Вячеслав Умановский: Мы радио, где есть программы для всех – от пионеров до пенсионеров

"В эфире Радио России", - эти слова прозвучали в эфире первого радиоканала ровно 25 лет назад. Так началась жизнь крупнейшей теперь уже радиостанции страны, имеющей в своем эфире больше 170 программ. Государственная радиовещательная компания "Радио России" – главная государственная радиостанция страны. Ее можно принимать на более 1100 региональных частотах по всей России. Трансляция ведется в FM-диапазоне, на первой кнопке проводного вещания. Техническую возможность принимать "Радио России" имеют 143 млн человек в России и более 50 млн человек в сопредельных государствах. С первых дней существования "Радио России" активно участвует в жизни страны, оперативно и достоверно сообщает о происходящих событиях. Сотрудники компании досконально знают и любят свое дело, хранят верность лучшим профессиональным традициям, осваивают высокие технологии и интернет-вещание.

Вячеслав Умановский: То, что, несмотря на наш электронный век, мы до сих пор продолжаем получать бумажные письма, говорит о том, что, несмотря на все сложности с почтой, нас продолжают слушать, нам продолжают писать. И, знаете, как-то в рамках этого 25-летия я достаточно много ездил по стране, выступал в прямом эфире и в Самаре, и в Екатеринбурге, и в Ярославле. И каждый раз меня поражало, что слушатели, которые звонят, чтобы задать вопрос, они знают наши программы.

Вячеслав Умановский, директор государственной радиовещательной компании "Радио России", кандидат педагогических наук. Входит в состав Совета по культуре при председателе Государственной Думы.

Вячеслав Умановский: За эти 25 лет, а 10 декабря исполнилось ровно 25 лет, как "Радио России" в эфире. 9 декабря, страшно сказать, 1990 года наша ведущая Наталья Павловна Бехтина впервые произнесла в эфире слова "Вы слушаете Радио России", и с этого началось не только "Радио России", но и "Всероссийская государственная телерадиокомпания". Мы в какой-то степени относится к нашим телевизионным коллегам как к младшим братьям, потому что они вышли в эфир аж на полгода позже. Это, конечно, шутка, потому что на самом деле живем мы дружно и хорошо.

Что касается "Радио России", то, естественно, за это время много чего менялось. В свое время мы были, наверное, единственным разговорным радио в российском эфире. Сейчас только в Москве разговорных станций больше 10. Так что, конечно, конкурентная среда стала жестче. Мы нашли для себя формулировку. Собственно, она во многом диктуется и нашим способом распространения: мы радио общего формата. Мы радио, где есть программы для всех, как мы говорим – от пионеров до пенсионеров. Что я имею в виду, когда говорю о способе распространения? Все-таки большинство наших слушателей привыкли слушать "Радио России", а, может быть, даже еще раньше первые программы Всесоюзного радио на так называемом кухонном радио. Вы знаете этот радиоприемник, который стоит на кухне. Иногда это одна кнопка, иногда – три. На первой кнопке всегда мы.

С одной стороны, это дает нам большие возможности. С другой стороны, не то чтобы ограничивает, но диктует определенный формат, диктует определенную стилистику. Чем это хорошо – так это, конечно, охватом населения. Когда я говорю своим зарубежным коллегам на тех или иных встречах или конференциях, что программы "Радио России" могут одновременно слушать более 50 или 60 млн человек, они, конечно, вначале не верят, потом начинают завидовать. Любви это особой не прибавляет, но по крайней мере уважают. И именно благодаря такому охвату, именно благодаря тому, что нас могут слушать и слушают самые разные слои населения, мы стараемся делать программы для всех.

Безусловно, самая актуальная у нас программа, как и на любом радио, как и вообще, наверное, в любом средстве массовой информации – это новости. Новости у нас делает единая редакция для всех трех станций, входящих в ВГТРК, имею в виду "Радио России", "Маяк" или "Вести". Естественно, отличается подача. Естественно, отличается хронометраж и даже в какой-то степени выбор новостей. Но, я думаю, эту особенность знают все, кто хоть раз слышал "Радио России".

Что касается наших программ не то чтобы любимых, у нас все программы любимые, а их более 100 наименований, мы в первую очередь все-таки считаем, что мы радио социальное и стараемся с гордостью нести это знамя. Причем, под названием "социальное радио" мы имеем в виду не только программы для социально незащищенных слоев населения, но и, например, программы культурные и культурологические, которые, извините за нескромность, кроме как с нашей помощью никто не услышит.

Что я имею в виду? Например, это наш замечательный радио-театр. У нас есть два проекта, которыми мы особенно гордимся. Один из них называется "Россия – на бис!", другой - "Сцена без границ". Они родились из очень простой идеи. Однажды журналистская судьба занесла меня в город Омск, выдался свободный вечер, и я пошел в знаменитый Омский театр русской драмы, смотрел, как сейчас помню, "Вишневый сад", получил огромное удовольствие и подумал, что как-то так странно получается, что, наверное, никто, кроме жителей Омска, этого спектакля никогда не увидит. Потому что если для тех, кто приезжает в Москву или в Петербург, все-таки посещение театров в какой-то степени входит в культурную программу, то, наверное, предположить, что кто-то поедет в Омск специально для того, чтобы сходить в театр, это достаточно странно. Именно из этой идеи и родилась идея программы "Россия – на бис!". Наши лучшие в мире режиссеры и продюсеры выезжают в города страны, записывают радио-спектакли, которые мы потом и выдаем в эфире "Радио России" и нашего дружественного "Радио Культура", которое тоже входит в наш холдинг.

За эти годы записано более десятка спектаклей. География самая широкая, от Ростова-на-Дону на юге до Иркутска на востоке. И количество писем, которые мы получаем с благодарностью – оно, конечно, не поддается исчислению. Наши партнеры в этом проекте – это Союз театральных деятелей и личный его председатель Александр Александрович Калягин, который всегда, спасибо ему, на всех возможных уровнях упоминает обязательно этот проект. И еще раз повторю, мы им гордимся и собираемся продолжать если не следующие 25 лет, то по крайней мере следующие несколько лет точно.

И второй проект, в какой-то степени ответвление первого, называется "Сцена без границ", где мы делаем практически то же самое, но уже в русских театрах стран СНГ, Балтии и вообще в ближайших городах и странах. Здесь тоже география самая широкая. Мы записали, наверное, спектакли почти во всех бывших союзных республиках, опять же, от Прибалтики, от Риги и Таллина до Закавказья, до Еревана и Тбилиси. Здесь география очень широкая. И очень хорошие спектакли. Это что касается нашей культурной программы, культурной части сетки.

Как я уже сказал, мы не забываем о том, что мы радио в первую очередь социальное. И здесь я бы тоже, наверное, назвал два проекта. Один из них называется "Детский вопрос", другой - "Поезд надежды". "Детский вопрос" – это программа, которая предназначена для родителей, желающих усыновить ребенка. По большому счету это даже в какой-то степени такое мини-агентство, которое оказывает консультационные услуги. У нас есть дружественные нам и юристы, и психологи, которые общаются с потенциальными родителями, дают им всякие неотложные советы, а иногда, что греха таить, говорят: ребята, вы пока не готовы, пока еще вам рано брать ребенка.

И некое ответвление, или, если угодно, продолжение этого же проекта – это проект под названием "Поезд надежды", где происходит все то же самое, но уже с выездом на место. За 10 лет таких "Поездов надежды" было 20. Опять же, география самая широкая – от Калининграда до Владивостока. Мы едем в эти города, наши журналисты, наши друзья-юристы и психологи, и 6, 8, иногда 10 семей, которые хотят усыновить детей, и, как правило, им это удается. Во всяком случае, счет детей, которых мы помогли усыновить, идет уже, наверное, на сотни. Это то, чем мы гордимся и то, что, на мой взгляд, оправдывает статус "Радио России" как радио социального и радио общего формата.

И, наверное, если мы говорим об этой стороне нашей деятельности, то нельзя не упомянуть еще один наш проект. Он называется "Калина красная". Делаем мы его совместно с Федеральной службой исполнения наказаний. Это конкурс песни среди осужденных. Он тоже идет уже больше 10 лет в эфире. Это некое совмещение концерта по заявкам с собственно конкурсом песни. И каждый год проводится финальный концерт. Победитель отборочных конкурсов приезжает в тот или иной город. В 2015 году это был Краснодар. В 2016-ом будет Екатеринбург. Туда иногда, если получится, приезжают их родные и близкие. И, опять же, если все было хорошо, если участник конкурса вел себя правильно, если он заслужил условно-досрочное освобождение, его освобождают прямо на сцене, прямо в ходе этого концерта.

Несмотря на то, что у нас есть детские программы, и сам я свою работу на радио начинал в детской редакции, я не считаю, что радио может и должно нести воспитательную функцию. Это вообще не вполне задача средств массовой информации. Единственное, о чем я часто говорю с коллегами, которые уже работают у нас или которые приходят к нам на практику или собираются у нас работать, что в какой-то степени у нас (я имею в виду у журналистов) должен быть, наверное, тот же принцип, что и у врачей, а именно первый принцип должен быть "не навреди". Пусть ты, может быть, не опередишь всех и не выдашь сенсационную новость самым первым, но ты должен точно знать, что она никому не навредит, что она не вызовет каких-нибудь межнациональных, межчеловеческих или, того хуже, межгосударственных конфликтов. То есть новость должна быть проверенной, информация должна быть взвешенной. И мы все-таки должны помнить, что нас слышит не только человек, который находится рядом с тобой в студии или, в крайнем случае, за стеклом в аппаратной, но и те миллионы людей, которые привыкли воспринимать все, что звучит по радио, если не как истину в последней инстанции, то как то, что заслуживает уважения и доверия.

Как говорил один музыкант, новые песни пусть пишут те, у кого старые плохие. Но, конечно, мы собираемся запускать и новые проекты. И, в частности, в ходе празднования 25-летия родилась, может быть, не новая программа, но некая новая форма. А именно в последние 3 месяца с сентября по ноябрь включительно авторы и ведущие наших самых знакомых программ, таких как "От первого лицам, "Персона грата", "Особое мнение", "Утренний канал – Взлетная полоса" или гостевая программа "Час вдвоем", так вот авторы и ведущие этих программ выезжали в регионы страны.

И эти программы на протяжении недели каждая выходила из того или иного региона. Например, программа "Особое мнение" выезжает в Новосибирск. И всю эту неделю в гостях в нашей студии наиболее знаковые люди Новосибирска. Собственно, в какой-то степени наша с вами беседа закольцевалась. С чего мы начали? Что "Радио России" – это радио не только Москвы и не столько Москвы, сколько радио всех регионов нашей страны. И, безусловно, мы всегда хотим, чтобы все лучшее, что есть в нашей стране, было известно не только в этой области, но и в стране вообще.

Меньше всего мне бы хотелось, чтобы нас воспринимали как радио Садового или Бульварного кольца, и именно поэтому эти наши проекты с регионами очень важны. И я думаю, что в следующем году, пусть это будет уже и не юбилейные дни, не юбилейные месяцы, мы обязательно эти проекты продолжим.  

Вячеслав Умановский, директор государственной радиовещательной компании "Радио России", кандидат педагогических наук - о 25-летнем юбилее главной государственной радиостанции страны.