Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Таймур Двидар и Андрей Ионин - о системе "ЭРА-ГЛОНАСС"

Гости

Таймур Двидарведущий эксперт по коммерционализации технологий

Андрей Ионинкандидат технических наук, член Экспертного совета при Правительстве РФ

Николай Степановрегиональный директор Русского АвтоМотоКлуба

Петр Кузнецов: "Принуждение к счастью" – наша новая рубрика.

Ольга Арсланова: Да. Мы объясним, о чем идет речь. Дело в том, что все чаще стали происходить дискуссионные истории, крайне спорные и неоднозначные в нашей стране, которые мы вместе с нашими зрителями, во многом благодаря им решили таким словосочетанием обозначить. Вот о чем мы говорим. Например, власти предлагают насильно осчастливить москвичей – сносят пятиэтажки, расселяют. А то, что многие жители не очень-то на это согласны – это, скорее, детали.

Объединение школ, различных медицинских учреждений, которое тоже якобы делается для того, чтобы соблюсти общественный интерес, но часто не вызывает понимания у населения.

Или накануне…

Петр Кузнецов: С легким эффектом безумия мы обсудили уплотнительную застройку.

Ольга Арсланова: Да. Накануне была очень интересная беседа на эту тему. Якобы это тоже делается для нас, для того, чтобы строилось в том числе социальное жилье. Но почему-то жители соседних домов недовольны. В общем, не хотят принудительно загоняться к счастью.

Петр Кузнецов: Историй таких очень много, и сериал получается довольно эффективным и эффектным.

Ольга Арсланова: Призываем вас тоже присылать темы, что вы можете тоже назвать принуждением к счастью. Возможно, такие истории вы тоже знаете, и мы можем о них поговорить в прямом эфире.

Петр Кузнецов: Будем делать вместе, как и "Реальные цифры".

Ольга Арсланова: Ближе к сегодняшней теме. О нас же снова позаботились. Новость пришла. В Приморье сегодня доставили около 1,5 тыс. устройств "ЭРА-ГЛОНАСС". Это уже вторая партия устройств. Первая прибыла во Владивосток 5 апреля, и там более 500 подержанных иномарок уже получили паспорта технических средств с отметкой о наличии системы вызова экстренных оперативных служб. То есть это все делается для безопасности автолюбителей, и это важно подчеркнуть.

Петр Кузнецов: Еще из последних событий с востока. АО "Глонасс" аккредитовал 15 приморских компаний на право устанавливать аппаратуру вызова. В феврале жители Приморья проводили митинги против обязательной установки "ЭРА-ГЛОНАСС". Понять людей можно – система делает машины дороже, а условия на авторынке неравными для разных его участников. Без установки "ГЛОНАСС" вы не получите ПТС, в ПТС должна стоять отметка. Стоимость прибора около 20 тыс. руб.

Ольга Арсланова: Наверное, надо подробнее рассказать о том, что это такое, что это за система и для чего она нужна.

Петр Кузнецов: История вопроса. Работы по созданию системы экстренного реагирования начались в 2000 году еще, и только 10 лет спустя пошли только первые разговоры о возможной обязательной установке "ЭРА-ГЛОНАСС". Сторонники тогда утверждали, что более 50% людей, получивших тяжелые травмы из-за ДТП, можно было бы спасти, если бы врачи прибыли на место аварии быстрее. Реализация проекта потребовала колоссальных финансовых вложений, точные цифры неизвестны, но к 2015 затраты составили уже 5 млрд руб., то есть в год по 1 млрд руб. К 2016 году установить "ЭРА-ГЛОНАСС" должны были весь пассажирский и грузовой транспорт, а начиная с января 2017 года, как гласит закон, подобные устройства обязаны иметь все новые машины в стране, и ввозимые в 2017 году подержанные иномарки.

Ольга Арсланова: При этом очень многие эксперты переживают, или, по крайней мере, высказывают осторожные предположения о том, что со временем эта кнопка должна будет появиться уже во всех автомобилях вне зависимости от года выпуска, формы ввоза, и так далее.

Петр Кузнецов: Давайте разбираться еще с одним принуждением к счастью вместе с нашими гостями-экспертами.

Таймур Двидар, ведущий эксперт России по коммерциализации технологии "ГЛОНАСС". Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Таймур Двидар: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Андрей Ионин, кандидат технических наук, член экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

Ольга Арсланова: И мы запускаем сразу голосование для наших зрителей. Готовы ли вы добровольно установить кнопку "ЭРА-ГЛОНАСС"? Можете ответить как всегда "да" или "нет", и посмотрим, кто победил.

Давайте сначала разберемся с самой этой кнопкой. Насколько мы понимаем, сейчас разделяют эту систему на какую-то упрощенную и неупрощенную? Что это такое?

Петр Кузнецов: Есть бесплатный "ГЛОНАСС", есть платный "ГЛОНАСС", есть какая-то средняя ценовая категория, которую не хотят…

Таймур Двидар: "ЭРА-ГЛОНАСС" бесплатная.

Андрей Ионин: Постараюсь объяснить, потому что то, что я услышал – это такое количество мифов, что редко встретишь. Здесь есть и объективные причины, потому что, к сожалению, на мой взгляд, последние 1,5-2 года объяснить людям, зачем это нужно – а эту работу надо вести постоянно, системно, активно, – это было пущено на самотек. В результате буквально за небольшое количество времени и по субъективным факторам была собрана огромная мифологема. Поэтому тезисно часть мифов рассею.

Работы в России начались над системой "ЭРА-ГЛОНАСС" де-факто в 2010 году. Система была создана точно и в срок в рамках согласованного еще в 2010 году бюджета, а точнее 3,9 млрд руб. Это я говорю 100%, так было сделано. Стоимость устройства на новом автомобиле не превышает 100 долларов. В 2014 году и сейчас это немножко разные деньги, но это стоимость устройства на конвейере. Поэтому на увеличение стоимости автомобиля оно практически не влияет. При этом, действительно, основная задача системы – имеет две основные функции: автоматически срабатываете в случае тяжелого ДТП. Не дай никому бог, но если такое произойдет, то она автоматически сработает, автоматически определится место автомобиля, и автоматически это будет передано в экстренные службы. Это одно направление.

Второе. Есть кнопка, о которой вы говорите – кнопка, которую водитель или пассажиры могут нажать в любой момент, для того, чтобы в случае какой-то нештатной ситуации на дороге с ними, с окружающими или еще где-то вызвать те же самые экстренные службы, но уже путем ручного нажатия.

Ольга Арсланова: То есть это не автоматическое?

Андрей Ионин: Есть автоматическое направление, когда в случае тяжелого ДТП там все срабатывает автоматически. И ручной режим, когда произошло не самое тяжелое, или какая ситуация…

Петр Кузнецов: 100 долларов – это вариант, который автоматический?

Андрей Ионин: Это все устройство, но в случае, если оно устанавливается на новый автомобиль на конвейер. Тогда подтверждение от автопроизводителя, что это действительно стоит 100 долларов, само это устройство, это есть.

Что касается другого вопроса, связанного с установкой на машины, которые уже находились в эксплуатации и были ввезены сюда в Россию. Мы помним 1990-е годы, 2000-е, когда рынок бэушных подержанных ввозимых в страну машин был очень большим. После стабилизации в стране, принятия ряда дополнительных налогов на бэушные автомобили, этот рынок, если посмотреть на цифру, существенно просел, и сейчас практически все ввозимые бэушные автомобили – это Дальний Восток, что традиционно понятно. И там эта проблема возникла, когда закон, а точнее положения технического регламента стали трактовать таким образом. На мой взгляд, проблема была очевидна еще в 2013 году, когда был принят этот технический регламент. И у Минтранса, МВД, Таможенной службы было огромное количество времени, чтобы решить эту небольшую частную проблему, которая актуальна только на Дальнем Востоке. Но это не было сделано. В результате мы получили форс-мажор, как обычно, и вместо того, чтобы с 2013 года эту проблему решить, ее решаем таким, как у нас принято в России, авральным способом – затыкаем дырки. Вы говорите, что в апреле доставили 3,5 тыс., сейчас еще что-то доставили, срочно сертифицировали какие-то установочные центры, стоимость оборудования, естественно, выросла. Все в отсутствии реальной конкуренции. На мой взгляд, стоимость оборудования, во-первых, должна быть на уровне тех же самых 100 долларов, плюс установка, потому что она идет не на конвейере, а здесь. И самой проблемы можно было бы избежать, если бы просто принять такое решение, и трактовать положение технического регламента не так, что машина, впервые вводимая в обращение в России. Это действительно можно трактовать так, что это новый автомобиль, который впервые начинает ездить в России, а не трактовать так, что где-то он ездил, а в России он сейчас появился впервые. Если ввести простую трактовку, что автомобили, которые уже где-то эксплуатировались, а теперь ввелись в России, то они не относятся к категории, которые впервые. И вопрос был бы решен.

Петр Кузнецов: Прежде чем Таймуру отдать слово, думаю, будут поступать вопросы. То есть человек сейчас приходит в салон за новым автомобилем, и он в ПТС не видит отметки о "ГЛОНАСС". Беспокоиться ему незачем. Судя по всему, этот автомобиль уже был собран и закуплен в 2016 году, если он не видит отметки о "ГЛОНАСС", правильно?

Андрей Ионин: Сейчас автопроизводитель получает сертификаты, и для некоторых автомобилей такая лазейка. К сожалению, автопром великий, умный, глобальный, большой, это компании, и такую лазейку они заложили в техническом регламенте. Казалось, что все новые автомобили 2017 года, а потом оказалось, что, в принципе, можно продлить сертификацию на своей модели еще на два года, то есть реально только с 2019 это будет. Но здесь нет, на самом деле, никакой проблемы, автопроизводители об этом знали с 2010 года. Те люди, которые создавали "ЭРА-ГЛОНАСС", и я в том числе был среди этих людей, поэтому знаю историю внутри, со всеми автопроизводителями, работающими в России, с 2010 года плотно работали.

Самое интересное. Ведь когда вы сказали про 2000 год, это имеется Евросоюз. Страны Евросоюза обсуждают эту тему с 2010 года. Удивительно, но они до сих пор ее не сделали.

Петр Кузнецов: И раньше Евросоюза вся эта история, как в космос полетели.

Андрей Ионин: Мы сделали по примеру Евросоюза, это был 2009 год, такие разговоры в России начались. В 2010 году было принято решение и выделено первое финансирование. Историю мы сделали, и автопроизводители все прекрасно знали, потому что те же самые вопросы они решали в Евросоюзе. И теперь с 2017 года там будет все то же самое.

Таймур Двидар: Не совсем. Почти то же самое.

Петр Кузнецов: Очень много сообщений и вопросов: "А через телефон это нельзя решить? А GPSдля чего? Нажал 112, вызвал МЧС".

Таймур Двидар: Если случилось так, что зажат потолком, рулем и остатками салона…

Андрей Ионин: Вы никогда не забывали телефон дома?

Таймур Двидар: … то, наверное, не получится набрать по телефону, и телефон улетел при этом.

Ольга Арсланова: Но если это упрощенная кнопка, установленная не на конвейере, то она тоже автоматически не сработает?

Таймур Двидар: Она подключена к разным штатным автомобильным акселерометрам. Сработали ремни натяжения, сработала подушка – сигнал пошел: "Случилось ДТП". Не случилось ДТП, кому-то просто плохо в машине…

Петр Кузнецов: Например, на трассе.

Таймур Двидар: … предположим, нажал на кнопку, связался с оператором. Настолько просто, проще не бывает. Но я не согласен с моим дороги коллегой Андреем, что у европейцев то же самое. Немножко не то же самое.

Они запустят свой eCall (EmergencyCall) в 2018 году, все изучив обстоятельно, подготовившись обстоятельно, и будет запущено так гладко, чтобы не было никаких накладок. Точка.

Ольга Арсланова: Принцип действия тот же?

Таймур Двидар: Принцип тот же.

Ольга Арсланова: Только реализация другая?

Таймур Двидар: Абсолютно. Чтобы сертифицировать эту коробку у нас, угадайте, сколько это стоит денег? 200 тыс. евро.

Ольга Арсланова: Для производителей или для кого?

Таймур Двидар: Да. Для того чтобы была коробочка. Вот у нас есть телефон, он сертифицирован. Это такое же устройство, просто чуть потолще корпус. 200 тыс. евро в России. У нас две лаборатории на всю страну. В Европе стоит 20 тыс. евро за три недели. Здесь до 8 месяцев доходит сертификация.

Ольга Арсланова: Правило о разбивании двух автомобилей…

Таймур Двидар: Здесь три надо разбить.

Ольга Арсланова: …даже если это дорогостоящий эксклюзивный Rolls&Royce?

Таймур Двидар: Да. Два и еще один.

Ольга Арсланова: В Европе также?

Таймур Двидар: Один.

Ольга Арсланова: Все понятно. Если мы говорим об эксклюзивном Rolls&Royce, то это существенно.

Таймур Двидар: Даже если мы говорим о машине просто премиального класса. Накладно. Их не так много продается. Если бизнес позволяет понести эти потери… Там последний краш-тест третий, все-таки если успели затормозить, сохранили машину, то сэкономили. Не успели – подразумевается, что она будет разбита. Это накладно. Поэтому, например, модели некоторых брендов дорогих известных марок, или популярных в России, их какое-то время не будет, потому что нецелесообразно. Опять же, почему? Не каждой логике понятно, зачем мы должны… за свой eCall мы платим за ту же коробку за три недели 20 тыс. евро, и вопрос закрыт, и сертификат получен, а здесь 200 тыс. евро, и еще до 8 месяцев надо. Я тоже, как и господин Ионин, был причастен к этому, и это из жизни.

У них реализовано все это довольно-таки недорого, их система. У нас же есть целая IT-платформа, разработанная одной зарубежной компаний, на которой это все работает, тем самым автоматизировав сектор телематики. То есть передача данных, сейчас это называют еще интернетом вещей. Этот сектор ложится на дно. А там он продолжает развиваться. То есть инновационная часть убита в стране. Я для остроты. Очень сильно придушен.

Для чего это сделано? Для монополии? Причем, мало того, хотели монополизировать – изобрели… Если у европейцев передача данных на выбор – 2G, 3G (2Gаприори). Здесь у нас обязательно должен быть 3G, добавлен еще СМС. Это хорошо, но это немножко сверх нужного, то есть супернадежно. Сделан MVNO (мобильный виртуальный оператор) для того, чтобы как-то это обслуживалось еще дополнительно, потому что коммерциализация. Помните слово "коммерциализация "ГЛОНАСС""? Все надо перевести в деньги. Мы что-то сделали, государство сделало. Это же за счет бюджета наша безопасность, получается, тревожный сигнал. Надо компенсировать затраты, желательно в размере больше, чем потрачено. У нас в колл-центре сделана целая инфраструктура, железо, на чем все это крутится. Кто за это платит? По сути, бюджет, то бишь мы. И сейчас в Приморье мы слышим, Андрей сказал, 100 долларов. Это было 3 000 руб., еще когда закон в Думе обсуждался. Один из директоров уважаемых компаний выступил и сказал: "3 000 руб. в базарный день". Это сейчас почти 6 000 руб. Смонтировать – допустим, еще 6 000 руб., итого 12 000 руб. в Приморье. Но там они платят 27 000 руб.

Ольга Арсланова: Спрашивают: "Почему "ГЛОНАСС" мы считаем в долларах? Это же наше".

Таймур Двидар: Это вопрос к господину Ионину. Чего он считает все в долларах?

Петр Кузнецов: Евросоюз придумал.

Ольга Арсланова: Я имею в виду, что там не так много нашего?

Таймур Двидар: Там не так много нашего. Элементная база не совсем наша.

Петр Кузнецов: Давайте прервемся на небольшую иллюстрацию. Я записал, Таймур, что настолько просто работает эта штука, что проще не бывает. Ваша цитата. Прямо сейчас посмотрим сюжет из Владивостока. Счастливые обладатели одного из первых устройств "ГЛОНАСС", и как они с ним разбирались.

(СЮЖЕТ.)

Петр Кузнецов: Что произошло у этих ребят?

Таймур Двидар: Супер. Я вам признателен за этот сюжет. Это то, о чем я пытался сказать. Мы настолько сверхкреативны…

Андрей Ионин: Я просто не понял, что мы увидели.

Таймур Двидар: Не работает.

Андрей Ионин: Не работает?!

Таймур Двидар: Мы сейчас не на суде. Андрей сейчас скажет: "Кто устанавливал?"

Петр Кузнецов: Он в нормальном состоянии.

Ольга Арсланова: Что произошло?

Андрей Ионин: Я не знаю, что произошло.

Таймур Двидар: Я расскажу, что должно было произойти.

Андрей Ионин: Но мы же не знаем, что там реально произошло.

Таймур Двидар: В машине должен был возникнуть голос от оператора 112, и задать вопрос: "Вы как? Как вы себя чувствуете?". Не произошло, не работает. Или устройство не работает – допускаю, может, смонтировано неправильно, – или не принимается сигнал в 112, не работает сама система.

Ольга Арсланова: То есть, в любом случае, система с живым человеком, должна быть обратная связь?

Таймур Двидар: Еще третий вариант – там нет GSM-связи. То есть он стоит где-то в тайге, и там просто нет мобильной связи. Все.

Петр Кузнецов: У нас у половины страны нет мобильной связи. Как же оно будет работать?

Таймур Двидар: У нас есть целая программа. Мы обязаны оснастить все федеральные трассы. Там, где надо…

Петр Кузнецов: Самые далекие. Ведь это же для далеких всяких участков.

Таймур Двидар: Все должно работать.

Ольга Арсланова: Мы должны далекие участки оснастить, а потом вводить систему.

Петр Кузнецов: Потом продавать и ставить приборы.

Ольга Арсланова: Разумеется, в Москве есть и другие способы быстро оповестить.

Петр Кузнецов: В Twitter написать.

Таймур Двидар: У европейцев связь, покрытие нормальное.

Ольга Арсланова: Что с покрытием?

Андрей Ионин: Я слышу такие разговоры: "А вот у нас связи нет". Простите, там, где у нас нет связи, там и людей, как правило, нет". Поэтому да.

Таймур Двидар: Это же вы и были.

Андрей Ионин: Мне трудно комментировать ролик на телевидении. Мы же не знаем. Можно в Youtube найти очень много роликов, когда люди в салонах, покупая автомобиль, нажимают эту кнопку, потому что люди любят в новом автомобиле что-то понажимать. И там вдруг раздается голос с неба: ""ЭРА-ГЛОНАСС" вас слушает". Поэтому мне трудно данный конкретный ролик, кто там с какой целью делает, и что там. Это реально трудно донести.

Петр Кузнецов: Что мы хотели донести? Когда речь идет об экстренной ситуации, и когда нужно срабатывание просто элементарной какой-то кнопки – человек дотянулся, – мы видим, что человек с инструкции не может понять, как это функционирует.

Андрей Ионин: Если это в экстренной ситуации… Согласен, система сделана абсолютно просто. Если, не дай бог, тяжелая авария, то все это происходит автоматически, вообще ничего человеку нажимать не надо, не надо думать, где его смартфон. Вы говорите: "Почему смартфон?". На самом деле, это стандартный вопрос. Почему бы не воспользоваться смартфоном? Смартфон вы можете забыть дома, он может куда-то у вас упасть, лежать в суме на заднем сиденье.

Таймур Двидар: Андрей, улетает в аварии. Я просто был в аварии, я не нашел.

Андрей Ионин: Он может разрядиться. Даже, предположим, вы его нашли, и даже позвонили, набрали 112, у вас сработал. И он говорит: "И вы где?", а вы ночью на трассе. И где вы будете объяснять? "Я выехал, условно, из Люберец, и проехал два часа, и вот я где-то здесь". И что? А эта система позволяет автоматически определить ваше местоположение что точностью до 10 метров, и сообщает. Вам даже не надо об этом задумываться.

Петр Кузнецов: То есть не надо голосу отвечать? Человек без сознания?

Андрей Ионин: Там такой регламент. Идет запрос. Если пришел сигнал в "ЭРА-ГЛОНАСС", идет запрос, неважно, нажали вы кнопку или автоматический сигнал. Он спрашивает: "Что произошло?". Если ответа нет, то это автоматически считается, что что-то произошло.

Петр Кузнецов: Приморье переоборудывается.

У нас Борис из Москвы.

- Я начальник технического отдела службы транспортной безопасности Мосгортранса. Насчет "ЭРА-ГЛОНАСС" скажу. Он не всегда и не везде действует, очень плохое покрытие.

Петр Кузнецов: Даже в Москве?

- Да. Нас обязали их установить, и кто-то за это получает большие деньги.

Таймур Двидар: Борис, кто у вас установил, вот сидит перед вами сейчас. Система диспетчеризации пассажирского транспорта Мосгортранса работает безупречно. Я впервые слышу и удивлен. Как вас могли обязать этому? Что не нравится конкретно?

- Нас обязал 223-ФЗ. Это вы знаете. И сейчас 44-ФЗ, он еще больше ужесточает.

Таймур Двидар: Да.

- У нас получается единственный монополист, который сидит и улыбается. И мне просто интересно: есть ли доля государственного капитала в их компании, и когда у них перестанут падать спутники?

Ольга Арсланова: Здесь мы удаляемся с Петром. Слушаем.

Таймур Двидар: Понял. Спутники – дома поговорим. Это не ко мне, это к господину Ионину. Есть у вас государственный капитал?

Андрей Ионин: Оператор системы "ЭРА-ГЛОНАСС" – это 100%-я государственная компания. Здесь немножко путаница, к сожалению. Она происходит не только у потребителей, людей, экспертов, но и даже на других уровнях. Есть космическая система "ГЛОНАСС", которая предоставляет нам всем спутниковый сигнал, так же, как система GPS. Сигналы GPS и "ГЛОНАСС" бесплатны, вы когда покупаете смартфон – пользуетесь, ничего не платите.

Система "ЭРА-ГЛОНАСС" – это система экстренного вызова только для автомобилей. Вы эту систему для нового автомобиля покупаете уже в составе автомобиля, платите при покупке, а дальше за все время потом эксплуатации не платите больше ничего. Ни за трафик, ни за услуги, которые вам будут предоставлены.

Таймур Двидар: Якобы. Я говорил, что у нас есть очень большая тема в стране – коммерциализация "ГЛОНАСС", и "ЭРА-ГЛОНАСС" в частности. Там генеральный директор АО "Глонасс" – это оператор, который управляет новой IT-платформой, который монополизирует все. Он должен был коммерциализировать "ЭРА-ГЛОНАСС".

Андрей Ионин: Таймур, что же он монополизирует? Если бы было так просто.

Таймур Двидар: Что-то где-то не получилось чем что-то пошло не так. Объясню.

Вы когда-нибудь слышали про спутниковые сигнализации?

Ольга Арсланова: Конечно.

Таймур Двидар: Когда тебе звонят, если тревога, или кнопка, если у тебя есть Volvo автомобиль, там есть VolvoOnCall – это то же самое.

Андрей Ионин: А сколько стоит VolvoOnCall?

Таймур Двидар: Как опция?

Андрей Ионин: 1000 евро. Для Volvo.

Ольга Арсланова: Она как опция.

Андрей Ионин: Но она стоит 1000 евро.

Таймур Двидар: Это опция без навязывания, 37% проникновения среди модельного ряда Volvo.

Андрей Ионин: Это говорит о востребованности услуги.

Таймур Двидар: Но там пакет услуг широкий.

Андрей Ионин: Хорошо. Люди понимают и готовы платить. Да, владельцы Volvo. Я понимаю, что это не совсем владельцы Lada. Но 1000 евро готовы платить.

Таймур Двидар: Но, при всем уважении, коробочка eCall, она же "ЭРА-ГЛОНАСС", одна для европейского рынка, другая для нашего… честно, я вам сейчас назову цифры, которые в Европе, от и до, то есть до самого дешевого базового, что производят в Корее, и дорогого – от 90 евро до 120 евро цены.

Андрей Ионин: В принципе, та цифра, о которой я сказал.

Таймур Двидар: Да. У нас та цифра, которую я сказал – в Приморье 27 тыс. руб. Мы же в прессе почитали. И у вас за спиной сейчас крутится реклама этих блоков.

Ольга Арсланова: Давайте посмотрим сюжет из Владивостока. У нас корреспондент снял и проинспектировал эту тему. Обсудим потом.

(СЮЖЕТ.)

Петр Кузнецов: По поводу установки этих коробочек на подержанные иномарки, которые сейчас стоят в порту Владивостока, законопроект предусматривает строгую установку в заводских условиях. Где устанавливают эти коробки на подержанные иномарки?

Таймур Двидар: Я еще кое-что скажу такое, что не прозвучало у вас. Именно по сюжету.

Если по сюжету, то те, которые импортировали эти машины, не должны были их привозить, потому что там специально обученные люди, и знают, что наступает эра "ЭРА-ГЛОНАСС", и надо предупредить ситуацию. Они сами спровоцировали. Это по сюжету.

А то, что рядом с сюжетом – у нас есть четкие регламенты, ГОСТы, описывающие работу этих коробочек. Они узаконены все. И то, что там версия Lite какая-то стоит или для постпродажного обслуживания, она тоже должна быть сертифицирована, в чем я сильно сомневаюсь. Видимо, как-то решили проблему какой-то коробочкой облегченной версии, не соответствующей требованиям. Это надо проверить. А зачем тогда закон, техрегламент? Ведь мучений-то сколько было много лет? Это первое.

Второе. Кто ставит? Они за два дня сертифицировали установочные центры? Ведь это не просто установка сигнализации.

Петр Кузнецов: 15 центров, о которых нам говорили, появились в Приморье.

Таймур Двидар: Внезапно.

Петр Кузнецов: Которые теперь могут осуществлять официальное оборудование…

Таймур Двидар: Они быстро очень прошли обучение, сдали нормативы.

Ольга Арсланова: Молодцы.

Таймур Двидар: Причем нормативы, я уверен, не разработаны для установочных центров. Если мы начнем искать, то…

Петр Кузнецов: Сейчас понесется. Сейчас в метро будут продавать эти коробки.

Таймур Двидар: Можно спросить у Андрея, он просто очень глубоко этой тематикой занимался. Андрей, регламент есть для сертификации установочных центров?

Андрей Ионин: Я не знаю.

Таймур Двидар: И я не знаю.

Андрей Ионин: Могу сказать одно – реально проблема существовала. На самом деле, поверну даже вопрос по-другому. Давайте в такой логике поговорим. Вот Таймур подтвердил, что система, такая функция экстренного вызова в случае нештатной ситуации, или, не дай бог, тяжелой аварии, она востребована на рынке, люди ее покупают, уплачивая гораздо бо́льшие деньги, готовы это купить, и это является основным, за что люди готовы заплатить, потому что все остальные сервисы – это… За это люди готовы платить даже такие большие суммы…

Таймур Двидар: Я бы даже сказал, что это элемент национальной безопасности.

Андрей Ионин: Безусловно. То есть услуга востребована. Любой гражданин, в принципе, на свой автомобиль имеет право установить такую действительно нужную и востребованную услугу, притом, что система является государственной и создана за государственные деньги. Неважно, ввезена эта машина из Японии на Дальний Восток, или эта машина выпущена на Волжском автозаводе, и ездит тут уже 10 лет. В принципе, система государственная. У нас же нет такого разделения. Условно, вы приходите в центр госуслуг, и вас спрашивают: "Вы в каком доме живете? В новом? Тогда мы вам оказываем услугу. А если вы живете в доме, которому уже 15 лет, то, извините, услугу вам не оказываем". Такого же не происходит, это же госуслуга.

Петр Кузнецов: В свете закона о сносе пятиэтажек, может быть, будут спрашивать. Мы еще не ходили.

Андрей Ионин: А здесь идет дискриминация, на мой взгляд, тех людей. Если ты не можешь купить новую машину, то не можешь воспользоваться очень востребованной системой, которая создана за твои же деньги.

Ольга Арсланова: Если я не хочу платить…

Андрей Ионин: Если вы не хотите – это ваше право.

Ольга Арсланова: Самое главное.

Андрей Ионин: А сейчас, на самом деле, проблема в том, что если вы хотите, но машина у вас уже находящаяся в эксплуатации, то вы не можете этого сделать. Хотя вам очень хочется.

Таймур Двидар: Отвечу по-другому на вопрос. Подтвердите или опровергните. С 2020 или с 2024 года…

Петр Кузнецов: С 2019, по-моему.

Таймур Двидар: У нас все автомобили, все наши машины обязаны быть оснащены "ЭРА-ГЛОНАСС". Все. Весь транспорт. Все 48 млн машин почти.

Андрей Ионин: Нет, такие вопросы

Таймур Двидар: "Мне не задавайте"?

Андрей Ионин: Мы с вами можем много чего наговорить, Таймур, но это не значит, что это будет реализовано.

Таймур Двидар: В рамках закона. У нас утверждено?

Андрей Ионин: В законе этого нет.

Таймур Двидар: Какая дата?

Андрей Ионин: В федеральном законе вообще нет никаких дат.

Таймур Двидар: Жалко. Мне прислали все даты.

Андрей Ионин: Даты есть в техническом регламенте Таможенного союза о безопасности колесных…

Таймур Двидар: Грубо говоря, с 2020 или 2022 все машины.

Андрей Ионин: Категорически говорю: этого нет, это очередной миф и страшилка.

Таймур Двидар: И всем нам придется платить эти деньги.

Петр Кузнецов: Мы сейчас поговорим с Магомедом из Владикавказа, который установил кнопку.

Ольга Арсланова: Да, мы хотим его порасспрашивать, как оно работает.

Петр Кузнецов: А вы скажете, в том сервисе или нет, официально сделал или нет.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Таймур Двидар: Салам, брат. Говори.

- Добрый вечер. Я поставил "ГЛОНАСС" еще лет пять-шесть назад. Сейчас он говорит, якобы в 100 долларов находится, а я отдал 7000 руб., это больше 200 долларов. После установки я каждый месяц платил абонентскую плату по 150 руб. Потом я его отключил.

Таймур Двидар: Магомед, дорогой, это "ЭРА-ГЛОНАСС"? Что за машина?

- У меня была "Газель", это автобус, пассажирские перевозки.

Таймур Двидар: То есть поставил не "ЭРА-ГЛОНАСС", а систему "ГЛОНАСС" для мониторинга?

- Да.

Таймур Двидар: Но мы говорим о другом – об "ЭРА-ГЛОНАСС", это аббревиатура, экстренное реагирование при аварии. Но тоже "ГЛОНАСС". Это немножко другое. Это система мониторинга.

Почему сделали, заморочились коллеги здесь, мы, и сделали виртуального мобильного оператора для того, чтобы оказывать коммерческие услуги – охрана, мониторинг, чем Магомед пользуется, – это не запущено. Мы задушили целую отрасль, которая развивалась. Придушили, скажем так. Андрею не нравится "задушили". Монополизировали. Не приобщили частные колл-центры.

Андрей Ионин: Очередные мифы.

Таймур Двидар: У нас с 1994 года в стране существуют частные компании, у которых свои колл-центры, которые реагируют на эти сигналы, они не приобщены, не интегрированы в систему "ЭРА-ГЛОНАСС", или за какие-то деньги. То есть эта тема осталась подвешенной. Причем могли запустить и в 2013 году эту "ЭРА-ГЛОНАСС", если бы использовали…

Петр Кузнецов: Перекупают сигнал?

Таймур Двидар: Нет, не перекупают. Помните, я назвал фирмы, которые реализуют охранные сигнализации спутниковые?

Ольга Арсланова: Да.

Таймур Двидар: Для того, чтобы реализовывать свои услуги, они все принимают сигнал с машины к себе в колл-центр (он называется "мониторинговый центр"), дальше связываются с клиентом. Но там тоже, если авария, то срабатывает датчик аварии. И они перезванивают: "Нужна "скорая", полиция?", они все это делают в рамках пакета услуг. С 1994 года. Мы "ЭРА-ГЛОНАСС" могли давно разместить. Не ждать, когда разместят железяки на сервере крупнейшей российской государственной компании, не ждать, пока будет сделана эта платформа, которая не учитывает все остальные платформы, созданные российскими коммерческими компаниями здесь. И эта тема подвисла. Сейчас они как бы не удел. Что им делать? А у каждого есть своя абонентская база. Надо быть открытым, к бизнесу в том числе, и к инновациям. Если мы говорим об экономике инновационной, то это именно так.

Андрей Ионин: Надо развеять очередные мифы.

Ольга Арсланова: У вас сегодня такая планида.

Андрей Ионин: На самом деле, мы с Таймуром готовы очень давно, и обсуждение "за", "против", оно далеко не первое.

Программное обеспечение для "ЭРА-ГЛОНАСС", что касается специального матобеспечения, сделано российской компанией Luxoft.

Таймур Двидар: Она американская. Я сказал "иностранная" вначале эфира. Я назвал "некая иностранная компания".

Андрей Ионин: Не американская. Тогда она была российской компанией. Что потом с ним происходит – это уже дело акционеров.

Таймур Двидар: А в Европе нет такой платформы.

Андрей Ионин: Мы Россия – одно государство, а в Европе – 28, там совсем другие… А в Америке, если кто не знаете, 911 является коммерческой, а не государственной службой, и государство ей платит за оказание этих услуг.

Таймур Двидар: Мы говорили об eCall. Почему я сказал об eCall? Потому что некоторые ждут 2018 года, и эти дорогие Audi с eCall – у нас же интегрировано, совместимо eCall и "ЭРА-ГЛОНАСС", – и все ждут, в 2018 году появятся эти дорогие модели, приедут сюда с eCall, и их купят.

Андрей Ионин: Поэтому это российская компания. Что касается того, что "ЭРА-ГЛОНАСС" создавалась для монополизации рынка, о которой Таймур говорит – это не первое. Участники рынка говорят, что специально задавили.

Рынок мониторинга транспорта, который существует реально с 2000 года, тогда еще "ГЛОНАСС" не был развернут до конца, а Соединенные Штаты сняли зашумление сигнала GPS, это произошло 2 мая 2000 года, и точность со 100 метров, которая не нужна никакому автотранспорту, единомоментно снизилась до 10, определение по GPS. С этого момента, можно сказать, что родился рынок мониторинга транспорта.

Этот рынок существовал, развивался где-то до 2013 года…

Таймур Двидар: Пока платформа не была сделана.

Андрей Ионин: Нет, совсем по другим причинам. Потому что к этому моменту, в принципе, все, кто хотел установить устройства мониторинга – о чем нам говорил Магомед, – они, в принципе, установили. Дальше процесс уже очень медленного замещения. Это первое.

Второе. Рынок с точки зрения технологий, матобеспечения, оборудования, стал настолько тривиальным, что, в принципе, написанием ПО для системы мониторинга мог заниматься практически любой студент, знающий математику и программирование.

Таймур Двидар: Не утрируй.

Андрей Ионин: Я утрирую, но простейших, скажем, систем. После этого рынок, который родился в 2000, действительно там было сложно…

Таймур Двидар: Вы понимаете, о чем он говорит?

Андрей Ионин: Он развивался. Но после этого… То есть никакого отношения нынешние проблемы не имеют к "ЭРА-ГЛОНАСС".

Был когда-то рынок пейджеров, а потом он пропал. То же самое с рынком мониторинга транспорта. Он был в 2000-х годах, а потом он состарился и умер. Да, это правда.

Последний миф, что "ЭРА-ГЛОНАСС" делалась сознательно, чтобы занять рынок.

Таймур Двидар: Я не сказал, что "ЭРА-ГЛОНАСС", а я сказал, что платформа айтишная и модель, которая принята…

Андрей Ионин: Тот, кто это говорит, просто не знает, как расходуются деньги из государственного бюджета. Это плохо или хорошо…

Ольга Арсланова: Народ интересует две вещи. Первое – это что, второй "Платон", то есть обязаловка для автомобилистов, поборы?

Таймур Двидар: Вполне возможно. Скоро – да.

Ольга Арсланова: Второй момент. А это делается не для того, чтобы за нами всеми следить, и наши правонарушения фиксировать, нарушение скорости?

Таймур Двидар: Вполне возможно.

Ольга Арсланова: Это два основных вопроса.

Таймур Двидар: Изначально "ЭРА-ГЛОНАСС" предусмотрена, задумана и разработана таким образом, что это спящий блок и спящая симка.

Андрей Ионин: Поэтому следить невозможно.

Таймур Двидар: Она возбуждается, когда происходит событие. Но наши сверхкреативные ребята добавили туда пару винтиков, что если надо… Я же говорил про это MVNO.

Петр Кузнецов: Это в этих сервисных центрах в Приморье, которые лицензированы?

Таймур Двидар: Нет, это уже в коробке заложено, и в самой платформе. Если надо – отследят.

Петр Кузнецов: Чисто теоретически…

Андрей Ионин: Это известная история, что ваш сотовый телефон можно отслеживать. Причем даже если у вас GPS отключен, можно отслеживать по засечкам с вышек сотовой связи. Но это происходит только потому что вы регистрируетесь в сети. Вы, предположим, находитесь в какой-то желтой, зеленой или красной сети, регистрируетесь, определяется ваше местоположение. То есть не очень точно, но в принципе определяется. В "ЭРА-ГЛОНАСС" блок навигации постоянно работает, но блок связи спит. Вы не регистрируетесь в сети. Поэтому ни передать какую-то информацию, ни отследить ваше положение невозможно.

Таймур Двидар: Российская разработка подразумевает прошивку по воздуху. Он лукавит, не хочет всю правду говорить. В отличие от европейского eCall, где privacy – очень важная штука, чтобы никто не отслеживал. Там нет прошивки по воздуху.

Андрей Ионин: Это надо Сноудену рассказать по поводу privacy.

Таймур Двидар: А у нас есть прошивка по воздуху. Это что значит? Изменение алгоритма работы. Послал команду по СМС. Вот, наверное, для чего это служит в том числе.

Андрей Ионин: Таймур, у меня такое впечатление, что вы в инопланетян верите, в какие-то заговоры.

Таймур Двидар: Я не один такой.

Петр Кузнецов: Чисто теоретически по "ЭРА-ГЛОНАСС" можно присылать штрафы в любой точке превышения скорости.

Андрей Ионин: Нет, невозможно.

Таймур Двидар: Если озадачиться, и поставить задачу, если "ЭРА-ГЛОНАСС" решит таким образом коммерциализацию делать, то да. Вы обратите внимание, они на днях заявили о том, что хотят состыковаться с "Платоном". Проверьте новости, это на их сайте, я посмотрел.

Ольга Арсланова: Хорошо. У нас Николай Степанов, региональный директор "Русского АвтоМотоКлуба", на связи по Skype. Мы хотим поговорить о моделях, какие модели останутся, какие чуть позже, может быть, придут на рынок? Что с автомобильным будет происходить?

Петр Кузнецов: Здравствуйте. Мы читали, что не на все автомобили можно установить такое маленькое устройство.

Николай Степанов: Скорее, здесь не то, что не на все модели можно установить, а производители, если мы говорим про рынок новых автомобилей, который и так сейчас в очень сложной ситуации, производители не будут поголовно все модели оснащать этой системой. Прежде всего, это касается не сверхдорогих и премиальных высшего класса автомобилей типа Rolls&Royce, а именно нишевых автомобилей, которые продаются не в больших количествах. Например, автомобили выходного дня так называемые – купе, кабриолеты. То есть то, что было раньше на нашем рынке – было изобилие, был большой рынок, – наш рынок стал сокращаться в связи с тем, что ухудшилась экономическая обстановка, и какие-то модели стали уходить. Но теперь они уйдут в еще большем количестве из-за того, что нет смысла проводить очень дорогостоящую сертификацию ради продажи нескольких автомобилей.

Почему не совсем корректно говорить про стоимость установки на конвейере в 6 тыс. руб. – потому что эта стоимость ложится не напрямую на покупателя. Автомобили до сих пор не догнали по стоимости курс рубля. Рубль обесценился к валютам в два раза, а автомобили подорожали в среднем на 40-50% с 2014 года, поэтому сейчас все равно многие модели продаются в убыток. И теперь мы добавляем к стоимости автомобиля еще 6 тыс. руб. в месяц, не учитывая стоимость сборки, изменения операционных процессов и так далее, просто себестоимость самой коробки… Например, компания Ford уже все продаваемые в России свои модели оснастила системой "ЭРА-ГЛОНАСС", за апрель в России продано чуть больше 4 тыс. автомобилей Ford. Таким образом компания Ford понесла затрат на 24 млн руб. Это дополнительные затраты на месяц на оснащение этой системой автомобилей. Понятно, что если добавить туда необходимые три краш-теста, необходимую сертификацию, то автомобили, которые продаются в количестве 10 штук в месяц, 100 штук в месяц, они просто уходят с нашего рынка. И если бы была предусмотрена возможность интеграции eCall в автомобилях с "ЭРА-ГЛОНАСС", то тогда эти модели могли бы вернуться после 2018 года на наш рынок, но пока такая возможность технически не предусмотрена.

Ольга Арсланова: Спасибо. Николай Степанов, региональный директор "Русского АвтоМотоКлуба".

Таймур Двидар: Поправлю – предусмотрена. Европейская система eCall и наша "ЭРА-ГЛОНАСС", они совместимы.

Андрей Ионин: Это действительно проверено, это было одним из условий при создании "ЭРА-ГЛОНАСС", чтобы они сопрягались между собой, и такие тесты проводились. Но проблема в том, что в Евросоюзе пока нет этой работающей системы. И не факт, что она появится. Мы знаем много примеров…

Таймур Двидар: Появится. Я перед эфиром созванивался. Сказали: "Все нормально".

Андрей Ионин: Хорошо. Brexit тоже все считали, что не будет. А он произошел.

Таймур Двидар: И пожелали вам удачи.

Андрей Ионин: Действительно, есть определенные нюансы, связанные… Я не очень понимаю. Ведь те лаборатории, которые занимаются сертификацией, разве это закрытый рынок? Кто не может заниматься сертификацией под "ЭРА-ГЛОНАСС"? Может. Почему у нас в России две компании, когда все нам рассказывают, что на этом рынке какая-то супермаржа, и компании стоят по восемь месяцев? Создайте, сертифицируйте себе лаборатории. Требования к лабораториям открыты. Поверьте, я знаю эту тему изнутри.

Таймур Двидар: Но у нас монополист в этой сфере.

Андрей Ионин: Разработчики "ЭРА-ГЛОНАСС" с огромным трудом уговаривали хотя бы одну компанию сертифицироваться под тесты для "ЭРА-ГЛОНАСС". От нас исходила инициатива. А теперь все удивляются. Да пожалуйста, создавайте свою компанию, сертифицируйтесь для "ЭРА-ГЛОНАСС", и проводите эти тесты по 200 тыс. евро, зарабатывайте и будьте миллионерами. Да ради бога. Никто же никому… Разве здесь есть какие-то препятствия?

Таймур Двидар: Хотите правду, Андрей?

Андрей Ионин: Да, хочу.

Таймур Двидар: Когда началось тестирование, еще эта фирма, какая-то "Связь" чего-то, какая лаборатория, единственная, кстати…

Андрей Ионин: На тот момент.

Таймур Двидар: Меня наши с вами зарубежные коллеги по цеху спросили: "Слушай, Тимур, а где можно еще протестировать?" – "Сейчас узнаю". В Крыму лаборатория есть. Я говорю: "Звоните в Крым". А Крым уже был наш. Позвонили в Крым, договорились. Стоимость – 20 тыс. долларов США. Договорились. Но только они собрались туда в Крым, как Крым отписался, сказал: "Ой, мы не можем". Выяснилось кулуарно: "Кое-кто из Москвы сказал, что неправильная цена". И теперь две лаборатории у нас – одна московская, другая крымская, – и цена одинаковая, как изначально в Москве, как я и называл.

Андрей Ионин: Создайте третью.

Таймур Двидар: По той же цене?

Андрей Ионин: Почему по той же?

Ольга Арсланова: Давайте к народу поближе. Мы людей спрашивали. Вы говорили, что люди хотят. Готовы ли они сами устанавливать кнопку?

Андрей Ионин: Хороший вопрос.

Петр Кузнецов: На опережение, допустим, чтобы сэкономить.

(ОПРОС.)

Петр Кузнецов: СМС-портал: "Позже еще и абонентскую плату будут навязывать. Лучше сделайте дороги. Живу в деревне. Зачем мне "ГЛОНАСС"?"

Итоги голосования у нас. Готовы ли вы добровольно установить кнопку "ЭРА-ГЛОНАСС"? "Да" – 1%, "нет" – 99%.

Ольга Арсланова: У нас по полминуты остается на подведение итогов. Что вы этим людям хотите сказать?

Таймур Двидар: Если не для приморцев, потому что у них действительно экстренная ситуация, а в целом: не бойтесь ставить "ЭРА-ГЛОНАСС", это ведь нужная, полезная. Не дай бог, если произойдет что-то. Есть у вас дети, старики, неважно, сами вы за рулем где-то на шоссе между Киевом и Москвой – вам помогут. Это не стоит для вас ничего. В будущем посмотрим, но уверен, что развитием технологий это просто подешевеет.

Андрей Ионин: Я считаю, что "ЭРА-ГЛОНАСС" – на самом деле, дело очень хорошее. Не только потому что я принимал в этом участие. Есть определенные шероховатости, но их можно было бы устранить, на мой взгляд, не дожидаясь различных форс-мажоров. Здесь, считаю, небольшая недоработка чиновников, демократов. На мой взгляд, простые вопросы, которые можно было решить довольно быстро и давно, дотянули до последнего момента. И сейчас мы вынуждены все это решать в авральном порядке. Отсюда и такие огромные цены. Поэтому, на мой взгляд, система нужная, очень важная. Да, у нас такой менталитет – авось да небось. Мы знаем по себе это. Знаем, что у нас очень мало людей страхуют КАСКО. Да, мы такие. Я шучу, конечно. На мой взгляд, государство позаботилось, и пытается преодолеть это наше "авось да небось", и все-таки думает о нас. На мой взгляд, это очень правильно. Правильная система, и правильная позиция государства.

Ольга Арсланова: Спасибо большое нашим гостям.

Таймур Двидар: Вам спасибо за приглашение.

Андрей Ионин: Вам спасибо, да.

 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Георгий Федоров президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной палаты РФ
  • Павел Медведев финансовый омбудсмен, доктор экономических наук, профессор
  • ГОСТИ

  • Павел Бранд невролог, медицинский директор сети клиник "Семейная"
  • ГОСТИ

  • Светлана Брюховецкая проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета Правительства РФ, ответственный секретарь приемной кампании
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Андреянов журналист (Ростовская обл.)
  • Евгений Опарин корреспондент (г. Владивосток)
  • Владимир Рудометкин генеральный директор ОАО "Гипроречтранс", председатель Отделения "Транспортное строительство" Российской академии транспорта
  • Жанна Мейлер корреспондент (г. Калининград)
  • ГОСТИ

  • Михаил Крейндлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям "Гринпис России"
  • ГОСТИ

  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • ГОСТИ

  • Владимир Кашин председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН
  • Ольга Башмачникова вице-президент Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России
  • Алексей Кордумов терапевт, врач общей практики (Архангельская обл.)
  • Ольга Чаплина руководитель инициативной группы (д. Кашмаши, Чувашия)
  • ГОСТИ

  • Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, директор московского Центра образования №109
  • ГОСТИ

  • Валентина Сляднева оператор машинного доения
  • ГОСТИ

  • Евгений Ким ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН
  • ГОСТИ

  • Давид Мелик-Гусейнов директор НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Москвы
  • Виктор Рожков координатор проекта ОНФ "Народная оценка качества"
  • ГОСТИ

  • Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании "Открытие Брокер"
  • Иван Родионов профессор Департамента финансов ВШЭ
  • ГОСТИ

  • Александр Верховский директор информационно-аналитического центра "СОВА"
  • ГОСТИ

  • Михаил Миндлин искусствовед, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
  • ГОСТИ

  • Кирилл Парфенов кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова
  • Илья Гращенков директор Центра развития региональной политики
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Павел Медведев финансовый омбудсмен, доктор экономических наук, профессор
  • Георгий Федоров президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной палаты РФ
  • ГОСТИ

  • Светлана Брюховецкая проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета Правительства РФ, ответственный секретарь приемной кампании
  • Основная угроза для Байкала — миллионы тонн шлам-лигнина, скопившиеся на берегу за десятилетия работы БЦБК

    Михаил Крейндлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям "Гринпис России"
    На Украине снесли все памятники Ленину Всего в стране демонтировали 1320 памятников советскому вождю
    вчера

    ГОСТИ

  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • ФИФА назвала 12 претендентов на звание лучшего тренера года в мире Результаты будут объявлены в середине сентября
    вчера
    Суд отклонил требование истца к МТС на сумму 30 млрд рублей Истец требовал компенсировать ему моральный вред
    вчера
    "Ростех" потратит 800 миллионов рублей на усиление кибербезопасности К 2018 году к охранной системе планируют подключить около 100 предприятий
    вчера
    Вся власть Советам! В октябре 1917 года власть действительно досталась Советам. Но не большевикам. А кому?..
    вчера
    Владимир Чижов: ЕС помог России вывести энергопроекты из-под санкций США Новые ограничительные меры вступили в силу в августе 2017 года
    вчера
    СМИ: Юлия Меньшова может заменить Андрея Малахова в программе "Сегодня вечером" Кандидатуры в настоящий момент обсуждает руководство
    вчера
    вчера
    В Москве уровень сероводорода в воздухе превысил норму в пять раз Аномалию зафиксировали на востоке столицы
    вчера
    Ученые: употребление алкоголя зависит от получаемого образования Исследование проводилось среди подростков, планирующих свое дальнейшее обучение
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments