Анна Гайкалова: Сломать ребенка нелегко, а вот изнежить - запросто

Гости
Анна Гайкалова
педагог, психолог, практический психофизиолог, писатель

Ксения Сакурова: Тема этого часа: «Мамы знают лучше». 5445, напишите, согласны вы с этим утверждением или нет, позвоните в прямой эфир: 8-800-222-00-14. Прямо сейчас с нами на связи Марина из Москвы. Марина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня вот такая история: я примерно с пяти лет попыталась своей дочери давать какие-то умные советы из своего жизненно опыта, но, как ни странно, она, высказывая свое мнение, всегда оказывалась права. Вот всегда было так, как говорила и советовала она. Потом я на это дело плюнула и стала уже ее прислушиваться, как она говорит. Да, вот такая вот интересная ситуация.

Иван Князев: А может вам не везло просто?

Зритель: Да нет. Ну что вы! Такой ребенок. Да, дети все разные. И вот я вам хочу сказать: слава богу, что я не стала на нее давить, выросла успешная девочка, очень воспитанная, хорошая. Единственное, что могу сказать, я ей высказываю свое мнение, но всегда с оговоркой: «Ты поступай так, как считаешь нужным, но мне кажется, что надо сделать так». И слава богу, прекрасные отношения, но вот честно вам говорю, что ну на 90% мнение ребенка оказывалось все-таки более верным, чем мое. Вот такая история.

Иван Князев: Особенно, если это мнение касается жизни самого ребенка, наверно.

Зритель: Ну безусловно. Да, безусловно, жизни самого ребенка.

Ксения Сакурова: Да, вам, конечно, повезло очень с такой мудрой дочерью. Спасибо большое.

Иван Князев: Несколько сообщений еще прочитаю. Из Хабаровского края: «Когда мама узнала, что я курю, сказала, что видит меня с трубкой капитана. Прошло 40 лет. Я не курю, хотя капитан». Ну видимо человек работает – в море ходит. Из Саратовской области: «Мама всегда поддерживала, не давила на выбор, так как бабушка диктовала ей вот свои условия, и был не очень хороший опыт. Выслушать можно, нужно, а решения нужно принимать самим».

Ксения Сакурова: Давайте все-таки спросим эксперта, как правильно. С нами на связи Анна Гайкалова, психолог. Анна Ильинична, здравствуйте.

Анна Гайкалова: Добрый день. Очень интересно слушать полемику.

Ксения Сакурова: Да, у нас есть две такие родительские позиции: «Я точно знаю, как лучше. Делай как я», и вторая позиция: «Я вообще ничего не знаю, поступай как знаешь». И, мне кажется, они обе ну вредные, я бы так сказала. А как вы считаете?

Анна Гайкалова: Ну в общем да, потому что полюсные позиции, и это как белое и черное, а вот этот весь прекрасный мир, который мы с вами наблюдаем, весь спектр красок – он посередине, он между ними. Должна быть золотая середина, а это самая большая проблема человечества для того, чтобы найти вот это вот чувство меры.

Мама, конечно, знает больше, но не всегда знает лучше, даже по отношению к своей собственной жизни. Ведь это же зависит от того, какой человек. Вот мы сейчас видели, рассказ слушали об очень умном ребенке. Бывают такие дети, не часто, но бывают. Я должна сказать, что мамы такие тоже не часто, но бывают. А в большинстве случаев и мамам надо учиться, как правильно с детьми себя вести, и детям надо уметь прислушиваться к родителям.

Вот сейчас очень модно лоббировать свое мнение, отстаивать его. А я всегда спрашиваю: из чего оно состоит, как ты его составил? Мнение составить для того, чтобы оно было действительно мнением, а не услышанной какой-то фразой, прилетевшей случайно, нужно уметь слушать. Поэтому детей надо учить слушать, чтобы они могли выбирать. А мама может делиться своими знаниями.

