Игорь Панин: Защищаясь, бейте, не думая о последствиях!

Гости
Игорь Панин
руководитель объединения каскадёров «Мастер»

Ольга Арсланова: Это программа «Отражение». Мы продолжаем. И сейчас время рубрики «Личный контроль». Здесь мы говорим о том, как себя обезопасить в условиях большого города, большого криминала. Каждую пятницу рассматриваем ситуации, опасные ситуации, из которых можно выйти целым и невредимым. О том, как это сделать, рассказывает Александр Шлычков, президент общероссийской спортивной организации «Развитие филиппинских единоборств».

Александр Геннадьевич, здравствуйте.

Александр Шлычков: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: О чем речь сегодня пойдет?

Александр Шлычков: Сегодня речь пойдет о долголетии и безопасности. Я попрошу вывести на экран наш сюжет.

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: Ну что ж, Игорь Панин сегодня у нас в гостях.

Александр Шлычков: Да, у нас в гостях Игорь Панин, руководитель объединения каскадеров «Мастер». Он член Всемирной академии трюка, президент Федерации экстремальных видов спорта, мастер спорта по мотокроссу. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Добрый день.

Игорь Панин: Добрый день, здравствуйте.

Александр Шлычков: Игорь, прежде всего мне хотелось бы задать вам вопрос. Профессия каскадера все-таки является наиболее такой опасной из профессий. Можете коротко набросать портрет? Кто же идет в эту профессию?

Игорь Панин: Ну, сначала все-таки в нее приходят те, кому энергию некуда девать. Ну, это на самом деле как силовики. Вот кто идет в силовики? Тоже люди, которым нужна какая-то потребность – бандитов ловить или еще что-то, или пожары тушить. Так что здесь тоже люди с повышенной энергетикой. А потом они уже понимают, что это большой труд, труд и труд.

Александр Шлычков: А где у нас готовят кадры все-таки в России?

Игорь Панин: Ну, если школа каскадеров, то у нас это единственная школа каскадеров, школа «Мастер», которая была до 2019 года. В этом году появилось еще какое-то подразделение небольшое, тоже набирают ребят. А так 30 лет в России каскадеров готовили только мы.

Александр Шлычков: Очень интересно! Я знаю, что в балете на пенсию выходят в 37 лет. А вот каков выход на пенсию в вашей профессии?

Игорь Панин: Ну, сложно сказать, потому что как бы… Во-первых, многие каскадеры все-таки в кино. Профессия эта официально появилась в 91-м году. Казалось бы, уже давно, уже должны, но наши студии не спешат заключать договора, не спешат официально брать на работу. У нас нет ни одной студии (ну, киностудии я имею в виду – «Мосфильм», «Ленфильм» или какая-то любая другая), где официально кто-то по трудовой книжке там работает как каскадер или как постановщик трюков. Такого нет. Есть объединение.

У нас в организации есть люди, которые работают по трудовой книжке. Но опять же небольшие заработки, потому что уже непосредственно съемочные группы не спешат официально заключать договора, чтобы платить, чтобы полностью, весь спектр всего выплачивать. Поэтому люди хоть и ушли на пенсию, но не по профессии каскадера. Как бы есть часть работы у них.

Тот же Жариков, который играл в «Место встречи изменить нельзя» бандита: «Или резать пойдем, или разбежимся?» Николай Павлович Сысоев – вот он официально ушел с киностудии «Ленфильм» как каскадер. Это единственный прецедент в России я знаю. Правда, ему еще дали заслуженного деятеля искусств, поэтому у него достаточно нормальная пенсия. Но при том при всем он работает, он в профессии. Он как постановщик каждый год обязательно ездит на съемки. И даже если в какой-то момент каскадер не может или опоздал, или еще что-то, то он без проблем его дублирует, заменяет и делает трюки.

Александр Шлычков: Удивительно! А примерно какое соотношение мужчин и женщин в вашей профессии?

Игорь Панин: Ну, про школу каскадеров я могу сказать. В школу каскадеров приходит не менее 30–35% девочек по сравнению с мальчиками. Но это в школу каскадеров. А в профессии реально, ну, максимум 5–7%, потому что даже многие женские трюки выполняют все-таки переодетые мальчики, ну, более сложные.

Сейчас много все-таки появилось уже девочек у нас благодаря нашей школе, они все-таки уже работают как каскадеры. И большая разновидность трюков. Вплоть до того, что у нас они сделали автомобильные трюки. И им иногда на съемках разрешают тоже посидеть за рулем.

Александр Шлычков: Понятно. Ну, мы все время говорим о безопасности, говорим об активном образе жизни, о спорте. Какие все-таки базовые виды спорта для вас предпочтительнее, если приходят и хотят у вас в школе заниматься?

Игорь Панин: Ну, все-таки основное – это акробатика. Это предпочтительнее. Чтобы люди были все-таки подвижные, активные, гибкие. Ну, сейчас просто большой запрос идет на больших в кино, на крупных, батальные сцены. Мы их этому можем научить. Как бы есть запрос на крупных ребят. Но крупные, как правило, не идут, они идут в единоборства. Хотя есть у нас и большие парни, и два метра ростом.

Ну а так все-таки специфика на самом деле… Чтобы стать каскадером, ты должен понимать, что ты должен быть таким разноразвитым, таким специалистом широкого профиля. Ты должен все уметь и не бояться держать инструмент в руках. Потому что если ты только прыгаешь и бегаешь, то ты, грубо говоря, себе особо-то на еду не заработаешь. Ну, может, на еду и заработаешь, но стабильно…

Ты должен уметь готовить оборудование, должен уметь готовить реквизит, должен знать, как им пользоваться, ты должен быть все-таки технически развит, потому что сейчас же много… Ну, чтобы эффектно прыгнуть, используются подкидные доски или такие пушки. Ну, некая механика, чтобы сделать спецэффект. Да, ты должен быть развит, акробатичный. Но если все-таки ты будешь еще технически развит, то это очень сильно приветствуется.

Александр Шлычков: В моем понимании ваша профессия – это такой своего рода спецназ, подготовка людей для жизни именно в гражданском обществе. Естественно, мы пригласили вас на передачу, чтобы вы могли нам дать какие-то советы, которые будут полезны нашим телезрителям.

В последнее время участились случаи нападения на людей, и в основном пенсионного возраста. Преступники здесь руководствуются тем, что жертва не сможет оказать активного сопротивления. Я попрошу вывести сюжет на экран, посмотрим. И мне интересно ваше мнение по этому поводу.

ВИДЕО

Александр Шлычков: Пытаются пожилого человека скрутить, вывести из строя. Выбегает женщина. Пытаются обороняться. Достаточно активно они это делают и успешно. То есть преступники не могут быстро свой маневр совершить. Видите, он отбивается стулом.

Ольга Арсланова: Подручными средствами.

Александр Шлычков: Подручными средствами, да.

Ольга Арсланова: То, что есть. Это хорошо, что стул есть.

Александр Шлычков: Исходя из тех комментариев, что мы получили, они сумели отбиться, то есть нападение было безрезультатным.

Игорь Панин: Ну, дай бог, дай бог. Но не всегда так.

Александр Шлычков: То есть прямо такое ощущение, что это каскадеры работают. Может быть, в прошлом он даже и был каскадером.

Игорь Панин: Ну, на самом деле вот так и надо делать. Я понимаю, что пожилые люди. Вы знаете, что есть силы определенные, спрятанные в людях. Мы, каскадеры, тоже это знаем, потому что у нас это в специфике, мы это иногда видим. Бывают такие вещи, которые нереальные, казалось бы.

Вы знаете, что есть случаи, когда пожар в доме, и 80-летняя бабушка вытаскивает сундук весом 250 килограмм. Казалось бы, как это? Но она его по лесенке волоком вытянула. Ну, вплоть до этого, потому что у людей включается некое подсознание.

Поэтому ветераны, пенсионеры – они понимают, что нельзя, и у них тоже должна включиться некая внутренняя энергия, подсознание. Если не получается, то вплоть до того, что… Ну, нельзя показывать, что ты сдался. Если в тебе все-таки есть силы, то надо до последнего.

Ну, может быть, я буду говорить какие-то страшные и грубые вещи. Например, той же палкой, тем же предметом надо бить, естественно, в область паха прямо резко. Ничего страшного. Что попалось под руку – бить в глаза. Ну как? Потому что иначе как? Как старик может остановить дылду? Он может как-то притвориться, когда он подойдет поближе, притвориться слабым. Но как еще? Как еще старый человек может какого-то молодого орла победить? Я считаю, что он должен притвориться, а когда тот подойдет ближе, то он ему прямо в болевые вещи: в рот, в гортань. Ну, все знают, да? Наш вот этот кадык – в него. Только чем-нибудь, естественно, сковородкой той же самой. У него перехватит дыхание.

Только те вещи, которые могут реально остановить. Потому что физически, я думаю, если один на один, естественно, они не могут справиться. Естественно, с предметами и бить прямо в болевые точки. И не бояться последствий. И не думать о последствиях. Если они будут думать: «А вот мне потом что-то…» – конечно, вот этот беспредельный, наглый бугай, естественно, он одержит верх, и это будет продолжаться.

Александр Шлычков: У нас второй сюжет есть?

Ольга Арсланова: Да. Давайте посмотрим.

Александр Шлычков: Давайте посмотрим.

Ольга Арсланова: Там нападение уже не просто на пожилого человека, а на бабушку. То есть здесь, смотрите, еще меньше сил у пожилого человека.

Александр Шлычков: Вот здесь в этом случае, да, конечно, другой вариант.

Ольга Арсланова: Что можно сделать в такой ситуации?

Александр Шлычков: Зашли в подъезд…

Ольга Арсланова: Вот сейчас будет нападать.

Александр Шлычков: Смотрите, совершенно ничего не подозревающие женщины подверглись нападению. И предметом интереса этих бандитов явилась сумочка.

Игорь Панин: Это просто уроды! Слов нет.

Александр Шлычков: Вот для такого случая какие ваши советы из жизненного опыта? Потому что вы готовите трюки, вы готовите различные сцены батальные. Вот ваши советы какие могли бы пригодиться нашим телезрителям?

Игорь Панин: Ну, естественно, самое главное… Да, в любом случае, если они отнимают последнее, то я считаю, что только болевые точки. Той же ладонью в глаза бить, останавливать. Или бабушка должна с собой, уже заранее зная… Тогда надо их предупреждать, чтобы они с собой несли какие-то предметы, та же палочка какая-то. Просто вариантов нет.

Когда у каскадеров возникают ситуации непредвиденные, единственное, что остается… Ну, бывает, что машина переворачивается, она горит. Там тоже какие-то доли секунды. Ты понимаешь, что ты должен быстро разбить стекло. Понятно, что кулаками его не разбить. Ты должен как-то ногами его выбить или еще что-то. Если ты быстро не примешь какую-то ситуацию для спасения, то всегда это может чревато кончиться.

Так же и здесь. Я понимаю, что пожилой человек, ему тяжело сориентироваться быстро. Ну, он уже должен заранее все-таки себя как-то подготавливать к этому. Он понимает, что много хулиганов, сложное и непонятное время, идет беспредел этот среди этих отмороженных бугаев или еще кого-то. И они должны как-то себя готовить. Не знаю, с каким-то предметом выходить на улицу заранее. И прямо в болевые точки! Не бояться бить в эти болевые точки.

Ольга Арсланова: Слушайте, ну а если разозлится этот бугай и в ответ еще больше начнет бить?

Игорь Панин: Ну, тогда… Не знаю. Тогда покупать газовый пистолет и, естественно, прямо в лоб, в лицо стрелять. Ну как? Разозлится? Понятно, что… Я же не могу им советовать холодное оружие. Больше я не знаю. Мне сложно представить. Убежать? Она все равно не сможет убежать. Мы понимаем, что старый человек все равно не убежит. В любом случае… Тогда просто единственное – отдать, и все.

Александр Шлычков: А в этом случае не спрашивают, они сразу бьют.

Игорь Панин: Ну да.

Александр Шлычков: Может быть, какой-то грим одевать?

Игорь Панин: Что она молодая женщина?

Александр Шлычков: Или, может быть, какие-то устрашающие маски.

Игорь Панин: Ну, устрашающие маски…

Александр Шлычков: Из вашей практики, потому что вы же ставите всевозможные трюки.

Ольга Арсланова: Неожиданно!

Игорь Панин: Из нашей практики? Это надо… Как Жуков в свое время Одессу очистил от бандитов. Только надо переодетых тогда пускать. Спецподразделения, переодетые в бабушек и дедушек. И вычищать вот эту нечисть!

Александр Шлычков: Может, масками вампиров?

Игорь Панин: Ну, маски вампиров… Или не подавать виду, прятать, не выходить с сумочками. Но им без разницы.

Ольга Арсланова: У нас тут история от зрителя, смотрите: «В дверь постучали – я открыл. Ворвался молодой отморозок и потребовал денег. В углу стояла палка от ствола искусственной новогодней елки. Вот этой палкой ударил – и убежал». В итоге этот отморозок испугался. Видимо, был болевой какой-то прием.

Александр Шлычков: Это ударил мужчина?

Ольга Арсланова: Да-да-да.

Игорь Панин: Ну, хозяин квартиры. Нет, понятно, что надо все, что есть, применять. Можно же палец показать: «Сейчас стрелять буду!» – и это подействует. Но насколько ты готов? Ты должен сыграть эту сцену. Я не считаю, что каждая бабушка и каждый дедушка готовы сыграть сцену и сымитировать: «Я сейчас стрелять буду!»

Александр Шлычков: Вот просто вопрос. Звонок в дверь – вы открываете обычно, спрашиваете? Какое ваше поведение, модель вашего поведения?

Игорь Панин: Ну, я не могу являться эталоном, потому что у меня дверь всегда открыта.

Александр Шлычков: Всегда?

Игорь Панин: У меня и машина открыта. Я по-другому считаю. Я считаю, что это внутреннее. Все кражи – это внутреннее. Я не могу это всем советовать. Ну, как бы есть определенное количество людей… У меня не такие дорогие машины. Я считаю, что если ты внутренне готов, что твою машину не обворуют, если ты внутренне готов, что к тебе, кроме своих, никто в дом не зайдет… Поэтому я как-то и детей приучаю. Замки не спасут. Если захотят, то… Конечно, когда я ухожу из квартиры, я ее закрываю, но когда я дома, я не закрываю. И дети у меня тоже не закрывают. Здесь тема уже других вопросов, другого разговора.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем наших зрителей. Есть вопросы, звонки. Валентина из Свердловской области. Добрый день.

Зритель: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Да, Валентина, слушаем вас.

Зритель: Я хотела бы рассказать вот этому мужчине, который сейчас говорит. Я бы хотела рассказать… Вы знаете, мне 75 лет. Я хочу сказать, что ко мне один раз пристал мужчина молодой. Я иду, а он… Вы знаете, я так спокойно, спокойно. Он меня стал приглашать, в общем, пройтись. Я говорю: «Зачем далеко идти? Пошли ко мне». А я знаю, что у меня сын дома. «Я приведу обязательно», – очень спокойно говорю ему. Я приведу его домой, а сын отметелит как следует, не побоится.

Игорь Панин: Правильно!

Зритель: Во-первых, я сама ничего не боюсь. Знаете, я не боюсь. Вот вы говорите, что акробатика. Я сама занималась в цирке, акробатика тоже у меня была. А потом я тренером работала по акробатике. В общем-то, я сама знаю, что я до сих пор очень сильная. Я сильная. И я ничего не боюсь. Лишь бы только меня не судили.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Игорь Панин: Вот самое главное.

Ольга Арсланова: Хороший ход. Давайте еще послушаем Ирину из Новгородской области. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой совет. Этим советом я и сама пользуюсь, хотя не считаю себя еще пока что пожилым человеком, и родителей своих учу, и детей. Я вообще бывший учитель ОБЖ.

Не ходить по неосвещенным улицам. Не заходить в подъезд и в лифт с незнакомцами. Не пускать незнакомцев. Или как мы советуем: позвонить своему сыну, своей дочери, в надлежащую службу. То есть все те элементарные меры безопасности, которые мы знаем, по поводу которых нам постоянно говорят по телевидению (кстати, и в вашей передаче ваши специалисты). Просто пожилым людям нужно это многократно повторять, чтобы они не были беспечными.

Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо большое. Спасибо, Ирина. У нас осталась минута для того, чтобы подвести итог.

Александр Шлычков: Ну что? В принципе, последний вопрос, который, наверное, я хотел бы задать. Все-таки с возрастом меняется оценка степени риска и отношение к трюкам? Все-таки будем говорить, что человек чувствует, что… Может быть, мысленно он считает себя молодым. А как физически?

Игорь Панин: Ну конечно. Все-таки каскадеры выходят с возрастом больше на тренерскую работу или на постановочную, постановщик трюков. Они уже видят изнутри и ставят задачи молодым. Но они ответственность с себя не снимают. Они уже отвечают не только за себя, а отвечают и за других, отвечают за молодое поколение, за исполнителей трюков. Но исполнять, естественно, становятся меньше. Это нормально.

Александр Шлычков: В принципе, наша передача как раз и имела цель – понять, насколько люди вашей профессии… И более активный и здоровый образ жизни. Они звонят, говорят.

Поэтому я думаю, что мы сейчас покажем некоторые сюжеты, наши зарисовки, для того чтобы наш телезритель мог увидеть наши рекомендации. Возьмите свою безопасность под личный контроль. Смотрите нас в пятницу. Берегите себя.

Игорь Панин: Спасибо.

СЮЖЕТ

Самооборона для пожилых в рубрике «Личный контроль»