Остановить лихача!

Гости
Сергей Радько
адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия»

Иван Князев: Какой русский не любит быстрой езды? Это мы все с вами знаем. Но вот какой эстонец любит быструю езду? В прибалтийской республике придумали интересный способ борьбы с лихачами на дорогах.

Тамара Шорникова: Там водителям будут давать выбор: либо платить штраф за превышение скорости, либо согласиться на так называемую успокоительную остановку. Она длится от 45 минут до часа. Что процедура из себя представляет?

Иван Князев: Вот мне очень интересно, хотелось бы.

Тамара Шорникова: Сам должен успокаивать, это помогает, интересно, да? Как с лихачами борются у нас и может ли эстонский опыт пригодиться на наших дорогах? Об этом поговорим с экспертами. Ждем ваших звонков и сообщений. Расскажите, как часто вы сталкиваетесь с лихачами на дорогах и какие меры…

Иван Князев: Меры воздействия, конечно, да.

Тамара Шорникова: …да, по-вашему, могут остудить пыл таких быстрых водителей.

Иван Князев: Сергей Радько сейчас должен выйти с нами на прямую связь. Адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». А сейчас несколько СМС. Вот уже пишут нам наши телезрители, что на самом деле, если человек лихач, то это его привычка. Вряд ли он в каком-то порыве, не знаю, поехал и вот прямо сейчас ему нужно успокоиться либо нет.

Тамара Шорникова: С другой стороны, может сыграть фактор жадности. Т. е. я могу не отдавать деньги.

Иван Князев: Ага, посидел 40 минут, успокоился…

Тамара Шорникова: Я буду зол, возможно. Я посижу где-то 45 минут, куда-то опоздаю. Но я не потрачу.

Иван Князев: Ничего не хочу сказать про эстонцев, но где в Эстонии-то лихачи? Где они их там нашли?

Тамара Шорникова: Ну, знаешь ли…

Иван Князев: Итак, есть ли у нас связь с нашим экспертом? Сергей Радько.

Тамара Шорникова: Да, пока не берет трубку, что у нас еще с СМС, рассказывай.

Иван Князев: «Штрафовать, и причем сильно всех, кто любит лихачить», – это СМС из Псковской области к нам пришла. Ростовская область пишет, что «это как-то все похоже на какую-то коррупционную схему»: телезритель высказал свое мнение.

Тамара Шорникова: Еще важно, где предусмотреть места для этой успокоительной остановки.

Иван Князев: И сколько их должно быть.

Тамара Шорникова: Да. Т. е. нужно же как-то где-то… Это что – это обочина дороги, это парковка какая-то или еще что-то? А еще хотим у вас спросить. Как вы считаете: быстрая езда – это вообще сколько на спидометре?

Иван Князев: Да. И на каких дорогах.

Тамара Шорникова: Да, и на каких дорогах. Можно ли в принципе на большинстве российских дорог вот прямо лихачить?

Иван Князев: И если вообще вы любите лихачить, тоже позвоните нам, выскажите свое мнение. Может, для вас штрафы, которые существуют сегодня, слишком велики, бывает и такое.

По телефону выходит на связь с нами Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Здравствуйте.

Сергей Радько: Добрый день, здравствуйте.

Иван Князев: Сергей Александрович, расскажите нам поподробнее об этом нововведении у эстонцев. Что оно из себя представляет?

Тамара Шорникова: Если в курсе, конечно.

Иван Князев: Если в курсе, да.

Сергей Радько: Это обсуждалось несколько месяцев назад. Там якобы есть такая инициатива, чтобы тех лихачей, которые слишком быстро по дорогам передвигаются, на какое-то время, что называется, приземлять и останавливать на обочине, чтобы они там минут 40-45 отдохнули и только потом ехали дальше. Т. е. тем самым будет компенсировано то, что они куда-то спешат, опаздывают и торопятся. Тем самым они потеряют то драгоценное время, которое пытались сэкономить, и вроде бы как в следующий раз гонять уже не будут. Вот такая есть задумка эстонских властей.

Тамара Шорникова: А это эстонское ноу-хау? Или в мире в принципе есть такая практика успокоительных остановок?

Сергей Радько: Не готов сказать. Но я думаю, что эстонцы вряд ли до этого сами бы додумались. Они пытаются интегрироваться в Европу, явно оттуда откуда-то они это и взяли.

Иван Князев: Сергей Александрович, как вообще это в принципе все может выглядеть? Вот я еду, превышаю, меня тормозит дорожная инспекция. И что дальше? Говорят: «Уважаемый, через 2 км стоянка»? Меня там, что, запрут, что сделают, права отберут на время?

Тамара Шорникова: Кто-то же должен проследить…

Иван Князев: Конечно.

Тамара Шорникова: …что я эти минуты там выдержу.

Сергей Радько: А вот у меня возникают такие же вопросы. Т. е. пока у нас не изменено … никакого законодательства, то фактически это есть то ли административный арест, то ли административное задержание, то ли непонятно что. И поэтому все, что как юрист могу предположить, это инспектор должен остановить и не просто устно сказать: а постойте-ка вы полчаса, передохните, – а какой-то документ составить, какое-то распоряжение предоставить. Причем обеспечить, чтобы машина стояла в безопасном месте, а не просто на обочине.

Т. е., наверное, в наших условиях, в отличие от эстонского движения у нас все-таки трафик гораздо более напряженный, и, наверное, в наших условиях это будет непросто реализовать. Тем более с учетом того, что патрулей на дорогах почти не осталось и на всех лихачей их не хватит. Их не хватит даже на одну сотую часть лихачей. Поэтому идея такая, наверное, у нас, скажем так, не приживется.

Тамара Шорникова: У нас не приживется, да?

Сергей Радько: Да.

Тамара Шорникова: Слушаем вместе телефонный звонок. Дозвонился телезритель. Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас. Как вас зовут?

Зритель: Здравствуйте. Леонид Николаевич, Петропавловск-Камчатский.

Тамара Шорникова: Здорово.

Зритель: В … водитель превысил скорость, и его оштрафовали на 70 тыс. руб. в переводе на наши деньги. Там штрафы исчисляются из дохода граждан. Смотрят в декларацию и оштрафовывают. Я думаю, очень популярно было бы у нас в стране вот такую меру применить. И тогда бы таких, как Ефремов, у нас бы не было.

Иван Князев: Леонид, а на Камчатке вообще люди много лихачат? Как у вас там ездят?

Зритель: Ну вот если Ефремов у нас один на всю страну, который вылетел на встречную и убил человека, то у нас таких уже 5.

Иван Князев: На Камчатке, да?

Зритель: Да. Вылетели на встречную полосу и убили людей.

Иван Князев: Это было на какой-то федеральной трассе, муниципальной трассе? Или в городе это случилось?

Зритель: В основном это федеральная трасса Петропавловск-Камчатский – Елизово. Вылетают на встречную полосу молодые люди без глушителя и убивают людей тех, которые находятся на встречной полосе. И в том числе очень обеспеченные люди. Если бы штрафовали у нас, выписывали штрафы, посмотрев в налоговую декларацию за прошлый год, то таких бы нарушений было, как минимум, в 2 раза меньше. И смертей на дорогах страны было бы в 2 раза меньше.

Тамара Шорникова: Да, понятно. Спасибо. Интересная мысль.

Иван Князев: Спасибо, Леонид. Да, но вообще это ужасно, конечно, все, когда люди вот так лихачат и из-за них другие люди гибнут. Несколько СМС. Из Курганской области: «Лихачи – это 90% аварий». СМС из Челябинской области: «Их вообще надо розгами успокаивать». А мнение из Тюменской области: «У лихачей надо забирать права и конфисковывать машины». Сергей Александрович, вот извечный вопрос: наказывать или воспитывать? Ваше мнение?

