Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Анатолий Голод: Средства коммуникации не надо ограничивать, надо улучшать их контроль и качество

Гости

Анатолий Голоддиректор Службы общей информационной безопасности

Оксана Галькевич:Друзья, чтобы вам было проще как-то ориентироваться в новостях и их нумерации, мы должны как-то это визуализировать. Давайте попросим режиссеров вывести на экранчик. Вот, смотрите.

Какая из новостей ложная?

1. Бабушка Меланьи Трамп – русская. 
2. Кота-экстрасенса продали за 5 миллионов рублей. 
3. Сибирские ученые открыли ген депрессии.

Оксана Галькевич:Первая новость… Мы так условно между собой назвали: первая – "трампобабушка", вторая – "кот-экстрасенс", ну и № 3 – это "ученые и депрессия". Вот голосуйте. Вы прослушали только что выпуск новостей. Какая из этих новостей имеет место быть, а какая… Какие на самом деле правдивые, а какая лживая? Лживая одна. Присылайте ваш ответ на SMS-портал: 3443, первые буквы "ОТР".

Собственно, почему мы решили обсудить эту тему и в немножко такой игровой форме подойти к этой беседе? Дело в том, что вступают в силу правила блокировки фальсифицированных, недостоверных, а также незаконных сообщений. Этим будет заниматься Роскомнадзор. И кстати говоря, есть большой международный опыт в этой сфере. Давайте разберемся, зачем нам это нужно, как это будет работать и как это изменит нашу жизнь – в лучшую или в какую-то другую сторону?

Константин Чуриков:У нас в студии – Анатолий Голод, директор Службы общеинформационной безопасности. Здравствуйте, Анатолий

Оксана Галькевич:Здравствуйте.

Анатолий Голод:Добрый день.

Константин Чуриков:Я думаю, тут требуется еще важное уточнение, что речь идет о недостоверных новостях, которые появляются у так называемых новостных агрегаторов. Пожалуйста, поясните, о чем идет речь.

Анатолий Голод:Многие пользователи, когда заходят в интернет либо даже читают статью в журнале или в газете, они доверяют журналисту. Но когда заходят в интернет, то там журналистом может быть каждый, по сути. И кто с каким настроением, какой рукой либо ногой напишет новость – этого каждый пользователь не знает. Но при этом пользователь, как и зритель, может оценить, насколько он доверяет тому либо иному эксперту, тому либо иному журналисту, и сделать вывод, насколько достоверная новость. В интернете, соответственно, много на блогах можно найти и хороших новостей. Часто люди высказывают свое мнение, и это понятно, дискутируют просто. Но иногда бывает, что появляются заголовки, которые точно утверждают, например, что с каким-то известным человеком случилось необычное событие. Хорошо, если…

Оксана Галькевич:И не всегда приятное, да.

Анатолий Голод:Хорошо, когда это позитивное событие. Тогда как бы хорошо – настроить население хорошо, обсудить это все, поднять настой. Бывают как бы неплохие фейковые новости, если стараются поднять настрой населению. Но бывает наоборот. Например, иногда можно встретить сообщение о смерти каких-то известных людей и тому подобное. Тогда это заказывают какие-то структуры, которые рассчитывают ухудшить настрой – и это тогда нехорошо.

При этом можно улучшать настрой. Для этого можно анализировать и существующие новости, и контролировать, чтобы хорошие новости всегда попадали в эфир. И можно, в принципе, иногда творчески инициировать предположение. Тогда так и пишут… Вот когда я пишу какие-то новости, иногда просто предположение, чтобы сделать аналитически, можно написать: "Вполне возможно такие-то версии логически обосновать". Ну а бывает, когда точно известная информация – и тогда такие новости, конечно, имеют максимальную степень достоверности и привлекают аудиторию.

Оксана Галькевич:Вы сказали…

Константин Чуриков:Анатолий…

Оксана Галькевич:Прости, Костя. Вы сказали про блоги. Это ведь совершенно отдельная сфера интернета. Это не новостные агрегаторы, это не средства массовой информации. Хотя там тоже есть нюансы, если большое количество подписчиков.

Анатолий Голод:Дело в том, что в новостные агрегаторы иногда попадают, соответственно, новости из блогов либо из ресурсов релизоприемников и тому подобных. То есть в новостные агрегаторы попадают любые новости.

Оксана Галькевич:Да. Но закон не может обязать блогера, допустим, проверять информацию, как закон обязывает средства массовой информации подтверждать источники, по требованию закона.

Константин Чуриков:Но если у блогера в подписчиках много-много людей, то он должен регистрироваться…

Анатолий Голод:Должна быть социальная ответственность у каждого блогера. То есть каждый человек вообще должен понимать, с какой целью он говорит даже просто своему другу информацию. Говорят обычно, чтобы решить задачи, улучшить настрой, решить проблемы, соответственно. Хотя и творческие версии, если предполагают, нужно всегда стараться направить с пользой. Все зависит от целей и насколько объективно стараться рассматривать ситуацию. Когда говорятся предположения, то так и надо говорить. А если точно знаешь информацию, то можно точно сказать. Если логически обоснованно – логически обосновать. Ну и тому подобное.

Оксана Галькевич:А если нет цели, а есть эмоция? Вот знаете, кто-то что-то написал – и кто-то: "А-а-а! У него случилось такое!" – и бац на свою страничку в Facebook или во "ВКонтакте" где-нибудь!

Анатолий Голод:Ну, к таким новостям…

Оксана Галькевич:А нет цели никакой, но я сопереживаю этому человеку или вот этой ситуации.

Анатолий Голод:Тогда нужно, соответственно, новости какие-то конкретные… Когда речь идет о конкретных событиях, то, конечно, такие новости нужно проверять, соответственно, публиковать и просто дополнять. Если где-то дали неправильную информацию – так надо обеспечить службами, которые дадут правильную информацию. Нужно подумать, как обеспечить как раз поправку, чтобы в случае… Если что, то журналисты сразу поправляют или другие блогеры поправляют. Знакомые – те, кто точно владеют информацией, соответственно, о том либо ином объекте – могут поправить и внести информацию. Нужно улучшить систему поправок, чтобы не в Роскомнадзоре все решали вопросы, а поправлять могут и все блогеры, и все журналисты – тогда обеспечивается реальный контроль и реальный результат.

Константин Чуриков:У меня вопрос к нашим зрителям. Вот интересно, по каким критериям вы определяете вот то, что вам сообщают средства массовой информации, то, о чем вам сообщают крупные интернет-издания, – это правда или нет? Вот какие-то критерии вы для себя определили? Можете нам позвонить: 8-800-222-00-14.

Вот по поводу целесообразности именно этого правила блокировки новостных агрегаторов за некую неправду. Ну, у нас же есть закон о клевете, да? Человек имеет право обратиться с иском о защите чести и достоинства. Не является ли этот закон, вот этот приказ в данном случае каким-то избыточным, что ли? Вы как вы думаете?

Анатолий Голод:Надо всегда проверять, как попала информация в той либо иной новостной агрегатор, к тому либо иному журналисту. Многое зависит от намерений. Как и в любой законодательной практике, многое зависит от намерений и, соответственно, от содержания новостей, и к какому результату это ведет. Если к хорошему результату, то тогда можно пойти навстречу. Если, соответственно, случайно что-то не так поняли – надо поправить, объяснить. Если новостной агрегатор просто случайно взял какую-то новость – так надо им дать нормальную информацию, поправить. А если какой-то новостной агрегатор специально публикует фальсификацию – ну, тогда нужно уже применять меры. Это совершенно разные вещи.

Константин Чуриков:А вот с точки зрения этих новых правил, например, что делать с сообщением, которое, например, в топе самого главного сайта страны (который, в общем, сам по себе не является не СМИ, а это просто сайт, портал, поисковик), и там появляется сообщение, например: "Блогеры сообщают: один известный человек сделал что-то плохое"? То есть вроде бы формально ссылка есть. К кому вопросы здесь – к агрегатору или к блогерам?

Анатолий Голод:Ну, агрегатор публикует новость о блогере, можно сказать. Дальше вопрос к блогеру. Дальше можно дискутировать. Если речь идет о конкретном событии в конкретное время в конкретном месте, то о таких событиях нужно всегда точную информацию давать. А если речь идет о предположениях – ну, тогда предположения у кого угодно могут быть разные. Надо о них дискутировать и находить правильное решение.

Константин Чуриков:И поправьте меня, если я не прав. Если наши российские блогеры, имея в подписчиках в соцсети или где-то еще более скольких-то тысяч человек, они обязаны отвечать за достоверность информации?

Анатолий Голод:Да каждый человек, общаясь хоть с двумя человеками, хоть с миллионом человек, каждый человек должен стараться давать нормальную информацию с нормальными целями.

Константин Чуриков:Это в идеальном мире. Ну, там есть конкретная прямо норма, это все прописано, просто надо уточнить.

Анатолий Голод:Вообще нужно просто определять – с какими целями. Даже если человек своим знакомым даст информацию намеренно плохо, чтобы привести к каким-то плохим последствиям, то хоть два человека у него в подписчиках – и можно, соответственно, разбираться. А если дают информацию с нормальными целями, но случайно что-то нужно поправить, то тогда нужно просто поправить случайные помехи, дать нормальную информацию. Но все зависит от целей. Это не зависит от количества подписчиком. Это зависит от целей, намерений и результата.

Оксана Галькевич:Все равно, вы знаете, здесь сложно разобраться в этих нюансах и правильно их на практике применить и учесть. Потому что, знаете, когда все вносят какие-то коррективы, поправляют информацию, редактируют – тогда энциклопедия превращается в "Википедию". Вот точно так же, знаете, и новость будет изменена в каком-нибудь блоге до неузнаваемости.

Вы знаете, есть момент, который связан с трактовкой. Но прежде чем мы об этом поговорим, мы хотим рассказать телезрителям о том, что, в общем-то, такие довольно масштабные интернет-проекты по борьбе с распространением новостей есть и в других странах мира. Например, один из самых таких масштабных финансирует американский Google. К нему присоединились недавно и социальные сети. В частности, например, Facebook буквально две недели назад анонсировал собственный проект противодействия дезинформации. В структуре администрации Евросоюза уже полтора года действует Европейская служба внешних связей. И цель этой службы заявлена следующим образом: "противодействие так называемой российской пропаганде". Ну, тут уже политические такие цели.

Константин Чуриков:Например, в Чехии выявлением недостоверных новостей с 1 января занимается особое подразделение Министерства внутренних дел – это Центр по борьбе с терроризмом и гибридными угрозами. 15 экспертов ежедневно мониторят СМИ и социальные сети в поисках фальшивых сообщений, которые могут угрожать безопасности страны.

Оксана Галькевич:Скажите, пожалуйста, не обернется ли, так скажем, применение на практике этого правила блокировки неких фальсифицированных новостей, может быть, каким-то аналогом "железного занавеса"? Мы сейчас посмотрели иностранный опыт. На самом деле, может быть, им эта новость просто не нравится, она не совпадает с официальной позицией и трактовкой местных, чешских средств массовой информации. Не будем ли мы… не окажемся ли мы в подобной ситуации? Пока мы сейчас можем изучать все информационное поле – правильно? – делать самостоятельные выводы, какая позиция нам ближе, какое изложение. Да, мы иногда не знаем, ложное или правдивое, но у нас есть выбор.

Анатолий Голод:Лично мое мнение: нужно не ограничивать средства коммуникации, а нужно улучшать средства контроля и качества и стараться больше поддерживать тех и блогеров, и журналистов, и средства массовой информации, которые стараются хорошо давать информацию, объективно, правдиво, с хорошими целями, стараются людей хорошо направить. Нужно просто совершенствовать такую работу. Ограничивать новостные агрегаторы не нужно, но нужно всегда оперативно просто поправлять информацию. Вот этим нужно реально заниматься.

А так люди подискутируют… Так дайте им так информацию, чтобы их хорошо настроить, чтобы дать им нужную информацию, правильную информацию. И еще хорошо настроить в процессе дискуссии, чтобы получить дополнительный эффект для общества. Дискуссия – это хорошо всегда. Поэтому нужно просто совершенствовать работу быстрой корректировки информации в случае чего, нужно совершенствовать подачу хорошей информации, чтобы подавать и в средствах массовой информации информацию по значительным вопросам, но и блогерам давать дополнительные комментарии, дополнительные пояснения.

Оксана Галькевич:Дело в том, что, понимаете, у нас работа такая паршивая – новости в основном нехорошие. Вот правда.

Константин Чуриков:Вернее – наша работа заключается в том, чтобы говорить о проблемах, а не о том, как все хорошо.

Оксана Галькевич:Вот! Спасибо.

Анатолий Голод:Ну, новости… В том-то и дело, что любую проблему можно преподнести с позиции "как решать проблему?". И вообще я всегда формулирую, что упоминание проблемы – это основание для того, чтобы решить проблему, приблизить программу, помогающую решать проблему. И можно это в подтексте, соответственно, в любой беседе… Каждый проявляет какое-то внимание друг к другу, объясняет и старается найти пути решения проблемы.

Например, вы говорили, что на Западе говорят, что "российская пропаганда". Вот я занимался, в том числе в международном интернете, продвижением имиджа России на международной арене. Мои публикации читает аудитория всего мира, журналисты всего мира, тысячи журналистов: Reuters, CNN, NBC, ABC и другие известные…

Константин Чуриков:И другие "би-си".

Анатолий Голод:Да, и BBC в том числе, да. Соответственно, я продвигал имидж России, что Россия улучшит мир, Россия создаст хорошие отношения между всеми странами. И поправлял репутацию России. Приводил конкретные аналитические данные, что можно поправить в международной политике для всех. В том числе поучаствовал в избрании Дональда Трампа президентом США. Я за несколько месяцев до выборов опубликовал…

Оксана Галькевич:Ах, так это было вы! А-а-а!

Анатолий Голод:Ну, вы можете найти…

Константин Чуриков:Вас уже ищут.

Анатолий Голод:Если вы наберете в Google, например, "Дональд Трамп и Анатолий Голод", вы найдете много новостей, соответственно, как мы помогали ему стать президентом. За несколько месяцев опубликовали новость "Кто управляет гражданкой Хиллари Клинтон?" ("Who is managing Mrs. Hillary Clinton?"). И там еще добавили: "Reposting This News You Can Help to Improve The World!" ("Делая репост, вы поможете улучшить мир!").

И там была информация, соответственно, что Хиллари Клинтон, предположительно, вполне возможно… Ну, высказывалась версия, которую я достаточно точно знаю, но на всякий случай лучше сказать "предположительно". Высказывалась версия, что Хиллари Клинтон работает на структуры, которые просто формируют конфликты в мире. Ну, это достаточно очевидно по ее фамилии. Это достаточно очевидно и по ее политике прошлой, и по ее высказываниям в предвыборной кампании. Соответственно, эта новость получила большой отклик в интернете и среди журналистов и повлияла на мнение журналистов во многих штатах, потому что я ее отправил еще во все штаты тысячам журналистов. И это способствовало чуть лучшему освещению Трампа в СМИ в Штатах.

Константин Чуриков:Вы знаете, как постоянно меняется аудитория. Вот те, кто только что включил ОТР, могут не понимать, о чем речь. Мы 15 минут назад провели небольшой эксперимент. Наша коллега Марина Калинина сообщила три новости: одна из них – ложная, другие – правдивые. Первая новость о том, что якобы (думайте сами, решайте сами) бабушка жены Трампа родом из Советского Союза. Вторая новость о том, что якобы есть кот-экстрасенс в Благовещенске, его продали за 5 миллионов рублей. И якобы ученые сибирские выяснили, откуда берется депрессия – оказывается, она передается генетическим путем. И вы можете проголосовать. Какая новость вам кажется неправдивой, ложной? 1, 2, 3 – вот эти цифры, пожалуйста, по SMS: 3443. В начале буквы "ОТР", и далее вот эти цифры.

И еще у нас звонок, там люди на проводе ждут. Владимир из Вологды. Здравствуйте, вы в эфире.

Зритель:Здравствуйте.

Константин Чуриков:Да, пожалуйста, говорите.

Зритель:У меня два вопроса. Первый вопрос: какие критерии оценки достоверности и кто эти критерии выставлять будет? И второй вопрос у меня. У нас, в принципе, все федеральные каналы как бы говорят, что у нас хорошо, кризис пройден. А выйдешь на улицу – как бы люди за коммуналку заплатить не могут, продукты дорожают и так далее. Тогда к федеральным каналам такие же будут критерии?

Константин Чуриков:У меня вопрос к вам, Владимир: все ли федеральные каналы? Вот сейчас вы в эфир какого канала дозвонились?

Зритель:Ну, я ОТР сейчас позвонил.

Константин Чуриков:Ну, вот федеральный канал, да. Спасибо.

Зритель:Нет, вам хочу отдельное спасибо сказать. Давно смотрю. Очень много правды и про людей показываете. Конечно, низкий вам поклон. По остальным каналам, я считаю, что сплошная цензура.

Константин Чуриков:Спасибо. Рады стараться.

Оксана Галькевич:Спасибо. Это было оценочное суждение нашего телезрителя из Вологды Владимира. Он интересовался критериями. Видите, критерии не понятны совсем.

А вы знаете, что вы мне напомнили? Вы сейчас так вот излагали, когда про версии, про Хиллари Клинтон… Я прошу прощения. Мне, конечно, восемнадцать, но я застала учебник по пропаганде на факультете журналистики.

Анатолий Голод:И ваш вопрос?

Оксана Галькевич:Нет. Ну, так просто вот как-то… Методы, что называется. Просто напоминает ваше изложение…

Константин Чуриков:Нет, секундочку. Одно дело – пропаганда, другое дело – все-таки критерии оценки конкретной новости.

Оксана Галькевич:Мы говорим версии и вводим в заблуждение. Ну, очень все интересно вы так излагали – и я прямо вспомнила юность.

Анатолий Голод:А, ну да. Так в том-то и дело, что версиями можно вводить в заблуждение, а можно давать правильную информацию.

Оксана Галькевич:Так версии же можно придумывать.

Константин Чуриков:Секундочку…

Оксана Галькевич:Кто излагает эти версии? Кто эти люди? Кто эти эксперты?

Анатолий Голод:Я свои воззрения излагал как свои воззрения, поэтому мое мнение я имею право опубликовать. Я так и писал: "Вполне возможно, что существуют такие-то данные". Каждый человек имеет право высказывать свое мнение, соответственно.

Ну а пропаганд? Да, надо продвигать имидж своей страны. Да, надо говорить, что страна улучшит ситуацию и в России, и в мире, создаст хорошие отношения между всеми странами, и это хорошо. Более того – хорошая пропаганда нужна, хороший настрой нужен, патриотизм нужен, нужно улучшать настрой населения.

Оксана Галькевич:Нужен настрой, наверное, да?

Анатолий Голод:Да, хороший настрой населению нужен.

Константин Чуриков:А это нужно как? Это нужно сверху запретить что-то, закрыть? Или это нужно снизу?

Оксана Галькевич:Потому что когда ты говоришь и не веришь – ты врешь. Ты должен верить искреннее в то, что ты говоришь. Вот.

Анатолий Голод:Ну вот. Поэтому я и писал те новости, в которые я верю… которые я знаю (точнее так), потому что я предпочитаю верить в то, что знаю.

Оксана Галькевич:А знаете ли вы и понимаете ли то, о чем вы говорите?

Константин Чуриков:Все-таки, мне кажется, мы не до конца ответили на вопрос нашего зрителя. И стоит все-таки напомнить, что есть авторитетные источники информации и неавторитетные.

Анатолий Голод:Ну да, есть источники информации разные. А бывает еще инициируемая информация. Вот я хотел бы привлечь внимание к важному вопросу. Многие обсуждают историю с Эдвардом Сноуденом. Дело в том, что есть достаточно точная информация (о которой можно подискутировать и подробнее), что через Эдварда Сноудена был осуществлен стопроцентный вброс в российские службы. Американскому ЦРУ нужно было просто, чтобы их данные, которые они имели на политиков разных и тому подобное, чтобы их данные совпали в российских службах и в китайских службах – таким образом повышается их авторитетность. В спецслужбах есть методика, что управляют поведением политиков иногда на основании данных, которые содержатся о них в совокупности источников информации. И американцы просто рассчитывали, что когда их данные совпадут с российскими службами и с китайскими службами, то это значительно повысит авторитетность их данных.

И через данные Эдварды Сноудена они формировали и санкции к России, чтобы убедить европейских политиков. Есть программная и информационная работа, через которую в какой-то степени формируются решения. И через данные Эдварды Сноудена в существенной степени американцы формировали в том числе и санкции к России, и отношение на международной арене.

Зная это, можно это все поправить, да, но нужно проинформировать руководство страны, нужно встретиться и обсудить. Я могу привести точные аргументы. Если сейчас есть время, то можно и сейчас прямо, в принципе, обсудить. Соответственно, смысл в том, что вы можете тоже логически подумать. Да, Эдвард Сноуден работал на работе в ЦРУ. Он что, был единственный человек, за которым ЦРУ не наблюдала? И он скачал оттуда больше миллиона файлов…

Константин Чуриков:Извините, Анатолий, вы сейчас сказали ключевое слово – "надо подумать". Нужно внимательно посмотреть, где ты это видишь, о чем это, и подумать, то есть сопоставить некоторые факты.

Анатолий Голод:Да. Иногда какие-то моменты можно просто логически понять. Эдвард Сноуден, работая на работе в ЦРУ, дает информацию, что всех прослушивают. При этом он работает прямо в ЦРУ – и его там не прослушивают? И не заметили, что ли, как он вынес несколько миллионов файлов или больше миллиона файлов?

Константин Чуриков:Вернемся в Россию. Россия, я думаю, больше волнует наших зрителей.

Оксана Галькевич:Действительно.

Константин Чуриков:У нас на связи Игорь из Санкт-Петербурга.

Оксана Галькевич:Из Петербурга, да.

Константин Чуриков:Игорь, здравствуйте.

Зритель:Добрый вечер.

Константин Чуриков:Добрый.

Зритель:Я эти же слова хотел сказать: вернемся в Россию. Вся борьба с недостоверными новостями, на мой взгляд, у нас заканчивается только разговорами, так как наша судебная система несовершенна. И чтобы довести до суда какую-то недостоверную высказанную новость либо рекламу, которая заполонила всю страну недостоверностью… Очень малый процент рекламы соответствует действительности. Грубо говоря, на русском языке: вся реклама – это замануха.

Константин Чуриков:Понятно. Игорь, смотрите, но ведь реклама нас, можно сказать, по-честному предупреждает, что она реклама. Ну, когда она открытая реклама – отбивка: "Реклама". И мы понимаем, что дальше нам могут говорить все что угодно. Но другое дело, когда это происходит вне рекламного блока, в новостях. И вот здесь отличить, как говорится, ложь от правды…

Зритель:Согласен с вами, согласен. Но тем не менее все, что нам подается с новостями либо с той же рекламой серьезных компаний, банков и так далее… Это тоже, так скажем, новость какая-то для народа, если банк публикует то, что он под малый процент дает ипотеку?

Константин Чуриков:Ну, если принес рубль, а через месяц получил миллион, то это для нас, конечно, новость для всех. Просто дальше опять-таки, как мы говорили, надо же подумать.

Оксана Галькевич:Спасибо.

Константин Чуриков:Спасибо большое, Игорь.

Анатолий Голод:Да, новости. Когда вы встречаете новые новости, особенно интересные, то включайте логику, соответственно. И конечно, где-то нужно знать. Если какое-то событие в конкретном месте в конкретное время происходит, то иногда нужно знать точную информацию. Но если вы встречаете аналитические данные, тоже делайте из себя аналитика, анализируйте логически новости. Соответственно, можно тогда лучше узнавать о других, лучше друг с другом общаться, больше обмениваться информацией, лучше друг друга видеть и слышать, и стараться найти хорошее решение, чтобы улучшать общую ситуацию. Но всегда можно дополнительно проанализировать и получить хорошее решение.

Константин Чуриков:А есть какая-то статистика ? И вообще вот эти откровенно неправдивые сообщения в блогах, в интернете, в соцсетях – как они дальше живут? То есть что пользуется большим спросом у пользователей? Ведь все подсчитано же.

Оксана Галькевич:Желтенькое или жареное?

Константин Чуриков:Статистика есть?

Анатолий Голод:Ну да, в интернете любые новости остаются на любое время. Соответственно, это как раз пользователю интернета помогает найти многие версии, многие мнения. Когда я читаю необычную новость, я сразу иду в Google, в "Яндекс" и читаю, какие еще мнения по этому вопросу, на каких ресурсах опубликовано, насколько авторитетные ресурсы. То есть, в принципе, у всех, особенно у пользователей в интернете, есть средства как раз корректировок, контроля. И если пользователи видят новую информацию на более авторитетных источниках, то сразу можно написать: "Общественное телевидение России считает так-то. Первый телеканал считает так-то. НТВ, ТВ Центр, Интерфакс, РИА Новости и так далее считают так-то".

Константин Чуриков:И далее по списку.

Анатолий Голод:И приводить авторитетные мнения дополнительно. И обсуждать, в дискуссии находить правильные мнения, правильные решения. Да, это новости. И телевидение для того и нужно, чтобы проводить время, находить правильные решения, соответственно, и улучшать ситуацию.

Оксана Галькевич:"Страницу с недостоверной информацией нужно красить в желтый цвет!" – Георг из Нижегородской области.

Константин Чуриков:В желтый? А почему не в красный?

Оксана Галькевич:Ну, предлагает. "Желтая пресса" – "желтые новости" какие-то.

Константин Чуриков:Желтый уровень опасности.

Оксана Галькевич:Да. "Врут все! А критерий один – совесть. Но это уже вымирающий вид", – Курская область.

Константин Чуриков:Смотрите, вот ценное сообщение…

Оксана Галькевич:Санкт-Петербург… Прости, пожалуйста. "Анатолий, ну наконец-то! Может, закончится вся эта виртуальная вакханалия бездельников в информационном пространстве! Двумя руками за вас!" – Вера Борисовна из Санкт-Петербурга.

Константин Чуриков:Слушайте… Кстати, а закончится ли эта, как написал наш зритель, "информационная вакханалия", если учесть, что новость берется на каком-нибудь известном сайте, на новостном агрегаторе – и дальше она попадает в соцсети? И дальше возникают, как вы говорите, перепосты – и она множится, множится… Так угонится ли за всеми Роскомнадзор?

Анатолий Голод:Вот в том-то и дело. Я и говорю, что нужно обеспечить общественный, так сказать, контроль, когда каждый пользователь сможет корректировать какую-то информацию. Просто нужно как раз проконтролировать. Если администрации каких-то ресурсов не хотят, когда им указывают на какие-то ошибки, если они не хотят поправлять – вот к этим вопросам нужно больше привлекать внимания. А если поправляют, публикуют разные мнения… Так для этого средства массовой информации и нужны, чтобы публиковать разные мнения, чтобы все могли высказать свою точку зрения. Да, пожалуйста, пусть высказывают. Но пусть те ресурсы, новостные агрегаторы, если где-то что-то нужно поправить, то пусть оперативно поправляют и публикуют достоверную информацию.

Константин Чуриков:Есть такое агентство, его многие называют "ОБС" – "одна бабушка сказала". Вот, кстати, из Москвы, в принципе, любопытная эсэмэска, объясняет зритель: "Просто информация в современном мире всегда должна быть сумасшедшенькой. Потому что настоящая информация про политику и бизнес не всегда сенсационная, поэтому и придумываются какие-то сумасшедшие новости".

Ну, в принципе, да. Ведь если так разобраться: то, что происходит в реальности, оно редко нас способно удивить. А кому-то надо зарабатывать деньги – блогерам, журналистам и так далее.

Оксана Галькевич:Нет, журналист – все-таки это человек профессиональный. Константин, я бы попросила! Зарабатывать деньги нам, естественно, надо, но…

Константин Чуриков:Но… Слушай, профессиональные люди – да. Но бывают люди разные. И СМИ разные, и люди разные.

Оксана Галькевич:Да. По-разному подавая информацию, можно не соврать.

Константин Чуриков:Безусловно.

Оксана Галькевич:Можно просто по-разному подать. Знаете, как одно блюдо: этот этим присыпал, а этот этим присыпал.

Константин Чуриков:А еще есть использование оценочных слов. Ну, уж не будем про коннотацию говорить. Не будем умничать.

Оксана Галькевич:Давай отделим, может быть, зерна от плевел? Пора?

Константин Чуриков:Давай!

Оксана Галькевич:То есть – правду ото лжи, друзья. Итак, в самом начале мы у вас спрашивали: как вы считаете по итогам прослушанного выпуска новостей, какая новость является ложной, а какие две другие правдивые – "трампобабушка", "кот-экстрасенс" и "ученые и депрессия"?

Константин Чуриков:Ну, я вкратце напомню просто, чтобы те, кто только что включил, были в контексте.

Оксана Галькевич:Давай.

Константин Чуриков:Итак, первая новость: "У жены Дональда Трампа русские корни. Журналисты американского издания сообщили, что бабушка Мелании была старший лейтенант Советской Армии, летчик Ольга Орлиф".

Новость № 2: "В Благовещенске кота-экстрасенса продали за 5 миллионов рублей. Необычное животное досталось Дмитрию в наследство от пожилой тетушки. Кот обладает экстрасенсорными способностями".

И новость № 3: "Сибирские ученые выяснили, что депрессия, оказывается, передается генетическим путем, то есть по наследству".

И подводим итоги голосования, если они готовы.

Оксана Галькевич:Может быть, мы все-таки скажем, какая новость оказалась ложной-то?

Константин Чуриков:Говори.

Оксана Галькевич:На самом деле очень многие угадали, друзья. Нет, это не "кот-экстрасенс", а это "трампобабушка" – новость № 1. Нет у него никаких русских корней, у его жены и так далее. Ну, смотрите: 36% наших телезрителей не угадали, а 64%… Вы говорите, что голову…

Константин Чуриков:Наоборот, наоборот!

Оксана Галькевич:А, наоборот?

Константин Чуриков:Наоборот – угадали 36%, а не угадали 64%.

Оксана Галькевич:А, вот так вот!

Константин Чуриков:Вот видишь, как все-таки легко ввести в заблуждение любого из нас.

Оксана Галькевич:Тут в процентах-то тяжело разобраться, а что говорить об информации…

Константин Чуриков:И я не уверен – вот будь я по ту сторону экрана, я бы так сразу разобрался или нет.

Оксана Галькевич:Ну что же, спасибо большое. Давай представим нашего гостя – кто сегодня помогал нам разбираться во всех этих нюансах.

Анатолий Голод:Я бы хотел еще быстренько сказать еще важный вопрос. Вот мы говорили про фейковые технологии, а есть еще очень важный вопрос в мобильной связи. Дело в том, что многие бизнесы, экономика и социальная сфера зависят в том числе от поступления звонков людям. И есть структуры, которые профессионально просто не дают по рекламе поступать звонкам многим предприятиям. И так опускали экономику в России какие-то неизвестные структуры. При этом можно привлечь внимание к вопросу, чтобы и оператор связи, и руководство страны, и Роскомнадзор в том числе уделили внимание контролю и на стороне официальных служб, и на стороне операторов связи, чтобы правильно осуществляли соединение, потому что иногда помехи в структурах проплачивают…

Константин Чуриков:Как все сложно. Как все сложно!

Оксана Галькевич:Анатолий, мне кажется, это несколько другая…

Анатолий Голод:А можно быстро улучшить и экономику, и социальную сферу…

Оксана Галькевич:Да, да, да!

Константин Чуриков:Уважаемые зрители, еще очень важно…

Оксана Галькевич:Будем делать просто жизнь нашу с вами лучше.

Константин Чуриков:Нет, секунду. И еще очень важно – от информации еще нужно иногда отдыхать, вот садиться на "диету" такую информационную. Иначе можно просто с ума сойти.

Оксана Галькевич:Анатолий Голод, директор Службы общеинформационной безопасности, был у нас в гостях. Спасибо, Анатолий. Время истекло.

Анатолий Голод:Да, спасибо за внимание. До свидания.

Оксана Галькевич:До свидания.

Константин Чуриков:Спасибо. До свидания.

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Андрей Нечаев экономист, председатель партии "Гражданская инициатива"
  • Светлана Касина генеральный директор "Национального НПФ"
  • ГОСТИ

  • Олег Рурин заместитель генерального директора госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ"
  • ГОСТИ

  • Алексей Кравцов член Общественного совета при ФССП, председатель Арбитражного третейского суда
  • ГОСТИ

  • Александр Михайленко профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности РАНХиГС
  • Барух Бен-Нерия эксперт по военно-политическим делам (Израиль)
  • ГОСТИ

  • Георгий Федоров президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной палаты РФ
  • Павел Медведев финансовый омбудсмен, доктор экономических наук, профессор
  • ГОСТИ

  • Павел Бранд невролог, медицинский директор сети клиник "Семейная"
  • ГОСТИ

  • Светлана Брюховецкая проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета Правительства РФ, ответственный секретарь приемной кампании
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Андреянов журналист (Ростовская обл.)
  • Евгений Опарин корреспондент (г. Владивосток)
  • Владимир Рудометкин генеральный директор ОАО "Гипроречтранс", председатель Отделения "Транспортное строительство" Российской академии транспорта
  • Жанна Мейлер корреспондент (г. Калининград)
  • ГОСТИ

  • Михаил Крейндлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям "Гринпис России"
  • ГОСТИ

  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • ГОСТИ

  • Владимир Кашин председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН
  • Ольга Башмачникова вице-президент Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России
  • Алексей Кордумов терапевт, врач общей практики (Архангельская обл.)
  • Ольга Чаплина руководитель инициативной группы (д. Кашмаши, Чувашия)
  • ГОСТИ

  • Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, директор московского Центра образования №109
  • ГОСТИ

  • Валентина Сляднева оператор машинного доения
  • ГОСТИ

  • Евгений Ким ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН
  • ГОСТИ

  • Давид Мелик-Гусейнов директор НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Москвы
  • Виктор Рожков координатор проекта ОНФ "Народная оценка качества"
  • Показать еще
    Показать еще
    В Европе произошли сразу два случая нападения с ножом на прохожих Нападения произошли в финском Турку и немецком городе Вупперталь
    2 часа назад

    ГОСТИ

  • Светлана Касина генеральный директор "Национального НПФ"
  • Андрей Нечаев экономист, председатель партии "Гражданская инициатива"
  • Телеканал "Лайф" прекратит вещание Последний день вещания – 18 августа
    3 часа назад
    Лимузин Бориса Ельцина выставили на продажу за 19,7 млн рублей Машина выставлена на продажу в Петербурге
    3 часа назад

    Надо, чтобы не бизнес шел к государству за поддержкой, а государство само предлагало помощь бизнесу

    Юрий Савелов член президиума объединения предпринимателей "Опора России"
    Уже двое суток 100 тысяч жителей в Ростовской области остаются без питьевой воды Ее подачу в городах Новошахтинск и Красный Сулин перекрыли накануне
    3 часа назад

    ГОСТИ

  • Андрей Осипов автоэксперт, редактор сайта osipov.pro
  • ГОСТИ

  • Олег Рурин заместитель генерального директора госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ"
  • Ни в одной стране мира нет государственных судебных приставов

    Алексей Кравцов член Общественного совета при ФССП, председатель Арбитражного третейского суда

    ГОСТИ

  • Барух Бен-Нерия эксперт по военно-политическим делам (Израиль)
  • Александр Михайленко профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности РАНХиГС
  • 6 часов назад
    Лимузин Бориса Ельцина выставили на продажу за 19,7 млн рублей Машина выставлена на продажу в Петербурге
    6 часов назад
    Военнослужащий Росгвардии покончил с собой в Крыму Его тело и предсмертная записка были найдены в лесу в Крыму
    7 часов назад
    Судьба флота Документальный фильм о "Ледовом походе" Балтийского флота в 1918 году
    8 часов назад
    Disney планирует снять отдельный фильм про Оби-Вана Кеноби На пост режиссера позвали британца Стивена Долдри
    8 часов назад
    9 часов назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments