Дорогая школа: как обеспечить школьника всем необходимым и не разориться?

Гости
Татьяна Воробьева
директор лицея №1535 (г. Москва)
Марина Кондратович
президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями
Елена Румянцева
президент «Центра экономической политики и бизнеса»
Александр Руденко
директор школы №1 г. Дубны, заслуженный работник образования Московской области

"Если, по-вашему, образование обходится
слишком дорого, испробуйте невежество".

Дерек Бок

Анастасия Урнова: Здравствуйте! Вы смотрите Общественное телевидение России. Это программа "ПРАВ!ДА?". Меня зовут Анастасия Урнова. И вот тема нашей сегодняшней передачи:

По официальным данным, средняя зарплата по стране составляет около 40 тысяч рублей. Однако во многих регионах доходы граждан значительно меньше. При этом траты на сбор ребенка к 1 сентября, по разным подсчетам, составляют не менее 20 тысяч. Для многих семей поход ребенка в "храм знаний" становится настоящим испытанием. А если в семье не один школьник, семейный бюджет трещит по швам.

Анастасия Урнова: Задача собрать ребенка в школу не теряет актуальности для миллионов родителей из года в год. И не важно – речь идет о том, что ваш ребенок сейчас пойдет первый раз в первый класс или впереди уже выпускные годы. Не важно. Тем не менее, инфляция сказывается на всем, дорожает все, и не исключение и школьные товары. Некоторые родители сравнивают сборы ребенка в школу со стихийным бедствием, а другие отмечают, что им приходится даже брать кредит для того, чтобы достойно справиться с этой задачей.

Ольга, вот по вашим оценкам, сколько нужно потратить, чтобы полноценно собрать ребенка в школу, сказать: "Иди, дорогой, у тебя все есть"?

Ольга Леткова: Вы знаете, у нас очень большая страна, и нельзя назвать одну цифру, она в регионах разнится. Если говорить о средних… Потому что Москва – это отдельно, да?

Анастасия Урнова: Ну, начнем с этого, конечно.

Ольга Леткова: А если говорить о глубинке, то это, по нашим взглядам (тоже я не могу претендовать на истину в последней инстанции), от 10 тысяч самый экономный пакет. 10–15, ну, 20 тысяч. В Москве это может быть значительно выше, потому что 15–20 – это прямо совсем маленькая цена. В среднем собрать в Москве ребенка – это 20–30 тысяч. Если мы посмотрим… Если это один ребенок – это одно. А если это…

Анастасия Урнова: Соответственно, удваивается.

Ольга Леткова: …двое или трое детей, то это уже около 100 тысяч. И конечно, московские зарплаты довольно высокие… гораздо выше, скажем так, чем в глубинке, и поэтому даже те же 10–15–20 тысяч потратить на каждого ребенка в школу, только на сборы… Я не говорю об образовании бесплатном, даже о мебели школьной в дом, а вот именно собрать на 1 сентября и отправить в школу.

Анастасия Урнова: Понятно.

Ольга Леткова: Вот это довольно ощутимая сумма для бюджета.

Анастасия Урнова: Елена, а вот, кстати, насколько ощутимая эта сумма для бюджета? Потому что мы понимаем, что все живут по-разному и регионы разные. И все-таки абсолютные цифры нам ничего не говорят. Вот относительно среднего дохода люди тратят половину своей среднемесячной зарплаты, треть, целую? Помогите нам сориентироваться.

Елена Румянцева: У нас в России средняя зарплата – порядка 30 тысяч в месяц, если без НДФЛ. Но если один родитель не работает, а мы говорим, что это альтернативные затраты, недополученный доход, или ребенок болезненный, или медлительный, или в первый класс, и всем рекомендуют не работать, а как бы поддерживать школу, такой негласный аутсорсинг, то получается намного дороже. И получается, что родитель недополучает 30 тысяч, и еще плюс он собирает. То есть это половина дохода семьи, которая идет на покрытие первых жизненных, так сказать, потребностей – одежды и питания.

Анастасия Урнова: Экономия на продленке не окупается?

Елена Румянцева: Не окупается. Потому что если там рассказывают домашние задания, как секретные данные, то, в общем-то, это зашкаливает. Как оценивать? Я хотела бы такую ремарочку добавить, что здесь, в общем-то, может быть, и гадание на кофейной гуще, если школа негласно требует. Например, школьная форма. Запрещено какие-то предъявлять претензии и по повышенным расценкам рекомендовать какой-то ларек, я не знаю, на окраине города. Но тем не менее некоторые это используют и опираются на какие-то свои негласные правила. Поэтому каждая школа, по идее, должна давать предписание письменное, чтобы мы могли это обсуждать в интернете, между городами и так далее. Документооборот должен обязательно быть, иначе все эти…

Анастасия Урнова: Публичный.

Елена Румянцева: Публичный, да. И тогда мы сможем опираться на документы. Ну, цветы – вне правила. А канцелярка – дайте нам список канцелярки, мы его на своем сайте будем обсуждать.

Ольга Леткова: Ну, обычно дается в каждой школе все-таки.

Анастасия Урнова: Марина, у вас есть такое, дают что-нибудь? И сколько в итоге тратите?

Марина Семенова: Вы знаете, у меня в этом году три школьника идут, один студент и три школьника.

Анастасия Урнова: Большая работа, большая.

Марина Семенова: Да. И я поэтому не понаслышке, в общем-то, знаю, что значит "собрать ребенка в школу". У меня один первоклассник, а первоклассник – это вообще нагрузка отдельная, я бы сказала.

Анастасия Урнова: Конечно. Все первый раз покупается целиком.

Ольга Леткова: Гораздо дороже.

Марина Семенова: Да. Допустим, про канцелярские товары. Конечно, нам выдают определенный список.

Елена Румянцева: В первом классе, да?

Марина Семенова: И в первом классе, да. И не только в первом. То есть перед 1 сентября всегда проходит…

Елена Румянцева: Нет, набор тетрадей, учебников, школьная форма – все предписания. Дайте нам документы, что мы должны…

Марина Семенова: Учебники выдаются бесплатно.

Анастасия Урнова: Вам выдают?

Марина Семенова: Да.

Анастасия Урнова: Это очень важно.

Марина Семенова: Да, бесплатно. Мы поговорим дальше о том, какие учебники не выдают и необходимо покупать.

Анастасия Урнова: Обязательно.

Елена Румянцева: Я хотела бы об этом сказать.

Анастасия Урнова: Обязательно об этом поговорим, конечно.

Марина Семенова: Но, в общем-то, у нас образование бесплатное, и президент неоднократно об этом говорил. И поэтому, в общем, сейчас учебники основные выдаются бесплатно. Школьная форма – она тоже у нас, в общем-то, не совсем легитимно, потому что школьная форма – это такой момент именно каждой отдельной школы, то есть школа сама принимает решение.

Анастасия Урнова: Ну, она принимает решение – фасон и цвет.

Марина Семенова: Да. И заставить покупать в определенном магазине или ларьке она может рекомендовать…

Анастасия Урнова: Давайте сразу вопрос не в бровь, а в глаз: в итоге сколько вы на это тратите вот в этом году?

Марина Семенова: Ну, у меня на каждого школьника вышло в среднем где-то около 15 тысяч.

Анастасия Урнова: Со всем, что вы сейчас перечислили?

Марина Семенова: Да. Потому что мы покупали, естественно… Это не один комплект школьной формы.

Анастасия Урнова: Ну, разумеется.

Марина Семенова: То есть это не как в советское время.

Анастасия Урнова: Ну, несколько юбочек.

Марина Семенова: Да, одно платье и несколько кофт.

Ольга Леткова: И это мама грамотная и опытная.

Марина Семенова: Да-да, все правильно.

Ольга Леткова: То есть она лишний раз…

Анастасия Урнова: Мы сейчас и других мам научим.

Марина Семенова: Я многодетная мама, которая уже не первого ребенка ведет в школу. Соответственно, я понимаю, что где-то можно купить со скидками. Я понимаю, что какие-то вещи необязательно покупать.

Анастасия Урнова: Или попозже можно.

Марина Семенова: Да. Но сейчас ко мне обращается очень огромное количество мам, многодетных в том числе, которые в первый раз отправляют своего ребенка в первый класс. И это, конечно, просто ажиотаж. И мамы готовы, и папы готовы покупать очень дорогие вещи и, правильно вы сказали, вплоть до того, чтобы брать кредит для того, чтобы ребенка отправить в первый класс.

Анастасия Урнова: А вот давайте тогда посмотрим, потому что мы с коллегами тоже старались посчитать, что входит (назовем это так) в такую "школьную корзину", сколько это стоит и из чего она состоит. Внимание на экран. И обсудим.

Минимальный комплект мебели для школьника – стол и стул – обойдутся родителям в среднем в 10 000 рублей. При этом есть и вполне бюджетные варианты примерно за 3 000, а есть и очень дорогие. На тетрадки, в зависимости от возраста школьника и его потребностей, уйдет от 500 рублей до 2 000, в среднем – 1 000 рублей. Обложки для тетрадей и учебников тоже нужны, а это примерно 500 рублей. Канцтовары – ручки, карандаши, линейки, пеналы и прочее – 1 500 рублей. Портфель, сумка или рюкзак в среднем будут стоить 3 000 рублей, а разброс цен от 300 рублей до 10 000.

Школьная форма – как для мальчика, так и для девочки – в среднем 10 000 рублей. При этом дешевые комплекты, как правило китайского производства, могут стоить не более 1 500. Школьная форма известных и модных брендов – в десятки раз дороже. Стоимость недорогого костюма для занятий спортом и кроссовок начинается от 1 500 рублей, а в среднем обходится в 5 000. Букет для первой учительницы – в среднем 1 500 рублей.

В итоге средние расходы семьи московского школьника к новому учебному году составили 32 500 рублей.

Анастасия Урнова: Давайте я попрошу режиссера вывести на экран нам последнюю картинку, чтобы было проще ее обсуждать. Александр, с вашей точки зрения, насколько мы правильно посчитали? Все ли входит в эту "школьную корзину"? Может быть, мы что-то не учли или, наоборот, пересчитали?

Александр Руденко: Ну, вы знаете, образование каждый год становится все дороже. Оно требует больших материальных затрат во всем мире, и Россия здесь не исключение. И мы должны понимать, что хорошее образование стоит денег – и для государства, и для семьи. Это очень важные траты семьи, но это то, что принесет вашему ребенку большую пользу.

Анастасия Урнова: Ну, разумеется. Просто мы хотим понимать, к чему готовиться.

Александр Руденко: Да. Но вот то, что здесь перечислено – да, наверное, это тот минимум, который должен быть. Но всегда же есть, я думаю, как и здесь говорил мой коллега, соревнование родителей, чтобы это было лучше, дороже. И если вы не имеете больших средств – значит, вы должны затратить время и посмотреть в интернете или скооперироваться с такими же родителями и оптом что-то купить, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая одеждой.

Анастасия Урнова: Я знаю, что очень многие так делают.

Александр Руденко: Да. И в общем-то, так и происходит. Но я не могу успокоить наших зрителей и сказать, что завтра это будет дешевле.

Другое дело, что, конечно, государство должно прийти на помощь родителям, особенно многодетным. И вот здесь Общероссийский народный фронт посмотрел, что есть субъекты федерации, где действительно понимают эту проблему и приходят на помощь, как Московская область. Вы получаете компенсацию от органов социальной защиты на школьную форму, на школьную одежду. А где-то у нас субъекты…

Анастасия Урнова: Но другое дело, что у Московской области и деньги на это есть.

Александр Руденко: Есть, да. Ну а в каких-то субъектах такой возможности нет. Вы получаете бесплатное питание, если вы из многодетной семьи. И это тоже покрывает некоторые…

Марина Семенова: И это тоже в Московской области.

Александр Руденко: Экономия какая-то есть в Московской области. А есть субъекты федерации, которые ну не могут этого сделать. И это, конечно…

Ольга Леткова: А есть субъекты федерации, в которых и продленка бесплатная, и питание бесплатное, и на школьную форму дают.

Александр Руденко: Да. Знаете, конечно, мы живем по-разному. Велика Россия.

Ольга Леткова: И не такие богатые, как Москва и область.

Анастасия Урнова: Ну, давайте мы сейчас не будем уходить в особенности управления, потому что мне сразу хочется спросить: а должен ли регион давать бесплатно или регион должен создавать условия, при которых родители зарабатывают и могут это оплатить? Ну, это просто уже за рамками нашей программы.

Елена Румянцева: Тоже ремарочка. Вот сказал Александр Иванович: "Платите за качество". Но это эконом-вариант, он не гарантирует качество образовательной деятельности. Школы очень разнятся.

Ольга Леткова: Абсолютно точно! Я тоже хотела это сказать.

Елена Румянцева: Вы можете прийти с золотым рюкзаком, а школа будет ЕГЭ вытягивать на 40 баллов. И все.

Ольга Леткова: Но это не значит, что вы получите хорошее образование в этой школе. А хорошее образование стоит совсем других денег.

Анастасия Урнова: Татьяна, я знаю, что вы директор такого особенного лицея, что у вас во многом и питание практически бесплатное, и школьной формы нет, насколько мне известно.

Татьяна Воробьева: Ну, не у всех, конечно.

Анастасия Урнова: Ну, у многих. Вот насколько это помогает экономить? Насколько вам близки эти оценки?

Татьяна Воробьева: Мне сложно говорить, потому что к нам приходят дети, у которых рабочее место дома есть. И первое, что показывалось…

Анастасия Урнова: Но у вас нет начальной школы.

Татьяна Воробьева: Да, нет начальной школы. Но я не очень уверена, что… По крайней мере, в Москве точно совершенно можно обеспечить рабочее место по меньшей цене, чем 10 тысяч. Да, конечно, тетради – эти расходы остаются.

Ольга Леткова: Плюс компьютер здесь не посчитан, так что тут фифти-фифти.

Татьяна Воробьева: Ну, гаджеты в Москве, конечно, есть у каждого ребенка.

Анастасия Урнова: А нужен ли сразу гаджет?

Ольга Леткова: Ну, сейчас уже электронная школа.

Марина Семенова: Я хочу сказать, что очень многие школы переходят как раз на электронное обучение.

Татьяна Воробьева: Но не все используют информационные технологии.

Марина Семенова: Соответственно, у меня были прецеденты, когда мамы жаловались на то, что в классе просто ультимативно заставляли детей приходить с планшетами.

Ольга Леткова: Я могу подтвердить как родитель.

Анастасия Урнова: Что это происходит, да?

Ольга Леткова: В ассоциацию тоже из разных регионов родители обращаются с этой проблемой.

Анастасия Урнова: Татьяна, а вот у вас есть какие-то списки, которые предъявляются родителям: "Вот вы должны купить это, это и это"? Вообще ничего нет?

Татьяна Воробьева: Вообще нет.

Анастасия Урнова: Александр, а у вас?

Александр Руденко: Нет конечно.

Анастасия Урнова: Тоже нет.

Александр Руденко: Есть для первоклассников перечень, который должен быть. Ну, это стандартный набор, который был и у нас с вами, когда мы учились. Это не самая большая статья расходов.

Анастасия Урнова: Вы хотели добавить?

Татьяна Воробьева: Мне хотелось бы что сказать? Что очень важную роль во всем этом играет управляющий совет школы, который создает определенную корпоративную культуру.

Анастасия Урнова: В него входят родители, учителя?

Татьяна Воробьева: И родители, и дети, и учителя. Понимаете, если управляющий совет работает и не только накануне 1 сентября, а в течение всего года определенную политику проводит, то там не будет вот таких перекосов. Вот у нас…

Ольга Леткова: Ну, как управляющий совет может повлиять на это?

Татьяна Воробьева: Да, это общее решение. У нас нет школьной формы. У нас просто есть требования к внешнему виду.

Анастасия Урнова: А там уже каждый родитель справляется сам, естественно?

Татьяна Воробьева: Конечно.

Ольга Леткова: Ну, это везде так.

Татьяна Воробьева: У нас нет таких требований, чтобы на спортивную форму было 5 тысяч потрачено.

Анастасия Урнова: Нет, это не требования, это просто примерно мы посчитали. Человеку нужны кроссовки, нужен спортивный костюм, футболки и прочее.

Татьяна Воробьева: Кроссовки разные. И спортивные костюмы тоже разные бывают.

Ольга Леткова: Ну, это в среднем.

Анастасия Урнова: Мы в целом попали все-таки?

Татьяна Воробьева: Понимаете, не это важно. Вот за внешними всеми атрибутами надо не упустить главного – того, о чем вы сказали.

Анастасия Урнова: Качественное образование.

Татьяна Воробьева: Главное – это настрой ребенка, его мотивация, это готовность педагогического коллектива к работе. А тогда уже, когда объединяются усилия всех участников образовательного процесса, появляется результат. Понимаете, мне хотелось бы, чтобы вот на это обратили внимание.

И два слова по поводу букетов. Мы уже второй год участвуем в акции "Дети вместо цветов". Мы обращаемся к родителям с просьбой: "Не надо заваливать школу огромными букетами и проводить своеобразное соревнование, в каком классе больше, лучше и дороже".

Анастасия Урнова: Я думаю, к этому надо призвать всех вот сейчас, поскольку у нас есть эта возможность.

Татьяна Воробьева: Абсолютно, абсолютно! Потому что действительно жизнь ребенка гораздо важнее. И если родитель может, то какую-то сумму, которую ты планировал потратить на цветы, перечисли ее в фонд "Вера" – и это пойдет на оказание помощи детям больным онкологическими заболеваниями.

Марина Семенова: Ну, необязательно переводить, допустим…

Анастасия Урнова: В какой-то конкретный фонд. Можно и в другие.

Марина Семенова: Вы знаете, практически в каждой школе есть дети, которые, скажем так, из семей, которые не могут позволить себе даже минимальный… Мы уже даже не говорим про эту сумму.

Ольга Леткова: И многие приходят без цветов.

Марина Семенова: Не то что цветы. Без тетрадей! В том числе и моя организация, мы как раз собираем таких деток к школе. И поэтому можно просто родительским комитетом в классе, если есть такой ребенок, и ребенка собрать к школе.

Анастасия Урнова: Собрать и распределить деньги.

Татьяна Воробьева: Это опять управляющий совет.

Елена Румянцева: Я бы хотела одно слово добавить…

Анастасия Урнова: Вы знаете, сейчас, когда мы уже довольно подробно обсудили, что необходимо покупать, давайте посмотрим сюжет. Мы посетили одну Москву… одну семью, простите, которая в этом году как раз отправила ребенка в первый класс. Давайте узнаем, как у них это получилось.

Семья Померанцевых – обычная московская семья: мама, папа и две дочки, Маша и Настя. Старшая Настя в этом году пошла в первый класс. К школе, как к важному событию в жизни дочери и всей семьи, ответственные родители начали готовиться за три месяца до начала учебного года.

Елизавета Померанцева: Я сходила в несколько магазинов, я посмотрела на сайтах по интернету и выбрала для себя, примерно что бы я хотела видеть на своем ребенке, скажем так, из школьной формы. Составила список. Также под этот список подвела бюджет, то есть сколько чего стоит. А потом мы поехали с ней по магазинам уже делать примерку.

Первым пунктом в списке значилась форма. Требование школы – одежда темно-синего или черного цвета. Выбрали синий, под цвет глаз Насти. Но цвет все-таки не главное. Одежда должна быть качественной, красивой и легкой в уходе, считает Елизавета.

Елизавета Померанцева: Так как я уже как бы сначала приценилась, вот сарафанчик и юбочка, получилось так, что мы купили со скидкой в Детском мире. А жилеточку купили за полную стоимость. И если считать все вместе, то это порядка четырех с половиной тысяч получилось.

А еще порядка 2 тысяч рублей ушло на колготки, рубашки и бантики. Насте также требовался спортивный костюм, кроссовки и две пары обуви – выходная и сменная. Это увеличило расходы почти на 10 тысяч рублей. А вот на покупке рюкзака удалось немного сэкономить, по акции он стоил всего тысячу рублей, а обычно – от 1,5 до 3,5. По списку, данному в школе, подбирали ручки, карандаши, краски и пластилин, а еще рабочие тетради и тренажеры.

Елизавета Померанцева: На канцтовары, которые нужны для занятий, – скажем так, это тоже порядка 2 тысяч. И 2 100 – это только рабочие тетради, тренажер для обучения.

Обустройство рабочего места для Насти решили отложить до конца сентября, до этого времени уроков обещали не задавать. Непонятно также, нужно ли будет покупать планшет или компьютер. Без стола и компьютера стоимость комплекта первоклассницы составила около 20 тысяч рублей – при том, что Елизавета все-таки старалась экономить, и где-то ей это удалось. 20 тысяч – не то чтобы много, но достаточно ощутимо для семейного бюджета. Но главное – Настя довольна, для школы все есть. Миссия мамы выполнена.

Елизавета Померанцева: Почему-то я так думала, что ребенка в школу собрать – это будет проще. Тут, конечно, и для себя много новых знаний получила. И конечно же, есть такой момент, что в школу ребенка собрать достаточно дорого.

Анастасия Урнова: Ну, сразу очерчены какие-то основные проблемы. Да, Александр?

Александр Руденко: Вы знаете, я хочу вступиться немножко за цветы…

Ольга Леткова: Ой, я вас поддержу!

Александр Руденко: Я вот не могу отказаться от этой хорошей традиции.

Анастасия Урнова: Ну, не предлагают же совсем отказаться.

Александр Руденко: Не надо, конечно, может быть, таких дорогих букетов. Это соревнование родителей.

Анастасия Урнова: Может быть, не надо 30 букетов одному учителю?

Ольга Леткова: Да, соревнование.

Александр Руденко: Соревнование родителей получается.

Елена Румянцева: А можно скажу как родитель?

Анастасия Урнова: Конечно.

Александр Руденко: Ребенок идет с цветами – прекрасная традиция, которой нет в Америке, во многих европейских странах.

Татьяна Воробьева: Это могут быть три астры с собственного огорода, с собственной дачи.

Александр Руденко: Да-да-да, может быть и так. Но создать ребенку праздник…

Елена Румянцева: Но когда много расходов, то цветы уже как бы завершают, от которых можно отказаться. Цветы – это праздник, да. А если ты понимаешь, что очерчивается 100 тысяч в год, то уже думаешь…

Анастасия Урнова: Вы знаете, я сразу вспоминаю свои ощущения от 1 сентября – все-таки праздник не в цветах был.

Александр Руденко: Ребенок первый раз идет, он первоклассник. Он должен понимать, что это праздник.

Елена Румянцева: Ну, первый класс – да.

Анастасия Урнова: Ну, как? Он впервые одет красиво.

Ольга Леткова: Вы знаете, я бы еще так сказала, что это все-таки присуще только в нашем государстве – такая дань уважения к учителю. Не только праздник, но именно…

Анастасия Урнова: А нужно учителю 30 букетов?

Ольга Леткова: Это не важно. Вы понимаете…

Елена Румянцева: Один большой.

Анастасия Урнова: Если ему подарят пять, у него все еще будет праздник.

Ольга Леткова: Каждый хочет от себя преподнести учителю какой-то приятный знак. И это знак действительно уважения, праздника, любви. И я думаю, что лишать 1 сентября вот этой нашей прекрасной традиции, может быть, не стоит. То, что деньги нужно перечислять в фонды для больных детей – это действительно так. И наша организация тоже помогает тем, кто не может собрать детей в школу. У нас есть акция, мы уже ее лет пять проводим, "Соберем детей в школу", когда родители… передаем друг другу какие-то вещи. В августе всегда это делаем. Но это не имеет отношения именно к празднику 1 сентября. Не нужно, мне кажется, связывать одно в другое.

Анастасия Урнова: Ну, хорошо, допустим, с цветами мы разобрались. Все-таки мне хочется больше про форму поговорить, про учебники. Начнем с формы, потому что все-таки учебники могут быть разными, а форму ты каждый день на себя надел, на тебя смотрят, какое-то представление формируют. Вот можно ли экономить на этой истории? Как вообще форму выбрать с учетом того, что тебе дали цвет и фасон? А дальше что делать?

Александр Руденко: Вы знаете, я думаю, что… Вот у нас такая традиция, и уже много лет эта традиция, она называется "1 сентября – праздник для всех". И уже все детки знают, что, когда они войдут в школу, будет стоять стол, и они могут положить тетрадки, рюкзаки, которые у них есть. Все это новые и хорошие вещи, которые необходимы. А на школьном сайте они могут посмотреть, кто предлагает из родителей хорошие вещи, в том числе школьную форму. И родители из многодетных семей…

Елена Румянцева: Это у вас в школе, да?

Ольга Леткова: Ну, многие родители передают друг другу. Это очень хороший и позитивный опыт.

Александр Руденко: Да. Но я вам должен сказать, что (знаете, в последние годы, наверное, мы стали правда, действительно жить лучше) к концу года канцелярские товары все не разбирают, хотя мы предлагаем и многодетным семьям, и форма, хорошая и новая форма.

Анастасия Урнова: То есть люди все-таки сами покупают?

Александр Руденко: Да, люди сами покупают. Знаете, вот еще раз говорю…

Ольга Леткова: Может, стесняются на школьном-то сайте? Лучше у знакомых взять.

Александр Руденко: Да-да-да. Ну, это все делается, конечно, не публично, все это закрыто. Они подходят к социальному педагогу и решают этот вопрос закрыто. Тем не менее, знаете, все равно в нашем народе есть понимание, что школа – это важно, и она требует каких-то расходов.

Анастасия Урнова: Нет, это разумеется.

Ольга Леткова: Это конечно.

Анастасия Урнова: Но все-таки мне хочется понять, можно ли, например, на форме сэкономить. Потому что недавно проводили исследование, и выяснилось, что одна треть, по крайней мере, школьной формы для девочек – это, по сути, контрафакт, потому что ее состав не соответствует тому, что заявлено на этикетке. И как здесь выбрать? Понимаем ли мы, кто за это отвечает? Марина, может быть, вы поделитесь?

Марина Семенова: Я хочу сказать опять, что к нам обращается очень большое количество как раз родителей именно с проблемой школьной формы, потому что… Вот буквально у меня три дня назад по заявлению одной из мамочек мы как раз разбирались. Буквально в прошлом году купила хороший костюм ребенку, причем стоил костюм не дешево, а достаточно… там 4,5 тысячи. И через месяц у пиджака оторвался рукав. Понимаете? Хотя ребенок…

Ольга Леткова: А у какого она производителя купила – отечественного или иностранного?

Марина Семенова: Это был иностранный производитель.

Ольга Леткова: Иностранный. Вот это очень важный момент.

Елена Румянцева: Но многие дети еще и пиджаки не носят. Они покупают только на 1 сентября. Это тоже не эконом-режим.

Анастасия Урнова: Ну, все равно жилетка должна быть, что-нибудь еще.

Марина Семенова: Ну, смысл в том, что там, видимо, была пропревшая вся эта фурнитура, все эти нитки и так далее.

Ольга Леткова: Хотелось как раз к вопросу…

Марина Семенова: Это все просто развалилось прямо на ребенке.

Анастасия Урнова: И что же делать? Это просто удача? Надо платить больше? Или проверенные магазины?

Ольга Леткова: Нет, не надо платить больше.

Марина Семенова: Я думаю, что нужно просто в проверенных магазинах покупать для того, чтобы если что-то произошло, то можно было бы обратиться с претензией. Потому что сейчас по этому заявлению мы, конечно, отрабатываем, но так как это практически ларек, то, соответственно, призвать к ответственности…

Ольга Леткова: Можно я, пользуясь программой, буквально несколько слов по этой теме скажу? Потому что мы как "Ассоциация родительских комитетов и сообществ" проводили несколько круглых столов вместе с Министерством легкой промышленности и с нашими производителями школьной формы и очень глубоко этот вопрос изучали. И вот как раз хотела сказать, что многие родители не знают, что школьная форма, которую мы приобретаем у наших отечественных производителей, она должна соответствовать определенному строгому ГОСТу, и к ней прикладывается сертификат. Даже если вы у кого-то покупаете, вы можете взять сертификат качества.

Анастасия Урнова: В магазине попросить, да?

Ольга Леткова: Да. Вы можете взять технические условия, вы можете полный пакет документов…

Марина Семенова: А я думаю, что не "можете", а необходимо при покупке…

Ольга Леткова: Вот я хочу сказать, чтобы люди знали об этом, родители побольше знали об этом. Вот наша отечественная форма – она хоть и подешевле, но она, по крайней мере, как раз с учетом ГОСТа, с учетом технических требований. И ткани должны быть определенные, невредные. То есть она больше соответствует требованиям родителей как раз о сохранении здоровья и так далее. Поэтому есть смысл тратить, допустим, на нашу форму, но при этом, естественно, смотреть, у кого берете, потому что могут быть и подделки.

Марина Семенова: Но, к сожалению, все-таки наши производители просят за форму гораздо дороже, чем, допустим, китайские…

Анастасия Урнова: То есть – в итоге скупой платит дважды. Получается так, исходя из вашей истории.

Марина Семенова: Ну, получается, да.

Ольга Леткова: Этот же китайский товар на самом деле сшит в подвале местного ателье.

Анастасия Урнова: Но хочется же, чтобы не только, допустим, рукав не отвалился, но это не был бы какой-нибудь аллерген, например. Это куда опаснее.

Ольга Леткова: Дерматит какой-то можно заработать на такой форме.

Елена Румянцева: Важно еще, кто требует. То есть она не должна быть такой субъективной и расплывчатой. Если это требование государства по закону – значит, государство это должно рассматривать как меру социальной политики и всячески исследовать. Практика такова, что у нас школьная форма по завышенным ценам, то есть на ней кто-то бездумно зарабатывает, на несовершеннолетних людях. А у нас школа в первую очередь должна по закону руководствоваться интересами несовершеннолетних учеников. Поэтому должны…

Ольга Леткова: Нет, у нас вплоть до того, что освобождаются от налогов производители.

Елена Румянцева: Извините, пожалуйста. Поэтому должны, во-первых, по низким ценам, а во-вторых, на дотацию переводить. А если нет требований к школьной форме, то почему мы вообще обсуждаем этот вопрос? То есть тогда эконом-вариант действительно – темный низ и светлый верх.

Анастасия Урнова: Ну, мы понимаем – может быть синтетика или натуральная ткань, шерсть, не шерсть, дышит, не дышит. Ну, в любом случае это будет стоить по-разному.

