Кораблино – город фермеров и ткачей

В рубрике "Малые города" мы отправимся в Кораблино Рязанской области. На днях здесь начали ремонтировать дворец культуры. На это областной бюджет выделил 17 миллионов рублей. Дворец построили в середине прошлого века, вместе с огромным комбинатом шелковых тканей. Предприятие закрыли в 1990-х, а культурный центр кораблинцы сохранили.

Весна в Кораблино приходит поздно. Город лежит в низине, зажатый петлями рек Дон, Ранова и Проня. За зиму его заваливает снегом. Холода здесь держатся до конца апреля. Во времена царствования Петра Первого в этих краях проходил "волок" - крестьяне тащили мачтовый лес, по размытым лесным дорогам к морю, строить первые петровские фрегаты. В наши дни корабельный лес из Кораблино уже не так ценен, как 300 лет назад. Город живет за счет сельского хозяйства. Во времена СССР кораблинский молочный завод тоннами отгружал кефир, сметану и творог в Рязань и Москву. Сейчас спрос не такой большой. Кораблинскую молочку небольшими партиями закупают местные магазинчики и торговцы из соседних областей. О том, сколько именно нужно, заранее сообщают на завод. Так и работает предприятие на заказ.

Юрий Мидгородский, заместитель генерального директора кораблинского молочного завода: "Произвели - продали. Произвели - продали. Отпуск только утром. Подъезжают машины, одновременно поступает молоко с хозяйств района, и тут же отгружаем в торговую сеть".

Торгуют небольшими партиями, но качеством продукции дорожат. Молоко, которое на завод привозят фермеры, проходит тщательную проверку в заводской лаборатории.

Мария Петрова родилась и выросла в Кораблино. Училась в Рязани на химика-технолога. Вернувшись в родной город, долго сидела без заработка, пока знакомые не позвали на молочный комбинат. Работа в лаборатории у Марии спокойная, но расслабляться не дает. Все-таки приходится иметь дело с реактивами.

"Были такие случаи, что колбы лопаются. И это очень страшно. На кожу попадет кислота, все сожжет".

На прилавках кораблинская молочка долго не залеживается. Чаще всего ее спрашивают пенсионеры. Во-первых, цена подходящая, во-вторых, доверяют только своему, кораблинскому производителю. Старики составляют едва ли не две трети населения Кораблино. Местный совет ветеранов - одна из самых уважаемых организаций в городе. Чтобы попасть сюда, не нужно записываться на прием или неделями ждать своей очереди.

Нина Лебедева, председатель кораблинского совета ветеранов: "Мы выслушаем. Если скажут, что там какая-то бабушка в чем-то нуждается, мы сходим к этой бабушке. С ней поговорим".

Нину Лебедеву знают все кораблинские старики. Наравне с другими соцработниками она ежедневно навещает самых немощных и одиноких пенсионеров. Продуктовый набор занести, узнать, не нужна ли помощь по дому. Или просто здоровьем поинтересоваться.

В аграрном городке, развлечений не так-то много. Летом грибы, рыбалка и дача. В остальное время от скуки спасает только телевизор или домашнее хобби. Помощник судьи Юлия Костикова, свое свободное время посвящает 3D вышивке. Вышивает не просто узоры, а живые полотна. Пейзажи, натюрморты, портреты.

Дома у Юлии Костиковой спокойно, тепло и уютно. В одном углу потрескивает камин, в другом играет кошка. Сама хозяйка, с ногами забравшись в огромное кресло, не спеша рассказывает о своем увлечении, и о своей жизни. Она педагог с 20-летним стажем. Сменить профессию заставила старая травма, которую Юлия получила еще в школьные годы. Когда подрабатывала в колхозе. Доила коров, разгружала мешки с комбикормом.

Юлия Костикова, вышивальщица: "И вот эти мешки по 50 кг, которые мы носили, вынуждены были носить. Как сказали врачи, сначала была трещина в позвоночнике, потом получилось так, что в один прекрасный момент отказала нога".

Почти год она провела на больничной койке. Врачи поставили на ноги, но нагружать ноги и спину запретили. Из школы пришлось уволиться - сидя уроки русского языка вести нельзя. Юлия нашла более спокойную работу в местном суде. Спокойную, но далеко не творческую. Поэтому Юлия нашла свою отдушину в вышивке. Не в простой, а объемной. Она требует больше времени и усидчивости.

"То есть, выпуклость такая создается. Это создается техника, с обратной стороны прорезается кусочек ткани, есть такая ткань. И она наполняется синтепоном".

Ван Гога вышивала почти год. А вот любимому полотну Густава Климта "Поцелуй" посвятила почти три года жизни. И считает его жемчужиной своей коллекции. С вышивкой Климта в Кораблино вышла курьезная история. Юлия захотела украсить свою лучшую работу и заказала для нее багет, в кораблинской художественной мастерской.

Юлия Костикова: "Я когда отдавала работу оформлять. Мне ее вернули оформленной вот так вот. То есть, взяли и Климта "положили". Называется художественный салон! Было очень смешно. Ну, если вы знаете автора, зайдите в интернет, и убедитесь, что Климт все-таки "стоит".

Свои работы Юля не продает и даже не дарит. Но с удовольствием показывает гостям. И в этом, она похожа на многих своих земляков-кораблинцев. В этом городе не принято выставлять напоказ, и уж тем более разбрасываться тем, что по-настоящему дорого душе и сердцу.

В Кораблино три года назад запустили программу по созданию текстильного кластера. Производство должно появиться на базе старого шелкового комбината. Цеха предприятия еще крепкие и простоят много лет. А вот для того, чтобы закупить новое оборудование понадобятся пять миллиардов рублей. Инвесторов нашли только сейчас. Бизнесменов привлек не только старый комбинат, а кадры. В Кораблино живет несколько десятков опытных мастеров-ткачей.  

В Кораблино три года назад запустили программу по созданию текстильного кластера. Производство должно появиться на базе старого шелкового комбината. Цеха предприятия еще крепкие и простоят много лет.