Иван Князев: Но ведь зачастую наши родители как раз-таки хотят нас оградить от каких-то ошибок, которые мы можем совершить. И вот разные мнения тоже по этому поводу существуют. Может быть все-таки дать ребенку набить своих шишек, или все-таки немножко попытаться его защитить? Вот что правильно?

Анна Гайкалова: Вы знаете, идеально – это когда мама говорит «иди аккуратненько», а папа говорит «прибеги первым». Да, то есть когда мужчина подталкивает к мужественности, а мама оберегает. И тогда получается вот эта самая золотая середина.

Дети все равно набьют свои шишки, а родители все равно будут стараться их оградить. Но для того, чтобы это было безболезненно для обеих сторон, все-таки, мне кажется, вот воспитание должно быть у нас введено как-то более широко и более грамотно разработана программа.

Потому что есть вещи, которые просто нужно знать о том, как формируется ребенок физиологически, как он растет. Чтобы не говорить подростку «сядь ровно», когда он не может, потому что у него мышцы не успели за костями.

Ксения Сакурова: Анна Ильинична, а вот мне кажется, что сейчас время меняется настолько быстро, что вот этот опыт предков он правда, на самом деле становится неактуален. То, как жили наши бабушки и дедушки, уже сильно отличалось от того, как жили наши родители, а жизнь наших детей даже от нашей будет отличаться еще сильнее. Может быть мы уже должны вообще перестать на свой опыт ориентироваться?

Анна Гайкалова: Нет, я так не думаю. Я так не думаю, и время показывает, что мы не можем с вами быть прогнозистами того, что нас ожидает в будущем. Я бы наоборот сейчас смотрела менее… то есть розовые очки я бы сняла, и я бы приготавливала детей и к тому, чтобы они могли с какими-то суровыми, с какой-то суровой правдой жизни встретиться, чтобы они не были изнеженными.

Вот у нас очень часто говорят: «Сломают ребенка, подавляя его». Не так-то просто сломать ребенка, иначе, допустим, было бы переломанное вот все поколение наших родителей. Нет, не так-то просто. А вот изнежить до такой степени, что ребенок становится невыживательным, вот это вот можно.

Иван Князев: Это проще простого. По поводу «не так-то просто сломать» сложно не согласиться. Сейчас многие родители говорят, что дети вообще нас воспитывают. Ну действительно – там, где сядешь, там и слезешь на современных детях, они ничего не хотят слушать. И вот как здесь себя вести?

Анна Гайкалова: Вы знаете, они очень хотят. Они очень хотят! Они пустуют в том месте, которое обычно от природы занимали взрослые люди. Но взрослые заняты не ими. Они заняты бизнесом, они заняты какими угодно работами своими. И они не занимаются детьми. Вот я с детьми работаю, я с ними там онлайн веду сейчас, потому что сейчас не могу очно, какие-то занятия. Как они слушают! Какие они вопросы задают! Как они мыслят превосходно!

Иван Князев: То есть на самом деле просто нужно больше внимания детям уделать, и тогда они и слушать будут, и прислушиваться?

Анна Гайкалова: Да, и делиться нужно своей жизнью не занудно. Нужно быть интересными. Если они вот «бу-бу-бу, у меня однажды там было…» – и мы с вами тоже слушать это не будем.

Иван Князев: Да, такое бывает.

Анна Гайкалова: Ну конечно. Должны быть образы, должны быть примеры, надо быть вожаком!

Иван Князев: Спасибо вам большое.

Ксения Сакурова: Спасибо.

Иван Князев: Анна Гайкалова, психолог, была с нами на связи.

Ксения Сакурова: Ну и, заметьте, дети, которых спрашивали наши коллеги, примерно то же самое и говорили: «Будьте к нам ближе, разговаривайте с нами». То, чего хотят дети. «Мама знает лучше?» – спрашивали вас, да или нет. «Да» – считает 68% наших зрителей, «нет» – 32%. Ну у всех, видимо, свой жизненный опыт.