Учебный год и коронавирус

Гости
Ренард Кутковский
начальник управления образования администрации г.Ялты
Константин Деревянко
член Совета при Президенте РФ по русскому языку, руководитель интернет-портала «Грамота.ру»

Константин Чуриков: Ну что, две недели до 1 сентября остается. Среди родителей не утихают волнения, как и в каком виде продолжится образовательный процесс. Сегодня пришел ответ из Минпросвещения: занятия в школах возобновятся в очном формате. Но сначала в министерстве сказали, что все учителя должны быть в масках, все поголовно, а вот сегодня через несколько часов уточнили, что это будет зависеть от конкретных региональных рекомендаций. Что касается учеников, то им эти средства защиты надевать необязательно, но если родители будут настаивать, то, пожалуйста, дети тоже могут ходить в масках.

Тамара Шорникова: Тем временем у некоторых родителей возникают вопросы: вообще в принципе можно ли избежать очного формата, чтобы не рисковать? Тем более что не все дети поголовно здоровы, как их мамы и папы тоже. Власти некоторых регионов пугают не только коронавирусом, но и эпидемией гриппа и ОРВИ.

Константин Чуриков: Как учиться будем? – спросим сейчас наших экспертов. И сразу же запускаем SMS-опрос для телезрителей. Ответьте, пожалуйста: вы боитесь вести ребенка в школу? Напишите «да» или «нет» – 5445. Вопрос, вообще-то, касается 17 миллионов учащихся, в том числе почти 2 миллионов первоклассников.

Тамара Шорникова: А сейчас с нами на связь выходит Константин Деревянко, член Совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науке Госдумы.

Константин Чуриков: Константин Сергеевич, добрый вечер.

Тамара Шорникова: В общем, человек, который в сфере образования точно разбирается.

Константин Чуриков: Скажите, пожалуйста… Ну, мы еще не знаем, как ответят наши зрители на этот вопрос. Но если есть какие-то сомнения, волнения, то какие еще формы предусмотрены, и вполне себе законом об образовании предусмотрены, формы обучения?

Константин Деревянко: Во-первых, коллеги, позвольте воспользоваться случаем и поздравить всех с наступающим учебным годом. Несмотря на то, что год у нас выдался непростой, начинаем мы обучаться в очном формате, конечно же, в первую очередь. И естественно, сохраняются варианты дистанционного обучения, очно-заочной формы обучения, которые существовали и в предыдущие периоды, до пандемии. Но так или иначе массово школы запускают свою работу в привычном формате, естественно, с учетом рекомендаций Роспотребнадзора.

Тамара Шорникова: А если по алгоритму? Вот конкретная семья решила, что очное посещение школы считает небезопасным. С кем нужно обсудить этот вопрос? Куда написать заявление? И что все-таки из себя представлять будет конкретный процесс обучения?

Потому что сегодня, например, нам говорили эксперты о том, что не факт, что получится со всеми организовать дистанционное обучение. Возможно, это будет семейный формат, где полностью ответственность за образование будет лежать на родителях. Как это будет выстроено? И что нужно делать конкретной семьей?

Константин Деревянко: Ну смотрите, коллеги. Во-первых, что такое дистанционное образование? Это определенные технологии, это технологии как коммуникации педагогов и учащихся, так и технологии аттестации, то есть оценивания работ.

Во-первых, дистанционная система на сегодняшний день в масштабах всей страны, в общем-то, и нигде в мире вот так комплексно не апробирована. С 1 сентября в России постановлением Правительства Российской Федерации запускается тестирование такого пилотного проекта, в котором будут принимать участие 15 регионов, по созданию, апробации и внедрению комплексной цифровой образовательной платформы, на которой смогут обучаться дети разных возрастов. И даже в этом случае я глубоко убежден, что дистанционное обучение для детей начальных классов не будет максимально эффективным. Поэтому необходима комбинация очных форматов и дистанционных.

Сейчас, учитывая страх некоторых родителей, может быть, какие-то особые условия, им необходимо будет решать это индивидуально на уровне отдельно взятого образовательного учреждения. И в зависимости от региона, в зависимости от специфики, от возможностей технологий, доступных данной образовательной организации, будет решаться вопрос, в какой форме может быть организовано это дистанционное обучение. И здесь, например, Москва будет очень сильно отличаться от многих регионов, тем более если мы говорим о сельских школах.

Константин Чуриков: Вот это, кстати, тоже интересно, потому что, в принципе, если я правильно понимаю, как у нас некие единые учебники, у нас единые стандарты, так и, следовательно, электронные платформы тоже должны быть едиными, ну, при наличии доступа в Интернет. А в чем принципиальное отличие Москвы, кроме того, что здесь вайфай, как говорится, на каждом углу?

Константин Деревянко: Ну, во-первых, у нас не единые учебники. Все-таки у нас разные образовательные программы и разные линейки учебников пока еще.

Что касается технологий, то в Москве намного более высокий доступ, во-первых, семей к сети Интернет, большее количество в процентном соотношении возможностей наличия соответствующей техники. В Москве существует уже не первый год, внедряется и работает система – Московская электронная школа. Здесь к ней привыкли педагоги. Многие родители понимают и знают, как с ней работать. Ну, естественно, и учащиеся.

Поэтому продвинутые регионы, где подобные технологии уже внедряют не первый год, они имеют определенный инструментарий и подготовку педагогических кадров – что является одним из краеугольных моментов вообще во всей этой работе.

Многие просто столкнулись с период пандемии с этим впервые. И все дистанционное обучение заключалось в пересылке заданий электронных по WhatsApp и в работе с традиционными учебными бумажными ресурсами. Максимум – взаимодействие через Zoom или Skype. В общем, мы понимаем, что это не полноценное дистанционное обучение, конечно же.

Поэтому в этой части, конечно, Москва и ряд других регионов опережают развитие многих других. Тем не менее я не могу все равно сказать, что дистанционное обучение в Москве может сегодня полноценно заменить традиционный очный формат. Это не так.

Тамара Шорникова: Много вопросов у телезрителей, вопросов и сомнений.

Константин Чуриков: «Школу не боюсь. Боюсь онлайн», – Волгоград пишет.

Тамара Шорникова: Белгородская: «Пока есть возможность заражения, нельзя детей в школу водить. Нечего эксперименты проводить». А вот Москва предлагает вообще ввести экстернат как такой временный вариант.

И послушаем, что у нас думает Валентина из Санкт-Петербурга. Телефонный звонок есть от телезрительницы. Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте, Валентина.

Зритель: Здравствуйте. Я из Санкт-Петербурга, меня зовут Валентина. Вы знаете, у нас два ребенка, которые сейчас пойдут в четвертый класс. Я как бабушка категорически против дистанционного обучения, потому что у меня дочь только и училась с детьми. Это очень сложно, очень сложно! Вот сейчас четвертый класс – это же целая программа! Понимаете? Я считаю, что… Мы с этим сталкивались, и буквально все родители против дистанционного обучения. Сейчас все боятся, что, не дай бог, опять будет это.

Константин Чуриков: Ну, Валентина, у нас пока на SMS-портале только 33% боятся, а остальные говорят, что ничего не боятся. Ну понятно…

Зритель: А вы знаете, что у нас такое проценты?

Константин Чуриков: Что-что? А, проценты?

Тамара Шорникова: Статистика – вещь лукавая. На это вы намекаете, да?

Зритель: Да.

Константин Чуриков: Статистика – лукавая. Посмотрим. Спасибо за ваш звонок.

Константин Сергеевич, что касается рекомендаций Роспотребнадзора и следствия этих рекомендаций. Там какая-то особая рассадка, один ребенок за одной партой, как-то по диагонали (потому что по диагонали вирус, видимо, не передается). Что это означает? У нас будут вторые и третьи смены в школах? Вот чего мы пока еще не знаем? Мы – родители.

Константин Деревянко: Ну, одно из самых важных требований, которое стараются сейчас школы соблюдать, – это закрепление конкретного учебного кабинета за конкретным классом. Это то, что реально осуществить.

Далее – разведение во времени прихода учащихся в школу. Речь не идет о том, что обязательно введение второй или третьей смены. Некоторое расширение графика ведения предметов. Это конкретное требование как раз очень трудно будет использовать тем школам, которые уже сегодня учатся или, скажем так, еще сегодня учатся во вторую и, не дай бог, в третью смены. Здесь эти требования очень сложно будет соблюсти.

Конечно же, социальная дистанция, о которой все говорят. Очень трудно будет это положение реализовано в школе. Мне даже трудно представить, как это вообще возможно, учитывая, что дети будут взаимодействовать, обучаться, на переменах, да и в самом классе, в общем-то.

Ну, естественно, повышенные санитарные меры – они все предусмотрены. Соответствующие санитайзеры закуплены еще в момент проведения ЕГЭ. Но даже здесь по этому вопросу существует дискуссия, альтернативное мнение среди педагогов и врачей. Например, считается, что слишком частое мытье рук вредит выработке и развитию иммунитета.

Поэтому то, с чем мы столкнулись, оно новое. Как это будет на практике реализовываться – время покажет. Но очевидно, что не все меры, которые предъявляются сегодня школам, будут в полной мере отработаны.

Тамара Шорникова: Да, спасибо вам за разъяснения.

Константин Чуриков: Спасибо.

Тамара Шорникова: Константин Деревянко, член Совета по общему образованию детей (о них сейчас говорим) Комитета по образованию и науке Госдумы Российской Федерации.

Послушаем телефонный звонок – на этот раз Динара из Саратова. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте, Динара.

Зритель: Я не боюсь отвести ребенка в школу. Единственного я боюсь – того, что образование продолжится дистанционно. А потом выйдут из стен школы безграмотные абсолютно детки, которые просто не привыкли к общению с живыми людьми.

Я прекрасно знаю по себе. Я три года отучилась дистанционно в институте. На четвертый год мы сдавали все экзамены устно. После того как я вышла из института, я поняла, что мне достаточно сложно разговаривать с людьми, устраиваться на работу и так далее.

В общем, в связи с этим я хочу сказать, что дистанционное образование ни к чему хорошему, мне кажется, не приведет. И лучше будет вести все-таки только очное образование.

Тамара Шорникова: Динара, простите, а у вас ребенок в какой класс пойдет?

Зритель: В третий.

Тамара Шорникова: В третий класс, да? Пара месяцев весной дистанционного образования. Возможно, сейчас пара месяцев. Вы думаете, что за такой короткий период, неудобный, если вдруг снова придется перейти на дистанционный формат обучения, – это прямо такой серьезный отпечаток наложит на его образование, на качество его знаний?

Зритель: Нет, это не серьезный отпечаток. Но с сентября, как говорят многие, у нас в том числе, дистанционное образование они оставят в школах. И это ужасно! Вы знаете…

Константин Чуриков: Это пока на уровне слухов. Не пугайте людей! У нас такой информации нет.

Зритель: Да? Ну, я надеюсь, что эти слухи не превратятся в реальность.

Просто такое решение данной проблемы. Мы как родители можем всю ответственность брать на себя и решать судьбу наших деток. Только мы. Например, я согласна, чтобы мой ребенок ходил в школу, ходил, а не сидел возле компьютера и дистанционно обучался. Я полностью беру ответственность за его здоровье. И пускай каждый родитель берет ответственность за своего ребенка. Я думаю, что данное решение будет достаточно правильным.

Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок. Динара из Саратова.

Наши корреспонденты поговорили с людьми в разных городах, с родителями, спрашивали: «Что лучше – очно учиться или по Zoom?»

ОПРОС

Тамара Шорникова: Очевидно, чего родители больше боятся, судя по опросам, судя по SMS. Дистанционка как-то больше волнует, чем вирус.

Константин Чуриков: Но пока у меня ощущение, что родители, в общем-то, не боятся вести детей в школу. И об этом говорят результаты, промежуточные результаты нашего SMS-опроса.

Мы приглашаем в эфир Ренарда Кутковского – это начальник Управления образования администрации города Ялты (Республика Крым). Ренард Владимирович, здравствуйте.

Ренард Кутковский: Добрый вечер, уважаемые телезрители. Добрый вечер, Константин и Тамара.

Константин Чуриков: Здравствуйте. Ренард Владимирович, нам уже пишут, вам конкретно, спрашивают наши зрители: «А как так? 32 человека в классе. Как можно рассадить по одному за парты?» Хватит ли вам возможностей, учителей, помещений для этого, чтобы не было вторых и третьих смен?

Ренард Кутковский: Конечно, выполнить в полном объеме рекомендации Роспотребнадзора в этой связи будет очень сложно. Но задача администрации, образовательных учреждений – это создать максимальные условия безопасного пребывания детей в образовательных организациях.

Конечно же, да, классы большие: 32 человека, 30 человек. И рассадить, чтобы соблюсти дистанцию в полтора метра, будет очень сложно. Но тем не менее мы понимаем, что для нас главная задача – это не только сохранить дистанцию между детьми, но и то, чтобы дети не встречались на переменах и так далее. Вот эти нормы будет выполнить очень сложно.

Сегодня мы уже закупили циркуляторы в образовательные учреждения. В основном первая партия уже поступила в образовательные учреждения, мы ставим их в коридорах. Следующая партия поступит по линии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым до 1 сентября, мы поставим их в аудиториях. Но, к сожалению, соблюсти дистанцию в полтора метра в кабинетах между партами – у нас это не получится.

Что касается введения второй смены, то, да, действительно, в ряде образовательных организаций (в основном большие образовательные организации, где учится более тысячи детей в помещении школы) вынуждены будут уйти определенные классы во вторую смену, чтобы соблюсти нормы Роспотребнадзора. То есть это будет действительно вынужденная мера в ряде образовательных учреждений. Но – не во всех.

Тамара Шорникова: В городах-курортах сейчас, конечно, статистика по коронавирусу растет. Туристы все-таки привозят с собой, в общем, служат источником распространения инфекции. Будут ли у вас линейки очные, заочные? Либо тоже откажетесь от мероприятий, как, например, в Москве решили?

Ренард Кутковский: По состоянию на сегодня мы готовимся к линейкам, но на свежем воздухе, и только для первых и одиннадцатых классов провести линейки 1 сентября. Возможно, если ситуация эпидемиологическая в регионе будет ухудшаться, возможно, мы откажемся от проведения линеек и проведем только классные часы.

Сегодня пока об этом говорить рано, но тем не менее мы все готовимся к проведению линеек именно для первых и одиннадцатых классов, непосредственно с соблюдением дистанции во дворах школ, если это позволит погода.

Константин Чуриков: Несколько сообщений наших зрителей. Самара: «Все лето во дворе в пик запретов ничего не боялись, с утра до ночи носились. Пусть идут в школу». «Онлайн-обучение без личного общения с учителем – этого только Сорос и хочет», – Новосибирск нам пишет.

Тамара Шорникова: Ленинградская область: «Может быть, сначала вакцинация, а потом в школу? Зачем тогда были все эти карантины?» И вот важное сообщение, Кировская область: «Я учитель. За очное обучение. Но хотелось бы, чтобы родители были ответственные и не вели больного ребенка в школу. Приходят дети в школу порой очень больные, а учитель бесправен в данной ситуации».

