Сергей Лесков: Мировая экономика растет бурно, как организм подростка. И этот рост вызывает определенные диспропорции

Гости
Сергей Лесков
ведущий программы «Академики»

Марина Калинина: Здравствуйте. Мы уже проанонсировали темы, которые мы будем обсуждать в течение сегодняшнего эфира.

Сергей Лесков: Еще бы мне об этом узнать.

Марина Калинина: Так что ждем подробностей.

Сергей Лесков: Хорошо. Как известно, сейчас наш президент находится в Сочи. Но вовсе он там не отдыхает, а каждый день проводит множество встреч. И сегодня он встречался с премьером Индии. Индия – это одна из пяти ведущих экономик мира и наш стратегический партнер. Кстати, я замечу, что за неделю в Сочи к президенту России приезжали лидеры уже двух ведущих стран из этой самой пятерки. Стоит ли при этом говорить о геополитическом одиночестве России? Но то, что обсуждали лидеры Индии и России, об этом стоит поговорить поподробнее.

Важная тема – это какая-то глобальная мировая экономика. Она на самом деле сталкивается с двумя довольно странными и парадоксальными проблемами. С одной стороны, уже длительное время наблюдается ускорение роста мировой экономики, но это в то же самое время приводит к диспропорциям, как в бурно растущем молодом организме, и к увеличению глобальных рисков.

Мировые эксперты подготовили перечень этих рисков. Некоторые из них, кстати, связаны с Россией. Предупрежден – значит вооружен. Давайте поговорим об этих глобальных экономических рисках. И наконец наша Англия. Куда же без Англии? В эти выходные человечество наблюдало за свадьбой принца Гарри и американской киноактрисы. А английские политики продолжали антироссийский сериал. На самом деле мне кажется, что бесконечных сериалов в истории телевидения, наверное, и не было. На сей раз английский парламент подготовил доклад под ужасающим названием "Золото России. Коррупционные связи Москвы в Великобритании". Заголовок, в общем-то, говорящий сам за себя. Предложены какие-то меры по выявлению каналов поступления российских денег в Великобританию. Это может привести только к углублению кризиса в отношениях России и Англии. А тем временем Роман Абрамович, российский олигарх, который лет 15, наверное, служил символом отношений между Россией и Великобританией, не получил визу в эту страну, даже не смог присутствовать на матче финала Кубка Англии, где победил его любимый Челси. А что касается свадьбы принца Гарри, то мне кажется, что впервые за долгий период на подобного рода церемониях не было никого из российских граждан.

Марина Калинина: Что странно.

Юрий Коваленко: Может, не пригласили.

Сергей Лесков: Не пригласили. Может быть, в толпе там и были. Там же все улицы были запружены. Но среди официальных гостей кого только не было. Хотя лично я, если бы получил такое приглашение, не знаю, что бы я с ним делал. Мне кажется, чрезвычайно обременительная и скучная процедура. Непонятно, зачем она.

Юрий Коваленко: Кроме того, что не хотели бы тратиться на подарки для королевской семьи?

Сергей Лесков: А там подарки делают, да?

Юрий Коваленко: Наверняка.

Сергей Лесков: Я был на греческих свадьбах. Там можно отделаться каким-то символическим подарком. А какие подарки делают на подобного рода великосветских мероприятиях… Юр, кстати, очень хорошая мысль. Королева все это время сохраняла такую мрачную мину. Может быть, ей подарки не понравились?

Юрий Коваленко: Ее подарок, наверное, не пришелся по душе жениху с невестой.

Сергей Лесков: Может быть, да. Так вот, все-таки по поводу встречи Нарендры Моди и Владимира Путина в Сочи. Уже лет 20 регулярно встречаются главы Индии и России. Но эта встреча происходит в конце года то в Москве, то в Дели. А это была неофициальная встреча. Тем более она интересна. Почему? По какой причине премьер Индии рванул так срочно к Путину? Что они обсуждали? Три темы. Это эскалация кризисов в области безопасности, это ситуация с Ираном после выхода США из ядерной сделки и грозящими санкциями всем, кто продолжает сотрудничать с Ираном. А у Ирана и Индии очень тесные контакты. Это почти соседние страны. И наконец торговые споры между мировыми лидерами. Мир находится в преддверии торговой войны между США и Евросоюзом. Отношения очень обострились. И, в общем-то, это очень волнует Индию.

