Лариса Науменко: Большинство блогеров продают сегодня «успешный» успех - легкий заработок, волшебную пилюлю

Гости
Лариса Науменко
директор московского офиса CPO Group (ЦПО Групп), эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО «Опоры России»

Оксана Галькевич: Я представлю гостей в нашей студии. У нас сегодня в студии Лариса Науменко, директор Московского офиса CPO Group, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса «Опоры России». Здравствуйте, Лариса.

Лариса Науменко: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: И Мария Зубаненко, психолог. Здравствуйте, Мария.

Мария Зубаненко: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: И, кстати, нашим гостям, нашим экспертам вы тоже, друзья, можете задавать вопросы какие-то. Небольшую консультацию сегодня можно получить у психолога и у специалиста со стороны бизнеса, скажем так.

Уважаемые гости, вы знаете, мы все так или иначе в общей какой-то информационной реальности с вами существуем, поэтому я уверена, что вы тоже прежде слышали, наблюдали, наверное, скажем так, за «достижениями» самых разных коучей, информационных гастролеров. Кстати, еще одно определение тоже. Каждый из вас со своей, так скажем, профессиональной колокольни следил за этими людьми, за этими историями. На что в первую очередь вы обращали внимание, именно с профессиональной точки зрения? Лариса.

Лариса Науменко: Ну конечно, с точки зрения юриспруденции, я могу сказать сразу, что очень много недобросовестной рекламы, очень много некачественных услуг. Это то, что потребитель может в рамках защиты прав потребителей доказать в суде, к примеру, или обратившись в Роспотребнадзор.

Но на самом деле в последние годы именно такая недобросовестная реклама и продажа таких курсов, тренингов, она, по сути, превратилась в такие уже более серьезные нарушения. И здесь уже и факты мошенничества имеют место быть. Если мы посмотрим, то есть уже прецеденты, уже судебные приговоры, когда таких горе-бизнес-тренеров приговаривали к наказанию уголовному.

Оксана Галькевич: Мария.

Мария Зубаненко: Вы знаете, вообще любая информация, которую я вижу в социальных сетях, когда я ее наблюдаю, с точки зрения психологии, я сразу вижу, насколько глубина у этого специалиста, насколько вообще действительно человек понимает ли эту тему глубоко либо это просто человек, который только что что-то узнал и начинает нам что-то предлагать.

Оксана Галькевич: Так, а как это понять? Ведь это же на самые такие разные темы, знаете, весьма специфические. И медики этим занимаются, и в том числе ваши коллеги-психологи этим занимаются. Ну и мои коллеги-журналисты, наверное, тоже занимаются. Ну, разные. И специалисты по бизнесу рассказывают, как разбогатеть, не знаю, как финансовую свою жизнь наладить. Вы же вроде как психолог. Сложно сориентироваться в чужой, так скажем, профессиональной реальности. Как вы определяет, что вот он не очень глубокий спец?

Мария Зубаненко: На самом деле, когда человек говорит, по нему сразу видно. Если человек преподносит… Ну, они же обычно снимают какие-то видеоролики небольшие, как презентации: «Посмотрите мой небольшой мастер-класс». И когда человек начинает говорить, видно, когда он говорит уверенно, либо видно то, что он начинает думать, где-то задумываться.

Либо есть какие-то крылатые фразы. Есть фразы, которые обобщенные, то есть эти фразы ни о чем. Они вроде бы как красивые, заманчивые, но в них нет сути, в них нет глубины. Тогда сразу ты понимаешь, что либо этот человек пытается что-то скрыть, либо он до конца недопонимает то, что он говорит. И так как мы с точки зрения психологии, если мы посмотрим, то психология, в принципе, во всех курсах.

То есть, куда бы мы ни пошли, что бы мы ни встретили, начиная от маркетинга, продаж и так далее, взаимоотношений, переговоров, везде психология встречается. И мы сразу видим вот этот коннект, есть ли он или нет. Если человек четко понимает, что он говорит, то он понимает глубину. И это прямо считается, это прямо видно.

Оксана Галькевич: Слушайте, но бывают люди – просто хорошие актеры. Ну, просто такой хороший актер! Не зря же актер способен отыграть любую ситуацию, любую роль. И встречаются такие… Не зря же некоторые действительно собирают стадионы и концертные залы. Как им удается это, Лариса и Мария?

