Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Николай Махнев: Сегодня происходит "вымывание" учеников из сельских школ, а деревенский образ жизни считается неуспешным

Гости

Николай Махневдиректор проекта "Энциклопедия сельских школ России"

Константин Чуриков: Ну а сейчас как всегда в это время по понедельникам наша постоянная рубрика "Аграрная политика" и ее ведущий, доцент сельхозакадемии имени Тимирязева Игорь Абакумов. Игорь Борисович, здравствуйте.

Игорь Абакумов: Добрый день, Константин.

Константин Чуриков: Сегодня о чем?

Игорь Абакумов: Сегодня мы говорим о том, что сельская школа должна быть центром развития сельской территории.

Константин Чуриков: Она просто для начала должна быть и в ней должны быть педагоги.

Игорь Абакумов: Она должна быть, в ней должны быть ученики, в ней должно быть оборудование, в ней должен быть учитель – учитель, который ведет сельского жителя от молодого возраста до выпуска. У нас в гостях Николай Аркадьевич Махнев, директор проекта "Энциклопедия сельских школ России". Николай Аркадьевич, что за проект, почему "энциклопедия", почему сельских школ? Необычное для нашего времени явление, честно вам скажу, потому что количество сельских школ, как мы знаем, сокращается, их все время оптимизируют, ученики уже ездят от 15 до 30 километров в школу, специальные автобусы пускают, вместо того, чтобы просто от дома взять и дойти. Вот вы собираете школы, которые остались, или школы, которые были?

Николай Махнев: Добрый день, Игорь Борисович. Ну, оптимизируют не только сельские, и городские школы, потому что этот процесс везде – и в городе, и в селе. На самом деле почему "энциклопедия"? На наш взгляд, сельская школа России заслуживает именно энциклопедии, потому что это серьезнейшее явление в жизни нашей страны, которое существует уже, наверное, больше 200 лет в целом. Их достаточно много, по числу юридических лиц они еще превышают городские. Конечно, по количеству учеников это меньше, но по количеству самих школ это, конечно, серьезнейший фактор, который требует своего изучения и оценки. И главное – это осмысление в том моменте, почему все-таки сельская школа сегодня вот так уходит и что нужно сделать, чтобы она не уходила, а способствовала развитию не только самой школы, но и развитию самой сельской территории. То есть понять эти причины помогает сама энциклопедия. Мы сделали формат исторической справки, которая позволяет в сжатом виде показать пути развития школы с самых разных сторон. Там от школы заполняется историческая справка, в ней есть возможность рассказать о себе интересно, доходчиво и ярко. Не у всех это, конечно, сразу получается, но мы надеемся, что этот процесс постоянный…

Игорь Абакумов: То есть это Интернет-проект?

Николай Махнев: Да.

Игорь Абакумов: Это Интернет-площадка, на которой каждая сельская школа может себя представить, правильно?

Николай Махнев: Да, может себя представить. Создана карта регионов, заполняется школой справка и выставляется. Они могут постоянно вносить дополнительные изменения в эту справку. То есть появляется информация. На наш взгляд, о сельской школе должны узнать не только сами сельчане, но и жители России и зарубежья. Потому что у нас заходов из-за рубежа тоже достаточно много.

Игорь Абакумов: Получается такая школьная сельская социальная сеть? Или к этому вы пока не подошли?

Николай Махнев: Нет, мы к этому идем, то есть в конечном итоге на базе "Энциклопедии сельской школы" она должна возникнуть, но это несколько другой проект с другими техническими возможностями. На самом деле проект решает две задачи: с одной стороны, рассказать о сельской школе, а с другой, сделать энциклопедию для сельских школ, энциклопедию ресурсов, которыми сегодня сельская школа может воспользоваться для своего развития, чтобы остаться и не только выжить, но и прежде всего, конечно, с целью развиться.

Игорь Абакумов: Скажите, а с чего начался этот проект вообще?

Николай Махнев: Вы знаете, проект начался… В этой теме мы достаточно давно, то есть группа людей, которые были связаны с журналом "Народное образование"… Мы ежегодно проводим "Конкурс Макаренко" – это конкурс школ-производств, которые…

Игорь Абакумов: Начнем с того, что вы сами, очевидно, педагог.

Николай Махнев: Да, ну конечно, я педагог.

Игорь Абакумов: Вам это стало интересно, да?

Николай Махнев: Да, стало интересно. Но стало интересно именно с тем проектом – "Конкурсом Макаренко" – в котором я участвовал на протяжении ряда лет. И очень много школ сельских проходило через это. Я видел, как стремительно сокращались те школы, которые занимались производством, зарабатывали, достаточно были самодостаточными – их становилось все меньше и меньше. Причину этого объяснить можно: изменилось законодательство, изменилось очень много условий. На самом деле это не есть хорошо, мы об этом будем говорить, если позволит передача. И вот группа единомышленников начала создавать этот проект. К нему подключилось еще некоторое количество людей с разным жизненным опытом, из разных территорий.

Игорь Абакумов: То есть эти энтузиасты – это внутренний их порыв рассказать о сельских школах?

Николай Махнев: Ну в начале да. Это не порыв, это системная работа, на самом деле.

Игорь Абакумов: Сколько лет этой работе?

Николай Махнев: Два года уже мы ведем этот проект.

Игорь Абакумов: Не так мало. Сколько школ уже в активе?

Николай Махнев: В активе – уже написали исторические справки – порядка 600 школ из 47 регионов нашей страны.

Игорь Абакумов: А сколько всего школ в России осталось?

Николай Махнев: Вы знаете, точной статистики я не знаю, к сожалению, но идет разговор о 23-25 тысячах школ. Понятно, что эта цифра варьируется. Но думаю, что больше 20 тысяч сельских школ на территории Российской Федерации находится.

Игорь Абакумов: Вы разговариваете с директорами школ?

Николай Махнев: В основном да.

Игорь Абакумов: Вы разговариваете с преподавателями? Встречаетесь с ними?

Николай Махнев: Да.

Игорь Абакумов: Каково их мнение, какой должна быть сельская школа?

Николай Махнев: Здесь есть такая очень большая проблема. То есть, к сожалению, и администрация, и педагогические коллективы в основном видят по-прежнему сельскую школу как школу учебную. То есть школа, которая "знаниевая", которая готовит к теоретическим вещам. То есть очень мало школ, на самом деле, руководители которых рассматривают другие варианты. Но это, скажем так, не их вина. Очень долго шли эти процессы, которые закрепляли вот этот алгоритм, который существует на сегодняшний день. И тем самым что происходит? Происходит вымывание учеников. Они готовят учеников к жизни в основном в городе, и родительская среда запитана на то, что в деревне делать нечего. К сожалению, у нас очень много проблем психологического восприятия деревенского образа жизни. Деревенский образ жизни считается неуспешным образом жизни.

Игорь Абакумов: Я не то что поспорю, но по крайней мере могу возразить. Наши зрители уже начинают писать на эту тему.

Николай Махнев: Это хорошо.

Игорь Абакумов: "Сельская школа – это раритет в селе, по преподаванию остались подобными церковно-приходских". Тоже можно поспорить.

Николай Махнев: Да нет, конечно, это далеко не так.

Игорь Абакумов: Я знаю одну сельскую школу – она здесь в Подмосковье находится, в недальнем самом Подмосковье, но это типичная сельская школа, она и была сельской всегда. Но дело в том, что там сейчас занятия идут в две смены. Почему? – потому что родители из Москвы, из крупных городов, таких как Красногорск, Истра (это достаточно крупные городские образования Московской области) стараются определить своих детей туда. Почему? – потому что там очень сильный педагогический коллектив, там, что называется, намоленное место: школа существует с 1920-х гг., ее сейчас уже по постановлению губернатора будут расширять, потому что невозможно уже, люди хотят учить там детей. Там замечательный директор… Это практически классическая гимназия, если хотите, но с очень глубокими корнями. Там и производственная практика, и занятия сельским хозяйством, там и занятия военным делом, там и занятия домоводством, там уроки труда – просто аншлаг. Люди хотят нормального, человеческого образования, нормального образования, какое было в Советском Союзе. Из Москвы детей возят туда, я знаю таких несколько семей.

