Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Александр Петриков: Стандарты сельскохозяйственного образования должны разрабатываться с участием передовых отраслевых практиков

Гости

Александр Петриковакадемик РАН, директор ВНИИ аграрных проблем и информатики

Игорь Абакумов: Вы смотрите "Аграрную политику" в программе "Отражение", с вами Игорь Абакумов. Сегодня говорим об аграрном образовании. Где учиться в школе, после школы и получать высшее образование? Как стать ученым-агрономом? У нас в гостях Александр Васильевич Петриков, директор Института аграрных проблем и информатики, академик Российской академии наук. Александр Васильевич, добрый день.

Александр Петриков: Добрый день.

Игорь Абакумов: В первые дни июня был подписан приказ министра сельского хозяйства о том, что теперь ректоры сельскохозяйственных ВУЗов будут назначаться Министерством сельского хозяйства. Раньше они избирались: была выборная основа, люди приносили какие-то свои программы, коллективы обсуждали и выбирали все-таки из научной среды. А теперь что, могут любого эффективного менеджера назначить, как это раньше было? Если ты член партии, то ты имеешь право знать все, так что ли?

Александр Петриков: Игорь Борисович, я откровенно говоря не видел этот приказ. Надо будет внимательно с ним ознакомиться…

Игорь Абакумов: Но вы слышали о нем?

Александр Петриков: Если это так, то возникает вопрос о соответствии приказа Федеральному закону об образовании и логике работы вузовской системы, в том числе и сельскохозяйственных ВУЗов, которые хоть и подчиняются Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, но должны в этом отношении соответствовать тем требованиям, которые устанавливает Минобрнауки...

Игорь Абакумов: Министерство образования.

Александр Петриков: …и соответствовать требованиям федерального законодательства. Я во всяком случае удивлен вашему вопросу; опять-таки, надо будет внимательно посмотреть нормативные документы Министерства сельского хозяйства. До сих пор существовала двухступенчатая процедура занятия ректорских должностей: сначала это была аттестационная комиссия Министерства сельского хозяйства, а затем лица, которые прошли через эту комиссию, избирались конференцией выборщиков в ВУЗах. Эта система себя оправдывала, и в большинстве своем ректоры были эффективными руководителями.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, я объехал добрую половину, если не больше, мировых сельскохозяйственных ВУЗов – в Америке, в Европе, в Африке даже был, в Китае– смотрел, как готовят аграрных специалистов. У меня есть свое мнение, но я хочу знать ваше. Наше аграрное образование соответствует мировому уровню?

Александр Петриков: Я с уверенностью могу сказать, что наше сельскохозяйственное образование соответствует высоким международным требованиям, соответствует требованиям российского агробизнеса. Мы говорим, что в сельском хозяйстве экономический рост продолжается с 1999 года, кроме трех засушливых лет, и мы называем агропромышленный комплекс лидером нашей экономики.

Игорь Абакумов: Модным словом "драйвер".

Александр Петриков: Да. Но ведь не может быть плохим образование, если у нас в отрасли наблюдается экономический рост, тем более учитывая, что за последние 15 лет численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 2 миллиона 700 тысяч человек, и этот экономический рост обеспечен за счет эффективного использования новых технологий. Значит, специалисты в целом соответствовали этим технологическим требованиям и обеспечили этот экономический рост. И, скажем, как показала недавно закончившаяся Всероссийская сельскохозяйственная перепись, за последние 10 лет произошел рост уровня образования и руководителей сельхозорганизаций, и глав крестьянских и фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые занимаются сельским хозяйством, и постоянных работников сельскохозяйственных организаций. Например, могу сказать, что удельный вес лиц с высшим образованием среди руководителей сельхозорганизаций увеличился с 76% до 86%, а среди фермеров и индивидуальных предпринимателей – с 26% до 34%. В Канаде, например – это страна, которая сопоставима по своему сельскохозяйственному потенциалу с Россией – удельный вес фермеров с высшим образованием и их общая численность составляет 17%. То есть у нас менеджеры сельского хозяйства и в корпоративном, и в семейном секторе более квалифицированы, чем канадские фермеры.

Игорь Абакумов: Тут я бы немножко поспорил. Они более образованы, но вряд ли они более квалифицированные, поскольку канадские фермеры получают свое хозяйство из поколения в поколение, они впитывают опыт общения со здешней именно землей, со здешним климатом, со здешними ветрами, со здешними дождями; они воспитываются в подкорке, на генном уровне знают это.

Александр Петриков: Я согласен с вами, что с младых лет фермеры смотрят, как работают их родители в хозяйстве.

Игорь Абакумов: Конечно. И к ним всегда консультанты, которые называются extensionservice – этой дисциплины вообще нет в наших ВУЗах.

Александр Петриков: Они получают солидную практическую подготовку, но тем не менее речь идет о формальных показателях, по которым мы выигрываем. Я согласен с вами, что наше сельскохозяйственное образование в большей степени теоретическое, чем практическое. У нас, к сожалению, выпускники сельскохозяйственных ВУЗов – солидная часть выпускников – должна переучиваться, когда она приходит непосредственно на производство.

Игорь Абакумов: Как у Райкина: "Забудьте все. Забудьте индукцию и дедукцию – гоните продукцию".

Александр Петриков: Да. Но тем не менее… Это, конечно, одна из проблем, и особенно она обострилась в последнее время, когда существенно сократилась сеть учебно-производственных предприятий, где студенты сельскохозяйственных ВУЗов проходили практику; когда продвинутые, как мы говорим, сельскохозяйственные компании (агрофирмы, агрохолдинги) не заинтересованы брать студентов сельхозвузов на производственную практику и мало заказывают специалистов в наших сельхозвузах по целевой подготовке. Это так, и эти проблемы надо решать, потому что, скажем, осталась сейчас материально-техническая база сельскохозяйственных ВУЗов: скажем, набор сельскохозяйственной техники, который имеет ведущая компания, в ВУЗах отсутствует. Но это все потому, что…

Игорь Абакумов: В одном уважаемом учебном заведении я видел плакаты агрегатирования трактора МТЗ-82 с трехкорпусным плугом. Александр Васильевич, извините, но МТЗ-82 уже почти не применяется в сельском хозяйстве массово.

Александр Петриков: Ну это, скажем, экземпляр для музея сельского хозяйства, а не как…

Игорь Абакумов: Но это преподается, Александр Васильевич, к сожалению. Поскольку у нас с вами есть некоторое расхождение при общем правильном курсе нашей беседы, давайте мы спросим у преподавателей аграрных ВУЗов, как они себе представляют аграрное образование – соответствует ли оно мировому. Попросим наших режиссеров.

СЮЖЕТ

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, вот сколько людей, столько и мнений. Мы услышали сейчас голос с земли. Не кажется ли вам, что пора переходить, пора поменять немножко некоторые профессиональные стандарты подготовки? Как готовить сейчас, в нынешних условиях агрономов? Готовят все правильно, но готовят-то, извините, для старой войны, для предыдущей войны. Экономистов, опять-таки…

Александр Петриков: Здесь есть несколько аспектов. Общий рефрен высказываний коллег состоит в том, что надо увеличить практическую подготовку, естественно, улучшить материально-техническую оснащенность сельскохозяйственных ВУЗов. Но как это можно, например, сделать, если расходы на одного обучающегося в системе аграрных ВУЗов Министерства сельскохозяйственного хозяйства 90 тысяч рублей в год, а в системе Минобрнауки – 170 тысяч, а вообще в Германии стоимость подготовки 374 тысячи рублей. Естественно, что в разы должно быть увеличено финансирование аграрного образования. Есть такой международный показатель, который используется для оценки уровня финансирования сельскохозяйственного образования – это отношение расходов на образование в бюджете к валовой добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве. У нас это 1%, а в развитых в сельскохозяйственном отношении странах это 4-5%.

Игорь Абакумов: В разы, Александр Васильевич.

