Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Вячеслав Лещинер: Выпускник начальной школы должен уметь пользоваться компьютером, потому что мы живем в информационную эпоху

Гости

Вячеслав Лещинернаучный сотрудник ФГБНУ "ФИПИ", разработчик ЕГЭ по информатике

Константин Чуриков:Ну а сейчас – наша постоянная рубрика "О ЕГЭ предметно". Все меньше и меньше времени остается до единого госэкзамена. Волнуются выпускники, одиннадцатиклассники.

Оксана Галькевич:Страшно.

Константин Чуриков:Переживают родители. Учителя – тоже. Конечно, у них, как говорится, нервы не на месте, потому что надо, чтобы ребята показали хороший результат. И вот сегодня будем говорить о едином госэкзамене по информатике. Все вопросы, которые у вас есть по этому поводу, вы можете прямо сейчас задавать нашему эксперту в студии. Это Вячеслав Лещинер – научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, разработчик ЕГЭ по информатике. Телефон включен: 8-800-222-00-14. SMS также работает.

Вячеслав Роальдович, здравствуйте.

Вячеслав Лещинер:Здравствуйте.

Оксана Галькевич:Вячеслав Роальдович, давайте будем готовы к тому, что сейчас будут звонить нам выпускники, задавать вопросы какие-то конкретные. Может быть, даже мы не всегда в курсе. Мы с Константином давно сдавали ЕГЭ… Не сдавали.

Константин Чуриков:По информатике точно экзамен никакой не сдавали.

Оксана Галькевич:И по информатике, да. Друзья, если вы в этом году заканчиваете школу и вы выбрали себе информатику в качестве экзамена – звоните. Прекрасная возможность выяснить напрямую. Если вы педагог, преподаватель информатики – звоните. Бесплатный телефон 8-800-222-00-14 в нашей студии установлен. Пишите нам на SMS-портал, мы передадим нашему гостю. И также родители очень часто подключаются к обсуждению этой темы.

Скажите, пожалуйста, а сколько вообще по статистике ребят выбирают информатику в качестве экзамена, единого государственного экзамена?

Вячеслав Лещинер:Ну, эта цифра примерно одинаковая в последние годы (в смысле – доля выбирающих). Около 50 тысяч выпускников сдают экзамен, и это примерно 7% от всего числа выпускников.

Оксана Галькевич:То есть 50 тысяч – это все ребята, которые в принципе школу заканчиваю, да? И 7% от всех…

Вячеслав Лещинер:Нет. 7% – это как раз те 50 тысяч от тех, кто заканчивают школу.

Оксана Галькевич:Понятно. 7% равно 50 тысяч. Понятно.

Вячеслав Лещинер:Да. А так всего выпускников обычно 800 тысяч.

Константин Чуриков:Скажите, пожалуйста, а вот собственно при поступлении в какие вузы требуется как раз сдавать именно этот экзамен?

Вячеслав Лещинер:Ну, информатика – третий экзамен для технических специальностей. В технических специальностях существует четыре… Министерство образования установило четыре экзамена, из которых вузы могут выбрать три. Это обязательно для всех русский язык, естественно. Это математика, которая в технических вузах обязательна. И либо физика, либо информатика. Во многих вузах на одни специальности смежные установлен экзамен по информатике, другие вузы устанавливают экзамен по физике. И очень небольшое количество вузов – буквально московские университеты, некоторые факультеты – там четыре экзамена сдавать, и физику, и информатику обязательно.

Оксана Галькевич:Математика и русский язык – это обязательные предметы. У них есть базовый уровень…

Вячеслав Лещинер:Русский язык – обязательный предмет для всех вузов. А математика – для большинства специальностей, которые связаны с инженерным делом, с точными науками и так далее.

Оксана Галькевич:Я к тому, что в этих предметах есть базовый уровень, а есть более сложный. В информатике этого нет? Это уже предполагает, что молодой человек, выбирающий информатику в качестве экзамена, интересуется этим предметом несколько глубже, чем вообще.

