Владимир Вторенко: Лечение пациента – это транснациональные интересы

В 2014 году в России началась реформа здравоохранения. Опорными точками ее послужили оптимизация работы больниц, перенос акцента с госпитальной на амбулаторную медицинскую помощь. В новый 2015 год коллектив Московской городской клинической больницы №52 входит уверено. Врачи клиники знают, что сегодня недостаточно идти в ногу со временем – нужно научиться опережать его хотя бы на шаг. Этого требует медицина высоких технологий. Не случайно в 2014 году лучшей клиникой Москвы была признана Городская клиническая больница №52.

 Владимир Вторенко: Очень приятное конечно событие. Мы к нему шли очень долго. Я думаю, что сегодняшнее наше достижение это логическое следствие тех изменений, тех многочисленных структурных преобразований, которые наблюдаются как в московском здравоохранении в общем, так и в нашей клинике в частности.

 Владимир Вторенко, доктор медицинских наук, профессор. Прошел путь от хирурга районной больницы в Одесской области до главного врача Городской клинической больницы №52 города Москвы, признанной лучшей клиникой 2014 года. Владимир Вторенко – автор 137 работ, 24 рационализаторских предложений и 9 научных изобретений. Член редакционного совета Московского хирургического журнала. Неоднократно награждался почетными грамотами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Департамента здравоохранения города Москвы.

Владимир Вторенко: Вообще, российские, советские, в свое время, врачи и клиники были очень выученными и обладали достаточным индивидуальным мастерством за счет, наверное, отсутствия какой-то хорошей технической базы, диагностической базы, поэтому приходилось очень многое уметь. Я думаю, что сегодняшние доктора уже в меньшей степени, к сожалению, готовы к самостоятельному, без диагностической серьезной поддержки, решению вопросов. Но вот эта выучка докторов, которая была у нас, на нее наслоилась очень хорошего экспертного класса техника, которая поставлена по программе модернизации в клинику.

Наши доктора постоянно обучаются, участвуют в конгрессах и конференциях. Это позиция клиники.

Таким образом, соединился опыт, то есть получился сплав умения, с одной стороны, а с другой стороны, очень хорошей технической диагностической базы. Более того, мы были готовы к тому, чтобы работать на этом оборудовании: мы заранее позаботились о том, чтобы подготовить сотрудников, чтобы не в процессе поставки овладевать. Наши сотрудники ездили смотреть, учились на рабочих местах, за пределами страны. Когда поступила эта техника – все были готовы с ней работать. Таким образом, эта техника мгновенно вошла в лечебно-диагностический процесс, что позволило нам в короткую единицу времени получить позитивный очень результат.

Вторым фактором значимым явилось то, что доктора, и это позиция клиники, постоянно обучаются: учатся, ездят, смотрят, участвуют в конгрессах, в конференциях. Таким образом, выучка растет уже применительно к тем данным, которые есть на сегодня. Более того ставка в клинике сделана на сплав: с одной стороны, опыт, с другой стороны, мы очень серьезно доверяем молодым. Отделением нарушения мозгового кровообращения руководит Евгений Игоревич Панфилов, ему тридцать с небольшим, отделением ревматологии – тоже молодой доктор Алена Игоревна Загребнева. Казалось бы, по возрасту небольшие, но уже очень серьезные специалисты, которых в городе знают. И таких имен я назову очень много. Потому все-таки перспектива за ними. Они умные, они образованные, они с языками, у них почти нет авторитетов. Они знают, что они это могут, и они сделают практически все.

Как правило, большая часть наших руководителей отделений – это специалисты, которые закончили диссертационные исследования, кандидаты наук, доктора наук. У нас шесть профессоров заведует клиническими отделениями. По нашему мнению, способность соединять научную работу с лечебной и диагностической практикой заставляет более строго подходить к формированию своего рабочего графика, к требованию по отношению к сотрудникам и вообще к требованию по кооперации, по возможности применения передового опыта, который есть не только у нас в стране, но и за пределами страны. Потому что лечение пациента – это транснациональные интересы.

Следующий фактор – это то, что нам за короткий период времени, благодаря программе модернизации, удалось провести очень серьезные косметические ремонты в больнице, капитальные ремонты. Таким образом, отделения приобрели хороший, ухоженный, цивилизованный вид, и работать и лечиться в таких отделениях гораздо, конечно, приятнее.

Все эти многокомпонентные варианты, которые повлияли на развитие клиники, в конце концов, сложились очень удачно в то, что клиника позволила себе: а) работать современными лечебно-диагностическими схемами; б) не оглядываться и работать очень современными лекарственными схемами и современными расходными материалами. Я на этом акцентирую внимание, потому что это все, казалось бы, очень дорого. Но в конечном итоге экономический эффект от использования передовых технологий привел к тому, что лечение пациента стало более быстрым, эффективным и мы за единицу времени имеем возможность лечить значительное число пациентов. В принципе от всего того, что я перечислил, выиграли пациенты. Они получают достаточно цивилизованное, достойное лечение, которое находится на уровне современных, мировых европейских стандартов.

20-25 лет ничего не менялось в коечном фонде, в штатном расписании. И мы стали несколько заложниками структуры и штата, которые предусматривают уже устаревшие схемы и  методы лечения.

Наверное, но это только предположение, не везде так благополучно обстоит вопрос с материально-технической базой, но я думаю, что это тоже временное явление. Все дело в том, что в связи с изменением системы финансирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования, я думаю, что и регионы в ближайшем будущем будут адекватно материально обеспечены, и это поднимет общую оценку условий лечения, технических возможностей в регионах, потому что структурно система здравоохранения не менялась с советских времен. То есть 20-25 лет ничего не менялось в коечном фонде, в штатном расписании. И таким образом мы стали несколько заложниками той структуры, того штата, который предусматривал иные схемы лечения, иные методы лечения.

Что говорить, только одни введения лапароскопических методик в операционные схемы сократило число койко-дней в хирургии с 12-15 до 4,5. Не учитывать это на сегодня нельзя. Более того эти схемы постоянно потенцируются. И у нас уже есть отделение, например, офтальмологии, где средний койко-день – 1,9. Это возможно только потому, что современно работают, современное оборудование, хорошие линзы. Таким образом, нет необходимости держать большой штат.

Мы переговорили внимательно со всеми сотрудниками, я индивидуально разговаривал со всеми, наши заведующие разговаривали, объясняли ситуацию, которая происходит. Мы всем объясняли, что это расставание не есть битье тарелок, мы способны амортизировать это расставание: и в экономическом плане: выплатами. Также амортизируем  за счет того, что договариваемся в Северо-Западном округе с амбулаторно-поликлиническими центрами, где есть некий дефицит работников, чтобы взяли наших работников. Более того, в городе создан шикарный центр по поддержке тех, кто оптимизируется из клиник, где собран банк вакансий. Сотрудники, которые туда приходят, проходят психологические тренинги, им помогают составить резюме. С ними работают сотрудники из банка вакансий. Таким образом, за краткий промежуток времени можно практически получить новую работу.

Научить сотрудника улыбаться оказалось самым тяжелым из всего того, что нам приходится переделывать.

Коммерческие структуры с удовольствием пользуются этим банком вакансий и предлагают свои рынки для работы. Конечно, нам требуются жесткие и четкие профессионалы. Мы очень долго, терпеливо, иногда, может быть, излишне, подбираем человека на ту или иную  должность. Но научить сотрудника улыбаться оказалось самым тяжелым из всего того, что нам приходится переделывать. Второе, наверное, это алкоголь. Я не понимаю алкоголя на работе, всем сотрудникам об этом говорю, и потому на сегодняшний день, я надеюсь, что за счет такой селекционной работы, за счет того, что на этом акцентируется внимание, у нас сформировалась хорошая, цивилизованная, очень интеллигентная, по моему мнению, больница.

Медицина крайне динамично развивается. Если даже на секунду отвернуться, можно пропустить то, что завтра будет определять течение современной медицины.

Мы ясно представляем себе свои возможности, с одной стороны, экономические, с другой стороны, идеологические. На сегодня мы сконцентрированы на то, чтобы, во-первых, не потерять результаты, которые у нас есть. Во-вторых, мы понимаем, что целесообразно во многих службах устрожить подходы и к лечебным схемам, и к расходованию средств. То есть это как будто бы тактические задачи, но они влияют в макроэкономическом плане на экономическую стабильность нашей клиники. Самая большая наша задача на 2015 год – это создание гематологического центра. Мы нацелены на этот результат. Прошла коллегия Департамента здравоохранения города Москвы, где было поддержано наше представление о нашем видении гематологической службы, и мы хотели бы в средне- или дальнесрочной перспективе закончить 2015 год с хорошо функционирующим гематологическим центром, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь, включая трансплантацию костного мозга.

Медицина крайне динамично развивается. Если даже на секунду отвернуться, можно пропустить что-то такое, что завтра будет знаковым и будет определять течение современной медицины. Думаю, что в перспективе будущее за клиниками, которые будут мобильными, выученными, сконцентрированными и умеющими работать и зарабатывать деньги. При этом принципиально, эта позиция для меня является принципиальной, как и для наших сотрудников: "Пациент превыше всего ". Ничто не стоит того, чтобы забыть о пациенте. Пациент первичен, все остальное вторично.