Любовь Гришаева: Надо детей поменьше опекать

Гости
Любовь Гришаева
мама трёх дочек (г. Челябинск)

Анастасия Семенова: Любовь Гришаева с нами на связи, мать троих дочек. Любовь, здравствуйте.

Любовь Гришаева: Здравствуйте.

Анастасия Семенова: Любовь, трое детей. Как у вас с самостоятельностью у них? Как вы их приучали, или может быть старшие помогают младшим? Любовь, вы нас слышите? Але?

Антон Липовский: Эх, к сожалению, сейчас…

Анастасия Семенова: Да, попробуем перенабрать.

Антон Липовский: Да, попробуем сейчас перезвонить. Но у нас есть еще другие сообщения. «Доченька моя с четырех лет самостоятельная – и в садик сама ходила, - с четырех лет сама ходила в сад, – и в школу затем, все рядом с домом. В институт документы сама отвозила. Закончила 2 нефтегазовых – в Сургуте и в Тюмени. Сказала: «Мама, ты правильно меня воспитала». Спасибо ей за оценку».

Анастасия Семенова: Из Кемеровской области: «Мои старшие дети, Антон и Алена с семи лет проявляли самостоятельность. Я работала. Средний сын Ярослав, как только в школу пошел, я только радовалась его самостоятельности, успехам в учебе. Он мой помощник. Младший сын уже ходит в школу сам, я радуюсь за его успехи».

Из Москвы: «Моему внуку 7 лет, он ходит сам на футбольное поле, гуляет с другом, может остаться дома один и сделать себе бутерброд. И уже говорит: «Когда мне будет 14 лет, пойду работать летом». Это все зависит от родителей».

Антон Липовский: Вот я полностью с этим согласен. И вот сейчас у нас еще одна попытка. Любовь Гришаева с нами на связи, мама трех дочек. Так, они у нас были, кстати говоря, в эфире.

Анастасия Семенова: В детском «Отражении».

Антон Липовский: Да, Любовь, ну давайте, у нас не так много времени теперь уже остается. Хочется услышать ваш рецепт, как детей сделать самостоятельными.

Анастасия Семенова: Как научить?

Антон Липовский: Потому что ваши, мы знаем, самостоятельные.

Любовь Гришаева: Ну да, я считаю, что надо детей поменьше опекать. Хотят они сами колготки надевать, пусть они сами надевают. Хотят они посуду мыть, пусть они моют. Не надо влезать, говорить: «Отойди, я сам».

Вот у нас, у меня, они когда маленькие были, знаете, на площадках они залезали в такие места, это был просто ужас! И я как бы думаю: «Нет, я не буду вмешиваться, я не буду говорить, что это опасно, это надо делать аккуратно». Зато сейчас, когда они выросли, они стали более ловкие, аккуратные в этом плане.

Так же мы ходили, я помню, были в садике, в старших группах. Они говорят: «Мама, мы пойдем в магазин и сами все будем покупать». Я говорю: «Хорошо, вот вам столько вот денег, я буду стоять при входе».

Анастасия Семенова: В сторонке.

Любовь Гришаева: Они заходили в магазин, то есть набирали, подходили к кассе. Им кассир говорит: «Конечно, у вас денег столько нету, давайте вот это оставим, это мы уберем». И вот так вот они как бы научились считать самостоятельно ходить в магазин. Забудьте, что такое мама, что такое папа.

Антон Липовский: Вот. Это, конечно, еще влияние педагога, естественно. Любовь, а вот что с точки зрения того, как поругать? То есть ну когда возникает какая-то ситуация, когда вы уже не можете не вмешаться, и вот ну когда-то же ругают тоже детей за что-то? Как у вас это происходит?

Любовь Гришаева: Ну да, мы, конечно, тоже бывает, что наказываю. Но тут как бы надо аккуратно подходить, потому что, если можно за те же уроки наругать так, что они потом не захотят их делать.

Анастасия Семенова: Ну вы знаете, как бы многие говорят, Любовь, у вас, наверно, очень вот… объяснить родителям нужно, что нужно набраться терпения. Вот вы говорите, понятное дело, что тебе хочется его быстрее там одеть, собрать. Нужно выдохнуть…

Любовь Гришаева: Нет, нет, надо ребенку… самое главное – это набраться терпения. Не надо бежать вперед паровоза и надевать ему эти колготки. Терпение, и доверять ребенку. Ну пусть он будет это медленно делать, но потом он будет это все быстрее, и у него, как на автомате будет выходить.

Антон Липовский: Любовь, а вы… можно я задам, меня вот прямо интересует. Вы просто кидаете ребенка, что называется, на амбразуру, вот все, считай, что взрослый, делай то или иное дело? Вот как Настя говорила, полностью собирайся там в школу или что-то еще делай. Или вы вот максимально из тех родителей, которые вот выбрали методику диалога? Постоянно разговаривают, разговаривают, только все в диалоге.

Любовь Гришаева: Нет, ну конечно было время, когда мы помогали, сидели и уроки в первом классе делали, в садике показывали, как. Но показали, как пуговицу застегнуть, ну в следующий раз ну застегни ты сам, попробуй ты сам.

Анастасия Семенова: Я сам.

Антон Липовский: Вот, собственно, это та самая ситуация, когда, как в известных роликах: «Я сам!» Это все вот в ту сторону.

Анастасия Семенова: Любовь, спасибо большое.

Антон Липовский: Спасибо. Любовь Гришаева, мама трех чудесных дочек. Спасибо огромное. Итак, ну что ж, у нас большое количество сообщений. Давай я еще одно, с твоего позволения, прочту: «Да, у меня дочь в 9 лет самостоятельная. Со второго класса сама делает уроки, сама ходит на кружки, разогревает обед. Я работаю посменно, муж допоздна, поэтому ребенок вынужден быть самостоятельным». Это вот как раз-таки та самая история.

Анастасия Семенова: И вас мы в этом часе спрашиваем: «Ваш ребенок самостоятельный?» Да, нет – 5445. Мы вернемся после выпуска новостей.

Как учить ребёнка самостоятельности? Спрашиваем многодетную маму из Челябинска