Вячеслав Лещинер:Да, безусловно, безусловно. Экзамен по информатике – профильный экзамен. Конечно, его сдают в основном те, кто собираются поступать на специальности, связанные с информационными технологиями, то есть связанные с компьютерами, с будущим, с эксплуатацией, с разработкой компьютеров и так далее.

Константин Чуриков:Но важный все-таки аспект: мы все так или иначе пользуемся компьютерами. И где эта грань между обычной, что называется, продвинутостью и способностью уже профессионально в это погружаться, и в том числе сдавать ЕГЭ по информатике?

Почему спрашиваю? Потому что сейчас нахожусь на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), как раз в разделе "Открытый банк заданий по информатике". Может быть, режиссеры сейчас выведут вот эту страничку. Вот я читаю один из вопросов, один из примеров: "Какой минимальный объем памяти в килобайтах нужно зарезервировать, чтобы можно было сохранить любое растровое изображение размером таким-то при условии, что в изображении могут использоваться 16 различных цветов?" И я так подозреваю, что это далеко не самый сложный вопрос. Это он буквально вверху.

Вячеслав Лещинер:Да, это базовый вопрос на самом деле.

Константин Чуриков:Да? И что? Прямо навскидку ребята отвечают сразу так?

Вячеслав Лещинер:Ну да. Это, в общем, несложный вопрос. На вопросы такого типа отвечают примерно 70–75% тех, кто пришел на экзамен.

Оксана Галькевич:Опозорил ты ОТР, Константин, сейчас в прямом эфире!

Константин Чуриков:Нет, секундочку, секундочку! Нет, одно дело – пользоваться информацией, а другое дело – взвешивать какие-то сугубо технические параметры.

Вячеслав Лещинер:Ну, это вопрос кодирования. У нас есть тема в информатике "Кодирование информации". Соответственно, оценка объемов. Экзамен ведь не просто так делается. Он делается на основании некоторых документов. Эти документы – это Кодификатор содержания и Кодификатор требований к результатам подготовки выпускников, составленные на основе Стандарта. Существует Стандарт образования, и на основании него составляется вот этот Кодификатор. А дальше есть Спецификация экзамена. Это документ, в котором написано, сколько там всего будет заданий, какой они будут сложности, сколько там будет сложных заданий, сколько попроще и так далее, как они построены. Кончается эта Спецификация таким планом работы, то есть где написано просто конкретно, на какой позиции какое задание будет стоять. В частности, задание, которое вы процитировали (ну, типа этого, конечно), про кодирование графической информации – оно будет 9-м пунктом.

Константин Чуриков:Я просто, видимо, забыл, как далеко ушел прогресс и как изменились уроки информатики с наших пор, потому что у нас стояла машина, и она называлась ЭВМ какая-то.

Оксана Галькевич:А у тебя какая была ЭВМ? Расскажи.

Константин Чуриков:И QBasic, вот эти языки. Это все, что я помню. Больше ничего не помню.

Вячеслав Лещинер:То есть вы помните язык, на котором вы писали программы. Это большое дело.

Константин Чуриков:Я помню их название исключительно.

Оксана Галькевич:Слушайте, а у меня еще были компьютеры, знаете, с зелеными буковками на темном… Мне восемнадцать, клянусь! Ну, просто так случилось. Ну, старые были компьютеры у нас.

Вячеслав Лещинер:Просто вы хорошо все помните.

Константин Чуриков:Скажите, пожалуйста, а как лучше подготовиться все-таки к этому экзамену? Есть учебник, есть уроки в школе, но все-таки это же не базовый уровень, это профильный экзамен.

Вячеслав Лещинер:Это профильный экзамен, это правда. Конечно, в нем есть некоторое количество заданий базового уровня. И тем, кто изучал информатику… Дело в том, что информатика – это предмет, который может изучаться на базовом и профильном уровне, и это очень сильно различается. То есть профильный уровень – это до 4 часов информатики в неделю. И это довольно много получается.

Оксана Галькевич:А это в каком классе, простите, начинается до 4 часов? У меня ребенок в пятом классе, и у них началась информатика.

Вячеслав Лещинер:Разговор идет про старшие классы. ЕГЭ – это вообще экзамен за полную среднюю школу, то есть за десятый и одиннадцатый класс. В девятом классе школьники сдают основной государственный экзамен. И курс в основной школе информатики – всего 105 часов, 3 года по 1 часу обязательных предметов. А остальное все – это уже школьный компонент учебного плана. А в старшей школе существует два варианта – профильный курс и базовый курс. Базовый курс – 1 час в неделю, то есть это 70 часов за 2 года. А профильный курс – в 4 раза больше, то есть это 280 часов. 280 часов – это довольно приличный объем. За это время уже большой материал можно изучить. Соответственно, и опыт самостоятельного программирования получить, и так далее.

Оксана Галькевич:Вы знаете, вот по поводу информатики. Честно надо признать, когда мы только начинали, у нас появлялся этот предмет в школьной программе, и все как-то было… Все еще пробовали, искали, как правильно предмет преподавать, сколько часов. Сейчас, я так понимаю, что уже более понятно. Но вот люди нам жалуются – говорят, что во втором классе у них начали преподавать информатику. Не рано ли это? У меня ребенок в пятом классе, там у него в этом году началась информатика, но мне кажется, что это вполне себе.

Вячеслав Лещинер:Ну, в начальной школе информатика – это в некотором смысле…

Оксана Галькевич:Скорее игра?

Вячеслав Лещинер:Во-первых, это скорее игра. А во-вторых, это решение школы конкретной, потому что как такового предмета "информатика" в начальной школе нет. Но есть Стандарт начального образования, современный, новый Стандарт начального образования, который уже устанавливает довольно большие требования к информационно-коммуникационным компетентностям выпускников начальной школы. То есть выпускник начальной школы должен уже пользоваться компьютером уметь (и печатать на нем, и редактировать видео, и записывать звук, и многое другое), потому что мы живем в информационную эпоху.

Константин Чуриков:Да, я себя чувствую отставшим от жизни человеком, когда вижу вот эту эсэмэску из Саратовской области: "Допустимо ли импортирование базовых библиотек для решения заданий второй части? Например, модуля для языка Pawn?"

Вячеслав Лещинер:Да, допустимо для решения задачи 27.

Константин Чуриков:Чтобы все понимали вокруг, о чем вы говорите…

Вячеслав Лещинер:Ну, в нашем варианте ЕГЭ есть вторая часть – это задания с развернутым ответом. Там их четыре всего. Одно задание – на поиск ошибок, там ничего не надо импортировать. Второе задание – 25-е – оно не требует никаких библиотек и пишется… Это задание на запись алгоритма, и эта запись предполагает довольно строгие правила. В частности, там требуется инициализация переменных, например. По этому поводу тоже часто спрашивают: "Система программирования автоматически инициализирует переменные. Вот зачем это писать?" Но там написано, что если пропущена инициализация переменных, то это ошибка. Ровно потому, что в алгоритме, так скажем, элемент этот есть. Другое дело, что компьютер его может сделать, но он все равно существует в алгоритме, это элемент алгоритма. 26-я задача вообще связана с обоснованием выигрышной стратегии, она не программистская.

А вот 27-е, самое большое задание – он предполагает написание самостоятельной программы. И там можно пользоваться любым языком программирования, это можно делать на любом языке программирования. И для данного языка программирования, который человек выбрал на экзамене… Он должен указать, правда, версию это языка – это на случай проверки, входят ли те инструкции, те программы, те команды, которые он использует, в эту версию. Он указывает версию. Соответственно, тогда он может пользоваться любыми библиотеками, любыми стандартными функциями и так далее. Это можно. Другое дело, что это все не нужно. Но можно.

Константин Чуриков:Скажите, а можно ли, соответственно, сдать этот экзамен и получить высокие баллы, не имея какого-то самостоятельного программирования?

Вячеслав Лещинер:Это вопрос – что понимать под высоким баллом? Если требуется такой балл, который нужен для поступления в ведущие вузы…

Константин Чуриков:Да, замахнемся давайте на них, вот интересно.

Вячеслав Лещинер:Ну, больше 80 баллов. В общем, нет конечно. А нет, потому что 27-е задание – вот это последнее, которое требует уже написания самостоятельной программы, – оно дает все-таки 4 первичных балла, и это как раз верхняя десятка. То есть, конечно, не сделав его и сделав все остальное, можно получить 90 баллов по 100-балльной шкале, но это трудно. Тем более что в первой части есть 23-е задание, которое довольно сложное. Мы считаем, что это сотый балл для 100-балльников, которые уже решили задачу 27-ю, которая дает 4 балла первичных.

Константин Чуриков:А вот интересно…

Оксана Галькевич:Костя, не позорься.

Вячеслав Лещинер:А потом, после этого последняя такая задача для тех, кто уже совсем все знает, потому что она тяжелая, она технически сложная, она на преобразование логических выражений, система логических выражений. В общем, это такая…

Оксана Галькевич:А много ли 100-балльников, кстати?

Константин Чуриков:А давайте просто зрителей напугаем – покажем, как это выглядит просто.

Вячеслав Лещинер:Покажете что?

Константин Чуриков:Да вот просто на выбор. Вот несколько заданий, как это визуально…

Вячеслав Лещинер:Вы из открытого банка их будете брать, да?

Константин Чуриков:Да, из открытого банка. Вот смотрите.

Вячеслав Лещинер:Они немножко не так выглядят, как в варианте.

Константин Чуриков:Вот! Это чтобы сойти с ума.

Вячеслав Лещинер:Лучше взять…

Оксана Галькевич:Костя, люди разные.

Вячеслав Лещинер:Давайте посоветуем нашим зрителям зайти на сайт ФИПИ, но не в открытый банк. Открытый банк – это уже для тренировки, конечно. А надо зайти на сайт ФИПИ, и там есть демонстрационная версии всех экзаменов. Есть там раздел такой "Демоверсии, спецификации, кодификаторы".

Константин Чуриков:Вижу, вижу, да.

Оксана Галькевич:Покажите, пожалуйста, режиссеры, наш компьютер.

Вячеслав Лещинер:И там архив… Ну, его придется распаковывать.

Константин Чуриков:Сейчас я его распакую.

Вячеслав Лещинер:Из этого архива можно вынуть демонстрационную версию.

Константин Чуриков:Демо. Сейчас попробуем.

Вячеслав Лещинер:И вот там уже она выглядит действительно ровно так, как будет выглядеть внешне сам вариант. То есть вот она так же полиграфически сделана и так далее.

Константин Чуриков:Так, тут подписи, отпечатки пальцев. Так, что еще?

Вячеслав Лещинер:Нет, подписи – это титульный лист, естественно.

Константин Чуриков:Ой-ой-ой! Как все сложно! Смотрите как. Вот это точно не для средних умов. Я думаю, десять раз надо попробовать.

Вячеслав Лещинер:Вот так вариант выглядит. Примерно вот такого рода таблица.

Константин Чуриков:Подождите. И это надо выполнять не у компьютера? Это надо самому вот это все написать от руки?

Вячеслав Лещинер:Нет, ну что значит "от руки"? Вы видите, там есть строчка, написано "Ответ". В этом ответе, скорее всего, требуется написать натуральное число. У нас там в первой части 23 задания, в которых 22 ответа – это натуральные числа, то есть просто числа без знака. И одно – 2-е задание – предполагает ответ в виде строки букв. Это имена переменных просто, которые надо поставить: X, Y и Z.

Оксана Галькевич:Скажите, прорешивая задания из этого открытого банка, можно ведь здорово подготовиться?

Вячеслав Лещинер:Да.

Оксана Галькевич:Мы всегда об этом говорим…

Вячеслав Лещинер:Конечно, конечно, конечно. Безусловно, готовясь. Если вопрос пошел "как готовиться самостоятельно?", то готовиться надо так. Надо взять демонстрационную версию, если еще не видели, или взять какой-то вариант похожий из каких-нибудь сборников. Ну, лучше, конечно, демоверсию взять. И ее на время, как положено, как на экзамене, попытаться выполнить, не давая себе никаких скидок, никуда не заглядывая, не подсматривая и так далее. И проверить себя с точки зрения того, что получилось. В демоверсии, естественно, есть ответы и решения.

