Синоптики предупреждают

Гости
Роман Вильфанд
научный руководитель Гидрометцентра России

Иван Князев: Погода в ближайшие дни принесет много неудобств, мягко сказано, жителям Центральной России. Метеорологи предупредили о рекордном снижении атмосферного давления, называют это даже такой барической пропастью. Обещают сильный снегопад.

Ну, когда ждать ненастья? Долго ли оно продлится? Узнаем прямо сейчас. С нами на связи Роман Вильфанд, научный руководитель Гидрометцентра России. Здравствуйте, Роман Менделевич.

Оксана Галькевич: Ну ладно, Иван, расслабились просто.

Роман Вильфанд: Добрый день.

Оксана Галькевич: Роман Менделевич, скажите, ну что же мы такие журналисты, а, вот все нам, понимаете, непогода? Зима нормальная наконец-то приходит к нам, а мы про неудобства какие-то говорим.

Иван Князев: Сказала сибирячка Оксана.

Оксана Галькевич: Расслабились, да, мы совсем?

Роман Вильфанд: Нет, правда, действительно, немножко, да, значит, привыкли к такой теплой, субтропической погоде, а на самом деле живем мы в умеренных широтах. Конечно же, каким бы ни было глобальное потепление, все равно зима будет, и зима нормальная.

Оксана Галькевич: А какой она будет, я прошу прощения? Знаете, вот у нас когда зима без снега или вот осень такая умеренно теплая, затянувшаяся до конца ноября, у нас говорят «европейская погода», «погода как в Европе». Какая у нас будет зима, Роман Менделевич?

Роман Вильфанд: Ну, на самом деле у нас действительно была одна зима, один зимний период с декабря 2019 года по февраль 2020 года, это была уникальная зима, когда в Москве средняя температура за эти 3 месяца была положительная, это что-то было фантастическое.

Иван Князев: Тепло было, да.

Роман Вильфанд: Действительно, она была не просто западноевропейской, а юго-западноевропейской. А вот ответить на ваш вопрос такой четко сформулированный, какая будет зима, так же четко, ясно, определенно невозможно, потому что атмосфера – хаотическая среда, поэтому долгосрочные прогнозы выпускаются только в вероятностном виде. Ну, формулировку такую я скажу, что наиболее вероятный сценарий того, что температурный режим на европейской территории будет около и несколько выше нормы. Но по всем расчетам, у нас есть несколько методов расчета, касающихся однородности зимы, зима будет очень неоднородная, будут частые оттепели, они будут по повторяемости превышать обычное количество оттепелей. Но будут и периоды тоже довольно частые с заметным понижением температуры до отметок -20...

Иван Князев: На крещение, крещенские морозы. Вот вы говорите, долгосрочные прогнозы метеорологи не делают, ученые, а народные приметы всегда работают. Но тем не менее...

Оксана Галькевич: Да ладно? Это вот, мне кажется, тоже надо спросить у нашего эксперта, всегда ли работают народные приметы. Роман Менделевич, давайте, пройдитесь катком уже по нам, ха-ха.

Роман Вильфанд: Ну, понимаете, ведь мы же все люди, мы эмоциональны, мы верим чему-то, чему-то не верим. Но метеорологи – люди сухие, они все проверяют, разрабатывают методы и проверяют: ну не работают народные приметы.

Оксана Галькевич: Не работают, Иван, вот так.

Роман Вильфанд: Так бы здорово было! Но, знаете, человек верит и считает, что да, после красной рябины обязательно суровая зима будет. Вот если это...

Иван Князев: Красно солнце к вечеру – моряку бояться нечего.

Оксана Галькевич: Я подумала, что, Роман Менделевич, если бы работали народные приметы, мы бы сейчас, я не знаю, звонили куда-нибудь во глубину каких-нибудь сибирских руд, в деревню бабушке, которая по вот этим веточкам что-нибудь сушит, заготавливает. А мы звоним научному руководителю Гидрометцентра.

Иван Князев: Как в анекдоте: «Какая будет погода?» – «Вон, видишь, чукча на охоту пошел? Значит, хорошая погода будет». Ладно, Роман Менделевич...

Роман Вильфанд: Давайте шутливую часть закончим, я действительно тоже пошучу. Конечно же, да, можно подумать, что Гидрометцентр противится народным приметам, потому что, если они будут оправдываться, для чего же тогда нужны будут метеорологи, правда? Теперь давайте на этом шутки закончим...

Иван Князев: Хорошо, просто есть же какие-то цикличные процессы, когда вот можно сказать, вот сейчас мы в каком-то десятилетнем цикле, что вот уже будет у нас холодный период зимний либо теплый.

