Юрий Власов: Космонавтика для России – это отдельная область существования

Главному космическому ведомству Российской Федерации, сменившему со дня своего образования три вывески и трех руководителей, в этом году исполнилось 23 года. Российское космическое агентство было образовано указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина 25 февраля 1992 года. Через семь лет РАК было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство, которое в 2004 году было переименовано в Федеральное космическое агентство "Роскосмос". Однако современная наука и техника не стоят на месте. И для активизации отрасли в целом необходимо продолжить начатые реформы. В ближайшее время "Объединенная ракетно-космическая корпорация" и "Федеральное космическое агентство" будут объединены в госкорпорацию "Роскосмос".

Юрий Власов: Все государственные унитарные предприятия становятся акционерными обществами, передают свои финансовые активы в управление корпорации, и таким образом осуществляются, скажем так, определенные шаги и изменения в подходах, в принципах.

Юрий Власов – исполняющий обязанности генерального директора "Объединенной ракетно-космической корпорации", входит в состав межведомственной комиссии по управлению и реализации Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система ГЛОНАСС". Ранее, в должности заместителя начальника, возглавил работу "Управления развития и организации заказов космических систем и средств ракетно-космической обороны". А также входил в состав совета директоров "Информационной спутниковой системы имени академика Решетнева".

Юрий Власов: Сегодня идет активная работа над законопроектом о создании госкорпорации. В основу этой госкорпорации планируется положить "Росатом". Корпорацию, которая достаточно уже доказала свою эффективность в плане работы как на внешнем рынке, так и на внутреннем рынке. И, взяв в качестве основы структуру "Росатома", создать такую же госкорпорацию, которая будет работать в рамках ракетно-космической промышленности, отрасли. И здесь мы действительно ставим задачу, что Россия должна решить задачу импортонезависимости. То есть вещи, в которых, опять же, мы не можем находиться в зависимости от чьего-то желания, когда оно нам в какой-то конкретный момент что-то берет и не дает. Это касается на самом деле не только оборонных программ, но и коммерческих.

Представляете, у меня есть крупный контракт с кем-то, где я должен к заданному времени запустить космический аппарат. Но я его не могу сделать, потому что мне кто-то что-то не поставил вовремя. Это неправильно. Так не должно быть. В России есть определенные компетенции. Вот я сказал, безусловно, кто бы что ни говорил, но Россия – это лидер в области ракетостроения. Очень много космических фирм мира стоит в очереди за нашими двигателями. Просто надо понимать, что, может быть, мы и не можем продавать всему миру, скажем так, эти двигатели, в силу особой чувствительности этих вопросов.

Кто бы что ни говорил, но Россия – это лидер в области ракетостроения. Очень много космических фирм мира стоит в очереди за нашими двигателями.

Я вас уверяю, что Россия была и остается сегодня одним из лидеров "Космического клуба" стран. И она обладает достаточно большими компетенциями в области космической техники, которыми сегодня не обладают другие страны.

За прошедшие годы была решена принципиально важная задача для России – задача независимого доступа России в космос со своей территории – это создание ракетного космического комплекса "Ангара". В 2004 году были начаты летные испытания, был запущен ракетоноситель легкого класса ракетоноситель тяжелого класса. "Ангара" планируется в ближайшее время использоваться, как базовая российская ракета. Это целое семейство ракетоносителей "Ангара" различной грузоподъемности. И она будет планироваться использоваться как базовая ракета для очень большого количества программ, которые будут делаться, как в интересах обороны и безопасности страны, так и в интересах народного хозяйства, научного космоса, дальнего космоса и так далее. То есть по нашим оценкам она закрывает порядка 80% всех задач. И я не хочу сказать, что вот задача независимого доступа России в космос как-то сегодня обостряется, и наши отношения с Казахстаном в плане "Байконура". Нет. У нас нормальные рабочие отношения, мы очень активно сотрудничаем, работаем в плане использования "Байконура". Но такая страна, как Россия, она все-таки всегда должна иметь независимость. Независимость в любом вопросе, особенно в таких чувствительных вещай, как космическое пространство. И "Ангара" сегодня, как не странно, может быть, это не совсем энергетически правильно звучит, но она сегодня нам с севера, практически с полярного круга, позволяет выводить нагрузки на геостационарные орбиты.

Создание ракетного космического комплекса "Ангара" решило принципиально важную для России задачу независимого доступа в космос со своей территории.

Безусловно, есть оборонная тематика в космосе, которая играет очень большую роль, и значимую роль. И безусловно, все, что не делается, оно делается прежде всего в интересах обороны и безопасности страны. Конечно, мы должны сегодня сделать определенные шаги, чтобы отрасль стала эффективной, конкурентоспособной, чтобы отрасль выпуская надежные космические аппараты, системы за вполне разумную цену. Которые служили бы человечеству и, прежде всего, гражданам нашей страны. Сегодня, как ни парадоксально, нам не хватает специалистов, которыми когда-то Советский Союз был укомплектован, может быть, в большей степени. Нам не хватает нормальных конструкторов в области аппаратостроения, в области ракетостроения, в области станкостроения. Нам не хватает технологов, которые будут создавать космические аппараты на уровне современных технологий. Нам нужны программисты, нам нужны математики.

Подготовка молодежи – это на самом деле очень серьезная тема. У нас практически все ведущие предприятия отрасли имеют базовые кафедры в институтах. Как правило, все ведущие конструкторы предприятия являются сотрудниками этих кафедр: они читают лекции, они занимаются со студентами. Мы задумываем достаточно много интересных программ, где подключаем не только ведущие вузы Москвы, но мы смотрим вузы всей страны. Нас интересуют талантливые ребята, которые живут не в столичных условиях, не в столичных городах. Но их надо найти, поднять, привлечь и дать им работу. Эти программы работают, работают программы по, скажем, мотивации работы в отрасли. Есть и программы кредитования жилья, есть и программы компенсаций за ипотечное кредитование. Все это есть. И нам важен и ценен каждый человек. И мы сегодня даже поставили для себя такую задачу в рамках ОРКК, что действительно нам нужно вернуть отрасли некий такой ореол, когда молодежь сюда будет идти, когда молодежи будет здесь интересно, когда молодежь будет гордиться своей профессией и работой.

На самом деле, так устроен человек, что он все равно будет всегда стремиться к познанию неизвестного. И дальний космос – это как раз та сфера, которая содержит еще много-много на тысячи лет неоткрытых загадок происхождения Вселенной, происхождение человечества, происхождение материи. Мы сегодня прекрасно понимаем, что очень многие разгадки находятся как раз в сфере дальнего космоса. Сегодня программа "Освоение Луны", программа "Освоение Марса" очень активно обсуждаются в нашем научном сообществе. И человечество нельзя остановить. Человечество всегда полетит к звездам, к новым планетам. Другое дело, что как сделать так, чтобы это стремление человечества было соизмеримо с его возможностями, в том числе и материальными возможностями страны?! Если сравнивать с первыми полетами, то да, было здорово! Да, прилетели на Луну, приземлились, что-то как-то там сделали, сфотографировали, доставили.

Но сегодня, если мы уже говорим о дальних полетах к другим планетам, то мы должны научиться приземляться в заданной точке Луны. Мы должны научиться пробурить и доставить пробы грунта в том первозданном виде, в котором он там существует на Луне, а не некую субстанцию, которая долетит. Мы должны научиться спускаться на Луну и выходить обратно на окололунную орбиту и стыковаться с базовым кораблем. Раньше эти задачи не решались. Они требуют более принципиального, более сложного подхода, решение более сложных технических задач. Поэтому Луна, как некий плацдарм для отработки наших технологий и некая площадка для дальнейших стартов человечества в дальний космос – это, безусловно, да. И мы будем к этому идти, двигаться, это отрабатывать.

Луна должна стать неким плацдармом для отработки наших технологий, площадкой для дальнейших стартов человечества в дальний космос. Мы будем к этому идти.

Космос, космонавтика для России – это отдельная область существования. У нас даже какие-то беды и трагедии большего масштаба не так болезненно воспринимаются, как какие-нибудь наши поражения в области космоса, когда у нас падают ракеты, или что-то ломается. И на самом деле жизнь всегда состоит из взлетов и падений, удач, неудач. И не может страна быть всегда лидером во всем. Но обеспечить какие-то позиции существования страны в космосе, обеспечить за счет космоса решение глобальных стратегических задач в интересах всего нашего народа – это обязанность. И все эти годы страна это делала и решала. И я хочу просто всем соратникам, друзьям, коллегам, которые работали эти годы в ракетно-космической отрасли, как-то пересекались наши пути, конечно, сказать самые добрые слова и пожелания. И спасибо огромное за их работу, за их вклад, который был внесен в становление и решение космических проектов, космических программ. Хочу просто пожелать новых побед, новых удач в космосе. Я уверен, что Россия была, есть и будет великой космической державой. И с нашими людьми, с нашими учеными, с нашими специалистами мы решим обязательно любые задачи, которые будут стоять перед нашей космонавтикой.