Вторая жизнь маркиза де Сада

Леонид Млечин: Слово «садизм» произошло от имени французского аристократа маркиза де Сада. 200 с лишним лет его рисуют исключительно в гнусных тонах. Более спокойному взору предстанет вполне благообразный господин с пронзительными голубыми глазами, похожий на молодого Моцарта, он был невероятно привлекателен, иначе чем можно объяснить, что множество молодых женщин мечтало познакомиться с ним поближе, и его собственная жена любила его и хранила ему верность все 27 лет, которые он провёл в тюрьме. Обвинили его в разнузданных любовных оргиях, настолько жестоких, что засадили в тюрьму. В камере он взялся за перо и изобразил свои любовные фантазии в ещё более ярких тонах, поскольку он просидел так долго, то он написал 27 книг и силой своего воображения создал невероятный мир преступлений и вожделений, страсти и насилия, до него никто на такое не решался.

И вот что интересно: в тюрьму он попал усилиями своих могущественных родственников, и их мотивы кажутся, как минимум, сомнительными. Скорее всего, виной всему была обида его мачехи, страдавшей от неразделённой страсти, ревность отвергнутой женщины очень дорого обходится мужчинам. Удивительно и другое: почему безоговорочно верили жалобам его многочисленных отвергнутых и обиженных любовниц, хотя судопроизводство XVIII века не считало показания женщины достойными внимания, возможно, всё дело в том, что во время Великой французской революции родовитый аристократ маркиз де Сад показался просто подходящим козлом отпущения. Он умер в сумасшедшем доме, в завещании попросил похоронить его в лесу и забыть, его и забыли на 100 лет: он умер в 1814-м, а в 1914 его вспомнили, потому что началась Первая мировая война и с тех пор не забываем, вернее, нам не дают его забыть.

Вот уже 100 с лишним лет люди убивают друг друга с невероятным наслаждением и удовольствием: сбитые гражданские самолёты, отрезанные головы, сожжённые пассажирские автобусы – всё это ставшая реальностью садистская мечта, всё это было у маркиза де Сада в голове, но он сам был, если можно так выразиться, умеренным садистом, он только мечтал об этом, он только описывал, как убивают и мучают людей, садистская реальность догнала и обогнала садистские мечты. Люди знающие говорят, что самого маркиза де Сада судить было не за что, скорее, мы должны быть ему благодарны – он помог нам разобраться в нас самих, он первым рассказал о том, о чём мы не хотим ни думать, ни говорить.

Традиционно было принято считать вслед за Жаном Жаком Руссо, что человек по природе добр, маркиз де Сад первым показал, что зло коренится внутри человека, что в человеке это тоже есть, это стремление убивать, мучать и наслаждаться этим. Отчего так много людей спешит на чужую войну? Почему едут за тридевять земель в другие страны и даже на другие континенты? Оттого, что они хотят сами убивать и видеть, как убивают, они хотят наслаждаться зрелищем мучений других людей, они хотят обрести власть над жизнью и смертью человека, и они получают от этого нескрываемое удовольствие. Война позволяет им реализовать свои тайные мечты и насладиться счастьем убивать других людей, такое ощущение, будто все бросились читать сочинения маркиза де Сада, хотя бьюсь об заклад, что эти мясники вовсе никогда и ничего не читали. Не война меняет судьбы людей, а люди сами выбирают свою судьбу.

И ещё войны показывают, как легко манипулировать людьми, стоит только закричать: «Давайте сокрушим врага!» – и люди бросаются убивать кого-то, совершенно не отдавая себе отчёта в том, а отчего же вдруг эти люди превратились во врага? И всё это повторяется вновь и вновь. Недаром замечательный британский писатель Ричард Олдингтон после Первой мировой войны свой главный роман назвал так: «Все люди – враги».

И всё-таки остаётся неясным вопрос: отчего же находится так много желающих бросить всё и из большого города, где можно наслаждаться благами цивилизации, отправиться куда-то и убивать там людей? Об этом завтра.