Что касается российско-индийских отношений, ведь, по-моему, в мае Конгресс США выпустил поправки к своему закону, который обещает очень жесткие санкции всем, кто покупает оружие у России. Мало найдется стран, которые покупают у России так много оружия, как Индия. Очень много у них самолетов, Мигов и Су уже несколько десятилетий.

Юрий Коваленко: Чего стоит последний самолетный контракт.

Сергей Лесков: Да. Он какой-то огромный совершенно. Но они хотят купить еще зенитно-ракетные комплексы С-400 "Триумф" на 6 млрд долларов. Огромные деньги. Конечно, правительство Индии не может не пытаться просчитать ситуацию, а что будет, если США наложит на них санкции в связи с этим. А что будет, если они наложат санкции за сотрудничество с Ираном? А отказаться от сотрудничества с Ираном они не могут, потому что поставки индийских товаров в Европу идут через какую страну? Через Иран. Другого пути нет.

Кстати, есть очень крупный экономический проект транспортного коридора Индия-Иран-Россия. Он уже лет 15 обсуждается. Он короче на несколько тысяч километров, чем путь через Суэцкий канал, и значительно дешевле. Есть аналогичные проекты. Назарбаев Путину предлагал неделю назад прорыть канал из Каспийского моря в Черное. Потому что Волго-Донской канал очень узенький, построенный еще в 1960-е годы. И он не отвечает потребностям. Стоимость канала Каспийское море – Черное море 15 млрд.

Юрий Коваленко: Если мне не изменяет память, еще при Иосифе Виссарионовиче этот проект рассматривался и даже был на бумаге.

Сергей Лесков: Да, он старый. В общем, он как-то лежит на поверхности. Здравый смысл есть. Выгоден ли он России? У России есть несколько транспортных коридоров. Из Азии в Европу – это Транссиб, Севморпуть. Обычные дороги есть. Если мы создадим альтернативный транспортный коридор, то те, исконно русские, потеряют грузопотоки. Вообще транспортных коридоров так много, что у меня создается впечатление, что дорог больше, чем товаров. Если все эти транспортные коридоры построить, они будут стоять пустыми, и, наверное, мытари просто будут там сидеть без дела. Все-таки товаров ограниченное количество.

Но, так или иначе, наверное, самым главным заявлением индийской стороны является то, что Индия будет выполнять свои оборонные закупки. И их логика не будет определяться никакой другой страной, например, США. Это официальная точка зрения, которая была сказана на этой встрече.

В то же самое время нам надо отдавать себе отчет в том, что торговый оборот России и Индии 9 млрд долларов. Причем, 70% наших поставок – это несырьевые товары. Это для нас очень важно. То есть это машиностроение, энергетика. А торговый оборот США и Индии – 90 млрд долларов. В 10 раз больше.

То есть, в общем-то, несмотря на то, что эти переговоры проведены, сам по себе масштаб и сопоставление этих цифр, конечно, говорят о значимости США для Индии.

Сергей Лесков: Вообще что мы знаем об Индии? Я помню, когда мы учились в школе… Я, кстати, не исключаю, что сейчас эти стихи уже вылетели из школьной программы. Но мы их учили. Был такой поэт Николай Тихонов, который написал знаменитые строки "Гвозди бы делать из этих людей – не было бы в мире крепче гвоздей". А еще у него есть поэма про мальчика "Сами":

Хороший Сагиб у Сами и умный,

Только больно дерется стеком.

Хороший Сагиб у Сами и умный,

Только Сами не считает человеком.

Потом этот мальчик-индус убежал куда-то к марксистским проповедникам, узнал там имя Ленина. Это все мы учили в школе. Не знаю, где там марксизм появился в Индии в 1930-х годах.

Марина Калинина: Боже, чем вам забивали головы.

Сергей Лесков: "Какой Ленин мудрый", - сказал он этому Сагибу. И тот сказал: "Уходи, - сказал англичанин. И Сами ушел с победой, а Сагиб заперся в своей спальне и не вышел даже к обеду". Это учили все советские пионеры. У меня только частички остались в памяти. Я тогда впервые узнал слово "стек" (палка, которой били).

Сейчас по существу то, что происходит в отношениях США с Индией – это та же самая история отношений этого англичанина со стеком с мальчиком Сами. Правда, Ленина уже нету. Фактически США, так же как во времена колониальной Индии, управляется со всеми этими развивающимися странами. Обещают им наложить санкции в случае какого-то неповиновения, нету никакой самостоятельной политики. А при том чудовищном разрыве в экономических возможностях, какие есть, в общем, остается только позавидовать участи мальчика Сами, у которого был северный сосед. Сейчас северный сосед есть, но возможности уже не те.

Но, в общем, так или иначе, все-таки надо отдать должное тому, что мировые лидеры приезжают в Россию, встречаются с президентом России. И это говорит о том, что разговоры антироссийски настроенной публики о том, что Россия находится в геополитическом одиночестве, хотя бы по этой причине не соответствуют действительности, а на этой неделе Путин встретится еще с кем? С президентом Франции Макроном. Правда, конечно, Франция – это карлик по сравнению с Германией и Индией. В пятерку не входит. Но, тем не менее, это тоже один из мировых лидеров и постоянный член Совета безопасности.

Если мы говорим о каких-то глобальных экономических тенденциях, мировая экономика растет довольно бурно, темпы роста ВВП в России ниже, чем среднемировые. Но, тем не менее, как бывает в подростковом организме, этот рост предполагает возникновение каких-то диспропорций. И эксперты, которые группируются вокруг крупнейшего экономического издания в мире, которое называется журнал "Economist Intelligence Unit", они подготовили такой перечень из 10 самых главных глобальных экономических рисков. Мне кажется, что это очень интересно для общего сведения и для расширения диапазона.

По моим представлениям, эти риски объединены в 4 главные группы. Самые главные риски – это кризис на фондовых рынках, который может дестабилизировать мировую экономику. Друзья мои, я не могу это прокомментировать. Фондовые рынки – это какая-то terra incognita для меня. Но когда я слежу за мировыми новостями, я вижу, что все кризисы начинаются с фондовых рынков, с обвала каких-то там акций. В общем-то, какой-то резкий скачок волатильности, дурные ожидания, которые обнаружились в конце зимы – начале весны, делают такую возможность вполне реальной.

А еще самый главный риск уже вполне понятен и связан с резкими, даже радикально-протекционистскими мерами США, которые переворачивают вообще все устоявшиеся каноны мировой торговли и по существу делают ненужной Всемирную торговую организацию.

На самом деле та политика протекционизма, которая объявлена Трампом, перечеркивает все соглашения, какие были. Особенно это касается товаров, которые курсируют между США и Китаем. Вы обратили внимание, что сейчас Китай пообещал снизить дефицит торговли с США в 2 раза? Там было 400 млрд, а будет 200 млрд. Все равно китайцы будут больше продавать в Америку, чем Америка в Китай. Но как это будет выражено? Они, например, купят Боинги у Америки, а хотели купить аэробусы у Европы. Вот такая переориентация произойдет. На самом деле, когда такие крупные заказы срываются, то это ведет к дестабилизации.

Вторая группа рисков – это поменьше, но тоже очень много. И опять это связано с Китаем. Кстати, если посчитать, то из этих 10 мировых рисков больше половины так или иначе связаны с Китаем, что лишь подтверждает этот образ, который я придумал, по поводу быстрорастущего организма. Никто так быстро не растет, как Китай. Огромные масштабы. За 20 лет они из какой-то экономической пустыни превратились в фактически мирового лидера наравне с Америкой. Так вот, вполне реален конфликт в Южно-Китайском море. Китай по решению последнего съезда Компартии в прошлом году должен обладать лучшими вооруженными силами в мире. Там есть какие-то спорные территории, какие-то насыпные острова. В то же самое время Америка, влияние которой падает, считает себя гарантом безопасности торговых путей. Южно-Китайское море. В этой же группе находятся масштабные кибератаки. Но мы знаем, что даже в России были кибератаки. Это стоит во второй группе рисков.

Юрий Коваленко: А России там нет?

Сергей Лесков: Сейчас дойдем до России. В третьей группе рисков есть и Россия. Третья группа – это Китай. Серьезный длительный экономический спад. Там очень большой внутренний долг, который они не собираются никак конвертировать и возвращать. Может лопнуть кредитный пузырь, а там очень крупные кредиты набраны. Здесь же находится война на Корейском полуострове. Мы постоянно об этом говорим. И здесь же нефть. Ближний Восток. Колебания цен на нефть. Они могут перевернуть вообще всю конфигурацию мировой экономики. Либо они в силу каких-то причин могут неимоверно вырасти. Выгодно ли это России, еще бабушка надвое сказала. А могут и упасть в силу каких-то причин. Здесь уже на самом деле, поскольку Россия вовлечена в кризис на Ближнем Востоке, то это тоже касается нас.

И наконец в последнюю группу рисков входит выход некоторых стран из Еврозоны. А некоторые страны туда зачем-то стремятся. Понимаете, кризис в Еврозоне, а наш ближайший генетический сосед (я имею в виду Украину) хочет войти туда, откуда некоторые страны (такие давние члены Евросоюза, как Греция и Италия) могут даже и выйти. Вот такая ситуация.

Еще раз скажу. Предупрежден – значит уже вооружен. И когда ты понимаешь эти тенденции, наверное, можно более спокойно спать. И наконец Британия. На самом деле я не перестаю удивляться. Всегда англичане казались каким-то воплощением здравого смысла. Я думаю, что отчасти на этом основана и лидирующая роль Англии в промышленной и научно-технической революции, что началось там, наверное, в XVII-XVIII веке. В XIX веке вообще был потрясающий рывок вперед. Там каждый второй англичанин, наверное, был Джеймсом Ваттом. Кстати, Джеймс Ватт стал миллионером. А никто из русских изобретателей условной паровой машины не разбогател. Иван Ползунов, который тоже сделал паровую машину, в дырявом кафтане ходил. Видите, какое большое отличие.

Но то, что сейчас происходит в Англии, заставляет подозревать, что этот самый здравый смысл совершенно потерян. Сначала политика Англии состояла в том, что они привлекали инвестиции со всего мира, не разбираясь в том, как пахнут эти деньги.

Марина Калинина: В том числе из России, в частности.

Сергей Лесков: В том числе из России. Деньги вообще не очень хорошо пахнут. Как говорил Шиллер, деньги – это помет дьявола. А если человек деньги из своей страны предпочитает унести в какую-то другую страну, да еще отмыв их где-то в офшорах, то, наверное, подозрения должны быть тем более обоснованы. Если не потерян здравый смысл. Но англичанам это было безразлично. Хотя генпрокуратура России (наверное, и других стран) посылала запросы на выдачу этих людей. Вся команда Бориса Абрамовича Березовского из его компании перебралась в Лондон. И многие и сейчас там до сих пор живут. Подозревать группу Березовского в чистоплотности доходов не рискнет даже, наверное, человек, который смотрит на жизнь в розовых очках. И таких примеров очень много.

Теперь вдруг они проснулись и предъявляют свои претензии. Наверное, часть из них обоснована. Но эти претензии должны быть прежде всего направлены к себе. Довольно давно уже ведутся эти разговоры. Наверное, мы в первый раз об этом в марте говорили. Помните, они стали считать недвижимость, которая куплена на…

Марина Калинина: Но недвижимость не в первый раз уже считается.

Сергей Лесков: Но тоже, как они говорили, деньги сомнительного происхождения. Это доклад, подготовленный парламентом. Что они предлагают? Слов-то можно много говорить. Мы видим, что дело Скрипаля – это сплошные слова, а фактов нету. Эти парламентарии что-нибудь предлагают? Они предлагают прежде всего создать единый реестр иностранных компаний, которые вкладывают деньги в Англию. Неужели там нет такого реестра? Как же вообще? Бухгалтерские книги, казалось, должны были появиться там еще со времен Кромвеля. Кстати, Шекспир стал бухгалтером, когда ушел из театра, и писал всем долговые расписки. А этих, оказывается, нету реестра. И правительство обещает такой реестр, но только в 2021 году. Парламентарии поднялись: "Нельзя ли раньше?". Они думают, что пора бы вводить индивидуальные санкции против тех, кто вызывает наибольшие подозрения. Мне кажется, что это не совсем демократическая мера. Что за индивидуальные санкции без суда и следствия? Не понравился Борису Джонсону и Терезе Мэй – и вот вам индивидуальные санкции? Мне кажется, что это некое нарушение прав человека.

Юрий Коваленко: А зачистка грязных русских денег не подразумевает ли банальный их отъем?

Сергей Лесков: Но сначала надо составить реестр. Видите ли, оказывается, амбарные книги-то не велись. В общем, такое впечатление, что конь не валялся в Англии по этому делу. Тем не менее, мы помним, что наш омбудсмен Титов ездил, встречался там с осевшими бизнесменами и предлагал им вернуться в Россию. Что-то, по-моему, не получилось. Но, так или иначе, первым, кто пострадал от этого нового поворота событий – это Роман Абрамович, который казался вообще непотопляемым. Но даже "Титаник" утонул. Уже месяц он сидит без британской визы, не побывал на финале Кубка Англии, где Челси обыграл Манчестер Юнайтед. И, конечно, он не побывал на свадьбе. Зато там зажигали американцы. Наверное, многие следили. Там появился какой-то американский пастор, который влез с тостом вопреки всему отработанному столетиями церемониалу. Жена Обамы как-то вела себя неподобающим образом, бросилась с объятиями к королеве, которая, кроме ее супруга, вообще никто.

Марина Калинина: Пустилась в пляс.

Сергей Лесков: Да. Никто не имеет права обнимать… Ходили там по Виндзору и жевали жвачку все американцы. Но американцам можно, видишь. "Извини, подвинься". Мы только что говорили, что они Индией управляют. Но они и Англией, как известно, управляют. И остается одна-единственная страна, которая им не покоряется. Вот они и санкциями эту страну окружают. Я имею в виду Россию. Так выстраиваются такие странные отношения. И по поводу этой свадьбы. Если серьезно, то это аттракцион, конечно. И можно много язвительных слов сказать. А мне кажется, что ничего нет плохого в том, что высшая знать, элита позволяет обществу посмотреть на вот эти церемонии. Это и уважение к традициям, и уважение к своей стране, что само по себе немало. Назовем это даже словом "патриотизм". Когда, кстати говоря, простой человек это видит, он перестает отчасти, я думаю, даже завидовать. Это снимает некоторую социальную напряженность. Это очень важный момент для какого-то умиротворения общества. Неслучайно даже в элитные школы ведь брали детей бедняков еще в XIX веке. Этот способ был опробован. Потом, это очень доходное мероприятие. Вся эта символика, значки, кружки, майки, телетрансляции. На свадьбе королевской семьи можно очень хорошо заработать.

Я думаю, что нам надо все-таки извлечь какое-то здоровое зерно. У нас подобного рода шоу, подобного рода аттракционов вообще в принципе нету.

Юрий Коваленко: Но у нас тоже бывают очень громкие свадьбы.

Сергей Лесков: Но они все равно частные. Никто на них не зарабатывает. Это все в расход идет. Сам по себе экономический феномен заслуживает, мне кажется, рассмотрения. Может быть, и нам что-нибудь подобное можно было бы придумать? У нас же есть в правительстве даже семейные пары. Я не знаю. Можно что-то придумать.

Марина Калинина: Ну что ж, спасибо большое. Это были темы дня у нас с Сергеем Лесковым. Спасибо.

Сергей Лесков: До встречи.