Льготы для спортсменов

Гости
Виктор Горлов
президент Детской футбольной лиги
Александр Сафонов
профессор Финансового университета при Правительстве РФ

Иван Князев: Хотите отдать ребенка в хорошую спортивную секцию, но не позволяют финансовые возможности, финансовое положение? Вполне возможно, новая инициатива Минспорта поможет решить эту проблему.

Тамара Шорникова: В ведомстве предлагают компенсировать родителям затраты на платные секции для детей с помощью социальных налоговых вычетов. Налоговая может вернуть до 50 тысяч рублей в год.

Иван Князев: И для многих это весьма существенные деньги. Вот кто теоретически мог бы их получить. По данным Минспорта, к примеру, в прошлом году спортивную подготовку проходили почти 2 миллиона детей в возрасте от 5 до 18 лет, при этом более 64 тысяч детей занимались спортом на платной основе.

Тамара Шорникова: Сейчас выясним, какими видами спорта у нас в основном занимаются дети и сколько тратят на это их родители – на оплату самой секции, на экипировку различную, на поездки и на соревнования. И хватит ли этого налогового вычета, чтобы существенно компенсировать все затраты и побудить, соответственно, остальных родителей отдавать детей в секции?

Иван Князев: Уважаемые друзья, расскажите, ваш ребенок занимается спортом? Если да, то каким? Во сколько вам это обходится? Напишите или позвоните нам прямо сейчас.

Ну а пока представим наших экспертов.

Тамара Шорникова: Виктор Горлов, президент Детской футбольной лиги. По телефону связываемся. Виктор Николаевич, слышите нас?

Иван Князев: Здравствуйте, Виктор Николаевич.

Виктор Горлов: Да, я вас слышу хорошо.

Иван Князев: Виктор Николаевич, я в детстве немножко занимался футболом – и это было, прямо скажем, на бесплатной основе. Сейчас у нас секции бесплатные в футболе-то вообще остались или нет? И сколько это стоит, если они платные?

Виктор Горлов: В принципе, конечно, любая копейка, которая идет в семейный бюджет, для такого благородного дела – это, конечно, здорово. Хотя сегодня мы запутались уже. Там помогают, там помогают, но все это разовое. Хотелось бы, чтобы это было все-таки на какой-то такой постоянной основе, чтобы это не было связано с этим вирусом, с этим карантином, а то завтра это все забудут.

Смотрите. 50 тысяч – это не так уж и плохо, но смотря каким видом спорта занимается ваш ребенок. Скажем, если это борьба классическая, то там борцовки плюс этот комбинезон-трико – это обойдется вам в 8 тысяч рублей. То есть нормально. Плюс сам зал недорогой, как правило, и часто его предоставляют бесплатно.

Что касается, скажем, хоккея, то тут и в 50 тысяч можно не уложиться – амуниция ребенка.

Иван Князев: Ну, про хоккей мы чуть позже поговорим.

Тамара Шорникова: А выезды, сборы – это же тоже отдельная статья расходов. Это сколько примерно?

Виктор Горлов: Ну смотрите. Я с этой стороны, конечно, поддерживаю, я еще раз повторяю. Но я не знаю, какой смысл в этом, если есть спортивные школы, в которых ребята занимаются. Может быть, просто получше финансировать спортивные школы? Это первое.

И второе. Я убежден по опыту, который был в Советском Союзе… Кстати говоря, когда мы говорим об опыте, то как-то молодежь не так воспринимает. А нужно говорить об опыте: «Вот бабушка твоя, дедушка твой, папа, мама – не такие глупые люди были». То есть спорт был максимально приближен к месту проживания ребенка. Хоккейные коробки, спортивные площадки – все это имелось почти в каждом дворе. А сегодня, чтобы заниматься ребеночку, он вынужден ехать в спортшколу.

Иван Князев: Виктор Николаевич, это мы поняли. Скажите, пожалуйста, сколько сейчас стоит отдать ребенка в футбольную секцию, чтобы она, конечно, была не дворовая, не при местной какой-нибудь спортивной школе, а более или менее хотя бы профессиональная? Во сколько это обойдется мне в месяц?

Виктор Горлов: Вы знаете, по-разному, в зависимости от регионов – и 10 тысяч, и 20 тысяч может быть в месяц. Ну, примерно так, не больше.

Иван Князев: А шиповки выдают сейчас или нет? В моем детстве нам выдавали.

Виктор Горлов: Нет. Только в спортивной школе может форма выдаваться, и то не во всех школах.

Иван Князев: Хорошо.

Виктор Горлов: Честно говоря, сегодня 90% – это забота родителей. Вот сейчас мы проводим огромные турниры, то есть несколько турниров, где у нас играют 45 тысяч ребят. Там есть изумительный спонсор в лице «РЖД» – все вопросы решаются, никто ни копейки не тратит. Но большинство других турниров: на маме и папе поезда туда и обратно, дорога, проживание, питание. Плюс еще взносы, потому что организаторам на что-то нужно проводить.

Иван Князев: Ну да.

Виктор Горлов: Как правило, со спонсорами у детского спорта туго. Это не большой спорт, он малопривлекательный, с точки зрения рекламы. И только социально ответственные компании могут каким-то образом поддерживать детский спорт. Он, конечно, у нас в состоянии плачевном.

Иван Князев: К сожалению, к сожалению, это так. Спасибо вам.

Тамара Шорникова: Спасибо. Виктор Горлов, президент Детской футбольной лиги.

Подключаем к разговору еще одного эксперта. Александр Сафонов, проректор Финансового университета при Правительстве России. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Александр Львович.

Тамара Шорникова: И ждем ваших звонков. Да, здравствуйте. Пока пара SMS. «Дочь занимается латиноамериканскими танцами. В среднем за месяц – не менее 15 тысяч. И это не считая костюмов». А костюмы – это там основная строчка расходов.

Иван Князев: Ой, костюмы – это вообще золото, это космические деньги. Костюмы для бальных танцев. Я просто немножко сталкивался с этим.

Тамара Шорникова: В общем, разные подсчеты. Насколько я знаю, у вас двое хоккеистов в семье, да?

Иван Князев: Где занимаются ваши бойцы, Александр Львович? Где тренируются? И во сколько вам это обходится?

Александр Сафонов: Слушайте, вообще хоккей, как оказалось… Вот полтора года назад я об этом даже не задумывался. Спорт – он дорогой. И чем больше дети занимаются, тем становится дороже, скажем так, их участие в этом виде спорта, потому что хорошие коньки стоят начиная от 5 тысяч и выше. Есть и за 20, и за 30 тысяч. То есть вы можете себе представить: девятилетнему или одиннадцатилетнему ребенку приобретать на полтора сезона за 20 тысяч только коньки.

А это только коньки. Экипировка состоит из клюшки, из шлема, из защиты. И это все обходится в 50 тысяч на ребенка. А еще есть расходы, связанные с выходом на лед. И здесь цена за час занятий, если ребенок занимается в группе, не меньше тысячи рублей. А еще и за тренера надо заплатить. Поэтому удовольствие это очень недешевое.

Иван Князев: Александр Львович, тут не говоря уже о том, что вообще коньки надо постоянно точить, а это тоже дорого. Это вообще кошмарное какое-то дело!

Александр Сафонов: Нет, это самая дешевая статья расходов – 250 рублей.

Иван Князев: Ну, 250 рублей… Но их перед каждым выходом на лед нужно заточить. Так ведь?

Александр Сафонов: Не перед каждым, слава богу.

Иван Князев: Не перед каждым? Ну ладно.

Тамара Шорникова: А еще овощи и фрукты перед игрой посчитать, да?

Иван Князев: Ну подожди, это другое. Я вот что хотел спросить.

Сейчас во время самоизоляции, я знаю, у хоккеистов были настоящие проблемы, потому что ребятам, чтобы не терять форму, приходилось выдумывать вообще разные способы, я не знаю, на траве с клюшкой где-нибудь погонять, потому что на лед не пускали. Как вы это пережили? Где тренировались? Нанимали, я не знаю, арендовали какие-то площадки?

Александр Сафонов: Для меня это тоже вылилось в расходы. Во-первых, мне пришлось детям, в том числе себе, купить специальные коньки роликовые, мы катались на асфальте рядом с дачей. И безусловно, пришлось оборудовать во дворе специальные ворота, защиту и так далее и тому подобное, чтобы детишки не теряли свою форму. Кстати, хочу сказать, что мы этот период пережили, слава богу, хорошо. И когда вышли на лед, то я увидел, что вложения были правильные, не напрасные.

Иван Князев: Оправданы.

Тамара Шорникова: Давайте вместе телефонный звонок послушаем. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Сергей, Москва. Рассказывайте.

Иван Князев: Слушаем вас, Сергей.

Зритель: Дело в том, что у меня сестра проживает в Воронеже, и она инвалид второй группы, воспитывает одна ребенка. Вот пенсия у нее – 11 тысяч. Она отдала ребенка в секцию, которая стоит 2 700 в месяц. Скажите, почему государство не сделает для таких граждан, для такой категории граждан, чтобы их дети бесплатно могли посещать какие-то секции или при школе, или какие-то государственные спортивные учреждения?

Тамара Шорникова: А что за секция?

Иван Князев: Куда отвели ребенка-то?

Зритель: Ребенка? Ну, в спортзал, пауэрлифтингом он занимается.

Тамара Шорникова: Понятно, спасибо.

Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Действительно важный вопрос: как должно помогать государство родителям в этой части? В компенсации ли? В том, чтобы взять на себя эти расходы, например? По категориям или всем помогать?

Иван Князев: В частности, например, если родитель инвалид, статус у него такой. Ну и вообще в целом о роли государства. Может, у нас поэтому такие плохие спортивные достижения сейчас? Какой тут вектор нужен?

Александр Сафонов: Вы знаете, я вспомню свое юношеское спортивное прошлое, когда меня папа взял за руку и в девять лет отвел в «Динамо» заниматься дзюдо. Честно говоря, мы не платили вообще ни копейки. Более того, через год мне за счет государства кимоно бесплатно выдали и потом снабжали формой.

Я могу сказать следующее. Если государство заинтересовано в том, чтобы росло здоровое поколение и, самое главное, не болталось на улице без дела, я считаю, что вообще все секции, которые дети посещают, они должны быть бесплатными и финансироваться за счет государства, включая в том числе и предоставление необходимой бесплатной формы, поскольку массовость спорта, его качественное содержание влияет на наши результаты как на Олимпийских играх, так и на чемпионатах. Понятно, что если мы делаем спорт, скажем так, только достоянием людей обеспеченных, то в конечном итоге мы и будем получать отрицательные результаты в этой области. Мы можем с вами это видеть по некоторым видам спорта, как в последнее время очень серьезным образом это все сказывается.

Сейчас, Тамара, секундочку. Если мы возьмем опыт, например, Германии, то семья, если дети там занимаются спортом, она получает компенсации на оплату кружков, спортивных кружков. А если ребенок показывает даже какие-то результаты определенные, то в данном случае государство даже берет на себя расходы, связанные с дополнительными какими-то занятиями этого ребенка. А у нас, к сожалению, спорт – очень дорогое занятие и увлечение.

Тамара Шорникова: Возвращаюсь все-таки к налоговому вычету. Много эсэмэсок приходит. Например, смотрите, Вологодская область: «Какие налоговые вычеты? Оплата происходит без квитанций. Что потом предоставить в налоговую?» Это тоже распространенный случай. И в принципе, чтобы получить потом вычет, сначала нужно найти деньги на то, чтобы отвести ребенка в секцию. Насколько та схема все-таки сработает?

Александр Сафонов: Вы знаете, по поводу налогового вычета я бы, конечно, поставил под сомнение – в том смысле, что он сработает. Я сам не раз попадал в такую ситуацию, когда не на каждом льду тебе выдают квитанцию. Предпочитают брать деньги наличными. Ну а если не хочешь, то услугу не предоставляют. Это во-первых.

А во-вторых, понимаете, налоговый вычет существенен только для тех, кто получает высокие доходы. А если семья получает 10 или 13 тысяч рублей, как сейчас было сказано, то и налоговый вычет – это будут копейки. И он не покроет те расходы, которые несет человек в течение даже месяца, я уж не говорю о годе.

Иван Князев: Александр Львович, я прошу прощения, что перебиваю, времени просто мало остается. А в этот налоговый вычет войдут чеки за покупку, как вы говорите, тех же коньков, тех же клюшек? Или это только на оплату секций? Это такое важное уточнение.

Александр Сафонов: К сожалению, это только оплата услуг, которые предоставляют вам организации, где занимается ребенок или, например, взрослый. То есть, к сожалению, это так.

Иван Князев: Ну, хотя бы что-то.

Говорили о спорте. Действительно, у нас сейчас часто говорят, что спорт – это такое достояние элиты, спортом заниматься очень дорого. И с этим нужно что-то делать.

Тамара Шорникова: Поблагодарим Александра Сафонова, ректора Финансового университета при Правительстве.

Иван Князев: Да, спасибо вам.

Тамара Шорникова: Переходим?

Иван Князев: К следующей теме.

Минспорт предлагает компенсировать родителям часть расходов на платные секции для детей