Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин: Когда человек осознает, кто он, зачем он в этом мире, он не будет просто сидеть. Он будет делать добрые дела

Гости
Талгат Таджуддин
председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России

Талгат Таджуддин: Как можно быть добрым человеком без веры? Раньше у нас в магазинах было все одинаково. Хоть в центре города, хоть на окраине – везде. И хлеб такая же цена, и сахар, и рис, и вермишель, и прочее. Сейчас не так. Разница есть. Даже на одной улице цены могут быть разные. А уж по районам города совсем другие. И если чуть-чуть подешевле в одном магазине, весь народ туда идет, и сразу же узнают. Особенно пенсионеры. Потому что они каждому рублю знают цену.

Добрый человек во имя чего может совершать? Кто-то за то, чтобы похвалили или показаться добрым человеком. Какой-то интерес все равно должен быть. Или сделать человеку добро, чтобы от него тоже добро получить. В свое время пригодится. Это же корысть. И когда корысть есть, это от лукавого. Всегда только выгоду искать.

А человек создан Всевышним и душа его дана непосредственно им. И, несомненно, Всевышний знает, что есть в душе каждого человека. Он говорит: "Небеса и земля не вмещают меня, но вмещает меня сердце уверовавшего человека". В сердце каждого должен быть Бог. Если этого нет, если он это не делает ради Бога, его добродеяния не примут у Господа и не дойдут. Он получит воздаяние за них в этом мире, но радости и наслаждения своими добродеяниями он может не получить. Искренне это должно быть. Добродеяния, жить по-божески – для этого предостаточно целой жизни.

Ты кому-то сделал добро с искренним пожеланием. И, несомненно, Всевышний вернет тебе в этой же жизни или или твоим детям, твоим близким в самые трудные времена.

Когда человек живет по-божески (хотя бы пытается), то каждый момент его жизни, каждая минута, каждая секунда, каждый день – это есть доброе дело. Даже когда он с детьми играет, с внуками, с соседом общается, в каких-то мероприятиях участвует, через дорогу слепого перевел или старушку. Или услышал о больном ребенке по телевидению – тоже по мере сил помог ему, какую-то сумму перевел. Разве для этого время надо? Для этого просто желание надо.

И все в жизни взаимосвязано. Ты кому-то сделал добро с искренним пожеланием. Главное не то, чтобы кто-то увидел, чтобы дали за это почетную грамоту, медаль или орден. Чтобы Всевышним было принято. И, несомненно, Всевышний вернет тебе в этой же жизни или непосредственно тебе или твоим детям, твоим близким в самые трудные времена.

Пророк Мухаммед говорит: "Любое добродеяние и молитва достигнет Всевышнего. Не отчаивайтесь. И творите вы ее, будучи уверенными, что она будет принята. Или он моментально же примет ее и в этот же час вернет вам добро. Или она будет отложена к вашему возвращению в мир вечности. Или Всевышний этим добродеянием или вашей молитвой отвернет от вас напасть, которая уже висела над вашей головой".

Он же говорит: "Добродетель никогда не пропадет, не сгниет. Грех не забудется. А воздающий Господь вечно есть".

Роль духовенства (хоть мусульманской, любой традиционной конфессии) одна и та же: призывать к добру и отговаривать от дурного, от плохих поступков, от греховностей. Во все времена были посланники, божьи пророки. И первым божьим посланником и пророком своим детям был Адам, наш праотец. За всю историю человечества были сотни тысяч посланников божьих и пророков.

В Коране говорится: "Каждому народу посылали посланника или пророка". Даже в святых книгах мы видим, что их было 124 тысячи. Из них 300 с лишним посланников, тем, которым даны были писания. Пророки действовали по тем писаниям, которые были даны до них посланником божьим. В Коране упомянуто более 20: и Адам, и Авраам, и Моисей, и Иисус Христос. И завершитель миссий всех посланников божьих пророк Мухаммед. Больше посланников не будет. Все. Появлялись лжепророки. Но они все канули в лету. Только перед окончанием мира будет второе пришествие Христа, когда уверовавшие вместе станут в борьбе против Антихриста.

А духовенство – они продолжатели святого дела посланников божьих и пророков. Пророк Мухаммед говорил: "Ученые-богословы – они наследники посланников божьих и пророков. Посланники божьи и пророки не оставили ни золота, ни серебра. Они оставили знания. И вот эти знания и есть наследство, которое от них осталось". И духовенство прежде всего своей духовной жизнью должно быть примером для уверовавших и в искренности, и в доподлинном изучении религии, святых писаний и доведения их до людей. Сейчас эти возможности, слава Богу, есть.

