Коронавирус: кто виноват?

Гости
Дмитрий Абзалов
президент Центра стратегических коммуникаций
Александр Михайлов
член Совета по внешней и оборонной политике

Иван Князев: А сейчас вот какая тема. В Америке снова ищут виноватых. В США раскрыли теорию о происхождении коронавируса в китайской лаборатории. Телеканал Fox News, сославшись на некие «никому не известные» источники, знакомый с «неизвестными, но очень важными деталями» и видевший некие «документы», развивает теорию о том, что первый заразившийся коронавирусом человек работал в Институте вирусологии в Ухане и потом всех заразил.

Тамара Шорникова: Помимо этого, есть еще и теория, что и сам вирус был не просто так, не просто так выскользнул из лаборатории…

Иван Князев: Да.

Тамара Шорникова: …а он был создан искусственно. И виноват в этом был опять же… те самые…

Иван Князев: Злодеи-китайцы, конечно же. Как все мы видим, сейчас США уже пострадали больше всех от коронавируса. И понятно, что после того как эпидемия, пандемия закончится, захотят они спросить, а кто во всем этом виноват. Ну, конечно, не только США захочет это узнать. Вопрос вот, у кого будет больше козырей. Кто всех рассудит. Всемирная организация здравоохранения, например, финансирования от США уже лишилась. Нет у нее такого теперь серьезного голоса.

Тамара Шорникова: Не хватает такой тревожной музыки, знаешь, там…

Иван Князев: Да.

Тамара Шорникова: А что вы думаете по этому поводу, телезрители? Верите ли вы вот в такую конспирологию? Или считаете, что – просто наслоение случайностей…

Иван Князев: Очередная охота на ведьм.

Тамара Шорникова: Да. Спросим у наших экспертов их мнение. Александр Михайлов первым выходит с нами на связь, член Совета по внешней и оборонной политике.

Иван Князев: Александр Георгиевич?

Александр Михайлов: Здравствуйте.

Иван Князев: Добрый вечер. Александр Георгиевич, знаете, обо всем этом уже многие эксперты говорят и многие наши граждане, наши телезрители, что удивительно, что Россию еще во всем этом не винят.

Тамара Шорникова: Да, российских хакеров, например.

Александр Михайлов: Но это естественно. Дело в том, что они пока до этого еще не додумались. Потому что у них сейчас другой отвлекающий момент. Так как Китай, наверное, для Соединенных Штатов представляет большую угрозу, чем Россия, поэтому они избрали этот путь обвинения Китая. Голословного, между прочим. Потому что в принципе никто этого не доказал. Но факт остается фактом. Пока вот мы находимся в зоне комфорта, как бы сказать. А по большому счету мы с вами прекрасно понимаем, что сейчас появится огромное количество конспирологических версий и появятся различного рода колдуны и прорицатели, которые будут привязывать случившееся к каким-то злым умыслам и к заговору мирового правительства.

Иван Князев: Но вы-то сами как считаете? США правы или нет?

Александр Михайлов: Я считаю, что нам надо сначала принять… Я считаю, для начала нам нужно вообще закончить эту тему. Т. е. как бы завершить все необходимые мероприятия с точки зрения подавления этого вируса, а дальше уже начинать разбираться. Потому что в этих ситуациях, когда очень высокая турбулентность в общественном мнении, находят в большом количестве виноватых и будут, естественно, … какие-то вот такие завиральные версии, которые в конечном итоге не будут подтверждаться, они все со временем забудутся, но на сегодняшний день они достаточно актуальны.

Тамара Шорникова: С другой стороны, действительно в Ухане есть лаборатория Института вирусологии, она достаточно близко к тому самому рынку расположена. Вот якобы нулевой пациент там работал. Если, как минимум, работа этого человека там подтвердится, какая-то связь будет обнаружена, – что-то вообще грозит Китаю?

Александр Михайлов: Ну, вы знаете, ведь дело в том, что у нас многие субъекты заражения находятся рядом с различного рода научными центрами. Вспомните историю со Скрипалями. Прямо рядом, так сказать, вот он, через забор, можно сказать, находился центр, который разрабатывал химическое оружие. Поэтому мы тут должны понимать, что вообще таких лабораторий достаточно много по миру, и они, конечно, заточены не для производства биологического оружия, а для того, чтобы вырабатывать вакцины для подавления тех или иных вирусов. Поэтому такое вот совпадение, хотя, как я уже сказал, вот мы помним историю со Скрипалями – там вообще, так сказать, за уши все было притянуто, но, к сожалению, мы должны констатировать, что это все совпадало с самим фактом пребывания химической лаборатории непосредственно на месте событий.

