Что будет с ОСАГО?

Гости
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Андрей Крупнов
директор по отраслевым решениям в страховании в компании КРОК

Виталий Млечин: Трудности с обязательным страхованием автогражданской ответственности: запчасти для ремонта достать непросто, страховые выплаты растут, вместе с ними дорожают, естественно, и сами полисы. А мотоциклисты жалуются, что страховые компании и вовсе не хотят заключать с ними договоры. В некоторых российских регионах и автомобилисты испытывают проблемы с оформлением ОСАГО.

Марианна Ожерельева: Ну вот все-таки владельцам новых полисов КАСКО теперь нужно внимательнее читать договор.

Виталий Млечин: Да, у них тоже все непросто, как выяснилось.

Марианна Ожерельева: Да, могут измениться несколько важных пунктов. В первую очередь может исчезнуть упоминание о ремонте битого автомобиля у официальных дилеров, а в случае невозможности ремонта заплатить могут меньше, чем рассчитывал клиент.

Виталий Млечин: Вы уже сталкивались с проблемами, ОСАГО, КАСКО, ремонт, запчасти? Пожалуйста, расскажите, как обстоят дела в вашем регионе: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. Ждем информации от вас.

Сейчас побеседуем с вице-президентом Национального автомобильного союза Антоном Шапариным. Антон Владимирович, здравствуйте.

Антон Шапарин: Да, приветствую.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Антон Владимирович с нами по телефону сейчас на прямой связи.

Скажите, пожалуйста, опасения обоснованы, действительно сложная ситуация со страховкой как ОСАГО, так и КАСКО, или это какие-то частные случаи?

Антон Шапарин: Опасения абсолютно обоснованы и являются прямым следствием дефицита запчастей, который сформировался на нашем рынке и будет формироваться, потому что у нас действующее законодательство, несмотря на все предложения председателя правительства, запрещает параллельный импорт запчастей. То есть если компания Bosch сказала «до свидания, друзья» и ушла вместе со всеми остальными, то мы не можем. Например, какое-нибудь ООО «Ромашка» хочет получить возможность привезти такие запчасти. Для этого компании нужен сертификат, а сертификат она без подтверждения закупки на заводе не получит, это написано в техрегламенте Таможенного союза. И в итоге таким образом мы сами стреляем себе не просто в ногу, а сразу в две, потому что импорт автомобилей тоже закрывается тем же техрегламентом, он становится невозможен. И все.

Виталий Млечин: Ну а как вы считаете, все-таки какое-то движение к разрешению этого вопроса есть, или как-то в подвешенном состоянии находится?

Антон Шапарин: Ну вот завтра будем встречаться с Минпромторгом, обсуждать, что же делать с техрегламентом, как его отменять, будем пытаться убедить чиновников в том, что это абсолютная необходимость, у нас просто нет другого варианта, нет другого пути, для того чтобы закрыть дефицит. А дефицит является основной причиной проблем не только у страховых компаний, но и у автодилеров, у лизинговых компаний, т. е. у всех-всех-всех, кто занимается обслуживанием, эксплуатацией автомобилей, продажей автомобилей, т. е. у всего авторынка, всех его многочисленных сегментов. Это такой ключевой вот камень, от которого все зависит, это раз.

Как, собственно, страховые пытаются с этим взаимодействовать? Ну, привычным им путем – путем максимальной жадности. Они предлагают сделать следующее, предлагают считать размер выплаты, которую человек получит, исходя из стоимости самых дешевых аналогов запчастей. То есть у вас условно какая-то машина, например Hyundai, а вам считают размер выплаты по запчастям от китайского дядюшки Лао, и вы после этого получите еще с учетом износа не выплату, а кошкины слезки, на которые, понятно, ничего не отремонтируете, потому что вам не хватит, а на следующий год вы страховку не купите.

Поэтому жадность страховых компаний, она такая очень тактическая: все те, кто получат минимальные компенсации, через суд, если они протащат свои предложения в нормативную базу, вы ничего не увеличите, никакую выплату, потому что считать будут по минимальному аналогу... Следовательно, такие люди не купят страховку на следующий год, а значит, мы все, автомобилисты, окажемся в зоне риска...