Мечетей, церквей предостаточно, слава Богу. Только за последние 15-17 лет мечетей построено более 7000. Десятки тысяч православных храмов и храмов других традиционных конфессий строится. И, слава  Всевышнему, во всех них и молитвы, и уроки преподаются.

В этом году перед Рамазаном 21 мая в Древних Болгарах мы заложили Болгарскую исламскую академию. Это будет высшее учебное мусульманское заведение. На его строительство пройдет чуть больше, чем год. И возглавляет его Минтимер Шарипович Шаймиев, государственный советник Татарстана и председатель фонда "Возрождение". Одновременно возрождается и православный храм.

И сегодня нам нужны, несомненно, знания. Иначе под видом и учителей, и духовенства сколько радикальных течений, экстремизма, ваххабизма привнесено за прошедшие два десятилетия. "Каждый из нас есть пастух и отвечает за свою паству", - говорит пророк Мухаммед. И поэтому роль духовенства очень высока. Поэтому в нашей стране и создан Межрелигиозный совет России, который возглавляет его святейшество патриарх Кирилл, где мы периодически собираемся, обсуждаем наши проблемы. Вопрос не идет о том, чтобы из наших религий какой-то компот сделать. Абсолютно. Мы обсуждаем вопросы деятельности наших общин, взаимоотношения с органами государственной власти, наши насущные проблемы, которые верующие поднимают, и доводим до государства.

Ведь в результате этого сейчас в школах уже с начальных классах введен урок "Основы истории традиционных конфессий нашей страны". Историю начали изучать наши дети, наши внуки. Даст Бог, пройдет время (3-5 лет) – уроки нравственности будут. Потому что просто знать историю религий, когда крестились или когда приняли ислам, и что потом было, только это знать – это недостаточно. Наши дети, наши внуки, молодежь должны знать, кто мы в этом мире, зачем живем, кто создатель. А если само собой, тогда зачем заводы строить, фабрики строить? Все это они должны знать. Вера – это не просто обряды, не просто соблюдение поста, молитвы, поклоны. Если ты веришь в Бога, чтить должен, несомненно, мать и отца, бабушку и дедушку, с уважением относиться к старшим, к своим братьям, сестрам, к старшим и младшим, к одноклассникам, к соотечественникам. Не только к живому. К котенку и кутенку. Ко всем окружающему. Кустик или цветок растет. Все это человек должен понимать: "Главное – не навредить хотя бы". Если он уже это сможет, потом он не захочет просто так сидеть, "не навреди". Вредить нельзя – главное. Никому. Ни человеку, ни скотине, животному, ни окружающему миру. Сейчас это экология называется. На это сколько средств тратится. А главное – не навредить. Но на этом человек тоже не может успокоиться. Он существо такое беспокойное. А что тогда делать? А вот делай так. Своих детей воспитывай такими, чтобы они и Богу были угодны, и людям, и отчизне полезны. Чтобы каждый, кто его видит, радовался. А не так: как увидел, в руке палка, во рту сигарета или бутылка – и пошел. От него даже собаки шарахаются, не то что люди.

Когда человек осознает, кто он, зачем он в этом мире, он не будет просто сидеть. Он будет делать добрые дела. Поэтому для нас нет проблемы узнать, кто экстремизмом, терроризмом занимается. Это настоящие бандиты. Верующий человек, тем более – мусульманин, этими делами не будет заниматься. Пророк Мухаммед говорил: "Уверовавший, смиренный перед волей Всевышнего мусульманин тот, от рук и языка и которого никто не видит вреда". Таким он должен быть.

"Клянусь Богом, - говорит пророк Мухаммед, неверующий тот человек, сосед которого боится его". Неверующий он человек, - говорит пророк Мухаммед. Верующий человек не может никого ни оскорбить, ни причинить ему вреда. Поэтому вера помогает нам жить и найти свое место в этой жизни.

В СМИ идет противопоставление и традиционных конфессий, и негатив об исламе и о мусульманах, как будто ислам и мусульмане – все экстремисты, все террористы. Откуда и зачем? Это совершенно ясно многим, у кого есть здравый разум. Это все политика.

В средствах массовой информации и за рубежом очень часто (да и в наших средствах массовой информации) не только проскальзывает, а такой нитью иногда идет противопоставление и традиционных конфессий, и негатив об исламе и о мусульманах. Представление, как будто ислам и мусульмане – все экстремисты, все террористы. Откуда и зачем? Это совершенно ясно многим, у кого есть здравый разум. Это все политика. В свое время были две системы – капитализм и социализм. И на этом многое, что делалось. А сейчас как врага представляют ислам. И первая причина – экстремизм и терроризм. То, что происходит и на Ближнем Востоке, и псевдоисламское государство ИГИЛ. Но нужно посмотреть, кто его создал. Это противостояние разведывательных спецорганов различных государств.

Мы прекрасно видим, что это искусственное создание. И прежде всего – для того чтобы опорочить сам ислам и мусульман. А затем уже противопоставить мусульман, христиан, иудеев. На самом деле получается, что на Ближнем Востоке еще будет осложняться обстановка. Кому это на пользу? Для дела мира – нет. Для укрепления взаимопонимания между народами, для мира и стабильности во всем мире – нет.

Значит, прежде всего будет идти товар какой? Смертоносный. Видимо, кому-то так и хочется. Для того чтобы торговля шла. И марки машин каждый год надо менять, и что-то в дизайне надо менять. Те же телефоны, компьютеры и прочее. Изобретать, еще лучше делать, дополнять. А смертоносное и сделанное 20-30 лет тому назад пойдет на рынке, можно сплавить это тоже. Это одно.

Но такая политика может вернуться и к ее создателю. Мы видим, что происходит в Сирии, в Ираке. Под надуманным предлогом целая коалиция напала на Ирак. Мы какую демократию и какой новый образ жизни привнесли? До сегодняшнего дня каждый день самое меньшее сотня людей погибает.

В Сирии и там в руки этих экстремистов и террористов вкладываются такие дикие вещи, бесчеловечные акты вандализма. Слава Всевышнему, Россия была вынуждена вмешаться. Не могла Россия на этот раз промолчать, как в Ираке. И наши доблестные Вооруженные силы, Военно-космическая авиация. Почему? Потому что это наша южная граница (рядом). И чем больше там разгорается пожар войны, тем жарче у нас становится.

И подавляющее большинство многих наших единоверцев в арабских и мусульманских странах только благодарны. Недавно на Рамазан в Казани была конференция стратегической группы "Россия-Исламский мир". Из многих стран ближневосточного региона, из многих арабских мусульманских стран там были представлены. Ее возглавляет Рустам Нургалиевич Минниханов. И они с благодарностью говорили о роли России на Ближнем Востоке.

Потому что нашей стране есть чем поделиться. И оказывать помощь, и добрый пример взаимопонимания и сплоченности между народами нашей страны и последователями традиционных конфессий. 193 народа и нации составляют один единый российский народ. И веками уже, слава Всевышнему, вот эта сплоченность помогает нам выдержать все эти санкции, все эти наглые притязания и на нашу территорию, и на наше единство, и на богатство нашей отчизны.

Народы нашей страны веками вот эти духовно-нравственные ценности выстрадали. Они нам очень дороги. И поэтому никакими санкциями или угрозами не сломить воли народов России. И наши традиции и то, что передали нам завет наших предков, помогают нам сохранять и уверенность, и укреплять волю. Даже пост.

Мы верим в единого творца. Верим в Бога. По мере сил пытаемся жить по-божески. У нас есть огромная страна, огромная отчизна, какой нет ни у кого. Я только перед Рамазаном ездил на Дальний Восток в Хабаровск. 8 часов летели. Где такая страна есть? И нам, и нашим внукам, и нашим правнукам еще, пока существует этот мир, осваивать и осваивать. Но в этом мире, даже у тех, у кого ненависть и злоба переполняет сердце, у них тоже жизнь всего 60-70 лет. Чем в ненависти и в злобе проводить эту жизнь, лучше быть благодарными Богу и жить по-братски. Пожелай другим то, что желаешь для себя. Дружба и сплоченность всех народов нашей отчизны. Последователи традиционных конфессий. Мы уповаем на Всевышнего, на милость его. Но и сами должны трудиться и делать все, для того чтобы мир и спокойствие на земле нашей отчизны были, чистота и порядок – и на улицах, и во дворах, и в городах и селах, и главное – в головах, чтобы мусора всякого не было. С Богом жить по-человечески. И тогда и милость божья, и благодать будет. Ведь не зря поется в гимне: "Богом хранимая отчизна наша". Ва ассалам алейкум, ва рахматуллах.