Общество и полиция: вместе за безопасность?

Гости
Станислав Лагойко
адвокат, бывший следователь Главного следственного управления МВД России
Сергей Канаев
директор Национального общественного центра безопасности движения
Петр Шкуматов
член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве
Петр Скобликов
полковник полиции в отставке, доктор юридических наук
Константин Крохмаль
руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения»
Виктор Лыков
первый заместитель председателя Совета ветеранов центрального аппарата МВД России

"Охрана и поддержание общественного
порядка – дело всех трудящихся!"

Советский лозунг

Дмитрий Лысков: Здравствуйте! Я – Дмитрий Лысков. И это программа "ПРАВ!ДА?". И вот тема нашего обсуждения сегодня:

10 ноября страна отмечает День полиции. Накануне профессионального праздника сотрудников МВД общественность взволновали два важных нововведения, которые касаются миллионов автовладельцев, – это вступление в силу нового Административного регламента ГИБДД и правительственный законопроект о внедрении в повсеместную практику института народного инспектора. Звучат опасения, что новый регламент позволит полиции вновь устраивать засады на дорогах и запретит видеосъемку сотрудников Госавтоинспекции, а инициатива с народным инспектором приведет к необоснованным штрафам и массовым злоупотреблениям.

Дмитрий Лысков: Когда мы говорим, что звучат опасения, мы опираемся на мнения форумов и блогов. И вот что пишут автолюбители: "Возвращаемся в "лихие" девяностые, когда ГИБДД занималась грабежом и "разводками" на дорогах. И зафиксировать это теперь будет невозможно"; "Надо бороться с этим беспределом. Водители снова становятся бесправными в отношении работников ГИБДД"; "Я не понимаю, почему о новом регламенте молчат все правозащитники в области прав автолюбителей".

Петр Михайлович, вот почему молчат правозащитники?

Петр Шкуматов: Не молчат.

Дмитрий Лысков: Не молчите?

Петр Шкуматов: Нет-нет.

Дмитрий Лысков: Ну, рассказывайте.

Петр Шкуматов: Не молчим. На самом деле там два ключевых момента, которые действительно позволят недобросовестным прежде всего инспекторам, скажем так, воздействовать на водителей, которые отказываются, допустим, вступить в коррупционные взаимоотношения.

Первое – это то, что действительно инспектор сейчас может потребовать запретить съемку себя и того, что он делает. И в результате это может закончиться для водителя статьей "Неподчинение законному требованию сотруднику полиции", если он не прекратит.

А второе – это, конечно, камеры фото- и видеофиксации за временными знаками, которыми у нас "удобрена" страна, припасено на сто лет вперед. То есть все эти знаки "40" у нас в огромном количестве везде.

Дмитрий Лысков: Сейчас будем разбирать каждый из этих пунктов по отдельности.

Сергей Владимирович, ну вы тоже не молчите по этому поводу. Вот как быть с опасениями, что действительно засады на дорогах теперь будут появляться, в глухих местах и так далее и тому подобное? Это насколько реально?

Сергей Канаев: Вы знаете, если говорить о регламенте, то там ничего не сказано о засадах на дороге. Здесь речь…

Дмитрий Лысков: Но там сказано, что теперь можно останавливать вне стационарных пунктов.

Сергей Канаев: Вы знаете, за те – сколько? – шесть лет, получается, или семь даже лет, пока существовал регламент, сотрудники ГИБДД точно так же останавливали водителей: или потому что проводится у них операция, или автомобиль в угоне. Никто им не мешал остановить нужный автомобиль.

Здесь, наверное, речь идет о том, что как только появилась такая норма в регламенте, сотрудники ГИБДД массово выехали на места, где они раньше дежурили и патрулировали. Но это абсолютно никак не связано. Здесь нужно вопросы задавать командирам подразделений, куда они распределяют своих сотрудников, но ни в коем случае не обсуждать то, что на сегодняшний момент прописывают в регламенте. Причем меня больше волнует действительно эта камера фото- и видеофиксации, которую теперь можно будет ставить на временные знаки.

Дмитрий Лысков: Давайте пока отойдем… Это важный вопрос.

Сергей Канаев: То есть на это был запрет. Я думаю, что потом все-таки нам будет очень сложно разрулить эту ситуацию.

Дмитрий Лысков: Действительно, значительное внимание приковано именно к засадам на дорогах и возможности останавливать вне стационарных пунктов. Константин Витальевич…

Константин Крохмаль: Давайте я…

Дмитрий Лысков: К вам как раз вопрос.

Константин Крохмаль: Да, я начну просто банально. Друзья мои, пуганая ворона куста боится. Испугались вы, да? Дело в том, что до этого наши дороги были на растерзание этих тварей, которые безобразничали и безобразничают. Полицейских нет? Чтобы сейчас вернуть…

Дмитрий Лысков: Этих тварей? Нас, автовладельцев?

Константин Крохмаль: Вот этих тварей на машинах, которые хулиганят. Вот чтобы сейчас вернуть полицейских, в данный момент, и эту ситуацию преломить, нужно их в десятки, в двадцать раз больше вернуть. У нас нет таких людских ресурсов.

Дмитрий Лысков: Да, сократили же штат.

Константин Крохмаль: Поэтому сделали эти вещи. Я считаю, что абсолютно правильно делается. А вот эта тварь, которая… Вот если сейчас воруешь, скотина, создается служба, которая будет приходить, тебя брать за руку!

Дмитрий Лысков: Это вы сейчас кому-то конкретному?

Константин Крохмаль: Я вот этому полицейскому-мздоимцу говорю. Вот посмотри мне в глаза! Я приду за тобой и руку у тебя оторву! Сейчас будем с этим бороться. И я уверен, к этому все придет. Поэтому я вижу только положительные моменты, хотя без вот этих нюансов, о которых Петр уважаемый говорил, и так далее. Естественно, их тоже нужно…

Дмитрий Лысков: Ну, мне нравится такой напор в отношении полицейских-мздоимцев теоретических.

Станислав Олегович, чтобы было понятно… В предыдущем Административном регламенте ГИБДД было сказано, что вне стационарных постов останавливать автотранспорт нельзя. Меня, тем не менее, действительно, не раз останавливали. И более того – в законе "О полиции", если я не ошибаюсь, прописано четко, что сотрудник правоохранительных органов, если он видит творящееся, совершаемое правонарушение, обязан его пресечь. Так?

Станислав Лагойко: Абсолютно верно.

Дмитрий Лысков: То есть, в соответствии с законом "О полиции", если стоит на дороге автомобиль ГИБДД, и он видит, что происходит превышение скорости, какое-либо другое правонарушение, он просто обязан, вне зависимости от регламента, останавливать. Так?

Станислав Лагойко: Абсолютно верно. В соответствии с законом…

Дмитрий Лысков: Так что – значит, ничего не изменилось?

Станислав Лагойко: Ничего кардинально не изменилось. Хотелось бы просто разъяснить, что у нас регламент, Административный регламент для сотрудников ГИБДД не является федеральным законом, это подзаконный акт. И он основан на соответствующих законах, в том числе и на законе "О полиции". Действительно, сотрудники ГИБДД у нас являются прежде всего органом дознания. И в их функциональные обязанности, кроме регулирования дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения, входит, конечно же, борьба с преступлениями и с административными правонарушениями, их пресечение, а самое главное – профилактика. В самом регламенте ничего кардинально не поменялось. И абсолютно правильно были внесены все эти необходимые изменения.

По поводу того, что теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль вне стационарных постов. Мы все прекрасно знаем, что практически большинство стационарных постов сейчас закрыто, поэтому смысла останавливать…

Дмитрий Лысков: Чистая правда, кстати говоря.

Станислав Лагойко: Да. Поэтому все переведено в автоматический режим – фиксация. Поэтому смысла останавливать на стационарных постах сейчас нет никакого. Действительно, ранее, в предыдущем регламенте та же самая была прописана норма, что сотрудник полиции, сотрудник ГИБДД имеет право остановить транспортное средство для его проверки при наличии для этого какой-то причины, которые опять же были изложены в законе.

Дмитрий Лысков: Ну, подозрение в совершении какого-либо правонарушения или замеченное правонарушение.

Станислав Лагойко: Конечно. Автомобиль находится в розыске. Подозрение, если автомобиль преследуется за совершение административного правонарушения. Если есть информация о том, что в данном автомобиле находится лицо, находящееся в розыске. Ну, все что угодно. То есть поводов для этого найти… Спецоперации.

Дмитрий Лысков: То есть с фактической стороны вроде бы ничего не изменилось.

Петр Александрович, но тем не менее, когда у нас перевели все на видеофиксацию и запретили останавливать вне стационарных пунктов, резко сократился объем коррупционной составляющей в ГИБДД, ну, в том числе и когда запретили брать деньги в руки. Вот провели целый ряд таких мероприятий. Нет опасения, что сейчас возрастет коррупционная составляющая?

Петр Скобликов: Дмитрий, от моих коллег-экспертов, которые находятся в студии, прозвучал уже довольно большой объем разных мыслей и суждений. Мне хотелось бы на все отреагировать.

Дмитрий Лысков: Пожалуйста.

Петр Скобликов: Понимаю, что не получится отреагировать на все. Я первым делом отвечу на ваше вводное слово, в котором вы сказали о том, что в соответствии с новым регламентом работы ГИБДД сейчас запрещено гражданам снимать на средства видео- и аудиофиксации действия инспектора ГИБДД…

Петр Шкуматов: Не запрещено. Он может потребовать.

Петр Скобликов: Я цитирую то, что я услышал во вводном слове. Более того, ведущий Дмитрий сослался на форумы, и там довольно часто фигурирует такая формулировка: "Возник запрет", "Запрещено" и так далее. Так вот, это неверно.

Дмитрий Лысков: Не так?

Петр Скобликов: Новый регламент такого запрета не содержит. А почему эта мысль вброшена и почему она получила такой уклон? В прежнем регламенте существовала разрешительная норма, в которой было подчеркнуто, что граждане имеют право производить фиксацию до того момента, когда сотрудник полиции скажет: "Это нельзя, прекратите".

Сергей Канаев: Не так это было. В регламенте был запрет на то, что сотрудник ГИБДД может запретить видеосъемку.

Петр Скобликов: Вы можете поспорить со мной, когда вам будет предоставлено слово. Оно у вас, кстати, было.

Дмитрий Лысков: Мы находимся в режиме свободной дискуссии.

Петр Скобликов: А сейчас я хотел бы мысль закончить. Итак, в прежнем регламенте была разрешительная норма, которая подчеркивала это право.

Дмитрий Лысков: А теперь?

Петр Скобликов: В новом регламенте этой нормы нет вообще. Нет ни запрета, ни разрешения. И отсюда что вытекает?..

Дмитрий Лысков: А вы можете объяснить, зачем ее изъяли в таком случае? Ну, вот просто чтобы я понимал.

Петр Скобликов: Я могу предположить, какова была логика нормодателя. Нормодатель счел, что эта разрешительная норма излишняя, коль скоро право граждан на ведение видеосъемки и аудиофиксации вытекает, во-первых, из соответствующих норм Конституции…

Константин Крохмаль: Абсолютно точно.

Петр Скобликов: Во-вторых, из ряда федеральных законов.

Константин Крохмаль: Конституция дает право, абсолютно верно.

Петр Скобликов: Подзаконный нормативный акт запретить не может. А еще один запрет… а еще одно разрешение является излишним. Но я не думаю, что то разрешение, которое подчеркивало в подзаконном нормативном акте, было излишним, потому что существует определенный менталитет правоприменителей. Они нередко не обращают внимания на конституционные нормы, не знают нормы федерального законодательства, но нормы, непосредственно регламентирующие их деятельность, подзаконные нормативные акты знают хорошо. Это значит, что будет меньше конфликтов с гражданами по поводу того, у кого есть какое право и где лежит граница запрета.

Дмитрий Лысков: Сейчас, секундочку. Виктор Михайлович, насколько действительно внедрение методов фото- и видеофиксации – как со стороны сотрудников правоохранительных органов, так и со стороны граждан – помогает в данном случаев, в том числе и взаимопониманию между сотрудниками полиции и гражданами?

Виктор Лыков: Ну, мое мнение таково, что ни с той, ни с другой стороны этого делать нельзя.

Дмитрий Лысков: Почему?

Виктор Лыков: Потому что все должно основываться на доверии друг к другу. Для чего мы выходим на дорогу? Для того чтобы или зафиксировать правонарушение, или проехать нормально и почувствовать себя толковым нормальным человеком, туда, куда ты поехал. Поэтому здесь очень важна психологическая и моральная составляющая. Немножко жестоковат регламент. Хотя вы говорите, что… но регламент жестоковат. Что значит – остановить автомобиль, если в нем больной, если там роды, если там осужденный и так далее?

Константин Крохмаль: А что, каждый день роды, что ли? В каждом автомобиле роды, что ли, происходят? Что вы говорите-то?

Виктор Лыков: Я говорю…

Константин Крохмаль: Роды бывают один на миллион…

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич, ну давайте Виктору Михайловичу дадим возможность высказаться.

Константин Крохмаль: Ну, просто роды какие-то. Давайте теперь из-за родов это все запретим.

Петр Скобликов: Я говорю…

Константин Крохмаль: Давайте говорить просто о реальных…

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич, секундочку! Виктор Михайлович пусть закончит мысль свою.

Виктор Лыков: Да. Я говорю то, что я знаю, то, что происходит повседневно, потому что я работаю в Центральном аппарате МВД, и мне все абсолютно это известно и ясно. Я призываю к тому, чтобы ни с той, ни с другой стороны не было никакого насилия над человеком.

Дмитрий Лысков: Прекрасно! Видеофиксация как раз и может предотвратить такие моменты. Разве нет?

Виктор Лыков: Видеофиксацию можно сделать как угодно – с какой стороны, с каким углом и так далее. Можно, конечно, на каких-то первых этапах делать, с тем чтобы посмотреть, как будет складываться практика. Все зависит от практики. Давайте посмотрим, как будет регламент этот работать. Но я еще раз…

Дмитрий Лысков: Нет, подождите, подождите. Вот какой интересный момент. До этого прекрасно работал предыдущий регламент, где четко было прописано, что возможно проводить видеофиксацию. Как он работал? Вот опыт есть? Практика набралась какая-то? Сейчас, секундочку.

Виктор Лыков: Есть. Да, есть какой опыт, делают это. Но возникла масса сложностей, трудностей, моментов.

Дмитрий Лысков: Ну, каких конкретно? Вот расскажите нам. Это же интересно.

Виктор Лыков: Могли сказать, что это не так было, что это не того сняли.

Дмитрий Лысков: Ну, почему же? Видно.

Константин Крохмаль: Давайте лучше скажем, почему в регламент пошел этот пункт…

Дмитрий Лысков: Господа, господа!

Константин Крохмаль: …и сразу вся тема снимется сразу! Почему пошло?

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич, коротко.

Константин Крохмаль: Потому что огромное количество вот этих людей, они глумились, они снимали на мобильный телефон, а потом смеялись над сотрудниками ДПС и ГИБДД, выкладывали это все. А сотрудник ГИБДД – нормальный и хороший человек – он не был готов, он не готов к прямому эфиру.

Петр Шкуматов: А давайте про плохих сотрудников ГИБДД.

Дмитрий Лысков: Сейчас, сейчас, одну секундочку! Одну секундочку, господа! Станислав Олегович…

Константин Крохмаль: А плохих надо снимать, потому что по Конституции это положено!

Дмитрий Лысков: Вот и получается… Вот мы сейчас и пришли к этому, да, что фактически запрещено теперь, потому что не готовы сотрудники ГИБДД.

Станислав Лагойко: Можно я сразу поясню?

Виктор Лыков: Молодец, сказал о готовности. Да, к нему должны быть готовы, к этому регламенту, как сотрудники полиции, так и автолюбители.

Дмитрий Лысков: Спасибо. Одну секундочку!

Константин Крохмаль: Виктор Михайлович, из ваших слов похвала просто…

Дмитрий Лысков: Смотрите, наши правоприменители подчас не знают ни конституционных прав, ни федерального закона, действуют в соответствии с регламентом. А в регламенте нет этого пункта. Вот и получается – запрещено. Нет?

Станислав Лагойко: Давайте, раз собрались здесь эксперты, а не граждане, поэтому будем все-таки придерживаться…

Константин Крохмаль: Мы и граждане, мы и эксперты!

Дмитрий Лысков: Да. Но обсуждаем-то для граждан.

Станислав Лагойко: Мы громко называемся экспертами…

Дмитрий Лысков: Чтобы граждане знали свои права.

Станислав Лагойко: …поэтому давайте разъясним с точки зрения хотя бы законодательства, а не просто будем фантазировать. Дело в том, что регламент у нас регламентирует, Административный регламент регламентирует действия сотрудников ГИБДД, а никак не участников дорожного движения и не граждан, поэтому в регламенте невозможно прописать права граждан на видеосъемку, на какие-то действия.

Петр Шкуматов: Но было же прописано.

Станислав Лагойко: Нет, там прописано…

Петр Шкуматов: Запрет на препятствие.

Константин Крохмаль: Если препятствует, да.

Станислав Лагойко: Запрет для сотрудников ГИБДД на препятствие. Все, что в регламенте написано…

Петр Скобликов: Если быть совершенно точным, то в проекте регламента, который ныне принят, в статье 10 было прописано разрешение гражданам вести видеосъемку. В окончательной, финальной версии эта формулировка исчезла.

Константин Крохмаль: Как очевидная, как очевидная, как очевидная.

Станислав Лагойко: Можно я закончу?

Дмитрий Лысков: Господа! Станислав Олегович закончит мысль.

Станислав Лагойко: В связи с этим, безусловно, в регламенте не обязательно указывать право граждан на видеосъемку. Данное право, как правильно было замечено, у нас указано и определено во всех законах, начиная от Основного закона, Конституции, в том числе и во всех законах прямых, которые касаются действий правоохранительных органов, а это закон "О полиции", это Административный кодекс. Везде указано право на проведение видеосъемки при общении с сотрудником ГАИ. Запретить он может, конечно, безусловно, как сотрудник полиции, но при этом он должен разъяснить, потому что там же указаны и основания, при которых данную видеосъемку проводить нельзя.

Дмитрий Лысков: Скажите…

Сергей Канаев: Можно?

Дмитрий Лысков: У нас есть еще один момент. У нас, в конце концов, есть закон "О персональных данных" и "О защите личной жизни". Вообще-то, я как гражданин, насколько я понимаю, если я вижу, что меня снимают, я могу сказать: "Нет, я против". Сотрудник полиции в данном случае может руководствоваться этими положениями и сказать, что он против?

Станислав Лагойко: Нет.

Дмитрий Лысков: Не может?

Станислав Лагойко: Конечно нет, потому что сотрудник полиции производит данную видеосъемку не для использования в личных целях, для опубликования в средствах массовой информации, а исключительно для служебного использования. Это не является распространением…

Дмитрий Лысков: Нет, если я снимаю сотрудника полиции в данном случае, сотрудник полиции имеет право отказаться?

Станислав Лагойко: Он в данном случае не гражданин, а сотрудник полиции.

Петр Скобликов: Задайте мне этот вопрос.

Константин Крохмаль: Вы же не в квартиру к нему залезли, вы снимаете как раз вот эту ситуацию. И чем больше информации с разных сторон, тем правдивее будет решение суда при любой составляющей.

Дмитрий Лысков: Вот Петр Михайлович, насколько я понимаю, тоже об этом хотел сказать.

Петр Скобликов: Дмитрий, Дмитрий, важно ваш вопрос расширить.

Дмитрий Лысков: Господа, прошу вас!

Петр Скобликов: Я не буду долго.

Дмитрий Лысков: Хорошо, давайте.

Петр Скобликов: Важно ваш вопрос расширить. В какой ситуации сотрудник ГИБДД или сотрудник полиции может запретить гражданину видеосъемку тех действий, которые осуществляет полиция?

Дмитрий Лысков: В какой?

Петр Скобликов: Перечень достаточно большой. Это, например, проведение следственных действий, а следственные действия могут составлять следственную тайну. Это проведение оперативно-розыскных мероприятий. Это проведение контртеррористической операции, по периметру которой могут быть выставлены сотрудники ГИБДД, и могут перекрыть дорожное движение. И ряд других ситуаций. Исчерпывающего перечня нигде нет, потому что эти запреты содержатся в разных федеральных законах. И такой исчерпывающий перечень доводить до гражданина не следует, потому что…

Дмитрий Лысков: Ну, я понимаю, конечно! Меня останавливают, у меня работает видеорегистратор, а мне говорят: "Здесь проводятся следственные действия". И всё.

Петр Скобликов: Дмитрий, позвольте… Дмитрий, позвольте закончу мысль.

Константин Крохмаль: Видеорегистратор – это одно. А мобильный телефон – это другое.

Петр Шкуматов: А какая разница?

Дмитрий Лысков: А какая разница?

Константин Крохмаль: Регистратор снимает дорогу.

Петр Скобликов: Очень важно, чтобы у зрителей нашей передачи сложилось правильное мнение. Вот если ранжировать, допустим, Правила дорожного движения, закон "О полиции" и Административный регламент, посвященный деятельности ГИБДД, что прежде всего должен знать водитель? Прежде всего он должен знать Правила дорожного движения.

Дмитрий Лысков: Несомненно.

Петр Скобликов: Во вторую очередь – федеральный закон. И в третью, в последнюю очередь – Административный регламент, потому что он адресован не гражданам.

Дмитрий Лысков: Ну, как здесь уже было сказано, это вообще внутренний документ ГИБДД.

Петр Скобликов: Вот если гражданин заподозрит, что должностное лицо превышает свои полномочия, ущемляет его права, он может обратиться к регламенту, вчитаться в подробности и предположить, что сотрудник нарушил свою служебную инструкцию, и обратиться с жалобой к вышестоящему начальнику или в суд – тогда он ему понадобится. А сейчас каждый водитель должен знать: если сотрудник полиции останавливает водителя на дороге, водитель должен беспрекословно подчиниться этому требованию…

Дмитрий Лысков: Вот! Спасибо, что вы сейчас это упомянули. Сергей Владимирович…

Петр Скобликов: А если он считает…

Дмитрий Лысков: Простите. Сергей Владимирович, еще одно опасение, которое постоянно я читаю на форумах. Я сам автолюбитель, да и готовился к программе. Опасение звучит так: на дорогах, особенно в глухих местах, появятся так называемые "казачки", наряженные в форму сотрудника правоохранительных органов, которые будут тормозить машины. Теперь гражданин не имеет права не остановиться, он должен подчиниться…

Константин Крохмаль: Имеет.

Дмитрий Лысков: Имеет?

Константин Крохмаль: Имеет право. Если он почувствовал подвох, что какая-то тварь там спряталась – хулиган, бандит, убийца и так далее – и у него есть подозрение, внутреннее чутье, он может просто спокойно проехать до ближайшего поста ДПС, остановиться и сказать: "Я не остановился там, потому что считаю, что там убийца, вор, насильник, кто угодно".

Дмитрий Лысков: Эта норма действительно сохранилась?

Константин Крохмаль: Он может это сделать. Чувство опасности.

Дмитрий Лысков: Сергей Владимирович…

Константин Крохмаль: И второй, главный момент. Вот этих людей ставят не так, как они сами пожелали. Их ставит старший. И он дает разнарядку, где конкретно встать. А вот если он…

Дмитрий Лысков: Нет, я понимаю. Но если я движусь по дороге в темное время суток по какому-нибудь захолустью, я не могу звонить в 02 и уточнять, правда ли он здесь стоит.

Константин Крохмаль: Не надо звонить. Даже не тормозить. Проехал мимо, на посту остановился и сказал: "Там кто-то у вас стоит. Что вы хотели у меня спросить?"

Дмитрий Лысков: Хорошо, хорошо. Сергей Владимирович, все так?

Константин Крохмаль: Во-первых, любой автовладелец подчиняется только законному требованию сотрудника полиции. По-моему, здесь никто отрицать не будет этого. Законному. Соответственно, вы должны знать, законное это требование или нет.

Второй вопрос. Нам говорят о том, что вы можете не остановиться. Но никто вам не гарантирует, что по вам не будут стрелять.

И третий момент. Вы сказали о том, что на сегодняшний момент может появиться возможность для таких "казачков". Вы знаете, за то время, что был регламент в другой интерпретации, это никуда не девалось. Такие факты мы приводили в 2015 году, в 2012 году.

Дмитрий Лысков: Если я правильно понимаю, при прошлом регламенте мы имели полное право не остановиться, доехать до стационарного поста и там сообщить?

Сергей Канаев: Здесь по регламенту, который был и который сейчас изменился, ничего не меняется.

Дмитрий Лысков: Все то же самое?

Сергей Канаев: Я вам говорю о том, что "казачки" никуда не исчезли за то время, когда был другой регламент. Точно так же мы выявляли в Краснодарском крае, в Воронежской области, когда люди выходят на работу в свои выходные. Это смешно, понимаете? И еще лучше у них было, когда у них место дислокации на опасных участках ДТП, они находятся на очень хлебных местах. Никуда это не девалось. Здесь нужно работать именно с командиром подразделения для того, чтобы действительно…

Константин Крохмаль: Сергей, не вопрос. Мне вообще интересно, а стрелять по машине… Я мимо проехал. Вы говорите, что стрелять по машине. Вы скажите мне случай, когда стреляли по машине, если я не остановился. Вы что говорите, Сергей? Что это такое?

Дмитрий Лысков: Нет, вообще-то, несколько инцидентов с погоней и со стрельбой было.

Константин Крохмаль: Я не остановился – и меня с автомата, что ли? Взрывать будут мою машину? Вы что говорите? Что это за чушь такая? Какая стрельба? Вы что?

Петр Шкуматов: Были, были, были.

Сергей Канаев: Очень много.

Константин Крохмаль: Возьмите южные республики – Кавказ, Дагестан. Возьмите…

Константин Крохмаль: Он каждый патрон…

Сергей Канаев: Пожалуйста…

Дмитрий Лысков: Господа! Господа! Я немножечко сейчас эмоции притушу. Прошу вас!

Константин Крохмаль: Тут бандитов ловят, стреляют. А я проехал – и в меня стрелять будут?

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич, прошу вас. Очень эмоционально идет дискуссия, я согласен. Петр Михайлович, вам слово.

Петр Шкуматов: Я просто хотел что сказать? Друзья, вот последний случай. Вы говорите по поводу видеосъемки – разрешена она, запрещена она. На самом деле вот последний случай в Ставропольском крае. Депутат ехал на красный свет – врезался в автобус городской, протаранил его. Там люди пострадали. Приехали инспекторы ДПС. Первым делом залезли в автобус и спросили у водителя: "У тебя видеорегистратор был?" Водитель говорит: "Нет, не было. Зачем он мне? Я всегда езжу на зеленый". – "Отлично!" И оформили его как проезд на красный. Вот, пожалуйста!

Эти же инспекторы сейчас, пока идет наша передача, они стоят и где-то, так сказать, на хлебных или не на хлебных местах и там "стригут купоны". Вопрос возникает. Вот вы говорили о том, что плохо снимать, да? Кто-то, какой-то добрый человек выложил запись камеры видеонаблюдения, и там все видно: автобус едет на зеленый, а депутат едет на красный. Никто из полицейских не понес никакой ответственности. Они сделали круглые глаза и сказали: "Ой, вы знаете, мы ошиблись. Да, мы вот поверили депутату почему-то, а вот водителю автобуса не поверили. Но сейчас точно мы знаем".

Станислав Лагойко: А кто-нибудь жалобу писал на этих полицейских?

Петр Шкуматов: Ну конечно, написали.

Станислав Лагойко: И?

Петр Шкуматов: Но толку-то?

Станислав Лагойко: Ну, реакция на жалобу?

Петр Шкуматов: Как доказать?

Дмитрий Лысков: Подождите, подождите!

Станислав Лагойко: Реакция на жалобу какая была?

Дмитрий Лысков: Вы же говорите, что есть результат видеосъемки камеры, которая показывает, что автобус. Плюс жалоба.

Петр Шкуматов: А что в жалобе он скажет? Он скажет, что…

Станислав Лагойко: Что он был неправомерно привлечен к административной ответственности, при этом никаких не было доказательств.

Петр Шкуматов: У него нет доказательств, что инспектор зашел и вот так себя вел. Они это отрицают, естественно. Там целая толпа этих инспекторов, которые говорят: "Нет-нет-нет! Мы действовали в рамках закона".

Дмитрий Лысков: Подождите, но есть, насколько я понимаю, протокол оформленный, что он проехал на красный свет. И есть видеозапись, где видно, что он проехал на зеленый свет.

Константин Крохмаль: Конечно, можно написать: "Я не согласен". Правильно.

Дмитрий Лысков: При чем здесь толпа инспекторов?

Константин Крохмаль: Правильно! Напиши, что не согласен. Это же просто.

Петр Шкуматов: Там все очень просто, там все очень просто. Запись…

Константин Крохмаль: Напиши внизу: "Не согласен". И всё.

Петр Шкуматов: Запись появилась позже, когда про эту несправедливость узнали.

Константин Крохмаль: Да без разницы. Когда оформляют, напиши: "Я не согласен". И всё.

Петр Шкуматов: Когда оформляют, и вы прекрасно знаете, что инспектор смотрит на обстоятельства, на свидетельские показания и так далее, и так далее – и на основании этого выносит решение. На тот момент единственным человеком, который утверждал, что он ехал на зеленый, был сам водитель. А все остальные люди, которые там почему-то нарисовались, говорили: "Я свидетель. Он точно ехал на красный, а депутат ехал на зеленый".

Дмитрий Лысков: Виктор Михайлович, как быть в таких ситуациях? Вот разъясните опять же для наших граждан.

Виктор Лыков: Ну, во-первых, есть всякие разборочные и отборочные комиссии, куда можно обратиться. Обязательно надо, если инспектор ведет себя не так, то нужно обязательно к вышестоящему начальству вместе с ним. И дальше, если каких-то вещей не последует…

Дмитрий Лысков: А как узнать, где находится вышестоящее начальство?

Константин Крохмаль: А как доказать-то?

Дмитрий Лысков: Хватать инспектора за руку и вести к вышестоящему начальству?

Виктор Лыков: Не надо, не надо.

Дмитрий Лысков: Что делать?

Виктор Лыков: Пишете заявление, излагаете обстоятельства.

Дмитрий Лысков: А если взять телефон, позвонить по 02 и сообщить, что происходит что-то странное?

Константин Крохмаль: Ничего. Ноль.

Дмитрий Лысков: Ничего?

Константин Крохмаль: Ничего.

Виктор Лыков: Там зафиксируют…

Константин Крохмаль: У нас бумага.

Виктор Лыков: Нет, там зафиксируют. Если потребуется когда-то, вдруг какое-то дело такое разворачивается, то эту запись вскрывают и воспроизводят.

Дмитрий Лысков: То есть она не лишняя, но по большому счету никакой роли не играет?

Виктор Лыков: Нет, она вреда не делает. Но когда нужно, она сделает свое…

Станислав Лагойко: На каждом автомобиле ГИБДД указан номер телефона доверия.

Петр Шкуматов: А вы пробовали по нему звонить?

Станислав Лагойко: Я пытался звонить по телефону доверия из отдела внутренних дел.

Виктор Лыков: Я хочу…

Дмитрий Лысков: Давайте Виктор Михайлович закончит уже свою мысль.

Виктор Лыков: Я хочу вот еще сказать. Все-таки нам надо уходить от конфронтации, нам она совершенно не нужна.

Дмитрий Лысков: А вы знаете, в последнее время я не замечаю такой прямо насыщенной конфронтации. Мы, конечно, говорим сейчас о резонансных моментах. Я тоже как автолюбитель…

Петр Шкуматов: А можно я по поводу конфронтации скажу?

Дмитрий Лысков: Сейчас, секундочку. Я тоже автолюбитель. Меня останавливают сотрудники ГИБДД. Они предельно вежливы!

Виктор Лыков: Совершенно верно.

Дмитрий Лысков: Они обращаются по имени и отчеству. Ни малейших попыток…

Виктор Лыков: Совершенно верно. За последнее время наши социологические исследования…

Петр Шкуматов: У вас видеорегистратор есть.

Дмитрий Лысков: Нет, вы знаете, у меня его нет.

Виктор Лыков: Доверие к сотрудникам полиции, в том числе ГИБДД, возрастает – незначительно, но возрастает. Раньше этого не было. Раньше вообще старались от этого отойти и не связываться. Сейчас – наоборот. И министр призывает к тому, чтобы… Давайте это делать открыто, честно, порядочно и так, чтобы, самое главное, граждане не страдали. Вот граждане перестали страдать.

Дмитрий Лысков: У меня есть… Господа, господа, прошу прощения! У меня есть данные ВЦИОМ, опрос о ГИБДД, о доверии ГИБДД. Это 2017 год. Пожалуйста – уровень доверия в нашем обществе на сегодняшний день находится на уровне 52%. То есть больше половины наших граждан доверяют сотрудникам ГИБДД.

Петр Шкуматов: А раньше вообще было…

Дмитрий Лысков: Сергей Владимирович, а что за история со знаками, с временными знаками и камерами? Это тоже очень резонансный момент, который прямо кругом обсуждается.

Сергей Канаев: Дмитрий, все-таки дайте мне мысль закончить по поводу видеорегистраторов.

Дмитрий Лысков: Прошу вас.

Сергей Канаев: И когда говорят о том, что это конфронтация. Это ни в коем случае не конфронтация. Но если это конфронтация, тогда мы должны сказать себе и другим людям, что президент неправ. А президент ведь сказал, что все фото- и видеофиксации и любые приборы должны быть рекомендованы к принятию в суде. Для чего это снимают? Граждане и, соответственно, сотрудники ГИБДД делают это для того, чтобы защитить свои права, не более того. Если мы будем говорить о недобросовестных сотрудниках ГИБДД и о тех, кто троллит их, – ну, вы знаете, наверное, это не та тема, которую стоило обсуждать.

Дмитрий Лысков: Вы знаете, я с вами согласен.

Сергей Канаев: Все-таки мы же должны заботиться о большинстве – и тех, и других, потому что порядочных людей там гораздо больше. И если у нас начальник ГИБДД делает подобные нововведения, ну, наверное, у него как-то политика с политикой президента совсем не сходится, потому что мне кажется, что там должно быть по-другому.

Дмитрий Лысков: Но мы обсудили, что, вообще-то, препятствия видеосъемки на данный момент нет.

Константин Крохмаль: Конечно нет. Мы о чем разговариваем?

Сергей Канаев: Нет-нет-нет…

Дмитрий Лысков: И я думаю, мы разъяснили это для граждан вполне доступно.

Сергей Канаев: Константин, я в данном случае говорю здесь не о запрете. Я сказал о конфронтации, когда сказали о том, что не нужно снимать. Я говорю: снимать нужно и защищать свои права.

Дмитрий Лысков: Сергей Владимирович, это мнение, звучащее в нашей программе, а вовсе не глобальное впечатление общества или что-либо еще.

Сергей Канаев: Дмитрий, я не про регламент. Я говорю о том, что нужно защищать свои права. А теперь что касаемо…

Дмитрий Лысков: Давайте про знаки все-таки, потому что это тоже важная тема.

Сергей Канаев: Знаки, да, на которые будут устанавливать. Вы знаете, если раньше все-таки запрет был на видеосъемку, когда у нас устанавливались временные знаки, то сейчас этот запрет сняли. Что у нас будет? У нас, в принципе, могут выдавать в связи, не знаю, с плохим семейным положением или финансовым сотрудникам ГИБДД знаки. Они выходят. У них тут же есть мобильные комплексы. Это, понимаете, история… Вот это точно история таких, знаете, "лихих" девяностых. Так быть не должно.

С одной стороны, у нас говорят о том, что, наоборот, нужно убирать мобильные комплексы, нужно ставить знаки ограничения скорости и, естественно, знаки, что ведется фото- и видеофиксация. А с другой стороны, устанавливаем временный знак, тут же… Вы понимаете, это можно же менять очень быстро. И откуда вы знаете, что тут резко поменялось движение? Его не было еще днем, а ночью уже могут выставлять.

Дмитрий Лысков: Если я правильно помню ПДД, то это ответственность водителя – смотреть на дорожные знаки и им подчиняться.

Сергей Канаев: Совершенно верно, ПДД. И в данном случае…

Дмитрий Лысков: Так в чем тогда проблема?

Сергей Канаев: Нет, соблюдение прав должно быть с обеих сторон. Если у нас стоят знаки, то они не могут устанавливаться, как было раньше, там, где существуют ремонтные работы. Соответственно, фото- и видеофиксация не может быть там, где временные знаки ставятся.

Дмитрий Лысков: Почему?

Сергей Канаев: Ну, потому что это был запрет, потому что это ситуация…

Дмитрий Лысков: Нет, раньше был запрет, теперь его нет. Так что же? В чем ужас ситуации, господа?

Петр Шкуматов: А теперь 5 тысяч рублей…

Сергей Канаев: Вот у нас же очень любят ссылаться на международную практику. Почему тогда в международной практике, наоборот, отсутствует такая норма, когда временные знаки? А у нас ее вводят. У нас когда комплексы стоят не мобильные, а стационарные, сейчас-то отсутствуют знаки. Вы знаете, что у нас на МКАДе стоят камеры фото- и видеофиксации. Мы вам можем сказать, что на сегодняшний момент отсутствует восемь знаков. Петр знает. Я это говорил начальнику ЦОДД. Прошло полгода – ничего не меняется. Вы знаете, если у нас должно быть соблюдение законодательства, то оно должно быть с обеих сторон.

Петр Шкуматов: Это игра в одни ворота получается, потому что…

Дмитрий Лысков: Объясняйте, потому что никак не уловлю мысль.

Петр Шкуматов: Вот смотрите. Новая Рига – пять полос движения в одном направлении и пять в другом.

Дмитрий Лысков: Стоят временные знаки, да.

Петр Шкуматов: Стоит временный знак "40".

Дмитрий Лысков: Есть такое.

Петр Шкуматов: Вы обязаны соблюдать.

Дмитрий Лысков: Обязан.

Петр Шкуматов: Вы обязаны скинуть резко, "в пол", тормозить с дымом…

Дмитрий Лысков: Ну, не совсем. Там, конечно…

Петр Шкуматов: Ну ладно, хорошо. Там идет "90"…

Дмитрий Лысков: Там идет "90", "70", "60", "40".

Петр Шкуматов: Да, "50", "40". Хорошо. Вы увидели их – вы должны затормозить.

Дмитрий Лысков: Должен.

Петр Шкуматов: Вот вы едете по этой замечательной дороге, а она девственно…

Константин Крохмаль: Ничего.

Петр Шкуматов: Ничего.

Константин Крохмаль: Ничего. Езжай 40, езжай 40.

Петр Шкуматов: Знаки есть…

Константин Крохмаль: Это же не шахматы, чтобы думать.

Петр Шкуматов: Нет, нет…

Константин Крохмаль: Тебе знак поставили – езжай 40. Что фантазировать?

Петр Шкуматов: Нет, человек не робот. Когда будут роботизированные машины – о'кей.

Дмитрий Лысков: Господа, господа! Давайте не будем кричать, мы все друг друга прекрасно слышим. Но ведь действительно в ПДД прописано: вы обязаны, и я обязан, и каждый из нас обязан подчиниться.

Петр Шкуматов: Обязаны, да.

Дмитрий Лысков: Это требование закона.

Петр Шкуматов: Но эти знаки, очевидно, стоят незаконно, потому что никаких работ не ведется.

Дмитрий Лысков: Подождите. Но ведь вначале мы должны подчиниться. А если у нас есть подозрение, что они стоят незаконно, мы можем подать соответствующую жалобу.

Петр Шкуматов: Вот это и проблема, вот это и проблема.

Константин Крохмаль: Мы можем решить. И я сейчас дам совет на всю Россию, на весь мир дам совет. Дело в том, чтобы этого не было… Петр правильно говорит. Есть такие мздоимцы, твари, которые со знаками шакалят, выцепляют деньги у нормальных людей.

Дмитрий Лысков: И что с ними делать?

Константин Крохмаль: Их надо, этих скотов, наказывать! А как их наказывать?

Дмитрий Лысков: Как?

Константин Крохмаль: Правильно Петр говорит. И не подкопаешься. Знак стоит, а через два часа его нет – и всё, доказывай. Нужно сделать специальную карту. Карта знаков, которые находятся и ставятся. Даже если на два часа поставили этот знак, он должен быть зафиксирован на официальном ресурсе, чтобы сверить.

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич, прекрасная идея! Согласен полностью. Секундочку…

Константин Крохмаль: Если приходит штраф, я захожу туда и смотрю: вот меня оштрафовали на Риге, 34-й километр, знак "40" и так далее. Я захожу туда. И та проверяющая служба, которая делает, тоже то сверяет. А там не должно быть этого знака! Штраф не выписывается!

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич, замечательно!

Константин Крохмаль: Вот и всё! И тогда вопрос этот сразу решится.

Дмитрий Лысков: Замечательная идея, я полностью согласен. Только единственное у меня будет…

Константин Крохмаль: И это будет сделано! А если вы не сделаете – значит, вы потакаете воровству!

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич, не надо кричать, мы все прекрасно слышим. Единственный вопрос: почему бы вначале не сделать такую систему, а потом не разрешить фото- и видеофиксацию на временных знаках?

Петр Скобликов: Дмитрий, пора предоставить слово молчащим, а должны отдохнуть…

Константин Крохмаль: Потому что у нас лиха беда начало (русская пословица). Мы начинаем, а потом уже дальше обрастаем тогда всеми вещами.

Дмитрий Лысков: Петр Александрович, вы тоже хотели высказаться. Прошу вас.

Петр Скобликов: Да. Я хотел сказать вот о чем. За то время, что мы находимся в студии, я пытался считать – и сбился со счета — сколько здесь звучало выражение "соблюдение прав", "защита прав". Ни разу не было произнесено выражение "исполнение обязанностей". Прав не бывает без обязанностей. На водителях лежат определенные обязанности, на сотрудниках ГИБДД, на сотрудниках полиции лежат определенные обязанности.

Дмитрий Лысков: А мы только что разве не это обсуждали?

Петр Скобликов: И если мы будем апеллировать только к нарушению прав водителей, в таком случае это разговор в одни ворота, это односторонний разговор, и он неправильный.

Дмитрий Лысков: Петр Александрович, мы же только что обсуждали, что ПДД являются тем самым обязывающим документом. Причем это документ, имеющий силу, в общем-то, закона для водителя.

Петр Скобликов: Так вот, смотрите…

Дмитрий Лысков: Вы об этом говорите?

Петр Скобликов: Я говорю о том, что если в Административный регламент внесено правило о возможности установки временных знаков, то это в определенной степени коррупциогенный фактор. Но это и необходимость, потому что на дороге может возникнуть необходимость в установке временных знаков.

Дмитрий Лысков: Да.

Петр Скобликов: Если они не будут установлены, то это создает условия для дорожно-транспортных происшествий.

Дмитрий Лысков: Петр Александрович, это все совершенно логично и естественно.

Петр Скобликов: И еще один момент. Если знаки установлены, а нарушение не фиксируется, то это значит, что водители, определенная часть водителей не будет исполнять запреты, введенные этими знаками, и бессмысленно устанавливать знаки.

Дмитрий Лысков: И это в том числе. Так мы же обсуждаем, как избежать коррупциогенного фактора в данном случае.

Петр Скобликов: Одно тянет другое. Поэтому, если мы ввели эти знаки, не надо огульно отвергать необходимость. Они нужны? Могут быть нужны. Если их устанавливают необоснованно, то представители тех общественных организаций, которые здесь присутствуют, или тех общественных организаций, которые не присутствуют, но работают на этом поле, должны выявлять эти знаки, фиксировать…

Петр Шкуматов: Стойте, стойте!

Петр Скобликов: Дайте я договорю! Ну что же вы перебиваете на полуслове!

Дмитрий Лысков: Станислав Олегович тоже просил возможность высказаться.

Петр Скобликов: Мысль позвольте мне закончить!

Дмитрий Лысков: Прошу вас.

Петр Скобликов: Ногами, что ли, топать, чтобы закончить мысль?!

Дмитрий Лысков: Петр Александрович, не заводитесь, прошу вас.

Петр Скобликов: Мысль сейчас закончу, а потом будете продолжать орать. Мысль заключается в следующем. Если представители общественных организаций обнаружили знаки, установленные необоснованно, надо фиксировать эти знаки, обращаться с жалобами и выяснять, кто, когда, для чего поставил, и требовать привлечения этих лиц к ответственности. А однозначно говорить: "Нельзя временные знаки ставить!" – это неправильно.

Дмитрий Лысков: Петр Александрович, никто об этом не говорит.

Петр Скобликов: Вы только что слышали. Если вы этого не поняли…

Дмитрий Лысков: Петр Александрович, спасибо, спасибо за ваше мнение. Нам вот Сергея Владимирова и Петра Михайловича нужно размножить и отправить по дорогам выявлять незаконно установленные знаки. Станислав Олегович, прошу вас.

Сергей Канаев: Временные знаки никто не обсуждает. Они раньше были, они и сейчас есть.

Дмитрий Лысков: Господа, ну давайте Станиславу Олеговичу дадим возможность высказаться!

Сергей Канаев: Сейчас речь идет о том, что начинают применять фото- и видеофиксацию, где временные знаки установлены.

Петр Скобликов: Фиксация нужна, иначе нет мотивировки у водителя эти знаки исполнять.

Дмитрий Лысков: Нет мотивировки, да.

Константин Крохмаль: А я не буду…

Дмитрий Лысков: Господа, господа, господа! Очень громко кричим, действительно. Станислав Олегович, прошу вас.

Станислав Лагойко: Изначально дискуссия по данному вопросу начиналась с коррупционной составляющей, что временные знаки, за ними прячутся какие-то приборы видеофиксации – и все это порождает коррупцию в органах ГИБДД. Я хотел бы просто уточнить. Дело в том, что сами приборы по себе не работают на карман сотрудника, а они работают на государство непосредственно.

Петр Шкуматов: Рассказать схему?

Станислав Лагойко: Схему?

Петр Шкуматов: Сейчас существуют.

Дмитрий Лысков: Нет, они существуют. Чего уж тут говорить?

Станислав Лагойко: Раньше были мобильные радары, которые использовали сотрудники. Сейчас они, насколько я знаю, запрещены. И поэтому…

Дмитрий Лысков: Кстати, схем стало меньше.

Петр Шкуматов: Нет-нет, уже разрешили. А давайте я схемы расскажу.

Дмитрий Лысков: Подождите, подождите! Давайте Станислав Олегович договорит все-таки тоже, а то мы как-то скачем. Ну, Петр Михайлович, прошу вас! Станислав Олегович.

Петр Шкуматов: Очень прошу, если вы мне разрешите…

Станислав Лагойко: Хорошо, поделитесь.

Петр Шкуматов: Итак, схема. Камеры фото- и видеофиксации сейчас почти все новые, это частные камеры. Частные, не государственные. Частные камеры работают по принципу государственно-частного партнерства, когда за каждый штраф (правда, любой) компания, которая владеет этим комплексом, получает либо процент, либо фиксированную сумму. Допустим, в Москве и в Московской области это 240 рублей. Соответственно, каждый штраф будет приносить частной компании 240 рублей. А теперь давайте задумаемся, кто с этими частными компаниями заключает договоры на приобретение и эксплуатацию этих комплексов. ГИБДД. То есть понимаете, да? Круг замыкается.

Станислав Лагойко: Они приобретают эти комплексы или берут у них в аренду?

Петр Шкуматов: Нет, частные компании приобретают и их устанавливают, но по разрешению ГИБДД. Соответственно, понимаете, круг замыкается. ГИБДД разрешает… Допустим, если мне завтра кто-то в ГИБДД разрешит купить за свой счет "КРИС-П", допустим, в количестве 10 штук, 100 штук, миллион штук, неважно – знаете, я послезавтра будут, наверное, даже триллионером первым российским.

Станислав Лагойко: Только могу вам сразу разъяснить. ГИБДД у нас пока еще государственная структура. И все деньги, которые поступают на счета именно ГИБДД, они все идут в федеральный бюджет.

Петр Шкуматов: А потом они возвращаются мне.

Дмитрий Лысков: Каким образом?

Петр Шкуматов: В виде 240…

Дмитрий Лысков: А, вы имеете в виду процент?

Петр Шкуматов: Да. Закрываем – и всё.

Константин Крохмаль: А я говорил про карты, чтобы все видели по навигатору. Едешь – и написано "видеокамера". И тогда бы этот вопрос решился.

Петр Шкуматов: В Новосибирске дали казакам эту историю…

Дмитрий Лысков: Господа, господа! На самом деле есть универсальный совершенно способ, рекомендую каждому автовладельцу – называется "не нарушать". И тогда все вопросы будут сняты сами по себе.

Виктор Михайлович, вот вы упомянули, что видеосъемка в данном случае как-то не очень все-таки хороша и не способствует доверию. Я сейчас хочу предложить посмотреть сюжет о еще одном нововведении, а именно – народный инспектор. А это непосредственно связано с видеосъемкой. И потом мы продолжим нашу дискуссию.

Это тот самый случай, когда Россия – один из лидеров по внедрению в жизнь новых технологий. Приложение "Помощник Москвы" доступно для скачивания с 2015 года. С его помощью можно проверить, оплатил ли владелец автомобиля парковку, и если нет – послать об этом сигнал соответствующим службам; а также нажаловаться на тех, кто паркуется не по правилам, на газонах или на пешеходных тротуарах.

В Подмосковье заявлено о начале внедрения программы "Народный инспектор", которая до этого три года "обкатывалась" в Татарстане. Принцип простой: увидел нарушение – снял видео длительностью не менее 15 секунд так, чтобы был виден госномер и можно было определить место, а потом отправляешь через приложение в ГИБДД.

В первые четыре месяца жители Татарстана активно пользовались "Народным инспектором", скачали приложение 30 тысяч человек. Но власти оказались не готовы к наплыву такого количества фотографий. Обрабатывать послания приходилось имеющимися силами работников ГИБДД. В итоге из пяти с лишним тысяч уведомлений до штрафа дошли лишь 1 045. 92% нарушений – неправильная парковка. Остальное – движение по автобусной полосе и езда по тротуару.

Сложно сказать, довольны ли результатами работы добровольных и бесплатных помощников ГИБДД, но часть автовладельцев сразу назначила их стукачами и ябедами. В сети "Интернет" стали появляться группы, в которых объединялись те, кому не понравилось нововведение. Здесь люди рассказывают о своих историях, о штрафах по анонимному доносу, о противостоянии с ГИБДД в судах, делятся опытом, а также данными тех, кто об этом нарушении доложил властям.

"Этот трусливый дятел вечером с тобой здоровается, а утром, оглядываясь по сторонам, если никого нет поблизости, фотографирует тачки соседей во дворе на улице Патриса Лумумбы, 64 и шлет в ГИБДД".

"Приехал на машине к крыльцу магазина загрузить крупногабаритный груз. Встал на тротуар, так как места встать на дороге не было и груз очень тяжелый. В процессе погрузки через пару минут обратил внимание, что меня и мой авто фотографирует очередной "народный контролер". И мало того что я там встал на пару минут, мало того что я никому не мешал. Это все как бы не так уж важно! Граждане, если вы увидите эту рожу, знайте – он фотографирует ваши авто!"

В общем, некоторые автомобилисты активных и неравнодушных сограждан невзлюбили сразу, а еще небольшая их часть об этом объявила публично. Пока движение "Антинародный инспектор" не пользуется большой популярностью, но его ряды наверняка пополнятся после того, как доносить на нарушителей правил дорожного движения разрешат федеральным законом.

Дмитрий Лысков: Между прочим, законопроект уже внесен в Государственную Думу, будут его рассматривать. Виктор Михайлович, а вот такую видеосъемку вы приветствуете?

Виктор Лыков: Нет, такую видеосъемку я не приветствую и не признаю.

Дмитрий Лысков: Тоже. Почему?

Виктор Лыков: Почему? Потому что это ведет к большим конфликтам.

Сергей Канаев: Как приятно от вас это слышать, вот действительно. Вот это точно конфликтная ситуация.

Константин Крохмаль: А я не согласен!

Дмитрий Лысков: Подождите, Виктор Михайлович закончит.

Виктор Лыков: Это приводит к большим конфликтным ситуациям, вплоть до смертей. Кому это выгодно? Кому это нужно?

Дмитрий Лысков: Спасибо.

Сергей Канаев: Ну, это полицейским…

Дмитрий Лысков: Это нужно знать в первую очередь полицейским, несомненно.

Константин Крохмаль: Вот я сейчас скажу…

Дмитрий Лысков: Так что с видеозаписью-то?

Константин Крохмаль: Вот я зарегистрирован на портале госуслуг. Я первый же, как только выйдет приложение, скачаю его на телефон и буду сам ходить и вот эти все вещи делать. Абсолютно правильно. Я буду самым лучшим народным инспектором в России! И это очень просто. На портале госуслуг все данные у меня, СНИЛС, чуть ли не отпечатки пальцев. То есть уже не будет анонимного.

Очень просто это делать. Берешь мобильный телефон и снимаешь с разных сторон автомобиль, который залез на тротуар, на газоне стоит, на грязи и так далее. Взял это все, геотаргетинг, место такое есть – всё, сразу же отправляется. Плюс какой? Сразу приходит штраф! Никаких вот этих вещей. И я считаю, это правильно. Нужно сделать так, чтобы вот этих хамов вычистить нахрен с наших дорог и улиц, которые вообще уже обнаглели!

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич…

Константин Крохмаль: А вот эти люди говорят…

Дмитрий Лысков: Константин Витальевич, слезайте с трибуны, здесь не митинг.

Константин Крохмаль: Не будет ничего этого!

Дмитрий Лысков: Слезайте, слезайте.

Константин Крохмаль: Я за это категорически!

Дмитрий Лысков: Петр Александрович, с вашей точки зрения, поможет ли "Народный инспектор", с одной стороны, предотвращать правонарушения? Ну, полицейского не приставишь к каждому перекрестку. А с другой стороны, мы слышим, что это вызывает конфликтные ситуации. Как тут быть?

Петр Скобликов: Дмитрий, оттолкнусь от той вводной информации, которая только что прозвучала в видеосюжете. 19 октября издано распоряжение Правительства, в соответствии с которым в Госдуму внесен законопроект "Об изменении Кодекса об административных правонарушениях". И этим законопроектом, если он будет принят, в очередной раз ограничивается презумпция невиновности водителя.

Дело в том, что предполагается следующее. Народные инспектора фиксируют нарушения, скачивают на сайт имеющиеся у них материалы – и в автоматическом режиме собственнику автомобиля приходит постановление о наложении штрафа за совершенное правонарушение. Реальный инспектор ГИБДД представленные доказательства не рассматривает, не сопоставляет, не смотрит, есть ли там противоречия, подлог и так далее. Все это происходит в автоматическом режиме. Это раз.

Второе. Наказывается собственник автомобиля, а не то лицо, которое автомобилем управляло. И здесь у меня есть опасения, что…

Дмитрий Лысков: Сейчас при видеофиксации то же самое.

Петр Скобликов: Нет, нет. Значит, смотрите. Сейчас при видеофиксации это камеры, которые находятся под контролем государственных структур, которые проходят сертификацию, которые заточены на определенное правонарушение, отвечают определенным принципам, и алгоритм налажен. Здесь…

Дмитрий Лысков: Нет, я имею в виду, что тоже собственник получает штраф-то.

Петр Скобликов: Здесь какое у вас средство фиксации и как вы его интерпретируете, правильно или неправильно, никто не проверяет.

Дмитрий Лысков: Спасибо, спасибо.

Петр Скобликов: И почва для злоупотреблений значительно расширяется. Хотя в целом идея здравая, потому что я как автолюбитель, едучи по дороге, нередко вижу лихачей. Они создают очень опасные ситуации. И возникает мысль: "Это надо зафиксировать, надо привлечь к ответственности". Но, я думаю, через сложный, через более сложный юридический процесс, в котором будут обеспечены права…

Константин Крохмаль: Лихачей вы не привлечете к ответственности.

Дмитрий Лысков: Господа, господа, не все вместе! Прошу вас, не все вместе!

Константин Крохмаль: Какие лихачи? О чем вы говорите?

Дмитрий Лысков: Станислав Олегович, тут действительно нарушается презумпция невиновности?

Станислав Лагойко: Нет, не нарушается. Давайте снова вернемся к законодательству. Естественно, ранее тоже была возможность снимать правонарушения административные на какие-то гаджеты и отправлять их как в органы правопорядка, так и просто выкладывать на всевозможные сайты, в Интернет. И тоже лиц привлекали к административной ответственности.

Чем отличается нынешняя программа уже от ранее представленных материалов? Тем, что она создана полностью под административные правонарушения. То есть это само по себе, "маленький инспектор". То есть в программу сразу прошито, что необходимо для составления административного материала по административному правонарушению. То есть ранее при поступлении материалов, видеоматериалов в органы ГАИ инспектор был обязан провести проверку – представляете, да? – по каждому факту. Инспектор должен был начать с опроса того лица, которое представило данную видеозапись. Он должен был вызвать его, опросить по факту.

Дмитрий Лысков: Ну, понятно. А теперь этот вопрос снимается.

Станислав Лагойко: Теперь это снимается.

Дмитрий Лысков: Программа в автоматическом порядке…

Станислав Лагойко: В программе автоматически заложены все необходимые требования, которые предъявляются для фиксации административного правонарушения. Это время, место…

Дмитрий Лысков: Спасибо. Мы просто уже приближаемся к финалу программы. Сергей Владимирович, что не устраивает в "Народном инспекторе"?

Сергей Канаев: Смотрите, во-первых, меня устраивает само приложение изначально, чтобы вы понимали, Константин.

Константин Крохмаль: Спасибо, спасибо!

Сергей Канаев: Я не против этого приложения. Про что мы говорим? Проблема в том, что нигде в мире оно эффективно не используется. Как это делают? Это делают специально обученные люди. В Америке это дружинники. У нас в советские времена тоже были дружинники. То есть люди, которые это делают, они хотя бы мало-мальски… Это хотя бы было при общественных палатах, общественных организациях, чтобы было понятно, кто этим занимается.

Вы знаете, кто на сегодняшний момент занимается "Народным инспектором", который приносит огромные прибыли даже в бюджет Москвы и Казани? 80% – это инспекторы ГИБДД, которые не хотят составлять протоколы (это чтобы вам понятно было), а 20% – это люди, враждующие во дворах. Всё. Нормальные люди этим не занимаются. И слава богу.

Дмитрий Лысков: Сергей Владимирович, ну хорошо…

Сергей Канаев: Потому что если вы сейчас выйдете на дорогу, будете снимать обочины и так далее, я думаю, там будет очень много конфликтных ситуаций.

Константин Крохмаль: Не будет.

Сергей Канаев: Костя, дай закончу!

Константин Крохмаль: Ну какие?

Сергей Канаев: Если на сегодняшний момент и можно, чтобы это работало, то "Народный инспектор" сейчас, на сегодняшний момент эффективно может работать только по парковкам. Превышение скорости, выезд на встречку, выезд на обочину – нельзя этого делать. Ну вы поймите правильно!

Дмитрий Лысков: Сергей Владимирович, спасибо, спасибо! Мы услышали ваше мнение.

Петр Михайлович наверняка не согласится, потому что "Синие Ведерки" постоянно и непрерывно снимают правонарушения, выкладывают их в Сеть.

Петр Шкуматов: Друзья, смотрите, по поводу обочины. Обочина как раз сейчас является самым конфликтным местом. Буквально пару дней назад "обочечник" вот прямо нагло ехал… Как вы, Константин, выражаетесь – тварь.

Константин Крохмаль: Да, тварь и сволочь!

Петр Шкуматов: Вот он ехал, "пропустите меня, я тут спешу". Его человек не пропустил – он вышел и разбил ему стекло автомобиля, просто взял и разбил. Вот как раз эта ситуация, когда невозможно зафиксировать нарушение и наказать человека так удаленно…

Константин Крохмаль: Правильно!

Петр Шкуматов: …не вступая с ним в какие-то конфликты, она приводит к физическим конфликтам. Как только у меня будет возможность – ненавижу "обочечников"! – просто сфотографировать…

Константин Крохмаль: Вот! Пыль заставим их глотать! Их надо пыль заставить глотать!

Петр Шкуматов: Я постоянно езжу с открытыми окнами. И летом эти "уважаемые" люди едут мимо меня, обдавая мой салон камнями, меня – пылью, и так далее. Причем они спешат, а я не спешу. Значит, буду фотографировать…

Дмитрий Лысков: Но проблема не в этом, а проблема в том, что они нарушают ПДД в первую очередь, закон нарушают.

Петр Шкуматов: Буду фотографировать в пробках. Это вот прямо мое личное убеждение.

Но самое главное, что могу сказать. Как бы это больно ни звучало, у нас там, где я живу, парковка на газоне практически прекратилась после появления этого приложения. Парковка на местах, скажем так, где это запрещено, она тоже прекратилась, потому что люди уже начали как-то ставить. Зато повысился спрос на машиноместа в гараже, на сами гаражи и так далее. То есть люди начали…

Дмитрий Лысков: Вот! Виктор Михайлович, вот смотрите, ведь пока у нас эвакуаторы в городе Москве были эпизодическим проявлением – иногда они были, иногда не появлялись, – тоже каждая эвакуация вызывала конфликтную ситуацию. Когда они стали явлением массовым и неизбежным, конфликтные ситуации исчезли. Может быть, так и с нашим "мобильным инспектором" будет, когда он действительно станет массовым явлением? И каждый автолюбитель будет знать, что его могут заснять.

Виктор Лыков: Здесь очень важно, чтобы этот инспектор знал свои права и обязанности, очень важно, и умел их разъяснить.

Сергей Канаев: Был квалифицированным как минимум.

Виктор Лыков: Да. Если этого не будет – ну, будет вот такой же хаос. Это обязательно. И потом, если мы говорим уж о том, чтобы снять этот негативный процесс, то должна быть система – система обучения, и обязательно вместе с сотрудниками органов внутренних дел.

Дмитрий Лысков: Так, может быть, сделать курсы?

Сергей Канаев: Конечно.

Виктор Лыков: Опыт богатый был, он есть.

Сергей Канаев: В советские времена все было.

Виктор Лыков: Начиная сверху и кончая…

Дмитрий Лысков: К сожалению, время нашей программы подошло к концу. Сегодня была у нас очень бурная дискуссия. Но, вы знаете, я очень рад, что в канун Дня милиции – я по-прежнему называю этот день Днем милиции…

Константин Крохмаль: Поздравляем всех полицейских!

Дмитрий Лысков: …вот сейчас здесь у нас, на Общественном телевидении России, мы – представители общественных организаций, эксперты, представители общественных советов – спокойно и взвешенно обсудили и проблемы, и достоинства, и перспективы наших правоохранительных органов. Побольше бы таких дискуссий. Ну, к счастью, они и идут. Всех с праздником! И спасибо нашим уважаемым экспертам за эту содержательную дискуссию.

Обсуждаем резонансные нововведения, которые касаются миллионов автовладельцев