Сергей Радько: Мое мнение: должен быть некий разумный баланс между этим. Потому что у нас всегда, в том числе и с этим … , когда возникла очередная эта трагедия, опять начались разговоры о том, что давайте мы усилим наказание, введем, опять же как и в Европе там, лишение прав пожизненное или, там, лишение автомобиля и бог знает что еще. Но как-то у нас мало об этом говорят – про профилактику. Ведь понятно, что к каждому водителю инспектора не поставишь. И первое желание – взять и в очередной раз переписать закон, добавив там к штрафу еще один нолик или к сроку лишения еще лет 10, – это на самом деле вряд ли что-то поменяет. Потому что пока не поменяется сознание людей о том, что нельзя вот так ездить, нельзя превышать, ничего не изменится. Поэтому одними методами кнута здесь, скорее всего, ничего не изменится. И придумывать какие-то новые меры там, как сейчас было сказано, в зависимости от дохода или стоимости машины либо чего-то еще, вряд ли сильно что-то изменит.

Поэтому я думаю, что здесь нужно сделать главный упор именно на воспитание и на обучение. Ведь у нас же сейчас, например, в автошколах обучение идет, по сути, не управлению автомобилем, а просто натаскивают на сдачу экзаменов ГИБДД. Т. е. о том, чтобы навыки какие-то получить, именно необходимые для движения, для самоуважения, для ориентирования в сложном городе, – этого почти нет. Т. е. в общем-то здесь, наверное, все закладывается с самого начала…

Тамара Шорникова: Сергей Александрович…

Сергей Радько: …Поэтому решение проблемы должно быть комплексное, не только с учетом наказаний.

Тамара Шорникова: Да, но а с другой стороны, вы считаете, профилактика может как-то поправить ситуацию, если человек алкоголик, например, или наркоман?

Сергей Радько: Если человек алкоголик или наркоман, его ничего не излечит. Нужно понимать, что есть люди, которые патологически не способны соблюдать законы, которые всегда их будут нарушать. И это не означат, что нужно бесконечно усиливать наказание, которое рано или поздно может ударить и по тем, кто, возможно, не виноват. Т. е. нужно как бы делать работу в основном на среднестатистического водителя, который может понять, что те меры, которые принимаются, наверное, могут быть и к нему применены, и поэтому он за руль пьяным не сядет либо не будет превышать. Но это очень сложная работа. Понятно, что переписать закон и ввести новые наказания или повысить штрафы – это самое просто, что можно сделать.

Тамара Шорникова: И еще одна короткая ремарка. Уже в сторону алкоголиков, наркоманов. Обычные люди, ну, взрослые дяди и тети. Кажется, что воспитать можно молодое поколение, как-то в школах работать. Уже сформировавшееся сознание – что тут можно поправить?

Иван Князев: Привычка…

Сергей Радько: Поправить можно. Ну, наверное, опять же нужно какое-то массовое воспитание и массовая социальная реклама. У нас, помните, была одно время социальная реклама, где рекламировали, там, «Не пей за рулем», «Не пользуйся телефоном». Где-то даже стояли на постаментах разбитые автомобили. Где-то были указаны, на каком-то участке дороги, например, список, сколько людей пострадало, погибло, из них детей. Это все было. Это, наверное, могло как-то работать. Но это потом почему-то вдруг исчезло, и на месте этих плакатов появилась опять же коммерческая реклама всяких товаров народного потребления. Т. е. никакая социальная реклама и профилактическая работа практически не ведется. Так что же мы хотим от граждан, которые не воспитываются?

Тамара Шорникова: Понятно.

Иван Князев: Спасибо. Сергей Радько был с нами на связи, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». А буквально после новостей будем говорить о мусорной реформе, что с ней там сейчас.