Тот самый "Щегол". Американские антиамерикацы. Швейцарец с румынским акцентом

Николай Александров: Здравствуйте, это программа "Порядок слов" и Николай Александров. Современная западная беллетристика сегодня в центре нашего внимания.

Одно из главных литературных событий последнего времени - выход на русском языке романа американской писательницы Донны Тартт "Щегол". Роман вышел в издательстве "Корпус". Читатель легко обнаружит в нем черты приема, особенности поэтики самых разных произведений других авторов. Но здесь и подделка классического искусства, и террористические акты, посттравматический синдром, пережитый героем. Здесь, разумеется, и психоанализ, и жизнестановление подростков, и быт нью-йоркской богемы или обыкновенной школы в Лас-Вегасе. Здесь вообще самые разные города и локусы, помимо уже названных Нью-Йорка и Лас-Вегаса, это еще, скажем, и Амстердам. Но самое главное в этом, действительно, очень объемном романе - то, что Донне Тартт удается создать свой достоверный мир. И во многом это получается у нее из-за необыкновенной тщательности описания. Здесь каждая деталь прорисована. И именно эта тщательность создает у читателя иллюзию пребывания в этом все-таки достаточно странном мире.

Донна Тартт "Щегол"

Очнувшись после взрыва в музее, Тео Декер получает от умирающего старика кольцо и редкую картину с наказом вынести их из музея. Украденная картина станет его проклятьем и спасением.

Еще один известный американский автор и, кстати говоря, также лауреат литературных премий, как и Донна Тартт, - Ричард Форд. Его роман "Спортивный журналист" выпустило издательство "Фантом Пресс". Главный герой отказывается от писательской карьеры и выбирает себе профессию спортивного журналиста. Он выпустил сборник рассказов, и вроде бы затем должна была складываться его писательская судьба достаточно удачно. Он начал писать роман, а затем все бросил. Он пережил смерть своего ребенка, развод с супругой и пришел к ощущению абсолютной бесцельности своей жизни. Хотя она вполне благополучна. Роман завершается как будто бы ничем, у него нет финала, точнее говоря, он открыт. Собственно это и не случайно, потому что Ричард Форд задумал трилогию. И следующий за романом "Спортивный журналист" роман "День независимости" был особенно отмечен американской критикой. Но, тем не менее, конечно же, первую часть этой трилогии можно рассматривать и как вполне самостоятельное произведение, но и как преамбулу к главным событиям, которые ждут читателя в следующих частях эпопеи.

Ричард Форд "Спортивный журналист"

Спортивного азарта в содержании нет. Фрэнк Баскомб - бывший писатель, отказавшийся от писательской карьеры, чтобы стать спортивным журналистом.

И еще одни современный американский известный писатель - Джонатан Литэн. "Сады диссидентов", так называется его роман, который вышел в издательстве "Корпус". И это, в первую очередь, обращение к совершенно неожиданной для российского читателя теме. Потому что речь идет об американских диссидентах, об американцах, которые по существу оказываются антиамериканцами. Открывается роман описанием, например, жизни и быта ячейки коммунистической партии американской. А затем речь идет и о движении битников, о хиппи. Наконец, о политических и социальных движениях уже 2000-х годов. Это, конечно, обращение к тому миру, который может быть сегодня российскому читателю наименее известен.

Джонатан Литэм "Сады диссидентов"

История трех поколений "антиамериканских американцев" Ангруш – Циммер – Гоган собирается из отрывочных воспоминаний множества персонажей – американских коммунистов 1930-1950-х, хиппи 60-70-х, активистов "Оккупай" 2010-х.

И в заключении еще об одном романе современного автора, который стал событием, правда, не в США, а в Швейцарии. Каталин Дориан Флореску "Якоб решает любить". Эта книга вышла в издательстве "Эксмо". Предисловие написал Михаил Шишкин. Флореску происходит из семьи румынских эмигрантов. В 80-х годах он оказался в Швейцарии. Он с акцентом говорит и на румынском, и на швейцарском, немецком. На нем он пишет свои книги, которые на румынский язык переводятся. Обращается же он в своих книгах к своей биографии и к истории своей страны, Румынии в первую очередь. "Якоб решает любить" в данном случае не исключение. Но помимо всего прочего это роман, написанный с необыкновенной энергией. Это роман о любви и воле. Роман о том, что без воли не бывает истинной любви.

Программа "Порядок слов" и Николай Александров. Всего доброго, до свидания!

Каталин Дориан Флореску "Якоб решает любить"

Роман в 2011 году был удостоен престижной литературной премии The Swiss Book Prize и, по словам Михаила Шишкина, "катапультировал своего автора в первые ряды современной европейской литературы".