Пенсии вырастут? Сегодня последний день для внесения поправок в бюджет ПФР

Гости
Сергей Обухов
секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук
Александр Сафонов
профессор Финансового университета при Правительстве РФ

Иван Князев: На сколько в России вырастут пенсии? Сегодня последний день внесения поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда, дальше дело за утверждением в Госдуме.

Вот давайте посмотрим. Бюджет фонда предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам в 2021 году на 6,3%, в 2022-м на 5,9%, в 2023 году на 5,6%. Ну и главное, как это все выглядит в деньгах. Итак, согласно документу, размер средней пенсии в следующем году составит 17 443 рубля, в 2022 году уже 18 357, а в 2023-м средняя пенсия будет у нас 19 283 рубля. Напомним, что пенсии в России индексируются ежегодно, страховые с 1 января, а социальные с 1 апреля.

Дарья Шулик: Какие еще новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас? Спросим у экспертов. А вы нам расскажите, какая пенсия у вас сейчас, на что ее хватает или не хватает? Какая прибавка улучшила бы вашу жизнь?

Ну а мы сейчас подключаем нашего эксперта Сергея Обухова, секретаря ЦК КПРФ, доктора политических наук.

Иван Князев: Здравствуйте, Сергей Павлович.

Дарья Шулик: Здравствуйте.

Сергей Обухов: Здравствуйте.

Иван Князев: Ну, по вашему мнению, вот эти вот поправки, которые сейчас вносятся в бюджет Пенсионного фонда, они окончательные уже, не будут там ничего менять?

Сергей Обухов: Я предполагаю, что это уже затверждено и «Единой Россией», и правительством. Все наши возражения Коммунистической партии изначально, мы уже видим, не принимаются, хотя даже нас поддержала Счетная палата, которая во всех этих новациях видит несколько обманов пенсионеров.

Да, слава богу, значит, кому-то, может быть, на тысячу рублей повысят пенсии, но эти «кому-то» будут только те, у кого пенсия выше 15 тысяч рублей. Все остальные, которые ниже 15 тысяч рублей, обещанной поправки в 1 тысячу рублей не получат, значит, и вот из-за чего. Прежде всего, есть такое понятие, как прожиточный минимум пенсионера, но все мы с вами понимаем, насколько смешна эта сумма, сколько она там, 9 700 рублей. Не знаю, не знаю, я сам досрочно ушел на пенсию, у меня ребенок-инвалид, у меня сейчас 14,5 тысяч пенсия. Не знаю, как можно прожить на 9 700 рублей.

Иван Князев: 9 300, если я не понимаю, если мы говорим о величине прожиточного минимума, если точнее быть.

Сергей Обухов: Да-да-да, 9 311, точно-точно, вы правы, 9 311. На 2021-й не установлен прожиточный минимум пенсионера, я сейчас объясню, почему это важно. Значит, вроде бы нам говорят, что теперь новая методика, этот прожиточный минимум будет считаться по медианному доходу, ну вроде бы 10 тысяч, хотя уже регионы многие установили, да, богатая Москва подняла с 12 тысяч до 13,5 тысяч, ну а вот в Севастополе как было 9,5 тысяч, так и остается, в бедной Мордовии как было 8,5 тысяч, так и остается.

Почему я говорю об этих цифрах? Потому что все те, кто получают пенсии меньше прожиточного минимума пенсионеров, им государство будет доплачивать. Так вот если у вас 8 тысяч пенсия, значит, вам проиндексируют 6%, 6% – это 480 рублей, а прожиточный минимум 10 тысяч рублей. И что вы получите? Да, вы получите 10 тысяч рублей, то есть никакой индексации у вас не будет, это десятки миллионов граждан.

Поэтому мы настаиваем на том, чтобы индексация проводилась не по пенсии, а вот по этому прожиточному минимуму пенсионера. Но опять же Счетная палата нам докладывает, что 24 региона не повышают и не хотят повышать, и правительство их не может заставить, и в следующем году примерно такая же участь еще в 15 регионах, где не будет повышаться прожиточный минимум пенсионера.

Иван Князев: Так хотели же, Сергей Павлович, уже много же критиковали, вроде как поговаривали о том, что пора бы уже отказаться от расчетов прожиточного минимума...

Сергей Обухов: Правда, но, видите, нам правительство внесло в Государственную Думу вот эти все расчеты. Причем я не знаю, господин Силуанов, как ему наглости хватило сказать с трибуны депутатам и не только депутатам, всей стране, что правительство не поддерживает индексацию работающим пенсионерам, то есть опять пытаются умыкнуть вот эти вот несчастные...

Я говорю «несчастные», потому что 220 миллиардов рублей, которые пытаются сэкономить и в этом году на работающих пенсионерах, это по сравнению с доходами списка Forbes просто, знаете, капля в море. За время коронавируса вот эти вот 101 миллиардеров долларовых Российской Федерации улучшили только за период небольшой с начала года на 4,3 триллиона рублей, а вы говорите, вы не можете найти 200 миллиардов, для того чтобы проиндексировать пенсии работающим пенсионерам. Хотя вроде бы и президент уже говорил, что он поддерживает и предложение КПРФ, других фракций, что надо бы не оставить без поддержки работающих пенсионеров.

Кстати, когда в 2016 году отменяли вот эти вот все доплаты, индексацию, сразу сколько там, по-моему, от 5 до 7 миллионов граждан прекратили работать или ушли в тень, в итоге правительство недополучило подоходный налог. То есть, знаете, какое-то мохоголовое у нас правительство: с одной стороны заставляет людей отказаться от возможности работы, с другой стороны кричит, что вот мы недополучили подоходный налог. Так что...

Иван Князев: Где та самая справедливость, о которой говорил Силуанов, где же она, откуда же она возьмется.

Сергей Обухов: Да-да. Значит, очень тревожная ситуация в связи с тем, что бедные, нищие пенсионеры, самые нищие опять окажутся обездоленными, и я не вижу перспектив, чтобы правительство согласилось ко второму чтению здесь какие-то изменения внести. То есть нужно заставить хотя бы поднять во всех регионах, чтобы во всех 100% регионов Российской Федерации был установлен приемлемый прожиточный минимум пенсионера, и тогда хотя бы была бы государственная доплата к этому.

Иван Князев: Спасибо.

Дарья Шулик: Спасибо, Сергей Павлович. Это был Сергей Обухов, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук.

У нас есть звонок, из Новгородской области к нам дозвонилась Екатерина.

Иван Князев: Здравствуйте, Екатерина, слушаем вас.

Дарья Шулик: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Очень приятно с коммунистом разговаривать, скорее бы возродили Советский Союз, чтобы воскрес, я на этой стороне.

Вы знаете, вот 47 лет стажа у меня непосильного физического труда, работала в Ленинграде, в Питере, строили мы все, предприятия, всякие объекты самые главные. У меня 18 300 рублей пенсия. У меня четверо детей, две внучки, я отдаю больше половины пенсии детям, потому что все нуждаются, все в кредитах и так далее.

Иван Князев: Ага.

Зритель: Так вот пускай добавят пенсию ветеранам труда раза в 2. Вы коммунист, вы слушайте внимательно, вы должны работать сейчас на полном взводе, понимаете, чтобы победить нечистую силу. Вот мне господь открыл скинию, соединение бога с человеком, обращаюсь лично к президенту: пусть срочно приедут по моему адресу и примут скинию. Сделайте это, остальное вам приложится, иначе погибнем все в упорстве своем, понимаете?

Дарья Шулик: Спасибо, Екатерина, спасибо за ваш звонок.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам, Екатерина.

Вот несколько SMS. Из Пермского края: «Выплата по уходу 1 400, хотя бы 5 тысяч была бы, было бы хоть как-то ощутимо». Из Омской области: «Кроме Москвы на какой планете 16 тысяч у нас? Десять тысяч в Омске. Как выжить?» – вообще уже человек не знает, что делать.

Дарья Шулик: Ну вот Сергей Павлович как раз говорил про Мордовию, вот сообщение у нас из Мордовии, что «цены растут так быстро, что никакая пенсия за ними не успеет».

Иван Князев: Из Саратовской области: «Моя пенсия 9 600, мечтаю о 15 хотя бы».

Еще один эксперт у нас выходит на прямую связь со студией – Александр Сафонов, проректор Финансового университета при Правительстве России. Здравствуйте, Александр Львович. Так, видеть мы вас видим, пока не слышим.

Дарья Шулик: Видим, но не слышим, да.

Александр Сафонов: Добрый день!

Иван Князев: Добрый день.

Александр Львович, по поводу вот тех граждан, которые планируют на пенсию в этом году выходить, они уже выплаты с индексациями получат?

Александр Сафонов: Ну, первое: любой человек, который выходит на пенсию, ну вновь на пенсию по отношению к другим пенсионерам, он получает пенсию, которая адекватна вот на текущий период времени, то есть пенсия проиндексированная.

Иван Князев: Ага.

Александр Сафонов: Соответственно, так сказать, в этом плане никто ничего не теряет. А вот дальше, конечно, траектория индексации будет разная в зависимости от того, останется он работать, человек, или полностью прекратит свою трудовую деятельность. Если остается работать, то с того момента, как ему пенсию начислили, она «замерзает» до момента прекращения трудовых отношений. И только после того, как он уйдет на пенсию окончательно, то есть не де-юре, а уже де-факто, ему будет пенсия его пересчитана с момента начисления до того момента, когда он прекратил свою трудовую деятельность, на вот те коэффициенты, которые применялись в этот период времени.

Иван Князев: А если такой хитрый ход сделать? Вышел на пенсию, надо тебе уволиться, полгода пополучал с индексациями, со всем, а потом снова начал работать, – так получится?

Александр Сафонов: Ну в принципе да, да, конечно, есть такая ситуация, когда люди пользуются, так сказать, вот этим механизмом. Но нужно иметь в виду следующее обстоятельство, что все равно Пенсионный фонд наблюдает за теми отчислениями, которые делает работодатель, и, конечно, так сказать, процесс пересмотра пенсии, то есть доиндексации ее, происходит не одномоментно. Не с того момента, как вы заявление написали о том, что прекратили работу, «будьте любезны мне пересчитайте эту пенсию», а все-таки какой-то период времени будут смотреть, нет ли сведений из налоговой службы, которые бы опровергали ваше заявление. Поэтому где-то проходит месяца 3.

Иван Князев: Ага.

Дарья Шулик: Александр Львович, насколько я знаю, индексация будет происходить еще отдельно для представителей некоторых профессий. Как это будет происходить и кого это затронет, какие сферы?

Александр Сафонов: Ой, вы знаете, во-первых, так сказать, у нас традиционно индексация проходит в отношении тех лиц, которые работают в силовых органах, в определенной степени это касается тех лиц, которые работают в особых условиях труда, так сказать, своя специфика есть. Соответственно, так сказать, это касается людей, которые имеют, значит, стаж северный.

Иван Князев: Ага. Просто тут еще пишется, что с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям летчикам и шахтерам, правда, размер прибавки везде разный...

Александр Сафонов: Это отдельные...

Иван Князев: Да, и врачам.

Александр Сафонов: Это отдельный разговор. У летчиков и шахтеров есть свои фонды, куда дополнительно отчисляют средства их работодатели, и уже после выхода на пенсию получает вот эта категория, и летчики, и шахтеры, дополнительные выплаты из этих фондов. То есть это фонды отдельные, это не из Пенсионного фонда как такового, поэтому и повышенный взнос работодатели, которые нанимают шахтеров и летчиков, туда выплачивают, то есть это специальные фонды, которые на всех не распространяются.

Иван Князев: И у врачей какой-то особый порядок еще сейчас?

Александр Сафонов: Ну, особый порядок, это связано, еще раз подчеркну, с особым режимом работы. У кого-то, так сказать, дополнительный стаж за вредные условия труда возникает, у кого-то, так сказать, за северные, у кого-то сельские, но опять же это достаточно сложная система.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое. Александр Сафонов, проректор Финансового университета при Правительстве России, был с нами на связи. Тут просто есть еще вот уточнение, что для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, 1 день стажа будет считаться за 2.

Дарья Шулик: У нас есть звонок, Анатолий, Астраханская область. Здравствуйте, Анатолий.

Иван Князев: Слушаем вас.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Дарья Шулик: Здравствуйте.

Зритель: Дарья и Иван, добрый день, здравствуйте. Анатолий звонит с Астраханской области.

Вот у вас тема «Пенсии вырастут?», спасибо вашему каналу, что поднимаете такой вопрос, что можно высказать точку зрения, по сравнению с другими каналами, что, как говорится, пенсии очень маленькие. Да и индексация будет маленькая, как было написано у вас в бегущей строке, 6,3% – это слезы, слезы, слезы! «Единая Россия» все делает против народа, все против народа делает.

Иван Князев: Анатолий, а расскажите, пожалуйста, сколько у вас пенсия? Может, вас тоже коснется индексация.

Зритель: У меня пенсия 17 – ну что это, а?

Иван Князев: Ага. Ну так, еще плюс тысячу накинут, в среднем каждый год по тысяче.

Зритель: Вы думаете, это большая пенсия? Это большая пенсия думаете, Иван? Это, думаете, большая пенсия? Мы всех пенсионеров...

Дарья Шулик: Анатолий, а какой стаж? Где работали и какой стаж у вас?

Зритель: У меня стаж, я в 55 ушел, льготные условия у меня.

Дарья Шулик: Ага. А где работали до пенсии?

Зритель: Я работал в газовой промышленности.

Иван Князев: Ага.

Дарья Шулик: Ага.

Иван Князев: Нет, Анатолий, мы, конечно же, полностью разделяем вашу точку зрения в том плане, что на 17 тысяч пенсионеру прожить, конечно же, достаточно, прямо скажем, сложно. Единственное, хотелось бы понять, ну вот у вас для нормальной жизни сколько примерно была бы пенсия?

Зритель: Я неоднократно звонил на ваш канал, по-моему, вам, вы, наверное, с Оксаной или с кем-то, с Тамарой, были...

Иван Князев: Вполне возможно.

Зритель: Я звонил неоднократно – пенсия должна быть не меньше 30 тысяч. Когда меня поддержал Миронов, председатель партии «Справедливая Россия», он сказал, что справедливо, Анатолий из Астраханской области правильно говорит, не менее 30 тысяч. А ведь единороссы, опять я повторяюсь, против народа Российской Федерации.

Иван Князев: Ну понятно, понятно, Анатолий. Спасибо.

Дарья Шулик: Понятно, спасибо. Спасибо за ваш звонок, Анатолий.

Иван Князев: Не менее 30 тысяч. Ну действительно, многие наши телезрители говорят, что вот 10 тысяч, 15 тысяч – это крайне мало: «Нормальная, адекватная пенсия начинается с 20 тысяч рублей».

Дарья Шулик: Пишут, что «даже если пенсия будет 15 тысяч, работа все равно нужна», поэтому...

Иван Князев: К следующей теме переходим.

На сколько больше будут получать пенсионеры и кого это коснется?