Виталий Млечин: Так подождите, не купят страховку – так это как раз страховщикам невыгодно будет, разве нет?

Антон Шапарин: А это им невыгодно завтра, а сегодня им невыгодно платить, и они решают проблемы ровно по мере их поступления. Вот у них какая надежда? – что на хитрого российского автомобилиста найдется лом, против которого нет приема, в виде камер фото- и видеофиксации, которые будут, значит, штрафовать тех, у кого нет страховки. Единственное, что оберегает нас в данном случае от этих штрафов, – это неготовность Министерства внутренних дел делиться доступом в свои базы данных со страховыми компаниями, и МВД стоит на страже в данном случае и нашей приватности, и наших кошельков, за что мы благодарны полицейским.

Марианна Ожерельева: Антон, два сообщения из Татарстана. Первое: «Не смогла застраховать новую машину по ОСАГО в конце декабря 2022 года», – т. е. текущего. Мы говорим, что вот дальше будут сложности, а они уже есть, и, когда вы были в нашей студии, мы тоже...

Антон Шапарин: Они уже давно.

Марианна Ожерельева: Да, мы это обсуждали и задавали вопрос, когда же эта проблема будет решена. И далее тоже из Татарстана: «Работаю в страховании, как агент получаю отказы по страхованию клиентов по ОСАГО». Получается, одни хотели бы, но не могут, а другие вот как-то пытаются эту историю обойти. И те, и те как бы имеют право на существование сегодня, т. е. и с теми, и с теми необходимо работать и как-то убеждать и помогать?

Антон Шапарин: Вы знаете, у нас страховое сообщество, страховое лобби возглавляет, не побоюсь этого, почетный консул Княжества Монако Игорь Юргенс.

Марианна Ожерельева: Ну будет вам. А по сути-то что, по сути? Почему оно не работает?

Антон Шапарин: Дайте продолжить мысль.

Марианна Ожерельева: Так.

Антон Шапарин: Им в Княжестве Монако на наши проблемы наплевать. Ему Центральный банк говорит много-много раз, и я в этом лично участвовал: дорогие друзья, почему вы не даете гражданам России выполнить свое обязательство и купить страховку?

Марианна Ожерельева: Так.

Антон Шапарин: На что он бы должен сказать: нет, это единичные эксцессы, как же так, да мы разберемся! Нет, он говорит: ну, вы знаете, нам это невыгодно, страховать, или не нравится, или не хочется; а то, что это наше обязательство, его совершенно не волнует, он же на Княжество Монако работает, как мне кажется, а не на Российскую Федерацию.

Марианна Ожерельева: Слушайте, вот Татарстан активен сегодня, сейчас звонок есть, давайте послушаем как раз-таки оттуда.

Антон Шапарин: Давайте.

Марианна Ожерельева: Ильдар, здравствуйте.

Виталий Млечин: Да, мы сейчас послушаем звонок и попытаемся все-таки установить видеосвязь с Антоном Шапариным. Антон Владимирович, пожалуйста, с нашими коллегами по Skype попробуйте соединиться все-таки.

Марианна Ожерельева: Так приятнее.

Виталий Млечин: А мы послушаем Эльдара из Татарстана. Эльдар, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

В случае ДТП, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО, можно ли обратиться в свою страховую компанию для ремонта, для возмещения ущерба, чтобы не бегать по судам за виновником аварии? Спасибо.

Марианна Ожерельева: Вот мы сейчас спросим у Антона Владимировича, как только он подключится.

Виталий Млечин: Хорошо, спасибо за вопрос. Вопрос важный.

Сейчас соединяемся с Антоном Шапариным, пока покажем небольшую графику по поводу цен. Все-таки заговорили о том, что проблема со страховкой из-за того, что цены выросли. Вот по статистике, данные «Авто.ру», машины в России, если сравнивать с началом года, подорожали на 43%, в 1,5 раза практически, соответственно, а вот запчасти на 29% почти, отсюда и проблемы. Ну, кроме того, что подорожали, еще, как мы слышали, и с доставкой проблемы.