Татьяна Воробьева: У нас нет требования к обязательной школьной форме.

Марина Семенова: Требований нет, но ребенок, придя в школу, где, условно говоря, синий низ, белый верх, например…

Анастасия Урнова: Очень много стирается рубашек.

Марина Семенова: Дело даже не в этом. Просто он приходит в школу, и так как он купил из натуральных тканей, но другого цвета, условно говоря, он как белая ворона ходит в этой школе. У меня вот сейчас опять же обратилась мама, которая говорит: "Вот что мне делать? У нас директор школы, у нее пунктик, чтобы дети ходили в пиджаках". То есть она зациклена на этом.

Ольга Леткова: Ну, это незаконное требование.

Марина Семенова: Конечно, это нарушение. И конечно, мама может сказать: "А моя дочь не будет ходить в пиджаке".

Анастасия Урнова: И будет белой вороной в этой школе.

Марина Семенова: Но вы представляете – все ходят в пиджаках, и только эта девочка ходит без пиджака? Понимаете? Сразу создается неравные такие условия конфликтные в школе. Понимаете?

Анастасия Урнова: Конфликтная ситуация в любом случае.

Марина Семенова: И как с этим бороться?

Ольга Леткова: Я скажу вам, как бороться. Это не первая история.

Анастасия Урнова: Татьяна, вот у вас в школе формы нет, правильно? Ну, я все про деньги сегодня, поэтому… Это как-то помогает родителям, экономит их средства? Я помню, что когда вводили школьную форму, говорили: "Вам нужно будет меньше покупать, вы сможете покупать все плюс-минус по одинаковой цене".

Татьяна Воробьева: Дети же еще и растут.

Анастасия Урнова: Это правда.

Татьяна Воробьева: Скажем, в начальной школе, в пятом, в шестом классе это каждый год надо повторять.

Анастасия Урнова: А то и раз в полгода.

Елена Румянцева: Но у Татьяны Васильевны рейтинг возглавляет школа, то есть там акцент на качество. А если мы оделись, как нас построили, а пришли и качества нет, то возникает тоже предмет разбирательства. Школа-лидер и нет школьной формы – о чем-то говорит?

Анастасия Урнова: Нет, мне просто интересно, почему приняли решение не вводить школьную форму.

Татьяна Воробьева: Вы знаете, наверное, вопрос, конечно, не о стоимости школьной формы.

Елена Румянцева: Вот тоже вопрос.

Татьяна Воробьева: А для нас, когда мы это с управляющим советом проводили опрос детей, родителей, учителей, понимаете, для нас очень важно, что ребенка надо с малых лет учить правильно одеваться.

Анастасия Урнова: То есть чувствовать, что нужно?

Татьяна Воробьева: Конечно. Куда и в каком виде ты должен прийти.

Елена Румянцева: К месту.

Татьяна Воробьева: У нас требование, чтобы это была форма одежды, которая располагает к работе, к учебным занятиям.

Марина Семенова: Ну, это и дешевле. Естественно, расходы уменьшаются.

Татьяна Воробьева: У нас ходят в джинсах, у нас ходят в рубашке. Каждый день, конечно, не в белой. Каждый день, конечно, не при галстуках. Ну, ребенку должно быть уютно и комфортно в школе на занятиях. И кстати говоря, у нас дети проводят много времени, потому что это и допобразование, и внеурочная деятельность. Они подчас до шести, до семи часов в школе.

Елена Румянцева: Значит – водолазка, кроссовки и пиджак, который…

Татьяна Воробьева: Конечно.

Ольга Леткова: А что мешает мальчику купить водолазку и жилетку?

Анастасия Урнова: Подождите, коллеги!

Татьяна Воробьева: Вопрос тут не только стоимости.

Анастасия Урнова: Комфорт в первую очередь. И атмосфера.

Татьяна Воробьева: Комфорт и воспитание, что вот в этом виде ты можешь прийти в школе, в этом виде – на дискотеку, а в этом виде пойти в театр. Понимаете?

Елена Румянцева: То есть внешний антураж и качество.

Анастасия Урнова: Давайте тогда о следующем. А вот учебники, например, у вас школа выдает?

Татьяна Воробьева: Конечно.

Анастасия Урнова: А рабочие тетради, дидактические материалы? Я сразу по проблемным точкам просто.

Татьяна Воробьева: Вы знаете, у нас это неактуально – насчет рабочих. Мы очень много ксерим материалов своих, учителя, у нас достаточно большой парк этой эти техники, поэтому рабочие тетради как таковые мы не используем. Но я знаю, что в этом году ряд московских школ закупил рабочие тетради, чтобы снять эту нагрузку с родителей.

Анастасия Урнова: Это хорошо.

Елена Румянцева: Но дело в том, что по тетрадям…

Татьяна Воробьева: Даже там рабочие тетради…

Анастасия Урнова: Александр, вы директор не московской школы.

Александр Руденко: Не московской. Но, вы знаете, по московской области с учебниками, я считаю, очень хорошо. Вот у меня больше 500 человек, но я на учебники ежегодно получаю больше 2 миллионов рублей. Это позволяет вообще всеми учебниками обеспечить. И в этом году мы уже даже перешли к тому, что вот эти одноразовые пособия, которые выдаются первоклассникам, детям в начальной школе, они тоже выдаются бесплатно. То есть это вот такое наполнение. Мы все, знаете, хотим, чтобы это продолжилось – и тогда мы вообще всеми одноразовыми этими пособиями всех обеспечим. Но это огромные деньги. 500 человек – и 2 миллиона.

Марина Семенова: И согласитесь – дело в том, что, допустим, у нас нет унифицированной формы именно по учебникам, и в том числе по этим самым пособиям, и несколько раз в пятилетку у нас они меняются. И получается, что деньги, в общем-то – те 2 миллиона – они расходуются не совсем, наверное, правильно, на мой личный взгляд. Если бы по Российской Федерации у нас был бы какой-то стандарт учебников (то, о чем сейчас говорит и наш министр Васильева, и сейчас разрабатывается, и мы как родительское сообщество этому очень рады), то многие вопросы бы были сняты, в том числе эта нагрузка на тетради.

Ольга Леткова: Да, это правда.

Анастасия Урнова: Ольга, создается впечатление, что деньги на учебники все-таки есть, они закупаются. При этом, тем не менее, из каждого утюга звучит: "Как же так? Нет учебников!" Да и, в общем-то, опросы то же самое подтверждают. Я на всякий случай приведу, что тот же мониторинг ОНФ, например, провел исследование. 61% родителей сказали, что они покупают рабочие тетради и/или дидактические материалы. И более того, еще больше учителей – 70% – в подтверждение тоже говорят, что их ученики вынуждены самостоятельно что-то докупать. Как же так?

Ольга Леткова: Ну, дело в том, что по закону "Об образовании" учебники, учебные пособия и другие материалы, то есть учебная литература должна закупаться образовательной организацией и предоставляться бесплатно родителям. Но по факту в основном это только комплект учебников. Почему? Потому что, как мы выяснили, оказывается, школы не сами часто платят за учебники, не из своего бюджета, а заказывают из электронной системы, а оплачивает уже вышестоящий департамент. И в итоге в этой электронной системе, которая предлагает школе закупить какие-то учебные материалы, есть учебники, но нет тетрадей. Тогда, поскольку школа сама не может это сделать, она обращается к родителям: "Пожалуйста, докупите учебные тетради".

Анастасия Урнова: То есть это не проблема финансирования, а баг системы?

Ольга Леткова: Это на самом деле проблема системы, которая не учла, что учебная тетрадь входит в комплект с учебником, это единое целое, поэтому это, безусловно, учебная литература, и она должна обеспечиваться школой. Но возможностей у школ часто нет к этому, поэтому это легло на плечи родителей. И родители справедливо возмущаются. Это действительно неправильно. Это, говоря по закону, побор. Но проблему надо решать с головы. Вот наша ассоциация обратилась как раз в Министерство образования с тем, чтобы все-таки дали разъяснение.

Анастасия Урнова: Дали?

Ольга Леткова: Пока еще ждем. Но наш министр уже говорила много раз о том, что если это входит в комплект учебников и определяется школой как необходимая для учебы тетрадь, то это должно быть оплачено школой.

Анастасия Урнова: Вы сказали очень важную вещь.

Ольга Леткова: Значит, нужны просто соответствующие уже методические материалы, письма от министерства, которые бы заставили в регионах на уровне руководства образованием включить эти тетради в набор учебной литературы. Вот и все.

Анастасия Урнова: Я поняла. Вы говорите очень важную вещь, что деньги есть, просто есть какие-то проблемы в системе.

Вот сейчас еще с нами на связи город Тюмень, Елена Майсюк. Елена, здравствуйте.

Елена Майсюк: Добрый день.

Анастасия Урнова: Елена сама многодетная мать, у нее семеро детей, при этом пять из них сейчас ходят в школу. Елена, расскажите, пожалуйста, как в Тюмени происходит сейчас подготовка к школе? Насколько дорого вам обходится новый учебный год?

Елена Майсюк: Добрый день. Ну, в Тюмени, надо сказать, вот именно по той теме, которую вы затронули, у нас все сравнительно неплохо. То есть у нас, если говорить именно о многодетных семьях, очень мало льгот, один из как бы самых слабых в этом смысле регионов. Но вот то, что касается именно учебников – у нас уже много лет учебники предоставляются. Даже когда не было в России системы обеспечения учебниками, у нас был так называемый обменный фонд, то есть школы между собой учебниками менялись. Нужно было написать заявление – и учебники привозили ребенку из другой школы. У меня у одного из детей был учебник по немецкому языку из соседней школы. С этого года… Мы уже были на родительских собраниях, естественно. Нам уже сказали, что учебники и тетради мы не закупаем.

Анастасия Урнова: Тоже выдают?

Елена Майсюк: "Где-то предоставят. Где-то, – сказали, – мы постараемся обойтись и без них, а работать просто по обычным тетрадям тоненьким". Ну, по обычным дешевым тетрадям, которые по два рубля продаются.

Анастасия Урнова: Ну, звучит это прекрасно. Может быть, есть какие-то другие яркие проблемы? Потому что без вас мы уже успели обсудить и проблему формы, и какие-то еще сборы, которые собирает школа в самом начале. Как у вас с этим обстоят дела?

Елена Майсюк: Во всех уставах школ, как правило, прописан цвет формы. Но бывает, что на местах отдельно взятые классные руководители либо даже директора пытаются прописать… ну, убедить родителей купить форму какой-то определенной фирмы.

Анастасия Урнова: Но этому вы сопротивляетесь, я так понимаю?

Елена Майсюк: Ну да. Если как бы начинаешь говорить: "Ребята, в уставе школы не прописано", – на тебя, конечно, смотрят как на подозрительного такого правозащитника.

Анастасия Урнова: Очень подозрительная личность!

Елена Майсюк: Да. Ну, тем не менее. "Этот человек что-то знает такое нехорошее. Бог с ним, пусть он ходит в чем хочет". Ну, это, я думаю, тоже зависит от человека, потому что есть просто учителя-перфекционисты. В этом году мне рассказывали про одного педагога, которая весь класс убеждала к 1 сентября срочненько пойти и купить одинаковые красные галстуки.

Анастасия Урнова: Зато будет красиво. Елена, мы тут сегодня активно деньги обсуждаем. И с коллегами посчитали, что в среднем в Москве подготовка ребенка к школе обходится, ну, плюс-минус около 30 тысяч рублей. По вашим ощущениям, в Тюмени к какой сумме стремится задача?

Елена Майсюк: Ну, в среднем, наверное, от 10 до 20 тысяч на одного школьника. Зависит от того, насколько семья относится демократично к форме, насколько они пытаются соблюсти устав школы в плане именно качества формы. Если нет возможности взять в благотворительной организации, то есть какие-то есть распродажи, семья активно что-то покупает в интернете, например. То есть множество разных вариантов.

Анастасия Урнова: Хорошо. Елена, спасибо вам большое. Спасибо, что были с нами на связи со студией. Мы с вами прощаемся. Всего доброго! Спасибо. Ну, понятно. Радуемся, что, по крайней мере, в регионе это стоит чуть дешевле. Мне кажется, это хорошая новость.

Еще одна неизбежная трата, с которой родителям приходится столкнуться, – это все-таки трата на питание. Как правильно уже было замечено, ребенок часто находится в школе далеко не до часу дня, а тут может быть и шесть, и семь вечера. Я имею в виду – если есть какие-то дополнительные занятия. Вот как решается этот вопрос, и сколько он стоит? Александр, например, у вас в школе как происходит?

Татьяна Воробьева: Обед и завтрак.

Александр Руденко: Вы знаете, цена уже как-то не очень меняется. Но еще раз говорю: вот те, кто нуждаются, прежде всего, конечно, многодетные, они получают завтрак и обед бесплатно все.

Анастасия Урнова: Это работает у вас.

Александр Руденко: Это по всей Московской области.

Ольга Леткова: Это программа Московской области.

Елена Румянцева: И в Москве тоже.

Александр Руденко: Поэтому как бы здесь проблемы не существует. Но, к сожалению, все эти средства, которые нам выделяются, в общем-то, они и уходят на многодетных. И есть другая категория, которая, в общем-то… мы видим, что не очень социально обеспеченные. И вот для этой категории не всегда хватает.

Елена Румянцева: Они голодают. Им дорого.

Александр Руденко: Да.

Анастасия Урнова: А сколько стоит? Мы сегодня прямо считать будем.

Александр Руденко: Знаете, наверное, один из самых дорогих. Я думаю, что обед стоит где-то, наверное, в районе 140 рублей, а завтрак – где-то 70.

Анастасия Урнова: То есть 210 рублей.

Ольга Леткова: А можно я как председатель управляющего совета назову вам, сколько стоит?

Анастасия Урнова: Ну, в другой школе.

Ольга Леткова: Ну, мы говорим про Москву, допустим, а вы – про Подмосковье. У нас чуть повыше получается.

Елена Румянцева: 150 было, по-моему, в прошлом году.

Ольга Леткова: Ну, 179 в этом году – это для старшеклассника обед.

Анастасия Урнова: Ну, 180.

Ольга Леткова: 130–140 – для младшей школы. И что-то 70 с чем-то – завтрак. Около 100 рублей в общем получается на завтрак. Вот получается…

Марина Семенова: Ну, практически так же, как и в Московской области.

Елена Румянцева: То есть не эконом-вариант, если семья плохо обеспечена. А если мы обратимся к многолетним ежегодным исследованиям ВЦИОМ, то посмотрим, что от 75 до 80 с лишним процентов населения, участвующего в опросах, говорят, что им хватает денег только на питание дома и на одежду, и больше ничего. Никто не говорит, что они могут обеспечить школьника и отправить его в школу, прокормить и еще потом, так сказать, дома.

Анастасия Урнова: С другой стороны, ребенка же тоже кормят.

Елена Румянцева: Ну, безусловно.

Марина Семенова: Но если он находится, условно, с восьми до пяти…

Елена Румянцева: То он должен обязательно покушать.

Марина Семенова: Как раз когда мы обсуждали учебники, кстати, мы не проговорили про допобразование, которое сейчас во многих регионах ввели.

Анастасия Урнова: Ну, все объять невозможно.

Елена Румянцева: Нет, Анастасия, вы сказали…

Марина Семенова: И вот эти учебники оплачивают родители, и вот эти тетради оплачивают родители, потому что они не входят в перечень.

Анастасия Урнова: Я просто объясню, почему я задаю этот вопрос. Потому что мы считаем, что обед стоит 150–180 рублей, но неужели дома дешевле?

Елена Румянцева: Дома кормят. Когда ребенок рождается – это уже семья проседает в обеспечении, потому что уже кто-то не работает. Возникают и памперсы дорогостоящие, и так далее, и детское питание по завышенным ценам.

Анастасия Урнова: Ну, разумеется.

Елена Румянцева: И дальше вот это плавно переходит в школу. И многие семьи уже обедненные. Они бы и могли, они компетентные и так далее, но они не вытягивают.

Анастасия Урнова: Есть проблемы.

Марина Семенова: Дома мы все-таки можем приготовить, допустим, не покупая, условно говоря, какие-то продукты. Мы можем сами приготовить.

Ольга Леткова: Ну, дешевле.

Анастасия Урнова: Ну, разумеется. Мы можем как-то сэкономить на всех.

Марина Семенова: У нас получается, естественно, на всю семью, да, когда мы, допустим, сварили борщ на обед.

Анастасия Урнова: Сейчас еще с нами на связи со студией Павел Коновалов из Ростова-на-Дону, это тоже многодетный отец. Павел, здравствуйте.

Павел Коновалов: Здравствуйте.

Анастасия Урнова: Я знаю, что у вас восемь детей. И это должна быть колоссальная финансовая нагрузка.

Павел Коновалов: Да, здравствуйте еще раз. В этом году у меня идет в школу уже пятый ребенок, трое остаются дома. Что касается темы разговора – конечно, по карману школа нас немножечко бьет. Но мы чуть-чуть здесь… ну, в общем, как и многие многодетные семьи, немножко подстраиваемся. То есть мы готовимся заранее. То есть у нас нет такого, чтобы мы прямо в один август месяц понесли всю эту нагрузку финансовую.

Но в целом что касается рабочих тетрадей и тех вопросов, на которые приходится тратить деньги… Да, действительно школа, в которой обучаются наши дети, она называется ССМШ – то есть средняя специальная музыкальная школа при консерватории имени Рахманинова. Ну, у нас однозначно всегда тратится на рабочие тетради. Где-то примерно 2 тысячи в год наша семья тратит на одного школьника на рабочие тетради.

Анастасия Урнова: Их не выдают?

Павел Коновалов: Что касается бесплатного питания, то у нас, конечно же, не работает этот указ президента. Но конкретно в нашем случае ССМШ города Ростова-на-Дону при консерватории не обеспечивает конкретно нашу семью бесплатной едой.

Анастасия Урнова: А почему? Как это объясняют столько лет?

Марина Семенова: Павел, можно я прокомментирую просто?

Ольга Леткова: Я тоже могу объяснить это.

Марина Семенова: В связи с тем, что до сих пор у нас нет федерального статуса многодетной семьи, каждый регион решает сам, что такое для него многодетная семья, поэтому указы президента носят рекомендательный характер.

Анастасия Урнова: Ну, в семье восемь детей. Это очевидно.

Ольга Леткова: Нет, восемь детей – это очевидно многодетная.

Марина Семенова: Восемь детей… Понимаете, как? Это регион – допустим, Ростов-на-Дону – решил. Но то, как они поддерживают эту многодетную семью – это уже исключительно прерогатива именно субъекта федерации. Вот Ростов решил не прислушиваться, допустим, к указу президента в связи с тем, что, может быть, не совсем там хватает бюджетных денег, либо они, может быть, не видят в этом необходимости и так далее. То есть до тех пор, пока у нас не будет федерального статуса, что "многодетная семья – это…", и, соответственно, какие-то основополагающие льготы для многодетных семей не будут прописаны в федеральном законодательстве, до этих пор будут вот такие у нас моменты, перегибы.

Ольга Леткова: Здесь есть проблема, могу сразу сказать.

Анастасия Урнова: Марина, понятно, спасибо. Павел, у нас в студии есть сейчас представитель ОНФ. Я думаю, что, может быть, после программы вы сможете с ним связаться. Возможно, он сможет вам оказать какую-то поддержку, потому что ваш случай, конечно, очевидно вопиющий.

Павел Коновалов: Да, это было бы очень здорово. Но как раз то, что касается представителя ОНФ – я бы хотел сказать небольшую, совсем коротенькую фразу. Если представитель ОНФ действительно немножечко в теме многодетных, то он, наверное, помнит, что какое-то время назад, буквально недавно, приемные семьи были приравнены к многодетным. У меня просто предложение такое: пожалуйста, вы могли бы сделать таким образом, чтобы не приемные семьи приравняли к многодетным, а многодетные…

Анастасия Урнова: Хорошо, Павел, спасибо вам большое за предложение, спасибо, что были с нами на связи со студией. Пока что мы прощаемся с вами. Всего доброго!

Ну, ситуация действительно тяжелая. И мы понимаем, что плюс ко всему, что мы уже перечислили, есть еще так называемые добровольные пожертвования в пользу школы. И это могут быть самые разные темы. Елена, может быть, вы нас тут немножко просветите? Что бывает и какие сейчас цены? Потому что опять же фигурирует и в опросах, и, как говорится, в интернетах – от 5 до 80 тысяч.

Елена Румянцева: Ну, если школ очень мало в районе и родители хотят сэкономить… А репетиторство – основная доля, в общем-то, в бюджете на школу. 70% родителей, семей обращаются к репетиторству, чтобы учиться в школе спокойно, сдать ЕГЭ и поступить в вуз. 70% – это минимум или среднее… наверное, среднее. 170 тысяч в год. Но смысл такой, что родители соизмеряют: или им отдать на репетиторов, отдавать 170, и это будет, может быть, сомнительный репетитор, может быть, неудачник, так сказать, работавший в школе…

Анастасия Урнова: Сам двоечник по ЕГЭ.

Елена Румянцева: Сам двоечник по ЕГЭ, да. И так далее. То есть это – сомнительные данные, а это – готовая школа. Но в данном случае мы слышим о том, что школа очень разумно ведет себя. Ну, мы вспоминаем 2011 год, случай Константина Петрова в розыске, где только 4 миллиона стоил фонтан во дворе, в Наро-Фоминском районе, и так далее.

Анастасия Урнова: Было такое.

Елена Румянцева: И знаем озвученные цифры, то есть это официальные данные следствия. 150 тысяч он просил на салфеточки. И от 8 до 13 ежемесячно…

Анастасия Урнова: И родители сдавали эти деньги.

Елена Румянцева: И родители сдавали эти деньги. Возвращаясь к опросам родителей. Мы в прошлом году обсуждали эту тему на всю Россию тоже на "Комсомольской правде". Вот на что сдают? И ремонт, и мебель для школы, на бумагу и заправку принтера, и мыло, и туалетная бумага, и подарки… Ну, это все опубликовано. И вот что разъясняет прокуратура? Родители не должны платить благотворительные взносы и, соответственно, ежемесячные взносы или спонсорские, не заниматься покупкой рабочих тетрадей и учебников, оплачивать ремонт школы.

Марина Семенова: Очень часто, я вам хочу сказать, именно родительские комитеты или собрания…

Анастасия Урнова: Инициируют?

Марина Семенова: Инициируют! То есть даже это не исходит от учителя или от директора.

Ольга Леткова: Мы не знаем, мы не знаем.

Марина Семенова: Ну, я вам рассказываю.

Анастасия Урнова: У нас есть другая точка зрения.

Марина Семенова: Я рассказываю как свидетель того, что происходит. Приходят родители, например, в первый класс и говорят: "Слушайте, вот парты не соответствуют…"

Анастасия Урнова: Ну, хочется получше.

Марина Семенова: Да. "В общем, как вы считаете?.." Причем это даже не исходит от меня, например, как от руководителя. То есть это может быть запрос вообще просто у нескольких родителей. Вот они посовещались где-то кулуарно, поговорили…

Елена Румянцева: Но это нарушение тоже…

Анастасия Урнова: Коллеги, я вашу точку зрения поняла. Извините, у нас на связи сейчас Рязань, Ольга Лагода. Здравствуйте, Ольга. Учитель начальных классов школы № 38. Вот хочется сразу узнать у вас, Ольга, происходят ли в школах тоже какие-то поборы, сборы с родителей на благо школы?

Ольга Лагода: Ну, вообще я хочу сказать, что всякие поборы с родителей в школе запрещены.

Анастасия Урнова: Это не значит, что их не происходит.

Ольга Лагода: Но не факт, что не происходит, конечно же. Но принуждение к тому, чтобы что-то, какие-то деньги сдать на фонд школы – такого нет и быть не может.

Анастасия Урнова: То есть у вас в школе этого не практикуют?

Ольга Лагода: Нет.

Анастасия Урнова: Очень хорошо. Может быть, вы знаете про ваши соседские школы? Потому что вы говорите, и это очень радостно слышать. Хочется верить.

Ольга Лагода: Нет, я думаю, что это происходит во всех рязанских школах (я имею в виду, что поборов с родителей нет), потому что у нас очень хорошо работает городская администрация и есть прямая линия и с Министерством образования, и с управлением города Рязани. Как только такие факты подтверждаются (хотя они и не подтверждаются), то происходит беседа, ну, со всеми вытекающими последствиями.

Анастасия Урнова: То есть получается, что у вас школа к учебному году полностью укомплектована: и рабочие тетради, и дидактические материалы, все есть, ремонты сделаны, на уборки классов тоже деньги не собирают?

Ольга Лагода: На уборку класса мы не собирали никогда и, надеюсь, не будем. Ремонт у нас делается. Учебники закуплены. Рабочие тетради мы не покупаем, потому что это очень дорого. И если все деньги брать только из школы, то будет очень дорого, нам не на что будет вообще тогда существовать.

Анастасия Урнова: Ольга, спасибо. Ну, это фантастика! Мне кажется, теперь очередь в вашу школу возрастет. Спасибо вам большое, что были с нами на связи.

Александр, вы, очевидно, не согласны?

Александр Руденко: Вы знаете, вот мой коллега все время говорит об одной фамилии, об одном коррупционере, который собирает… У нас в Московской области 1,5 тысячи школ. Ну, в семье не без урода, если один человек есть.

Анастасия Урнова: Это правда.

Александр Руденко: Большинство все-таки директоров (я знаю и по регионам ситуацию) – это люди, которые очень переживают за то, чтобы были современные условия обучения детей. Требования каждый год повышаются.

Вот вам пример. Несколько лет назад прямо неожиданно для всех для нас был принят закон, и к 1 сентября мы должны были обеспечить всех первоклассников новыми партами с меняющимся углом.

Анастасия Урнова: И это происходит внезапно, да?

Александр Руденко: Да. Или вы эти парты ставите, или к вам приходит любой родитель или проверяющая организация и говорит: "Вы не обеспечили. Вот есть закон. Вы не обеспечили". В этих условиях, когда денег в бюджете… А я еще и депутат.

Анастасия Урнова: А деньги на это выделили?

Александр Руденко: Нет конечно. Но я еще и депутат городского совета, я представляю, какой бюджет города. И город помочь не может. И вы тогда с управляющим советом должны обратиться к людям: "Вот есть это требование. Мы можем, конечно, и на старых посидеть партах, но, товарищи, помогите".

Елена Румянцева: Но это противозаконно.

Ольга Леткова: Это незаконно.

Александр Руденко: Минуточку, минуточку! Мы обращаемся. Мы обращаемся: "Вы можете сделать благотворительный взнос, отнести его на счет". Мы говорим: "Мы собрали вот такую сумму. Вот мы парты эти можем купить". И еще директор должен побегать по социальным партнерам, обеспечить этот благотворительный взнос и эти парты купить.

Ольга Леткова: Отвечаю как родитель…

Анастасия Урнова: Да, Ольга, ответьте, пожалуйста. Буквально уже минута остается.

Ольга Леткова: Просто на такое предложение директора я как родитель начинаю думать так: ага, школа не имеет права с меня требовать, и я это прекрасно понимаю. Ну, сейчас я откажусь – и что будет делать мой ребенок?

Анастасия Урнова: Но ребенок-то ваш.

Ольга Леткова: То, что он будет сидеть за старой партой – да слава богу, меня это не волнует, угол этот наклона. Но как к нему будут относиться тогда, если я, допустим, не сдам?

Анастасия Урнова: Кстати, важный вопрос! А сколько примерно денег нужно на такую парту?

Ольга Леткова: И тогда получается…

Анастасия Урнова: Сейчас.

Александр Руденко: Думаю, что на такую парту надо, наверное, со стульями…

Анастасия Урнова: С человека.

Александр Руденко: Чтобы купить, на парту, я думаю, тысячи четыре надо.

Анастасия Урнова: То есть с человека? По 4–5 тысяч с человека собирается в данной ситуации?

Ольга Леткова: Ну, там на двух. Выходит по две с половиной.

Елена Румянцева: Анастасия, анекдот: "А теперь после школы мы придем на работу. И первое, что нам скажет работодатель: "Скинемся на стул и стол".

Анастасия Урнова: Ну, немножко другая история. То есть две с половиной тысячи.

Ольга Леткова: То есть родитель тоже здесь отчасти зависимый. И конечно, говорить: "Вот я так обращаюсь: "Хотите – сдавайте, хотите – не сдавайте", – это тоже очень сомнительно по закону, противозаконно на самом деле. Я как юрист могу сказать.

Марина Семенова: Это финансовая нагрузка все-таки – 2 тысячи.

Ольга Леткова: Все равно школа не вправе ставить перед родителями это.

Александр Руденко: Управляющий совет обращается.

Ольга Леткова: Знаете, на него можно все спихивать.

Александр Руденко: Конечно.

Анастасия Урнова: Марина, тогда фундаментальный вопрос: надо ли противодействовать этому или действовать по ситуации?

Марина Семенова: Вы знаете, здесь абсолютно я считаю, что нужно действовать по ситуации. Если бы к нам обратились по поводу закупки парт, то мы бы, например, как родители сказали бы: "Подождите". Ну, тогда надо жаловаться.

Ольга Леткова: Кто требует – тот пусть и обеспечивает.

Марина Семенова: Обращайтесь в министерство и спрашивайте с них.

Анастасия Урнова: Куда? То есть это школьная администрация должна…

Марина Семенова: Школа, да. Мы разворачиваемся к школьной администрации и говорим: "У вас возникла эта проблема – вы решайте ее". Но я еще раз говорю – есть родительские комитеты, которые решают: "Я не хочу, чтобы мой ребенок, допустим, носил бутылку с водой. Я хочу, чтобы стоял кулер у меня прямо в классе".

Анастасия Урнова: Но это уже ваше решение.

Марина Семенова: Мы складываемся и покупаем, да. Это совсем другая история.

Ольга Леткова: Это тоже трата школы.

Анастасия Урнова: Хорошо, спасибо большое. Что же, сегодня мы обсуждали, сколько стоит отправить ребенка в школу. Ответ неоднозначный, но готовиться надо в любом случае к цифрам, видимо, 20–30 тысяч рублей. А если у вас не один ребенок, а больше – соответственно, умножаем. Ну, что поделать? Живем сегодня вот в таком дне.

Правду вместе с вами искала Анастасия Урнова. Увидимся на Общественном телевидении России.