Иван Князев: Просто, смотрите, поначалу все как бы даже в Китае думали и были такие заявления, что привезли некие военные этот вирус из США. Вот посол Китая в России, уже когда… (интервью я на днях читал), заявлял, что некоторые даже граждане Японии, в феврале это, по-моему, 16 февраля, они уже имели симптомы, когда прилетели, например, с Гаваев. И сначала Китай обвинял в том, что из США пришел этот вирус. Потом США уже обвиняет Китай. И очень сложно разобраться: а кому выгодно? Пострадали-то, понимаете, и Китай, и США практически одинаково, даже непонятно, кто больше.

Александр Михайлов: Ну, надо кого-то все-таки виноватым выделить. Я не знаю, как еще американцы не докопались до того, что у нас в 63-м году уже, так сказать, работы с коронавирусом… Мы сталкивались с проблемой гена коронавируса, но тем не менее, она не приобрела такой характер эпидемии. Но факт остается фактом. Я говорю, что сейчас большое количество обвинителей возникнет. И многие из тех, кто сегодня обвиняет, они уже преследуют некие такие локальные задачи для того, чтобы появиться в поле зрения. Ну, некий кайф такой. Но я, честно говоря, я очень не люблю вот такого рода обвинения. Потому что эти версии должны выдвигать специалисты, которые непосредственно с этим связаны. Как правило, кто сейчас это – диванные эксперты, которые, так сказать, сидят, размышляют и думают: чего бы такое придумать? Самое главное, что придумывают, вбрасывают, скажем так, в медиа, а потом сами начинают верить в свою придумку.

Тамара Шорникова: Кстати, вспомнили Великобританию. Англичане сейчас тоже уже присоединились к американцам в обвинениях в сторону Китая. И снова вот здесь такая похожая, вспомним ту формулировку: highly likely. Вот здесь снова нет четких доказательств, какие-то скрытые источники. Это все-таки международная дипломатия, это конкретное обвинение в сторону конкретной страны. В конце концов, если уж так прямо до абсолюта доводить, это может быть поводом для развязывания каких-то военных действий. Вот источникам таких вероятных версий – какая-то ответственность существует для них?

Александр Михайлов: Давайте посмотрим в принципе, с чем мы столкнулись. Мы столкнулись с тем, что ни одна страна мира, которая сегодня является в зоне эпидемии, она была не готова к ней. И в том числе Соединенные Штаты. И большое количество зараженных, и большое количество погибших – это все, так сказать, является достаточно серьезным раздражающим фактором. И вот поэтому на сегодняшний день очень важно сразу перебить эту историю, связанную с тем, что еще и под руководством Соединенных Штатов можно … вы не готовы мстить подобного рода атакам. Мы с вами говорим о естественном распространении вируса. А если действительно они столкнулись бы с биологической войной? Я думаю, что сегодня очень важно перевести стрелки на какие-то мифические истории. Тем более, что, как я уже сказал, это нужно рассматривать специалистами, которые реально с этими вещами сталкивались. Не то, кто, так сказать, сидят и умозрительно выдвигают обвинения в адрес той или иной страны, а те, кто реально собирает. Причем я думаю, что инициатива должна быть еще и, наверное, за Всемирной организацией здравоохранения. Потому что это тоже имеет некий, они являются субъектами этой истории. И надо, чтобы они тоже давали ответ на эти все заявления.

Иван Князев: Давайте вместе с вами телезрителя нашего послушаем. Максим из Смоленской области у нас на связи. Добрый вечер, Максим.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас.

Зритель: Я хотел задать такой вопрос. Вот что делать тем людям, которые платят алименты, а официально не работают? Т. е. где-то подработка у кого-то есть, и этим как бы выплачиваем. А сейчас, как мы сидим на самоизоляции, т. е. даже работы никакой нет…

Иван Князев: Да, Максим, можно немножко вас прервать? Мы просто сейчас несколько другую тему обсуждаем. Мы говорим в целом про вирус и происхождение его. У вас есть своя версия? Про алименты мы как-нибудь в другой раз.

Зритель: А, нет. Нет у меня.

Иван Князев: Понятно. Да, спасибо. Интересно вот, вирусы вирусами, а у людей насущные проблемы.

Тамара Шорникова: Так это, может быть, тоже характеристика, понимаешь?

Иван Князев: Да.

Тамара Шорникова: Что мало кто уже прислушивается к этой шумихе информационной.

Иван Князев: Александр Георгиевич, а за что США на ВОЗ-то так накинулись?

Александр Михайлов: Ну, знаете, ведь им надо на кого-то накинуться. Вы же понимаете, что для того, чтобы сохранить лицо, нужно найти сначала виноватого. А в Соединенных Штатах их просто назначают, их не ищут. Просто назначают. И, как следствие, все стрелки перевести туда. Поэтому и китайцы… Американцы, кстати говоря, не только на ВОЗ накинулись. Они также сократили финансирование Организации Объединенных Наций, они прекратили финансирование ЮНЕСКО. И поэтому у них много, так сказать, поводов для того, чтобы увеличить свой бюджет за счет вот таких обвинений в адрес международных организаций. Ну, что платить деньги-то, если можно не платить? Тем более что повод для этого есть.

Иван Князев: Хорошо. Спасибо вам большое. Александр Михайлов был с нами на связи, член Совета по внешней и оборонной политике.

Тамара Шорникова: И сейчас подключаем очередного эксперта к нашему разговору. Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.

Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий Габитович.

Дмитрий Абзалов: Здравствуйте.

Иван Князев: Мы вас слышим, но пока еще не видим.

Тамара Шорникова: Хочется узнать ваше мнение относительно американской версии. Китай виноват: выпустил, как джина из бутылки, вируса из лаборатории.

Дмитрий Абзалов: Следует отметить, что, во-первых, лабораторная версия прошла только в Fox News, больше ни одно издание ее не подтвердило. Fox News это основной как бы рупор господина Трампа, и это была реакция на выход примерно несколько дней назад до этого из … в том числе CNN, данных о том, что разведка знала о ситуации с коронавирусом еще в конце прошлого года, в прошлом году, вот, и никаких действий Вашингтон не принял. Т. е. на самом деле попытка политизировать ситуацию с распространением коронавируса. Я напоминаю, что в США в этом году будут выборы в ноябре. И целый ряд решений, которые там принимаются, например, досрочный выход из карантина, при том, что страна еще не доползла до платформы, или, например, соответственно заявление о более жесткой позиции по Китаю, – это все политические позиции, которые к современной научной позиции базовой не имеют никакого отношения.

Иван Князев: Т. е., я правильно понимаю: Трамп так аккуратненько парировал вот этот выпад против него с помощью своего же телеканала, который его очень…

Дмитрий Абзалов: Это не совсем его телеканал, но это единственный телеканал, через который он сливает информацию. Т. е. даже Washington Post, который тоже близок к республиканцам, но очень не любит Трампа, соответственно эту позицию не подтвердил. Кроме того, я напоминаю, что данные заявления были сделаны на основании «каких-то данных», т. е. без указаний, без всего. Также я напоминаю, что Уханьский институт вирусологии работал в том числе на американский грант. Я также напоминаю то, что в общей команде разработчиков, в которой 12 человек было, китайские представители были менее 2, может 2, и они выполняли в основном функцию, связанную с обработкой информации. Они не возглавляли исследований и уж тем более, соответственно, не управляли. Кстати говоря, если кому тут претензии предъявлять, то претензии предъявлять надо нашим американским коллегам. Почему? Основная часть заражения в США произошла не через Китай. Оно произошло через Европейский Союз. Который, соответственно, заболел уже в этом году. Соответственно, Трамп, который заявлял о том, что сначала у нас, оказывается, вирусной инфекции вообще нет, и он отказывался носить маску, я напоминаю, первое время, несмотря на официальные заявления основного вирусолога США. Потом, соответственно, оказывается, что они собирались выйти из карантина в апреле. Потом к Пасхе, я напоминаю. Теперь они собираются к 1 мая выходить, т. е. в мае, скажем так. Вот. Все эти заявления, конечно, очень странны, в силу того, что кривая в принципе даже не дошла до непосредственно плато. Поэтому с этой точки зрения это – определенная политизация процесса. Так же, например, что сейчас базовая позиция медицинская заключается в том, что вирус носит зоологи… ну, как хотя бы Трамп отказывается от предыдущих слов. Я напоминаю: ранее были заявления о том, что вирус вообще был разработан. И синтезирован отдельно. Вот. Сейчас хотя бы позиция в том, что это…

Иван Князев: Просто вырвался.

Дмитрий Абзалов: Да, что это были меры безопасности, это были, естественно, неэффективные меры безопасности. Но надо понимать, что такого типа действия, которые происходили, они бы не привели к таким жестким последствиям. Плюс ко всему, Китаю все равно пришлось заявить в конце декабря о пандемии. Точнее, как бы об эпидемии у себя на территории. Поэтому не совсем понятно, как в таких условиях нельзя было купировать ситуацию с распространением вирусной инфекции. Наконец, надо понимать, что коронавирусов, вообще, коронавирусов, которые распространяются на людей, их всего 7. Самый опасный во второй группе. Так вот, в этой второй группе все 3 вируса, с которыми уже … сталкивались: и SARS, и MERS… ну, этот ряд действующий, – они переходили на человека только (только!) через какое-то прокси-животное. Т. е. это не была никогда летучая мышь напрямую. В первом случае это были циветты, т. е. типа диких кошек, во втором случае это были верблюды – ближневосточный вариант, а в третьем варианте вот сейчас пытаются найти все это прокси-существо. Т. е. напрямую от, скажем, летучей мыши передать этот вирус непосредственно человеку достаточно сложно. Из-за генетических особенностей. И ни разу, ни один его предшественник так не передавался.

Иван Князев: Да. Дмитрий Габитович, смотрите, так или иначе, после всего того как пандемия закончится… Точнее, хотел у вас спросить: кто будет разыгрывать вот эту карту? Ведь все равно кого-то придется назначить виноватым. Или это все вот такие политические дрязги сейчас в США, и они на Китай никак не смогут повлиять, и Китай тоже всю эту историю забудет? Просто у кого будет больше козырей? И кто третейским судьей-то будет во всем этом?

Дмитрий Абзалов: Но я напоминаю: на самом деле политизация процессов, как бы не имеющих к политике ни малое отношение, сформулируем так, – это сейчас происходит. Т. е., например, несмотря как бы на то, что в принципе все вроде бы в одной лодке, но некоторые политические заявления происходят достаточно постоянно. Поэтому с этой точки зрения, конечно же, Трампу будет крайне важно на кого-то свалить ситуацию со сложной экономической ситуацией, прежде всего в США. В США сейчас за пособием по безработице обратились более 20 млн. граждан. Это больше, чем в Великую депрессию, скоро будет. Т. е. на самом деле Трампу, который идет на выборы именно с экономикой, крайне важно найти, ну хотя бы не исправить экономическую ситуацию… (потому что мы все прекрасно понимаем, что это исправление не месяц будет и не два, т. е. мы будем последствия коронавируса расхлебывать до конца года с экономической точки зрения), ему необходимо в ноябре показать, кто является виновником основным. А у этого виновника должно быть как бы фамилия, имя, отчество и желательно адрес. Вот если он выбрал … , где 1,4 млрд. населения, то это его конкретные особенности. Но Трампу крайне важно, чтобы снять определенную ответственность, особенно в первые месяцы, которые были не очень эффективны в США. Ему необходим виноватый. Причем у этого виноватого будут конкретные финансовые составляющие. Напоминаю: в свое время саудитам пытались предъявить претензии на миллиарды, а сейчас Трамп собирается предъявлять в перспективе претензии на триллионы долларов. Например, были предложения отдельно взятых политиков арестовать просто позиции Китая в американских облигациях. А это крупнейший держатель, один из крупнейших держателей американского госдолга в мире.

Тамара Шорникова: Давайте успеем выслушать звонок. Иван из Самарской области. Иван, просьба максимально коротко, очень мало времени осталось.

Зритель: На мой взгляд, виновата-то здесь, наверное, сама мать-природа в возникновении данного вируса. Потому что та вспышка чумы, которая была в Европе, на тот момент не было никаких бактериологических оружий, и вирусы не разрабатывались. Однако же вспышка эпидемии была и унесла миллионы жизней. Поэтому здесь, наверное, больше ответственность в том, кто виноват именно, как отреагировали на эту проблему. А вирус – он возникает сам собой.

Иван Князев: Да, спасибо, мы поняли. Спасибо вам большое. Дмитрий Габитович, и еще такой, последний вопрос. Хорошо, США в конечном итоге будут обвинять Китай. И что дальше? Не пойдут же они войной, даже экономической, даже торговой войной.

Дмитрий Абзалов: Нет. Очень много будет зависеть от того, кто и как будет выходить. Представьте на секундочку, например, мы рассматриваем базовый сценарий, в котором все дружно будем вылезать. С США, скорее всего, в этом плане мы в одной лодке. Потому что у нас еще не настала платформа как бы, и мы будем выходить позже. Мы и Франция, соответственно, США, а скорее всего и Белоруссия, которая это не признает. Так вот. Вопрос, как мы будем выходить. Если мы будем выходить быстро и рост остановится достаточно быстро, это будет одна ситуация. И тогда, соответственно, мы сможем плюс-минус быстро перейти: V-образное восстановление. Совсем другая ситуация будет, если оно будет длинным. Например, у Трампа, если ранее начнет, может быть несколько эпидемий последовательных. Т. е. с этой точки зрения очень многое будет зависеть от того, как будут США выходить. Если экономическая ситуация будет очень сложной, то претензии будут обретать нормальную как бы экономическую составляющую. Я понимаю, Трамп уже обложил санкциями все, что можно в принципе, ограничениями. Таможенные пошлины ввел относительно всего. Поэтому с этой точки зрения будет все очень зависеть от внутриполитической составляющей. Сейчас пока что он проигрывает Байдену 57 на 50. Если этот разрыв увеличится, то Трампу необходимы будут жесткие заявления на внешнем контуре, чтобы перехватить повестку. И тогда мы реально увидим заявления, например, на уровне республиканцев в сенате, где большинство все еще республиканцев, относительно позиции по Китаю.

Тамара Шорникова: Спасибо вам.

Иван Князев: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.

Строим и разоблачаем конспирологические теории