Нурсултан Назарбаев

Когда турецкий истребитель в ноябре 2015 года сбил российский самолет в районе сирийско-турецкой границы, между нашими странами возник опасный конфликт с непредсказуемыми последствиями. И только профессионалам известно, какую роль в нормализации отношений между Москвой и Анкарой сыграл президент Казахстана.

Леонид Млечин: Нурсултан Назарбаев не из тех, кто хвастается своими достижениями. Но тогда стало ясно, как важно иметь такого надежного союзника. Сам опытный и проницательный Назарбаев высоко ценит союзничество с нашей страной, знает реальную цену казахстанско-российскому сотрудничеству. Для России важно, что президент Казахстана влиятелен и авторитетен не только на постсоветском пространстве, но и в тюркском, исламском, а если говорить шире – во всем мире.

Несколько лет назад тогдашний американский президент Барак Обама попросил Нурсултана Назарбаева помочь соседней Киргизии, переживавшей трудные времена. Назарбаев выполнил эту миссию, предотвратив гражданскую войну в этой горной стране, умудрившейся уже отречься от двух президентов.

В бывших республиках Средней Азии активизировался политический ислам. Надо отдавать себе отчёт в суровых реальностях региона: терроризма, религиозный экстремизм, нелегальная иммиграция, торговля людьми, наркотики. Кстати говоря, границы между этими республиками существуют только на карте. Там нет проволочных заграждений и контрольно-следовой полосы.

Недовольные своей жизнью быстро приходят к идее исламской альтернативы. Они считают, что кризис можно преодолеть, только обратившись к исламу, который проповедует идеи социальной справедливости и справедливой власти. Международные исламские организации, которые не знают границ, проникли и в Узбекистан, и в Киргизию.

А Казахстан твердо привержен борьбе против воинствующего исламского экстремизма. Нурсултан Назарбаев последователен в том, что касается диалога религий. Он проводит в Астане саммит руководителей мировых и традиционных религий.

В 2009 году в качестве специального гостя на такой саммит пригласили тогдашнего президента Израиля, лауреата Нобелевской премии Шимона Переса. Он выступал перед духовными лидерами ислама, православия, католицизма, буддизма, синтоизма, не говоря уже об иудаизме, который пользуется уважением в Казахстане. Казахстан – одно из немногих мест в мире, где незаметен антисемитизм.

Леонид Млечин: Нурсултан Назарбаев смело взялся руководить страной в переломный период истории, не испугался вывести государственный корабль в море неизвестности. Ведь никто еще не строил капитализм на руинах социализма. И в то же время он традиционалист. История казахов, народные обычаи для него многое значат. Он призывает отказаться от дремучих стереотипов относительно вековой отсталости степи.

Господство европоцентризма выразилось в полном отрицании роли кочевников – тюрков и монголов в мировой истории. Азия якобы только тем и занималась, что порождала полчища варваров на лошадях, которые разрушали культурные достижения Европы, а потом растворялись во мраке истории. А кочевые народы будто бы только затем и появились, чтобы доказать тупиковость этого типа хозяйствования и уступить место цивилизованным народам. Поэтому сегодня мы вынуждены в завалах искажений искать свои исторические корни.

Судьба готовила Нурсултану Назарбаеву иное будущее. В переломные для нашей страны годы он мог стать вице-президентом Советского Союза или главой союзного правительства. Нетрудно представить себе и такой поворот событий, при котором именно Назарбаев, ни у кого не вызывавший аллергии, сменил бы Михаила Сергеевича Горбачева на посту руководителя единого государства. Назарбаев вполне мог выиграть президентские выборы. Как минимум, это означало бы сохранение единого Советского Союза.

Леонид Млечин: Конечно, многое в жизни Нурсултана Назарбаева могло сложиться иначе. И не так-то просто ответить на вопрос: президент – продукт своего времени, или он изменил это время? Это все тот же классический вопрос о роли личности. История меняет человека, или человек меняет историю? Если говорить о первом президенте Казахстана, то он, несомненно, принадлежит к числу тех немногих, кто сам творит историю.