Лариса Науменко: Я думаю, что я бы дополнила Марию. На самом деле простому потребителю достаточно обратить внимание на две вещи.

Первая – это экспертность. То есть все эти люди выдают себя экспертами. И если ты не можешь, допустим, сразу же распознать, то тебе достаточно обратить внимание, какая теоретическая база у этого коуча, условно, то есть что он заканчивал, какие у него дипломы, какое образование.

И второе – это реальное подтверждение результатов. Если этого реального подтверждения нет или как раз размытые понятия, фразы «стопроцентная гарантия», то мы говорим о том, что это точно не профессионал.

Оксана Галькевич: Ну, просто стопроцентного ничего не бывает, да?

Лариса Науменко: Да, конечно.

Оксана Галькевич: К сожалению или к счастью.

Лариса Науменко: А почему собирают стадионы? Это все достаточно просто. Это как раз давление на болевые точки аудитории. То есть эти люди очень тонко психологически как раз чувствуют вот эти потребности широких масс, широкой аудитории, но это не говорит о том, что они великолепные психологи, они именно давят на больные точки.

Оксана Галькевич: А может быть, они, кстати, знаете, еще и на статистику посмотрели? Я сейчас попрошу наших режиссеров вывести на экраны графику «Цели занятий с коучами». Вот почему многие люди (их опросили), почему они покупают эти тренинги, марафоны, отдают за них деньги? Каждый раз – разные, но тем не менее реальные свои деньги.

Значит, у большинства это желание увеличить свой доход. Видимо, есть какие-то проблемы с финансовой обеспеченностью. У достаточно серьезной части – 24%, практически четверть – это продвижение по карьерной лестнице. Может быть, людям кажется, что они застряли где-то, остановились в своей жизни. Поиск баланса в работе и личной жизни – 16%. Проработка проблем – это такая общая формулировка (не знаю, может быть, Мария нам пояснит, что это такое), – 15%. Создание семьи – 13%. Вопрос, наверное, одиночества, поиска партнера. И получение морального удовлетворения. Тоже интересная история – моральное удовлетворение.

Вот проработка проблем и моральное удовлетворение – это что за проблемы такие, Мария?

Мария Зубаненко: Вообще могу немножко сказать по данной статистике…

Оксана Галькевич: Давайте.

Мария Зубаненко: Потому что на самом деле, когда приходят и обращаются, да, все, что касается доходов – это номер один. Потом, личные отношения – это номер два, по статистике. Это то, что я наблюдаю в течение уже более трех с половиной лет. Если мы посмотрим продвижение по карьерной лестнице, то чаще всего это обращаются мужчины, то есть здесь не про женщин идет речь.

Баланс? Это идеально вообще, когда человек приходит к такому пониманию, что ему хорошо было бы заниматься и личной жизнью, и заниматься бизнесом. Потому что если мы больше в бизнес уходим либо больше в работу уходим, то у нас проседает личная жизнь. Нам нужно и то, и то. И здесь нужно прямо классно соблюсти баланс, потому что если в личной жизни все замечательно, то тогда и на работе будет хорошо.

Проработка проблем? Ну, я думаю, что здесь, скорее всего, имеется в виду – проблем каких-то точечных, личных. Может быть, есть какие-то комплексы внутренние. Есть человек, который не уверен в себе. Может быть, девушка никак не может понять, а почему она из одних отношений входит в другие отношения, а они все равно не складываются по какой-то причине – допустим, абьюзивные отношения, как сейчас модно говорить, либо еще какие-то другие. Здесь могут такого плана быть проблемы. Проблемы также могут быть очень часто связаны с детьми, потому что здесь идет конфликтная ситуация в современное время.

Создание семьи? Ну, создание семьи… Правильно, что 13%, потому что мало кто хочет об этом говорить. Сейчас все настолько амбициозные, все хотят быть независимыми, с деньгами…

Оксана Галькевич: Никто не хочет создавать семью, да? Или что?

Мария Зубаненко: Хотят создавать.

Оксана Галькевич: Эти планы куда-то отодвигаются, видимо?

Мария Зубаненко: Нет-нет-нет, они хотят создавать, но просто настолько закрывает ширма увеличения дохода, что сначала хотят обезопасить себя.

Оксана Галькевич: А, такую базу создать?

Мария Зубаненко: Обезопасить себя, да, а потом уже…

Оксана Галькевич: Поэтому и увеличение дохода на первом месте, а потом – семья. Так?

Мария Зубаненко: Получение морального удовлетворения? Это скрывается под всеми этими пунктами. Потому что если нет дохода хорошего, если нет продвижения по карьерной лестнице, то есть каждый список, – это значит то, что человек не умеет хорошо получать удовольствие, у него нет такой возможности, он где-то заблокирован, закрыт, потому что удовольствие является основой успеха каждого этого пункта.

Оксана Галькевич: Ну, на самом деле, знаете, если от последнего пункта к первому обратиться, то тут тоже, наверное, есть какая-то связь. Люди бросили все свои ресурсы – моральные и психологические – на увеличение дохода. Лариса, получается так, да? И вот они не получают никакого морального удовлетворения от того, что они делают. Конечно, если ты без радости и интереса выполняешь какое-то свое дело. Как вы прокомментируете, Лариса, эту графику, которую вы видите?

Лариса Науменко: Ну, здесь все достаточно очевидно, мне кажется. Действительно, сейчас, по сути, большинство блогеров, если мы посмотрим, они продают что? Успешный успех. И что под этим подразумевается? Естественно, это легкий заработок, который…

Оксана Галькевич: Легкий заработок?

Лариса Науменко: Легкий, именно легкий заработок, да, потому что речь идет о продаже некоей волшебной пилюли. То есть ты вот это делаешь – и ты либо получишь легкий доход, либо ты обучишься каким-то навыкам, soft skills. Но, допустим, если реально этим soft skills надо обучаться годы или месяцы, то вам продадут это за недельный курс или за две недели. Поэтому, конечно, все достаточно стандартно. Мне кажется, именно акцент, да, на материальные такие вещи.

Оксана Галькевич: А откуда вообще эта концепция, так скажем, легкости какой-то? Невыносимая легкость бытия. Как, по вашим наблюдениям, когда она у нас появилась в нашей жизни и стала так внедряться активно? Легкая жизнь, понимаете, не знаю, легко зарабатывать деньги, легко и красиво отдыхать. А где за этим какая-то содержательная и трудовая (не побоюсь этого слова) часть?

Лариса Науменко: Я бы не сказала, что это феномен текущих реалий. Мне кажется, это очень давно появилось. Наверное, граф Калиостро – да, можно тоже сказать, что он был такой инфомошенник своего рода. Опять-таки, если мы обратимся к сказке «Золотой ключик», то там: «Посади три золотых – у тебя вырастет дерево». Просто в текущее время развитие Интернета и искусственного интеллекта это огромный скачок вперед. И масштабы в России, конечно, переросли все разумные пределы.

Плюс у нас отсутствие правового регулирования или недостаточное применение законов, потому что мы все знаем, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Мы сейчас слышим нашумевшие дела, когда как раз крупных блогеров привлекают за уход от уплаты налогов. Но давайте внимательно почитаем эти дела. Никто в принципе сейчас из власти не рассматривает, насколько добросовестную деятельность они вели, насколько качественный продукт они массовому потребителю реализовывали. Это вообще сейчас вне…

Оксана Галькевич: Рассматривается только то, сколько недоплатили.

Лариса Науменко: Да, сколько недоплатили.

Оксана Галькевич: То есть они зарабатывали, но насколько качественно они это делали и добросовестно… Так?

Лариса Науменко: Конечно. К сожалению, к сожалению, тенденция такая. Но проблема действительно очень больная. И сейчас Госдума, многие парламентарии, они активно ищут решение этой проблемы.

Оксана Галькевич: А по вашему мнению, какое здесь необходимо, так скажем, если не решение полностью, то, может быть, какой-то инструмент? Может быть, я не знаю, лицензирование всех этих людей? Это же такая в некотором смысле образовательная деятельность получается, да?

Лариса Науменко: Да. Лицензирование – конечно да. Потому что мы сейчас сталкиваемся даже с тем, что, допустим, очень много на просторах Интернета есть советов, куда инвестировать, но на самом деле в большинстве случаев простой человек, не обладающий знаниями и не имеющий… не включенный в реестр, он не может давать таких советов. Опять-таки, это никем не отслеживается и никак не наказывается. То есть сначала нужно настроить этот инструмент, чтобы Роспотребнадзор реагировал на любые замечания, Роскомнадзор блокировал любые соцсети таких недобросовестных лиц. И тогда, конечно, я думаю, ситуация улучшится.

И я хочу еще, знаете, такую важную проблему поднять, она вообще на самом деле замалчивается, никто на нее не обращает внимания. Ну смотрите. Есть добросовестные предприниматели, они вкладывают много денег в свое образование, они вкладывают в развитие курсов, они предлагают действительно качественный продукт, но они не могут себе позволить вот этих стопроцентных гарантий, «за неделю вы станете суперспециалистом», таких лозунгов. К чему это ведет? Их бизнес начинает становиться убыточным, они закрываются. И мы в замкнутом круге постоянно.

Оксана Галькевич: А отчего? Оттого, что люди, не получив за неделю какого-то грандиозного роста, не знаю…

Лариса Науменко: Люди к ним не идут. Люди идут к тем…

Оксана Галькевич: А, то есть нет обещания быстрого заработка?

Лариса Науменко: Конечно.

Оксана Галькевич: «Приходи к нам – через неделю ты станешь круто зарабатывать».

Лариса Науменко: Конечно. Люди идут к красивым обещаниям. И эти предприниматели вынуждены свой бизнес сворачивать. И это на самом деле очень большая проблема. Они не конкурентные, по сравнению с теми, кто не платит налоги, не имеет в штате официальных сотрудников.

Оксана Галькевич: Коллеги, смотрите, на самом деле получается, что тогда эксперт проигрывает дилетанту. И тут, мне кажется, Мария, не очень хорошую службу сослужили в этой истории ваши коллеги, ну, психологи, потому что придумали уже такое оправдание… Знаете, пришло же много в разные сферы людей, не очень хорошо образованных. И вот они пишут: «Да, у меня был синдром самозванца, но я работал с этим». Как там было? Проработка проблем? «Я проработал эту проблему». Вот «синдром самозванца» – это же вы, психологи, придумали. И теперь эти с синдромом самозванца проработанным вовсю ведут тренинги и все прочее.

Мария Зубаненко: Я бы еще хотела ответить на тот вопрос, который был предыдущий, и добавить про синдром самозванца, потому что… Здесь какой момент? Минуточку…

Оксана Галькевич: Так?

Мария Зубаненко: На самом деле тяжелый труд у нас был из Советского Союза, если мы возьмем немножко назад и посмотрим, что сейчас. Наши родители сложно зарабатывали деньги, на заводах работали. Это был физический труд. А сейчас мы идем в такую эпоху… У нас есть искусственный интеллект, у нас есть много того, что автоматизировано. И вот этот эффект, иллюзия того, что можно все легко, – это подкупает, потому что каждый человек хочет быть счастлив и свободен. И поэтому, когда это действительно происходит, это можно так делать.

И вот эти программы прошлого нашего на нас откладывают вообще огромный отпечаток. И наша молодежь (вот у меня тоже есть сын, и я смотрю, как он размышляет и видит), они хотят быть более свободными, легкими. И когда, например, мы видим какой-то курс, где обещают…

Оксана Галькевич: А от чего свободными? От занятости какой-то? Чего они хотят? Давайте проясним. Чего хочет молодежь?

Мария Зубаненко: На самом деле хотят быть свободными от родителей. На самом деле хотят быть свободными в деньгах.

Оксана Галькевич: Пожалуйста, иди работай курьером. За 700 рублей в день вот так побегаешь полгорода Москвы, пятнадцатимиллионника, и поймешь, почем фунт лиха, фунт соли.

Мария Зубаненко: Да, кто-то бегает, а кто-то хочет по-другому. Это зависит от программ, которые внутри человека, на что он запрограммирован, от своих уже родителей, от устава семьи, так скажем, от норм и правил, которые там происходят. И поэтому, конечно, когда говорят, что вы можете это все сделать легко, то каждый хочет. А особенно тот, кто сложно зарабатывает, он хочет прямо освободиться от этого труда, он говорит: «Боже, ну сколько же можно? Я хочу тоже легче», – и покупается на вот этот короткий результат.

И есть еще такой феномен сейчас: если тебе обещают короткий результат, быстрый результат, то ты хочешь быть счастливым здесь и сейчас. Мы живем в современном мире, где сейчас надо, сейчас хочется, не через год, не через два, не через три. Смотрите, как плавно уходит образование, которое по четыре-пять лет. Его просто обесценивают. Зачем учиться, например, пять лет в институте, если можно пройти курсы за три месяца? Это правда. Это такая «утка», которая действительно может сейчас сократить как бы твое время, но это иллюзия, потому что глубины профессии ты не сможешь получить – той глубины, которая нужна. Но не в каждой профессии это тоже нужно.

Оксана Галькевич: Смотрите, мне здесь показалось, может быть, такая проблема психологическая в том числе связана с тем, что у нас какой-то дефицит нормального общения? Потому что когда человек сбрасывает вот это все в разговорах, ну не знаю: «Все плохо! Все это ненавижу!» – знаете, есть такое понятие, когда люди жалуются, обсуждают: «Ну, сегодня плохая погода. Вы знаете, я так устал! Мне так хочется лета! Я устал. Мне не хватает…» Это так называемое фативное общение. Это не означает, что вот все плохо у человека. Ему нужно как-то разгрузиться. А если разгрузиться негде… Это не значит, что он жалуется на жизнь, у него все ужасно. Ему нужна разгрузка какая-то. Если ему негде разгрузиться, то вот он и программирует какие-то передаваемые сигналы, знаете.

Мария Зубаненко: Чтобы его кто-то выслушал.

Оксана Галькевич: Да. Вот здесь прямо какая-то проблема у нас нарисовалась, общественная.

Мария Зубаненко: Ну, если мы возьмем, например, города-миллионники, то одиночество – это как норма. Мы живем… Допустим, я живу в Москве и даже не знаю своих соседей. И для меня это как норма, это как зона комфорта. Я не думаю о них, они не думают обо мне. Но если мы с другой стороны посмотрим, то это трагедия, да, это трагедия – вот это одиночество. И люди, которые заходят в какие-то курсы, да, они находят там себе единомышленников, с которыми они могут обсудить что-то, о чем-то поговорить. И это как один из выходов – действительно, общение. Я здесь с вами абсолютно согласна.

Оксана Галькевич: Ну, вы знаете, такое ощущение (я хочу, чтобы Лариса тоже включилась в наш разговор), что многие из этих курсов, многие из этих роликов презентационных, они все по некоему какому-то шаблону сделаны. И люди, которые, в общем, приходят, их тоже там как-то «заряжают», не знаю, в розетку какую-то «втыкают», чтобы они ходили и другим рассказывали, как это все работает, как это все классно, какой будет классный результат и каким он будет быстрым. Они в соцсетях у себя все это тоже размещают. Есть какой-то такой центр, знаете, распространения этих шаблонов, этой информации, такой клише, алгоритм.

Лариса Науменко: Ну конечно. Ведь, по сути, та информация, которая распространяется, она же не имеет никакой практической ценности. Это какие-то громкие лозунги, фразы – то есть то, что понятно, доступно каждому.

А потом что мы видим? Очень частые такие уловки, когда, допустим, кто-то, кто такие курсы устраивает, он выбирает, допустим, каким-то способом – слепым, случайным – несколько простых людей, им вручаются действительно какие-то дорогие подарки или, не знаю, они куда-то вывозятся, или какие-то путешествия. И это запускает эту вирусную цепочку. То есть простые люди, которые говорят: «Да, мы прошли, мы смогли, мы получили вот такую-то материальную или моральную компенсацию, достигли своих целей». И это очень подкупает и ведет к тому, что массовый потребитель доверяет.

Я вот Марии хотела задать вопрос как дипломированному специалисту, хотела уточнить: может быть, есть какая-то ваша личная статистика? Люди приходят к психологу действительно с проблемами. Но есть те, кто, допустим, приходит изначально, а есть те, кто как раз попал на вот таких недобросовестных бизнес-тренеров. Насколько разные эти проблемы? И насколько, скажем, запущена или тяжелая стадия этих проблем у людей, прошедших такие курсы?

Мария Зубаненко: На самом деле какой-то прямо конкретной статистики я не веду, но могу сказать, например, так. Если человек пришел на какую-то, назовем так, «залипуху», если он пришел на какой-то тренинг, который за три дня из тебя сделает мега-суперчемпиона по продажам, к примеру, хотя это просто невозможно, это только теория войдет туда за эти три-четыре дня, то в этот момент времени он был готов только к этой информации. Он не был готов, например, пойти глубоко и поработать с этим глубоко. Поэтому для него сегодня, на сегодняшний момент это было необходимо, это ему было нужно и важно.

Если бы человек, например, смотрел и размышлял по-другому, если бы у него была глубина принятия другая, то он бы попал к совершенно другому специалисту, потому что он бы услышал. Пока человек не может различить, кто из них специалист и на каком уровне, потому что он же не владеет этой информацией, этими знаниями, вот поэтому он попадает именно к тому специалисту, который на сегодняшний момент по уровню ему подходит. Он его слышит – и ему это отзывается.

Мы же как идем? Мы идем же даже больше не на знания, а мы идем на энергию. Когда мы заходим… Вот приведу пример. Мы заходим, например, в магазин, и тут стоят продавцы-консультанты. Мы почему-то выбираем какого-то одного. Вот их там пять, а мы выбрали только одного, к другим не пошли. Почему?

Оксана Галькевич: Почему?

Мария Зубаненко: Мы не знаем их, правда? Никого. Мы первый раз зашли в магазин. Мы чувствуем энергию. Эта энергия совпадает с моей энергией, и я иду сюда, на энергию. И человек подходит, и он понимает, что его здесь поймут. Это происходит на подсознательном уровне, мы это не контролируем. А бывает, что мы заходим и выходим аккуратно – то есть мы не совпали здесь, не совпали и ушли в другое место. Поэтому, если есть люди… Вот обратите внимание, что говорят: «каждой твари – по паре», «подобное притягивает подобных». Есть люди, которые тоже любят где-то лукавить, обманывать. Они таких видят сразу, и они находят общий язык с ними сразу. То есть это очень… Это же зеркальное отражение, да? Что ты излучаешь – то ты и получаешь.

Оксана Галькевич: Ну, бывает, что и противоположности притягиваются. Знаете…

Мария Зубаненко: Бывает.

Оксана Галькевич: Заглянула на наш SMS-портал. Что нам пишут зрители? Уважаемые друзья, вы можете, кстати, нам позвонить, не только писать на SMS-портал.

Вот Ульяновская область пишет: «Всех блогеров надо заблокировать и начать контролировать тех, кто вновь открывает свои какие-то блогерские странички». Сложная работа предстоит контролирующим органам, если так на это взглянуть.

Воронеж: «Человек верит в то, во что он хочет верить. Никогда не поверю, что чужой человек захочет помочь мне заработать много денег. Это все сказки».

«На каждом шагу сейчас мошенники! В девяностые годы было и то лучше». Ну, не знаю даже. В общем, тут дискуссионный момент, скажем так. «Честно заработанные деньги не будут тратить на мошенников».

Тут очень много людей пишут, что это только богатые какие-нибудь москвичи могут потратить время на глупые какие-то курсы, уроки и так далее, что не хватает нам законов и так далее. Вы знаете, друзья, если бы все было так просто, если бы это был удел только людей хорошо зарабатывающих, которым не жалко пять или десять тысяч заплатить за набор каких-то уроков, то и проблемы особо не было. Но это ведь массовое явление. Знаете, это как в той сказке, когда на дудочке играет сказочный персонаж, а за ним люди какие-то идут. Ну, там другие персонажи, но тем не менее. Вот просто люди массово собираются, массово идут на эту информацию.

Нам постоянно говорят: «Воспитывайте в себе критическое мышление». Но не говорят – как. А как это делать? Вот давайте, Лариса, с вас начнем. Как, вы считаете, нужно развивать критическое мышление? Как это сделать?

Лариса Науменко: Ну, опять-таки, в век Интернета все достаточно просто. Можно зайти на ресурсы соответствующие и посмотреть, требуется ли лицензирование. Допустим, если вам бизнес-тренинг по какой-то теме или курс продают, нужна ли образовательная лицензия или есть ли образовательная лицензия у того, кто продает.

Потом – договор, который вам предлагают. Это должны быть четкие формулировки: что вы узнаете и какой будет результат. Если результат звучит, условно: «Вы станете успешным», – то мы понимаем, что это размытая формулировка, это ни о чем. То есть вы даже предъявить какие-то требования потом не сможете.

Поэтому на самом деле критическое мышление – это сбор информации из разных источников и аналитика. Если вы видите, что для того, чтобы развить определенный навык, требуется практика от шести месяцев до полутора лет, то за неделю или за три дня вы этот навык ну никак… Какой бы там бизнес-тренер ни был, какой бы там интенсивный курс ни был, это невозможно.

Оксана Галькевич: У нас есть звонок из Тверской области, давайте послушаем нашего зрителя Илью. Илья, здравствуйте.

Зритель: Алло. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте. Покупали какие-нибудь курсы, тренинги, я не знаю, уроки в Интернете или где-нибудь еще?

Зритель: Да, я покупал, но это больше связано, наверное, с курсами, что-то такое, потому что мотивирует, когда ты в команде работаешь.

Оксана Галькевич: Но вы довольны результатом? Не жалеете о потраченном?

Зритель: Ну, в целом, да, я доволен результатом. Вот я бы просто, честно, разделил на три категории. Есть мошенники. Есть, если мы берем блогеров, шоу. И есть тренинги. Это люди, у которых есть информация какая-то, которой они готовы поделиться, либо они дают какие-то советы в сфере, где они добились чего-то. И тут дальше зависит все уже именно от человека, который воспринимает эту информацию. Если он попадет на мошенников, то, безусловно, он там ничего не получит. Если он выбирает блогеров, он смотрит это как шоу, и там ожидать большего, чем шоу, наверное, тоже ничего не стоит. А если он попадает на тренинги какого-то специалиста, человека, который чего-то добился, то тут уже зависит от человека, как он этим будет пользоваться, потому что…

Оксана Галькевич: Вот вы как пользователь такой услуги расскажите, как вы выбирали себе этот курс? На что вы ориентировались, когда приняли решение: «Так, все, плачу»?

Зритель: Ну, я ориентировался прежде всего на себя – нужно ли мне это и на что я готов пойти, то есть готов ли я именно работать с теми методами, которые мне даны там. Потому что иначе это не имеет смысла – взять курс и его не делать. Ну, то есть тебе дают инструмент, говорят: «Делай вот это, вот это и вот это», – а ты продолжаешь гнуть свою линию: «Ой, да я и сам знаю все». Зачем тогда, спрашивается, этот курс? Тут уже твой внутренний человек, который у тебя внутри сидит, он не дает тебе пользоваться тем, за что ты заплатил.

Оксана Галькевич: Спасибо, спасибо, Илья.

Вот еще такой вопрос. А может быть, как-то чистоплотность, так скажем, добросовестность авторов этих курсов, этих лекций можно проверить, я не знаю, по тому, как они ведут дела? Ну, не знаю, заглянуть в какую-нибудь налоговую историю. Можно? Нельзя?

Лариса Науменко: Да, безусловно.

Оксана Галькевич: Тридцать секунд.

Лариса Науменко: Большинство крупных блогеров зарегистрированы как ИП. Информация доступна, на сайте налоговой вы можете все это посмотреть. Однако доходы – хоть большие, хоть маленькие доходы – не означают, что это добросовестный курс и вы действительно что-то получите полезное.

Мария Зубаненко: У меня есть вопрос к Ларисе, и вопрос такой. Сейчас есть разные формы юридические, да? Вот есть самозанятые, есть индивидуальные предприниматели. Вы говорите про образование, про образовательную лицензию. А если мы понимаем, что до 72 часов – это же не входит у нас в образовательную систему…

Оксана Галькевич: Тридцать секунд у нас.

Мария Зубаненко: Да. Поэтому вопрос в том, что делать тем, которые не подходят под лицензию образовательную?

Лариса Науменко: Безусловно, если ваша деятельность не подходит, они могут вещать. Но самое главное, самое главное – чтобы вы не заменяли и не продавали образовательный продукт, который таковым не является. То есть – честность и прозрачность информации.

Мария Зубаненко: Тогда мы говорим, что мы просто консультируем?

Лариса Науменко: Да, да, консультационные услуги.

Оксана Галькевич: Вот результаты нашего опроса. Нам зрители ответили, на что бы они потратили деньги, на какие курсы. На увеличение своих финансовых возможностей. Вот так, друзья.

Спасибо, уважаемые гости. В студии у нас были Лариса Науменко, директор Московского офиса CPO Group, эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса «Опоры России», и Мария Зубаненко, психолог. Спасибо.

Лариса Науменко: Спасибо.

Мария Зубаненко: Спасибо.