Пенсия в подарок

Гости
Ярослав Нилов
председатель Комитета ГД РФ по социальной политике, труду и делам ветеранов

Тамара Шорникова: Депутаты предложили выдать пенсионерам тринадцатую пенсию, и предложили сделать эту выплату ежегодной. Инфляция растет, мол, денег не хватает, нужно помогать. Однако идею поддержали не все фракции. Основной контраргумент – лучше меньше, да лучше. То есть – больше. Дело не в количестве пенсий за год, а в ее размере.

Александр Денисов: Законопроект под Новый год можно воспринимать как загаданное желание – ну, вдруг сбудется. К тому же ЛДПР не первый раз загадывает такое. А если сбудется, то на реализацию потребуется 800 миллиардов рублей.

Все подробности узнаем у Ярослава Евгеньевича Нилова, председателя Комитета по социальной политике, труду и делам ветеранов, из фракции ЛДПР.

Ярослав Евгеньевич, добрый вечер.

Тамара Шорникова: Здравствуйте.

Ярослав Нилов: Добрый вечер, здравствуйте.

Александр Денисов: Расскажите, хочется узнать подробности вашего законопроекта. Какие суммы закладываете?

Ярослав Нилов: Рассказываю, рассказываю. По поручению руководителя нашей фракции Жириновского был разработан проект закона, направлен, как этого требует Конституция, в Правительство Российской Федерации. После получения официального заключения Правительства мы сможем уже в Государственной Думе начать его рассмотрение.

Что мы предложили? Учитывая то, что у нас разные категории получателей пенсий в России (получатели военной пенсии, получатели страховой пенсии, получатели социальной пенсии, другой государственной пенсии), основания для социальной и страховой пенсии тоже разные (по случаю потери кормильца, по случаю достижения возраста нетрудоспособности, по случаю инвалидности), мы предложили для всех лиц, кто получает пенсию, предусмотреть предновогоднюю ежегодную выплату в размере ежемесячной начисленной пенсии, вне зависимости от того, каким законом регулируется сегодня выплата соответствующей категории пенсионеров. Это отличие нашего предложения от всех других предложений. Мы понимаем, что уровень…

Тамара Шорникова: Ярослав Евгеньевич, а размер этой пенсии какой будет?

Ярослав Нилов: Еще раз?

Тамара Шорникова: Размер этой тринадцатой пенсии какой будет?

Ярослав Нилов: Давайте так: мы не говорим про тринадцатую пенсию, мы говорим про ежегодную предновогоднюю выплату. Пока мы предложили ее размер сопоставить с тем размером, который получает каждый пенсионер, в соответствии с действующим пенсионным законодательством, в зависимости от того, по какому закону пенсия начисляется и выплачивается. Я вам сказал, что есть получатели страховых пенсий, социальных пенсий, военных пенсий и прочее.

Чем отличается наша инициатива от других? Тем, что мы предлагаем охватить все категории и данную выплату сделать обязательной, предновогодней. Я напомню, что в этом году президент определил и принял решение, чтобы всем пенсионерам выплатили по 10 тысяч. Ранее подобная инициатива тоже принадлежала президенту, она была законодательно определена, и выплатили по 5 тысяч.

Мы во фракции ЛДПР регулярно предлагаем разного рода инициативы, понимая, что у нас уровень социального обеспечения требует корректировки. У нас, к сожалению, маленькие размеры пенсий, у нас не индексируется пенсия работающим пенсионерам, у нас перерасчитываются не в полном объеме пенсии для тех пенсионеров, кто работает, у нас не полностью проиндексированы пенсии военным пенсионерам. А это не только те, кто служат в армии… служили в армии, а это все те, кто работал в силовых ведомствах, так скажем.

Поэтому мы считаем, что те проблемы, которые существуют в нашем пенсионном законодательстве, в целом нужно регулировать, менять, исправлять и такую предновогоднюю выплату как одну из мер повышения уровня социальной защищенности этих категорий граждан нужно вводить.

Александр Денисов: Ярослав Евгеньевич, да, безусловно. Можно скептически относиться к такому предложению – мол, не пройдет. Но, с другой стороны, обратим внимание – «Пушкинская карта» так называемая, сейчас уже «пушка» ее называют студенты. Реализован проект. Дети, студенты пользуются, ходят в театры, книги покупают, пожалуйста.

От чего зависит успех законопроекта? От поддержки Минфина, от его отзыва? Или от поддержки коллег по парламенту?

Ярослав Нилов: Это, конечно, предмет поиска компромиссного решения. Это мы все прекрасно понимаем. Вы абсолютно правы, изначально многие идеи, которые в том числе и мы предлагали, они не находили поддержки.

Вспомните горячее питание в школах для начальных классов. Это была межфракционная инициатива, которая много лет не находила поддержки. Президент вмешался, поставил в этом вопросе точку – и теперь этот вопрос реализован, деньги найдены. Другой вопрос – семьи, где дети-инвалиды, родители теперь получают по 10 тысяч ежемесячно. А еще недавно им выплачивалось только 5 тысяч. Опять же поставил точку в этом вопросе президент.

Многие инициативы законодательные, в том числе и фракции ЛДПР, отклонялись, но вопрос, видите, в какой-то степени все равно решен. И таких примеров я могу привести очень много! Еще недавно у нас получали семьи с детьми в возрасте до полутора лет из Фонда социального страхования, в зависимости от дохода мамы или папы, там по специальной формуле рассчитывается ежемесячная выплата.

Теперь же у нас от внутриутробного состояния, начиная с шести месяцев… с шести недель и заканчивая восемнадцатилетним возрастом, в зависимости от критериев нуждаемости. Анализируется каждый период, разные критерии установлены. Где-то анализируется имущественное положение, наличие безработных членов семьи. В любом случае критерий определяется – среднедушевой доход, наличие имущества. И определяют: два прожиточных минимума, полтора, половина прожиточного минимума. Но это лучше… да, может быть, это немного, но это лучше, чем не было вообще.

Поэтому в этом направлении надо продолжать двигаться. И президент определил, что наша главная цель – доказать всем, что мы социальное государство. И все национальные цели тоже определены: качество жизни, продолжительность жизни. А доход напрямую влияет на организацию этих задач. Чем больше пенсионер получает, тем у него выше покупательная способность, тем у него выше качество жизни и продолжительность жизни.

Александр Денисов: А Правительство как отреагировало и коллеги? Кто поддержал вас, а кто – нет?

Ярослав Нилов: Ну, пока мы официального заключения Правительства не получили. Я понимаю, что это, конечно, серьезные расходы из федерального бюджета. Но вода камень точит. Вспомните, сколько времени мы бились за то, чтобы тем же сельским пенсионерам не снижали размер пенсии, когда они выезжали из сельской местности, например, получая до этого повышенную фиксированную выплату, и из-за смены места жительства у них фиксированная выплата снижалась. Теперь этот вопрос урегулирован, и с 2022 года, во-первых, всем пересчитают, а во-вторых, теперь больше снижения не будет.

Поэтому, еще раз повторяю, я с вами абсолютно согласен, вода камень точит. И даже если заключение Правительства будет отрицательным, все равно работать надо над этим вопросом дальше. У нас недавно был принят закон, который уже подписал президент, связанный с доходной частью бюджета Пенсионного фонда, чтобы деньги коррупционеров шли в доход Пенсионного фонда и тратились на выплату пенсий. Правительство тоже дало отрицательное заключение, но в ходе диалога мы нашли компромисс. И спасибо здесь всем партиям и фракциям. И «Единая Россия», и «Справедливая», и КПРФ поддержали инициативу ЛДПР, за что мы благодарны. Это социально ориентированная норма, которая сегодня уже является действующей по новому законодательству.

Александр Денисов: Ваше предложение «Единая Россия» поддержала или нет?

Ярослав Нилов: Ну, отдельные депутаты высказываются в поддержку, кто-то скептически относится. Голосование, обсуждение на комитете и на пленарном заседании покажет окончательную судьбу законопроекта. Пока необходимо дождаться позиции Правительства, чтобы Государственная Дума имела возможность направить законопроект в регионы, запросить их информацию. Учитывая то, что это расходы федерального бюджета, я убежден, что регионы должны будут поддержать.

Но я понимаю и позицию Минфина Они всегда занимают такую позицию жадного бухгалтера. Для них самое главное – побольше сэкономить и чтобы дебет с кредитом сходился. Но это люди, это жизнь, это продолжительность жизни, это наши пенсионеры, которые трудились, которые вложили свой вклад в развитие экономики, сельского хозяйства, промышленности. И государство обязано просто при том уровне пенсионного обеспечения как можно больше внимания уделять, в том числе и с точки зрения повышения уровня пенсионного обеспечения и повышения уровня и размеров пенсий.

Тамара Шорникова: Ярослав Евгеньевич, безусловно, сейчас важно дождаться отклика Правительства и получить какое-то принципиальное согласие на реализацию этой идеи. Но уже комментируют наши телезрители. Астраханская область, сообщение: «Кто-то получает пенсию – 10 тысяч, а кто-то – 250». Ну, это телезритель пишет. Условно: зачем последним, кто получает большую пенсию, помогать? Где справедливость? Все-таки средства нужно будет изыскивать немалые. По предварительным расчетам – почти 800 миллиардов только в следующем году. Вы сказали, что нужно выплачивать всем. Но не все считают такой подход справедливым.

Ярослав Нилов: Ну, во-первых, пенсионное законодательство очень многогранное и сложное. И не надо путать размер пенсий с общим доходом пенсионера, который получает, например, надбавку к пенсии. Условно, региональные депутаты, депутаты Государственной Думы и другие лица, которые работали на тех или иных должностях, получают надбавку к пенсии страховой, например. Страховая пенсия может быть 20 тысяч, а надбавка может быть очень большая.

Те пенсии, про которые говорят, 250 тысяч и прочие – ну, наверное, кого они имеют в виду? Космонавтов, летчиков-испытателей. Это очень небольшая категория.

Я согласен с тем, что можно посмотреть и подумать над тем, кого вывести из-под действия предлагаемых норм и больше тратить средств на поддержку тех, кто нуждается. У нас сегодня, действительно, очень многие граждане получают маленькие социальные пенсии или маленькие страховые пенсии.

По закону действующему, неработающий пенсионер не может получать меньше установленного в регионе прожиточного минимума, поэтому ему платится федеральная надбавка или региональная надбавка к пенсии – ну, из федерального или регионального бюджета. Но все равно этот размер доводится лишь до прожиточного минимума. Он, к сожалению, очень маленький. Кроме как мизер, по-другому его назвать нельзя. Именно поэтому мы и говорим, что любая дополнительная мера поддержки заслуживает внимания и уважения.

Что касается отдельной, очень небольшой категории пенсионеров, которые получают большие пенсии, – да, действительно, такие есть. Но это заслуженные люди, это те, кто внес особый вклад в развитие промышленности, науки. Здесь надо очень внимательно пообсуждать, посмотреть, стоит ли или не стоит их выводить.

Что касается депутатов разных уровней, то еще раз повторяю, что у них это не размер пенсии, а это доход, который суммируется из размера пенсии и надбавки. Мы не говорим про надбавку, мы говорим про размер пенсии.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем вместе телефонный звонок. Наталья из Москвы. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, Тамара. Здравствуйте, Александр. Здравствуйте, уважаемый гость. Я передачу вашу смотрю с большим удовольствием, только ваш канал, если честно, который говорит всегда правду. Мне это настолько приятно! Хоть где-то я могу выразить свое мнение.

Мне у вашего уважаемого гостя (может быть, он ответит на мой вопрос) очень бы хотелось узнать, на сколько все-таки проиндексируют пенсию неработающим пенсионерам. В бюджете было заложено 5,9%, но это при инфляции до 5%. Сейчас инфляция больше 8%. Как же Конституция, за которую мы так усердно все голосовали, где написано, и президент это подчеркивал несколько раз: пенсия должна индексироваться не реже одного раза в году на уровень инфляции. Мы, пенсионеры, ждем, что нам также будет проиндексирована пенсия, по-моему, на 8,38%. Хотя она гораздо выше, гораздо выше. Мы считать умеем.

Александр Денисов: Сейчас прокомментируем.

Тамара Шорникова: Да, спасибо. Подкованный телезритель.

Ярослав Нилов: Да, телезритель очень подкованный. И надо тут поблагодарить. И чем больше таких профессионально заданных вопросов будет в публичном пространстве, тем скорее вопросы будут решаться.

Вот мы, рассматривая проект бюджета Пенсионного фонда, федерального бюджета, социальную часть его, мы именно на это обратили внимание. Абсолютно верно говорит телезритель, что у нас в соответствии с 400-м законом «О страховых пенсиях», коэффициент, на который будут проиндексированы 1 января страховые пенсии – 5,9%.

И изначально, когда шла пенсионная реформа, этот коэффициент закладывался с таким посылом, что он будет выше уровня прогнозной инфляции. Бюджет сверстали, когда прогноз был один. Минфин… не Минфин, а Минэкономразвития, Центральный банк говорят уже совершенно о другом. И именно поэтому и минимальный размер оплаты уда, и прожиточный минимум был установлен, исходя из коэффициента инфляции, по-моему, 8,4%.

И абсолютно правильно ставится вопрос, что у нас индексация пенсий неработающим пенсионерам получается ниже уровня фактической инфляции, которая будет на конец года. И я убежден, что в следующем году работа над этим вопросом будет продолжена. И обязательно должны последовать законодательные изменения. По крайней мере, комитет приложит все силы, фракция ЛДПР приложит все силы для того, чтобы были выполнены все поручения президента, все нормы Конституции. У нас не может быть индексация ниже уровня инфляции, потому что это сразу снижение покупательной способности, а это влияет и на качество жизни, и на продолжительность жизни, и нарушает действующие нормы законодательства.

Александр Денисов: Ярослав Евгеньевич, то есть получается…

Ярослав Нилов: Конечно, должна быть индексация. И та выплата, которая была президентом обозначена в размере 10 тысяч, ее нельзя рассматривать как некую компенсационную выплату. Нужно доводить юридически, чтобы все было верно. Правильно было сказано, что пенсии могут индексироваться не реже одного раза в год. Это по нормам Конституции. Однако страховые пенсии у нас индексируются один раз, 1 января. Социальные пенсии – один раз, 1 апреля – в зависимости от изменения размера прожиточного минимума.

Мы от ЛДПР внесли проект закона, чтобы была возможность доиндексировать пенсии страховые, если есть такие возможности у бюджета Пенсионного фонда. И 1 июня – получателям социальных пенсий, если у нас инфляция выше изменения размера прожиточного минимума пенсионера. Нельзя забывать еще и про пенсии, которые получают госслужащие – у них индексация зависит от изменения оклада госслужащих. А в этом году изменение оклада не предусмотрено, то есть и индексация от этого будет зависеть.

Александр Денисов: Ярослав Евгеньевич, правильно ли понимаем, что в Конституции такое есть, механизм описан, что нужно индексировать по уровню инфляции, а в законопроекте не предусмотрено? Заложили одно, а если инфляция сверх ожидаемой, то что в этом случае делать? В законе это не прописано?

Ярослав Нилов: Нет, я еще раз повторяю, что у нас после того, как прошла пенсионная реформа в 2018 году, у нас на каждый год до 2025 года специально установлен коэффициент, который… в тот момент считалось, что он будет выше уровня прогнозной инфляции. Но исходя из того, что происходит в стране, в мире, в экономике, мы видим, как у нас растет инфляциями иными темпами. И сегодня инфляция действительно обогнала тот уровень, который был прогнозный. И даже по официальным данным, он на уровне 8,5%.

Но если пойти в магазин, в аптеку и проанализировать платежки за услуги ЖКХ, то мы понимаем, что инфляция совершенно иная. Даже президент как-то сказал, что одно дело – смотреть, как меняется стоимость продуктов и товаров первой необходимости, а другое дело – смотреть, как меняются цены на самолеты, вертолеты, на недвижимость.

Александр Денисов: Ярослав Евгеньевич, последний вопрос: не кажется ли вам, что пять лет – это слишком такой большой срок, чтобы закладывать на пять лет?

Ярослав Нилов: Пять лет – это переходный период после того, когда были изменены параметры пенсионной системы, когда был повышен пенсионный возраст. А я напомню, что он был повышен не сразу, а каждый год он увеличивается с определенным шагом. И именно для этого, исходя из тех целей, которые перед собой Правительство определяло… А Правительство декларировало красивые цели. Другое дело – как они реализуются. Чтобы в среднем пенсия вырастала не менее чем на тысячу рублей. Но мы видим, что есть пенсионеры, которые получают после индексации по 10 рублей. Именно тогда были заложены в период до 2025 года такие…

Александр Денисов: Все, поняли! Ярослав Евгеньевич, то есть после 2025 года мы уже будем оперативнее с инфляцией работать и уровень назначать ежегодно? После 2025-го? К сожалению, Ярослав Евгеньевич у нас сорвался, ушел со связи.

Председатель Комитета по социальной политике, труду и делам ветеранов был у нас на связи. Обсуждали законопроект о ежегодной выплате пенсионерам в размере как раз той самой пенсии, которую получают.