Проверить себя и понять, с какими заданиями абитуриент справился легко, а с какими, в общем, у него есть проблемы. И как раз задания, с которыми есть проблемы, нужно делать. То есть решать варианты бесконечно, повторяя те задачи, которые уже научился решать, смысла большого нет. А вот если методично именно тип, определенный тип заданий делать, то тогда это, конечно, поможет.

Оксана Галькевич:А в открытом банке информация по заданиям за сколько лет, так скажем? Я, например, когда не к информатике, а к английскому языку готовилась серьезно весьма, то за достаточно продолжительный период было…

Вячеслав Лещинер:Ну, вообще в этот открытый банк попадает… Вот то, что туда попало, оттуда уже не пропадает. То есть там как бы они лежат, и все. Другое дело, что задания, конкретные варианты делаются частично из заданий этого банка, но существенная их часть – все-таки это задания, которые никогда не были опубликованы. И это тоже, кстати, вопрос, который нам все время задают: почему у нас всегда в варианте есть какие-то такие новые задания? Все сразу начинают: "В этом году опять у вас было такое 18-е задание, – или какое-нибудь еще, – которого все испугались, которое решили плохо".

Константин Чуриков:Я их понимаю.

Вячеслав Лещинер:Во-первых, это экзамен все-таки. Во-вторых, в спецификации… Как раз надо почитать спецификацию. В спецификации на эту тему написано, там очень четко указано, какие задания предполагают решение… проверку знаний и умений в стандартной ситуации школьной (это как раз задания такие более или менее стандартные, которые привычные), а какие – в новой ситуации. То есть тогда в них будет формулировка все-таки отличающаяся от того, что было в прежние годы. Ну, ровно потому, что мы должны проверить, насколько человек эти знания, которые у него есть, и умения, применяет все-таки в новой ситуации. Умения те же самые, но просто надо понять, что…

Оксана Галькевич:Ситуация другая, да? Может быть, не совсем стандартная.

Вячеслав Лещинер:Ситуация немножко другая. Ну, скажем, в одном случае было раньше задание про одну функцию, а появилось про другую. Ну и так далее. Но в принципе это одно и то же.

Константин Чуриков:Волнуется перед ЕГЭ по информатике, видимо, очевидно, наш зритель Вячеслав из Якутска. Вячеслав, здравствуйте.

Зритель:Здравствуйте.

Константин Чуриков:Какой у вас вопрос?

Зритель:У меня вопрос такой. При поступлении на какие специальности требуется ЕГЭ по информатике? И какие вузы Дальнего Востока и Сибири набирают на такие специальности?

Вячеслав Лещинер:Ну, многие вузы, естественно, набирают на специальности, на которые требуется информатика. Я знаю, что в Якутске, например, в университете на ряд специальностей требуется информатика. Но это нужно выяснять конкретно в том вузе, в котором вы собираетесь… в который вы собираетесь поступать. Потому что на сайте вуза, на сайте приемной комиссии – там написан перечень специальностей и перечень экзаменов, которые требуются для этих специальностей. Очень часто в вузе на одни специальности требуется, скажем, сдавать математику, русский язык и физику, а на другие, смежные специальности – сдавать математику, русский язык и информатику.

Оксана Галькевич:Скажите, пожалуйста… Мы понимаем, что структура экзамена такая сложно организованная, но, может быть, вы посоветуете какую-то оптимальную стратегию (если она есть, конечно), как правильно выполнять задания, как подходить? Может быть, какую-то часть первую, потом – следующую?

Вячеслав Лещинер:Ну, понятно, да.

Оксана Галькевич:Или все-таки последовательно? Как?

Вячеслав Лещинер:В общем, тестология (это такая наука сложная о том, как составлять тесты и контрольные работы), она говорит, что подобного рода тесты надо сделать так, чтобы задания постепенно усложнялись. Мы и стараемся этого правила придерживаться. Другое дело, что там содержание тоже немножко разное, потому что просто контрольная работа такого класса, как ЕГЭ, то есть проверяющая, итоговая контрольная работа, – она должна проверять разные темы. Но в целом сложность экзамена увеличивается.

В экзамене есть две части – первая и вторая. Они различаются просто типами заданий. В первой части – 23 задания с кратким ответом, а во второй части – 4 задания с развернутым ответом. Они более трудоемкие просто потому, что надо писать ответ, а он предполагает довольно… ну, не очень длинный, но, в общем, некоторый текст. В одном случае это 5 строчек, в другом случае это 10 строчек, но тем не менее их надо написать, это не просто написать число. И на их выполнение требуется время. Самое большое время требуется на выполнение 27-го задания, последнего. Это такая очень трудоемкая вещь.

Поэтому мой совет такой: нужно решать задачи последовательно. Но если чувствуется, что есть какая-то заминка, то есть… ну, ка-то вот непонятно, что там делать, и явно время уходит, так скажем, а задача не поддается, то ее, конечно, стоит пропустить и решать дальше. При этом 23-ю задачу нужно пропускать однозначно, потому что она гораздо сложнее, чем 24-я и 25-я (именно потому, что она с кратким ответом), и ее делать последней. Я уже сказал, что 23-я задача – на сотый балл. Это для тех, кто все знает.

Оксана Галькевич:Вот! Кстати, это очень важно.

Константин Чуриков:Скажите, пожалуйста, а какой язык программирования лучше использоваться, чтобы все-таки хорошо выполнить задания?

Вячеслав Лещинер:У нас все фрагменты программ и алгоритмов, которые записаны… Вы видели, показывали демоверсию. Там такие таблицы, в которых фрагменты программ на разных языках. У нас все фрагменты программ написаны на пяти языках. Любым из них, конечно, можно пользоваться, и все они эквивалентны, то есть это одно и то же, просто на разных языках: на Basic, Python, Pascal, на школьном алгоритмическом языке и языке C. А писать 27-ю задачу на самостоятельное программирование, я уже сказал, можно на любом языке программирования в любой его версии, используя любые библиотеки. Другое дело, что, как показывает практика, те выпускники, которые не очень как бы… Ну, сложно сказать. Не очень…

Константин Чуриков:В теме.

Вячеслав Лещинер:Ну, не очень хотят себя показать, так скажем, и выбирают какие-то стандартные языки – они оказываются в лучшем положении. Дело в том, что то, что ты выбрал какой-то экзотический язык, может только ухудшить ситуацию, а не улучшить.

Константин Чуриков:Надо быть проще.

Вячеслав Лещинер:Да. Потому что ведь это же проверяют живые люди. Это эксперты проверяют. Они, конечно, очень много чего знают. И они преподают в вузах в основном, у нас эксперты, или это ведущие учителя информатики и так далее. Но все равно они не могут знать все. И иногда ученик знает больше, чем учитель.

Константин Чуриков:Ты знаешь русский, общаешься на русском. И зачем говорить на суахили, да?

Оксана Галькевич:Редкий человек, который говорит…

Вячеслав Лещинер:Лучше делать это на языке Pascal или на языке алгоритмическом школьном, или на Python. Потому что на Basic сложно писать серьезные программы на самом деле. А на С очень многие пишут, но там очень сложный синтаксис, в котором можно легко ошибиться – и тогда просто программа не будет работать. Поэтому лучше это делать на языке, на котором прозрачный синтаксис, с которым все понятно.

Оксана Галькевич:Спасибо большое. Вячеслав Роальдович, мы желаем вам 50 тысяч 100-балльников в этом году!

Вячеслав Лещинер:Ой, это будет ужасно! Экзамен как раз такой, что 100 баллов должны получать мало людей. А если у нас будет из 50 тысяч хотя бы, скажем, 30 тысяч, которые получат 60 баллов, мы будем довольны. Это как раз хорошо.

Оксана Галькевич:Хорошо. Чтобы ваши желания сбылись, мечты сбылись, чтобы все было именно так в этом году!

Вячеслав Лещинер:Спасибо.

Оксана Галькевич:У нас в гостях, друзья, сегодня был Вячеслав Роальдович Лещинер – научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, разработчик ЕГЭ по информатике. Мы обсуждали нюансы сдачи единого госэкзамена по этому предмету в рамках нашей рубрики "Всё о ЕГЭ".

Константин Чуриков:Ну а через 3 минуты уже большой выпуск новостей, из которого вы узнаете, чем закончились испытания нового истребителя, который сегодня показали Владимиру Путину, почему в Свердловской области в одном из городов люди живут в ледяных бараках и как идут дела с выплатами зарплат шахтерам города Гуково. Все это очень скоро. Ну а через полчаса программа "ОТРажение" продолжится. Не переключайтесь, смотрите ОТР!

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Андрей Нечаев экономист, председатель партии "Гражданская инициатива"
  • Светлана Касина генеральный директор "Национального НПФ"
  • ГОСТИ

  • Олег Рурин заместитель генерального директора госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ"
  • ГОСТИ

  • Алексей Кравцов член Общественного совета при ФССП, председатель Арбитражного третейского суда
  • ГОСТИ

  • Александр Михайленко профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности РАНХиГС
  • Барух Бен-Нерия эксперт по военно-политическим делам (Израиль)
  • ГОСТИ

  • Георгий Федоров президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной палаты РФ
  • Павел Медведев финансовый омбудсмен, доктор экономических наук, профессор
  • ГОСТИ

  • Павел Бранд невролог, медицинский директор сети клиник "Семейная"
  • ГОСТИ

  • Светлана Брюховецкая проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета Правительства РФ, ответственный секретарь приемной кампании
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Андреянов журналист (Ростовская обл.)
  • Евгений Опарин корреспондент (г. Владивосток)
  • Владимир Рудометкин генеральный директор ОАО "Гипроречтранс", председатель Отделения "Транспортное строительство" Российской академии транспорта
  • Жанна Мейлер корреспондент (г. Калининград)
  • ГОСТИ

  • Михаил Крейндлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям "Гринпис России"
  • ГОСТИ

  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • ГОСТИ

  • Владимир Кашин председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН
  • Ольга Башмачникова вице-президент Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России
  • Алексей Кордумов терапевт, врач общей практики (Архангельская обл.)
  • Ольга Чаплина руководитель инициативной группы (д. Кашмаши, Чувашия)
  • ГОСТИ

  • Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, директор московского Центра образования №109
  • ГОСТИ

  • Валентина Сляднева оператор машинного доения
  • ГОСТИ

  • Евгений Ким ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН
  • ГОСТИ

  • Давид Мелик-Гусейнов директор НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Москвы
  • Виктор Рожков координатор проекта ОНФ "Народная оценка качества"
  • Показать еще
    Показать еще
    Илон Маск обратился к ООН с просьбой запретить создание роботов-убийц Его просьбу поддержали специалисты из 26 стран мира
    вчера
    В России отмечается День воздушного флота В городе Свободный Амурской области сотрудники авиабазы устроили для жителей летное шоу
    вчера
    Суд отказался арестовывать турбины Siemens Решение было вынесено 18 августа
    вчера
    20 августа по всей стране проходят митинги обманутых дольщиков Всего заявки на участие подали 12 городов
    вчера
    В Хабаровске в результате драки погиб чемпион мира по пауэрлифтингу Причиной смерти стала черепно-мозговая травма
    вчера
    Россиянин задержан на территории Украины за незаконное пересечение границы Россиянин будет привлечен к административной ответственности
    вчера
    вчера
    Скончался советник министра здравоохранения России Игорь Ланской Он занимал должность советника последние четыре года
    2 дня назад
    Минобрнауки предложило сделать экзамен по русскому языку в устной форме Ольга Васильева исключила вариант отмены единого госэкзамена
    2 дня назад
    Сергей Собянин раскритиковал идею переноса столицы из Москвы за Урал Он пошутил, что чиновников можно сослать на Урал намного дешевле
    2 дня назад
    В Свердловской области растет число пострадавших от борщевика Ежедневно в больницы обращаются десятки жителей
    2 дня назад
    В Рязанской области открылся международный фестиваль кузнечного дела Теперь поселок Истье похож на средневековую деревню
    2 дня назад
    Крымская "Массандра" заявила о повреждении 80 га виноградников в результате схода селя Более точные цифры будут известны после детального обследования
    2 дня назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments