Архитектор Илья Заливухин - о перепланировке нежилых помещений в домах

Гости
Илья Заливухин
архитектор-градостроитель

Петр Кузнецов: Да, действительно, после отбивки. Здесь тоже у нас такая планировка: здесь, значит, отбивка – это стенка, она обязательно должна быть, иначе все рухнет.

Мария Карпова: Все четко. А то я знаю, меня потом ругать будут.

Петр Кузнецов: Илья Заливухин с нами, архитектор, градостроитель. Илья, приветствуем вас, здравствуйте!

Илья Заливухин: Здравствуйте!

Петр Кузнецов: Илья, вот мы начали с того, что с марта в России изменились правила перепланировки жилых помещений, как-то бегло по ним прошлись. Самое главное: что меняется теперь? Теперь легче не позволить магазину занять первый этаж или как? Что меняется в этих правилах перепланировки? Основное.

Илья Заливухин: Вы знаете, я думаю, что, в первую очередь, важно, чтобы бизнес чувствовал себя уверенно и стабильно, особенно небольшой бизнес сегодня. Это очень важно для экономики всей страны, на мой взгляд. Но в то же время это не должно оказывать неудобной ситуации, не должно оказывать беспокойство людям, которые живут в жилом доме, на первых этажах которого открывается бизнес.

Поэтому здесь очень важно, чтобы были правила, эти правила были прозрачны и понятны. И если есть проект, если проект сделан, соответственно, по всем существующим нормам, то такой бизнес в нежилых помещениях может делать ремонт и открывать там различные магазины для коммерческих функций.

Но тут важно, чтобы была соблюдена процедура, чтобы люди не делали это сами, без всяких документов, в любых помещениях, в которых им захочется. Вот этот момент, с одной стороны, дает какую-то уверенность в том, что и к бизнесу не придут и не скажут, что «у вас здесь не согласована перепланировка», и люди, которые живут рядом, будут уверены, что все, что делается, делается с согласованием, в том числе, в каких-то случаях, с согласованием жителей. И бизнесу будут все-таки удобны и понятны правила для работы – вот это важный момент.

Петр Кузнецов: Что касается новостроек: я правильно понимаю, что уже по проекту закладывается нахождение на первых этажах нежилых помещений, магазинов и т. д.? Все, что нужно гражданам.

Илья Заливухин: Да, конечно. Где-то порядка 6% от общего количества квадратных метров закладывается под строительство обслуживания, под строительство нежилых помещений. И когда они спроектированы изначально, то, соответственно, соблюдены все нормы и люди покупают квартиры, зная, что в этом доме, в этом месте находятся нежилые помещения.

Мария Карпова: По поводу перепланировки: допустим, я понимаю, это безопасность всего дома, это несущие конструкции. Остекление балконов с 1 марта, если оно незаконное, тоже запретили, и придется демонтировать построенные окна, построенные балконы в случае, если это было незаконно. Это касается безопасности?

Илья Заливухин: Вы знаете, если все-таки внимательно посмотреть на остекление балконов некоторых, можно увидеть, что часть этих конструкций может достаточно просто даже отлететь при сильном ветре. И вообще такие случаи бывали. То есть совершенно неизвестным образом все эти временные конструкции закреплены, и дать гарантию, что это все не отлетит с порывом ветра, совершенно невозможно.

Большинство этих балконов было остеклено с 1990-х годов, уже где-то порядка 25-30 лет уже этим конструкциям. Поэтому, конечно, если мы посмотрим на остекление, которое сегодня делается, оно в новом проекте уже закладывается изначально. Главное, чтобы эта процедура была понятной, прозрачной и емкой.

Остекление балкона. Я думаю, что балконы существующих зданий, конечно, можно остеклять, но делать это нужно по согласованному проекту с профессиональными организациями. Тогда, собственно, не будет никаких проблем.

Кстати, также все-таки могут конструкции и подтекать, то есть также быть сделанными, и от времени, собственно, коррозия металла и несущих конструкций происходит, если сделан неправильно балкон.

Мария Карпова: Выслушаем нашу телезрительницу.

Петр Кузнецов: Илья, да, к нам подключаются телезрители.

Мария Карпова: Лариса из Севастополя. Лариса, здравствуйте!

Петр Кузнецов: Говорите, пожалуйста, Лариса.

Зритель: Здравствуйте!

Петр Кузнецов: Здравствуйте! Что вас беспокоит?

Зритель: Я по поводу магазина. Вот у моей сестры, она на втором этаже, на первом этаже продуктовый магазин. Они торгуют круглосуточно и дверь закрывают ночью, всегда надо стучать. И вот приходят, начинают в дверь стучать, кричать, что им надо, выпивку очень часто продают, вечно какие-то пьяницы разборки устраивают и ничего не происходит. Писали и в милицию – пришли в рабочее время, посмотрели, никто ж не приходит проверять ночью, когда это все происходит. Поэтому это очень плохо. Лето сейчас наступает, окна открыты, жарко, жить невозможно и вообще спать...

Петр Кузнецов: Стучать будут чаще, да... Да, Лариса, проблема. Проблема больше к адвокату. Илья, напоследок, знаете, о чем... С градостроительной точки зрения, скажите, пожалуйста, вы изучаете и международный опыт в том числе: это наша придумка, магазин на первом этаже жилого дома?

Илья Заливухин: Нет, конечно. На самом деле, наша придумка – это микрорайон с отдельным магазином. Вот то, что делалось в районах, микрорайонах, так называемых «хрущевках», вот там магазины были все отдельно специально вынесены. Но, вы знаете, главный момент, что это было спланировано. То есть магазины на первом этаже во всем мире имеют свой регламент, свое расположение. Это нужно планировать. Вот если будет спланирован в том числе режим работы и все это будет согласовано, то все будут понимать, что единые правила, все будет работать без конфликтов. И бизнес будет работать, и людям будет жить удобно.

Мария Карпова: Но ведь даже сама шумоизоляция, это же тоже должно быть все продумано, чтобы людям не мешали эти звуки.

Илья Заливухин: Конечно, заложено в проект, продумано, и режим работы тоже должен быть согласован. Ну не может быть такого, что это нежилое помещение, работает круглосуточно, а над ним жилой дом, который, естественно, ведь просыпается от этих стуков. Это все нужно закладывать, конечно, в регламент использования территории. Есть такой регламент «использование территории».

Мария Карпова: Спасибо большое, Илья! Илья Заливухин был с нами на связи, архитектор, градостроитель.

Петр Кузнецов: Продолжайте голосовать, 5445. «Магазин в жилом доме: хорошо это или плохо?»