Константин Чуриков: А вот важный звонок от Надежды из Московской области. Надежда, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Надежда, слушаем. Вся надежда на звук сейчас, на связь.

Константин Чуриков: Надежда, добрый вечер. Не бойтесь нас. Что-то Надежда, видимо, как-то решила с нами не разговаривать, помолчать.

Тамара Шорникова: Призадумалась.

Константин Чуриков: Ренард Владимирович, у нас на портале целая революция. «Как можно научить дистанционно писать буквы и цифры, например, первоклассников?» Как можно этому научить?

А если вдруг… Ну, сейчас же разные сценарии прорабатываются. По-моему, этого уже никто не скрывает, да? Но если что, если вдруг, то как быть именно с первоклассниками? Там ведь от постановки руки очень многое зависит.

Ренард Кутковский: Я бы хотел вернуться. Мы с июля месяца открыли в Ялте детские сады для посещения наших деток. До этого в период COVID у нас работали исключительно дежурные группы, то есть для тех детей, чьи родители привлечены к работе, то есть это медики и так далее. Так вот, за время работы дошкольных образовательных учреждений… А у нас более 2 тысяч детей посещают детские сады. И мы эту информацию получаем каждый день. К примеру, сегодня было 1 998 детей, вчера было 2 тысячи. Завтра опять, наверное, будет 2 тысячи и более.

То есть я к чему? Соблюдая рекомендация Роспотребнадзора, у нас, слава богу, за этот период – июнь, июль (начали в июле полноценно работать дошкольные образовательные учреждения), август – ни одного заболевания не было, то есть инфекцию не принесли.

Я к чему это веду? В принципе, если соблюдать рекомендации Роспотребнадзора, то есть проводить утренний фильтр детей, разграничивать, больше прогулок проводить на свежем воздухе, проводить дезинфекцию помещений и так далее, то, в принципе, можно этой беды избежать. Главное – это постараться выполнить рекомендации, которые есть.

Так вот, дошкольные учреждения у нас функционируют, слава богу, нормально, несмотря на то, что, к сожалению, статистика по COVID в нашем южном регионе растет. Тем не менее в детские сады он не зашел. И я уверен и надеюсь, что в школы тоже не зайдет.

Так вот, возвращаюсь к вашему вопросу – первый класс и начальная школа. Считаю разумным все-таки организовать обучение для начальной школы. А уже если ситуация острая, то для средней и старшей школы, конечно же, возможно, организовать дистанционное обучение.

Тамара Шорникова: Обсуждали уже рассадку учеников. А что касается классов, идеи закрепления конкретного помещения за конкретным классом – будет ли это осуществлено у вас? И что касается таких уроков, как физика, химия (там, где нужно оборудование), то эти уроки будут в каком классе проводиться?

Ренард Кутковский: Действительно, у нас уже сегодня каждый руководитель закрепил, готовя расписание к учебному году, каждый класс за отдельным кабинетом. Что касается специализированных кабинетов физики, химии, то здесь, конечно же, дети будут приходить в специализированный кабинет. Но расписание составлено так, чтобы успеть провести санобработку этого помещения, проветривание. Плюс в этом кабинете обязательно установлены циркуляторы.

Константин Чуриков: Как все сложно!

Спасибо большое. Ренард Кутковский у нас был на связи, начальник Управления образования администрации города Ялты. Ренард Владимирович, спасибо вам большое. Так здорово, когда работник образования грамотно говорит – говорит «дистанция». Ни разу не сказал «социальная дистанция», потому что это неграмотно.

Тамара Шорникова: Санитарная, конечно же.

Константин Чуриков: Ульяновск пишет: «В школах нужно разделять тех, кто жаворонки, и тех, кто совы. И разделять их обучение по времени». Правда, да. Вот человек все детство не высыпался.

А мы к вам вернемся через 25 минут, не отключайтесь.