Александр Петриков: В разы, да. Это первое, что я хотел отметить. Второе – это производственная практика. Те предприятия, которые принимают студентов для производственной практики, должны иметь определенные преференции, быть сертифицированы государством. Такая система есть, скажем, в той же Германии – так называемое дуальное образование, когда теоретические курсы сочетаются с практическим обучением. Сеть предприятий для этого сертифицирована. У нас же агробизнес никакого интереса кроме отдельных энтузиастов не имеет к тому, чтобы принимать на практику студентов, чтобы организовывать базовые кафедры на своих предприятиях.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, вам не кажется, что система ведомственного образования – у нас есть железнодорожные ВУЗы, у нас есть сельскохозяйственные ВУЗы – несколько устарела? Надо все к какому-то стандарту привести, хотя бы к материальному стандарту. Министерство образования пусть бы и занималось обучением, естественно, под контролем Министерства сельского хозяйства оно бы давало какой-то государственный заказ на производство таких-то, таких и таких-то специалистов.

Александр Петриков: Это легкий рецепт вы высказываете.

Игорь Абакумов: У нас об этом люди пишут.

Александр Петриков: У нас когда возникает какая-нибудь проблема, сразу говорят о некоторой организационной перестройке. Но смотрите, в 2004 году в систему Министерства образования и науки Российской Федерации передали сеть сельскохозяйственных техникумов и колледжей…

Игорь Абакумов: Закрыли?

Александр Петриков: …которые были раньше в системе Министерства сельского хозяйства. За эти годы численность подготовки специалистов со средним специальным образование уменьшилась в 1.7 раза.

Игорь Абакумов: Стало быть, это вообще никому не нужно, кроме Минсельхоза.

Александр Петриков: Это риск, это риск. Значит, у нас уже был печальный опыт…

Игорь Абакумов: У нас звоночек, извините – Сергей из Марий-Эл. Сергей, здравствуйте, вы в прямом эфире, слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. Я закончил Марийский сельхозтехникум по специальности "агроном". Так вот, обучаясь 4 года, мы практически большую часть проводили в полях, то есть начиная от боронования и кончая закладкой семян на склад. Практически все время мы были в полях, это у нас была отличная практика, это во-первых. Во-вторых, у нас были преподаватели – закоренелые агрономы, у которых за плечами было не знаю сколько лет своей жизни практической. А сейчас приходят с высшим образованием, но они не знают, с какой стороны к сеялке подойти, это во-первых; во-вторых, они не знают, что такое земля. Нас же в первую очередь учили любить землю.

Игорь Абакумов: Сергей, это как раз то, о чем Александр Васильевич говорил: средние специальные учебные заведения резко сократились не просто по количеству обучающихся, но и по численности по своей физической.

Александр Петриков: Да, конечно. Видимо, Сергей окончил техникум еще в дореформенной экономике, судя по его реплике.

Я не закончил немного свою мысль. Нужны, конечно, и новые профессиональные стандарты и разработанные в соответствии с новыми профессиональными стандартами образовательные программы. И сейчас Министерство сельского хозяйства, Министерство социального развития, Министерство экономики приступили к разработке этих профессиональных стандартов. Существует даже совет по стандартам профессиональным в Администрации президента Российской Федерации. И я думаю, что… Но одно условие необходимо выполнить: надо, чтобы эти стандарты разрабатывались с участием практиков, передовых практиков отраслевых объединений, союзов предпринимателей. Я, например, этим летом занимался подготовкой стандарта экономиста сельскохозяйственного производства: мы привлекли для его разработки около десятка отраслевых объединений, руководителей передовых предприятий. Я думаю, что этот стандарт будет соответствовать требованиям. Другое дело, что здесь позиция Министерства образования и науки немножко, я бы сказал, странная, потому что они, например, считают, что аграрные ВУЗы не должны заниматься подготовкой экономистов сельского хозяйства. Экономист, как они говорят…

Игорь Абакумов: А кто же их будет готовить, хотел бы я спросить?

Александр Петриков: В их представлении это специальные экономические ВУЗы – скажем, Высшая школа экономики, Финансовая академия, экономический факультет Московского университета…

Игорь Абакумов: Но там же не преподают ни агрономию, ни зоотехнику, ни ветеринарию – ничего не преподают практически.

Александр Петриков: Вот мы об этом и говорим, что это вообще противоречит мировому опыту. Например, в Соединенных Штатах Америки экономистов сельского хозяйства готовит система так называемых land-университетов, которые имеются практически в каждом штате.

Игорь Абакумов: В каждом штате, да. Еще при Линкольне они были сделаны, при первом президенте.

Александр Петриков: Да. Они сейчас стали почти что классическими университетами: там кроме преподавания сельского хозяйства изучают и медицину, и ядерную физику, но они сохранили свое сельскохозяйственное ядро. Бакалавриат по аграрной экономике есть, например, в ведущем аграрном ВУЗе Великобритании – Королевском сельскохозяйственном колледже, который недавно принц закончил…

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, Оксфорд, Кембридж, Итон, Университет штата Колорадо – там великолепно преподают аграрную экономику, просто великолепно. Причем на первых книжных полках, на первых местах стоят учебники Чаянова.

Александр Петриков: Ну в Кембридже бакалавриата по аграрной экономике нет, там есть магистратура по аграрной экономике.

Игорь Абакумов: Да.

Александр Петриков: Но, скажем, курс Чаянова – это тоже один из аргументов, который мы приводили в своей полемике с Министерством образования и науки Российской Федерации, что странно, когда в сельскохозяйственных ВУЗах запрещают преподавать аграрную экономику в стране с таким крупнейшим сельскохозяйственным потенциалом, какой имеется в России, и в стране, где 300-летняя традиция исследования аграрной экономики, преподавания аграрной экономики, где зародилась организационно-производственная школа Александра Васильевича Чаянова, Николая Дмитриевича Кондратьева и так далее. Но я думаю, что этот стандарт будет утвержден.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, очень сложно это доказывать, когда уже десятилетия у нас так называемый либеральный, сверхлиберальный экономический блок в правительстве. Это очень сложно доказывать.

Александр Петриков: Когда мы обсуждали эту проблему в Вольном экономическом обществе 3 недели назад, там присутствовал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Григорьевич Ясин, и он не возражал против такого подхода.

Игорь Абакумов: Да?

Александр Петриков: Да. Правда, он сказал, что многие цифры по сельскому хозяйству для него были неожиданными. Я думаю, что в конце концов…

Игорь Абакумов: То есть он сделал для себя какое-то открытие?

Александр Петриков: …этот стандарт будет утвержден.

Игорь Абакумов: Отлично.

Александр Петриков: Я к тому, что аналогичную работу надо проделать сейчас по всем направлениям сельскохозяйственного образования. Я думаю, что в агрономии она интенсивно делается, в ветеринарии, в защите растений. И в соответствии затем с новыми профессиональными стандартами должны быть разработаны новые образовательные программы, хотя это не такое простое дело, потому что качество, скажем, преподавательского труда в сельскохозяйственных ВУЗах, надо самокритично сказать, оставляет желать лучшего. И тут надо больше обращаться к профессуре зарубежной, приглашать их для чтения лекций; надо сформировать резерв преподавательских и лучших выпускников аграрных ВУЗов и послать их на обучение в Европе (как говорили до революции, "для подготовки профессорского знания")…

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, главное, чтобы они потом вернулись оттуда.

Александр Петриков: Я думаю, что это уже вопрос к условиям такой программы. Но дело в том, что сейчас такой программы нет.

Игорь Абакумов: Да, это действительно так. Самая главная задача на мой взгляд, Александр Васильевич (мы уже завершаем) – это прежде всего научить тех, кто учит.

Александр Петриков: Да.

Игорь Абакумов: Отправить их на стажировку, пригласить сюда специалистов, чтобы здесь происходило обучение. И вот тогда, наверное, мы будем выходить на какой-то правильный курс.

С вами был Александр Васильевич Петриков, директор Института аграрных проблем и информатики, академик РАН, и Игорь Абакумов. Программа "Отражение" продолжается, скоро будет выпуск новостей. Я вам желаю всего доброго. Увидимся через неделю.

 

 

1 комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Михаил Кюрджев партнер адвокатского бюро "А2"
  • Валентина Лившиц очевидец (Ростовская обл.)
  • Ирина Кальченко пострадавшая при пожаре в Ростове-на-Дону
  • ГОСТИ

  • Олег Сирота фермер-сыровар
  • Вадим Крылов врач-эндокринолог-диетолог
  • Максим Рудаков директор экспертного департамента некоммерческого партнерства "Росконтроль"
  • ГОСТИ

  • Константин Калачев политолог, руководитель "Политической экспертной группы"
  • ГОСТИ

  • Андрей Кочетков идеолог фестиваля "Том Сойер Фест"
  • ГОСТИ

  • Павел Подлесный руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН
  • ГОСТИ

  • Наталья Зубаревич профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики
  • ГОСТИ

  • Леонид Млечин писатель-историк
  • ГОСТИ

  • Ольга Серенкова командир межрегионального поискового отряда "Группа "Поиск"
  • ГОСТИ

  • Алисен Алисенов доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС
  • Богдан Зварич старший аналитик ИК "Фридом финанс"
  • ГОСТИ

  • Сергей Крылов генеральный директор "Лиги защиты должников по кредитам"
  • ГОСТИ

  • Алексей Седой профессиональный инструктор по выживанию, эксперт по безопасности
  • ГОСТИ

  • Николай Миронов руководитель Центра экономических и политических реформ
  • ГОСТИ

  • Татьяна Овчаренко руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ
  • ГОСТИ

  • Алексей Алексеенко помощник руководителя Россельхознадзора
  • ГОСТИ

  • Андрей Нечаев экономист, председатель партии "Гражданская инициатива"
  • Светлана Касина генеральный директор "Национального НПФ"
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Ирина Кальченко пострадавшая при пожаре в Ростове-на-Дону
  • Михаил Кюрджев партнер адвокатского бюро "А2"
  • Валентина Лившиц очевидец (Ростовская обл.)
  • Мы возвращаемся к советской традиции выборов - подтверждению доверия к конкретному лицу

    Константин Калачев руководитель "Политической экспертной группы"
    вчера
    Александр Бастрыкин поручил проверить участившиеся случаи врачебных ошибок Также он поручил проверить законность процессуальных решений по таким делам
    вчера

    ГОСТИ

  • Сергей Щербаков кинолог
  • Сергей Щербаков: Работать с собакой надо с возраста 45 суток Такой щенок – пластилин, и можно вылепить любую модель поведения
    вчера

    ГОСТИ

  • Андрей Кочетков идеолог фестиваля "Том Сойер Фест"
  • Никита Михалков ушел из попечительского совета Фонда кино Он обвинил пресс-секретаря Медведева в "латентной русофобии"
    вчера
    В Росавиации опровергли информацию об аннулировании свидетельств пилотов Подготовка пилотов по старой программе легитимна, заявили в Росавиации
    вчера
    Россиянам предложили получать американские визы в посольствах США в других странах Такая практика не противоречит американскому законодательству
    вчера
    Тайны Коминтерна Фильм о военно-конспиративной и разведывательной деятельности Коммунистического интернационала
    вчера
    В столичном регионе ожидаются дожди и грозы В Москве и Подмосковье похолодает
    вчера
    "Коммерсантъ": Около 5 тысяч действующих пилотов могут лишиться свидетельств Росавиация аннулирует свидетельства пилотов 2006-2016 годов
    вчера
    Житель Кирова отдал судебным приставам долг в 42 тысячи рублей мелочью Пересчитывали мелочь сразу несколько специалистов
    вчера
    Пострадавшим при пожаре в Ростове-на-Дону выделят более 600 млн рублей Всего в результате пожара пострадали более 600 жителей
    вчера
    Москва готовит ответные санкции Вашингтону США приняли санкции из-за контактов России с Северной Кореей
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments