Андрей Кутепов: В некоторых регионах проложить магистральную трубу бывает дешевле, чем сделать внутрипоселковую разводку

Гости
Андрей Кутепов
председатель комитета Совета Федерации по экономической политике

Оксана Галькевич: Газификация регионов – сейчас об этом будем говорить. Она должна в ближайшем времени ускориться. На эту программу до 2030 года решено выделить почти 2 триллиона рублей. Это такая приличная сумма. И что интересно? Нам обещают власти, что существенная часть этих денег будет потрачена на строительство ГРС, межпоселковых газопроводов и даже уличных сетей, друзья (вот это очень интересно), чтобы подключение домов к газоснабжению сделать максимально доступным для потребителей.

Александр Денисов: По итогам прошлого года уровень газификации в России превысил 70%. Это данные Минэнерго. По планам министерства на этот год хотят поднять уровень газификации примерно на 1,5%. А так с каждым годом накручивать по 1%. К 2025-му почти 75% будет газификация, а к 2030-му, если все сбудется, то почти 83%.

Оксана Галькевич: Ну, это такие солидные, серьезные планы. Расскажем сейчас о том, в каких регионах новый виток газификации должен быть ускорен, где будут форсировать всячески события и почему. Об этом поговорим с вами (звоните, пожалуйста, нам в прямой эфир, пишите нам в прямой эфир – все это совершенно бесплатно, номера на экранах) и с нашим гостем. Ну а в студии у нас сегодня – председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Здравствуйте, Андрей Викторович.

Андрей Кутепов: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Добавим еще, что…

Александр Денисов: Совет по газификации страны.

Оксана Галькевич: Да, я вот как раз хотела добавить.

Александр Денисов: Вновь созданный, да?

Андрей Кутепов: Да.

Александр Денисов: А почему вы-то, кстати? Многодетными семьями вы занимались. Эти проблемы близко идут?

Оксана Галькевич: Последний наш эфир с вами как раз об этом был.

Андрей Кутепов: У вас великолепная мать. Примерно полтора года назад (округлим, наверное, до двух) мы встречались. Сегодняшний вопрос – газификация. Мы в конце прошлого года по поручению Валентины Ивановны Матвиенко, председателя Совета Федерации, начали заниматься вопросами газификации. И мы непосредственно стали вовлекать в это субъекты Российской Федерации с теми вопросами, которые у них существуют.

Александр Денисов: Оксана, можно я уточню про совет?

Оксана Галькевич: Конечно, Саша. Тебе можно.

Александр Денисов: Туда войдут, ну понятно, сенаторы, может быть, даже губернаторы, из регионов кто-то…

Андрей Кутепов: Да.

Александр Денисов: …и представители компаний. Вот мне интересен расклад сил. Кто там кому что приказывать будет? Вот расскажите. Или вы просто соберетесь и друг другу расскажете о проблемах?

Андрей Кутепов: Сейчас, чуть позже все расскажу. Как только мы начали готовиться к парламентским слушаниям по газификации, присутствовали все представители газоснабжающей отрасли. И «Новатэк» был, и «Газпром», и министр энергетики. Все собирались и в основном слушали те вопросы, которые возникали из регионов непосредственно. Сегодня, как вы правильно заметили, 70% – газификация на сегодняшний момент. Это на 15% больше, чем в 2005 году. В 2005 году это было 55%. Плюс 15%. Примерно 1% в год – это у нас увеличение газификации. И как вы точно обратили внимание только что, примерно такие же цифры планируются в дальнейшем.

Александр Денисов: Мне просто знаете что интересно? Кто тут слабое звено, в этой цепочке? Газовые компании? Вы им прикажете разобраться: «Ребята, наведите порядок в вашей разрозненной и такой запутанной схеме»?

Андрей Кутепов: Мы отстаиваем интересы регионов. В большей части мы отстаиваем…

Александр Денисов: То есть газовым компаниям будете приказывать?

Андрей Кутепов: Мы отстаиваем интересы граждан. Вот ради чего мы начали заниматься этой тематикой. И почему мы, собственно говоря, создали данный совет. В данный совет будут входить представители всех ресурсоснабжающих организаций, в том числе это будут представители научного сообщества, в первую очередь будут субъекты входить. И вот этот большой пул людей, которые входят… Кстати, сегодня начали поступать уже предложения от сенаторов. Это, я думаю, будет самый многочисленный совет, который в Совете Федерации. Очень интересная тема для регионов.

