Багаж за доплату

Гости
Кирилл Янков
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ
Игорь Константинов
генеральный директор интернет-сервиса путешественников Biletix

Иван Князев: «Много вещей в полет не берем». Чартерные авиакомпании сократят вес бесплатного багажа для пассажиров эконом-класса: с 1 октября вместо 20 килограммов в чемодане можно будет провезти только 10. Новые правила начнут действовать для тех туров, которые куплены с 8 и 9 сентября.

Почему меняются правила? Какие неудобства они доставят пассажирам? И что делать, если вещей больше? Спросим у экспертов. Ну и вы, друзья, расскажите, сколько обычно весит ваш багаж.

Тамара Шорникова: Что там? Картонка и маленькая собачонка, как в литературе? Что берете с собой?

Иван Князев: И сколько нужно?

Тамара Шорникова: Подключаем к разговору экспертов. Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России. Здравствуйте.

Кирилл Янков: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Ну смотрите. Чартеры – это же обычно такая история про какое-то путешествие далеко, с семьей и так далее. Соответственно, большой багаж. Почему решили ударить неожиданно по этому сегменту?

Кирилл Янков: Я думаю, это вполне ожиданно. Тут есть два тренда.

Долгосрочный тренд – это то, что авиакомпании сейчас зарабатывают тем, что перевозят коммерческие грузы в багажных отделениях пассажирских самолетов. Заметьте, специальных грузовых самолетов сейчас больше не становится, а перевозка в багажном отделении коммерческих грузов стала вот таким трендом. Поэтому важно, чтобы багажа пассажиров там было поменьше.

И второе – это последствия коронавируса. Авиакомпании стали экономить буквально на всем. И везде, где можно снять дополнительные деньги с пассажира, они стараются их снять.

Вот эти две тенденции сошлись. Так что решение, к сожалению, неудивительное.

Но хочу заметить, что его приняли только несколько авиакомпаний, специализирующихся на чартерах. Основные наши перевозчики – это «Аэрофлот», это «Сибирь» (S7), это Utair, это «Уральские авиалинии» – вот эти основные перевозчики не меняли нормы провоза багажа.

Тамара Шорникова: Неожиданно для нас, для пассажиров, потому что нам говорят в государстве: «Товарищи, изучайте страну, выезжайте, – и так далее, и так далее. – Путешествуйте активнее!» И отрасль нужно поднимать – и авиационную, и туристическую, и так далее. А тут получается, что придется еще тратиться, еще доплачивать и так далее, и так далее. Как же тут спрос увеличивать на тех, кто желает куда-то выехать?

Кирилл Янков: Ну, вы знаете, дело в том, что пассажиру, который… туристу, который приобретает путевку вместе с чартером, ему обычно такие тонкости, сколько можно везти багажа, в момент покупки путевки не говорят. «Коготок увяз – всей птичке пропасть».

Тамара Шорникова: Понятно.

Кирилл Янков: Если ты уже купил путевку, то потом волей-неволей вынужден доплачивать за багаж. Ведь обычно на две недели летят не с 10 килограммами, а побольше немножко нужно вещей.

Тамара Шорникова: В том-то и дело, конечно, да. Значит, будет неприятный сюрприз.

Иван Князев: А мне просто интересно: сколько можно сэкономить на том, что ты уменьшишь вес багажа пассажиров, ну, если в керосине посчитать?

Кирилл Янков: Если в самолете, допустим, 200 пассажиров и, допустим, три четверти – 150 пассажиров – доплатят за лишний багаж (ну, доплата составляет в среднем 2–3 тысячи), то это уже 300–400 тысяч с рейса дополнительно авиакомпания может получить. Для авиакомпании деньги маленькие, но, вы знаете, курочка по зернышку клюет, и авиакомпания потихонечку-потихонечку добирает доходы.

Иван Князев: Нет, ну тут плюсы… Понимаете, здесь будет интересный момент: сколько людей откажется лететь на таких условиях, действительно, когда с семьей? Ну просто выберут другую компанию, и все.

Кирилл Янков: Там, где могут выбрать. Повторяю: чартеры – это обычно приложение к турпутевке. Как правило, все-таки турист выбирает отель, вот такие вещи. Авиакомпанию он редко выбирает. «В путевке у вас есть авиакомпания. Пожалуйста, летите».

Именно хочу обратить внимание, что авиакомпании на регулярных рейсах нормы-то как раз не снизили, потому что когда рейсы регулярные, то пассажир чаще обращает внимание, какой авиакомпанией лететь и какие у нее нормы багажа.

Тамара Шорникова: Да, как раз внимательнее читает все эти прописанные условия. А если говорить о каких-то возможных тарифах за обычный багаж, к которому все привыкли (20 килограммов и более), то какие могут быть тарифы?

Кирилл Янков: Ну, обычно тариф – это несколько тысяч, скажем. И любят такие тарифы в евро или в долларах устанавливать. 50 евро или 50 долларов – это как раз 3–4 тысячи. Ну, у чартеров это немножко меньше. К тому же обычно тариф меньше, если ты заранее на сайте заплатил. А если ты в аэропорту платишь, то вынужден еще больше платить. Тоже призываю пассажиров обращать на это внимание.

Иван Князев: А на сколько больше получится, если так что-то не рассчитал в своем багаже?

Кирилл Янков: В полтора-два раза может больше получиться, если в аэропорту платить.

Иван Князев: А уже жалобы есть от пассажиров или, не знаю, от общественников – по поводу этой новости? Будут ли они ее оспаривать?

Тамара Шорникова: Будут ли пытаться отстоять свой багаж?

Кирилл Янков: Оспаривать тут нечего, потому что есть нормы, утвержденные Министерством транспорта, и эти нормы авиакомпании не нарушают. Это коммерческая политика авиакомпаний. Как известно, тариф может быть вообще без багажа. Я думаю, жалобы будут 1 октября, когда, придя на вылет, многие туристы обнаружат, что им надо доплачивать за багаж.

Тамара Шорникова: Да, понятно. Спасибо.

Иван Князев: Спасибо.

Тамара Шорникова: Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России.

Звоните, пишите. С каким багажом вы летаете? Для вас это принципиально или нет? Или, чтобы сэкономить, будете готовы ужаться и что-то выбросить из своего чемодана?

А сейчас подключаем к разговору Игоря Константинова, генерального директора интернет-сервиса путешественников Biletix. Здравствуйте, Игорь Петрович.

Игорь Константинов: Да, здравствуйте, добрый день.

Тамара Шорникова: Итак, как вам кажется, многих это нововведение отпугнет?

Игорь Константинов: Вы знаете, я думаю, немногих. Та новость, которая сейчас прозвучала, что с 1 октября перевозчики меняют правила, – для нас это неновое. Может быть, несколько лет назад это было настолько критично, когда компании (не классические, а в формате лоукостов) ввели правило… Я имею в виду компанию «Победа» в большей степени, когда они ввели более жесткие требования по провозу багажа. Ну, жесткие – с какой стороны посмотреть.

Как несколько минут назад было правильно замечено, мы привыкли, что багаж уже был включен в тело билета, он стоил определенную стоимость. Сейчас давайте посмотрим на эту историю с другой стороны.

Компания предлагает свою услугу в качестве конструктора. Ведь мы говорим, что стало меньше возможностей провезти багаж, который включен уже в билет. А давайте посмотрим на тех путешественников, которые летают налегке. Зачем им переплачивать за ту услугу, которая у них невостребованная? Например, если я лечу с одним кейсом, во время перелета не питаюсь, мне все равно, где сидеть, то я, в принципе, имел и имею сейчас возможность не оплачивать это. А если мне необходима эта услуга, то я ее могу собрать.

И у нас получается как бы такой конструктор, где я покупаю именно то, что мне необходимо. Да, действительно, если я везу с собой багаж (был правильный совет сейчас, тоже несколько минут назад: правильно читайте условия, потому что они меняются, гибкие, в зависимости от коммерческой целесообразности авиакомпании), то тогда я набираю именно то, что мне нужно.

Хотя нужно посмотреть базовую ставку. Как правило, действительно, перелеты на чартерных рейсах несколько дешевле, чем на регулярных, это правда. Вопрос дополнительных опций, которые мы себе возьмем. Здесь уже вправе пассажир выбирать самостоятельно. И мне кажется, это здесь может возникнуть в качестве большого плюса. «Я не везу с собой багаж. Я не питаюсь, – я еще раз повторюсь. – Мне не важно, где мне сидеть. Зачем мне за это платить?»

Тамара Шорникова: Игорь Петрович, все-таки когда мы говорим о конструкторе, мы чаще всего подразумеваем, что это действительно какую-то денежную выгоду для туриста или для путешественника несет, когда мы выбираем, например, лоукостер, безбагажный тариф или с минимумом багажа. Но там и билеты, как правило, подешевле. Здесь же речь идет о том, что те, кто летал с маленьким багажом, будут летать за ту же цену, а те, кто привык с багажом побольше, им придется еще доплатить. То есть особой выгоды-то и не видно здесь.

Игорь Константинов: Ну, не совсем с вами соглашусь. Большой выбор. Если вы хотите купить сразу билет авиакомпании, который включен туда, то пожалуйста. Если вы хотите сэкономить, то здесь нужно сравнивать.

Порой ценовая политика построена таким образом, что внутри салона воздушного судна находятся пассажиры, которые заплатили разную стоимость за услугу, хотя она вроде бы одинаковая. Мы летим из пункта А в пункт Б, кто-то с багажом, кто-то без багажа, с любыми другими дополнительными сервисами. Посмотрите, сейчас их довольно большое количество. Вообще в индустрии зарегистрировано около четырех сотен дополнительных услуг, которые вообще в принципе во всем мире можно дозаказать. И речь идет не только про багаж.

Поэтому выгодность либо нет – здесь надо сравнивать. Спектр коммерческой стоимости очень широк. И с этим нужно будет разбираться.

Тамара Шорникова: Игорь Петрович, такой вопрос (потихоньку начинают нас об этом спрашивать в нашем SMS-чате): а это такой первый звоночек? Очень давно, долго, ну, как минимум все лето авиакомпании говорили о серьезных убытках, которые они несут, туркомпании и так далее. Вот это ограничение в багаже в чартерах – это начало каких-то перемен? Дальше будем платить больше за другие опции?

Иван Князев: За билеты или за другие опции.

Тамара Шорникова: Ну и за билеты в том числе.

Игорь Константинов: С точки зрения… Да, появились некие расходы, которых раньше не было. Ну, например, мы никогда не думали, что обработка самолетов во время пандемии будет иметь место. Сейчас, чтобы компании выполняли свои рейсы, они должны… А самая главная цель какая? Безопасность из точки А в точку Б. И та же самая дезинфекция в прямых расходах перевозчика, которой не было, сейчас эта статья затрат есть. И это каким-то образом надо компенсировать, и не за счет здоровья наших пассажиров. Это первая точка зрения.

Нет, это не первый звоночек. Но, с другой стороны, да, действительно, сейчас travel-индустрия попала как раз под разряд самой большой и пострадавшей. Нужно каким-то образом компенсировать и расходы, и убытки, которые мы понесли, и понесли объективно.

Снижение объемов перевозок… Ну, апрель и май – это вообще было до 90–95%, практически катастрофа. Сейчас рынок стал набирать свои обороты – что неплохо. Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше.

Поэтому сейчас, когда компании находят себе возможности продолжать полеты, предоставляя качественный и безопасный сервис, это многого стоит. И я думаю, что это один из инструментариев, чтобы компенсировать те дополнительные расходы, которые у компаний возникают в связи с теми последствиями пандемии, в которых мы продолжаем находиться, к сожалению.

Иван Князев: Давайте посмотрим, что пишут наши телезрители. «Экономят на самых небогатых пассажирах», – вот такое мнение есть. Из Краснодарского края SMS: «Тогда уже нужно брать и за лишний вес пассажира». Может быть, скоро тоже до этого дойдет.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем, что говорят телезрители. У нас есть телефонный звонок – Виктор из Москвы. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, я совершенно согласен, что нужно 10 килограмм, а за остальное, если вы везете больше, надо доплачивать. Потому что многие налегке летят, а другие берут большие баулы с собой. Значит, выходит, что одни платят за других.

И еще такой момент. Я недавно летал «Аэрофлотом» в Симферополь. Смотрите. Полет – 2:10. В этот полет входит какое-то питание, которое, в общем-то, никому не нужно. Стюардессы, стюарды занимаются не безопасностью в самолете, а занимаются сборкой и уборкой мусора после этого питания. И я считаю, что это тоже совершенно не нужно. Спасибо.

Тамара Шорникова: Да, спасибо вам за ваше мнение.

Иван Князев: Спасибо.

Тамара Шорникова: Неожиданно, да? Пришла защита оттуда, откуда не ждали – от самих пассажиров.

Иван Князев: По поводу опций, кстати. Кормить, наверное, тоже скоро перестанут, правильно ведь?

Игорь Константинов: Давайте проведем опрос: а кто питается на борту? И насколько это вкусно и нужно?

Иван Князев: Один – «за». Одна рука есть. Я питаюсь на борту, честно скажу.

Игорь Константинов: Запишите меня номером два, потому что я предпочитаю тоже домашнюю кухню. Ну, при всем прочем, конечно, питание нужно. Но мы все-таки… Есть хорошая поговорка про такси: «Вам ехать либо шашечки?» Мы самолетом летим, чтобы была какая-то транспортировка.

Но я еще хочу добавить очень важный момент, когда мы говорим про стоимость перевозок. Если сейчас взять статистику стоимости среднего чека перелета текущего периода с аналогичным периодом в прошлом году, то сейчас базовая стоимость перелета намного ниже. То есть сейчас средняя стоимость чека практически в два раза ниже, по статистике предыдущих месяцев, чем она была в прошлом году.

То есть компании стимулируют все-таки желанием устаканить спрос и собрать все-таки внутри своих перевозок определенное количество пассажиров, чтобы это дало возможность функционировать и не останавливать производство. Они сделали снижение цены. Конечно, компенсировать убытки каким-то образом нужно. Я думаю, что это нормально.

Хотя мы даем право выбора. Если у вас есть 10 килограмм… Я согласен сейчас с дозвонившимся. И в целом индустрия говорит ровно об этом. «Хотите купить услугу? Пожалуйста, приобретайте ее, мы не навязываем. Если найдете более дешевый тариф, в который включен провоз багажа, – пожалуйста, вы можете выбрать любую компанию». Благо у нас перевозчиков энное количество на нашем рынке.

Иван Князев: Вот что пишет телезритель из Удмуртии: «Очень удобно. Сейчас лечу в путешествие. На сайте билет с багажом стоит от 6 500. Есть фишка конструктора: покупаешь невозвратный билет (в нашем случае 2 000 рублей), добавляешь багаж. В итоге у нас вместо 6 500 за билет получается 6 350. Экономия!»

С Чукотки SMS пришла: «Певек. Летаем каждые два года в отпуск, обратно везем 120–140 килограммов». Тут, мне кажется, в копеечку влетит такое путешествие.

Знаете, хотелось бы понять… Мы все говорим: «Да, мы летаем налегке. Все так хорошо». А сколько у нас пассажиров, которые летают по делам с одним рюкзачком либо чемоданчиком, и тех, которые берут багаж и путешествуют действительно с семьей и так далее?

Тамара Шорникова: Есть ли какая-то статистика?

Иван Князев: Каких больше?

Игорь Константинов: Знаете, вы описали разную целевую аудиторию. Первое описание подходит… Давайте возьмем линию Москва – Санкт-Петербург, где летает очень много бизнеса. И там действительно с кейсами. Можно даже утром улететь в город, решить свои вопросы и вернуться обратно. И там точно багаж не нужен. И таких поездок может быть определенное количество.

Если посмотреть второй предложенный вами кейс, то это семья летит в Сочи с частотой примерно раз в полгода, два раза в год. И там, конечно, нужен будет багаж.

Поверьте, я думаю, и та, и другая целевая аудитория – на них рассчитывает свои услуги авиакомпания. Она знает и о тех, и о других, и пытается сделать максимально выгодное предложение.

Например, о чем идет речь? Если я знаю, что мой отпуск происходит… допустим, я его планирую за полгода вперед, то компания предложит заранее более низкую стоимость перевозку, чем ее купит бизнес-публика, которая принимает решение вылететь с кейсом, но за день до вылета. И поверьте, если мы можем сравнить две эти перевозки, то будет интересная статистика, потому что купить заранее билет с багажом будет дешевле по себестоимости, если я его куплю перед вылетом без багажа. Здесь очень много таких факторов, которые влияют.

Еще раз я хочу мысль донести: ценовая политика перевозчиков очень гибкая. Даже в часах. Можно купить перевозку… Допустим, стоимость перелета в тот же Санкт-Петербург в пятницу вечером будет намного дороже, чем в субботу утром.

Иван Князев: Понятно.

Тамара Шорникова: Спасибо, да.

Игорь Константинов: Пожалуйста.

Тамара Шорникова: Игорь Константинов, генеральный директор интернет-сервиса путешественников Biletix.

И буквально несколько SMS для финала. Курская область пишет: «Дальневосточникам теперь на оленях добираться? «Костромская область: «Ладно – багаж. А почему семью разбрасывают по всему салону без доплаты?» Да, у многих лоукостеров за выбор места тоже приходится платить. Ну и Астраханская область (понятно, что с размахом живет человек): «Как можно без багажа? В одних трусах путешествовать?!» Мол, 10 килограммов – это же так, ерунда.

Иван Князев: Это точно.

Тамара Шорникова: Следующая тема.

Почему меняются правила и какие неудобства они доставят авиапассажирам?