Георгий Исаакян: Нет ни одного самоокупаемого оперного театра в мире. Только за счет зрителей этот вид искусства существовать не может, потому что тогда каждый билет должен быть из чистого золота

Гости
Георгий Исаакян
художественный руководитель Московского государственного академического Детского музыкального театра им. Н. Сац

Максим Митченков: Маша, скажи, а как человек может воспринимать музыку?

Мария Василевская: Ну, как? Конечно, слушать.

Максим Митченков: А еще?

Мария Василевская: Можно звуковые вибрации еще ощущать, если уровень достаточно мощный, можно сердцем, кстати, воспринимать, душой.

Максим Митченков: А еще можно музыку видеть, так, кстати, и называется музыкальный фестиваль: «Видеть музыку», который уже в 4-й раз проводится в Москве.

Мария Василевская: У нас в гостях руководитель фестиваля, президент Ассоциации музыкальных театров России, худрук государственного академического Детского музыкального театра имени Натальи Сац Георгий Исаакян.

Максим Митченков: Пойдем.

Мария Василевская: Здравствуйте, Георгий!

Георгий Исаакян: Здравствуйте!

Мария Василевская: Рады Вас видеть!

Максим Митченков: Здравствуйте!

Георгий Исаакян: Здравствуйте!

Мария Василевская: Идет уже 4-й фестиваль «Видеть музыку», мы Вас с этим поздравляем!

Георгий Исаакян: Спасибо!

Мария Василевская: А ведь его название – это не просто метафора, это отсылка к чему-то?..

Георгий Исаакян: Это отсылка к знаменитому диалогу Джорджа Баланчина и Игоря Стравинского, и в свое время в моем любимом Пермском театре оперы и балета вышел балетный проект под названием «Видеть музыку», и когда мы придумывали этот фестиваль, я запросил разрешения, как бы такие авторские права…

Максим Митченков: На вот эту фразу, да?

Георгий Исаакян: Да, потому что, мне кажется, это очень точно характеризует то, чем занимается музыкальный театр – он пытается увидеть невидимое. Когда мы придумывали фестиваль, мы говорили о том, что это и панорама того, что происходит в нашей огромной стране…

Максим Митченков: И не только в нашей стране, я правильно понимаю?

Георгий Исаакян: И не только в нашей стране…

Максим Митченков: В ближнем зарубежье.

Георгий Исаакян: Но и в ближнем зарубежье, и в каком-то смысле это какая-то диагностическая процедура тех процессов, которые происходят в стране и которые не всегда очевидны, не всегда понятны.

ВИДЕОЗАПИСЬ ФРАГМЕНТА СПЕКТАКЛЯ «ДОХОДНОЕ МЕСТО»

Георгий Исаакян: Отличительной чертой этого фестиваля, и, пожалуй, таких фестивалей я больше не знаю, базовых, которые вызывают каждый год дискуссии, является отсутствие отбора какого-то предварительного, у нас нет отборочного комитета, у нас нет экспертного совета, и каждый театр решает сам, что он привезет – это дает увидеть как бы незамутненную, неоткорректированную чьим-то еще взглядом, чей-то еще рукой картинку того, что на самом деле происходит, и вот эту тенденцию я наблюдаю, и я думаю, то она должна стать предметом серьезного разговора.

Мария Василевская: Вы однажды сказали, что надо сменить площадку, зрителя, чтобы понять, чего ты стоишь…

Георгий Исаакян: Да, я считаю, что… ну, и мы сами, столичные театры, мы очень много ездим, мой театр только что совершил турне по 10-ти городам России и, конечно же, столкновение с очень разным зрителем, с очень разной аудиторией, с очень разной культурной атмосферой, культурной жизнью, она заставляет и нас тоже по-новому как-то относиться к тому, что мы делаем. Я проработал 20 сезонов в одном из лучших региональных театров, в Пермском театре оперы и балета, но я точно помню, как важно было для нас было периодически играть в Москве или Петербурге спектакли, потому что это такая сверка часов, на каком месте ты находишься в этой шкале, понимаешь ли ты культурный контекст России, Европы, в котором ты работаешь, потому что, когда ты слишком замкнут на локальный, что тоже важно, ты перестаешь немножечко адекватно себя оценивать.

ВИДЕОЗАПИСЬ ФРАГМЕНТА СПЕКТАКЛЯ «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»

Максим Митченков: На какие спектакли Вы бы посоветовали обратить внимание, на какие регионы, какие города?

Георгий Исаакян: Вы уверены, что хотите выслушать огромный список, потому что более 40 спектаклей…

Максим Митченков: Ну, конечно, весь список.

Георгий Исаакян: Как только я назову какой-то один…

Мария Василевская: Ну, «Принцесса Турандот», например, из Донбасса приезжает…

Георгий Исаакян: Безусловно, это интересно, даже с точки зрения, как функционирует этот театр сегодня в сложнейшей ситуации Донбасса, и мы понимаем, что для этого театра гастроли в Москве – это вообще особая история, особая возможность как-то вырваться из этого кошмара войны, кошмара блокады и просто жить нормальной человеческой театральной жизнью, и, конечно, то, что этот театр способен поставить одно из сложнейших произведений мировой оперной литературы в таких условиях – это достойно всяческого уважения, и мы, конечно, с огромным интересом ждем этих гастролей.

ВИДЕОЗАПИСЬ ФРАГМЕНТА СПЕКТАКЛЯ «ТУРАНДОТ»

Мария Василевская: Сейчас идет Год театра, Вы получили государственные гранты, на что будут потрачены деньги, поможете ли каким-то театрам что-то сделать новое, интересное?

Георгий Исаакян: Я, конечно, сразу должен сказать, что этот фестиваль не мог бы состояться, если бы не поддержка трёх очень важных источников – это, в первую очередь, Министерство культуры России, это Фонд президентских грантов и, конечно, фестиваль не мог бы состояться без поддержки местных властей, потому что некоторые театры проделывают гигантскую дорогу и…

Максим Митченков: Откуда приезжают?

Георгий Исаакян: Привезти театр из Сибири, с Дальнего Востока…

Максим Митченков: Из Хабаровска, из Владивостока?

Георгий Исаакян: Из Калининграда, из Якутска, из Улан-Удэ – это отдельное приключение и у нас, мало того, музыкальный театр – это по определению большие коллективы, самое большое количество, которое мы привозили за время фестиваля это, по-моему, 250 или 260 человек только из одного…

Мария Василевская: Ничего себе! Это вместе со зрителями?

Максим Митченков: Со своими, да.

Георгий Исаакян: Нет-нет, это скромный маленький оперный спектакль, потому что, ну, извините, оркестр…

Максим Митченков: Это человек 50-60…

Георгий Исаакян: От 50 до 100, хор, кордебалет, солисты, техническая часть, потому что, посмотрите на эти фотографии, что такое собрать такую декорацию, что такое просто разгрузить, что такое погладить столько костюмов….

Максим Митченков: Только людей, которые гладят костюмы, 30, понимаешь…

Георгий Исаакян: Это действительно очень дорогой вид искусства, но он такой, он таким должен быть, и мы счастливы, что это находит понимание и поддержку у всех уровней власти.

Мария Василевская: Потому что не окупится никакими билетами никогда.

Георгий Исаакян: Это иллюзия, я уже 30 лет слышу эти разговоры о том, что как бы хорошо уже перейти на самоокупаемость – нет ни одного самоокупаемого оперного театра в мире, только за счет билетов, только за счет зрителей этот вид искусства существовать не может, потому что тогда каждый билет должен быть из чистого золота.

Максим Митченков: Полных залов Вам!

Георгий Исаакян: Спасибо большое!

Максим Митченков: Удачи всем региональным театрам и столичным тоже!

Георгий Исаакян: Спасибо, да, я думаю, что столичным удача бы тоже не помешала в таком соцветии!

Мария Василевская: Конечно.

Максим Митченков: Да, и спасибо, что заглянули к нам в гости!

Георгий Исаакян: Спасибо огромное!

Мария Василевская: Спасибо за беседу!