Владимир Путин в Иркутске. На что жалуются пострадавшие от наводнения

В понедельник второй раз за 2 месяца Владимир Путин прилетел в Тулун - тот самый сибирский город, который летом затопило...

Глава государства поговорил с горожанами... Жалоб и просьб было по-прежнему много. Люди рассказывали, что чиновники, признают нижние этажи домов аварийными, а верхние - пригодными... Что власти полностью «забыли» о компенсациях за потерю огорода... Мелкие предприниматели говорили, за два месяца так и не получили никакой помощи.

Но больше всего нареканий было по поводу выплат на покупку или строительство нового жилья. По состоянию на 2 сентября, из 5-ти 700 семей деньги получили… 157... Это только 3 процента... А прошло уже больше двух месяцев.

- Я специально приехал, чтобы на все эти темы поговорить.

- Спасибо вам огромное. Мы на вас только и надеемся.

- До тех пор, пока все жилищные вопросы не закроем, режим ЧС я буду сохранять.

На совещании Владимир Путин подробно объяснил чиновникам, что они делают не так... Что очень много нареканий... Надо ускориться с оформлением собственности на новое жилье, по капитальному ремонту надо быстрее работать и давно пора уже выплатить все компенсации...

Мы сравнили, что говорил вице-премьер Виталий Мутко во время первого визита Путина в Тулун и во время второго... Давайте посмотрим.


Виталий Мутко, заместитель Председателя Правительства России:

19 июля 2019

- Сегодня Вам задавали вопросы, и, конечно, просто стыдно за то, что мы вместе здесь так работаем, и с губернатором, и с регионами, и с муниципалитетами, что у людей ещё есть неполученные 10 тысяч и другие выплаты и не знают, где это получить. Будем эту ситуацию, Владимир Владимирович, исправлять.

2 сентября 2019

Виталий Мутко, заместитель Председателя Правительства России:

- И сегодня еще звучат вопросы по выплатам, по 10 тысячам. Эта выплата по 10 тысяч сейчас, в основном, выполнена.

Владимир Путин:

- Секундочку, Виталий Леонтьевич. «Мы считаем, что в основном…» - это совсем не подходит к данной ситуации, хорошо? Потому что здесь нужно каждому заплатить, кто имеет на это право. Не «в основном», а каждому - это чрезвычайно важно. Виталий Леонтьевич, я Вас знаю с лучшей стороны, знаю, что Вы можете дожимать ситуацию, доводить до конца. Здесь нужно довести ее до конца.

Виталий Мутко, заместитель Председателя Правительства России:

- Доведем, Владимир Владимирович, доведем.

На совещании Мутко пообещал президенту за неделю повторно обследовать дома, которые до этого не признали аварийными, и выдать сертификаты на новое жильё должны к концу следующей недели...

А вот в Иркутской области - местные власти - отреагировали на народные жалобы Владимиру Путину.

Сергей Левченко, губернатор Иркутской области:

- На его имя в этот день поступило 176 обращений - и письменных, и устных, которые записывали. По решению этих вопросов была создана оперативная группа. Порядка 17-ти этих обращений уже решены. Остальные занимаются в судебном порядке для того, чтобы оформить свои права на собственность, на проживание, на имущество и так далее.

Тем временем людям в зоне затопления требуется не только жильё, им надо срочно обустраивать свой быт...

В июле с помощью зрителей ОТР – с вашей помощью - нам удалось собрать почти 4 миллиона рублей... На эти деньги мы купили и отправили в зону бедствия: электроплиты, раскладушки с матрасами, насосы для откачки воды, тепловые пушки... Гуманитарную помощь мы передавали тем, кто больше всего в ней нуждается.

В каких условиях оказались эти люди - в репортаже моей коллеги Оксаны Галькевич...

Бабушка Юзефа сразу узнала логотип ОТР. За ее судьбой следим всей редакцией. Не могли не заехать навестить.

Оксана Галькевич, ведущая ОТР, волонтер:

- На адрес гуманитарной помощи. И там было написано "Убедительная просьба отдать этот пакет одинокой пожилой бабушке. С уважением, бабушка Люба." Мы решили его привезти вам...

- Ой, спасибо!

Встретила гостей в той же одежде, в чем застало ее наводнение. Тщательно постиранной. Стирка и уборка - это то, чем целыми днями теперь занимается бабушка Юзефа.

Юзефа Дементьева, жительница Тулуна: «Я не думала, что я такую старость встречу. Не думала. Все запасалася. Теперь стираю эти тряпки и думаю - зачем я столько накопила?»

Комнаты понемногу приобретают прежний вид. Впрочем, до бывалого уюта еще очень далеко: следы от наводнения повсюду. Тяжело дышать - сыро. Бабушка Юзефа с первых дней после потопа живет на чердаке. Пробовала - говорит - уехать в пункт временного размещения, но дом тут же обворовали. Чердак сейчас - самое обжитое место в доме. 77-летняя старушка каждый вечер поднимается туда по крутой лестнице. Пока наша съемочная группа не увидела это воочию - не могла поверить.

Юзефа Дементьева, жительница Тулуна: «Вот я так пробираюсь. Правда, сметаю всю пыль на себя... Дальше не пойду. Ну, заходите! Хочешь - не хочешь, приходится убираться... Вот так... Живу!»

Римма Лахтина целыми днями бегает между двумя домами родителей - своих и мужа - и зданием местной администрации, оформляя бумаги на получение сертификата.

Дом Лахтиных стоял на берегу Застрянки (приток Уды). Паводок его просто перевернул, несмотря на метровый бетонный фундамент. Как и всю жизнь семьи.

Теперь родителя с двумя детьми-подростками ютятся в однокомнатной квартире - спасибо знакомые пустили пожить. Гуманитарная помощь от зрителей ОТР пришлась как нельзя кстати.

Римма Лахтина, жительница г. Нижнеудинск: «Теперь будет, где переночевать. Потому что сын спит вон на диване. А мы втроем - со взрослой дочерью, с мужем - спим на большой кровати. Потому что у нас нет ни подушки, ни матраса какого-то, чтобы постелить. Я никогда не верила, что если отправишь смс-ку, что эти деньги дойдут до людей. Теперь я действительно буду верить и буду людям помогать. Потому что оказалась сама сейчас в такой ситуации - теперь понимаю людей. Огромное вам спасибо! И людям огромное спасибо!»

Многие из пострадавших только сейчас позволяют себе плакать. Через два месяца после паводка. Шок прошел. Режим выживания в первые недели тоже можно выключать. Впрочем, кто-то - напротив - находит повод радоваться.

Зинаида Титаева, жительница г. Нижнеудинск:

- Заходите! Заходите все в дом! Я вас чаем угощу!

Зинаида Титаева две недели после наводнения прожила на сеновале - не могла оставить собак и кошек, пока шла вода нужно было их вылавливать по всему двору.

Зинаида Титаева, жительница г. Нижнеудинск: «Здесь завал был. Страшнейший завал был! Чуть не на полдома. Со всех улиц ко мне в огород всякий хлам привезли. А потом солдаты приехали».

Часть своего скарба Зинаиде удалось спасти. Дом и огород помогли разобрать добровольцы. Всех помощников в благодарность она кормит иргой и рассказывает, как собирается разъезжать с любительским театром, в котором играет с тех пор как вышла на пенсию.

Зинаида Титаева, жительница г. Нижнеудинск: «Вроде завязывается... Вот эта уже пропадет... А эта, ну немножко... Выживет! Как и я выжила!»

Сюжет был снят в начале августа... За месяц есть изменения в жизни его героев...

Бабушка Юзефа - купила по сертификату квартиру ... Осталась в Тулуне. Говорит, что очень рада, но скучает по старому дому...

Семье Лахтиных тоже выдали сертификат. Они хотят купить дом в Нижнеудинске - сейчас оформляют бумаги.

Жильё Зинаиды Титаевой всё-таки признали аварийным. Вместе с сыном ждут документов, чтобы получить новое жильё в Нижнеудинске.