, к сожалению, не реализуется. То есть школы вправе включать в программы, могут ссылаться на закон. Но поскольку не обязаны, то подвинуть предметников совершенно невозможно в сетке. Все же понимают, что это оплачиваемое время учителям. И кто же уступит свое время?

Мы убеждены, что и не надо посягать на часы, которые сейчас в учебных планах отведены на традиционные предметы, но надо максимально включать в учебные планы по любому из этих предметов потребительские знания – математику, да хоть с 1 класса. Собственно, немало задач там, связанных с какими-то товарами, с их количеством, весом, объемом и так далее. Можно это как-то систематизировать. В курсе физики, химии, биологии надо включать товароведческие знания. Мы могли бы уже в школьном возрасте узнавать значительно больше.

И наконец в предметы обществоведческого блока, безусловно, надо включать изучение закона о защите прав потребителей, процессуальных норм, которые позволяют нам себя защищать. И это очень помогло бы подросткам поднять свою роль в семье, между прочим. Потому что оказывалось бы, и мы это видели не раз, когда начинали в порядке эксперимента такие курсы проводить, что ребята обретают некую новую роль и соответствующее ей уважение старших, которые ничего этого не знают. Они рассказывают, что надо делать, как надо делать. Может быть, сам составил бы претензию продавцу. А если потребуется – исковое заявление. Образцы найти несложно.

Мы стараемся с помощью "Российской газеты", опубликовали, и было уже два издания книжки "Права потребителя. Как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях", где множество конкретных примеров, что делать, и эти примеры не из пальца высосаны, они взяты из жизни, из тех вопросов, с которыми к нам обращаются. Так что мы в некотором роде такая зонтичная организация, задача которой – представлять интересы потребителей перед органами власти страны, помогать нашим членам быть услышанными. Вот это самое право из первых четырех продекларированных Кеннеди, право быть услышанными – оно для нас чрезвычайно важно. И мы признательны Общественному телевидению России за то, что общественное телевидение помогает нам стать услышанными. 

Председатель Союза потребителей Российской Федерации, Петр Шелищ – о том, что нужно знать о своих правах, и как действовать, чтобы защитить их.