Туризм в экономике страны. По карману ли нам сейчас путешествия?

Гости
Майя Ломидзе
исполнительный директор Ассоциации туроператоров России

Виталий Млечин: Губернатор Приморья Олег Кожемяко заявил о необходимости создания министерства по вопросам туризма в нашей стране. Сегодня ситуацию в этой сфере обсуждает президент на заседании Госсовета. Представители туриндустрии уже подвели итоги этого лета, и впервые по России туристов отправили больше, чем в Турцию.

Как развивается туризм в нашей стране? Куда вы ездили отдыхать? Пожалуйста, расскажите нам. Присоединяйтесь к нашему эфиру: 8-800-222-00-14 – наш бесплатный телефон, и 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений.

С нами на прямой связи исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Здравствуйте.

Майя Ломидзе: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, вот понятно, идея создания министерства, когда ее чиновник высказывает, это в принципе логично достаточно. Но как вы считаете, если действительно появится Министерство туризма в России, какой будет от этого практическая польза?

Майя Ломидзе: Ну, если рассуждать с точки зрения регулятора власти, то повышение статуса до министерства – это дополнительные возможности в плане штата. И мы можем сказать со стороны туроператорского сообщества, со стороны бизнеса, что, конечно, хотелось бы, чтобы у Ростуризма такие возможности появились, потому что явно работы очень много, а в статусе федеральной службы со всем этим справиться довольно тяжело. Поэтому здесь мы как бы болеем за повышение статуса и, соответственно, за появление новых возможностей в виде расширения штата и иного финансирования.

Если говорить в принципе об имидже отрасли, то появление регулятора в виде министерства означает, что отрасль признана очень серьезной для экономики страны, и это тоже, как сказать, добавляет положительного эффекта от этих намерений. Посмотрим, будет ли принято такое решение, это же пока непонятно.

Виталий Млечин: Ага. Ну а что было бы в центре внимания? Что сейчас в центре внимания и на чем сфокусировалось бы министерство, как вы считаете?

Майя Ломидзе: Ну, мне кажется, в центре внимания развитие внутреннего туризма, регионов, развитие инфраструктуры. Вопросов очень много, и это совершенно очевидно, что именно этим и будет заниматься министерство, если оно будет создано.

Виталий Млечин: Ну а разве развитие внутреннего туризма – это не дело регионов? Это надо из федерального центра решать?

Майя Ломидзе: А тут невозможно... Как сказать... Это вопрос взаимодействия и региона, и федеральной власти. Ни для кого не секрет, что ни в одном регионе недостаточно средств, чтобы самостоятельно развивать у себя инфраструктуру, и софинансирование из федерального бюджета играет очень большую роль. И в принципе Ростуризм в этом направлении много сделал, потому что такого объема материальной поддержки, сколько получили регионы за последние 2–3 года, включая пандемийный, такого объема никогда не было.

Была федеральная целевая программа, где общий объем средств, я бы сказала, размазывался тонким слоем по всей стране, а вот чтобы были целенаправленные гранты, поддержка предпринимательской инициативы в разных направлениях, главным образом чтобы эти направления имели отношение к созданию инфраструктуры, – такого до сих пор не было. Поэтому очевидно, что ни один регион сам, кроме, за исключением, может быть, Москвы, с развитием инфраструктуры не справится, и финансовое регулирование и финансовая поддержка из федерального центра просто остро необходима.

Виталий Млечин: Очень интересную статистику мы сейчас показали, что впервые, как оказалось, по России больше поехало туристов, чем в Турцию, в этом году. Как этого удалось достичь?

Майя Ломидзе: Пропущено ключевое слово – «организованных» туристов.

Виталий Млечин: Так.

Майя Ломидзе: Потому что на протяжении десятилетий, собственно, всегда так было, это нормальная мировая туристическая практика, когда внутри страны отдыхают в 1,5, 2, в некоторых случаях в 2,5 раза больше граждан, чем выезжает за рубеж. Повторюсь, это мировая практика, и Россия в этом смысле никогда не была исключением. Но именно в 2022 году произошел такой интересный слом, такая интересная тенденция обозначилась, что клиентами туристических компаний стало больше наших путешественников, чем в предыдущие годы. То есть именно организованных туристов по России направилось больше, чем в Турцию.

Виталий Млечин: А почему? Стало дешевле, выгоднее, доступнее?

Майя Ломидзе: Тут мы не можем не учитывать фактор сильного сокращения возможностей по путешествиям за рубеж и, соответственно, появления новых возможностей на внутреннем рынке. Да, где-то стало дешевле. Не последнюю роль сыграл кешбэк, который просто завоевал сердца наших путешественников, что называется, с самого первого раза, с августа 2020 года. И у туроператоров, соответственно, появились шансы закрепить свои позиции.

В принципе я бы назвала, что туризм стал таким туроператорским не только во внутреннем, но и в выездном сократившемся сегменте, потому что очень многие граждане просто стали бояться выезжать самостоятельно из-за того, что они там могут застрять, потом кто-то должен их вывозить... В общем, конечно, доверить свой отдых туроператору теперь надежнее.

Виталий Млечин: Так а туроператоры дают гарантию от такой ситуации?

Майя Ломидзе: Туроператор отвечает за доставку туриста к месту отдыха и, соответственно, за доставку его на родину.

Виталий Млечин: Ага. Послушаем Наталью из Свердловской области, она до нас дозвонилась. Наталья, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я хочу поделиться вот такой вот, ну не новостью, желанием.

Виталий Млечин: Давайте.

Зритель: Я когда была работающим пенсионером, у меня хорошая зарплата была, в ломбарде работала, пенсия хорошая... В общем, в месяц выходило 50 тысяч, я могла себе позволить и Турцию, и Китай, в Испании была, в Карловых Варах была, долго перечислять. В последний раз была в Башкирии в санатории, очень хороший санаторий, забыла, как название, как-то по-татарски. Но сейчас мечта моя – побывать на Байкале и Камчатке. Но это очень дорого, хоть бы какие-то скидки... Перелеты раньше я позволяла себе даже во Владивосток, а сейчас не могу себе позволить даже вот туда.

Виталий Млечин: А сколько сейчас стоит? Вот вы как-то приценивались к поездке?

Зритель: Нет, я знаю, что дорого.

Виталий Млечин: Ага.

Зритель: У меня подруга, она жила около Байкала, ее даже мечта посетить, город не знаю, не буду отвлекаться, посетить родину, жить там хотелось ей, она говорит, что очень дорого, хотела уехать из Тагила.

Виталий Млечин: Понятно, спасибо большое. Ну...

Майя Ломидзе: Вопрос ясен. Я все-таки рекомендую не доверять тому, что говорят, потому что есть такое расхожее, распространенное мнение, что на Дальний Восток лететь дорого. Безусловно, это дешевле, чем лететь в соседний, причем о каком бы федеральном округе мы ни говорили, это правило работает. Но, во-первых, билеты внутри страны практически не подорожали, в отличие от зарубежных направлений, а во-вторых, именно сейчас, до 10 сентября, действует опять же тот же кешбэк, где на Дальнем Востоке, если ты направляешься на Дальний Восток, возвращается 20%, но не более 40 тысяч от стоимости поездки.

Правда, важный момент: билеты в это не входят, т. е. речь идет только о размещении в отеле. Но, соответственно, экономия на отеле благодаря кешбэку дает шанс купить билет по относительно невысокой цене. И наконец, я бы обратила внимание на возможность направиться в регионы Дальнего Востока на чартерах, которые тоже сейчас летают.

Виталий Млечин: Вот сейчас Владимир Путин как раз на Госсовете обсуждает туристическую сферу. Вот несколько его заявлений: «Надо сделать все необходимое, чтобы для людей с разными доходами были доступны возможности путешествий», – это вот как раз то, о чем наша зрительница говорила. Также Путин заявил, что «необходимо возродить курортную зону на Каспии» и «туризм должен быть вне политики», и поручил президент правительству проработать создание межгосударственных туристических организаций. А как вы считаете, а это для чего?

Майя Ломидзе: Что именно?

Виталий Млечин: Вот создание межгосударственных туристических организаций. С какими государствами? И чем они будут заниматься?

Майя Ломидзе: Ну, я предполагаю, что в первую очередь речь идет о приграничных государствах, таких как Казахстан, Белоруссия. У нас очень активное взаимодействие в виде туристических потоков, в частности, с Белоруссией; с Казахстаном не так активно, как хотелось бы, но тоже неплохие возможности есть, в частности, на российском рынке именно в этом году стали активно предлагать горнолыжный отдых на курортах Казахстана. Не могу не отметить Узбекистан, который, я уже сказала, ворвался просто в топы продаж.

И межгосударственное взаимодействие, возможно, как-то упростит процесс доставки туристов туда и оттуда, потому что практически со всеми этими странами, с Казахстаном, особенно с Узбекистаном, все-таки препятствием является высокая цена билета, и, возможно, межгосударственные соглашения позволят запустить какие-то другие тарифы, предусмотренные именно для туристов.

Виталий Млечин: Ну и, пожалуй, последний вопрос. Скажите, пожалуйста, насколько выгоден сейчас туризм именно для бизнеса? Потому что, если по миру смотреть, очень много гостиниц построены именно крупными какими-то бизнесменами, там какие-то сети крупные, они на этом очень хорошо зарабатывают. А в России вот какая сейчас ситуация, выгодно инвестировать в строительство гостиниц, строительство инфраструктуры?

Майя Ломидзе: Вы знаете, я думаю, что да, потому что впервые за десятилетие созданы условия, когда срок окупаемости таких объектов меньше, чем это было даже в допандемийный период, это первое. И второе: когда во время пандемии люди стали для себя открывать разные регионы и появился совершенно другой интерес, появились возвратные туристы во многих регионах, стало очевидно, что не хватает нормальных туристических объектов инфраструктуры, в первую очередь отелей, есть запрос, соответственно, на вложение средств, и эти объекты будут заполняться. Поэтому мне кажется, что сейчас прямо все условия созданы для того, чтобы инвестировать в туризм, и это будет окупаться.

Виталий Млечин: Спасибо вам большое! Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, была с нами на прямой связи.

Сейчас наша зрительница из Владивостока. Дарья, здравствуйте, добрый вечер.

Зритель: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Вы в эфире.

Зритель: У меня вопрос такой. Живя во Владивостоке, решили полететь в Южно-Сахалинск, это город, 1,5 часа лета от нас, в пределах Дальневосточного федерального округа.

Виталий Млечин: Так.

Зритель: Билеты на самолет стоят столько же, сколько и до Москвы практически, ценник очень дорогой.

Виталий Млечин: Сколько?

Зритель: На двоих нам с ребенком вместе с багажом, вот с сыном до 12 лет, 37 тысяч рублей на двоих.

Виталий Млечин: Ага.

Зритель: То есть один билет 20 тысяч взрослый.

Виталий Млечин: Это в одну сторону или в обе?

Зритель: Туда и обратно, в обе стороны.

Виталий Млечин: Ага, туда и обратно. Ну, туда и обратно... А скажите, динамика какая? Вы раньше узнавали, сколько до этого стоило?

Зритель: Ну, примерно столько же и стоило всегда. Как правило, ценник ниже не опускается, если только лететь туда без багажа, да, возможно купить дешевле. Но то же самое, что и до Москвы, ценник такой же примерно получается. У нас плоский тариф Владивосток – Москва 25 тысяч на одного туда и обратно, а...

Виталий Млечин: Ну, по крайней мере не подорожал сильно, потому что за границу, насколько мы можем судить, сильно подорожало. А какой бы для вас была комфортная цена?

Зритель: Вот, скажем так, туда и обратно тысяч за 8–10.

Виталий Млечин: 8–10 тысяч, понятно.

Зритель: Просто соизмеримо расстояние, соизмеримо тому, что мы все-таки в одном регионе находимся.

Виталий Млечин: Логично. Спасибо вам большое.

Сейчас узнаем, может ли так быть. С нами на прямой связи Алексан Мкртчян, вице-президент Альянса туристических агентств России. Алексан Мушегович, здравствуйте.

Алексан Мкртчян: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, а действительно странно, в Москву лететь через всю страну, в Южно-Сахалинск совсем недалеко, но стоит одинаково – почему так?

Алексан Мкртчян: Нет, ничего странного, зрительница ваша ответила сама себе. Дело в том, что на Москву плоский тариф. Что такое плоский тариф? – это тот, за который платит государство порядка 70% стоимости. То есть почему стоит 25 тысяч? Должен стоить тысяч 50–60, а стоит 25. Просто потому, что государство дотирует деньги. И наоборот, по Сибири и Дальнему Востоку, к сожалению, никто ничего, ни рубля не дотирует. Я вас удивлю, но по Якутии из Якутска полететь на север Якутии, лететь там меньше часа, допустим, билет может стоить 16 тысяч туда и обратно, вот такие цены у нас.

Поэтому у нас все, к сожалению, делается через Москву, т. е. мы должны из Камчатки, …, из Чукотки полететь в Москву, а дальше уже из Москвы полететь или ехать на поезде куда вы хотите.

Виталий Млечин: Ага. И это так исторически сложилось, это не меняется год к году?

Алексан Мкртчян: Ну смотрите, появляется местная авиация, да, она летает. Я не буду называть эту авиакомпанию, которая летает из Владивостока, скажем, в Южно-Сахалинск, в Петропавловск-Камчатский, в Хабаровск. Но, к сожалению, эта компания, если поговорить с ними откровенно, авиакомпания, они скажут, что они дотаций не получают, а развиваются на собственные деньги, поэтому и билеты вот такие дорогие.

Виталий Млечин: А все-таки какая-то динамика? Потому что, в общем, если посмотреть, то полеты за рубеж сильно выросли, внутри России вроде не так сильно. Это почему так? Это опять же государство как-то их сдерживает?

Алексан Мкртчян: Нет, тут совсем другое. Смотрите, в России существует больше 1 тысячи самолетов современных, из них, я не беру старые Ан-2, Ан-24, современных больше 1 тысячи. Из них за рубеж могут летать не больше 200, 800 самолетов могут летать только по России, ну понимаете почему, не буду подробно останавливаться. Соответственно, вот эти 200 самолетов, которые могут летать за границу, которые не арестуют, у которых есть соответствующая документация, естественно, цены они заломили высокие.

И наоборот, в России сейчас больше 800 самолетов, у них нет фактически работы, поэтому у нас сейчас рейсы там летают условно Брянск – Минеральные Воды или Нижневартовск – Екатеринбург, т. е. рейсы, которые обычно не заполняются, но сейчас они все полные. Сейчас из-за того, что переизбыток рейсов, рейсы очень недорогие, летают даже, удивлю вас, Томск – Новосибирск, там на машине ехать 4 часа, а у нас пара самолетов в день летают Томск – Новосибирск, просто потому, что там недорого, там буквально 3 тысячи рублей.

То есть на самом деле сейчас все, что по России, ну кроме Дальнего Востока, Якутии, там исторически дорого, а если мы берем Западную Сибирь, всю европейскую часть России, слушайте, совсем недавно можно было купить билет Москва – Петербург за пару тысяч рублей на распродаже, вот буквально на прошлой неделе. Туда и обратно 4 тысячи, Москва – Петербург – Москва, пожалуйста, великолепная цена.

Виталий Млечин: Хорошо. А давайте теперь, собственно говоря, разберемся, куда едут россияне отдыхать и куда поедут осенью.

Алексан Мкртчян: Ну, в первую очередь понятно, что Россия – северная страна, россиянам нужно, не важно, где вы живете, в Мурманске, в Петербурге, в Москве или в Нижневартовске, вам нужно теплое море. Поэтому, естественно, россияне в этом году массово поехали в Сочи, потому что в Сочи единственный открытый аэропорт на всем Черноморском побережье России.

Россияне массово поехали на Каспий просто потому, что Сочи безумно подняли цены, там плюс 40%, понимая, что они монополисты и люди не могут из той же Сибири или Дальнего Востока попасть в Крым, или в Анапу, или в Геленджик, в Краснодар, все эти аэропорты закрыты. И россияне для себя открыли Дагестан, Дагестан примерно на 30%, даже на 40%, дешевле Сочи, море Каспийское прекрасное, теплое, купаться можно до середины сентября, даже до конца сентября, в этом году очень теплое море.

Естественно, в этом году очень неплохо продается Петербург, Калининград, потому что это, скажем, такие западноевропейские точки России. У нас сейчас нет прямых рейсов в Европе, ни из одного аэропорта России не летают рейсы в Европу, кроме Сербии из Москвы буквально. Так вот люди поехали в Петербург, потому что это Европа, потому что красивый город. Но, к сожалению, тоже Питер поднял цены.

Вот сейчас впереди бархатный сезон, вот такой лайфхак вашим зрителям: все курортные города будут опускать цены, и Сочи, Крым уже опустил на 50%, Сочи опустит где-то на 30%, естественно, Петербург опустит, Калининград, Казань, Москва... В Москве уже просто опускать дальше некуда. В Москве можно было, я вам скажу, буквально в августе в пределах Садового кольца великолепные пять звезд, которые раньше, до пандемии, стоили 30–40 тысяч в сутки, буквально 3 года назад, сейчас стоили не больше 8–9 тысяч. То есть цены упали за вот эти годы, за 3 года в 4–5 раз.

Виталий Млечин: Ничего себе, разница существенная.

А скажите, пожалуйста, Дагестан не возгордится, не задерет цены в следующем году от успеха такого?

Алексан Мкртчян: Возможно. Но такого роста все равно не будет. Ну поднимет цены, вот то, что я вижу, плюс 10%, это потолок. Там, кстати, вменяемые люди, они прекрасно понимают, что республику ждет большое будущее, нужно никого не отпугнуть. Тем более сегодня вы уже слышали заявление президента Путина о том, что будет строиться круглогодичный курорт в Дагестане, на Каспии, т. е. там мегахорошие перспективы. Дагестан – это всерьез и надолго.

Виталий Млечин: Ага. А вот есть еще один вид отдыха, такой экстремальный. Вот новости трагические приходят, к сожалению, что погибла группа туристов практически полностью в Ключевской сопке, и сразу претензии возникли к турагентству, которое их туда отправило. Вот насколько это сейчас такой прозрачный бизнес? Насколько качественно организуются услуги?

Алексан Мкртчян:

Виталий Млечин: Не слышно вас, что-то со звуком случилось. Нет, ничего не слышно. Так-так-так... Восстанавливаем связь, к сожалению, картинка есть, а звука нет. Ну ничего страшного, сейчас связь восстановится.

Нам пишут из Санкт-Петербурга: «Мы с мужем очень много путешествуем по нашей стране и за рубежом были в 16 странах, туристы с большим стажем. Уверены, что это направление государственной важности и очень необходимо его особая поддержка». Также предлагают нам из Архангельской области не министерство создавать, а поднимать зарплаты людям, чтобы у них было достаточно средств на то, чтобы поехать отдыхать, – это, конечно, тоже весьма разумно.

Что касается популярных направлений внутреннего туризма, то вот глава Ростуризма Зарина Догузова тоже об этом говорила. Она сообщила, что после старта осенней программы туристического кешбэка акцией за несколько дней воспользовались около 100 тысяч человек. Люди приобрели туров и забронировали гостиниц более чем на 2,5 миллиарда рублей. Кешбэк, сумма, которая напрямую возвращается на карточки туристам, составил около 500 миллионов рублей. То есть цифры такие очень внушительные, и количество людей, и количество потраченных и возвращенных денег.

Восстановили связь мы с Алексаном Мкртчяном. Алексан Мушегович?

Алексан Мкртчян: Да, вопрос по Камчатке.

Виталий Млечин: Да, отлично. Да, пожалуйста.

Алексан Мкртчян: Вот смотрите, к сожалению, я прошерстил много рекламных объявлений экстремальных туров вот сейчас, и там, конечно, много неправильного информирования потребителя. Вот пишут, накомарник можно брать по желанию – да он обязан быть на Камчатке, накомарник. Ледоруб – да он обязан быть, там ледник на Ключевской сопке. «Кошки» – «кошки» обязаны быть.

Но понимаете, в чем дело, ключевое, здесь все упирается в коммерцию. Вы же видели, там... Я понимаю, что следствие будет разбираться, но мне уже как профессионалу непонятно, почему идет один гид с восемью туристами. Естественно, там ничего хорошего быть не может заранее. Естественно, по-хорошему, чтобы было безопасно, один гид должен быть на два-три туриста, но это сразу тур, который 100 тысяч, будет стоить 160, т. е. моментально удорожание тура.

Дальше страховка, должна быть обязательно страховка, которая включает вертолетную эвакуацию. Вы не поверите, но турфирма предлагает людям самим покупать эту страховку, хотя, конечно, это нужно внести в стоимость в обязательную. Естественно, любая страховка должна быть максимально расширена. И вот так начинаешь... Каска. Ну что такое Ключевская сопка? – там постоянно камнепады. Там просто есть …, когда больше камнепадов, есть меньше. Опять, каска – это не обязательно. Каска, конечно же, обязательна. Она, конечно, вас не убережет полностью от удара по голове, но хотя бы сохранит вам жизнь, если камень небольшой. То есть вот начинаешь смотреть...

И хочу тоже вашим зрителям сказать: когда речь идет об экстремальных турах, никогда нельзя верить тем, кто вам обещает 100%-ю безопасность, это значит обманщики, никогда не верьте. В экстремальных турах всегда есть какой-то процент людей, которые калечат руки, ноги ломают, не дай бог жизнь отнимается, как в этот раз. Я вам приведу пример: даже вот такая гора, как Эльбрус, которая хожена-исхожена, там уже пятьсот тысяч раз на ней были люди, и тем не менее каждый год Эльбрус отнимает чью-то жизнь. Я уже молчу о том, сколько на Эльбрусе люди ломают руки и ноги.

Виталий Млечин: А насколько популярен сейчас такой отдых экстремальный? Какая динамика?

Алексан Мкртчян: Вы знаете, спрос растет, потому что это некое испытание себя, это становится модным, к сожалению. И тут почему «к сожалению», что ж плохого вроде испытать себя, это же хорошо? «К сожалению» объясню – потому что идут дилетанты, т. е. непрофессионалы. А знаете, что турфирмы требуют? Требование к такому походу: «Вы должны уметь носить рюкзак, вы должны быть до этого в каком-то походе, уметь разжигать огонь, уметь пользоваться газовой горелкой...» Слушайте, разве об этом нужно говорить? Да чтобы пойти в такой поход на Ключевскую сопку, нужно готовиться несколько месяцев! А вы же понимаете, никто... Задача турфирмы – собрать деньги, и кто там будет готовить людей несколько месяцев в походы на эту сопку? Вот сейчас те, кто выжил, они расскажут, сколько они готовились, – от силы, дай бог чтобы несколько дней.

Виталий Млечин: Понятно.

Спасибо, спасибо вам большое! Алексан Мкртчян, вице-президент Альянса туристических агентств России, был с нами на прямой связи. Говорили о туризме в России и за его пределами.