Борис Грачевский: Первый номер «Ералаша» смотрел министр, и ему всё понравилось кроме названия - его фамилия была Ермаш

Гости
Борис Грачевский
залуженный деятель искусств Российской Федерации, художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш»

Любовь Наливайко: Борис Юрьевич, здравствуйте, очень рады вас видеть! Вы как раз с Александром Хмеликом были основателями легендарного киножурнала, но вот ходит легенда, что название пришло в ходе конкурса среди телезрителей, но на самом деле же его придумала дочка Хмелика, правильно?

Борис Грачевский: На самом деле я хочу сказать, что сегодня в такой день для меня очень важный, знаменательный, ибо Александр Григорьевич Хмелик – последний мой учитель, который всему самому главному научил, и, наверно, он сам не ожидал, что мы продержимся 46 лет и только благодаря, как говорится, учению Хмелика, в первую очередь. Это был, конечно, фантастический яркий человек, я не могу не показать фотографию, я надеюсь, её видно?

Любовь Наливайко: Её видно отлично.

Максим Митченков: Да, её замечательно видно.

Борис Грачевский: Конечно, мы долго держали в секрете, что некая девочка… а потом признались, что это дочка Хмелика Мария Александровна, тогда была Машенька Хмелик…

Максим Митченков: Да.

Борис Грачевский: И, конечно, она придумала, но, наверно, важнее важного для нас для всех то, что сделал он, в первую очередь. Он всегда все его сценарии, все его пьесы были посвящены вроде как детям, но обязательно это страшно интересно было взрослым. Дело всё в том, что Хмелик всегда говорил: «Что детей смешить? Палец покажи – они смеются, ты взрослых рассмеши!». И та фраза, что «мальчишки и девчонки, а также их родители», конечно же, тоже является важной частью нашего «Ералаша».

ФРАГМЕНТ ЗАСТАВКИ КИНОЖУРНАЛА «ЕРАЛАШ»

Максим Митченков: Это слова из гимна «Ералаша», скажем так, а его же тоже Хмелик написал?

Борис Грачевский: Да, ваш покорный слуга там одну строчку какую-то вписал, я уже не помню, что что-то, но я не претендую на авторство, конечно, Александр Григорьевич это написал.

Любовь Наливайко: Скажите, вот тогда, когда начинался «Ералаш», тогда же отсняли несколько серий, никто ещё не знал, что будет такое будущее, что это будет настолько здорово и смешно…

Борис Грачевский: Первый номер смотрел непосредственно министр и, вы знаете, ему всё понравилось, кроме одного, кроме названия, потому что его фамилия была – Ермаш. И он, конечно, не признавался, что там какая-то рифма гуляет, но тем не менее – факт, и вот мы с Александром Григорьевичем тихо-тихо, но твёрдо уговаривали нашего министра, чтобы он всё-таки согласился, на это ушло минут 40.

ФРАГМЕНТ КИНОЖУРНАЛА «ЕРАЛАШ», ВЫПУСК «ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»

Максим Митченков: Популярность когда произошла у «Ералаша», когда появилась: когда стали знаменитости приходить сниматься или нет?

Борис Грачевский: Дело всё в том, что первый «Ералаш» сразу привлёк всех внимание очень яркими сюжетами, прошло буквально года 2, и центральное телевидение на 8 марта показало большой блок минут на 40 «Ералаша», и это уже была бомба, которая нас сделала любимцами долгие годы, и сегодня, пользуясь случаем, хочу похвалиться: у нас есть свой канал в интернете на «Ютьюбе» и там 2 миллиарда 172 миллиона на сегодняшний день и сколько-то тысяч там.

Максим Митченков: Просмотров.

Борис Грачевский: Для нас это очень важно, я думаю, что сегодня бы Александр Григорьевич порадовался бы, если бы он нас слышал, а я думаю, что он нас слышит и видит.

ФРАГМЕНТ КИНОЖУРНАЛА «ЕРАЛАШ», ВЫПУСК «ХИМИКИ»

Любовь Наливайко: Он же всё время в основном писал как раз про эту школьную пору, то есть про детей и вообще считал, даже где-то в интервью делился, что это прямо такая школа жизни, то есть как раз в этих школьных годах можно всё: добро, зло, зависть – вот поэтому сюжеты «Ералаша» бесконечны?

Борис Грачевский: Хмелик был первопроходец критики школы, потому что до него этот институт государственный считался и было запрещено его критиковать, но его знаменитая пьеса «Друг мой, Колька!», которую поставил Анатолий Ефрос в Центральном детском театре тогда – это был самый период оттепели, понимаете, и Хмелик был одной из частей этой оттепели результативной и после этого сняли быстро фильм на «Мосфильме» по его пьесе.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «ДРУГ МОЙ, КОЛЬКА!»

Максим Митченков: Борис Юрьевич, а откуда вообще Хмелик так хорошо разбирался в школе, в детстве?

Борис Грачевский: Он работал в «Пионерской правде» редактором, валялся на диване, от скуки сочинял всякие письма детские и вот в результате набрался и написал такую блистательную пьесу.

Максим Митченков: Приятно, что ваше и Хмелика общее дело живёт и процветает, но как вы считаете, темы вообще изменились за эти почти 50 лет, пока выходит «Ералаш» или они и правда вечные?

Борис Грачевский: Я бы сказал, темы не меняются, меняется форма подачи материла, они сегодня совершенно непохожи на то, что мы начинали с Хмеликом – это не плохо и не хорошо, это сегодняшнее дыхание сегодняшнего дня.

ФРАГМЕНТ КИНОЖУРНАЛА «ЕРАЛАШ», ВЫПУСК «АЛИНА-МАЛИНА»

Борис Грачевский: А в принципе они продолжают точно так же списывать, хитрить, обманывать, родители их уличают и так далее, много тем, как влюблялись, так и влюбляются, может быть, стали поярче одеваться, получше выглядеть.

Максим Митченков: Борис Юрьевич, тогда мы хотим пожелать «Ералашу» процветания, новых зрителей и спасибо вам, что помогли нам вспомнить Александра Хмелика!

Борис Грачевский: Я ещё раз хочу на прощанье сказать, что я счастлив, что имя его живёт, и что я могу сказать: дорогой Александр Григорьевич, мы вас очень любим и помним!