Глупость или измена?

Леонид Млечин: 1 ноября 1916 года с трибуны Государственной думы депутат от партии кадетов Павел Николаевич Милюков произнес речь, которая станет знаменитой. Это было обвинение в адрес Императорского Дома и царского правительства. И каждый пункт обвинения Павел Николаевич Милюков сопровождал словами: "Что это – глупость или измена?" Эти слова точно молотом били по головам.

И, что удивительно, за речь обвиняющего правительство и правящий дом в разгар войны Павла Николаевича Милюкова никто не преследовал – ни император, ни императрица, ни правительство. Закон не позволял наказывать депутата за речь, произнесенную в Государственной думе, а незаконными методами император не пользовался. Так что Милюков точно знал, что ему за эту речь ничего не будет.

Он также точно знал, что произнес чисто пропагандистскую речь, потому что никаких оснований и доказательств для этих обвинений у него не было. Подозревать императрицу в прогерманских симпатиях было нелепо, а в работе на врага, в шпионаже в пользу Германии – просто глупо.

Но ситуация на фронтах с каждым днем становилась все хуже, и этому искали объяснение. И, чтобы не обвинять своих генералов, искали врагов. Пошли разговоры об измене. Понятие "пятой колонны" еще не появилось, но внутреннего врага искали и находили. Обвинение предъявили военному министру Владимиру Александровичу Сухомлинову, а уж после этого обвинять в измене можно было кого угодно. И в конце концов обвинили правительство, императора и русскую императрицу.

В разгар войны вспомнили, что Александра Федоровна – императрица, которая станет последней – немецкая кровь. И заговорили: "Конечно, немецкая кровь ей дороже русской". Жена председателя Государственной думы рассказывала, что императрица будто бы лично приказывает воинским начальникам пойманных немецких шпионов отпускать. Говорили о том, что цены такие высокие и с продуктами сложности, потому что императрица эшелонами отправляет сахар и зерно своим любимым немцам.

Все эти разговоры были, конечно же, совершеннейшим безумием и помешательством. Но самое удивительное состояло в том, что этим разговорам верили, и чем дальше – тем большее число людей.

Из-за неудач на фронтах император сместил с должности Верховного главнокомандующего - своего дядю, великого князя Николая Николаевича, сам занял должность главкома и перебрался в Могилев, где с августа 1915 года находилась Ставка. Императрица вместе с детьми навещали его там.

Так вот, всякий раз перед приездом императрицы офицеры штаба прятали секретные документы и карты и всерьез рассказывали, что императрица на самом деле приезжает не мужа повидать, а выведать планы русского командования, и всякий раз после этого немецкая армия переходит в наступление.

Самое страшное состояло в том, что эти настроения охватили высший генералитет, который был (или считался, во всяком случае) опорой Императорскому Дому. Один из генералов Ставки записал в дневнике: "Ходят разговоры о том, что из Царского Села, из дворца от государыни есть прямой провод в Германию к кайзеру Вильгельму, и он от нее узнает все наши планы. Страшно подумать, какие жертвы несет наш народ".

Для человека, дослужившегося до генеральского звания, предположение фантасмагорическое. Провод – ведь нечто материальное, его можно было бы найти, если бы такой кабель действительно существовал. Кроме того, должен был существовать и сам телефонный аппарат. Это же не нынешний мобильный телефон, который в кармане умещается. Это весьма серьезный аппарат. Кроме того, в ту пору все разговоры велись исключительно через телефонистов, так что в такие беседы должно было бы быть вовлечено большое количество людей.

Но решительно никто не задумывался всерьез над тем, что все эти слухи не имеют ни малейшего основания. Люди верили в это безумие. И чем дальше, тем больше оно охватывало русское общество.

Война прервала нормальное положение дел, и все слои общества, от высших до низших, так или иначе страдали от неудобств войны. И кто-то должен был за это ответить. Естественно, никто не хотел отвечать сам. Искали, на кого можно будет переложить эту вину. И нашли: на Императорский Дом.

Множество людей увлеклось поиском внутреннего врага. Это было очень увлекательное занятие! И мало кто понимал, что все эти слухи о темных силах, об измене, о немецком заговоре, о шпионах подрывают репутацию не только императора и императрицы, но и подрывают боевой дух Вооруженных сил России. Каково солдату было сражаться, если со всех сторон говорили об измене, если слухи об измене проникли широко в солдатскую массу? Как можно подчиняться командиру? А вдруг он тоже немецкий шпион?

Заигрались в эти политические игры, и это очень дорого обошлось России. Эти разговоры о темных силах в конце концов разрушили государство и разрушили империю. В феврале 1917 года она рухнула.

Будет желание – встретимся и на следующей неделе. На канале ОТР всегда найдутся пять минут для размышлений.