Роман Вильфанд: Нет, сейчас... Циклы, конечно же, существуют, но сейчас существует эпизод, который называется антропогенным воздействием, воздействием человека, который по своему весу существенно превышает вес природных циклов. Поэтому сейчас уверенно можно говорить, что каждое десятилетие, каждое пятилетие зимних периодов и летних будет теплее, чем предшествующее. Вы говорите о том, что каждый год будет теплее, – нет, это невозможно, это не монотонный процесс. Но присоединение уже за 5 лет, каждое пятилетие будет действительно теплее, чем предшествующее пятилетие. Ну, я могу говорить о климатических характеристиках, могу о ближайшей погоде, как...

Иван Князев: Давайте уже, конечно, к ближайшей переходить. Что у нас там за барические ямы, изменения, столбики термометра куда у нас провалятся, вниз?

Роман Вильфанд: Вот с этим вопросом лучше обращаться не в Гидрометцентр, не к научному руководителю, а к авторам вот этих вот, значит, словосочетаний. Конечно, журналисты как здорово, как они легко реагируют на любой, «барометрическая пила», «барическая яма» или «ущелье»... Метеорологи профессиональные так не высказываются, нет таких терминов, не существует. А вот коммерческие структуры с удовольствием, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому к авторам, тут уж...

Иван Князев: Хорошо. Ну, давление упадет же?

Роман Вильфанд: Смотрите, какая ситуация. В начале недели погода была просто замечательная, высокое давление, антициклон дирижировал погодой в европейской России, голубое небо, легкий морозец, все мы получали удовольствие. Уже послезавтра вместо антициклона будет глубочайший циклон, он придет к нам с северо-запада, из Скандинавии, потом через Калининградскую область, и в субботу будет очень низкое давление. Вот за эти 4–5 дней давление понизится на 40 миллиметров ртутного столба.

Но при этом никаких несчастий не будет. Понимаете, понижение и повышение давления не приводит к ухудшению самочувствия, потому что нет ни одной работы медицинской, которая подтверждала бы это, а в быту это очень часто встречается. Это, кстати, в продолжение разговора о народных приметах. Так вот какие негативные последствия будут? То, что давление понизится, да, оно действительно будет близко к рекордному. Но самое-то главное заключается в том, что осадки, заметные, ощутимые осадки и в виде дождя, и мокрого снега, и снега прогнозируются уже ночью, в ночь на субботу и в субботу в частности.

Температура будет около нулевой отметки, поэтому этот снег будет, утром он еще будет заметен, затем начнет таять. Но порывистый ветер, ветер серьезный, до 15–20 метров в секунду. Вот эта погода, которую лучше назвать непогодой, порывистый ветер такой действительно северо-западный, осадки, понимаете, это и морось, и снег, и мокрый снег, и дождь создадут впечатление, что температура гораздо ниже, не около нуля градусов, даже не +2, а будет именно такая температура днем, а -5–7.

Иван Князев: Холоднее будет чувствоваться.

Роман Вильфанд: И конечно же, опасность существует при такой ситуации, порывистый ветер может сносить рекламу... В общем, все, что имеет парусность, может начинать носиться по воздуху. Вот такая непогода прогнозируется...

Иван Князев: В общем, будем готовиться.

Оксана Галькевич: Значит, Роман Менделевич, все-таки вот этот вот критерий, который в телефонах нам сейчас в прогнозах погоды пишут, «-7, ощущается как -12», он все-таки имеет право на существование, он вполне себе научный?

Роман Вильфанд: Это то, что называется эффективной температурой, это та температура, которую физиологически ощущает человек независимо от показаний термометра, он чувствует, что очень холодно. Хочу еще добавить, что начиная со следующей недели заметное похолодание, вот в понедельник уже температура будет отрицательная и днем и ночью, а во вторник ночные температуры даже до -10 прогнозируются.

Иван Князев: Ну, в общем, здравствуй, зима. Ну не знаю как, научно не научно, когда давление падает, голова болит почему-то, может быть, это...

Роман Вильфанд: Ну, я это не комментирую.

Оксана Галькевич: Ха-ха.

Иван Князев: Хорошо, спасибо вам большое. Роман Вильфанд был с нами на связи, научный руководитель Гидрометцентра России. Будем готовиться к непогоде.

После выпуска новостей, после перерыва вот о чем поговорим.

Оксана Галькевич: Мы поговорим с вами о последних новостях, которые связаны с пандемией, с COVID, и еще несколько интересных тем у нас будет, мы поговорим о ценах на бензин, о том, что вообще, в принципе в некоторых регионах не хватает...

Иван Князев: Да, на Дальнем Востоке и в Сибири столкнулись с нехваткой топлива. Ну а по поводу коронавируса – список медотводов, кому можно, а кому точно нельзя делать прививку, подробно проанализируем с нашими экспертами. Так что оставайтесь с нами.