Российский футбол

Гости
Николай Яременко
спортивный обозреватель, главный редактор газеты «Советский спорт»

Петр Кузнецов: Спокойно можем себя чувствовать вроде бы как после трех матчей сборной России с новым тренером, они позади, но тут вопросов больше, чем три. Все-таки с Валерием Карпиным, который сменил, напомним, Станислава Черчесова на этом посту, мы сначала сыграли с хорватами вничью 0:0, потом победили Кипр и Мальту с одинаковым счетом 2:0.

Марина Калинина: Речь идет о матчах отборочного этапа к Чемпионату мира в Катаре. Он пройдет уже в следующем году. Посмотрим, какие у нас шансы.

Петр Кузнецов: Да. Пока мы на втором месте. Давайте посмотрим на таблицу. Кстати, вчера если бы засчитали третий гол Мальте, мы бы были на первом месте, ну там по дополнительному показателю, который был бы лучше, чем у Хорватии. Но пока хорваты первые, у нас столько же очков, 13. Основные соперники для нас – это Словакия и Словения, ну и хорватов никто не убирал, у нас с ними еще игра впереди.

Николай Яременко с нами, спортивный обозреватель, главный редактор газеты «Советский спорт». Здравствуйте, Николай.

Николай Яременко: Да, здравствуйте, коллеги, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Телезрители, подключайтесь со своими выводами по итогам всех трех матчей с новым главным тренером. Если следите, делитесь своими впечатлениями, удалось ли досмотреть хотя бы один из них до конца.

Николай, вроде бы все хорошо, результат, так сказать, 100%-й, с Карпиным мы, получается, не пропускаем, да, 0:0, 2:0, 2:0, но игра оставляет желать лучшего. То есть все говорят, те, кто смотрел, особенно внимательно, а может быть, и пытался сравнить с предыдущей сборной, говорят, что и с Кипром, и с Мальтой чуть ли не... Еле отстояли.

Николай Яременко: Ну, мне, вы знаете, коллеги, пришлось не щадя здоровья своего досматривать с трудом, я во Владивостоке находился, когда смотрел...

Петр Кузнецов: Вот-вот-вот.

Николай Яременко: ...матчи с Хорватией и с Кипром, у меня было, соответственно, 5 утра и 01:30 ночи, когда матчи только начинались...

Петр Кузнецов: А-а-а, то есть это связано все-таки с разным временем? Я-то думал, что просто невозможно было досмотреть чисто физически, даже если бы вы находились в нужном часовом поясе.

Николай Яременко: На самом деле смотреть тяжело, и я бы не стал, как вы, извините, поправлю вас, говорить, что это старая сборная, новая сборная, – это та же самая сборная, «других писателей у нас для вас нет», как говорили классики от политики, от литературы, и других футболистов здесь нет. Ну, у нас огромное количество было экспертов, которые говорили: посмотрите, не выходят на поле одновременно, допустим, в стартовом составе у Черчесова Головин и Миранчук, а вот они оба креативны, вот как раз креатива сборной не хватает. Окей, мы увидели, как выходят в стартовом составе у Карпина и Головин, и Миранчук, и что? Мы что-то увидели радикально иное?

Да и если, вы знаете, заниматься впрямую сравнениями, ну, простите, когда мы играем с таким «футбольными карликами», как Мальта... Да, несмотря на то, что общие слова, что слабых больше нет, что уровень у всех подрос и т. д., и т. д., и т. д., тем не менее ну нельзя у Мальты дома выигрывать 2:0, при том что вратарь сборной Мальты по 15 минут находится в центральном круге, через него идут мальтийские атаки. Это, честно говоря, вещи, которые находятся немного за гранью...

Петр Кузнецов: Николай, телезрителям нужно пояснить, что это значит: когда вратарь оказывается практически в центре поля, это говорит о том, что команда полностью прижала другую команду.

Николай Яременко: Коллеги, поясню тем телезрителям, кто не следит за футболом так внимательно, как наверняка наш ведущий и ваш покорный слуга. Дело в том, что, если вратарь находится в центральном круге, это значит, что одна команда уже запрессовала другую и только находится на той трети поля, которая у ворот соперника. Не может вратарь сборной Мальты находиться в центральном круге, когда сборная России играет в Москве в Тушине на стадионе «Спартак». Это значит, ниже падать уже невозможно.

Сегодня в 14 часов, я знаю, в одном из кабаков Москвы Карпин проводит неформальную встречу с журналистами, с главными редакторами; я думаю, там немало предъяв на эту тему ему будет сделано, посмотрим, что он будет отвечать. По крайней мере вчера после матча он дал довольно адекватную оценку тому, что делала его команда, что делали его подопечные. Но тем не менее от адекватной оценки уровень игры не меняется. Мы сыграли с унылыми хорватами, которые похожи на тень тех хорватов, которые были 3 года назад на московском Чемпионате мира, на российском Чемпионате мира. Игра была песком, и команды сыграли 0:0. Ну и тем не менее 0:0, 2:0 с Кипром и 2:0 с Мальтой – это за гранью, повторюсь. Выйти из этой группы...

Петр Кузнецов: Николай, вот о тех предъявах, которые, скорее всего, будут в этом кабаке, где будет неформальная встреча Валерия Карпина, – а какие могут быть предъявы, если вы сказали, что в принципе нельзя говорить, что это новая сборная, а черчесовская сборная – это старая? Играют те, кто есть. В чем его недоработка в первых трех... ?

Николай Яременко: Я понял ваш вопрос. Когда приходит новый тренер, хочется, чтобы была не только эмоциональная встряска у футболистов, новый тренер действительно сам по себе приводит к другому результату, но это... на клубном уровне, где тренер фактически день за днем живет с командой. На уровне сборной это не всегда работает. Более того... Хочется увидеть некую тренерскую мысль, хочется увидеть, для чего один человек был заменен на другого. Я уверен, что с Черчесовым ну в худшем случае эти же 7 очков мы получили бы. А может быть, кое-где с хорватами посмелее сыграли бы, может быть, было бы уже 9 и мы считали бы шансы на выход с первого места. Сейчас, увы, таких шансов становится все меньше.

Петр Кузнецов: Несмотря на то, что считается, что все-таки Черчесов играл в более закрытый футбол, а Карпин – он такой, вперед-вперед, забивать...

Николай Яременко: Ну, это такое внешнее, знаете. Когда мы сыграли с Хорватией, Кипром и Мальтой и за три матча забили четыре гола, я что-то «вперед-вперед», «забивать-забивать» здесь не вижу.

Петр Кузнецов: А что, по-вашему, он не соответствует уровню тренера сборной со всем его багажом работы в клубах? Я про Валерия Карпина.

Николай Яременко: В России нет тренеров, которые соответствуют уровню сборной. Нам пора уже забыть, что когда-то в России была отечественная школа тренеров. Только тренер, который поработал за рубежом, наверное, может приехать с какими-то своими взглядами, со своими какими-то подходами и т. д. Да, конечно, в этом есть некая эмоциональная состоящая, и я не верю, когда спартаковские болельщики начинают убеждать, мол, верните Тодеско, пусть Тодеско будет тренером не только «Спартака», но и тренером сборной. Я в это не верю.

Но, конечно, когда мы видим зарубежных тренеров, посмотрите, что с «Динамо» делает Сандро Шварц. Это не великое, не легендарное имя в мировой тренерской школе, но мы видим, что «Динамо» преобразилось совершенно и играет не так, как привыкли играть, и не такой подход в формированию состава, когда у тебя 17- и 18-летние игроки выходят на первых ролях, а в России обычно нет, сначала доказать должен, завоевать и т. д. Поэтому здесь, конечно, не является панацеей приглашение иностранца, но, когда мы говорим про российскую отечественную тренерскую школу, мне хочется смеяться.

Марина Калинина: Но у нас же был уже иностранец, Николай, как-то с нашей сборной не справился как бы.

Петр Кузнецов: Да и не один, Марина... Но один справился.

Марина Калинина: И ушел.

Николай Яременко: Гус Хиддинк справился, с Гусом я тут поспорю с вами, в 2008-м был вопрос. Но ведь тут тренер-то не... Еще раз, тренер – это не панацея от всех вопросов. Отмените позорный лимит. Там, где есть лимит, там, где есть квотирование, там, где есть преференции, это уже начинаются извращения. Мы в 2008 году одержали победу с Хиддинком, ну не победу, выход в полуфинал Чемпионата Европы, конечно, но для нас это было ровно победой. Потому что лимит был введен только в 2005-м и это были дети не лимита, лидеры той сборной...

Петр Кузнецов: Абсолютно, скорее наоборот. Да, спасибо большое.

Марина Калинина: Спасибо.

Петр Кузнецов: Николай Яременко, спортивный обозреватель, главный редактор газеты «Советский спорт».

Сейчас смотрим на лентах, очень срочное сообщение: глава МЧС Евгений Зиничев трагически погиб при исполнении служебного долга, спасая жизнь человека, – об этом срочно сообщают ведомства. Я думаю, что все подробности в ближайшем выпуске новостей.