Максим Кадаков: К сожалению, автомобиль становится роскошью. Везде

Гости
Максим Кадаков
главный редактор журнала «За рулём»

Виталий Млечин: Ну и сейчас, в финале программы, давайте, как и обещали, поговорим об автомобилях – об отечественных и не очень.

Сразу несколько интересных новостей пришло. «АвтоВАЗ» возобновил выпуск LADA Granta Cross вслед за обычной Granta, но тоже без ABS и подушек безопасности. Также идет подготовка к запуску сборки классической «Нивы». При этом некоторые аналитики уже сделали такой прогноз и предсказали полное восстановление рынка к 2024 году.

На чем основаны такие прогнозы? И на чем ездить сейчас? Давайте обсуждать. Ваше мнение нам тоже, естественно, интересно. Позвоните нам в прямой эфир по телефону 8-800-222-00-14 или напишите нам эсэмэску на короткий номер 5445.

Ну а говорить будем с человеком, который разбирается в автомобилях. У нас в гостях Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Максим, здравствуйте.

Максим Кадаков: Виталий, добрый вечер.

Виталий Млечин: Поездили уже на новой Granta без ABS и подушек безопасности?

Максим Кадаков: Да, я первым поездил на ней.

Виталий Млечин: Вот расскажите, пожалуйста, ваши ощущения. Если не думать о том, что она без ABS и подушек безопасности, такая же Granta? Или все-таки…

Максим Кадаков: Абсолютно такая же машина, ничего не изменилось. Более того, как это ни странно, она даже по системе выхлопа… Все же говорят про уровень «Евро», что она «Евро-2» и так далее, а не «Евро-5», да? Она даже по системе выхлопа не изменилась. То есть там так же стоит каталитический нейтрализатор, два лямбда-зонда.

Изменился только блок управления двигателем, который, естественно, влияет на качество выхлопных газов. А поскольку мы сжигаем бензин 5-го экологического класса (у нас по всей стране продается только такой бензин), даже если мы его будем сжигать в карбюраторном двигателе, старом, то выхлоп все равно будет чище: там меньше оксидов, меньше серы и так далее.

Виталий Млечин: Когда за старой машиной, такой смердящей, едешь, то как-то не скажешь, что ей это сильно помогает.

Максим Кадаков: Тем не менее, тем не менее, да. И на самом деле «АвтоВАЗ» просто сертифицировал эту машину по уровню «Евро-2», поскольку это было проще и быстрее. Нужно было как можно быстрее запустить конвейер. Сейчас он работает в две смены, Granta выпускается просто на ура и также на ура сейчас расходится. Я ничуть не хвалю. Ну, так, как есть. То есть выпускается Granta Classic (то, с чего начали), на чем я ездил уже месяц назад. Выпускается Granta Drive Active, как бы «приспортивленная» такая, ну, с обвесом. Только что…

Виталий Млечин: С восьмиклапанным двигателем?

Максим Кадаков: С восьмиклапанным двигателем, 90 лошадиных сил. Кстати, хороший двигатель, между прочим.

Виталий Млечин: Просто пушка.

Максим Кадаков: Да, между прочим, с этой новой системой управления двигателем, с этим блоком она даже едет немножко бодрее. То есть машину как бы отпустило чуть-чуть, она полегче стала ехать. Granta Cross вот только что запустили, по-моему, позавчера, если мне память не изменяет. И вы совершенно правильно сказали про «Ниву».

Началось уже сейчас заполнение… Это называется «заполнение технологических линий». То есть, когда они совершенно пустые, надо сначала кузов сварить, много кузовов. Они потом приходят – куда? – в окраску. Потом они идут на сборочный конвейер. И я не исключаю (с удовольствием говорю это в эфире ОТР), что в ближайшие дни, может быть, возможно, даже завтра (это мои оценки) уже «Нива», да, упрощенная, но которая встала на конвейер. Это пока трехдверка только.

Виталий Млечин: А куда же проще-то «Нивы»? Ей 45 лет.

Максим Кадаков: Без ABS.

Виталий Млечин: А, то есть даже на «Ниву» ставили ABS? Боже, я и не знал, честно говоря. Я в автосалоне, правда, недавно видел «Ниву», вот эту трехдверную, за полтора миллиона рублей.

Максим Кадаков: Это еще старые запасы, что называется.

Виталий Млечин: Да?

Максим Кадаков: Да-да-да. Ну и дальше «АвтоВАЗ» тоже будет развивать свою линейку. Сейчас главная задача, которая стоит перед заводом, – наращивать производство вот этих упрощенных версий. И если сейчас, как я уже сказал, в две смены работают, я не исключаю, что через какое-то время – может быть, через месяц, полтора, два – завод, видимо, перейдет даже на трехсменный режим работы. Спрос есть. Меня все спрашивали: «Кому нужна упрощенная Granta?» Я всем говорил: «Друзья, давайте посмотрим».

Виталий Млечин: А они продаются уже?

Максим Кадаков: Да, конечно, конечно.

Виталий Млечин: Соответственно, уже можно сказать, что люди их покупают?

Максим Кадаков: Не можно сказать, а люди их покупают.

Виталий Млечин: Нужно сказать.

Максим Кадаков: Да.

Виталий Млечин: По поводу цены. Где-то 700+ тысяч такая Granta стоит, да?

Максим Кадаков: Смотря какая версия. Если Classic, то это 678 тысяч рублей.

Виталий Млечин: А, даже меньше 700?

Максим Кадаков: Да-да-да. Это Classic. Drive Active – дороже. Cross, как вы правильно сказали, по-моему, 722 тысячи рублей, если мне память не изменяет. Ну, что-то такое, да, 722.

Виталий Млечин: Но не полтора миллиона за «Ниву».

Максим Кадаков: Да. Если мы сравниваем с таким же Cross и Classic, который был до этого, то это, по-моему, минус 132 тысячи рублей. То есть, да, машина проще. Да, в ней нет ABS, пока блока ЭРА-ГЛОНАСС и подушек безопасности, но при этом она заметно дешевле.

И у нас много людей, которые говорят, особенно с периферии: «Мы ездим из деревни в район. Сделайте еще проще. Вы оставили там электрические стеклоподъемники, вы оставили там крашеные наружные зеркала и дверные ручки. Даже этого не надо! Вы оставили электроусилитель руля. Даже усилитель не нужен! Сделайте еще дешевле – и мы будем ездить все равно».

То есть людям нужны колеса, мотор, более или менее надежная машина. А ВАЗы, «Лады» сейчас стали гораздо надежнее с той системой качества, которая была внедрена уже много лет назад. И можно смеяться, можно верить, можно не верить, но вот спросите у реальных покупателей той же Granta. Ну что? Люди ездят? Ездят и ездят, ездят и ездят. Так что я не вижу никаких проблем.

Виталий Млечин: Но все-таки дайте ваше личное оценочное суждение. Это правильный путь в нынешних условиях?

Максим Кадаков: Конечно, когда мы говорим о том, что мы начинаем выпускать автомобили без ABS, без подушек безопасности – конечно, это не очень хорошо, это шаг назад, безусловно. Но лучше выпускать такие автомобили сейчас, поскольку «АвтоВАЗ» сейчас фактически на 100% принадлежит государству, и люди получают зарплату фактически из госбюджета, лучше выпускать автомобиль сейчас такой, какой он есть, и заниматься импортозамещением (а оно происходит, как раз сейчас «АвтоВАЗ» работает и над импортозамещением подушек безопасности, и над импортозамещением ABS), чем не делать ничего, тем более если спрос на такие автомобили есть. Так что я считаю, что сделано абсолютно правильно.

Виталий Млечин: Давайте послушаем Алексея из Владимирской области. Алексей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Алло.

Виталий Млечин: Да-да, вы в эфире, слушаем вас.

Зритель: Мне хотелось бы задать вопрос вашему замечательному и высокопрофессиональному эксперту: каковы перспективы крупносерийного массового производства у автомобиля под маркой родстер «Крым»? Это разработка трижды орденоносного МГТУ имени Баумана, которая была представлена на различных автосалонах, представлена министру промышленности и торговли Денису Мантурову, получила его высокая одобрение.

И второй вопрос, не менее актуальный: каковы перспективы у производимой в городе Санкт-Петербурге безызносной присадки Valena, которая реализует технологию безыносного трения и позволяет…

Виталий Млечин: Алексей, у вас узкоспециальные такие вопросы.

Господин эксперт, вы в курсе, о чем речь?

Максим Кадаков: Да, безусловно. Во-первых, я ездил на автомобиле, на этом родстере «Крым», ну, первого поколения, когда он только-только появился. И я тоже заканчивал Бауманку, так что мне это близко. Я знаю людей, которые это занимаются. Это молодежный, точнее, студенческий проект, на котором студенты, действительно студенты под руководством прекрасного профессора Дмитрия Онищенко занимаются разработкой и наработкой навыков, если хотите, набивают руку, делают и делают эту машину.

Идея такая: каркасный кузов, то есть каркас, который обвешивается наружными пластиковыми панелями кузова, и, соответственно, с агрегатами, с двигателем ВАЗ, ладовским, о котором мы, кстати говоря, говорили. Вот «девяностосильный восьмиклоп», как говорят. Как раз студенты используют этот восьмиклапанный двигатель. Да, его можно прекрасно поставить. Хотя лучше, конечно, шестнадцатиклапанный – побойчее, побыстрее будет машина.

Говорить о выходе на какое-то – даже мелкосерийное – производство пока рано. Но судя по тому, как они взаимодействуют, ребята, вот весь этот коллектив, просто заряженный бодростью и позитивом, со всеми структурами, с партнерами, которые для них что-то делают (одни делают какие-то железные вещи, кто-то – пластик, кто-то – электронику и так далее), и как это поддерживают на разных уровнях, я считаю, что это хорошо. Даже если этот проект не пойдет дальше, мы получим и уже получаем людей, которые реально попробовали что-то сделать.

Виталий Млечин: Это всегда хорошо.

Максим Кадаков: Это всегда важно.

Что касается выпуска присадок и масла вообще. Будьте уверены, что моторное масло у нас в производстве будет… пардон, в продаже, производство сохраняется. Мало кто знает (и я уже об этом много раз говорил), что некоторые наши родные производители масла, наши бренды (не буду их называть, все их прекрасно знают) по заказу делали масло для импортных брендов, точнее, зарубежных брендов. То есть когда вы покупаете красивое масло в красивой банке и считаете, что это зарубежный производитель, вот он какой хороший… Я не говорю, что так всегда, но может быть, что там залито масло, которое по контракту сделал наш производитель.

Виталий Млечин: Если я правильно помню, там была сложность именно с присадками. Ведь масло же состоит из базового и присадок. Вот с присадками сложности были.

Максим Кадаков: Правильно. Базовое масло… Я быстро говорю. Пять основных базовых масел. Самое простое или, наоборот, снизу – это «минералка», как мы ее называем. Потом – улучшенная «минералка», полусинтетика, синтетика, крутая синтетика, эстеровые масла и так далее. И к этим базовым маслам, которые все производители, будь то пришлые или наши, покупают у крупных производителей этого базового масла, к ним потом вот эти все пластификаторы прибавляются, присадки. Все работают так. Это так называемый blending – базовое масло плюс присадки. Как хозяйка хорошая замешивает – и получается масло.

Поэтому мы и раньше самые крутые основы, самое крутое синтетическое масло и эстеровые масла покупали за рубежом преимущественно, в разных странах – в Юго-Восточной Азии, в том числе и в Китае. Присадки – продукцию высокой химии – мы тоже покупаем в основном за рубежом. Ничего не изменилось. И пока производство у нас работает, я думаю, что в этом плане беспокоиться не нужно.

Виталий Млечин: Ну и хорошо.

Максим Кадаков: И хорошо.

Виталий Млечин: И не надо.

По поводу автомобильного рынка. Разные оценки высказываются: кто-то говорит, что на четверть упадет по итогам года, кто-то – наполовину, кто-то – еще больше, в три раза. Вот новый прогноз, что к 2024 году восстановится. Мне хочется услышать вашу оценку. И еще сразу вопрос: а можно ли вообще сейчас оценить глубину падения, что называется, и перспективы восстановления?

Максим Кадаков: Можно. Мы с вами встречаемся примерно раз в несколько месяцев. Весной, где-то в марте, я оценивал дефицит (это равно падению рынка) в 500 тысяч автомобилей. Месяца полтора или два назад мы с вами общались, я говорил про 800 тысяч – миллион автомобилей. Сейчас очевидно, что примерно около миллиона автомобилей, не меньше, у нас будет дефицит по году. То есть если в прошлом году было продано где-то 1 миллион 700 тысяч автомобилей или около того, то сейчас будет минус миллион.

То есть это огромная дыра, восполнить ее очень сложно. Все пришлые производители – почти все, за исключением, наверное, китайцев – сидят пока тихо и не хотят… ну, откровенно говоря, не хотят высовываться. По большому счету, если говорить про легковые автомобили (а обычно все-таки это нас интересует как потребителей – для семьи, для себя, что называется, покупаем), фактически у нас сейчас бодрствуют китайцы, о которых я сказал, и «АвтоВАЗ».

У «АвтоВАЗа» есть программа, помимо Granta и Niva, что мы обсудили, работали над Largus. Largus обязательно пойдет. И я надеюсь, что он пойдет как раз с ABS. Решение есть, решение есть. И эта машина будет выпускаться. И где-то в конце, наверное, первого квартала следующего года появится уже Vesta. Да, это будет не скоро, но тем не менее она появится.

То есть «АвтоВАЗ» будет работать, я надеюсь, на полную катушку. Это мы говорим про уже выход туда, ближе к 2024 году. Да, «АвтоВАЗ» сделает максимум из того, что он может. Я думаю, что он произведет даже больше, чем, например, в 2021 году.

Но вернутся ли к нам, помимо китайцев, все остальные – как вы понимаете, большой вопрос, который зависит в том числе и от общеполитической обстановки.

Виталий Млечин: А не задерет ли цены в такой обстановке «АвтоВАЗ»?

Максим Кадаков: Уже, уже. А, «АвтоВАЗ»? Я имею в виду – в целом на рынке.

Виталий Млечин: Нет, в целом, естественно.

Максим Кадаков: Уже настолько, что дальше, Виталий, некуда задирать.

Виталий Млечин: Ну, «Нива» за полтора миллиона – это просто потрясло мое сознание!

Максим Кадаков: «Нива» за полтора миллиона продается в условиях вот этого дефицита. Вам очень надо – вы купите. Других «Нив» нет. Сейчас, когда будет выпускаться «Нива» в массовом порядке, я думаю, что цены, конечно, пойдут вниз.

Виталий Млечин: Ну, пойдут вниз, но тем не менее, опять же, в условиях дефицита… Хорошо, дефицит удастся преодолеть. Но в условиях отсутствия конкуренции? Экономическая теория нас же учит чему? Если есть конкуренция, то цены как-то держатся. Нет конкуренции – соответственно.

Максим Кадаков: Безусловно, безусловно. Но я бы не стал забегать вперед, потому что «АвтоВАЗ» на самом деле… Все же что говорят? «Красная цена этой Granta – 300–350 тысяч». Друзья, не будет больше никаких автомобилей за 300 и за 350 тысяч рублей. Это вообще уже нереально. Посмотрите, сколько стоит металл на рынке. Вот эта цена, которая сейчас есть, 670–700 тысяч рублей – это минимум. Ниже не будет.

Вы меня спрашиваете: может ли быть дороже, исходя из этой обстановки, которая есть, из ситуации на рынке? Думаю – да. Но «АвтоВАЗ» работает сейчас с этими автомобилями упрощенными с минимальной маржинальностью, она просто стремится к нулю.

Виталий Млечин: Будем надеяться на сознательность «АвтоВАЗа».

Евгений из Воронежа до нас дозвонился. Евгений, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Слушаем вас, вы в эфире.

Зритель: Будьте добры, вопрос такой. У меня LADA Granta 2015 года с ABS и с электроусилителем руля. Хорошая машинка. Согласно цены и качества хорошая машина. Но предлагается сейчас выпускать упрощенную… вернее, LADA Granta упрощенную, без ABS и без электроусилителя руля. Вот это действительно лишнее. Электроусилитель – это очень хорошая вещь. У меня «четверка» была, я руль не мог скрутить, потому что там нет никакого…

Виталий Млечин: У меня «семерка» была, руки были крепкие. Да, это понятно. Но…

Максим Кадаков: Короткий вопрос, быстрый ответ. Все упрощенные Granta, которые сейчас выпускаются, имеют в своем оснащении электроусилитель руля. Это базовое оснащение.

Виталий Млечин: Да-да-да. То есть об отказе от электроусилителя речь не идет.

Максим Кадаков: Может быть, потом, когда рынок насытится (это мои фантазии), может быть, «АвтоВАЗ» окончательно «разденет» Granta, чтобы предложить уже в этом широком модельном ряду еще и совсем дешевую машину. Может быть. Но до тех пор, пока не насытится рынок, в этом нет никакого смысла. Электростеклоподъемники передних дверей и электроусилитель руля во всех машинах стоят.

Виталий Млечин: А кондиционер?

Максим Кадаков: Кондиционер появится в ближайшее время.

Виталий Млечин: А, то есть вот эти сейчас без кондиционера?

Максим Кадаков: Они без кондиционера. Но в Classic, в этой простой, его и раньше не было, то есть он появлялся где-то в люксе и выше. На Drive Active, на «приспортивленных» машинах, о которых я говорил, сейчас можно как бы дозаказать этот кондиционер. Но на других машинах, на Granta кондиционер пойдет в ближайшее время. Решение найдено – это российский производитель. По ABS, еще раз говорю, решение тоже находится, так скажем, ищется (и движение есть) в одной из дружественных нам стран, в которой очень сильный автопром. Я думаю, что все легко угадают, какая это страна.

Виталий Млечин: Еще интересует наших зрителей, оцинкованы ли кузова этих машин.

Максим Кадаков: Да, оцинкованы кузова. Да, не полностью, только критические места. И тут много споров. Кто-то говорит: «У меня машина «цветет». Кто-то говорит: «Я езжу, с ней ничего не происходит». Поэтому оценки разные. Ну, кто что говорит, тут уже у каждого свои какие-то оценки.

Виталий Млечин: Ну, если они оцинкованные, то это лучше, чем…

Максим Кадаков: Но не весь кузов, безусловно.

Виталий Млечин: Естественно, да, понятно.

Давайте теперь про завод «Москвич», это очень интересно.

Максим Кадаков: Давайте.

Виталий Млечин: Потому что поначалу, когда мэр Собянин объявил, что вот запустим до конца года производство, многие не поверили. А потом пошли такие догадки, что это просто будет какой-то китайский автопроизводитель, просто снимут шильдик, повесят какой-то другой и будут собирать. И, судя по картинкам, которые недавно появились в Интернете, оно так и будет, да?

Максим Кадаков: Да, судя по картинкам в Интернете. Но это не картинки в Интернете, это иллюстрации, которые были представлены на такой очень локальной, закрытой презентации этого проекта. Автомобили угадываются легко – это автомобили JAC. Там прямо все очень видно хорошо, какие это машины. Есть машины с двигателем внутреннего сгорания, есть одна электрическая версия и так далее. Есть машины JAC, которые уже продавались на нашем рынке. Но они не очень пошли, потому что машина S7, по-моему, если мне память не изменяет, за 1 миллион 800 тысяч рублей год назад казалась дорогой, кроссовер.

Виталий Млечин: Да.

Максим Кадаков: Сейчас эти машины будут еще дороже. Но уже появилось и некоторое опровержение, что якобы это не те автомобили, которые были нарисованы, что это просто взято для примера, и ТТХ тоже взяты для примера, и что это будет на самом деле какой-то другой автомобиль.

Но очевидно, что до конца года на производстве, которое заточено на выпуск автомобилей Renault, собирать можно только либо Renault (но компания ушла окончательно с нашего рынка), либо выпускать какой-то другой автомобиль – допустим, JAC, крупноузловая сборка. То есть привезли автомобиль без колес, сидений, бамперов и чего-то еще. Собрали, прикрутили – вот вам готовый автомобиль. И эмблему приклеили, как вы говорите, совершенно верно. Это все, что можно сделать до конца текущего года.

Проблем в этом проекте очень много, даже чисто финансовых и каких-то технических. С логистикой из Китая сейчас все очень сложно: свободных железнодорожных вагонов нет, свободных контейнеров морских нет. Фрахт подорожал за последний год в очередной раз недавно, в июне. То есть все очень дорого. В одночасье привезти даже 600 машинокомплектов – это огромная задача! Фирма JAC, которая работает на нашем рынке, она с этими проблемами сама мучается. Поэтому это все непросто.

А потом, «Москвичи» по цене китайских автомобилей… А это минимум сейчас… даже за полтора миллиона уже нельзя купить китайский автомобиль, это уже два. «Москвич», который китайский, за два миллиона? Вопрос. Народный это автомобиль или нет?

Виталий Млечин: Да. А компании JAC это зачем? Они же могут под своим брендом продавать.

Максим Кадаков: Безусловно. Это еще один вопрос. Вы меня просто опережаете. Я собрался перечислять, а вы подкованный человек и соображаете во всем, в том числе и в автомобилях.

Виталий Млечин: Вы просто у нас уже были несколько раз, я перенимаю знания.

Максим Кадаков: Да-да-да. Конечно, когда можно купить JAC… Первая проблема для покупателей: если JAC и «Москвич» собраны из одного и того же, по одной цене, то зачем покупать «Москвич»? У нас же как люди говорят? «Китайский автомобиль – это так». Но когда китайский автомобиль собирается у нас, но под другим брендом, скажут: «Нет, я лучше родной китайский возьму, чем…»

Виталий Млечин: Да еще и собранный в Китае.

Максим Кадаков: Да. А если «Москвич» будет дешевле, то тогда вопросы у фирмы JAC возникают. Если те машины, точно такие же, будут намного дешевле – допустим, будут какие-то преференции для покупателей, не знаю, может быть, какой-то сбор отменят, например утилизационный, или еще что-то, – то тогда: «А с чем мы остаемся?» вопросов здесь очень много.

Но то, что мэр Москвы заряжен (вот прямо видно по нему) на этот проект, то, что вообще в стратегии, которую, вообще-то, поручил разработать президент страны, и она сейчас разрабатывается, в сентябре должна появиться эта стратегия, в которой должны быть увязаны, кстати говоря, и стратегия «АвтоВАЗа», и стратегия в том числе «Москвича», то, что над этим работают – это хорошо.

Виталий Млечин: Еще мне хочется ваше оценочное мнение тоже услышать. С точки зрения, так сказать, вот этого бренда «Москвич», с точки зрения предубеждений, правильно ли его возрождать? Потому что я, скажем, помню вот этот самый 41-й «Москвич»: он ломался все время, и слава у него была, ну, дурная, скажем прямо. Может быть, лучше было бы какой-то ребрендинг произвести, чтобы вот от этого опыта уйти, от этого прошлого?

Максим Кадаков: Ребрендинг требует вложений во всех смыслах, в том числе усилий, чтобы вложить этот бренд в умы. И что это такое – тоже вопрос. «Москвич» мы все-таки знаем, любим. И не надо объяснять, что это такое, зачем это, с чем его едят. Понятно, что это были другие автомобили тогда, а сейчас они будут совершенно другими. Я в следующий раз приеду к вам на эфир на своем «Москвиче» 412-м, он у меня в идеальном состоянии. Мы можем покататься и вспомнить…

Виталий Млечин: Да. Вы обещали.

Максим Кадаков: Хорошо. И вспомнить, каким он был. Я думаю, что хорошо, что мы все вместе решили этот бренд сохранить. Я отношусь к нему очень тепло! Если все правильно выстроить, ценовую политику и все остальное, то это будет очень хорошо.

И, насколько я знаю, сейчас готовится новое решение по стимулированию покупателей, то есть говорится о программе «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль». Я думаю, в ближайшие дни (вот в июле это должно случиться) будет объявлена программа стимулирования покупателей, то есть все эти льготные кредиты и так далее, государство будет помогать нам покупать новые автомобили. И это тоже хорошо.

Виталий Млечин: Да, это очень хорошо.

Максим Кадаков: Это здорово. И много раз мне и люди из министерства, в том числе министр промышленности и торговли Денис Валентинович Мантуров, говорили, что все деньги, которые государство тратит на стимуляцию покупателей, они возвращаются в бюджет. Это не выброшенные деньги, потому что работает производство, работает сервис, работает вся система, поставщики. И деньги возвращаются в бюджет в виде налогов всех уровней. Поэтому это очень хорошо – стимулировать не какое-то производство, не какого-то производителя или поставщика, а стимулировать конечного покупателя, Иванова Ивана Ивановича.

Виталий Млечин: Главное, чтобы было что покупать. Сейчас это обсудим, но сначала – Дмитрий из Санкт-Петербурга. Дмитрий, здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Добрый день. У меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, а возможно ли возвращение «АвтоВАЗа» к старым карбюраторным двигателям? Они надежные и выносливые. У меня третья «Нива», и я, честно говоря, больше был доволен на карбюраторной машине ездить, чем на электронике.

Виталий Млечин: Интересен ваш опыт. Спасибо за вопрос.

Максим Кадаков: Нет, никакого возвращения к карбюраторным моторам не будет, в этом нет никакого смысла. Ну давайте уже… У нас сейчас временный провал, и это все понимают. Давайте мы не будем временный провал сами еще больше углублять и возвращаться к каким-то доисторическим вещам. Мы этот временный провал должны пережить.

Я понимаю, к этому можно относиться с иронией, серьезно – неважно. Все по-разному это воспринимают. Даже наш эфир, да? Сейчас все зрители по-разному думают. Это то, о чем я говорил. Тем не менее, надо этот временный провал пережить и идти вперед, и не надо нам возвращаться к карбюраторам.

И у «АвтоВАЗа» вообще, кстати говоря, вот по отношению к «Ниве»… «Нива» же, да? Про «Ниву» говорил зритель?

Виталий Млечин: Да.

Максим Кадаков: Немножко мысли бегают. У «АвтоВАЗа» есть же новые проекты, в том числе проект кроссовера на платформе Vesta. Понятно, что, скорее всего (это мои догадки), это, наверное, будет все-таки переднеприводный автомобиль.

Вот Vesta Cross. Я тоже езжу на Vesta Cross. Я меняю машины, в том числе и на Vesta Cross, универсал SW. При клиренсе, который там есть, ты можешь проехать практически где угодно. И у нас переднеприводных кроссоверов продается огромное количество. Если «АвтоВАЗ» действительно сделает переднеприводный кроссовер, то есть по шасси, примерно как Vesta SW Cross, но более кроссоверного вида, то почему нет? Машина пойдет.

Виталий Млечин: По поводу поддержки заговорили. Ну, надо, чтобы было что покупать. Потому что раньше, если я правильно помню, вот эти все меры поддержки были увязаны с тем, что ты покупаешь машину, которая произведена на территории России.

Максим Кадаков: И с избытком этих автомобилей. То есть нужно было…

Виталий Млечин: И их было много, потому что много заводов было: и европейские, и японские, и какие угодно машины. А сейчас-то?

Максим Кадаков: И сейчас эта программа будет нацелена только на автомобили российского производства. Это поддержка покупателей.

Виталий Млечин: Так какие это машины? Получается, что только «АвтоВАЗ»?

Максим Кадаков: Пусть будет «АвтоВАЗ» сейчас. Ведь пришлые производители, у которых здесь свои заводы есть…

Виталий Млечин: А, Haval еще под Тулой собирают.

Максим Кадаков: Haval. Раньше китайские компании не подпадали под эту кампанию (тавтология такая), ну, в том числе… по разным причинам. Они обижались: «Почему нас не включают? У нас есть производство». Я думаю, что теперь и Haval войдет.

А потом, другие производители смотрят, они же оценивают все-все-все риски и все возможности. Да, может быть, для какой-то компании это будет еще одним… Вот колебания идут: «Возвращаться на рынок/не возвращаться? Возобновлять производство или нет?» Ведь все сейчас сидят, притихли и смотрят за ситуацией. Конечно, в первую очередь за политической, но и за экономической тоже. И если будет понятно, что государство еще и стимулирует покупателей, то, может быть, для кого-то из производителей (я бы очень этого хотел) это будет каким-то дополнительным или последним этим звоночком: «Все, пора возвращаться».

Виталий Млечин: Давайте про китайцев теперь поговорим.

Максим Кадаков: Давайте.

Виталий Млечин: Что с ними происходит? Потому что была надежда на то, что китайцы нас спасут. Потом как-то эти надежды… не очень жизнь оправдывала эти чаяния. Тем не менее, как-то вроде бы китайцы поставляют машины, по крайней мере.

Максим Кадаков: Два месяца назад я вам говорил в этой студии, что ждать нам больших подарков от китайцев бессмысленно. Как только поднялись цены на другие автомобили, что сделали китайцы? Они, конечно же, тоже подняли цены. В марте цены поднялись на 50–60% сразу. Настолько поднялись! А плюс еще дилеры свой интерес добавили. И сейчас некоторые китайские машины (уже видно объявления) со скидкой 300–400 тысяч. То есть уже цены выше не только потолка, а уже выше чердака. Немножко откатились назад, но все равно…

Виталий Млечин: Но не вернулись к тому, что было, даже близко.

Максим Кадаков: Ну, к январским и февральским ценам цены уже не вернутся никогда. Забыли, все! Это история, которую мы уже пережили. Я уже говорил: проблемы с логистикой. Даже если есть комплектующие, то их надо как-то привезти. Проблема с доставкой готовых автомобилей по чистому импорту – это тоже проблема. Поэтому те, кто думают, что сейчас нас китайцы завалят вот прямо завтра, потому что в Китае возможно все… Автопром везде одинаковый. Это медленная промышленность. По щелчку пальца никого вы не завалите, как бы вы ни хотели. И потом, китайцы тоже и хотят занять наш рынок, но при этом они тоже весьма осторожные.

Но уже есть новые бренды – Omoda, например, бренд фирмы Chery. У них Chery Exeed – как бы премиальный такой, да? И еще будет что-то среднее, Omoda. Кроме того, компания Haval, в которую входит… ну, у нее есть еще бренд Great Wall, и тоже новые машины к нам привезут.

Виталий Млечин: Новый бренд Tank, который анонсировали.

Максим Кадаков: Вы прекрасно подкованы, просто идеально! Да, в том числе и Tank. Большая тяжелая машина с трехлитровым мотором, огромная, конкурент таким машинам, как Pajero, как Land Cruiser Prado. Да, это ни разу не народный автомобиль. Это, скорее всего, дорогая вещь, но тем не менее.

Кроме того, у нас развивается проект в Липецке, там завод, производство, которое сейчас простаивает, где будут выпускать электромобиль. Это тоже уже скоро, скоро, скоро.

Виталий Млечин: А под чьим брендом?

Максим Кадаков: Это бренд Evolute. Это наш бренд.

Виталий Млечин: Наш?

Максим Кадаков: Да, наш бренд, под которым будут выпускаться здесь китайские автомобили. То есть это тоже можно сказать: «Ну подумаешь! Собирать – невелика задача». Но если мы будем собирать и параллельно заниматься импортозамещением, как «АвтоВАЗ» сейчас занимается импортозамещением того, что нельзя было заместить… По Granta, кроме ABS и подушек, заместили все. Было 95% локализации, 5% уже заменили. Остались подушки и ABS. Все! Ну и блок ЭРА-ГЛОНАСС. Но это больше к производителям электроники, а не к «АвтоВАЗу».

И если с электромобилями мы тоже будем хотя бы постепенно, step-by-step, заменять одно, другое, третье, то это хорошо, это здорово!

Виталий Млечин: А как вы считаете, готовы уже россияне пересесть на электромобили?

Максим Кадаков: Я думаю, что мы готовы пересесть на любые хорошие машины: электро, бензиновые, газовые, дизельные – неважно. Все зависит от соотношения цены и качества. Вот в бренде Evolute будут разные автомобили. Там есть решение для такси отдельное. Там есть решение для небольшого бизнеса отдельное. Очень интересные машины! Там есть модели, ну, я бы сказал, просто шикарные, которые будут стоить больших денег – не знаю, в районе, может быть, 8–9 миллионов рублей.

Виталий Млечин: Ничего себе!

Максим Кадаков: А есть машины, так сказать, для обычных покупателей. И почему нет? У вас есть варианты, выбор. Не удобен вам электромобиль – вы купите бензиновую машину. А если вы настроены, если у вас есть… Понятно, что жителю одиннадцатиэтажного дома или семнадцатиэтажного дома негде заряжать. Но если у вас свой частный загородный дом, то почему нет?

Виталий Млечин: Когда мы говорим о машинах вот по такой цене – 3 миллиона рублей, 5 миллионов рублей, 8 миллионов рублей… Я, конечно, понимаю, что есть у нас достаточно большое количество очень богатых людей, и за них можно только порадоваться. Но большинство-то все-таки… Вот нам люди пишут: «У меня зарплата – 20 тысяч рублей»; «У меня зарплата – 25 тысяч рублей»; «А у меня пенсия – вообще 10 тысяч». Как можно себе позволить вот такую машину? Вот это наше будущее, что машины станут роскошью?

Максим Кадаков: К сожалению (я пытаюсь всем это донести, но никто не хочет с этим мириться, согласиться), автомобиль вообще становится роскошью везде, и не только автомобиль. Мы знаем прекрасно, что в некоторых европейских странах (и не только в европейских странах) сейчас люди начинают экономить на еде, люди будут экономить на обогреве, на энергоносителях. И от этого мы никуда не денемся. И все становится дороже, к сожалению, в том числе и автомобили. И поэтому, еще раз повторяю, не будет никаких автомобилей ни за 300, ни за 350 тысяч рублей.

Конечно, если человек зарабатывает 20–25 тысяч рублей… Да, вот я хочу, чтобы все ездили на автомобилях. Я сам автомобильный человек до мозга костей и хочу, чтобы у всех по два автомобиля было в семье: один – электрический, другой – бензиновый. И плюс еще дизельный в придачу!

Но все идет к тому, что если человек зарабатывает даже не 20, а 30–35 тысяч рублей… правда, могут работать двое. То есть мы должны говорить о доходе домохозяйства. Домохозяйство может состоять из одного человека, из пяти человек – неважно. Доход домохозяйства, если он небольшой, то, да, это в лучшем случае бэушный автомобиль. К сожалению, это так.

Виталий Млечин: Эх…

Максим Кадаков: Я какую-то грустную картину нарисовал.

Виталий Млечин: Да, так получилось, что вот мы завершаем на такой немножко минорной ноте. Да не немножко, а сильно мирной ноте.

Максим Кадаков: 30 секунд – и я бы откатил назад. Granta покупают? Покупают. Машина стоит сколько? 600, 700, 750 тысяч рублей. Значит, спрос есть. И возможности купить, деньги у людей есть. В конце концов, машину покупают не на ровном месте, а, может быть, продают старую, добавляют.

Виталий Млечин: Да.

Максим Кадаков: Так что будем двигаться вперед.

Виталий Млечин: Будем двигаться вперед!

Спасибо вам большое. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», был у нас в гостях. Естественно, беседовали мы про автомобили.

Пора нам заканчивать. Увидимся завтра. Большое всем спасибо. До встречи, до свидания!