Что касается страховки, средняя выплата по ОСАГО в мае выросла на 13%, или на 8,5 тысяч рублей, с 66 тысяч до почти 75. Вот, соответственно, цифры эти объясняют, почему сложности со страховкой.

Марианна Ожерельева: Ну и вот сообщения дополняют эти сложности. Не могут оформить ОСАГО, Приморский край: «Машина должна быть не старше 12 лет». И вот вывод какой? – «Буду ездить без страховки». Еще интересное сообщение о том, что, значит, машину купили, вот внуку подарили, была страховка. Компания отказала в выплате, суд обязал все что положено выплатить, получается.

Виталий Млечин: Ага. Так, Антон Шапарин возвращается в наш эфир, но по-прежнему по телефону.

Марианна Ожерельева: Давай вопрос Эльдара зададим.

Виталий Млечин: Антон Владимирович, да, вопрос из Татарстана достаточно важный. Если человек попадает в ДТП по вине другого автомобилиста, у которого нет ОСАГО, есть ли возможность обратиться пострадавшему в свою страховую компанию, а не бегать по судам?

Антон Шапарин: Нет, придется взыскивать... Мы же страхуем ответственность свою перед другими людьми. То есть если кто-то врезался и страховки не имеет, значит, свою ответственность он не застраховал, значит, в данном случае придется с помощью гражданско-правовых отношений защищать свои интересы в судах.

Именно поэтому, например, мы предложили бесплатно оформлять страховку на 3 месяца вместе с депутатом Госдумы Новичковым на автомобили прибывающих в Россию беженцев, потому что ну вот в российского водителя машина беженца врежется, а у него страховки нет, а куда бежать, как с них взыскивать? А страховку они сами не купят, потому что страховка для них будет стоить даже дороже, чем для нас, и это замкнутый круг. Поэтому чем...

Вся система страхования держится на двух базовых китах. Кит №1 – это люди должны получить адекватную выплату, собственно, в случае наступления аварии, и по этому киту страховые компании бьют, пытаясь эту сумму выплаты занизить многократно, в т. ч. с помощью расчета по самым дешевым аналогам запчастей. Второй кит – это количество людей, которые в этой страховке находятся, т. е. она должна иметь смысл, если она покрывает плюс-минус всех.

А сейчас они выбывают, эти люди, и достаточно давно. У нас в целом ряде регионов уже давно на самом деле количество нестрахующихся приближается к около 20% водителей. И это большая проблема, это просто укладывает на лопатки систему ОСАГО, и я боюсь, что мы увидим ее конец в том случае, если страховое лобби ее окончательно разбалансирует.

Марианна Ожерельева: Еще звоночек.

Виталий Млечин: А что значит ее конец? То есть просто отменят ОСАГО или что?

Марианна Ожерельева: А такие предложения есть от наших телезрителей, убрать.

Виталий Млечин: Да, они все время звучат, конечно.

Антон Шапарин: ...к чертовой матери.

Марианна Ожерельева: Понятно.

Роман из Иркутской области. Роман, здравствуйте, слушаем вас.

Зритель: Ага, добрый день.

Виталий Млечин: Добрый день.

Зритель: Я занимаюсь фермерским хозяйством, сам глава, у меня нет подсобных рабочих, но имею микрогрузовик и легковую машину, я выращиваю, культивирую грибочки вешенки.

Марианна Ожерельева: Так.

Виталий Млечин: Так.

Зритель: Плюс у меня там скотина какая-то есть. Столкнулся с такой очень болезненной, скажем так, проблемой – я не смог застраховать своевременно свой микрогрузовик. Он у меня попадает под категорию C, и мне очень все такие страховые компании, «Ингосстрах», «Росгосстрах», где я раньше страховал их, да, без проблем, они мне все отказали почему-то. Мне пришлось переплатить, я еще раз говорю, раньше у меня страховка стоила 2 700, так как я являюсь деревенским жителем и фермером, скажем так, а в этом году я заплатил 6 700, ну то есть на 3 тысячи...

Виталий Млечин: Ничего себе.

Зритель: Посреднические какие-то услуги и т. д. Причем я еще и 10 дней ждал в очереди вот это вот. Это как?

Виталий Млечин: Ну а как-то вам объяснили в страховой компании, почему нельзя по прежним расценкам это сделать?

Зритель: Я задал вопрос. Сказали, что вам отказ, отказ. То есть как бы я приехал в страховую компанию, там они по компьютеру все это. Пробовали, я попробовал через Сбербанк, ну как бы там автострахование, т. е. тоже отказ. Ну как это так?

Виталий Млечин: Понятен ваш вопрос, спасибо большое.

Марианна Ожерельева: Спасибо.

Виталий Млечин: Антон Владимирович, а как это так, действительно? Можно это как-то объяснить?

Антон Шапарин: Это можно объяснить исключительно жадностью и беспределом в чистом виде. Что делать в такой ситуации? Вы не единственный, скажем прямо, вы в одной лодке с миллионами, и я не боюсь этого слова, миллионами россиян, у кого такие же проблемы.

И пусть борьбы с этим один-единственный – просим у этих «друзей» письменное подтверждение, письменный отказ о том, что они отказываются застраховать данное транспортное средство. Они не могут вам отказать в законном поле. Следовательно, далее с этим отказом через сайт Центрального банка пишем жалобу, и эта страховая компания получает от Центробанка гарантированно штраф. Можно написать через наш сайт, если у вас есть такие проблемы, там форма обратной связи, мне прямо сразу придет все в телефон, и мы отправим такие жалобы, собственно, централизованно, это совершенно не проблема.

С этими кровососами нужно бороться их же методами: они нас давят законодательством – мы должны давить их законодательством. Потому что иначе они так и будут повышать тарифы, снижать качество и размер выплат, отказываться от страховки – все это для того, чтобы почетному консулу Княжества Монако Игорю Юргенсу было хорошо.

Марианна Ожерельева: Антон, и последнее. Значит, два типа сообщений на нашем SMS-портале: кто и когда же отменит все-таки это ОСАГО? Вы сказали, что, возможно, на фоне всех событий сама куда-то там уйдет. А возможен третий вариант, что какие-то улучшения все-таки грядут и те миллионы, которые оказались в одной лодке, по вашим же словам, все-таки обретут какую-то силу закона и их пожелания будут учтены?

Антон Шапарин: Вы знаете, во-первых, я не согласен, что систему ОСАГО надо отменять. Отменять систему ОСАГО нельзя, потому что у нее есть одна-единственная альтернатива – бейсбольные биты и некоммерческое решение вопроса с привлечением бандитских группировок, как это было в девяностые.

Марианна Ожерельева: Так.

Антон Шапарин: Я в ту реальность не хочу, мне нравится наша законодательно урегулированная каким-то образом реальность. Мне хочется, чтобы все работало и страховка была у всех, была адекватной по цене и приносила адекватные выгоды, когда она срабатывает, это раз.

Второй момент. Я сейчас понимаю, как многие годы я нахожусь в процессе улучшения законодательства в сфере ОСАГО, что пока нынешняя конфигурация Центрального банка работает, пока у страхового лобби такие дружеские, теплые взаимоотношения с Центральным банком, мы не увидим изменения в законодательстве радикального, во-первых. Во-вторых, я боюсь, что нынешний закон об ОСАГО, знаете, это такой уже давно монстр, из заплаток состоящий, я полагаю, что давно пора садиться и пересматривать систему ОСАГО в целом.

Виталий Млечин: В какую сторону? Что нужно сделать?

Антон Шапарин: Все эти территориальные коэффициенты, которые возникают... Вы знаете, смотришь на табличку территориальных коэффициентов и удивляешься: неужели в каком-то небольшом провинциальном городе езда опаснее, чем в Москве, где более опасно, как мне кажется, чем в Дагестане? Я недавно ездил, сегодня и на днях, и там, и там, и в Москве опаснее, чем в Дагестане. Ну вот, собственно, а оказывается с точки зрения страховых, что у нас есть еще более опасные регионы. А еще у нас ГИБДД прямо говорит, что большинство аварий и самые тяжелые аварии приходятся на более опытных водителей, а не на молодых водителей, а страховка для молодых почему-то дороже.

Почему вот это все настолько не сбалансировано, я понимаю – потому что это позволяет извлекать максимальные деньги. Но страховка – это продукт, который является обязательным, ОСАГО. Про КАСКО я молчу, пускай занимаются чем хотят, это добровольная услуга, туда никто не заставляет. А здесь, к сожалению, придется пересматривать всю эту систему. Непонятно, как и зачем, например, более дорогая страховка на более мощные машины, при том что часто мощность – это просто синоним безопасности. Сейчас в меня, буквально я ехал, пытался пролететь «КамАЗ», который меня не видел, я от него увернулся просто потому, что у меня под педалью некий запас есть, я жив и с вами разговариваю. А если бы я ехал на «задохлике» 60-сильном, то вы бы пустили, может быть, мою фотографию с «прикольной» черной ленточкой.

Марианна Ожерельева: Спасибо.

Виталий Млечин: Нет, Антон Владимирович, вы берегите себя, пожалуйста, надеюсь, что еще далеко не в последний раз мы с вами беседуем. Спасибо большое за ваш комментарий! Антон Шапарин был с нами на прямой связи, вице-президент Национального автомобильного союза.

Марианна Ожерельева: Звоночек давай примем. Алексей из Пермского края. Алексей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Дождался.

Марианна Ожерельева: Слушаем.

Зритель: У меня такой же вопрос, как уже был, по страховке. Базовая была 4 500 грубо, нынче 11 800.

Марианна Ожерельева: Ох ты.

Зритель: Звонил на ихнюю горячую линию: «Мы этим не занимаемся». Звонил в Пермь в «Росгосстрах» – такой же ответ.

Марианна Ожерельева: Ага. Спасибо.

Виталий Млечин: Спасибо большое. Давайте зададим этот вопрос тому, кто сможет на него ответить.

Марианна Ожерельева: Да.

Виталий Млечин: Директор по отраслевым решениям страховой компании Андрей Крупнов с нами на прямой связи. Андрей Анатольевич, здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Андрей Крупнов: Добрый день.

Марианна Ожерельева: Очень много сообщений, что в цене сильно подорожало все это. Почему? Какие причины? Люди не могут понять действительно, за что так переплачивают.

Андрей Крупнов: Ну, что касается конкретного вопроса, который задал телезритель, вы мне польстили, боюсь, я не смогу на него ответить, тем более с ходу.

Что касается стоимости страхования как таковой, то она считается очень просто – она считается исходя из статистики. И вот здесь как раз то, что Антон Шапарин говорил передо мной, я с ним, в общем-то, согласен, потому что у нас очень много разговоров ведется относительно того, что вот необходимо поднять базовый тариф по ОСАГО, необходимо расширить тарифный коридор по ОСАГО, потому что это обусловлено тем, что страховые компании очень много платят.

На самом деле математика, которая лежит в основе расчета страхового тарифа, она я бы не сказал, что очень сложная. Вся проблема состоит в том, что страховщики никогда не показывают те данные, на основании которых считаются базовые тарифы. Есть коммерческая тайна, то, что страховая компания считает внутри себя, и то, если мы вспомним о том, что ОСАГО является обязательным видом страхования, там и с подобными секретами тоже немножко по-другому нужно поступать, с моей точки зрения.

Но то, что касается ситуации в целом по рынку, в среднем, базовый тариф, базовый тарифный коридор, это касается всех автомобилистов, и расчеты, которые лежат в основе установления тех или иных параметров тарифного коридора, они должны быть абсолютно открытыми, их должны иметь возможность проверить независимые эксперты, в их достоверности должны иметь возможность убедиться те, кто этим видом страхования пользуются. Понятно, что не все владеют матстатистикой в достаточной степени и т. д., но как минимум есть большое количество людей, которые смогут это проверить, подтвердить, что все эти расчеты достаточно корректны.

Марианна Ожерельева: Андрей, вот пример с Приморского края, что человек не мог застраховать машину, потому что во Владивостоке один офис по страхованию, занимает очередь с ночи, но агенты берут больше комиссию, чем сама страховка. Это, получается, какой-то такой внутренний условно беспредел, или это является такой нормой сейчас, что действительно все просто наживаются, понимая, что это обязательная история?

