Григорий Пащенко: Не стоит вообще тратить время на мошенников. Чем дольше вы с ними общаетесь, тем больше ваших голосовых «отпечатков» они получают

Гости
Григорий Пащенко
руководитель проекта «КиберМосква»

Мария Карпова: Григорий Пащенко с нами на связи, руководитель проекта «КиберМосква». Григорий, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Григорий Пащенко: Доброе утро, доброе утро.

Петр Кузнецов: Так вот, читаем вместе с вами теперь все вместе сообщение из Ленинградской области: «Задайте вопрос эксперту, стоит ли, удерживая звонок мошенников (т. е. зная, что это они) позвонить с другого телефона в полицию? И еще: кто из непострадавших обратился в полицию? Я всегда пишу заявление. Правильно ли я делаю?» Тут целая серия вопросов, мне кажется, они очень важные, давайте с них и начнем, с ответов на них точнее.

Григорий Пащенко: С ответов на вопросы, хорошо.

Петр Кузнецов: Да.

Григорий Пащенко: Самое главное, нужно понимать: не стоит вообще тратить время на мошенников. Чем вы больше с ними общаетесь, тем больше ваших голосовых отпечатков они получают. Ведь мошенничество по телефону несет три вида угроз. Первая – это то, что вас могут на самом деле подвести под снятие и передачу наличных средств. Вторая – это записать ваши голосовые отпечатки. И третья – вовлечь вас в некую схему.

Все: если вам позвонили, трубку не берем и не отвечаем, поэтому удерживать не стоит.

Писать заявление в полицию – да нет... Писать только стоит в том случае, если на самом деле была какая-то потеря денежных средств. Если вы просто обратитесь, то, по сути, факта преступления нет. Да, вам представили, что-то делали, но по факту, с юридической точки зрения вам просто позвонили и «пошутили».

Мария Карпова: Так. Что делать после уже звонка, мы тоже обязательно спросим. Что такое «голосовые отпечатки»? Мне кажется, не очень понятно.

Григорий Пащенко: Это мы сейчас переходим как раз с вами в ту часть нашей информационной жизни, когда у нас биометрия работает на 100%. Ваш голос – это тоже часть вашего голосового отпечатка, который можно потом подделать, сформировать и совершить, например, звонок вашим друзьям и близким либо попробовать где-то пройти авторизацию. Потому что сейчас системы авторизации по голосу уже работают в бета-тестировании, работают. И если мы с вами сможем потом этот отпечаток подделать, соответственно, мы получим доступ к некоторым устройствам.

Мария Карпова: То есть, если совсем просто, они могут ваш голос подменить, заходя в какие-то другие, не знаю, в других местах в личные кабинеты, просто ваш голос подделать?

Григорий Пащенко: Да, грубо говоря да. Естественно, все работает сейчас на более сложном уровне, и просто то, что подставят трубку и скажут «да», и куда-то вы откроете, это сработает, скажем так, не везде. Но момент второй: как вообще попадают телефоны к мошенникам? Многие люди ставят себе на телефон приложение «Кто мне звонил?».

Мария Карпова: Да.

Петр Кузнецов: Да.

Григорий Пащенко: И вот это приложение и сливает вашу базу данных мошенникам.

Теперь представьте себе, слили телефон Ивана Ивановича вместе с его знакомыми, получили его голосовой отпечаток, подделали голос и стали прозванивать по телефонной книжке, подделав его номер телефона. Вероятность успеха какова будет? Я думаю, что 80%.

Поэтому самое главное: ваше время – это ваш самый дорогой ресурс. Вам звонит незнакомый номер – не берите. Я 2 года вообще не отвечаю на незнакомые номера. Если вам от меня что-то нужно, пишите сообщение, представьтесь, потом мы будем с вами общаться. Все очень просто.

Мария Карпова: Сообщение из Краснодарского края: «Мне позвонили, представились, назвали по фамилии, имени, отчеству, назвали полностью паспортные данные, расспрашивая, как получаю пенсию и про карточки». Но паспортные данные-то мы нигде вроде ну так просто не оставляем в интернете, во всяком случае не должны.

Григорий Пащенко: Вам так кажется. На самом деле это все миф. Перед тем как люди теряют паспортные данные, люди всегда в принципе думают, что «я оставлю только на госресурсах эти данные».

Мария Карпова: Да.

Григорий Пащенко: И в принципе госресурсы защищают. Но многие забывают, что когда-то обращались, например, за получением кредита через какие-то онлайн- непонятные сайты. Кто-то где-то прошел авторизацию через официальный портал Госуслуг, кто-то где-то попользовался приложением, которое посчитало, сколько ему положено выплат... Понимаете, мошенники действовать могут не сразу. Паспортные данные утекают везде. Даже когда вы дисконтную карту оформляете, вы заметьте, что где-то дисконтная карта просит с вас паспортные данные, якобы вы получите еще 5%-ю скидку.

Поэтому вообще на будущее хорошим тоном иметь такое представление о цифровых отпечатках своих, вот касаемо данных: где-то на Госуслугах вы под настоящими данными, а в магазинах – нет. Одно время, года 3 назад, я проходил регистрацию в онлайн-магазинах как Пушкин, в других Иванов и Петров, и потом получал звонки. Мне звонят и говорят: «Здравствуй, ты Пушкин Александр Сергеевич?» Я говорю: «Да, конечно».

Петр Кузнецов: Супер!

Григорий Пащенко: И я понимаю, откуда был слив, все.

Мария Карпова: Да.

Петр Кузнецов: Отлично.

Мария Карпова: А вот эта история, иметь карточки, которыми мы расплачиваемся в интернете, и карточки, где мы храним какую-то там большую крупную сумму денег, – это тоже правильно?

Григорий Пащенко: Это самый правильный вариант на самом деле, если у вас есть две карточки, которые имеют разные свои функции: например, одна карточка накопительная, а другая у вас карточка виртуальная. Это самое правильное.

Но важный момент: когда вы производите оплату даже виртуальной картой, читайте все, что есть на странице сайта, либо когда вы делаете покупку через какого-то бота. Часто карточка автоматически привязывается к этой услуге. Бывает как? Вы хотите приобрести какой-то товар, положили денег, товар приобрели, но галочку не сняли о том, что вот этот товар будет покупаться постоянно, это касается информационных услуг каких-то. Потом вы решили купить себе, например, какой-то уже товар в виде кроссовок, кед, положили деньги, они тут же списались, а вы не поняли куда – у вас просто продолжилась какая-то некоторая подписка на какие-то услуги.

Поэтому, когда вы покупаете даже через карту, читайте внимательно, снимайте все галочки, которые вам не нужны.

Петр Кузнецов: Да, и внимательно: браузеры некоторые... да что там некоторые, многие... предлагают, знаете, задают вопрос «Сохранить все эти данные?» на всякий случай, чтобы вам потом не нужно было заполнять все эти данные карты...

Мария Карпова: Кстати.

Петр Кузнецов: И я знаю, что многие пишут «Да», потому что в следующий раз он зайдет на сайт, ну чтобы все не вписывать, номер карты, срок...

Григорий Пащенко: Лучше от этого воздержаться. Вы правильно сказали, что не сохранять. Да, мы живем сейчас в таком цифровом быстром мире, но все-таки безопасность превыше всего.

Петр Кузнецов: Лучше лишний раз это ввести.

Мария Карпова: Александра с нами на связи, наша телезрительница из Москвы.

Зритель: Да-да, я слушаю.

Петр Кузнецов: У Александры скорее как раз прямой вопрос, да? У нас специалист на связи. Слушаем вас.

Зритель: Ну, у меня скорее не прямой вопрос, а у меня просто один из новых видов разводки, я вчера, как говорится, такой еще у меня не было и ни у кого я не слышала.

Звонят якобы из собеса, называют, естественно, по имени и все и говорят, что в связи с тем, что у вас во время COVID была заблокирована транспортная карта, вам выписывается компенсация в размере 4 тысяч, которая пойдет непосредственно на вашу карту. То есть надо дать данные карты. То есть когда-то нам через собес давали такие деньги на лекарства, т. е. это было, и действительно мы заполняли заявление, там указывали карту, а тут по телефону.

Я, естественно, не поверила, из вашей передачи поняла, что как можно короче надо разговаривать. Но в своей собес все-таки позвонила, узнала, что, конечно же, ничего не было, ну и просила предупреждать всех вот пенсионеров о том, что вот такой вид разводки теперь появился.

Петр Кузнецов: Да, не кнутом, а пряником решили...

Скажите, пожалуйста, вот Григорий советовал просто с незнакомых [номеров] не брать. У вас не высветилось, да, как-то вот из записной книжки... ?

Зритель: Я его не ставила именно из тех соображений...

Петр Кузнецов: Просто городской, да?

Зритель: Да, я не ставила вот этот заслон именно из тех соображений, что не очень понимала, как он работает и куда уходят, кто вот это вот фильтрует, эти телефоны. Но дело в том, что у меня большой круг общения и не все телефоны я знаю, т. е. все-таки с незнакомых я иногда беру.

Петр Кузнецов: Ага-ага.

Зритель: Очень часто попадаются такие звонки, тоже предупреждаю: звякнули два раза и бросили трубку...

Петр Кузнецов: Да, есть такие, есть такой вид звонков.

Зритель: Меня дети строго-настрого предупредили, что не перезванивать, потому что, говорят, «тут же уйдут твои деньги» или что-то еще. Вот если они звякнули буквально два раза и не...

Петр Кузнецов: Да.

Зритель: Да, то я не перезваниваю.

Петр Кузнецов: Александра, я почему «да» говорю? Потому что как раз об этом тоже наши телезрители пишут, сейчас зададим этот вопрос. Вы большая молодец, вы не купились на эти 4 тысячи рублей. Спасибо.

Мария Карпова: Спасибо большое, Александра.

Петр Кузнецов: Спасибо большое.

Григорий, вот по поводу вот этих звонков, да, действительно, здесь спрашивают, что это за вид такой, на что они рассчитывают, когда действительно позвонят, не ждут даже, что ты ответишь, а буквально два звонка, или даже ты не успеваешь понять, что тебе звонили, ты видишь какой-то неотвеченный с незнакомого [номера]. Они рассчитывают на то, что я перезвоню? Хорошо, а дальше что происходит?

Григорий Пащенко: Не все, не все. Есть, во-первых, опять же три направления звонка. Первый – установить, что ваш номер телефона «живой», потому что, когда мошенники покупают слитую базу данных, надо проверить, что ваш телефон вообще в зоне доступа.

Петр Кузнецов: Ага, понятно.

Григорий Пащенко: Второе: да, на самом деле это вы перезвоните и с вас спишут средства. Но сейчас уже в России действует система антифрод, которая в принципе блокирует такие вот вещи. И третий момент: вам просто прозванивают, потому что система бывает просто перегружена, не всегда мошенники обладают таким богатым кол-центром, и система просто сама дает сбой: она прозвонила две секунды, перезагрузилась и пошла дальше. Но в любом случае лучше, конечно же, не перезванивать. Открываете поисковую систему, вводите номер телефона и в принципе через минуту понимаете, чей он, если он реально где-то принадлежит.

Второй момент. Если вам прямо так интересно, кто же вам звонил, да напишите вы сообщение в мессенджер. Если у этого телефона нет мессенджера, ну понятно, что еще более странно выглядит этот номер. Отправьте SMS-сообщение, но при этом убедитесь, что это SMS-сообщение не будет стоить 300 рублей. Убедиться легко: если вам прямо там все это горит, обращаетесь в службу поддержки вашего оператора через приложение и спрашиваете: «Есть номер телефона, подскажите, пожалуйста, сколько мне будет стоить тарификация?» Это для тех, кому совсем интересно и хочется узнать, кто же там все-таки был на том конце провода.

Мария Карпова: Меня, кстати, Петр недавно научил делать вот эту вот историю, через мессенджер проверять.

Петр Кузнецов: Я всегда так делаю, да.

Мария Карпова: Проверять, что это за человек, вообще существует ли он где-то...

Петр Кузнецов: Вот как Григорий говорит: ну действительно, мало ли, кто-то хочет что-то нам предложить.

Мария Карпова: Или ты просто не хочешь с кем-то общаться...

Петр Кузнецов: Да, я действительно просто этот номер забиваю, если он есть в мессенджере, соответственно, ты по фотографии, которая там есть, вычисляешь, что это за человек, думаешь: «А, так вот это кто, да, я его знаю, все хорошо». Если его нет в мессенджерах, да, это действительно должно насторожить.

Мария Карпова: Подозрительно.

Петр Кузнецов: А если нет тоже вот этой фотографии, ну тоже как-то не то...

Мария Карпова: По поводу нового типа мошенничества. Вот как раз Александра рассказывала про звонок из собеса т. н., который в итоге оказался не собесом, и очень много сегодня пишут о том, что звонит якобы полиция, прокуратура, ну какие-то органы, услыша звонок от которых, естественно, наш человек встает по струнке смирно...

Петр Кузнецов: То, чем действительно можно напугать.

Мария Карпова: Да-да. Это действительно какой-то новый тип мошенничества?

Григорий Пащенко: Это не новый тип, это было всегда. Если мы с вами вернемся к прошлому, то звонки были и раньше якобы от полиции, что «ваш ребенок сбил кого-то на дороге, срочно денег привезите» либо «ваш ребенок попал в полицию с наркотиками, срочно везите деньги».

На самом деле на такие звонки реагируют поколения, знаете, более старшие, потому что они привыкли доверять полиции и звонкам. Поколение более молодое, во-первых, да, не отвечает на звонки, а во-вторых, уже как бы: «Полиция? Ну прекрасно, если вам что-то от меня нужно, повестку мне пришлите, будем разговаривать». Все же понимают, что есть некие процессуальные действия, когда полиция вам по звонку угрожать не будет, на самом деле все работает по-другому. Поэтому нет, мошенничество старое, просто люди, да, привыкли реагировать так, что если звонит какая-то серьезная структура, то да.

Есть еще более серьезные звонки, звонят якобы из судов, говорят, что «на вас было подано судебное разбирательство, вы должны будете обратиться к нам в канцелярию, с вами свяжется наш представитель, с которым вы будете решать вопросы». И, запугав человека, поступает звонок якобы от адвоката, у которого есть связи, который буквально за какую-то сумму денег вам все решит. Вам даже в WhatsApp могут прислать фейковые дела, якобы которые лежат в судах, и скажут, что суд будет закрытый, что тут специально вы проходите где-то.

И причем сейчас очень часто мошенники ссылаются на то, что вы якобы пересылали деньги человеку, который финансировал запрещенную организацию, т. е. вы понимаете, какая это статья, и люди пугаются. А многие же транзакции делают по карте, курьеру перекидывают, кому-то в такси расплатились, и в принципе контролировать, кому вы там переслали эти деньги, вы уже не можете вспомнить. Люди в это начинают верить. Поэтому первым делом...

Мария Карпова: А как здесь проверить, что это звонят мошенники?

Григорий Пащенко: Самое простое – всегда просто проверяйте. Если вам представились судом, перезвоните сами в суд. И всегда есть номер телефона, который у вас на экране отобразился, который можно проверить через поисковую систему. Потратьте вы минуту времени. Вот сейчас если мы откроем поисковую систему, 80% случаев вам поисковая система напишет «нежелательные звонки», «рекламное агентство», что-то еще. Это работает.

Поэтому просто не отвечайте, проверяйте. Звонит полиция – спросите, какой отдел, если вы взяли трубку, положите трубку, перезвоните в этот отдел; если не можете дозвониться, дойдите ножками, ну потратьте время – вы убедитесь, что это было не так. Это все-таки ваша жизнь. Проверяйте и перезванивайте.

Петр Кузнецов: Да. Спасибо, Григорий, за еще один совет.

И еще один момент. Мария нас тут напугала историей, что мошенники...

Мария Карпова: Да, что мошенники могут мстить, оказывается.

Петр Кузнецов: Хотел сказать «научились мстить», а они, оказывается, мстят тем, кто их доводит вот до бешенства. Такие люди тоже находятся, мы уже умеем распознавать и вести диалог с мошенниками, даже самыми профессиональными. И потом они якобы используют...

Мария Карпова: Как это происходит? Они вас спрашивают: «Вы переводили деньги?» Ты говоришь: «Да, переводил деньги».

Петр Кузнецов: Это не приводит их в бешенство. Их приводит в бешенство, если потратить час их времени. Я знаю таких, у меня знакомые умеют это делать...

Мария Карпова: Ну, это только начала разговора...

Петр Кузнецов: Просто у меня нет часа времени на мошенников, такие на такие развлечения.

Мария Карпова: И якобы они потом используют ваш номер, да.

Петр Кузнецов: И вот, самое главное, что они потом используют ваш номер, для того чтобы уже с него звонить следующей жертве потенциальной.

Григорий Пащенко: Все верно, такое, во-первых, есть.

Петр Кузнецов: Как этого избежать?

Григорий Пащенко: Во-первых, самое главное: чем вы чаще отвечаете на телефон, вас автоматически система добавляет в систему таких номеров, которая позволяет вам больше общаться. Чем вы больше отвечаете, вам будут больше звонить, это практика.

Как мстят? Да, звонят с вашего номера телефона, плюс ваш телефон могут добавить в спам-лист, это когда вам в виде SMS-сообщений будет приходить множество разных информаций.

Мария Карпова: Ага.

Григорий Пащенко: Ваш номер телефона могут скинуть на какую-нибудь доску объявлений не совсем потребных услуг, … немножко в другом... Попробовать потом просто ваши номера телефонов скидывать в базы, которые будут переданы на черный рынок, как, например, полухолодный звонок, для того чтобы с вами взаимодействовали дальше. Поэтому лучше не отвечать.

Петр Кузнецов: Лучше не отвечать незнакомым.

Мария Карпова: Григорий, совсем мало времени остается... Григорий Пащенко был с нами на связи, руководитель проекта «КиберМосква».

«Умеете ли распознавать телефонных мошенников?» – «да» 72% ответили, 72% знают, большинство наших телезрителей, надеюсь, благодаря нам в том числе.

Как обезопасить себя от телефонных и кибермошенников? Поговорим с экспертом Григорием Пащенко