Он возглавил государство, когда многие политики и экономисты твердили, что Казахстан не готов к самостоятельной жизни. Пугали: свобода и независимость пришли слишком неожиданно, и страна не в состоянии воспользоваться неслыханным подарком судьбы; ресурсов хватит на несколько месяцев, потом крах – и народ выйдет на улицы, социальный взрыв, бунт. Но Казахстану повезло. Президент Нурсултан Назарбаев сделал родную страну самостоятельным и заметным игроком на мировой арене.

У него очевидных идеологических пристрастий.  В программной статье о модернизации общественного сознания казахстанский лидер отмечает: "Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нации в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий".

Политика – искусство возможного, искусство компромиссов. Этим искусством президент Казахстана владеет виртуозно. За долгие годы пребывания на вершине власти он заметно расширил эти границы возможного и для себя, и для своей страны.

Назарбаев предпочитает предсказуемый, уравновешенный стиль работы, ценит взаимопонимание, ясность и определенность в отношениях, открыт для дискуссии, умеет слушать и слышать то, что ему говорят. Воспринимает чужое мнение, если видит, что оно исходит от знающего человека. Ладит с людьми. Одинаково легко находит общий язык и с шахтером, и с крупным государственным деятелем. При этом требователен. Не прощает обмана. Люди, способные на обман, для него не существуют.

Президентам тоже непросто даются годы у власти. Назарбаеву грех жаловаться. Родители и природа были к нему щедры. Сильный физически, с крепкой нервной системой – это позволяет выдерживать любые нагрузки, никому не уступать, добиваться своего. В свои годы он в завидной физической и интеллектуальной форме.

Чем еще наделила его природа? Невероятной работоспособностью, отличной памятью. В том числе на цифры и даты. Это характерная черта всех выдающихся руководителей, критерий профессионального отбора. Необходимо быстро осваивать большой массив информации, помнить всех людей, с которыми когда-то встречался.

Леонид Млечин: Когда Назарбаев возглавил независимый Казахстан, нашлось немало скептиков, которые ставили неутешительный диагноз. Говорили, что у независимого Казахстана век будет недолог. Политики и экономисты не верили в жизнеспособность нового государства. Сулили крах национальной валюты, общую финансово-экономическую катастрофу. Чуть ли не дату называли летального исхода. Казахстан выстоял. Президент Назарбаев избавил страну от ощущения неуверенности в себе и превратил мало кому известную республику где-то в Азии в серьезного, значимого и авторитетного партнера для всего мирового сообщества.

После распада Советского Союза казалось, что многие новые государства ждет экономический коллапс и избежать его невозможно. Основу экономики Казахстана составляли предприятия военно-промышленного комплекса, ставшие ненужными, и мощные промышленные гиганты союзного подчинения, которые могли существовать только в кооперации с другими частями развалившегося единого народного хозяйства. Все эти предприятия оказались неконкурентоспособными в новой экономике.

Нурсултан Назарбаев: Такого кризиса, наверное, никто не переживал. Только одну цифру могу сказать. В 1993-1994 году прошлого века годовая инфляция в Казахстане составляла 2150%. Из такого падения, из такого омута мы поднимались все эти годы. Экономика поднялась в 22 раза.

Заводы остановились. Люди остались без работы и без денег. В бюджет ничего не поступало. И нечем было платить зарплаты и пенсии. Назарбаев вспоминал, как во время встреч с людьми кто-то неизменно спрашивал: "Нурсултан Абишевич, сигаретки не найдется?".

Назарбаев не курил. Но стал брать с собой сигареты, чтобы угощать людей. Когда в конце 1993 года начались холода, многие города и поселки практически не отапливались. Особенно холодно было в Северном и Центральном Казахстане. Скептики пророчили Казахстану распад.

Нурсултан Назарбаев: И никто не придет нас спасать. Как бы тут волосы на себе ни рвали, помощи не будет. Каждая область, каждый район прежде всего должен думать, как обеспечить себя продовольствием, какую отрасль развивать, чтоб она прибыльной была, какую отрасль не развивать. Рядом стоящим мощным хозяйствам дать, и пусть люди продолжают работать. Дайте тому, кто предложит вам какую-то программу.

Леонид Млечин: Выступая в парламенте 9 июня 1994 года, Назарбаев задавался вопросом: "Если мы настоящие патриоты своей Родины, если действительно хотим выйти из кризиса и дать народу лучшую жизнь, мы должны пойти на трудности и выдержать их. Казахстан обрел политическую независимость. Но теперь мы боремся за свою экономическую состоятельность. Я буду с вами откровенен и скажу, что потребуются значительные усилия буквально от каждого гражданина Казахстана, и от нас с вами – в первую очередь".

Нурсултан Назарбаев: Выдержать нам надо, как бы трудно не было. Дать правительству погасить к весне инфляцию хотя бы ниже 5%. Надо двигаться вперед. Пережить это надо. Вы не думайте, что мы не видим всех этих трудностей. Пока не вылезем, не будет инвестиций, не будет денег. Надо выдержать всем нам. 

Назарбаев подобрал команду молодых и современных экономистов. Привлек иностранных специалистов. "Не вижу в этом ничего предосудительного, - говорит президент. – Никогда не считалось зазорным поучиться полезному у других, если у самих не все получается".

Нурсултан Назарбаев: А у кого учиться тогда было? Раз они обогнали, мы должны были перенять их опыт. Не изобретать, как говорят, велосипед.

Как когда-то Петр I, руководитель Казахстана отдает предпочтение чиновникам, получившим образование за рубежом. Выделяет стипендию студентам, которые едут учиться за границу. Ответное обязательство – 5 лет работать на Родине. Они возвращаются и образуют элиту казахстанского общества.

Нурсултан Назарбаев: Для обучения особо талантливой молодежи за рубежом учреждено 250 стипендий президента. Они выехали на эту учебу. 5000 человек проходят обучение в лучших учебных заведениях многих стран мира. Считаю это самым эффективным вложением средств в будущее нашей страны.

Леонид Млечин: Когда Казахстан обрел независимость, все понимали необходимость действовать. Но как? Какую стратегию избрать? Какой вариант реформ предпочтителен? Усиление государственного регулирования? Это уже пробовали в Советском Союзе – и страна потерпела экономическую катастрофу. Решили побыстрее переходить от государственной собственности к частной, от привычки на все получать указание сверху к самостоятельности и ответственности.

Нурсултан Назарбаев: Отвечаю вам на вопрос, куда мы идем, чего мы делаем, куда двигаемся. А мы двигаемся к такой жизни, какой живет сегодня Германия, Франция, Италия, то есть путь, по которому прошел весь мир. Вкладывать на развитие производства, чтобы товаров больше стало. Их будут тысяча и миллионы – начнется конкуренция, и страна начинает падать.

В Казахстане гораздо раньше России провели реформу жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, финансовой системы, включая монетизацию льгот. Большое значение имело умение Назарбаев убеждать людей. Реформы в Казахстане держались на личности президента. Нурсултан Назарбаев твердо отстаивает свои принципы. Он сказал на съезде партии "Нур Отан": "Частная собственность, инициатива, рыночная экономика сегодня подвергаются большому сомнению. Но поворота назад не будет. Нам надо идти своим путем".

Труднее всего было принимать решение о приватизации и введении в стране частной собственности. Говорят, что народ не воспримет деление на богатых и бедных, - говорил Назарбаев. – Но что же тогда мы сможем предложить взамен? Равенство в нищете?

Нурсултан Назарбаев: Психология бедных советских людей, которые считали, что всех надо держать равными, но бедными, но чтоб были равные, никто не выскакивал. Хорошо работаешь, плохо работаешь – зарабатывай одинаково, живи одинаково, и все равны. Человек талантливый должен больше зарабатывать, лучше жить. Высококвалифицированный рабочий должен больше зарабатывать, лучше жить. А бездельник и тунеядец должен быть на дне общества, влачить жалкое существование.

Потом станут утверждать, что какие-то предприятия продали по дешевке. Но определить истинную ценность предприятий часто было невозможно: все в долгах. Превращение заводов и шахт в рентабельные требовало невероятных усилий и огромных вложений. И надо было торопиться, пока предприятия еще живы. Назарбаев понимал: приватизация необходима. Чтобы создать стимулы для труда, чтобы каждый работал на себя, чтобы предприимчивые люди могли развернуться.

Нурсултан Назарбаев: Ну ладно. Есть у нас в недрах много запасов. Но что это дает народу? Его надо вытащить, продать, получить деньги, а потом людям дать. Вот, в чем дело. И людям работу дать надо. То есть этого понимания же не было. Советские люди. Как это так? Буржуи, капиталисты, сволочи, угнетатели всех людей. Вот такая была психология.

"Нас приучили, - вспоминал Нурсултан Назарбаев, - что собственность должна быть только государственной, а фактически ничейной. И вдруг частная собственность, появление буржуазии. Было страшновато всем. Руководителям министерств было страшно подписывать договоры о продаже крупных, а порой и уникальных объектов".

Нурсултан Назарбаев: Для чего государству нужен завод? Во-первых, чтоб дать объем работы. Во-вторых, он произвел продукцию – продал. И положенный налог заплатил. Люди получали заработную плату и подоходный налог государству платили. Этот завод развивался, технология улучшалась. А сама железяка кому нужна? Кто им владеет, какая мне разница?

Начало реальной приватизации в стране – 1993 год, когда практически обанкротившийся Алма-атинский табачный комбинат продали известной американской компании "Philip Morris" за 120 млн долларов. Еще вдвое больше американцы вложили в обновление комбината. Потом продали Чимкентскую кондитерскую фабрику.

Нурсултан Назарбаев: Надо найти менеджера, надо найти хозяина, который вложит деньги, и завод начнет работать. А это можно было только в условиях приватизации. Тогда я начал быструю (самую быструю, наверное, на свете) приватизацию нашей экономики, которая на 100% принадлежала государству.

За 2 года Назарбаев решил продать иностранцам почти 100 крупных промышленных объектов: сталелитейные заводы, угольные шахты, золотые прииски и даже национальную авиакомпанию "Эйр Казахстан", которую неумелым управлением едва не разорили. Страна могла остаться без гражданской авиации. А объединившись с английскими инвесторами, получили успешную, прибыльную и хорошо управляемую "Эйр Астана".

Больше 90% промышленности страны оказалась в частных руках. В республику пришли крупнейшие транснациональные компании, а с ними миллиарды долларов инвестиций в экономику Казахстана. Это не займы, которые надо возвращать. Это прямые вложения, которые обеспечивают рабочие места, современные технологии, товары и большие налоговые платежи в казну.

Леонид Млечин: Президент сохранил спокойствие в стране, добился доверия к Казахстану во всем мире, создал благоприятный деловой климат и привлек иностранные инвестиции. Он говорил: "Приход иностранного капитала мы рассматриваем как вотум доверия Казахстану, источник необходимой финансовой поддержки и лучшей международной практики банковских услуг". Всемирный банк включил Казахстан в список 20 стран, наиболее привлекательных для инвесторов.

Месторождение "Тенгиз", открытое в Атырауской области в 1979 году – одно из крупнейших в мире. По запасам нефти и газа Каспий сравним с Персидским заливом. Открытие на Каспийском шельфе крупнейших месторождений нефти укрепило позиции Казахстана. В 1993 году правительство учредило компанию "Тенгизшевройл" совместно с компанией "Chevron". 18 ноября 1997 года в Вашингтоне Назарбаев подписал масштабное соглашение о сотрудничестве с двумя американскими нефтяными гигантами - "Texaco" и "Mobil". Добыча тенгизских нефти и природного газа принесла Казахстану за 15 лет больше 20 млрд долларов.

Нурсултан Назарбаев: Когда пришли первые компании ("Chevron", "Philip Morris", другие), посмотрели – работают нормально, условия в Казахстане есть, чтоб работать, зарабатывать. И стали приходить другие компании. Никто не может такие деньги получить сегодня. Для России, к сожалению, закрыты все источники. 12 млрд долларов они нам предложили. И мы из фонда 9 млрд выделили. Вот эти 20 млрд тащат сейчас индустриально-инновационную программу, программу  "Нурлы жол", автомобильные дороги, железные дороги, аэропорты, морские станции.

Соседние с Казахстаном центрально-азиатские государства называют свой путь "просвещенным авторитаризмом". Назарбаев настаивает на демократическом выборе. Во время инаугурации в резиденции Акорда 11 января 2006 года вновь избранный президентом Нурсултан Назарбаев торжественно произнес: "Укрепив государственность, Казахстан создал общество, соответствующее стандартам западных демократий. Сформировав казахстанскую модель развития, основанную на принципах рыночной экономики, мы приступили к политической модернизации. Мы реально обеспечили политический плюрализм и многопартийность. 

Леонид Млечин: Нурсултан Назарбаев подписал закон о реабилитации жертв политических репрессий. И люди, прошедшие через сталинские лагеря и тюрьмы, получают ежемесячное пособие. По указу президента 31 мая – День памяти жертв политических репрессий. Первым памятником в новой столице Казахстана Астане стал мемориал жертвам тоталитарного режима. На открытии мемориала президент сказал: "История не знает таких примеров, когда правительства так безжалостно уничтожали бы собственный народ".

Нурсултан Назарбаев: Это стена нашей памяти, нашего плача. Сегодня, как уже многие годы, мы возлагаем венки на монумент жертвам политических репрессий, массовой коллективизации, бесследно сгинувших… У нас в Казахстане их было особенно много.

Назарбаев неизменно выступает против единой и жесткой государственной идеологии, которая сразу потребует карательной политической цензуры. Поэтому неудивительно, что он пользуется очень хорошей репутацией на мировой арене.

В конце сентября 2006 года в Белом доме президент Соединенных Штатов Джордж Буш младший, принимая Нурсултана Назарбаева, сказал: "У вас новый оригинальный взгляд на вещи, в том числе на развитие демократии. Вы можете стать казахским Джорджем Вашингтоном. Далеко не каждому дается такой шанс. Потомки с благодарностью скажут о вас: "Он не только добился процветания страны, но дал нам свободу"". 

Леонид Млечин: Когда формировался независимый Казахстан, многим казалось, что следует идти турецким путем. Тогдашний президент Турции Тургут Озал возлагал большие надежды на Казахстан как на тюркское государство. Он задавался вопросом: "Как удалось Южной Корее, Тайваню, Сингапуру, не имеющим никаких ресурсов, стать процветающими индустриальными государствами?".

Нурсултан Назарбаев: Малайзия начинала в 1950 году с нуля. Что Малайзия делала? Как поднималась? Южная Корея, в которой нету ни нефти, ни газа, ничего – как она поднималась, что она делала? Сингапур с чего начинал? Когда я это начал понимать и прикладывать это к Казахстану (их условия, наши условия) – что-то взрывалось.

Леонид Млечин: Отец Сингапурского экономического чуда, многолетний премьер-министр небольшого острова Ли Куан Ю оказал сильное влияние на президента Казахстана. Назарбаеву пришлось по душе жизненное кредо Ли Куан Ю, которое можно сформулировать так: "Сначала экономика – потом политика. Без прочных достижений в экономике рискованно заниматься радикальными политическими реформами. Они могут разрушить государство. Зато процветающая экономика спасает от множества проблем".

Нурсултан Назарбаев: Опыт Ли Куан Ю, с которым я был хорошо знаком, дружил, много раз встречался. Часами мы беседовали на эту тему. Он своеобразный, конечно. Не все делал так, как бы нравилось всем. Его называли автократом, таким, сяким, диктатором и так далее. Но он сделал. Вытащил Сингапур из Третьего мира в первый.

Леонид Млечин: В России живет больше 140 млн человек. В Китае – много больше 1 млрд. Население Казахстана – около 18 млн. Соседство с гигантами создает ощущение некоего геодемографического неудобства. Один из тех, кто занимался международным признанием независимого Казахстана, близкий соратник президента, известный дипломат Касым-Жомарт Токаев. В 1992 году он стал заместителем министра иностранных дел нового государства. Через 2.5 года – министром. Затем возглавил правительство. Сейчас Токаев – председатель Сената – высшей палаты парламента.

"Казахстану, - пишет Токаев, - находящемуся в центре животворных артерий Евразии, сама судьба предначертала вести так называемую многовекторную политику. Замыкаться на одной стране, пусть очень крупной или влиятельной, для нас было бы неразумно и попросту контрпродуктивно, ибо противоречило бы нашим стратегическим интересам. Казахстан настолько огромен в географическом отношении и важен с точки зрения геополитики, что одномерная внешняя политика была бы совершенно неадекватной его потенциалу".

Прежде всего Казахстан нуждался в хороших отношениях с тремя великими державами – Россией, Соединенными Штатами и Китаем. И 2.5 десятилетия Назарбаев проводит осторожную и сбалансированную внешнюю политику. Он сохранил крепкие связи с Россией и установил партнерства с другими великими державами.

Нурсултан Назарбаев: Мой старый друг Шимон Перес приехал (вот так сидим, беседуем) говорит: "Господин президент, если б я был на вашем месте, утром проснулся – одним глазом вижу Китай, другим глазом вижу Россию, две империи – мне плохо стало бы". Я говорю: "Нет, я думаю, что вам хуже, когда просыпаетесь. Вас кругом окружают недружественные. А у меня дружественные соседи".

"Тяжелым наследием для нас стали пограничные проблемы с Китаем, - рассказывал Назарбаев. – А это около 1700 км, на которых были прежде сконцентрированы огромные воинские контингенты. Китайско-советская граница долгие годы была границей напряженности. Напомню хотя бы события в районе Семипалатинска, когда китайские войска вторглись на нашу территорию".

Нурсултан Назарбаев: Так вот эта бывшая китайско-советская граница – она и при царе не решалась, при Советском Союзе не решалась. Если вспомните трагедию на Даманском острове на Амуре, где погибли сотни молодых людей в столкновениях, вспомните столкновения на границе в Жаланашколе в Казахстане (тогдашняя Семипалатинская область) – все эти конфликты, кровопролития, убийства происходили, потому что границы не были очерчены, не описаны и юридически не оформлены.

"Пограничную проблему нужно решать, не откладывая дело в долгий ящик, - говорил Назарбаеву тогдашний глава Китая Цзян Цзэминь. Следующее поколение руководителей с этой задачей уже не справится, что породит множество трудностей для наших потомков".

4 июля 1997 года благодаря настойчивости лидера Казахстана договор о границе был подписан. Территориальная проблема была снята с повестки дня. Пекин отказался от претензий на казахские земли, включая озеро Балхаш. Казахской дипломатии удалось то, что было не под силу советской дипломатии – решить все спорные вопросы.

Цзян Цзэминь сказал, что понимает: Китай воспринимается как огромный дракон. Каждое его движение целые континенты бросает в дрожь. Поэтому Пекин держится осторожно. Сегодня Китай – крупнейший экономический партнер Казахстана. А политическое сотрудничество вышло на стратегический уровень.

Еще в мае 1992 года Россия и Казахстан подписали фундаментальный документ – Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. А в 1998 году – Декларацию о вечной дружбе и союзничестве, обращенном в XXI век.

Леонид Млечин: Для России крайне важно то, что Назарбаев последователен и настойчив во всем, что касается интеграции. Разумеется, он в первую очередь озабочен интересами собственной страны. Но Казахстану, имеющему самую протяженную в мире сухопутную границу с Россией, крайне выгодны партнерские и дружеские отношения с северным соседом. Это тот самый случай, когда интересы двух стран совпадают.

В Казахстане выросло новое поколение. Многие молодые казахи получили западное образование и критически относятся к России. Назарбаев по-прежнему нужен не только своей стране, но и России, потому что он обеспечивает союзнические отношения двух государств. "Казахстан, - сказал президент Путин, - надежный друг и союзник России".

Назарбаев исходит из того, что в современном мире молодые граждане, желающие достичь успеха, просто обязаны быть как минимум трехъязычными. Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна , население которой пользуется тремя языками. Казахский – государственный язык. Русский – язык межнационального общения. И английский – язык успешной интеграции в глобальную экономику.

Леонид Млечин: Это более чем прогрессивная позиция политика, вышедшего из советской эпохи, но не попавшего в объятия националистов.

Президенту Назарбаеву принадлежит идея Евразийского союза, навеянная удачным опытом Европейского союза. Выступая в марте 1994 года в Московском государственном университете, Назарбаев говорит: "Посмотрите, страны Европы с многовековой государственностью идут на объединение. И там все чаще звучит слово "конфедерация". Мы же, республики бывшего Союза, историей и судьбой подготовлены к единому сообществу. Нам присущи одни формы и механизмы связей и управления, общий менталитет, многое другое. Мы просто обречены доверять друг другу. Вопрос в том, что у некоторых политических лидеров, да и не только у них, существует политическая боязнь возрождения империи. Но на это уже никто не пойдет. Нам не надо бояться слова "союз". Ведь существует же Европейский Союз.

Леонид Млечин: 26 апреля 1996 года 5 стран (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Китай) подписали в Шанхае соглашение о мерах доверия на границе. Так появилась Шанхайская пятерка. А Шанхайская организация сотрудничества родилась в 2001-ом, когда к пятерке присоединился Узбекистан. В мае 2002-го в Москве заключили соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности. По предложению Назарбаева, в ОДКБ созданы коллективные силы быстрого реагирования.

"Руководство Казахстана и президент Казахстана, - отметил заслуги Назарбаева Владимир Путин, - по сути являются движущей силой, лидерами в том, что касается интеграции на постсоветском пространстве. Очень многое из того, что достигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе президента Назарбаева".

Леонид Млечин: Почему президент перенес столицу в Астану? Причины называют разные. Алма-Ата перенаселена. А из-за опасности землетрясений высотное строительство невозможно. И слишком близка к китайской границе. А столица должна быть в географическом центре страны.

Назарбаева подумывал о Караганде, в которой он столько лет работал. Но там серьезные экологические проблемы. И тогда его выбор пал на город, который не раз менял название – Акмолинск, Целиноград, Акмола. Климат там суровый. Летом очень жарко, зимой – холодно. Зато город находится в самом центре Казахстана и всей Евразии.

Нурсултан Назарбаев: Во сне мне пришло озарение назвать "Астана". Астана с казахского переводится как "столица". Но все равно оно прижилось. Во-первых, короткое название. Пишется на латинице и на этом одинаково. Понятное.

После того как страна поддержала в 1995 году новую конституцию, президент подписал указ о столице Республики Казахстан. Мало кто верил в реальность замысла. Но воли и настойчивости Назарбаеву не занимать. В степи на месте провинциального Целинограда возник город, выполняющий роль центрально-азиатской Женевы. И новое название городу придумал сам Назарбаев – Астана. Это предмет особой гордости Назарбаева. Не каждый президент может похвастаться, что сумел построить новую столицу.

Еще древние Афины называли себя кормилицей людей. Современный город может сказать это о себе с еще большим основанием. Жители мегаполиса богаче, образованнее, мобильнее. Астана – символ модернизации и пример для других городов.

Нурсултан Назарбаев: Перенести столицу, а старый государственный аппарат оставить там, здесь набрать молодых и начинать с нуля, показать возможности Казахстана, что он может решать такие задачи. Пожалуй, мы единственное государство на стыке XX-XXI века, которое не только перенесли столицу, а и построили ее с нуля.

Леонид Млечин: Новая столица Казахстана сверкает всеми красками жизни, словно в первый день творения. Громады современного города, чудо пенистого света, зацепившегося за звезды, вызывает невольное восхищение. Увиденный с высоты, город разговаривает с нами на языке своих зданий, садов и улиц, нарисованных и прочерченных на земле, точно на страницах полураскрытой книги.

Назарбаев с гордостью говорит, что Казахстан из числа стран догоняющего развития перешел в другую категорию – состоявшегося государства. Казахстан – самая успешная страна Центральной Азии.

Нурсултан Назарбаев: Я со своими коллегами поставил Казахстан на карту миру, где его не было никогда. Разве нельзя этим гордиться? Удалось это сделать. И какими мучениями, какими работами сделано – это никого не интересует.

Леонид Млечин: Казахстан очень многим обязан своему президенту. Он превратил страну, носящую имя его народа, в уважаемое государство. Немногие политики в мировой истории могут этим похвастаться.

Нурсултан Назарбаев:

Работа наша простая.

Жила бы страна родная.

И нет у других забот.

И снег, и ветер.

И звезд ночной полет.

Меня мое сердце

В тревожную даль зовет.

Но Казахстанский лидер далеко от того, чтобы почивать на лаврах. Он поставил перед страной, народом и явно перед самим собой еще одну сверхзадачу – объявил о начале третьей модернизации Казахстана. Для этого необходимы политическая реформа и модернизация экономики. Цель – войти в тридцатку самых развитых государств.

Леонид Млечин: Президент считает, что намеченные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не только дополнит политическую и экономическую модернизацию, но и станет их сердцевиной. Самого президента явно не смущает и не пугает сложность поставленных им задач и грандиозность реформатских планов. Стремление к обновлению, - считает он, - ключевой принцип развития. Чтобы выжить, нужно меняться. Кто этого не сделает, будет занесен тяжелым песком истории. Самому Назарбаеву это не грозит.

Фильм о президенте Казахстана и о его роли в мировой политике