Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Татьяна Кулакова: Авиаперевозки как бизнес очень зависят от доходов населения. Если доходы будут расти, люди начнут летать. По-другому — невозможно

Гости

Татьяна Кулаковадиректор центра Института экономики транспорта и транспортной политики, доктор экономических наук

Оксана Галькевич: Мы продолжаем наш прямой эфир. Мы сегодня запускаем новую рубрику, где будем говорить о наших с вами соотечественниках – о людях, которые так или иначе в силу некоторых обстоятельств оказались, можно сказать, лишними для государства – в силу, может быть, экономических, инфраструктурных, каких-то других причин. Например, сегодня поговорим о том, как наши дальневосточные жители фактически оказались отрезанными от европейской части страны. А все из-за чего? Из-за того, что авиаперелеты весьма и весьма дороги из этой части в центральную часть и, соответственно, из центральной части туда тоже.

Константин Чуриков: Мы понимаем, что на Дальнем Востоке уже фактически ночь началась. Уже больше полуночи. За полночь. Тем не менее, видим по СМС-кам, что вы нас смотрите, уважаемые дальневосточники. Напишите нам, как часто вы можете себе позволить слетать в Москву, когда последний раз это делали, во сколько вам обошелся авиабилет. 8-800-222-00-14 – это телефон для звонков. СМС-портал также работает 3443, в начале буквы "ОТР". А в студии у нас эксперт Татьяна Кулакова, доктор экономических наук, директор Центра института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. Татьяна Владимировна, здравствуйте.

Татьяна Кулакова: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Для начала давайте, чтоб всем было очень наглядно и понятно, о чем мы говорим, не только жителям Дальнего Востока, посмотрим один небольшой сюжет. Раньше как? Раньше дороговизну авиаперелета власти объясняли тем, что всего одна авиакомпания, например, летала из Магадана в Москву. Теперь авиакомпаний три, но авиабилеты не подешевели. Сейчас нам все подробности расскажет Людмила Щербакова.

СЮЖЕТ

Оксана Галькевич: Вот такая картина. Если говорить о самых таких наших отдаленных от Москвы территориях. Здесь ведь получается, что вопрос не только к тем людям, которые живут там и не могут приехать в центральную часть России. Ведь нас тоже жители центральной части спрашивают: "А почему вы не ездите по стране? Почему вы не хотите съездить на Камчатку, на Дальний Восток, в Магадан?". А по тем же самым причинам.

Татьяна Кулакова: У нас эта характеристика называется "транспортная доступность". И для Российской Федерации она, к сожалению, очень низкая. И во всех программах, если вы посмотрите – региональных, федеральных, главная цель развития транспортной системы – это повышение транспортной доступности. То есть, с одной стороны, идет речь о создании необходимой физической инфраструктуры, а, с другой стороны, еще и возможность непосредственно воспользоваться людям этой инфраструктурой. То есть ценовой доступности. И, к сожалению, есть проблемы и с первым, и со вторым.

Оксана Галькевич: А здесь, как в той истории, курица или яйцо? Что вначале – транспортная доступность, инфраструктура, или возможности населения? С чего начинать?

Татьяна Кулакова: К сожалению, здесь очень сложный вопрос, связанный с авиацией. Потому что сам бизнес очень сильно зависит от доходов населения. То есть если доходы будут высокие, следовательно, люди начнут летать, и бизнес будет развиваться. Невозможна другая история – чтобы мы назначаем кучу маршрутов, и тут люди полетели. К сожалению, не бывает такой истории.

Константин Чуриков: Татьяна Владимировна, но у нас были так называемые жирные, сытые, тучные 2000-е, когда, кажется, доходы населения были повышены. Что-то я не припомню, чтобы авиабилет, условно говоря, Москва – Владивосток, стоил дешевле авиабилета условно Москва – Рио-де-Жанейро. У нас почему так дорого стоит одна эта авиамиля? Почему она так дорого обходится в нашей стране?

Татьяна Кулакова: Здесь есть несколько основных моментов, связанных непосредственно с организацией бизнеса. То есть, с одной стороны, у нас большая часть самолетов находится в лизинге. То есть понятно, что лизинговые платежи – это не самая маленькая статья в расходах у авиаперевозчиков. С другой стороны, достаточно большие расходы на керосин, авиатопливо. Это тоже. Затем, естественно, это расходы, связанные с аэропортами. То есть если вы посмотрите, аэропортовые сборы – это тоже существенная такая часть. И в результате получается все это вместе плюс НДС, и в результате мы получаем очень большие расходы.

Оксана Галькевич: Это получается чистая логистика: точек мало, обслуживание дорогое, рейсов мало, людей мало.

Татьяна Кулакова: Да, совершенно верно.

Оксана Галькевич: И в этой экономике в принципе, скажите, как экономист, при таких условиях задачу можно решить как-то так, чтобы это было доступно?

Татьяна Кулакова: Во всем мире это решается с помощью субсидий. И государство ввело специальные программы по субсидированию этих перевозок из регионов Дальнего Востока. Без этих субсидий невозможно что-то сделать. Потому что проблема заключается в том, что авиация развивается хорошо там, где есть бизнес-связи, где активно идет взаимодействие между регионами. К сожалению, Дальний Восток с нашей европейской частью с точки зрения экономических связей слабо связан. И поэтому здесь тоже есть этот вопрос с точки зрения развития авиации. Потому что на туристах очень сложно заработать. Потому что они же редко летают.

Константин Чуриков: Хорошо. Давайте просто посмотрим на эти цифры. Сейчас у нас есть возможность вглядеться в ценники, сколько стоит тот или иной авиабилет для регионов Дальнего Востока. Вот из Приморья. Это все в Москву. 33000. Чукотка – тоже 33000. Сахалин – 29000. Камчатка – 29000. Ненецкий автономный округ - кстати, до Москвы не так уж и долго лететь, но почему-то 29000 авиабилет стоит. Хабаровский край – 27000. И схожая цена – это Еврейская автономная область. Я не очень понимаю, почему Ненецкий автономный округ так дискриминируется.

Татьяна Кулакова: Необходимо смотреть на уровень, опять же, аэропортовых сборов и стоимость керосина. У нас очень сильно все это различается в регионах. И это, естественно, приводит их к дифференциации. Плюс какие из авиакомпаний летают.

Константин Чуриков: Татьяна Владимировна, объясните мне, глупому: мы же свое горючее делаем, сами добываем нефть, сами из этого делаем керосин. То есть свое. Раз. Авиационная техника, самолеты. У нас же есть какой-никакой, но "Сухой Суперджет 100". Для среднемагистральных и ближнемагистральных перевозок сгодится. Нет?

Татьяна Кулакова: Нет.

Константин Чуриков: Почему так у нас?

Татьяна Кулакова: Во-первых, не везде есть нефтеперерабатывающие заводы, которые бы производили.

Оксана Галькевич: То есть это еще надо туда привезти все это?

Татьяна Кулакова: Естественно. И плюс все зависит от того, сколько этих компаний, которые поставляют керосин. То есть надо же смотреть не только на то, сколько авиаперевозчиков у нас оказывают эти услуги, но и каков уровень конкуренции в сопутствующих услугах. И здесь окажется, что все не так благополучно в регионах. И вопросы, связанные с конкуренцией в вопросах снабжения и топливом, и другими услугами, стоит. Его необходимо решать.

Оксана Галькевич: Нам, кстати говоря, жалуются не только жители тех территорий, которые ты перечислил, но пишут и из Новосибирской области: "Вы удивитесь, но большинству жителей Западной Сибири авиаперелеты тоже недоступны". С Вологодчины нам пишет человек: "Живу в Вологде. Тоже не могу никуда поехать. Денег нет, а я весь в работе, но заработать не удается". Приморский край пишет: "Создается впечатление, что мы действительно лишние люди. Зарплаты нищенские. Северяне могут два раза в год бесплатно, опять же, по государственной программе, выезжать на отдых. А я за 20 лет не могу съездить на свою Родину".

Константин Чуриков: Татьяна Владимировна, а давайте попробуем сформулировать, может быть, даже не самим себе и не столько зрителям, а государству, что ему надо сейчас сделать, чтобы люди стали в стране мобильнее. Что нужно сделать для того, чтобы авиабилеты стали доступными по цене? Чтобы не за 30 с лишним тысяч можно было улететь с Дальнего Востока в Москву, а за меньшую сумму. Что для этого требуется?

Татьяна Кулакова: Есть несколько направлений, но среди них, пожалуй, наиболее реализуемое – это, конечно, снизить налоговую нагрузку для авиакомпаний. То есть для того, чтобы они могли развивать свой бизнес. Это имеется в виду, например, убрать все таможенные платежи при импорте самолетов любой вместимости. Это для того, чтобы начала развиваться региональная авиация. Это и снизить налоги НДС, и так далее. То есть здесь есть возможности для того, чтобы с этим побороться.

Константин Чуриков: Секундочку. Как только снизят эти пошлины…

Татьяна Кулакова: Цены упадут.

Константин Чуриков: Для новых самолетов, которые из-за рубежа приходят. Но также возникнет какой-нибудь чиновник, который скажет: "Что вы! Мы губим наш отечественный авиапром. Теперь точно никто не будет летать на наших "Сухих Суперджетах".

Татьяна Кулакова: Здесь же надо смотреть, опять же, с точки зрения развития бизнеса. Мы же выбираем те воздушные суда, которые более энергоэффективны. И поэтому мы можем, конечно, заставить все наши авиакомпании летать на Ил-96. Но мы прекрасно понимаем, что это такое транспортное средство, которое много потребляет. Эксплуатационные издержки будут сумасшедшие. И от этого лучше не станет, то есть транспортная доступность не улучшится. Но здесь вопрос встает не в сочетании тех задач, которые перед нами стоят. Это, с одной стороны, конечно, импортозамещение. Но, с другой стороны, транспортная доступность определяется издержками авиакомпании и, следовательно, ценами на услуги.

Оксана Галькевич: Комментируя СМС-сообщения наших телезрителей, СМС-ка из Вологодчины: "Тут можно жаловаться, живя в таких городах, еще и на то, что, допустим, человек из Вологды, с Костромы или еще откуда-то, если оттуда есть какие-то перелеты, хочет полететь, например, на Дальний Восток, ему сначала надо добраться до Москвы, потому что все перелеты из Москвы". Если вы хотите из Новосибирска куда-нибудь в Петропавловск-Камчатский, ты сначала 4 часа летишь на самолете до Москвы, а потом еще сколько-то часов из Москвы до Петропавловска-Камчатского ты летишь туда. Я, конечно, понимаю, что все дороги ведут в Третий Рим, но почему в этом смысле…

Татьяна Кулакова: К сожалению, 85% у нас всех перелетов осуществляется через Москву.

Константин Чуриков: Станислав из Норильска выходит в прямой эфир. Станислав, здравствуйте. Добрый вечер.

Зритель: Я хотел бы задать вопрос. Перед нами сидит кандидат наук, рассказывает, что необходимо топливо завозить прямо… У нас билеты стоимостью тоже не менее 25-28 тысяч в Норильске. Я хочу вам сказать, что самолет летит 4 часа из Москвы до Норильска и возвращается на этой же московской заправке в Москву. То есть он не дозаправляется в Норильске. Почему такая цена бешеная на авиабилеты? Керосин к нам не завозят.

Оксана Галькевич: Вот так.

Константин Чуриков: Самолет заправляется в Москве. В чем проблема?

Татьяна Кулакова: Необходимо смотреть всю структуру стоимости авиабилетов. И, естественно, здесь встают вопросы, еще и связанные с заработными платами наших пилотов. Это идет аэронавигационное обслуживание и так далее. То есть там в структуре затрат мы можем наблюдать большое количество этих издержек. И, естественно, они все достаточно большие с точки зрения, опять же, территории.

Константин Чуриков: Зритель нам пишет: "Мимино коров возил, а мы даже людей не можем перевозить". Из Краснодарского края предлагают такой рецепт: "Нужно стратегическое мышление и любовь к Руси".

Оксана Галькевич: У нас звонок из Хабаровска. Наталья, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Ваш гость в эфире говорил о том, что все зависит от того, есть ли нефтезаводы или нет нефтезаводов.

Оксана Галькевич: Зацепились как за эту фразу.

Зритель: Да, конечно. У нас, к примеру, в Хабаровске есть нефтезавод. Расскажите мне, пожалуйста, все-таки почему же такие дорогие перевозки.

Константин Чуриков: У вас же даже там, кажется, в Комсомольске-на-Амуре делают и "Сухие Суперджеты", если я ничего не путаю. Там же?

Зритель: Да, конечно. Делают.

Константин Чуриков: Видите. И нпз есть, и завод есть.

Оксана Галькевич: Видимо, все-таки экономика процесса не считается только по точке Хабаровск, например. Суммарные издержки авиакомпания перераспределяет так или иначе. Такая бухгалтерия очень сложная.

Татьяна Кулакова: На самом деле в советские времена было так называемое перекрестное субсидирование. То есть для того, чтобы развивать региональные перевозки (они были дешевыми) их компенсировали за счет магистральных. Дело в том, что внутренние перевозки убыточные по оценкам. И они компенсировали эти убытки за счет зарубежных перевозок. Но туристы стали меньше летать. И в принципе из-за падения доходов люди стали меньше летать. И в результате это привело и к плохой экономике авиакомпаний.

Константин Чуриков: Татьяна Владимировна, но над Российской Федерацией все еще летает множество самолетов с разными богатыми людьми из разных стран, которые летят из Сингапура в Лондон, например, летят над Российской Федерацией. Или из Лос-Анджелеса в Париж тоже, может быть, летят. Российская Федерация зарабатывает же на этом какие-то деньги? Куда они идут с точки зрения субсидирования и так далее?

Татьяна Кулакова: Эти роялти за пользование транссибирскими маршрутами направляются… несколько зарубежных компаний платят эти денежные средства. И они направляются в "Аэрофлот" в силу того, что еще в советские времена именно эта компания получила это право на эти денежные средства. А авиакомпания эти деньги использует уже для развития, соответственно, внутреннего бизнеса.

Константин Чуриков: Как раз в сюжете рассказывалось, что "Аэрофлот" летает у нас, например, в Магадан всего раз в неделю. То есть эти средства используются для развития внутренних перевозок.

Оксана Галькевич: Нам телезрители пишут: "Уважаемые, большая составляющая часть стоимости билета – это вознаграждения топ-менеджерам авиакомпании". С точки зрения управления наших авиакомпаний, даже не о зарплатах топ-менеджеров, хотя мы тут о "Почте России" не так давно вспоминали. Насколько у нас эффективно все это с точки зрения управления? Потому что у нас основные компании – тот же "Аэрофлот", "S7", они ведь с большим государственным участием. С разными долями, разные по эффективности, но, тем не менее, по мировым аналогам… Тому ли они уделяют должное внимание? Много ли? Может быть, надо не размер у стюардесс соблюдать и формы перешивать, а заниматься сокращением издержек, а не следить, у кого 90-60-90 – хоп, 80, а другими вещами как-то заниматься?

Татьяна Кулакова: Эффективность компании, конечно, зависит от множества факторов. Но в том числе и от эффективности менеджмента. Скажем, здесь, конечно, вопросы, связанные с деятельностью компаний и с тем, как управляются – это очень важные вопросы. Но достаточно часто бывает, что и менеджмент хороший, и все. А конъюнктура рынка не способствует тому, чтобы компании активно развивались. То есть это, возможно, и просто сама емкость рынка небольшая. И она не позволяет компаниям компенсировать свои расходы и получать прибыли.

Константин Чуриков: Из Нижегородской области пишут: "Размосковить страну срочно!". Имеется в виду, чтобы не было замкнутости, ориентированности исключительно на Москву всего этого авиационного потока.

Татьяна Кулакова: В связи с этим очень часто эксперты предлагают давать как раз субсидии не на магистральные маршруты, а именно на региональные, чтобы тем самым развивать региональные хабы, и это позволяло бы расширить саму маршрутную сеть, и тем самым это бы позволило людям больше летать и увеличило бы их подвижность.

Оксана Галькевич: Но это же логичная логистика. Новосибирск в центре страны, Иркутск на пересечении всех…

Татьяна Кулакова: Надо развивать региональные хабы, абсолютно верно, для того чтобы решить эту проблему.

Константин Чуриков: Мы говорили о транспортной покамест все-таки недоступности в нашей стране. В студии была Татьяна Кулакова, директор Центра институт экономики, транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, доктор экономических наук. Спасибо, Татьяна Владимировна. Программа "Отражение" через пару минут продолжится. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Давид Мелик-Гусейнов директор НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Москвы
  • Виктор Рожков координатор проекта ОНФ "Народная оценка качества"
  • ГОСТИ

  • Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании "Открытие Брокер"
  • Иван Родионов профессор Департамента финансов ВШЭ
  • ГОСТИ

  • Александр Верховский директор информационно-аналитического центра "СОВА"
  • ГОСТИ

  • Михаил Миндлин искусствовед, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
  • ГОСТИ

  • Кирилл Парфенов кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова
  • Илья Гращенков директор Центра развития региональной политики
  • ГОСТИ

  • Павел Грудинин директор "Совхоза имени Ленина", заслуженный работник сельского хозяйства России
  • ГОСТИ

  • Василий Симчера профессор, вице-президент Российской академии экономических наук
  • ГОСТИ

  • Евгений Коган президент инвестиционной группы "Московские партнеры", профессор Высшей школы экономики
  • ГОСТИ

  • Ольга Воробьева доктор экономических наук, руководитель научно-исследовательского центра МПСУ
  • Елена Назарова профессор кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС, доктор социологических наук
  • ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • Показать еще
    Показать еще
    Скончалась актриса Вера Глаголева Причиной смерти могло стать онкологическое заболевание
    27 минут назад
    Суд оштрафовал координатора "Последнего адреса" за установку мемориальной таблички Штраф выписали за вред, причиненный объекту культурного наследия
    30 минут назад
    Сергей Шнуров вызвал на баттл Владимира Познера Телеведущий назвал предложение "пиаровской акцией"
    час назад
    2 часа назад
    Написавшего о проблемах с банками сотрудника "Альфа-капитала" вызвали в ЦБ Ранее информацию из сообщения назвали "частным мнением"
    2 часа назад
    СМИ: Минздрав призвал увеличить расходы на препараты для ВИЧ-инфицированных Всего на борьбу с ВИЧ ведомству требуется 21,6 миллиарда рублей
    3 часа назад
    Родители сбитого в Балашихе мальчика отказались от эксгумации тела У защиты потерпевших нет уверенности, что это поможет делу
    3 часа назад
    СК проверит информацию об убийстве котенка несовершеннолетними в Самарской области Девочки-подростки транслировали убийство животного в прямом эфире
    3 часа назад
    Жириновский обещал запросить данные о ходе расследования нападения на Навального Соответствующее заявление политик сделал в эфире "Эха Москвы"
    4 часа назад
    4 часа назад
    В России в два раза вырос импорт бриллиантов В страну привезли 60 с половиной тысяч обработанных и необработанных алмазов
    5 часов назад
    Около 40 % россиян вообще не употребляют спиртное С 2009 года этот показатель увеличился на четырнадцать пунктов
    6 часов назад
    Пострадавшему от паводка Приморью поступил первый транш от правительства Всего от жителей пришло 2207 обращений с просьбой о помощи
    6 часов назад
    6 часов назад
    "Альфа-капитал" разослал письмо с предупреждением о возможных проблемах у четырех банков ЦБ уже сообщил о намерении обратиться по этому поводу в ФАС
    7 часов назад
    "Ъ": новый посол России в США вступит в должность 1 сентября Предположительно, им станет замглавы МИДа Анатолий Антонов
    7 часов назад
    СМИ: Андрей Малахов будет вести передачу "Прямой эфир" на "России 1" Также он станет сопродюсером нескольких проектов канала
    8 часов назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments