Как новые технологии в медицине могут продлить жизнь человека

Гости
Екатерина Диброва
академик Российской академии медико-технических наук, член Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике

Мария Василевская: В России на государственном уровне провозглашена амбициозная задача: к 2020 году необходимо продлить среднюю продолжительность жизни до 80 лет и снизить смертность в 1,5 раза. Для достижения таких оптимистических результатов необходимо модернизировать отечественную медицину и внедрить новые технологии. Как это планируется сделать? Сейчас узнаем.

ПРОФАЙЛ

Голом за кадром: Екатерина Александровна Диброва – академик Российской академии медико-технических наук, член Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике.

Мария Василевская: Екатерина Александровна, здравствуйте!

Екатерина Диброва: Здравствуйте!

Мария Василевская: Чтобы люди жили дольше, об этом мечтают все, наверно, должны быть объединены усилия и политиков, и врачей, и учёных. Есть ли какие-то проекты в этой области?

Екатерина Диброва: Для нас очень важно сейчас понять, собственно, насколько эффективны медуслуги, насколько эффективны лекарственные средства и сейчас в этом плане разрабатывается новая регуляторная нормативная политика.

Мария Василевская: Ну, с нормами и политикой всё более или менее понятно, а учёные что-нибудь предлагают?

Екатерина Диброва: Это как раз век учёных: сейчас очень большое финансирование идет именно на научные изыскания, на научные исследования, особенно в области клеточных технологий, биофармтехнологий, генной инженерии – это медицина будущего и, конечно, сервисных услуг, это, безусловно, и цифровизация, это и, безусловно, вся наша телемедицина, я ее отношу к онлайн быстрым консультациям, всё равно это сервисная часть. А биомедицина – это как раз те инструменты, которые помогают нашему организму восстанавливаться быстро и излечиваться от тех или иных заболеваний, мы очень рады, что принят 180-й федеральный закон уже в отношении клеточных технологий, мы допущены к работе и это хорошо, что допуск к работе, к возможностям и так далее, когда дойдем до конкретных продуктов, которые будут разрешены к применению, а их уже достаточно большое количество, можно зайти на сайт Минздрава и посмотреть по этим программам, какие препараты допущены, но всё равно мы должны посмотреть еще и отдалённые результаты, отдалённый эффекты.

Мария Василевская: Диагностика, наверное, сейчас выйдет на новый уровень, появятся ли какие-то центры диагностические?

Екатерина Диброва: Диагностические центры, да – это №1 с чего начинает пациент свое движение, это диагностика, и эти центры тоже существуют, они уже оборудованы по последнему слову техники. Поверьте мне, я объехала очень многие медицинские центры ведущие: и в Швейцарии, и в Германии, в Швеции, и я могу сказать, что те учреждения, которые здесь есть уже в России – это космос.

Мария Василевская: По деньгам, Вы имеете ввиду?

Екатерина Диброва: Нет-нет-нет, по эффективности и качеству, мы можем абсолютно точно узнать свой биологический возраст, посмотреть свои биологические предрасположенности, посмотреть маркеры старения и так далее и так далее.

Мария Василевская: Всего этого нет сейчас в медицине в классической, в традиционной?

Екатерина Диброва: Оно есть, но, может быть, не так собрано, как это есть сейчас уже в инновационных центрах. Вот те, скажем, стандарты, которые мы сейчас преследуем под созданием медицинских учреждений, они как раз-таки включают в себя всё и сразу: когда человек попадает, он сразу, как космический корабль, получает одномоментно, потому что время имеет значение, и в одном учреждении ты можешь пройти сразу всё.

Мария Василевская: Сейчас все верят в биомедицину, а что это вообще такое, как она нам поможет?

Екатерина Диброва: Биомедицина – это не только то, что делается из животных, из растений, выделяются субстанции, но когда мы говорим о фундаментальной биомедицине – это, конечно, препараты и методы лечения живыми клетками, то есть это бывает ауто- и алло-, то есть ауто – это своё.

Мария Василевская: Собственные силы.

Екатерина Диброва: Да, а алло – это уже от других людей. И это является, наверно, медициной будущего, той перспективой, которая позволит нам более качественно и фундаментально решать вопросы таких серьезных заболеваний, как онкозаболеваний и так далее и так далее. Если взять японских опыт и российский опыт, плацентарные препараты из плаценты человека работают уже на протяжении, наверно, века, и они не являются стимуляторами, они являются именно регуляторами и нормализаторами вашего внутреннего самочувствия, то есть вашего здоровья и они больше для профилактики и реабилитации.

Мария Василевская: Если говорить о частно-государственном в медицине – это всегда нечто платное или для пациентов это будет бесплатно?

Екатерина Диброва: Вы знаете, это вопрос, который решается, он решается, и я могу сказать, что какие-то программы будут бесплатные, а какие-то всё равно так или иначе из-за дороговизны, наверно, препаратов, которые будут входить туда или обследования дорогого, они будут отчасти, конечно, платными, может быть, часть будет покрывать страховая медицина, это опять-таки предмет обсуждения, который сейчас на повестке дня, но я всё равно свято верю в то, что задача государства – сделать проекты всё более социальными и возможными для всех и каждого, для каждого даже самого дальнего уголка России, это очень важно, когда в глухих деревнях даже вызвать скорую помощь бывает зачастую очень трудно. Мне очень понравилось, как на «Биотехмеде», был конгресс замечательный совершенно, конгресс в Геленджике, Вероника Игоревна Скворцова рассказывала о программе, когда вертолёты медицинской помощи будут именно, где труднопроходимые места, долетать и помогать людям.

Мария Василевская: Оборудованные всем на свете.

Екатерина Диброва: Да, оборудованные всем на свете.

Мария Василевская: Как Вы считаете, в какие сроки можно будет реализовать программу «Активного долголетия», если успешно будут сотрудничать все: и политики, и чиновники, и учёные, и врачи?

Екатерина Диброва: Уже сейчас увеличивается средний возраст, продолжительность жизни, уже сейчас мы можем это констатировать, и я убеждена, что 25-й, 30-й год – это нормально к тому, чтобы прийти к 80 плюс.

Мария Василевская: Звучит оптимистично, спасибо Вам за Ваши ответы. Это был «Медосмотр», живите долго!