Что хочется сказать? На самом деле на сегодняшний момент цифра 70% что показывает? У нас 11 регионов, которые полностью газоснабжением обладают.

Оксана Галькевич: Ой, назовите, пожалуйста, некоторые хотя бы. Хочется, чтобы люди активнее звонили из этих регионов и рассказывали, действительно ли у вас там все на 100% газифицировано. Какие же регионы счастливы, с газом?

Андрей Кутепов: Белгородская область в том числе. Это Санкт-Петербург, Москва, понятно. И ряд других регионов. Не буду перечислять их сразу. 11 регионов.

Александр Денисов: Ну, Москва точно, это понятно.

Андрей Кутепов: Исключим тогда столицу из обсуждения.

Оксана Галькевич: Ну, Ленинградская область не входит, да?

Андрей Кутепов: Не сказал я.

Оксана Галькевич: Через которую просвистывает «Северный поток».

Андрей Кутепов: Я не сказал. Смотрите, каким еще образом складывается в регионах. В городской среде это порядка 60–70%, газификация есть, как правило. 30–40%, в большей степени 60%. Но есть сельские территории, где 10, 15, 20%. Вот сейчас мы начнем уделять внимание тем, где субъекты предусмотрели в своих бюджетах программы. Или, допустим, они сделали какие-то вложения уже, протянули сети. Допустим, Карачаево-Черкессия. Мы будем рассказывать, обсуждать 31-го числа. Вот они протянули уже непосредственно сети. А подключения к магистралям – этого нет.

Что хочется сказать? Вот вы сегодня говорили о ГРС. Количество ГРС, у нас находящихся, – это больше 4 тысячи. Примерно 4 100. Кажется, 4 051, вот так. Из них запертых – порядка 11%, 450. А что такое запертые? Это на самом деле ГРС на 100% используют свои мощности. То есть мы понимаем, что на сегодняшний момент, если в регионе предусмотрено каким-то образом развитие населенных пунктов или промышленности, или развитие роста экономики, то мы понимаем, что эти ГРС сейчас будут наиболее востребованные.

Александр Денисов: А в Карачаево-Черкессии запертые ГРС?

Андрей Кутепов: На самом деле они там не подключены просто к магистральным сетям. Вот сейчас стоит вопрос, и он на самом деле один из таких, наверное, я бы сказал, легко решаемых, потому что нужно объединить. Для чего создан совет? Чтобы за одним столом коммуницировать. Посадить непосредственно министерство, потребителя и понять, какие у потребителей мощности будут, какие планы у регионов, и все это объяснить.

Мы сейчас находимся в такой ситуации, наверное, несколько критической. Мы сейчас понимаем, что нам нужно будет решать… Все, что было легко, наверное, все уже подсоединили. А чтобы до 90% довести, мы должны точно рассчитать, с какой экономической целесообразностью подойти, чтобы это было использовано. То бишь мы можем нарастить мощности, а они не будут использованы. И монополисты будут платить за это дополнительно. Но зачем класть лишнюю трубу? Опять-таки еще раз вам скажу: порядка семьи регионов – 1% у нас.

Оксана Галькевич: Ну вы называйте регионы, Андрей Викторович.

Андрей Кутепов: Камчатка, Тува. Сегодня был у нас министр экономики Кобылкин, который говорил, что там, где у нас топливно-энергетический баланс уже сформирован… Допустим, Краснодарский край отапливается углем. Ну да, возможно, сейчас нужно говорить о том, что выгоднее было бы, экологически выгодно было бы для населения переходить на использование газа.

Оксана Галькевич: Как раз пришло сообщение под ваши слова из Красноярского края: «Подключите уже Красноярск! Миллионник. Мы задыхаемся от угольного дыма. Какие сельские пункты?» То есть это проблема не только каких-то небольших территорий.

Андрей Кутепов: Сейчас закончу…

Оксана Галькевич: У нас просто звонок есть – Галина из Калининградской области пробивается в эфир. Галина, здравствуйте. Давайте ее выслушаем.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Очень люблю вашу передачу и всех ведущих, которые выступают.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Зритель: Вы знаете, я из Калининградской области, город Балтийск, военный городок. Был когда-то красивый город. В 2014 году у нас асфальтировали дороги. И тут же сразу разрыли, чтобы проводить газопроводы, трубы вот эти проводить. И сказали, что нам построят газовую котельную и проведут газ, ну, к домам. У нас сжиженный газ во многих домах. На том дело и закончилось. Два дома построили именно под автономное газовое обеспечение. Люди вселились и просто провели себе электроотопление сами, потому что отапливаться же надо. Вот с 2014 года вон и ныне там. Отапливает город, одна котельная мазутная, а вторая – углем. Вот на город две котельные. Алиханов обещает, но мы уже никому не верим, потому что нам каждый год обещают. Вот шесть лет, а воз и ныне там.

Оксана Галькевич: Вот так вот.

Зритель: А это Европа, центр Европы. Польша газифицирована, Литва газифицирована, а Калининградская область… Ну, даже как-то стыдно.

Оксана Галькевич: Да, спасибо, Галина. Просто на контрасте, что называется, да?

Андрей Кутепов: Балтийск был закрытым городом в свое время. Я очень хорошо помню этот город. Сейчас он открытый, насколько мне известно. Да, сжиженный газ. Один из основных вопросов, которого сейчас будем касаться, – это такие вопросы, как Калининград, как Камчатка, как Забайкальский край. Причем Осипов, губернатор Забайкальского края, очень активно участвует в данном обсуждении и делает предложения.

Вот сейчас мы должны будем точно рассчитать, какое количество населения сейчас присутствует в том или ином регионе, насколько это востребовано. А главное – насколько целесообразным будет подключение нормального газа, именно из трубы, а где эффективнее будет использовать, наверное, все-таки тот топливно-энергетический баланс, который сформирован на сегодняшний момент. А где-то лучше всего нужно будет использовать сжиженный газ. Да, возможно, он дороже, но при доставке… До 400 километров его можно перекачивать.

Мы сейчас будем более предметно разбираться с такими вопросами, которые касаются Камчатского края, Забайкальского края, например, и будем понимать, каким образом планируют они развитие, каким образом в нынешней ситуации, при новом руководителе, который там недавно избран, какие планы будут стоять. Но главное, конечно, в первую очередь что мы ставим для себя? Мы сейчас затрагивали Красноярский край. Это, конечно, количественная составляющая. Это одно из первых.

Второе – это тарифная составляющая, которая есть.

Ну и третье – чтобы было минимальное количество бумаготворчества, когда вы хотите подключиться. На сегодняшний момент подключаются за 270 дней. Там девять этапов.

Оксана Галькевич: А цена подключения, простите? Я так понимаю… Вы знаете, нам просто пишут через одного люди, что дорого, дорого. Какие-то сумасшедшие деньги сдирают за подключение.

Александр Денисов: Ключевой вопрос, Андрей Викторович. Вы способны вообще, даже ваш совет при всем влиянии и должностях способен распутать эту мутную газовую схему? Естественно, вы построите эти ГРС, подтянете эти трубы. А дальше будет какая-нибудь районная, местная, региональная компания, которая будет выставлять…

Оксана Галькевич: …которая за метр трубы будет брать такие деньги!

Александр Денисов: Да. Вы упретесь в последние сантиметры, которые не смогут оплатить конкретные семьи. И все. И вы тут ничего не сделаете. Как вы с этим разберетесь? Это самая главная проблема – последние полметра до дома.

Андрей Кутепов: Это называется «последняя миля».

Александр Денисов: Ну, там не миля, там зачастую бывают вообще смешные какие-то расстояния.

Оксана Галькевич: На самом деле, да.

Александр Денисов: Дотянуться рукой – и привет! С этим вы как разберетесь?

Андрей Кутепов: Вы знаете, сразу добавлю…

Александр Денисов: В районе сидят парни, которые хотят миллион. И что вы им скажете?

Андрей Кутепов: Я хочу вам сказать, что мы с вами на одной стороне. Причем хочу вам сказать, что мы будем отстаивать интересы граждан и стоять на стороне потребителя. Сейчас скажу, каким образом.

Сейчас существует такая ситуация даже в некоторых регионах, где продолжить магистральную трубу бывает дешевле, нежели сделать разводку внутрипоселковую. Каким образом? Потому что ее себестоимость может быть гораздо выше.

Сейчас еще раз скажу. На сегодняшний момент все магистрали до ГРС – все в ведении «Газпрома». Дальше существуют договоренности, которые существуют между монополистами и субъектами. Вот субъект обязан максимально близко подтянуть это к домовладению. Потом существуют определенные взносы. Это сейчас называется пошлиной – 20 тысяч рублей. Валентина Ивановна обратила на это внимание и просто критически поставила вопрос.

Александр Денисов: Хорошо. «Газпром» до ГРС. От ГРС – субъект за свои деньги. А дальше?

Андрей Кутепов: Есть ли еще у субъекта эти деньги? Вот еще в чем вопрос. Есть предложение, есть предложение, которое поступило от господина Новака (на самом деле «Газпром» на пленарном заседании поддержал): за счет инвестиций, которые предусмотрены в бюджете «Газпрома», компенсировать часть затрат субъектов. Примерно скажу, какие цифры сегодняшний момент существуют. Ростелеком буквально за две недели до этого у нас выступал. Господин Осеевский говорил об инвестициях, которые они по 2019 году вложили в страну. Это 100 миллиардов рублей. 180 миллиардов они планируют в 2020 году.

Оксана Галькевич: Так какие суммы компенсируют?

Андрей Кутепов: Россети – 350 миллионов. «Газпром» – 40 миллиардов.

Оксана Галькевич: Понимаете, мы уходим опять в какие-то высокие цифры.

Александр Денисов: Мы уходим от ответа. Оксана, прости.

Оксана Галькевич: Мы уходим от людей, да.

Александр Денисов: Вот вы гарантируете, что вы с этими жуликами, которые выставляют немереные деньги за короткую трубу, вы с ними разберетесь?

Оксана Галькевич: Смотрите, Московская область – до миллиона. Нам пишут из регионов: 450, 250 за подключение. За этот погонный метр или полтора.

Александр Денисов: Это самое последнее, самое трудное. Разберетесь с ними?

Андрей Кутепов: Самое тяжелое, потому оно ложится именно на потребителя.

Александр Денисов: Это мы понимаем.

Андрей Кутепов: И этим вопросом мы в первую очередь будем заниматься.

Александр Денисов: Вы нам скажите, вы с ними разберетесь?

Андрей Кутепов: Вы знаете, мы с этого начнем разбираться. Но, прежде чем что-то сказать, вы должны увидеть наши результаты. Давайте встретимся в конце года и я вам скажу, какой процент газификации на конец года будет. Давайте. Вы поставили одни планки. Мы будем прикладывать все усилия совместно с «Газпромом», с Минэнерго, с тем же «Новатэком» и покажем, какого результата мы добились. Вам же нужны цифры.

Александр Денисов: Цены вы понизите?

Оксана Галькевич: Андрей Викторович, ваши цифры будут выглядеть следующим образом: по количеству поселков, может быть, по улицам. А если по семьям посмотреть эти цифры, то как они увеличатся? Вы ведь по поселкам, по населенным пунктам будете смотреть.

Андрей Кутепов: Мы будем смотреть по домовладениям.

Оксана Галькевич: По домовладениям?

Андрей Кутепов: По домовладениям, которые подключены. Но еще какой есть очень такой неудобный фактор? Когда два дома находятся друг напротив друга, допустим, через улицу, и у одного подключение полтора рубля, а другого – три с половиной. Вот в чем беда. Должно быть унифицировано это.

Александр Денисов: А это из-за чего происходит?

Андрей Кутепов: Ну, опять-таки это то, о чем вы говорили. Кто-то с кем-то не так договорился – и увеличили. Вот вы приводите примеры на схемах. Каким образом? Одна труба с одной стороны идет, подводка к домовладению полтора метра, а через дорогу – четыре метра.

Александр Денисов: Андрей Викторович, еще вопрос не могу не задать, потому что он шикарный, лежит на поверхности, – про сенатора Арашукова.

Оксана Галькевич: У нас сюжет еще, Саша.

Александр Денисов: Карачаево-Черкессия – проблемный регион, с которым будете разбираться. Значит, газа там нет, все впритык, разводить уже потребителям нечего. При этом хищения, по заявлению Краснова (сейчас уже прокурора, а раньше он был зампредседателя Следственного комитета), он сказал, что там невзыскиваемой дебиторской задолженности на 31 миллиард рублей. То есть на 31 миллиард рублей откачали каким-то образом газ, непонятно куда. Потребители там сидят без газа, а газ куда-то уходит. Я вас не виню. Мне просто хочется понять, как это вообще происходит в природе, такие истории.

Андрей Кутепов: Вот с этими вопросами…

Александр Денисов: Сенатор сидел с вами в одном зале.

Андрей Кутепов: Сенатор Арашуков, да. Сейчас уголовное дело, вы знаете.

Александр Денисов: Там убийства, хищения.

Оксана Галькевич: Сейчас он в другом зале сидит.

Андрей Кутепов: Вы знаете, где он находится.

Александр Денисов: С Абызовым сейчас в одной камере сидят.

Андрей Кутепов: Чего греха таить? Все граждане Российской Федерации. Кто-то не без греха. Ну понятно, что сейчас правоохранительные органы разберутся, я думаю.

Александр Денисов: Такой тяжелый регион! И такие хищения!

Андрей Кутепов: Я надеюсь, что точку поставят в этом вопросе. Но ни на звания, ни на должности никто не обращал внимания, когда касалось жизни людей. Поэтому ситуация непростая.

Александр Денисов: Как можно воровать в таких объемах, когда люди сидят без газа, и при этом такие хищения колоссальные?

Оксана Галькевич: И главное, что никто этого не видит.

Александр Денисов: Это в голове не укладывается!

Оксана Галькевич: Никто этого не видит каким-то странным образом.

Александр Денисов: Вы понимаете? Или у вас тоже вопросы?

Андрей Кутепов: Я вам скажу: отнюдь, что никто не видит. Увидели же, результат налицо.

Александр Денисов: Но когда?

Андрей Кутепов: И мы сейчас разговариваем об этом, мы говорим. Мы должны откровенно смотреть друг другу в глаза и говорить: да, есть упущения вот такие в отношении данного члена Совета Федерации, данного региона. Были признаны такие нарушения. Но они касались не только правонарушений в области газоснабжения, а они касались другой статьи. Там 105-я статья, насколько я понимаю, вменяется.

Александр Денисов: Два убийства, да-да-да.

Андрей Кутепов: Ну, это же самое тяжелое, что есть. На самом деле мы должны понимать, что мы все абсолютно равны. И если мы принимаем какие-то решения ответственные, то мы должны за них нести ответственность.

Оксана Галькевич: Андрей Викторович, здесь еще такой важный вопрос – стоимость газа. Люди пишут, что это настолько дорого! А это на самом деле социально важный такой продукт или – ну как сказать? – товар. Газ – это все-таки тепло в наших домах. И это важно для людей. Но люди говорят, что это так дорого, что хоть отключай вообще. Вот подвели, потратили уже последние деньги, но позволить себе этого не могут. Как с этим быть?

Андрей Кутепов: Я сказал о том, что мы сейчас столкнемся, судя по всему, с достаточно большим количеством обращений от граждан. И мы со всеми будем максимально разбираться. Сейчас, допустим, у нас были дни Сахалинской области. Допустим, вопрос по газификации не стал подниматься губернатором Лимаренко. Почему? Потому что буквально до этого, за две недели, были подписаны соглашения с «Газпромом», и будут решены вопросы по газификации.

Я хотел бы вернуться к Красноярску. Господин Кобылкин сегодня, отвечая на ряд вопросов… А мы касались и мусорной темы, и воды. Он сегодня присутствовал у нас на комитете и рассказывал вообще о вещах, которые беспокоят.

Оксана Галькевич: Время.

Александр Денисов: У нас совсем мало времени.

Андрей Кутепов: В первую очередь, когда мы говорим о том, что… Если где-то уголь есть, то лучше, конечно, использовать какие-то альтернативные варианты. Главное – здоровье людей.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Александр Денисов: Спасибо большое. Приходите к нам, Андрей Викторович.

Оксана Галькевич: Андрей Кутепов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, был у нас в студии. Спасибо большое.

Андрей Кутепов: Спасибо.

Как сделать газ доступным