Александр Михайлов: Пора уже объяснить гегемону планетарному, что наш ядерный потенциал находится в полной боевой готовности

Гости
Александр Михайлов
руководитель Бюро военно-политического анализа

Александр Денисов: Ядерная триада России – это ракеты, размещенные на земле, в воде и в воздухе, – отработала сценарий массированного удара в ответ на атаку противника. Учения проводились под руководством Верховного главнокомандующего.

ВИДЕО

Александр Денисов: Из Ситуативного центра Кремля перенесемся на космодром Плесецк, откуда была запущена как раз ракета «Ярс».

ВИДЕО

Александр Денисов: Да, пуск мы не увидели, конечно. Ну, жалко. А теперь спустимся в подводную лодку «Тула», которая выпустила в рамках отработки массированного ответа ракету «Синева».

ВИДЕО

Александр Денисов: Ракета «Ярс», выпущенная с полигона «Плесецк», баллистическая ракета «Синева», выпущенная из акватории Баренцева моря, а также крылатые ракеты из самолетов дальней авиации Ту-95МС достигли намеченных целей на полигоне «Кура» на Камчатке. Наверняка посыл достиг и еще одной цели – Вашингтона, который «использует Украину как таран». Такую формулировку президент применил на совещании с руководителями спецслужб и органов безопасности СНГ. До США, может быть, и дошло.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: Практически сразу же украинскую территорию превратили в полигон для военно-биологических экспериментов, а сейчас накачивают вооружением, в том числе тяжелым, оставляют без внимания заявления киевского режима о желании заполучить ядерное оружие. Ведь сказано было публично со стороны киевских властей об этом – нет, все помалкивают. Известно и о планах использовать для провокаций так называемую «грязную бомбу».

Александр Денисов: На связи со студией Александр Евгеньевич Михайлов, руководитель Бюро военно-политического анализа. Александр Евгеньевич, добрый вечер.

Александр Михайлов: Добрый вечер, коллеги. Здравствуйте.

Александр Денисов: Александр Евгеньевич, наверняка эти учения – да не наверняка, а точно – проводились по плану. Планы были сверстаны задолго до этого. И предупреждали мы и Штаты, и другие государства, что будем проводить учения. Тем не менее, в контексте нынешнем какой эффект это произвело на те же Штаты, на Великобританию, на Европу?

Александр Михайлов: Я думаю, что эффект мы увидим в самые ближайшие часы. То есть последуют, наверное, и заявления, и последуют очередные обвинения в накачивании милитаристской повестки, в бряцанье оружием и так далее, как любит обвинять нас Запад. На самом деле посыл должен дойти до Вашингтона, как раз до самых высших коридоров власти. То есть пора уже объяснить нашему гегемону планетарному, что наш ядерный потенциал находится в полной боевой готовности, что вся ядерная триада, все ее элементы находятся в боевом слаживании и на полном боевом дежурстве.

То есть, в принципе, тут можно говорить и о как заранее подготовленных маневрах, так и менять, корректировать их сценарий прямо на ходу, потому что мы обладаем мобильными ядерными силами, подводными ядерными силами и ядерными силами воздушного базирования – что продемонстрировали также наши стратегические ракетоносцы. То есть все эти элементы, вернее, все запущенные ракеты как раз могут вполне по своим ТТХ достигать территории нашего вероятного противника, то есть территории Северной Америки, как, условно говоря, ракета «Синева», которая была запущена с АПЛ «Тула», которая уже обогнала по своим ТТХ основного своего конкурента, то есть баллистическую ракету Trident II, которая стоит на вооружении подводных лодок США и Британии, и вообще в целом основная ракета ВМФ НАТО.

Плюс, опять же, наши сухопутные комплексы, которые, в принципе, обходят западные аналоги по той причине, что у них, в принципе, для стратегического ядерного оружия подобных аналогов-то нет. И Россия в этом плане демонстрирует свои возможности по мобильности своих ядерных установок, по созданию непредсказуемой обстановки для противника.

То есть я уверен, что в Пентагоне прекрасно понимают о наших ядерных стратегических возможностях, но лишний раз напомнить политикам, которые, знаете, все реже прислушиваются там, на том континенте, наверное, к мнению военных, потому что в своей какой-то уже оголтелой русофобии заходят за все «красные линии».

Наверное, пора продемонстрировать и просто населению США. Пусть посмотрят посредством Всемирной сети на возможности России. Пусть еще раз вспомнят о том, что от ядерного оружия не скроешься на этой планете, тем более от российского ядерного оружия. Если начнется такая уже, извиняюсь, заваруха, то плохо будет всем, и не только жителям Европы. Потому что почему-то у нас американцы живут в полной иллюзии того, что если ядерное оружие где и применят, то это будет Украина, Россия, Восточная Европа, но только не США.

Александр Денисов: Александр Евгеньевич, про тактико-технические характеристики ракет чуть позже поговорим, раз уж вы вышли к этому. Такой вопрос. Быть наполовину беременной, очевидно, нельзя – все это закончится полноценными, так сказать, событиями, прогнозируемыми. А можно ли говорить о приемлемом ядерном ущербе? Вот все эти разговоры не являются ли как раз рассуждениями на тему «отчасти беременная»? Потому что где приемлемый – там же ведь моргнуть не успеешь, как будут неприемлемый ущерб.

Александр Михайлов: Ну, вообще в целом говорить о каком-то ущербе, если мы рассуждаем о каком-то термоядерном сценарии, просто бессмысленно, потому что применение боеприпасов такого рода полностью обнуляет и промышленный, и экономический потенциал как державы-агрессора, так и, возможно, державы, которая будет пытаться предотвратить эту ядерную угрозу, потому что при обмене такого количества ядерных боеприпасов очень сложно прогнозировать дальнейшее развитие событий. Тем более применение ядерного оружия может вызвать цепную реакцию в мире. У нас около десяти ядерных держав. Если мы включим с американцами по какой-то причине такой механизм, то он будет губительный для всей планеты.

Но в целом я считаю, что демонстрация наших ядерных усилий, которая произошла после этого инцидента с «грязной бомбой», после наших заявлений на весь мир, протрубивших о том, что Украина готовит совершенно уже крокодилий сценарий по уничтожению собственного населения, по загрязнению исторических собственных земель, которые исторически родные для всех славянских народов, проживающих здесь тысячелетиями… Как можно загрязнить Приазовье или Донбасс, или Крым ядерным боеприпасом грязного происхождения? Ну, это уже, конечно, совсем ни в какие ворота.

И отрезвление, которое, на мой взгляд, вчера и позавчера наступило в наивысших кругах, опять же, и те релизы, которые мы отправили нашим партнерам по Азии, то есть Китаю и Индии, они тоже заставили коллективный Запад немножко протрезветь и одуматься. Вы вообще какое государство выращиваете, то есть какого уровня агрессора в виде этого неонацистского режима на Украине? И к чему это все ведет? Просто потом на десятилетия можно так замараться в этом преступлении, что потом потомки не отмоют, что называется. Поэтому я думаю, что сейчас наступит такая более или менее политическая развязка того клубка противоречий, и она будет все-таки в мирную сторону развития событий.

Александр Денисов: Александр Евгеньевич, я просто могу представить логику американцев, ну, некоторых, понятно, что не всех. Вот применялось же ядерное оружие в Японии. И, скажем прямо, оно ведь применялось там хорошо, был обедненный уран. Ну, мы с вами уже сошлись во мнении, что наполовину беременной быть нельзя. Был обедненный уран в Югославии. Тоже, в общем, так или иначе ядерное оружие применялось. Такое-сякое, но это было ядерное. Там последствия были что у пилотов, которые его доставляли и сбрасывали, что у детей, которые потом рождались в Сербии и в тех странах, которые остались после развала Югославии. Вот такой расчет: «Ну да, мы сбросим, а потом будем дальше жить. Ну, до этого же прокатывало».

Александр Михайлов: Ну, расчет, да, на свою какую-то неприкосновенность. Тем более что традиционно США посредством коалиции НАТО размывает ответственность за принимаемые военные решения. То есть одно дело, когда вы ведете боевые действия или спецоперацию национальными вооруженными силами, а иное дело, когда вы возглавляете какую-то как бы коалицию, берете как бы каждой твари по паре: два эстонца, два литовца, два поляка, два румына и тысяча американцев. Понимаете? И это потом все происходит как бы усилиями коалиции двадцати стран НАТО. И это все подается в мировую прессу, знаете, как какое-то такое демократичное, межгосударственное, совместное политическое решение. Но на самом деле – конечно нет. Это очень удобный способ не садиться на скамью подсудимых.

Потому что по-хорошему каждого президента США, который покидает свой пост, можно отвозить в Гаагу и судить за определенные военные решения, которые привели к многочисленным военным преступлениям на территориях зарубежных государств, это же происходит за пределами Соединенных Штатов Америки. И мы даже не будем озвучивать весь список пострадавших государств от геополитических решений США за последние сто лет. Это более шестидесяти на планете, кто ощутил на себе вот эту, знаете, военную машину американскую.

И поэтому взывать к какой-то справедливости, на мой взгляд, абсолютно бессмысленно. А вот напоминать этому гегемону о том, что есть силы, которые могут тебя остановить, и остановить фатально, то есть так, что не будет никакого шанса на возрождение, – вот это понимание должно у них быть. И мы очень убедительно это понимание формируем своими военными маневрами с использованием сил стратегического сдерживания.

Александр Денисов: Александр Евгеньевич, еще самый интересный момент. Сейчас мы наблюдали, как вылетали эти ракеты. Шума, правда, не было слышно – ну, так снято на камеры Министерства обороны. За многие тысячи километров ведь вылетали эти ракеты и отправлялись на полигон «Кура». И туда попали как в яблочко. Правда, там, конечно, ядерные боеголовки навинчены не были, мы же не самоубийцы, чтобы сами себя гробить. Понятно, что это были ракеты-носители.

Вот я посмотрел дальность «Ярса» – 12 тысяч километров. Дальность «Синевы» (ну понятно, это по Интернету) – 8 300 километров. И зададимся вопросом: сколько, например, от Москвы до Вашингтона? Намного меньше. А сколько до Берлина или Парижа, Лондона? Да вообще рукой подать!

Александр Михайлов: Ну, что касается ТТХ ракеты «Синева», то опытным путем был доставлен груз, то есть боеголовка, на расстояние 11,5 тысячи километров. Тем самым «Синева» обошла по ТТХ свой аналог американский Trident II, поэтому здесь гораздо больше возможностей.

А что касается поражения США, я напомню: у нас, между прочим, между Российской Федерацией и США всего лишь 4 километра от наших границ, если посмотреть на наш Дальний Восток.

Александр Денисов: Да, смотря откуда стрелять, совершенно верно.

Александр Михайлов: Мы соприкасаемся с Американским континентом практически напрямую. И если, знаете, нам нужно попасть в Америку, то можно попасть даже береговым комплексом, не нужно далеко ходить за ядерным оружием, за стратегическими комплексами. Иное дело, что мы можем с европейской части России поразить любую точку на территории Соединенных Штатов Америки, а, во-вторых, поразить любую военную базу, которая находится за пределами Соединенных Штатов, например, на острове Гуам, в Окинаве и так далее.

И, в-третьих, пока Европа на территории пяти своих государств – а это Бельгия, Нидерланды, Италия, Турция и Германия – держит свое ядерное оружие, то эти государства остаются также целями для наших стратегических ядерных сил. Поэтому европейцам, как говорил Путин и представители МИД России, давно пора собрать манатки свои ядерные и убираться обратно на Североамериканский континент.

Но что касается, я говорю, демонстрации нашей триады, то каждый из представленных видов вооружений достигает любой точки на территории США, в том числе и крылатые ракеты дальнего действия, которые могут быть запущены с наших бомбардировщиков. Тем более они могут запускать эти ракеты, уже находясь на Дальнем Востоке, также поражая (у них действие – примерно 5,5 тысячи километров) любую точку на территории США.

Александр Денисов: Александр Евгеньевич, вам сейчас последний вопрос задам. Давайте посмотрим фрагмент сегодняшнего отчета о ситуации на Украине генерала Конашенкова. Там были отбиты серьезные атаки в районе Купянска, чуть ли не пять атак. Наемники, понятно, были уничтожены. По Криворожскому направлению тоже. И послушаем, сколько командных пунктов уничтожено, какой ущерб еще нанесен инфраструктуре двойного назначения на Украине.

Игорь Конашенков, официальный представитель Минобороны РФ: Ударами оперативно-тактической армейской авиации, ракетных войск и артиллерии поражены два пункта управления Вооруженных сил Украины в районах населенных пунктов Артемовск Донецкой народной республики и Константиновка Запорожской области, а также 59 артиллерийских подразделений на огневых позициях, живая сила и военная техника в 177 районах. В районе населенного пункта Приколотное Харьковской области уничтожен узел связи украинской группировки войск. В районе города Днепропетровск уничтожено нефтехранилище, с которого осуществлялось снабжение дизельным топливом группировки войск Вооруженных сил Украины на Донбассе.

Александр Денисов: Александр Евгеньевич, если коротко, конфликт на Украине будет исчерпан, мы доведем до конца все по плану – и все остальные проблемы тоже будут сняты автоматически и с США, и с Европой? Ваше мнение.

Александр Михайлов: Мое мнение? Все, что сейчас происходит… Основные виновники этого происходящего – это слабые политики Европы, которые, с одной стороны, не смогли дать отпор этому гегемону, США, который заставил их втянуться в украинский кейс. С другой стороны, страны, которые не сумели отстоять свои национальные экономические интересы (понятное дело, в экономических связях с Россией), опять же, перед политическими выгодами от сотрудничества с США.

Раз виновники этого конфликта, прямые виновники – это европейцы, которые допустили то, что на их территории, в Восточной Европе сначала произойдет вооруженный переворот, потом неонацисты придут к власти, потом начнут происходить преступления против гражданского населения, в том числе и не украинского… А я напомню сбитый Boeing, это 300 погибших иностранцев. И ответственность за это Украина так и не понесла. А весь Западный мир, наоборот, закрыл глаза на наши доказательства и трясет какими-то фотографиями из соцсетей от Bellingcat, причем до сих пор. И никаких здравых рассуждений слышать не хотят.

То есть они и есть виновники этого происшествия. И они должны первыми принудить… Вот почему Макрон еще вчера начал уже повизгивать: «Давайте, американцы, садитесь за стол переговоров с Москвой»? Да потому, что уже нет дальнейших решений. Они слабые. Они ничего не могут. Они не могут быть посредниками между Киевом, Москвой и Вашингтоном. Они не могут давить на Вашингтон.

И вот сейчас наступает момент прозрения. На мой взгляд, они должны объединить свои коллективные, пусть и жалкие усилия и попытаться немножко вернуть хоть какую-то субъектность в отношениях с Россией, какую-то самостоятельность в своих решениях и попробовать посадить за стол переговоров прежде всего своих вашингтонских партнеров, уговорить начать разговаривать с Москвой. Либо прекратить вмешиваться в украинский кейс, вывести свои вооружения, своих наемников и дальше следовать по тем пунктам, которые Путин прописал еще в ноябре и предлагал их в качестве решения по стратегической безопасности. Я напомню, предложения нашего президента там просто отвергли и даже не стали толком комментировать.

Вот теперь мы имеем дело с военно-техническим решением этой проблемы, которое не всем нравится. А что поделать? Не мы это все начинали.

Александр Денисов: Александр Евгеньевич, спасибо большое. Александр Михайлов, руководитель Бюро военно-политического анализа.