Николай Махнев: Очень много сельских школ прекрасные, то есть они обладают очень серьезным педагогическим коллективом, прекрасно занимаются воспитательной работой, потому что на самом деле небольшие классы позволяют индивидуально работать с учеником, уделять ему больше времени. Здесь серьезное конкурентное преимущество у сельской школы. Но на самом деле все равно происходит процесс вымывания молодых жителей села, они назад не возвращаются. То есть что нужно делать с этим фактом? То есть на сегодняшний день одна из причин – надо переформатировать сельскую школу, дать ей другие ресурсы. К сожалению, у нас законодательно не прописаны типы школ, которые могли бы дать сельским ребятам еще другие возможности – это агрошколы с реальным агропроизводством, это ремесленные школы. Они требуют, конечно, совершенно другого инструмента, то есть кадров. Сегодня возникает тема возрождения труда. Но мы опять ребенку дадим ту же лопату, которой он копал в XX веке?

Игорь Абакумов: Да и в XIX тоже.

Николай Махнев: Да, долго она что-то сопровождает наш трудовой процесс.

Игорь Абакумов: Вот смотрите, что пишут наши замечательные зрители. "У нас теперь в здании школы медпункт, библиотека и детский сад. Здание школы находится в деревне, а из деревни уже многие уехали в село Боговарово (Костромская область, Октябрьский район)", – Надежда пишет. То есть Надежда имеет в виду, что должно быть наоборот: в сельской школе должен быть Интернет широкополосный, чтобы молодежь туда привлекать, сильная библиотека, в том числе и электронная, видимо. Видимо, такой должна быть сельская школа, чтобы туда ехали. Вот та сельская школа, о которой я вам рассказывал, как раз всем этим обладает. Плюс жизнь на природе. И для людей, которые в Москве живут, это очень важно. Здесь нас упрекают из Нижегородской области в СМС, что "Москва – это не РФ". Да, Москва – это не РФ, это совершенно правильно. Но вы ведь тоже не из Москвы.

Николай Махнев: Нет, я не из Москвы.

Игорь Абакумов: Вот вы откуда к нам приехали, расскажите. Я-то знаю, а жители наши нет. Они думают, что вы из Москвы такой умный, такой педагог приехал и учит, как жить в Российской Федерации. Откуда вы?

Николай Махнев: Нет, я из Миасса – это нормальный, хороший город в Челябинской области, где производятся "Уралы"...

Игорь Абакумов: Это Урал.

Николай Махнев: Да, это Урал – опорный край державы. И проект, по сути, начался на Урале, то есть мой друг, бизнесмен Иван Воскобойников поддержал финансово этот проект. Его поддержали…

Игорь Абакумов: Он предприниматель?

Николай Махнев: Да, он предприниматель.

Игорь Абакумов: Предприниматель, который понимает, для чего нужна сельская школа, верно?

Николай Махнев: Да.

Игорь Абакумов: То есть для него это не, как сейчас модно говорить, пиар-проект, это для него крик души?

Николай Махнев: Ну, скажем так, это серьезное дело, которое он собирается поддерживать. То есть это Дмитрий Васильевич Григорьев, который у нас в проекте научный руководитель проекта, москвич, хотя он сам из Тулы. На самом деле в нашем проекте очень много людей с самых разнообразных территорий Российской Федерации. У нас очень много экспертов, среди них есть директора школ Москвы, Санкт-Петербурга, есть и из других регионов. Проект достаточно разноплановый. Задача какая? – дать сельской школе разнообразные ресурсы. Кстати, с Интернетом не везде так плохо в сельской школе, но проблема очень часто – незнание. Сегодня, к сожалению, конечно, администрация сельских школ страдает от излишней бюрократизации, излишней отчетности, ей часто не хватает времени поднять голову и увидеть, что на самом деле задачу можно решить гораздо проще, гораздо эффективнее. И вот эти ресурсы мы им предлагаем. В рамках этого направления спасибо фонду "Покров", который поддержал наш проект, и мы выиграли президентский грант – это создание механизма взаимодействия сельских школ ИНКО "Общая дорога". То есть мы считаем, что сегодня, учитывая юридическую беспомощность во многих вопросах сельских школ… В чем беспомощность? – сельская школа не может реализовать никакие проекты, то есть она не может под них взять материальный ресурс, потому что статус казенного (бюджетного) учреждения сильно ограничивает эти возможности.

Игорь Абакумов: А как должно быть, по-вашему? Они что, должны быть частными или муниципальными? Или какими?

Николай Махнев: Нет, подавляющее большинство сельских школ муниципальные, очень мало только областных, но это в основном касается детей, имеющих определенные трудности (болезни и прочее). Есть областные школы, которые находятся в сельской местности. Они муниципальные, и к сожалению, в большинстве муниципалитетов, конечно, нет ресурсов для развития.

Игорь Абакумов: Ресурсов нет, и это одна из причин того, что и преподавателей-то нет по большому счету. В одном месте густо, в другом месте пусто. В сельских школах Забайкальского края учителей явно не хватает, особенно преподавателей иностранных языков, химии и информатики. Молодых педагогов пугают, конечно, маленькие зарплаты, отсутствие жилья. И больших перспектив в селах ведь тоже нет. Спасать сельские школы остается только старая гвардия. Павел Волков – учитель школы на станции Яблоновая – преподает сразу 6 предметов. Рассказывает наш корреспондент Алина Островская.

СЮЖЕТ

Игорь Абакумов: Я напоминаю, что у нас в гостях Николай Аркадьевич Махнев, директор проекта "Энциклопедия сельских школ России". Николай Аркадьевич, вот конкретный был пример из Забайкальского края.

Николай Махнев: Понятно, есть, конечно, ситуации очень тяжелые.

Игорь Абакумов: Такое количество предметов на одного человека, конечно, невозможно, но он держит школу, он ее удерживает от закрытия, понимаете. Не только потому, что он там живет, ему детей просто жалко – детям же придется ездить за много километров. Вы пока только делаете энциклопедию или уже делаете какие-то выводы, аналитика какая-то есть?

Николай Махнев: На самом деле у нас выводы… То есть мы готовы предложить следующие рецепты и следующие варианты развития сельских школ. Об этом варианте взаимодействия с ИНКО я уже начал говорить. В чем сила ИНКО? Во-первых, сельским школам трудно удается сделать хорошие проекты, которые могли бы привлечь финансовые средства. Юридически не могут и, скажем так, пока не получается у многих сделать это. ИНКО все-таки этими возможностями обладает, то есть это их специфика, это их знания; тем более сейчас к сектору ИНКО большое внимание приковано государства. И мы предлагаем все-таки сделать конкурс типа президентских грантов на конкретно проекты ИНКО и сельских школ. В чем еще важность? Сельская школа все-таки себя должна увидеть в XXI веке в разных вариантах. Какие проекты могут быть? Они могут быть разные. Но, на наш взгляд, внимание к этому вопросу позволило бы сельским школам, пока не приняты другие важные решения, какой действительно быть сельской школе, потому что это процесс небыстрый, я понимаю, чтобы изменить штатное расписание…

Игорь Абакумов: А люди высказываются: "Не только на селе школу развивать, но и среднее профессиональное образование". Есть же техникумы, колледжи. Это Юрий из Балашихи пишет. Почему нет?

Николай Махнев: Почему нет? Один из ресурсов быстрого получения каких-то финансовых и материальных возможностей – это взаимодействие с ИНКО. Второй ресурс мы видим – сегодня об этом говорилось – во взаимодействии с городскими школами крупных городов. Почему мы считаем важным этот ресурс? Сегодня Интернет позволяет все-таки решать вопросы дистантного образования. Да, понятно, нелегко, люди не привыкли…

Игорь Абакумов: Дистанционно вы имеете в виду?

Николай Махнев: Да. Мы взаимодействуем сейчас с московскими школами. Спасибо московским директорам, что они не отмахиваются от этой проблемы и готовы взаимодействовать по разным направлениям. У нас есть уже кейсы-решения проблем, когда и московские школы, в частности, школа адмирала Кузнецова, помогала и материально ребенку из тверской школы; замечательный пример – школа 460 (директор Артур Луцишин), школа Ольги Голубевой, которая взаимодействует со школой в Карелии (они делают интереснейший проект "А зори здесь тихие XXI века", это и патриотический, и туристический проект). Как мы сегодня видим возможности сельской школы привлечь дополнительные материальные возможности и через них реализовать кадровые… Сегодня много говорят об этичном туризме. Здание сельской школы приспособлено по многим позициям для недорогого детского организованного туризма. Но есть ряд проблем. С палаткой можно спать на полу, а в сельской школе спать на полу нельзя.

Игорь Абакумов: Ну почему же? Раньше же спали. И мы ездили из школы в школу и ночевали в спортивных залах, и ничего страшного не было, никто не умер, все выросли здоровыми. Николай Аркадьевич, я вас благодарю за то, что вы приехали из далекого города Миасс рассказать о своем проекте. Я вам желаю всяческих успехов, и вся наша программа "Отражение" желает вам того же.

Николай Махнев: Спасибо большое.

Игорь Абакумов: У нас в гостях был Николай Аркадьевич Махнев, директор проекта "Энциклопедия сельских школ России". В конце маленькая СМСочка, уже ко мне обращенная: "Товарищ Абакумов, поднимите, пожалуйста, тему любительского рыболовства – там все очень запутанно, а новый обещанный закон, похоже, не дождемся". Этому мы посвятим следующую программу – первую программу апреля. В любую погоду.

Константин Чуриков: Это была рубрика "Аграрная политика", в студии был ее постоянный ведущий Игорь Абакумов. А у нас буквально через 4 минуты большой выпуск новостей, из которого вы узнаете, до чего договорились министры иностранных дел и обороны России и Японии, как на Калыме уже сейчас, раньше срока тают зимники и почему Кострому закрыли для въезда большегрузов. Все это через несколько минут, а потом программа "Отражение" продолжится. Не переключайтесь, смотрите ОТР.

 

2 комментария

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Олег Смолин первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию, вице-президент Паралимпийского комитета России
  • Ефим Рачевский директор Центра образования "Царицыно" № 548 г. Москвы, народный учитель России
  • ГОСТИ

  • Игорь Артасов заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) по истории
  • ГОСТИ

  • Леонид Ольшанский Почетный адвокат России, вице-президент "Движения автомобилистов России"
  • ГОСТИ

  • Денис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily
  • Виталий Солонин руководитель Департамента беспроводных технологий международной консалтинговой компании J'son & Partners Consulting
  • ГОСТИ

  • Михаил Данилов медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма
  • ГОСТИ

  • Юрий Савелов член президиума "Опоры России"
  • Андрей Крутов экономист
  • ГОСТИ

  • Елена Герасимова директор "Центра социально-трудовых прав"
  • Олег Соколов руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР)
  • ГОСТИ

  • Андрей Гудков доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике
  • ГОСТИ

  • Александр Калинин президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России"
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Валюков председатель попечительского совета фонда "Здоровая страна"
  • Михаил Зобин врач-нарколог
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • Полуголого москвича задержали за танцы на крыше патрульного автомобиля Он отказался покинуть крышу автомобиля добровольно
    вчера
    Здравоохранение в России оценили на 5 из 10 баллов Россия использует примерно 30% от технологий, доступных в мировой медицине
    вчера
    Депутаты одобрили идею контроля расходов бывших чиновников Окончательное решение по инициативе будет принято после оформления всех документов
    вчера

    ГОСТИ

  • Игорь Артасов заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) по истории
  • ГОСТИ

  • Леонид Ольшанский Почетный адвокат России, вице-президент "Движения автомобилистов России"
  • Леонид Ольшанский: Управлять автомобилем без номеров запрещено, но у нас нет статьи "стоянка без номерных знаков" Новая инструкция содержит ряд принципиальных изменений, которые прокомментирует наш гость
    вчера

    ГОСТИ

  • Денис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily
  • Виталий Солонин руководитель Департамента беспроводных технологий международной консалтинговой компании J'son & Partners Consulting
  • ГОСТИ

  • Михаил Данилов медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма
  • Благотворительная организация "Ночлежка" запустила тест на оценку риска оказаться на улице Лишь 2% бездомных самостоятельно пришли к такому образу жизни
    вчера

    ГОСТИ

  • Елена Чубакова руководитель межрегиональной общественной организации "Большая Байкальская тропа"
  • Силач Александр Муромский надувает грелку и сворачивает сковороду И рассказывает о подготовке к новому достижению для "Книги рекордов Гиннесса"
    вчера
    Родительский дом отца Бориса Протоиерей Борис Кицко из Пермского края вырастил более 170 детей, брошенных родителями
    вчера

    Чиновники питают иллюзии, говоря, что дети-сироты знают свои права. Ничего подобного! Выпускник детдома не готов к взрослой жизни

    Альберт Сарбалаев президент фонда "Нужны друг другу"
    В России за сутки возникло более десяти лесных пожаров Причины всех пожаров – самовольные выжигание сухой травы
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments