Дмитрий Сазонов: Хорошие предприниматели – это люди, которые создают мир вокруг себя, которые умеют заразить собой

День российского предпринимателя. Один из важных праздников современной России. Первыми ласточками отечественного бизнеса стали кооперативы. 26 мая 1987 года был подписан закон о кооперативах, разрешающий предпринимательскую деятельность. Именно этот день указом президента был официально назван Днем российского предпринимателя. Сегодня государство возлагает на предпринимателей особые надежды как на силу, способную оздоровить экономику страны. И день предпринимателя нужен прежде всего для того, чтобы сконцентрировать внимание власти на тех проблемах, которые существуют у бизнеса, и дать возможность поговорить прямо и открыто о том, что нужно делать, чтобы предпринимательство у нас в стране продолжало свое развитие. Выявлением трудностей в работе малого и среднего бизнеса в Общественной палате Российской Федерации уже третий год занимается профильная комиссия. На повестке дня, как правило, вопросы разного уровня, в том числе проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели-новички.

Контроль и надзор за бизнесом должен быть адекватным, соответствующим нынешним реалиям, и встроенным в мировую конкуренцию 

Дмитрий Сазонов: Компетенции у начинающих предпринимателей недостаточно. В первую очередь – правовых, выстраивание взаимоотношений. И, как правило, его еще отвлекают на разного рода проверки, контроль, надзоры. Соответственно, у него возникают издержки временные, ресурсные. Конечно, тогда наша продукция российских предпринимателей становится менее конкурентоспособной. То есть в этом смысле роль государства как раз заключается в том, чтобы сократить все издержки, которые так или иначе государство сам генерирует через проверки, через контроль, через надзор. Никто не говорит о том, что его не должно быть – ни контроля, ни надзора. Он должен быть адекватным, соответствующим нынешним реалиям. Причем, он должен быть встроен и в мировую конкуренцию, поскольку предпринимателю приходится конкурировать ведь… Когда ты создаешь предприятие, сперва, конечно, ты продукцию свою по соседям сбываешь, как говорится. Потом твой рынок расширяется: ты работаешь на российском рынке. Как только ты закрыл все возможные ниши на российском рынке, ты начинаешь двигаться на экспорт. Здесь нужны механизмы поддержки экспортеров. Но самая главная, ключевая проблема в эффективности деятельности наших компаний. Она как раз опирается на производительность труда и на все издержки, которые в нее закладываются. Это и управленческие издержки, и технологические издержки. Очень часто наши предприятия работают на устаревшем оборудовании. Нужно обновлять, нужно реинвестировать. Особенно средний бизнес, который растущий. Нужна постоянная модернизация оборудования, новые станки, новое производственное оборудование. Для этого нужны как раз и технологии, и деньги. Технологий, допустим, у нас пока собственных в средствах производства немного. У нас львиная доля всего оборудования – это импортная. Конечно, здесь очень важно и трансферт технологий осуществлять, помогать средним растущим компаниям, и давать возможность доступа к длинным доступным денежным финансовым ресурсам, чтобы можно было свою производственную базу обновлять и развивать.

Дмитрий Валерьевич Сазонов, председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты Российской Федерации. Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". Кандидат экономических наук. За заслуги в реализации государственной политики по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отмечен благодарственным письмом министра экономического развития Российской Федерации. Входил в состав координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при министерстве транспорта Российской Федерации.

Дмитрий Сазонов: Основная цель комиссии – это как раз защита интересов предпринимателей, в первую очередь малых предпринимателей, малого и среднего бизнеса, поиск новых возможностей для предпринимателей, поскольку у нас и законодательно, в первую очередь это все законодательные акты, которые касаются проблем малого бизнеса – мы их здесь обсуждаем. Это могут быть и законодательные акты. Это могут быть просто какие-то указы, распоряжения правительства, президента, так или иначе касающиеся наших проблем, наших интересов.

Когда законы существенно значимые, важные для нас, мы проводим формат нулевых чтений. К этому формату мы привлекаем всех экспертов, которые есть по той или иной тематике. Вопросы, связанные с налогами в сфере малого бизнеса. Это была самая актуальная тема, наверное, прошлого года. В этом году – вопросы, связанные с кадастровой оценкой земель, объектов недвижимости. Там идет значительный рост. Предприниматели говорят о том, что сейчас в новых экономических условиях при росте налоговой базы через кадастровую оценку, естественно, у нас доходы падают, и, естественно, этот рост затрат может просто некоторые предприятия привести к банкротству. Очень важно, чтобы была сбалансированная оценка и чтобы регионы могли вовремя реагировать и снижать вот эти ставки, причем, предприниматели могли всегда доказать, что рыночная стоимость своих объектов, своих земель будет ниже, чем эта кадастровая стоимость, и институт спаривания этой кадастровой стоимости должен быть доступен для предпринимателей, чтобы предприниматели могли доказать, что налоговая база должна быть снижена и для них нагрузка должна быть снижена.

Вообще, если говорить о механизме работы комиссии и обратной связи, нужно отметить, что, во-первых, мы взаимодействуем со всеми общественными палатами Российской Федерации, региональными общественными палатами. У нас горизонтальные отношения. Здесь нет доминирования, здесь нет главенства федеральной палаты. У нас партнерские отношения. У нас есть инструменты для этого. Мы по сути каждую неделю в онлайн-режиме с помощью интернет-соединения можем обсуждать наши проблемы. У нас выделен специальный день для этого – среда. По утрам здесь из Москвы мы выносим проблемы. Все общественные палаты, у кого есть свои предложения, по желанию подключаются. Мы заранее просто делаем рассылку по проблематике. Иногда мы проводим такие обсуждения и встречи не только нашей комиссии, но и с нашими соседями, профильными комиссиями – комиссией по сельскому хозяйству, по развитию реального сектора экономики, по вопросам, связанными с проблемой потребления. Здесь мы объединяемся с комиссиями, поскольку наших компетенций не всегда бывает достаточно, для того чтобы со всех сторон рассмотреть проблему. Вопросы идут прямо от предпринимателей со всей страны. И здесь мы уже смотрим, либо это вопрос системный, который мы изначально где-то обсуждали, либо это индивидуальный вопрос. Индивидуальные вопросы, как правило, касаются проблем давления на бизнес. Это одна из таких ключевых болевых точек, с которыми мы работаем. Могу просто привести пример, когда предпринимателя что-то волнует, закрывают, допустим, нестационарный объект. Он начинает сюда обращаться. Если мы обсуждали законодательную проблему, если это действительно законодательная проблема, тогда мы выходим на органы федеральной власти, на региональную власть и предлагаем им изменить законодательство или обсудить предложения, которые есть у предпринимательского сообщества от конкретных предпринимателей.

Недавно был снос объектов в Москве, стационарных торговых объектов. Нарушения есть и с той, и с другой стороны. Очень часто бывает, что предприниматели нарушают, возводят объекты, не согласовав их. Но, с другой стороны, государство иногда делает так, что несмотря даже на наличие судебных решений о том, что все хорошо у предпринимателя, все объекты установлены законным порядком, их так или иначе все равно сносят. И здесь мы уже с коллегами, с юристами, у нас есть экспертно-аналитический центр. Мы обращаемся к его услугам, для того чтобы правовые компетенции… Мы могли сформировать свою позицию и могли уже дальше двигаться и защищать предпринимателей.

Можем защищать каждого конкретного предпринимателя, просто направляя эти обращения и в прокуратуру, и в следственные органы, в МВД – можем решать общие проблемы, которые касаются очень многих предпринимателей в стране.

На этом заседании своим опытом, достижениями и трудностями делится представитель Сибирского федерального округа. Плодотворное сотрудничество с регионами позволяет выявлять проблемные точки в разных областях страны.

Если предпринимательские объединения достаточно активны и они не просто критикуют, а делают свои предложения, тогда в регионе бизнес начинает получаться  

Дмитрий Сазонов: Если говорить о региональном аспекте, то в большинстве случаев у нас, конечно, достаточно ровное правовое поле. Это в принципе хорошо. То есть федеральное законодательство, региональное законодательство уже отрегулировано по развитию предпринимательства примерно в равных условиях. Где-то чуть больше привилегий региональная власть готова давать предпринимателям. Но это незначительные различия. Поэтому это в принципе хороший пример, что у нас заниматься с точки зрения законодательства предпринимательством можно в любой точке страны. Вопрос о правоприменительной практике – это совершенно другая проблема. И здесь, как говорится, всегда все зависит от человека. Если руководитель региона поставил себе стратегической задачей, что малый и средний бизнес – это очень важное для него направление и по занятости населения, и по возможности получить налоги с предпринимателей, он, естественно, создает и формирует предпринимательский климат. Здесь очень большую роль играют предпринимательские объединения в регионах, которые достаточно активные, которых слышат, которые не просто критикуют, а делают свои предложения. И тогда в регионе начинает получаться. То есть и значительный рост рабочих мест, и значительный рост налогообложения, что очень важно для региона. И предприниматели довольны, потому что для них создаются очень комфортные условия. В чем они в первую очередь выражаются? Это и возможность сокращения сроков, выделение земельных участков, подключение к сетевой инфраструктуре, электроэнергия, газ, водоснабжение, водоотведение и так далее.

Очень много времени ведь предприниматели теряют как раз на то, чтобы с государством или с крупными монополиями подключить возможность доступа, выделение земельных участков, оформление документов. Некоторые предприниматели больше года тратят только на то, чтобы получить такое разрешение, допустим, на строительство. Конечно, тут сложно говорить о какой-то инвестиционной привлекательности региона. А вот там, где человек болеет душой за малый и средний бизнес, там, конечно, и у региональных, и муниципальных властей начинает что-то получаться.

Я могу привести пример по лучшим муниципальным практикам. Вот просто в прошлом году мы были, скажем, в Кемеровской области. Город Аджеро-Судженск. Совсем небольшой город. Более того, там есть еще и свой анамнез. Это моногород. То есть там, где экономика была заточена исключительно на добычу угля. Соответственно, и люди все, и все у них компетенции и знания были именно в этой сфере. Однако же, правильно услышав посыл и по программе развития моногородов, и по программе развития малого и среднего бизнеса, они подготовили свою программу, подготовили свою заявку, поучаствовали в этой заявке. Они сумели привлечь средний, крупный бизнес к себе в территорию совершенно другого профиля, не угледобычу, а нефтепереработка, транспортные услуги. И к этому крупному бизнесу еще одновременно сразу начали пристегивать малых предпринимателей. То есть эта дружба крупного и малого бизнеса была с участием местных властей. То есть крупный бизнес сразу же не стал делать у себя все полностью функции, а часть их уже передал на аутсорсинг малому бизнесу. И это стимулировало то, что ребята уже сейчас работают на конкурентном рынке, оказывают услуги не только тем крупным компаниям, которые привели власти муниципалитета, а они оказывают уже ее на рынке соседним регионам. Таких примеров муниципалитетов у нас достаточно много. Поэтому мы каждый год в рамках национальной премии награждаем муниципалитеты даже финансовой поддержкой. То есть на рекламу, на маркетинг своей территории выделяется бюджет 1 млн рублей, на то, чтобы сформировать свой бренд территории. Кстати, и история с брендами территорий тоже достаточно популярна. Скажем, город Добрянка в Пермском крае – территория добра. И дальше эта история разыгрывается таким образом, чтобы город стал привлекателен и для туристов, чтобы можно было что-то посмотреть там. То есть власть в этом смысле задумывается о конкурентоспособности своей территории, занимаются маркетингом территории. Вот такие примеры. То есть там действительно есть механизмы и финансовые, и маркетинговые, управленческие, которые можно и нужно реализовывать властям, для того чтобы привлекать к себе предпринимателей.

Хорошие предприниматели – это люди, которые создают мир вокруг себя, которые умеют заразить собой

По сути у нас конкурс так и называется – конкурс лучших муниципальных практик по поддержке и развитию предпринимательства в рамках национальной премии "Бизнес-успех". И здесь мы стимулируем муниципалитеты на то, чтобы они показывали, демонстрировали свои практики, свой опыт… Агентство стратегических инициатив издает атлас лучших муниципальных практик. Мы их тиражируем на все регионы, ездим по всем федеральным округам, собираем представителей органов местного самоуправления, показываем этот опыт и практику. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но когда появляется определенного рода стандарт, за него всегда удобно уже взяться и дальше у себя на месте его реализовывать. Татарстан тут вообще объявил в прошлом году, что они будут привлекать предпринимателей к себе на территорию, конкурируя с другими регионами. То есть они говорят, что это регион, где лучшее место для развития предпринимательства, и по максимуму делают все стартовые льготы по выделению земельных участков, по сокращению сроков подключения к разного рода инфраструктуре. То есть здесь идет конкуренция за предпринимателя. Предприниматель для региона, для власти – важно просто правильно его к себе заманить. То есть это на самом деле штучный товар. То есть хорошие предприниматели – это люди, которые создают мир вокруг себя, которые умеют заразить собой. То есть они делают проекты для людей. То есть их продукт и услуга востребованы в обществе.

Поддержка и партнерские отношения с представителями власти на местах особенно важны для тех, кто только выходит на рынок или начинает реализовывать свой первый бизнес-проект. Зачастую от этого зависит будущее и нового предприятия, и его создателя.

Дмитрий Сазонов: У молодых начинающих предпринимателей, как правило, основная проблема – это правовой нигилизм. То есть это не в обиду будет сказано. Предприниматель наверняка и не должен обладать всеми компетенциями, которыми обладают представители, скажем, контрольных надзорных органов. У нас проверяющие органы со стороны МЧС – нужно им отдать должное, они сейчас двинулись навстречу малому и среднему бизнесу, и сократили свои регламенты и свои требования просто в сотни раз. Раньше было 25 тысяч разного рода требований по только их линии. Сейчас это нормативный документ, там 100 требований и к предпринимателю, и понимание того, как его реализовать. То есть оно понятно и прозрачно. На мой взгляд, особенно для начинающих предпринимателей основная проблема – всё-таки правовое знание, умение общаться и с контрольными, и с надзорными органами, с лицензирующими. Если не дай бог еще эта деятельность подпадает под лицензирование. Но в первую очередь это знания, компетенции. Все, что касается крупного бизнеса, растущих предприятий, среднего бизнеса, для них наиболее актуальными становятся вопросы, связанные с инвестициями и с сохранением инвестиций. Когда человек уже встал на ноги, у него есть оборот, у него отстроены все процессы, он умеет продавать, работать с клиентом, правильно позиционировать свой продукт. То есть у него уже накопился определенный опыт и он решил развиваться дальше. Вот здесь, к сожалению, у нас сегодня государство действенных рычагов, действенных механизмов имеет очень немного. В первую очередь востребованы как раз финансовые инструменты. Это долгосрочные кредиты, это доступные, дешевые и самое главное – длинные деньги. Для того чтобы предприниматель мог себе четко понимать, что бизнес-план рассчитан на 5-7 лет, то есть среднесрочные уже такие проекты. И тогда он может четко понимать, что доступные деньги, 5-7% годовых, тело кредита, допустим, нужно отдавать не сразу. Я просто говорю на примере фонда развития промышленности, который у нас есть. Там примерно такие условия. Это хорошие условия для предпринимателя. Но получить их не так просто.

У молодых начинающих предпринимателей, как правило, основная проблема – это правовой нигилизм

Во-первых, там заявку достаточно сложно оформить. Во-вторых, они даются только на производственную составляющую, то есть на оборудование, получение объектов недвижимости, имущественная поддержка. Все это сегодня ложится в большей степени на такой орган, как Корпорация развития малого и среднего бизнеса. Мы очень долго ждали, в принципе я имею в виду предпринимательское сообщество, говорили о том, что нам нужен один координатор, такой адвокат малого и среднего бизнеса в стане правительства, который бы мог защищать интересы предпринимателей. И предприниматели очень рассчитывают на этот орган, который будет готов регулировать и вопросы, связанные с закупками. Это очень большой рынок государственных, муниципальных закупок, закупок компаний с государственным участием. Триллионы рублей. И, конечно, предприниматели, малый и средний бизнес, очень рассчитывают на этот рынок, что они могут свою продукцию, производимую ими, поставлять именно на эти рынки, на рынок государства, муниципалитетов, на рынок крупных компаний. И здесь нам очень важно, чтобы определенная доля, определенная квота была. Потому что не секрет: крупные компании очень часто… С одной стороны, у них есть претензии к предпринимателям, к малому бизнесу. Это очень часто и справедливые претензии к качеству продукции, к срокам поставки и так далее. Но, с другой стороны, как правило, там создаются свои прикормленные компании, и, конечно, конкурентный предприниматель даже на этот рынок попасть не может. Соответственно, здесь возникает некий коррупциогенный фактор, с которым в нашей стране, мне кажется, точно предстоит бороться и предпринять очень много усилий для этого.

Большие надежды в решении этого вопроса представители среднего и малого бизнеса возлагают на государство. Ведь в последние годы на федеральном уровне наметились положительные для предпринимателей тенденции и сделаны первые шаги к плодотворному сотрудничеству с малым и средним бизнесом.

Дмитрий Сазонов: Если говорить про тему государственно-частного партнерства, у нас государство очень активно занимается этой проблемой. Здесь есть несколько направлений. Скажем, тема аутсорсинга – это одна из таких тем государственно-частного партнерства. Почему она возникает? Потому что государство не всегда является эффективным управленцем. Так случилось, что всегда во всем деле нужен хозяин. Предприниматель – это всегда хозяин. То есть он несет свою личную ответственность за то, чем он занимается. В государстве не каждый чиновник чувствует себя ответственным. То есть не за каждым ты почувствуешь такое хозяйское отношение в хорошем смысле этого слова. Не потому что ты захапал что-то себе, как чиновник за ту сферу деятельности, за которую ты отвечаешь. А именно ты относишься по-хозяйски к тому, чем ты занимаешься как управленец. И здесь очень важно бывает, чтобы просто отдать какую-либо сферу, скажем, сферу социальных услуг. Президент в своем нынешнем послании Федеральному собранию говорил о том, что у нас очень важно вовлечь некоммерческий сектор в малый бизнес и некоммерческий сектор в том числе в оказание социальных услуг населению. Это такой явный формат государственно-частного партнерства, когда государство, выделяя средства на социальные услуги, делает их не своими руками, а руками некоммерческих организаций, активных граждан. Это очень важно еще не только потому, что государство, например, хуже это делает, а некоммерческая организация или малый бизнес лучше. Это еще очень важно для выстраивания качественного взаимодействия между обществом и властью. Поскольку возникает очень высокий уровень доверия в таком формате. И у нас общество консолидируется. У нас некоммерческие организации начинают помогать людям с ограниченными возможностями. А некоммерческие организации – это по сути социальные предприниматели. То есть они, может быть, просто не зарабатывают прибыль и пускают не на свои личные цели, а все вкладывают исключительно в социальные проекты. Примеров таких очень много. Я могу личный пример привести.

У нас есть проект "Лыжи мечты". Автор проекта – Наталья Белоголовцева. Это проект, направленный на помощь детям с ДЦП. И его реализуют как раз активисты, волонтеры. Но предприниматели здесь тоже участвуют. И вот есть, например, собственный горнолыжный проект. Мы предоставляем горнолыжную базу, мы предоставляем прокатное оборудование, горнолыжные подъемники. И все это бизнес делает совместно с волонтерами, активистами и с автором, например, этого проекта. Государство здесь участвует в том, что оно финансирует эту услугу непосредственно благополучателю – например, ребенку или тому, кому эта услуга нужна, допустим, через родителей. А те уже имеют возможность на рынке просто выбрать, кто качественнее эту услугу оказывает. Потому что мы проводим обучение инструкторов, мы проводим обучение волонтеров, для того чтобы они могли работать с такими детьми. Это бизнес, с одной стороны. С другой стороны, это точно социальная услуга, которую государство отдает бизнесу.

Немало ожиданий связано с еще одной инициативой власти, самой актуальной в сложившейся экономической обстановке. Не только предприниматели, но и разные слои общественности активно обсуждают вопрос: когда мы снова сможем с гордостью говорить об отечественной продукции "сделано в России"?

Дмитрий Сазонов: На всех уровнях власти, президент начинал говорить о стратегии импортозамещения, все остальные федеральные органы власти начали говорить про стратегию импортозамещения. Да, это очень популярная сегодня идея. И она, наверное, должна встраиваться в цепочку не просто импортозамещения, а просто производство продукции, которую дальше нужно двигать на экспорт. Она должна быть конкурентной не только на нашем рынке, но и на мировом рынке. То есть сама идея импортозамещения находится на базе эффективности, на базе эффективного производства. Поэтому и наша стратегия должна быть направлена ровно на это же – то есть на то, чтобы повысить эффективность наших компаний, вне зависимости, в какой сфере, в какой отрасли они работают. Да, сегодня есть приоритетные отрасли, которые в рамках санкционных акций попали в первую очередь в сельское хозяйство. Просто это такая ниша, где предприниматель может в первую очередь увидеть для себя новый рынок – сориентироваться, вложить средства. Предпринимателю ведь неважно, на самом деле, в какой сфере деятельности он зарабатывает свой доход. Он может из производства переместить свои финансовые ресурсы, свои управленческие компетенции в сельское хозяйство. Мы знаем прекрасно, что в сельском хозяйстве у нас в первую очередь государство поддерживает, субсидирует как раз товарное производство, то есть крупный бизнес, который готов давать большие объемы. Но при этом про фермерские хозяйства тоже нельзя забывать. На них держится как раз стабильность малых территорий, малых населенных пунктов, там, где предприниматели могут своим трудом полностью обеспечить себя, своих близких, своих родственников и дают возможность стабильно существовать территориям. Соответственно, мы можем нормально развивать территорию страны и находить новые территориальные точки роста, а не просто собираться в большие агломерации, и страна тогда стянется в 10 городов. Что остальная территория? Что будем на ней делать? Только туризмом заниматься?

Хотя тема туризма – тоже одна из приоритетных, если, опять же, говорить про нишевую стратегию. Внутренний туризм имеет огромный потенциал. Я могу сказать, что у нас малый и средний бизнес порядка 80% в рамках национальной премии "Бизнес-успех" большинство предпринимательских заявок – это как раз малый и средний бизнес в сфере туризма. Это касается и организации сферы гостеприимства, размещения. Это туристические маршруты, это система общественного питания. И так далее, и так далее. То есть есть очень много сервисов разного рода. Вообще коэффициент мультипликации ученые отмечают как 1 к 5 в сфере туризма. То есть на вложенный рубль возвращается 5 рублей в бюджет. Хороший показатель имеет возвратности инвестиций. Поэтому государство может как раз в этом направлении и поддерживать. Опять же, когда мы говорим, что 80% всех проектов, всех занятых в сфере туризма – это малые предприятия, то, соответственно, и акцент нужно сделать в малый бизнес по мерам поддержки. Для этого нужно на самом деле не очень много. Для этого нужно просто задавать определенные стандарты качества, создавать единую информационную систему. Стандарты качества деятельности компаний малого бизнеса. Опять же, не будем скрывать, что бывает, что корявенькие предложения у наших предпринимателей. То есть места дивные, страна красивая, а качество туристической услуги там не очень высокое. Вот над этим да, над этим надо работать, и это нужно стимулировать.

Предприниматели – это наиболее благодарная группа людей в обществе, которые реагируют на те меры поддержки, которые выстроены правильно

Предприниматели очень быстро среагируют. Как только они поймут, что к ним идет поток, а в туризме самое главное – это туристический поток, и будут еще требования по повышению своей классности, по повышению уровня своего сервиса, они очень быстро среагируют, и, я уверяю вас, предприниматели – это наиболее благодарная группа людей в обществе, которые реагируют на те меры поддержки, которые выстроены правильно. Хотя самый главный основной тезис, который предприниматели озвучивают – это тезис, который звучит как "нам не нужно помогать – нам нужно не мешать".

Дмитрий Сазонов согласен с этим убеждением. С такой же уверенностью в силе и стойкости отечественных предпринимателей он оценивает текущее положение дел и ближайшее будущее российского бизнеса и наших предпринимателей.

Дмитрий Сазонов: Если немножко более философски говорить в целом о том, как нынешняя ситуация влияет на наше общество, на тех же предпринимателей, наверное, важно сказать, что никогда просто не было. То есть мы, может быть, двигаемся в рамках своей истории и думаем – сейчас нам тяжело, а завтра будет лучше. Просто очень тяжело было позавчера. Потом приходим на завтрашний день, а там тоже какие-то трудности есть. Человечество с трудностями сталкивается всегда. И если говорить про экономику, то она вообще циклична. Есть большие волны, средние, малые волны. Они друг на друга накладываются. Попадаем ли мы в фазу пересечения этих волн, когда нам совсем тяжело. Но все трудности, которые мы проходим, как, знаете, есть такое выражение – все, что нас не убивает, делает только сильнее. Поэтому оно как раз и предпринимателям дает силы, тем, которые проходят эти проблемы. Но, мне кажется, главный вывод по таким личным качествам, которые предприниматели из этого выносят – это умение выстраивать отношения с людьми, с потребителями, это умение работать для людей. Все, что ты делаешь – это не делается исключительно только для денег. Я, может быть, наверное, не соглашусь с теми предпринимателями, которые говорят, что мы занимаемся бизнесом, ничего, кроме бизнеса – только деньги.

Мне кажется, сейчас какой-то новый шаг в развитии и переоценке роли предпринимателей в обществе. Оно как раз направлено на то, чтобы дать возможность людям понять и осознать, что предприниматели – это очень полезный слой общества, и как только отношение к ним в обществе начнет меняться в лучшую сторону, они сами будут меняться в лучшую сторону. А эти трудности могут только укрепить эти взаимоотношения.  

Герой выпуска - председатель Совета Пермского регионального отделения "ОПОРА РОССИИ" Дмитрий Сазонов