Андрей Крупнов: Ну смотрите, есть такое слово, которое страховщики часто употребляют в разговорах между собой, но никогда на публике, – называется «несегмент». Это та категория автовладельцев, мотовладельцев, которых страховые компании не хотят брать на страхование по ОСАГО. Значит, здесь есть принципиальная вещь. Владивосток не Владивосток, у нас же сейчас электронная возможность купить электронный полис должна быть обеспечена на всей территории страны...

Марианна Ожерельева: Должна.

Андрей Крупнов: То есть вне зависимости от того, кто где находится. И здесь как раз вот это вот волшебное слово у нас с вами и появляется. Есть закон, в законе написано, что каждый автовладелец, владелец транспортного средства, обязан купить страхование своей ответственности. Но обязанность, она обоюдная, каждая страховая компания обязана продать этот полис страхования ответственности автовладельцев. И много страховщики говорят о том, что вот есть категории водителей, таксистов, конечно, поминают всегда в первую очередь недобрым словом, у которых колоссальная аварийность, которые приносят огромные убытки.

Но поскольку вид страхования у нас с вами обязательный, то считается так, что страховая компания, которая имеет лицензию на ОСАГО, должна выполнять, во-первых, лицензионные условия, т. е. то, что написано в законе, и, во-вторых, за счет обязательности этого вида страхования она соберет у себя в портфеле самые разные риски: там будут высокоубыточные, среднеубыточные, низкоубыточные. В среднем по портфелю она будет зарабатывать те самые деньги, которые опять же предусмотрены законом.

До сих пор, не знаю, как это будет в 2022 году, у нас же ЦБ засекретил отчетность страховых компаний, теперь вообще непонятно, сколько они зарабатывают или не зарабатывают, но до сих пор убыточность по ОСАГО, т. е. та доля денег, выплачиваемых автомобилистами, которые уходят, собственно, на возмещение ущерба, она была меньше того, что было предписано структурой ставки по закону. То есть страховые компании зарабатывали больше, чем это нормативно рассчитано. В законе нет обязанности, что страховщик может зарабатывать только столько и ни копейкой больше, ни копейкой меньше, конечно нет, но это некий расчетный показатель.

Другой вопрос, там есть нарушения этой самой структуры со стороны страховых компаний огромные по другим направлениям, в первую очередь по размеру комиссий, но от этого в любом случае автомобилисты страдать не должны. То есть происходит просто прямое нарушение страховыми компаниями условий лицензирования, и здесь менять закон, вот то, о чем предыдущий коллега говорил, менять закон особого смысла нет – надо, чтобы он соблюдался хотя бы в том виде, в котором он есть сейчас.

Виталий Млечин: Ну а как-то можно этого добиться?

Андрей Крупнов: Ну, у нас для этого цели существует целый мегарегулятор, не просто регулятор, а мегарегулятор, и он должен «мегарегулировать». То есть нарушает страховая компания условия лицензирования по ОСАГО, а т. н. «несегмент» – это прямое нарушение закона, тут даже никаких более гладких слов применять не надо. Приостанавливается лицензия на недельку-другую, пока они не придут в ум и не приведут в порядок свои бизнес-процессы, не настроят свои сайты так, чтобы они не отказывали в выдаче полисов страхования ОСАГО клиентам по совершенно непонятно каким соображениям.

Недавно же Центральный банк провел как раз эксперимент с одной страховой компанией, не буду ее называть: они сделали несколько десятков запросов на сайте, получили кучу отказов по самым разнообразным причинам. В итоге страховой компании выписали штраф, вот Антон Шапарин говорил, что «жалуйтесь, страховщикам выпишут штраф». Да, страховой компании выписали штраф 62 тысячи рублей. Ну, я думаю, что это была, конечно, «страшная» кара со стороны регулятора и страховая компания обязательно исправится.

Марианна Ожерельева: Давайте звоночек послушаем, из Магнитогорска Артур. Здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Артур.

Зритель: Здравствуйте-здравствуйте.

Андрей Крупнов: Добрый день.

Зритель: У меня была такая проблема со страховкой. Буквально неделю назад я поставил автомобиль на учет, и месяц я не мог застраховаться. Потому что я пришел к ним в страховую компанию, мне сказали, что «категория D слишком ущербная и мы вас не будем страховать». Но я как законопослушный гражданин отвернулся, пошел решать проблему другим способом, хотел уже в другой город уехать.

Но самое интересное, что нашел людей, которые также недавно застраховались, это вот буквально 3-го числа мне, слава богу, поставили машину на учет. У нас в городе есть брокеры, ну которые могут также страховать, но уже приходится им сверху платить. То есть я знаю людей, кто-то платил 4 тысячи, кто-то 8, а кто-то и 10 переплачивал, и эту же категорию страхуют.

Виталий Млечин: Ничего себе... Спасибо большое.

Марианна Ожерельева: Везде найдутся варианты.

Виталий Млечин: Андрей Анатольевич, вот такой бизнес.

Андрей Крупнов: Это массовое явление, есть такое, да, я знаю, что существуют такие вещи, существуют посредники, которые разными способами обеспечивают приобретение автовладельцами своего законного страхования, но вот за двойную цену.

Виталий Млечин: А как это работает? Они убеждают страховую компанию, что нет, это все-таки «сегмент», или что?

Марианна Ожерельева: «Подходит вам D».

Виталий Млечин: Как это работает?

Андрей Крупнов: Ну, это работает по-разному. Если сейчас вдаваться в подробности, мы очень много времени на это потратим.

Виталий Млечин: Нет, просто хочется понять...

Андрей Крупнов: Если вот прямо совсем коротко, иногда, как обычно, недостатки законодательства возмещаются коррупционной составляющей, иногда какие-то технические ухищрения используются...

Марианна Ожерельева: Но просто тут плюс 4 тысячи и страховка есть.

Виталий Млечин: Вот-вот. Хочется понять, отказывают в страховании, потому что недостаточна страховая премия, а если накинуть сверху 5–10 тысяч, то уже достаточная, получается, премия? Или какие-то другие факторы?

Андрей Крупнов: Ну вы же понимаете, что эти накинутые суммы, они не идут в качестве страховой премии в страховую компанию.

Марианна Ожерельева: О том и речь, об этой коррупционной составляющей. И очень много вот этих сообщений, все-таки два варианта: очень много тех, кто говорят, что пора это все отменять, вы говорите, что необходимо просто подтянуть закон и следовать тем правилам, которые есть. Почему так сложилось? Это же давняя очень история, вот это обсуждение ОСАГО. И много сообщений, что все-таки не надо было отдавать это все Центробанку. Может быть, надо все это выводить обратно?

Андрей Крупнов: Ну, у нас страховым надзором кто только ни занимался за историю страховой отрасли. Была независимая служба страхового надзора, была служба страхового надзора в составе, как она тогда называлась, Федеральная комиссия по фондовому рынку, Центральный банк...

Марианна Ожерельева: А хорошо когда-то было? Ну, для сравнения, уже же есть материал, получается.

Андрей Крупнов: Ну, я бы так сказал – золотого века не было никогда.

Марианна Ожерельева: А, он впереди.

Андрей Крупнов: Всегда есть свои проблемы, всегда есть свои достоинства. Но, как мне кажется, Центральному банку при всех его возможностях, при наличии аппарата квалифицированных специалистов и т. д. абсолютно ничего не мешает выполнять функции надзора за страховым рынком достаточно качественно. Я вот вообще не вижу проблем, по которым Центральный банк не мог бы это делать.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам.

Виталий Млечин: Спасибо большое!

Андрей Крупнов: Спасибо.

Виталий Млечин: Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям страховой компании, был с нами на прямой связи.

Вот наши зрители предлагают штрафы увеличить за отсутствие ОСАГО, особенно если люди попадают в ДТП и создают таким образом сложности другим водителям. И много, конечно, сообщений о том, что страховщики отказываются просто страховать машины, особенно старые. Ну, явно проблема существует...

Марианна Ожерельева: Есть, да.

Виталий Млечин: ...будем ее обсуждать и следить за развитием событий.

Сейчас прервемся и после большого выпуска новостей вернемся в эфир.