Юрий Воронинн: Счетная палата – это такой негероический орган. Он проводит рутинные проверки. Но результаты его работы очень полезны

Счетной палате Российской Федерации исполнилось 20 лет. Эта организация следит за всеми расходами государственных средств. Но за эти годы полномочия аудиторов расширились. Они контролируют предоставление налоговых льгот, проводят экспертизы госпрограмм и федеральных законов. Сотрудники Счетной палаты осуществили около 9 тысяч проверок, по материалам, которые они предоставили правоохранительным органам, возбуждено почти 2 тысячи уголовных дел. В этом году Счетная палата откроет обновленный информационный портал, который будет в доступной форме сообщать россиянам, как расходуются государственные деньги. Здесь также появится информация о том, как реагируют ведомства и госкомпании на проверки аудиторов, как наказывают тех, кто не исправляет выявленные ошибки. Кроме того, в планы работы Счетной Палаты входят намерения помочь стране в сегодняшней сложной финансово-экономической ситуации.

Юрий Воронин: Наша основная задача – это проследить за тем, чтобы мероприятия, которые утверждены сейчас в антикризисном плане, были исполнены своевременно, точно и в полном объеме.

Юрий Воронин – руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса. Более 30 лет работает в органах государственной власти. В период с 2012 по 2013 год занимал должность начальника управления при президенте Российской Федерации по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия. Заслуженный юрист Российской Федерации.

Юрий Воронин: О Счетной палате, как и о всяком серьезном государственном органе, существует закон, причем этот закон выдержал уже две редакции. Последние масштабные правки были внесены в 2013 году, менее масштабные в 2014. Так вот закон определяет Счетную палату Российской Федерации как постоянно действующий государственный орган высшего внешнего, что очень важно, государственного финансового контроля, аудита. То есть мы по отношению к любому другому органу являемся внешней стороной и можем объективно беспристрастно рассмотреть, как то или иное учреждение, даже как тот или иной государственный орган расходует бюджетные средства, управляет имуществом, которые были предоставлены государством. То есть мы - такой контроль использования  казны государства − это основная функция Счетной палаты.

Но по мере развития этого института, 20-летнего развития в жизни нашего общества, естественно, что происходило такое субстантивное содержательное наполнение содержания работы. В результате Счетная палата просто от контрольно-ревизионных полномочий, функций, задач перешла уже к более глубокому такому системному анализу проблем, вот то, что называется стратегическим аудитом. То есть мы не просто провели проверку, посчитали, как правильно или неправильно израсходованы тем или иным органом деньги, а мы анализируем. Если неправильно − почему, что способствовало возникновению такой ситуации? Может быть, закон неправильно сформулирован? Может быть, он не точно где-то выписан? Почему происходит применение? Это такая субъективная поведенческая модель у людей, или это связано с тем, что действительно где-то что-то недоработано на организационном, законодательном, программном или каком-то другом уровне. Таким образом, Счетная Палата к настоящему моменту времени выполняет очень большой и серьезный функционал. Мы анализируем и докладываем президенту об эффективности государственных программ. А государственные программы это сейчас инструмент построения бюджета − у нас программный бюджет. Весь бюджет формируется трехлетний по программному принципу. Мы анализируем документы стратегического развития. Смотрим, насколько они достигают целей, поставленных в концепциях, в стратегиях президента, правительства, целям социально-экономического развития страны. Мы проводим экспертизу законодательных и иных нормативных правовых актов в части расходных обязательств Российской Федерации, их влияния на формирование доходной базы. Но и смотрим, какие проблемные вопросы для организации в целом и бюджетного процесса, и финансовых отношений в стране может принести принятие или непринятие того или иного законодательного акта. Таким образом, спектр полномочий, задач и функций Палаты достаточно широк на сегодняшний день. И повторяю, главное, что мы проводим такую серьезную аналитическую работу, мы пытаемся работать на опережение, на выявление тех причин, которые способствуют возникновению финансово-бюджетных нарушений. Чтобы не просто поймать казнокрада и просигнализировать в правоохранительные органы, чтобы были приняты меры по конкретному случаю, но чтобы подобных случаев, подобных прецедентов не могло возникнуть в принципе больше, исправляя соответствующие огрехи либо в документах, либо в нормативно-правовых актах.

Мы пытаемся работать на опережение. Наша задача не просто поймать казнокрада, но сделать так, чтобы подобных прецедентов не возникало.

Счетная палата – это такой негероический орган, он не проводит каких-то акций, мероприятий, он проводит тихие спокойные рутинные проверки. Правда, он проверяет расходование денег и имущества, поэтому результаты очень полезны для общества. Можно сказать, что в целом за 20 лет своего существования Счетная палата провела около 9 тысяч контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В результате этих проверочных действий было выявлено финансовых нарушений в общей сложности на 4,5 триллиона рублей. То есть вот эти деньги не все были возвращены, к сожалению, но, по крайней мере, были закрыты каналы, которые могли бы способствовать дальнейшему казнокрадству и неправильному, неэффективному расходованию государственных средств.

Если говорить о новых наших функциях, такой как экспертиза законопроектов, то в 2014 году, когда мы полноценно эту функцию выполняли, мы дали в Государственную Думу, в правительство заключения по более чем  1300 законопроектам. И наш парламент, правительство имели возможность учесть наше мнение при формировании законодательной базы.

Мы не карательный орган, но мы проводим аудит, то есть контрольно-аналитические мероприятия. И естественно, если результатами наших проверок является установление фактов, которые могут свидетельствовать о преступных деяниях, то есть нарушение уголовного законодательства либо законодательства об административных правонарушениях, то мы не можем ни следственные действия провести, ни наложить взыскания. Мы обязаны об этом, если эти факты будут установлены и Коллегия Счетной палаты, коллективный орган, примет решение, мы должны проинформировать компетентные органы, прокуратуру, Следственный комитет, Министерство внутренних дел при необходимости, Федеральную службу безопасности об этих фактах. Дальше уже следственные и оперативно-розыскные мероприятия и действия проводятся этими компетентными органами.

За 20 лет Счетная палата провела около 9 тысяч контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В результате было выявлено финансовых нарушений в общей сложности на 4,5 триллиона рублей.

За 20 лет тех проверок, которые мы проводили в течение периода существования Счетной Палаты в общей сложности по материалам Счетной Палаты, по проверкам Счетной Палаты было возбуждено более 1700 уголовных дел теми, кому надлежит этой работой заниматься.

Самые типичные нарушения − это нерациональное или неэффективное расходование бюджетных средств. Когда тот или иной государственный орган или учреждение полученные ими бюджетные средства должны были направить по одной статье на расходы целевые, а они посчитали возможным вместо этого, например, какую-то закупку совершить. Или неправильное использование имущества. Или неправильное осуществление конкурсных процедур, когда осуществляется закупка для нужд того или иного предприятия по более высокой цене, цене, которая не соответствует той, которая реально сложилась на рынке. То есть,  в результате тех нарушений, которые мы проверяем и выявляем, происходит просто нерациональное расходование тех бюджетных ресурсов, которыми располагает страна, которые выделяются для реализации государственных функций тому или иному государственному органу. Понятно,  что в условиях, когда этих бюджетных денег мало, они ограничены, когда каждая копейка, образно говоря, на счету, конечно, имеет очень большое значение, чтобы ресурсы, которые выделяются, доходили по назначению. Это особенно важно, когда речь идет об органах, которые занимаются социальной политикой, осуществляют меры социальной поддержки населения. Это особенно важно, чтобы средства, которые страна считает возможным выделить на те или иные цели, достигали своих получателей.

Казалось бы, рутинная, невидимая, чисто финансовая работа Счетной палаты, но она имеет выход, выхлоп, который касается каждого из нас.

Если говорить о новом функционале, который появился буквально в конце  2014 года – это право Счетной палаты проводить проверку не только Государственного пенсионного фонда или Фонда обязательного медицинского страхования по использованию страховых взносов, которые являются тоже государственной собственностью, но и негосударственных структур. Негосударственных пенсионных фондов, а скандалов вокруг них немало бывает, частных страховых медицинских компаний, которые занимаются медицинским страхованием. Раньше возникали проверки с возможностью их аудита, потому что они говорили: "Раз страховые взносы поступают к нам, то они уже в нашей собственности, и это уже вне компетенции Счетной палаты". Чтобы таких споров и проблем не было, в закон были внесены однозначные поправки, теперь Счетная палата получила возможность проверять те же негосударственные пенсионные фонды, что мы и делаем. И это имеет большое значение, потому что через них все-таки граждане получают порой даже единственный источник средств  своего существования в старости, а именно пенсию или  медицинскую страховку. И от того, в каком объеме они ее получат, своевременно или несвоевременно, порой зависит жизнь и здоровье, благополучие их и их семей. Казалось бы, рутинная невидимая чисто финансовая работа Счетной палаты, но она имеет выход, выхлоп, который касается каждого из нас, который касается человека, потому что на бюджетные деньги живут не только те, кто работает в бюджетной сфере: учителя, врачи, музейные работники, библиотечные работники, военнослужащие, но живут и пенсионеры, инвалиды – это все бюджетные деньги. В широком смысле это деньги бюджета, внебюджетных фондов, и Счетная палата – это тот независимый, внешний по отношению к ним, контрольный орган, который следит за тем, чтобы эти органы свои функции выполняли