Илья Заливухин: При развитии города очень важно делать комплексный опрос жителей и классифицировать их пожелания

Гости
Илья Заливухин
архитектор-градостроитель

Петр Кузнецов: Илья, здравствуйте.

Илья Заливухин: Да, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Говорим о качестве городской среды. Мы узнали, что россияне, не знаю, слышали вы или нет об этом, они заметили и заценили эти улучшения. Это не только москвичи. Но мы понимаем, что, условно, вкрученные лампочки, фонари во дворе для человека – это уже существенное улучшение. Но скажите, как, кем и чем измеряется это качество, скажем так, официально? Что такое тот самый индекс качества городской среды, по которому все меряется?

Илья Заливухин: Ну действительно, сегодня можно заметить в небольших и больших городах, что меняется, собственно, городская среда. То есть ну по сути это социальная инфраструктура. Это не только школы, детские сады, но и спортивные, культурные объекты, ну и, конечно, общественное пространство. То есть в принципе городское пространство, которое становится более приспособленным и для отдыха, и для жизни, для работы, то есть в целом для разных функций и для разных, скажем, возрастных групп населения.

Соответственно, индекс качества городской среды – это рейтинг, подготовленный Минстроем Российской Федерации, для того чтобы, скажем так, определять уровень, собственно, качества городской среды в том или другом городе. Можно зайти на сайт, посмотреть, найти свой город. Там есть, по-моему, все города, более тысячи городов Российской Федерации.

По нескольким параметрам – там и качество дорог, качество озеленения присутствует, качество социальных объектов, досуговой инфраструктуры, собственно, жилого фонда. Вот по всем этим, по шести основным показателям в целом максимум это 360 баллов. Ну где-то города имеют 200-215 баллов, это достаточно хорошо, и постоянно этот рейтинг улучшается. Ну, соответственно, не рейтинг улучшается (это как следствие), а улучшается качество наших городов. И это видно по тем примерам, которые вы показали.

Петр Кузнецов: Показали, да. Мы как раз сравнивали (и еще будем этим заниматься) наши города с европейскими. Эти улучшения они по европейскому принципу происходят, или у нас какой-то свой путь как всегда, особенный?

Илья Заливухин: Ну знаете, в принципе это один из таких первых важнейших шагов, это улучшение именно общественного пространства. Это сразу видно в городе. То есть это такой быстрый эффект. Но на самом деле вот сегодня, если вы заметите, выделяются деньги на развитие коммунальной инфраструктуры, на перекладку инженерных сетей. Вот это тоже очень важный момент, потому что город – это не только общественное пространство, конечно, это и инженерные коммуникации, это и дороги, собственно, строительство и воссоздание природного каркаса, систем управления климатом в городе, это тоже очень важная тема.

Вот все это, я думаю, что постепенно предстоит в наших городах еще создавать. Потому что ну все это было, собственно, 30 лет назад, и так перестали этим заниматься. Вот сейчас мы постепенно возвращаемся к тому, чтобы город был полноценно развитая инфраструктура в каждом городе.

Петр Кузнецов: Мнение жителей вот в этом вопросе? Как перестраивается и улучшается город? Это происходит на основании и основе просьб и жалоб, или это не так работает? Вот восклицает житель, как будто он даже представить себе такого не мог, как будто это прошло мимо него и без него, но он этому очень рад: «Какое у нас удобное пространство появилось!». Даже в его фантазиях такого не было парка рядом. Как это работает?

Илья Заливухин: Ну смотрите, я думаю, что у жителей много запросов. То есть когда вот мы делаем запросы по городам, то есть появляются запросы, связанные не только с благоустройством – там и газификация, там и дороги, там и социальные объекты. И, конечно, такой опрос если делать, то мы получим весь спектр социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, которая необходима в городе. Поэтому, конечно, эти опросы нужно делать.

И далее, конечно, на основе комплексных проектов развития инфраструктуры ну, собственно, проектов развития города определяются наиболее важнейшие проекты в каждом городе. Где-то это общественное пространство, а где-то это может быть ливневая канализация, фекальная канализация или газификация, или какие-то дороги важные, или мосты. То есть вот для того, чтобы определить наиболее важную инфраструктуру, нужно делать комплексный проект развития города.

Петр Кузнецов: И еще о жителях. Что все-таки может сделать житель для улучшения конкретной, отдельной… для улучшения качества городской среды вокруг? Не в смысле больше и чаще писать жаловаться, а в смысле вот грабли взять и порядок навести на площадке. Или все-таки жалобы эффективнее, просьбы?

Илья Заливухин: Ну не жалобы, скорее, это такое вот…

Петр Кузнецов: Пожелание, пожелание.

Илья Заливухин: Пожелание, да. Но на самом деле при развитии города очень важно делать опрос комплексный и смотреть, классифицировать эти пожелания, потому что чем больше людей будет участвовать в таких опросах, если эти опросы будут как раз проводиться администрацией города, то проанализировав этот срез, можно увидеть все-таки по группам, что же волнует людей в первую очередь. И на это, конечно, нужно обращать внимание.

То есть участие в жизни города, участие в общественном мнении города – это очень важно для, собственно, развития самого города. Ну и, конечно, убираться на своей территории. Для этого надо, кстати, развивать больше ИЖС, чтобы человек, собственно, имел свой участок и перед ним и на нем убирался. Вот мне очень нравятся ИЖС, особенно в небольших городах, больше, чем многоквартирные дома.

Мария Карпова: Спасибо большое, Илья. Илья Заливухин был с нами на связи, архитектор, градостроитель. Спасибо большое.

Петр Кузнецов: Илья, спасибо большое.

Кем и как измеряется индекс качества городской среды? Поговорим с архитектором-градостроителем Ильёй Заливухиным