Можно ли сэкономить на покупке автомобиля?

Гости
Сергей Канаев
директор Национального общественного центра безопасности движения
Святослав Данилов
руководитель Региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО»

Петр Кузнецов: Давайте поговорим об автомобилях, дорожающих тоже.

Ольга Арсланова: И не просто дорожающих, а рекордно дорожающих, таких цен давно не было.

Петр Кузнецов: Стремительно дорожают они: за последние 5 лет цены выросли на 40%.

Ольга Арсланова: Да. Давайте на них посмотрим. В 2015 году новая машина в среднем стоила 1 миллион 200 тысяч рублей. Отечественный автомобиль можно было купить за 0,5 миллиона, а иномарку за 1 миллион 400 тысяч. Сегодня в среднем за новую машину придется отдать уже 1 миллион 700 тысяч; наша обойдется минимум в 700 тысяч, а зарубежная почти в 2 миллиона. С чем это связано?

Петр Кузнецов: Эксперты объясняют это скачком девальвации рубля по отношению к мировым валютам. Кроме того, на увеличение стоимости авто повлияли рост НДС, повышение утилизационного сбора, плюс такая штука, как инфляция. В итоге получаем такие результаты II квартала этого года: продано 224,5 тысяч новых машин, и это почти на 50% меньше, чем за тот же период прошлого года; выдано 140 тысяч автокредитов, это тоже меньше, падение составило по отношению к тому же периоду прошлого года 42%.

Ольга Арсланова: Мы спросили у наших зрителей, могут ли они себе позволить новый автомобиль. Мы обязательно покажем вам этот сюжет. Такой же вопрос мы задаем и вам в прямом эфире – позвоните нам и расскажите, пишите SMS, звоните в прямой эфир, можете ли вы себе позволить новый автомобиль. Ну что ж, а сейчас мы продолжаем беседу.

Петр Кузнецов: Или у нас готов опрос? Да. «Можете ли вы себе позволить новый автомобиль?» – спрашивали у людей на улицах разных городов. Вот какие ответы получились.

ОПРОС

Петр Кузнецов: Отзывы наших телезрителей на SMS-портале: «Машина дорожает – значит, есть спрос, значит, живем хорошо», – убежден телезритель из Краснодарского края. Псковская область: «Стиральную машину могу купить, автомобиль нет». «Люди концы с концами еле сводят, а вы за машины, прошу прощения», – Саратовская область, да ничего страшного. «А разве подорожали только машины? Вы в обычные магазины ходите? Сходите», – ну и так далее.

Эксперт наш первый по этой теме – Святослав Данилов, он руководитель Региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО». Здравствуйте, Станислав Игоревич.

Святослав Данилов: Добрый вечер, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, раз уж такие сообщения в таком ключе и в таком направлении, а кто сейчас у нас, давайте портрет какой-то, что ли, попытаемся сразу же вычислить, потому что это основной вопрос, который сейчас наших телезрителей...

Ольга Арсланова: Портрет автомобиля или портрет автомобилиста?

Петр Кузнецов: Портрет автомобиля ладно, с этим разберемся. Человек, который сегодня, в 2020 году, еще после вот этих вот неожиданных событий, которые накрыли весь мир, покупает новый автомобиль, новый.

Святослав Данилов: Абсолютно новый, да?

Петр Кузнецов: Да, они же подскочили на 40%.

Святослав Данилов: Скорее всего, это житель мегаполиса, Санкт-Петербург либо Москва, имеющий уровень дохода от 70–80 тысяч рублей и выше, что позволяет ему в принципе воспользоваться какими-то кредитными предложениями не в ущерб своему качеству жизни. Вот, наверное, примерно такой портрет.

Ольга Арсланова: Ага. А все-таки сейчас наибольшим спросом пользуются новые автомобили, автомобили, скажем, с небольшим пробегом из автосалонов, или совсем-совсем вторичка, из рук в руки, что называется?

Святослав Данилов: Ну, второй и третий вариант, то, что вы назвали, это в принципе одно и то же, так называемый вторичный рынок, то есть не новые автомобили, а которые уже поездили, с пробегом, будь они там из Европы, будь они из Японии, из Азии, будь они с дорог Российской Федерации, просто ищут второго, пятого-десятого водителя... Конечно, сейчас все более востребованными становятся автомобили на вторичном рынке, потому что люди все-таки хотят больше комфорта, и в вашем сюжете это прослеживается, когда потенциальные покупатели говорят о том, что они хотят внедорожные качества, различные электронные средства повышения комфорта.

Безусловно, чем больше нашпигован автомобиль такого рода примочками, тем дороже он на первичном рынке стоит, тем дороже такой новый автомобиль будет для покупателя. На вторичном же рынке в принципе комплектация автомобиля, чем старше автомобиль становится, тем менее она значима для цены, то есть там уже смотрят скорее на ходовые характеристики, на мощность двигателя, на его состояние, и уже вторично смотрят на то, какими же он дополнительными оборудован средствами комфорта.

Ольга Арсланова: Ага.

Святослав Данилов: Поэтому, конечно, люди чаще выбирают именно вторичные...

Петр Кузнецов: Святослав, а правильно ли я понимаю, что производители тем не менее выравнивают рост цен и каким-то образом их сдерживают? Потому что в цене все-таки автомобили повышаются плавно, ну то есть вот резких скачков нет.

Святослав Данилов: Ну, безусловно, они не могут без...

Петр Кузнецов: И за счет чего они это делают?

Святослав Данилов: Это как проезд в метрополитене: мы не можем резко установить стоимость проезда 100 рублей за жетон, мы не можем повысить стоимость топлива, бензина до 80 рублей за литр, это не может произойти резко, потому что это вызовет широкий общественный резонанс. То же самое в принципе и на рынке продажи автомобилей: мы не можем на 0,5 миллиона сразу увеличить цену, тогда производитель на фоне существующей конкуренции моментально потеряет покупателей, они пойдут покупать более дешевые, скорее всего уже китайские, модели.

Петр Кузнецов: Ага. Тем не менее мы видим, что спрос понижается, там тоже падение составляет примерно такое же, насколько рост цен, +40% рост цен, -40% количество проданных новых автомобилей. Если так дело дальше пойдет, тем более что сейчас очень много есть инструментов, таких как каршеринг, как аренда автомобиля на месяц, на год, не знаю, такси, да все что угодно, что будет с авторынком?

Святослав Данилов: Я вижу, действительно, дальнейшее его падение, потому что вы совершенно правильно подметили, сейчас очень популярной и доступной становится такая услуга, как каршеринг. Подтягивались к ней, опуская цены, такси, перевозчики. Соответственно, сегодня добраться из точки А в точку Б любой человек может с комфортом по цене поездки в общественном транспорте, а то и ниже иногда бывает. Иногда случается так, что на такси дешевле доехать до какой-то точки, чем на общественном транспорте, тем более если ты едешь не один.

И поэтому, конечно, у автопроизводителей сейчас такая затруднительная ситуация, борьба за своего покупателя, особенно, повторюсь, в мегаполисах, потому что наибольшее количество возможностей по продвижению альтернатив личному транспорту есть именно у жителей мегаполисов. Но это и самая платежеспособная часть населения, поэтому им нужно придумывать все новые и новые какие-то ухищрения, чтобы заманивать в свои сети новых покупателей. Ну и, конечно же, им придется рано или поздно играть с ценой, ее делать ниже.

Ольга Арсланова: А вот такой, знаете, вопрос абсолютно не разбирающегося в автопроме человека. Собирают автомобили многие концерны сейчас на территории России, ну понятно, что привозят какие-то там, наверное, технологии, может быть, какие-то детали, и то не очень понимаю, в каком объеме. Так почему мы так зависимы от курса доллара в таком случае?

Святослав Данилов: Слушайте, во-первых, у нас в большинстве случаев, если мы говорим про иностранное производство, то это больше кузовная сборка, к нам привозят детали, нам привозят, грубо говоря, кузов автомобиля по частям и здесь его просто собирают. Соответственно, из-за этого идет зависимость, потому что все-таки производятся основные узлы и агрегаты не у нас здесь, а там, откуда они, в общем-то, пришли, из-за этого курс валют так и сказывается.

Петр Кузнецов: Ага. А вообще цена на машину из каких составляющих?

Святослав Данилов: Ой, там на самом деле очень много, начиная от всевозможных налогов и пошлин, вы же знаете, что есть определенные пошлины и ввозные, и прочие-прочие...

Петр Кузнецов: Да-да-да. Ну основные? Налоги, дальше, значит, автокомпоненты, да?

Святослав Данилов: Да, заканчивая, вплоть до стоимости металла сегодня на рынке до комфорта, который в этом автомобиле заложен. И еще вот хотел добавить, вы много и правильно сказали о том, почему дорожает автомобиль, почему он становится дороже, и либо не было произнесено, либо я просто не заметил: сейчас автомобили технически стали сложнее, технически стали, скажем так, более люксовые, что ли. Вот опять же из вашего сюжета человек говорит, что он хочет, чтобы у него подогрев был, еще какие-то средства комфорта.

Петр Кузнецов: Ага.

Святослав Данилов: Но вы же понимаете, чем больше таких вещей есть в автомобиле, тем он стоит дороже. Возьмем даже отечественного производителя, «АвтоВАЗ», который выпустил замечательную, на мой вкус, линейку автомобилей Vesta, – они уже сегодня идут с подогревом передних сидений, с подогревом задних сидений, с подогревом руля, с подогревом лобового стекла, это все практически в базовой комплектации. И такой автомобиль, конечно, не может стоить дешево, именно поэтому происходит его удорожание.

Ольга Арсланова: Послушаем вопрос или мнение нашего зрителя, Никита из Уфы на связи. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Я вот заметил такую тенденцию, то, что в 2007 году я с сопоставимой зарплатой мог приобрести автомобиль Volkswagen Touareg тогда за 1 миллион 400 тысяч или 1 миллион 500 тысяч рублей. Это было в районе 62 тысяч долларов, тогда курс был 26. Сейчас, вот буквально неделю назад я приобрел автомобиль Lexus RX450h за 1 миллион 400 рублей 2011 года.

Тут видел я статистику на экране, то, что на 44% с 2015 года подорожали машины. Мне кажется, что это неправда, потому что курс только вырос в 2 раза, это раз. Во-вторых, за 1 миллион или за 1 миллион 200 тысяч можно было приобрести RAV4 новый в 2015 году, сейчас RAV4 стоит больше 2 миллионов, то есть Toyota RAV4 стоит больше 2 миллионов.

Ольга Арсланова: Да.

Зритель: Это, соответственно, уже 100%-е удорожание.

Ольга Арсланова: Да, интересное наблюдение, расчеты такие, уже приближенные к реальной жизни, спасибо.

Давайте Валерия из Астрахани еще успеем послушать. Добрый вечер.

Зритель: Здравствуйте.

У меня друг купил машину LADA Largus в 2013 году, я купил LADA Largus в 2018 году.

Ольга Арсланова: Так.

Зритель: Он взял за 380, я взял за 630 в 2018 году.

Ольга Арсланова: А комплектация?

Зритель: Мало того, у меня не хватает шумоизоляции мотора, шумоизоляции капота, полки верхней нет, еще чего-то. Мало того, у него французский двигатель, у меня отечественный, цена почти в 2 раза повысилась.

Ольга Арсланова: Понятно.

Петр Кузнецов: И теперь вы с ним не дружите.

Зритель: Я с автопромом с советским не хочу дружить, а с другом я дружу.

Петр Кузнецов: Да есть ли у нас, кстати, отечественный автопром, остался ли он...

Ольга Арсланова: А тут к автопрому ли это вопрос, цена, это все-таки, наверное, рынок диктует, невозможно продавать дешевле. Давайте как раз у Святослава спросим. Видите, что у нас зрители говорят, что цена еще больше выросла на самом деле.

Святослав Данилов: Более того, говоря об автопроме, «АвтоВАЗ», нужно понимать, что сейчас это консорциум, который включает в себя, в общем-то, и других автопроизводителей, не только «АвтоВАЗ», соответственно, цена формируется не столько ими, потому что огромное количество комплектующих... Вот недавно меняли колодки тормозные на LADA Vesta, там стоят колодки от Renault, по-моему Renault Sandero, то есть это взаимозаменяемые запчасти, и так много в чем. То есть на самом деле сейчас в «АвтоВАЗе» я даже не знаю, много ли русских деталей, если честно.

Петр Кузнецов: Ага. Святослав, вот наш первый дозвонившийся, это вот который крутой, на Touareg, потом Lexus себе взял, но тем не менее речь во втором случае о вторичке точно шла. Рынок авто с пробегом – насколько он большой? И подтягивается ли он за рынком новых автомобилей? Потому что это еще один конкурент, помимо всех прочих каршерингов, аренд долгосрочных автомобилей, да и тех же такси, еще один основной конкурент рынку новых автомобилей, вторичка. Или она тоже подтягивается, тоже дорожает примерно так же?

Святослав Данилов: Ну, это, безусловно, огромный рынок, ну что тут говорить, потому что каждый автомобиль мы вот с вами сегодня покупаем новый, скорее всего, через какое-то время мы его продадим, и он уже попадет на вторичный рынок. То есть все автомобили так или иначе становятся вторичным рынком.

Петр Кузнецов: Да, даже дилерские центры тоже занимаются продажей, у них тоже большой выбор вторичных автомобилей, целый отдел.

Святослав Данилов: Безусловно, это часть их прибыли, потому что они понимают, что все труднее становится зарабатывать на новых автомобилях, поэтому сейчас одна из их задач найти новые источники дохода, а это запчасти, это обслуживание, и это, безусловно, вторичный рынок, на котором они в принципе имеют некое преимущество, потому что они... Пока что уровень доверия к официальному дилеру у покупателя, у потребителя довольно-таки высокий: когда ты идешь покупать автомобиль у дилеров на вторичном рынке, ты уже имеешь некую гарантию того, что этот автомобиль с юридической точки зрения как минимум проверен. То есть они не будут продавать автомобиль, который находится в угоне, в залоге или еще где-либо. Но опять же бывают в этом случае исключения.

И, говоря о вторичном рынке как о конкуренте, безусловно, это огромный конкурент, и сегодня за ту сумму денег, которых стоят бюджетные иномарки такого самого простого сегмента, из разряда Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Vesta опять же, Kia Rio, можно купить немецкий автомобиль премиум-класса, но единственное, что он будет 10–15-летней выдержки, что для него на самом деле не критично.

Петр Кузнецов: Наши телезрители многие жалуются на навязанные услуги в автосалонах, то есть за счет них на самом деле стоимость автомобиля такой получается. Вы уже сказали о тех компонентах, которые уже изначально, нельзя прийти и сказать: «Мне не нужен подогрев», тебе скажут: «Все, это самая базовая модель, то есть не существует уже модели без». Есть ли такая проблема сейчас?

Святослав Данилов: Слушайте, я не назвал бы прямо это такой существенной проблемой, потому что дополнительно они могут настаивать на покупке какого-то уже допоборудования, которое не входит в комплектацию, и чаще всего это относится к сигнализациям, чаще всего это относится к парктроникам, ну такому оборудованию, которое облегчает жизнь. И очень часто любят особенно отечественные производители, дилеры, продающие отечественную продукцию, предлагать коврики всевозможные, багажник, коврик на задние сидения...

Петр Кузнецов: Ну там манипуляция, конечно, пошла: «Нет, защиту мы рекомендуем еще +100 тысяч, ну потому что без защиты у вас тут же, сразу же все там забьется», – и пошло.

Святослав Данилов: Сетку радиатора...

Петр Кузнецов: Да-да.

Святослав Данилов: Ну вот любят, особенно для людей, которые, в общем-то, не очень сильно в этом разбираются и доверяют дилеру, любят их немножко подраскрутить на деньги. Но нужно понимать, что это рынок. Мы, приходя покупать овощи на обычный рынок, тоже рискуем попасть на некий такой, назовем так, развод, когда нам дают помидоры, которые стоят 100 рублей, на самом деле они стоят меньше рублей. Тут нужно просто быть внимательным и все.

Петр Кузнецов: Объясните мне все-таки такую штуку: ну зачем человек все-таки идет в автосалон именно за новым автомобилем, если за ту же самую стоимость... Вот мы узнали, за 1 миллион 400 тысяч Lexus можно взять, машину классом выше.

Ольга Арсланова: Ну, просто немножко подержанная.

Петр Кузнецов: То есть там все оборудование уже будет, там, если повезет, бронепленка будет, ничего не нужно. А тут ты покупаешь, выезжаешь из автосалона, тем более если машина туда, ближе к люксовой, она очень сильно сразу же теряет, об этом всем известно, даже людям, которые несильно разбираются. Ну зачем идти за новым автомобилем все-таки?

Святослав Данилов: Слушайте, тут на самом деле 2 фактора. Первый фактор – это чистота автомобиля, уверенность в том, что ты покупаешь автомобиль, не обремененный чем-либо. Я сейчас говорю не только про угнанный транспорт, а я говорю больше скорее про какой-то серьезный ремонт. То есть много известно случаев, когда, покупая автомобиль и отвозя его на первый ремонт, мы узнаем, что это на самом деле собранное по частям из нескольких автомобилей транспортное средство, которое никаким требованиям безопасности на сегодняшний момент отвечать не может: там и подушки уже все давно выстрелили, и прочее, прочее, прочее. То есть страх вот этого скорее у людей.

Ну и второй фактор – это желание обладать все-таки новой вещью, потому что... Я много об этом с автомобилистами общались, есть такое, знаете, внутреннее психологическое ощущение, когда ты садишься в новый автомобиль, то есть покупаешь новую вещь, что-то вот у тебя новое, нежели ты пользуешься чем-то уже после кого-то, это немножко психологически...

Петр Кузнецов: Ну, для меня это странно, потому что я вот уже второй взял и как-то не знаю, все равно для меня он новый, то есть и запах совершенно...

Святослав Данилов: Мы с вами просто люди немножко другой формации.

Петр Кузнецов: То есть я не готов за это переплачивать сильно, понимать, что...

Святослав Данилов: Ваша замечательная соведущая, я уверен, хотела бы сесть в новый, абсолютно сверкающий, выезжающий...

Ольга Арсланова: Вы обо мне?

Петр Кузнецов: Наша замечательная соведущая, между прочим, избавилась от своего автомобиля...

Ольга Арсланова: ...и очень счастлива.

Петр Кузнецов: ...совершенно спокойно пользуется каршерингом и очень счастлива, да.

Ольга Арсланова: Впрочем, как и наш следующий гость.

Петр Кузнецов: Да, мы так понимаем, Александр тоже. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Наш зритель, давайте его послушаем.

Петр Кузнецов: А вы не одну и ту же машину продали с Олей?

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Александр. Нет, мы не знакомы с Александром.

Петр Кузнецов: Может быть, это тот человек, который купил у тебя.

Зритель: Алло?

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Добрый вечер.

Зритель: Меня зовут Александр.

Я хотел бы сказать, вот я с 1979 года езжу на машине и продал буквально год назад последнюю Volvo S60, самой первой была Volvo 240. Я хочу сказать, когда были свободные дороги, были приятно ездить. В данный момент вот я переехал из Москвы в Анапу...

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: Что в Москве пробки, что в Анапе. Дороги никакие, машину во дворе поставить негде. Вот я сейчас, буквально вчера приехал из Сочи в Анапу, дорога стоит от Сочи до Краснодара, Джубга, все забито, люди часами стоят в пробках. Зачем такие машины сейчас нужны?

Петр Кузнецов: Какая разница, в чем стоять, да, на чем ехать, в пробках толкаться?

Зритель: А, вот так вот. Кому нравится, значит, пусть стоят часами в пробках, значит, им это нравится очень. Вот я к этому веду, может быть, уже надо сокращать это производство машин, наверное, или надо дороги как-то строить хорошие.

Петр Кузнецов: Да я вас умоляю, автомобилистов и так из города, из больших городов всякими силами выживают.

Давайте Алексея из Вологодской области послушаем. Здравствуйте, Алексей.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Говорите, пожалуйста, у нас 2 минуты вообще до конца темы.

Зритель: Да. Я из Череповца.

Вот заехал в салон, но он не является официальным дилером, хотел купить Volkswagen Polo. У них он был в наличии за 838 тысяч. У меня были наличными средства, пришел к ним, так и так, говорю, наличка есть у меня, продайте мне автомобиль. На что мне ответили, что они мне за наличные средства не продадут автомобиль...

Петр Кузнецов: Как же? Они очень любят за наличку, они за наличку готовы, если вы приходите здесь и сейчас, они еще и скидывают существенно.

Зритель: Нет, а тут такой салон появился, я даже название «Марк», Вологодская область, Volkswagen Polo. И они мне не продали, сказали: «Возьмите сумму в кредит на 3 месяца, плюс страховка и тому подобное, через 3 месяца можно досрочно рассчитаться».

Ольга Арсланова: Понятно.

Зритель: «Или возьмите на 30 тысяч дополнительных...»

Ольга Арсланова: Да, спасибо, спасибо большое.

Петр Кузнецов: Да, понятно.

Ольга Арсланова: Святослав, у нас остается буквально несколько секунд. Можно ваш прогноз, как будут меняться цены в ближайшее время?

Святослав Данилов: Я думаю, что на вторичном рынке они тоже будут падать, да и на первичном, потому что автопроизводителям необходимо адаптироваться, иначе у них продажи будут падать здесь.

Ольга Арсланова: Спасибо за ваш комментарий. Мы говорили о ценах на автомобили со Святославом Даниловым, руководителем Региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО».